Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношение к труду как ценности Зиятдинов Расим Нотфуллович

Отношение к труду как ценности
<
Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности Отношение к труду как ценности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зиятдинов Расим Нотфуллович. Отношение к труду как ценности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Пермь, 2004 146 c. РГБ ОД, 61:05-9/151

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Отношение к труду как объект философского исследования 14

1.1 Категория «труд» в философских исследованиях от К.Маркса до современности 14

1.2 Базовые категории в изучении отношения к труду 36

1.3 Сущность отношения к труду 49

Глава 2. Отношение к труду в советский и постсоветский периоды российской действительности 73

2.1 Ориентация на труд как на духовную ценность в советский период 73

2.2 Структурное изменение в сфере труда и формирование утилитарно-прагматического отношения к труду в постсоветский период российской действительности 101

2.3 Место труда в системе ценностей и ценности трудовой

деятельности россиян 111

Заключение 132

Литература 138

Введение к работе

Актуальность выбора темы обусловлена недостаточной изученностью отношения человека к труду как к ценности советскими и постсоветскими исследователями, а также сложностью, многомерностью и динамичностью этого чрезвычайно важного для жизни общества социального феномена. Среди учёных есть различные точки зрения на его сущность, содержание, природу. Одни считают, что отношение к труду — это объективное явление, оно зависит от степени развития производственных отношений; другие - что это субъективное качество человека, факт его сознания; третьи — что это противоречивое единство объективного (потребностей, интересов, условий труда) и субъективного (мировоззрения, жизненной позиции, воли, характера, настроения) [См. 9, 12-13]. Отношение к труду имеет исключительно важный социальный смысл и определяет труд в совокупной структуре в данном обществе. То или иное отношение к труду присуще всем общественно-экономическим формациям, и оно зависит не только от сознания, воли, желания людей, а предопределяется теми объективными условиями, в которых живет человек, то есть является субъектно-объектным отношением. Для правильного понимания сущности отношения к труду необходимо, прежде всего, осмысление роли самого труда в жизни человека и общества. Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Он является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности.

Известно, что человек является главной производительной силой и представляет собой единицу трудовых ресурсов. Поэтому, если общество создает условия для более рационального использования этого ресурса, высоко ценит труд, заботится о повышении его эффективности, оно процветает. Формирование человека труда предполагает также формирование у него социально-психологических качеств, позволяющих ему реализовать свой трудовой потенциал. Речь в данном случае идёт об отношении человека к труду как к важнейшей социальной ценности, как к первоисточнику существования, как к интересному и содержательному виду деятельности с учётом его социальной значимости, как к средству самореализации. Известно, что трудовая деятельность является основополагающей в создании материальных благ при любом общественном строе, однако отношение к труду и восприятие индивидом себя как субъекта производственных отношений существенно отличается в зависимости от характера этих отношений. Цель данного исследования отношения человека к труду - это выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение к труду. На поведение человека в его трудовой деятельности, формирование отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают трудовые усилия, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей.

Сущность отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности. Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Трудовое поведение - внешнее, мотивация и оценка - внутреннее проявление отношения к труду. Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью. Социальная активность - мера социальной преобразующей деятельности работников, основанная на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она проявляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая. Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в степени вовлечения работника в общественное производство, в постоянном росте его успехов в этой области, в полной реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности. Общественно - политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической, другой социальной деятельности, в управлении делами производства, в активном реагировании на события федерального, регионального, муниципального уровней, в участии в выборных органах, в работе общественных организаций, собраний, выполнении общественных поручений и др. Познавательно-творческая активность проявляется в стремлении к повышению общеобразовательного и квалификационного уровня, к формированию качеств личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества. Социальное творчество -наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности.

Сегодня, когда с момента начала радикальных экономических реформ в России прошло уже почти 15 лет, можно с уверенностью говорить о том, что в социально-трудовой сфере произошли глубокие изменения. В 1990-е годы в трансформирующемся российском обществе социально-экономическое положение большинства трудящихся ухудшилось. Радикально изменившиеся условия труда и жизни оказали негативное влияние на повседневную деятельность трудящихся, вынужденных изощрятся в поисках форм выживания, адекватных сложившейся социальной ситуации. Вследствие сокращения промышленного производства в особенно тяжелом положении оказались квалифицированные рабочие и ИТР. Какие способы их приспособления к изменившимся условиям явились наиболее распространенными? Какова стратегия их выживания, и что повлияло на её формирование в трансформирующемся российском обществе? Насколько эффективна социальная адаптация рабочих? Какие факторы являются приоритетными в выборе сферы трудовой деятельности?

Социальная адаптация - это процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в результате которого индивид присваивает (потребляет) материальные условия жизнедеятельности и существования, обеспечивающие формирование его как полноценного члена общества. В период трансформации общества, когда нормы и ценности, усвоенные в советской социальной среде, не приводят к удовлетворению насущных потребностей, социальная адаптация тесно связана с интериоризацией индивидом культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды. Адаптационное взаимодействие больших социальных групп и социальной среды - важнейшая составляющая трансформационных процессов в российском обществе. Наиболее ярко процесс социальной адаптации просматривается в трудовом поведении экономически активного населения, которое в силу неблагоприятных социально-экономических условий в стране является, по сути, приспособлением к изменениям социальной среды с целью выживания. Работник, ориентируясь на приспособление к новой среде, придерживается тех социальных норм, правил и образцов поведения, которые позволяют ему выжить, добиться относительного благополучия в трансформирующемся обществе. Однако, наряду с различными способами приспособления к новым условиям жизни, важную роль выполняет переоценка ценностей и норм трудового поведения, ориентация на традиционные или новые нормы взаимодействия в рабочей среде, что привело к формированию новых факторов определяющих отношение к труду как к ценности.

Социально-экономическая трансформация общества, которая произошла в России в начале 90-х гг. при переходе от социалистических отношений к капиталистическим, это трансформации целого типа культуры. Но её осуществление совершили люди со сложившейся системой ценностей, правил и норм поведения, традиций и обычаев хозяйствования, которые нельзя просто забыть и моментально поменять. Снятие идеологических, моральных и других ограничений, действовавших в социалистической системе хозяйствования, предоставили бывшему «советскому человеку» возможность стать субъектом хозяйствования. В России конца XX века совершилась смена способа производства, производственных отношений, и данное обстоятельство, несомненно, вызвало изменения в сознании людей, в их отношении к труду. Квалифицированный труд в 90-е годы перестал обеспечивать необходимый жизненный уровень большинства российского общества. Материальное положение зачастую оказывалось не связанным с добросовестным трудом и независящим от уровня образования. В стране сложилась парадоксальная для современного общества ситуация: интеллект стал цениться дешевле, чем физические способности. Вследствие этого у людей фактически обнаруживалось отсутствие моральной заинтересованности в труде. Автор исследования попытается оценить изменения в обществе и выяснить, как сильно (положительно или отрицательно) они повлияли на отношение к труду как к общечеловеческой ценности.

Это обстоятельство поставило перед исследователем задачу учёта широкого комплекса факторов, влияющих на сознание индивидуумов и результаты их действий как в процессе формирования отношения к труду, так и в процессе самой трудовой деятельности. В их числе существенное место занимают как философские, тате и социальные, психологические, а также социокультурные. Философское восприятие и анализ социокультурных и экономико-политических явлений современной общественной жизни требуют особого внимания к повседневной деятельности индивидов. Предметом особого интереса становится отношение человека к труду.

В советский период исследователи анализировали те аспекты труда, которые были наиболее актуальны для общества того времени. Кроме фундаментальных исследований Г.С. Григорьева (1965), Г.А. Пруденского (1964), С.С. Товмасяна (1972), И.И. Чангли (1973, 1981), В.Г. Смолькова (1975), А. П. Парсиева (1989), следует отметить работы:

- о социалистическом труде - И. В. Буяна (1973), Н.И. Алексеевой (1979), Н.М. Блинова (1979), Л.М. Белова (1980), Е.Н. Герасимова (1981);

- о перерастании социалистического труда в коммунистический - Л.Н. Когана (1960), Г.Е. Глезермана (1961), С.Ф. Елисеева (1961), В.Г. Бадеевой (1971), Г.Я. Голева (1971), Р.К. Ивановой (1983);

- о превращении труда в первую жизненную потребность - Н.С. Новосёлова (1961), Г.С. Григорьева (1965), Г.С. Батищева (1963), П.В. Томчука (1981), А.В. Нельга (1986);

- об условиях и путях формирования личности в труде - Б.Д. Парыгина (1978), Н.Я. Беловой (1978);

- о мотивах и стимулах труда - А.Г. Здравомыслова (1967, 1984), Ф.Н. Щербака (1973, 1976), И.М. Поповой (1976), В.В. Зотова (1980), A.M. Айлазамьяна (1984), X. Хекхаузена (1986), О.Т. Гогиашвили (1988);

- о проблемах труда в свете научно-технической революции - А. Н. Попова (1974), П.Ф. Петроченко (1975), Н.И. Иванова (1978), В. К. Врублевского (1980, 1984);

- о формировании коммунистического отношения к труду - В.А. Ядова (1964, 1983), В.Я. Суслова (1985), В.А. Мальцева (1988);

- о взаимосвязи труда и человеческой деятельности в целом - Г.С. Батищева (1969), Н.С. Кветного (1974), Э.Г. Юдина (1978), В.П. Фофанова (1981), Л. Николова (1984), В.Я. Суслова (1984).

В 90-е годы заметен некий спад в изучении проблем труда в его социально-философском аспекте, но необходимо отметить исследования философов, экономистов и социологов, посвященные общим вопросам труда: А.И. Кравченко (1991), Т.М. Михайлова (1998, 1999), К.А. Кирсанов (2003). Также следует выделить работы, авторы которых рассматривают изменения, произошедшие в отношении к труду в России в начале 90-х годов: 3. Куприянова (1994), В.Д. Патрушева А.Л. Темницкий (1994), Е.Алексеева (1995), Г.Э. Слезингер (1996).

Содержание нашего исследования вызвало необходимость изучения работ о структуре ценностей в обществе, в особенности в постсоветский период. В нашей стране начало изучения ценностей, ценностных отношений и ориентации совпадает с общим подъемом психологических и социологических исследований в начале 60-х годов. Характерной чертой исследования ценностных ориентации в этот период является исключительная полисемантичность и отсутствие общепризнанного определения понятия «ценность», обусловленная сложностью самого объекта исследования, а также различием подходов к данной проблеме. В философии данная категория рассматривалась с гносеологической стороны. В социологии - как компонент социальной системы. В психологии - как механизм регуляции поведения и деятельности. Понятие ценностных ориентации на общефилософском уровне связывается, прежде

всего, с категориями марксистской аксиологии «ценность», «ценностное отношение». Эти понятия находятся в центре внимания в работах В.П. Тугаринова (1960, 1968, 1969), В.А. Василенко (1964), О.Г. Дробницкого (1967) и др. Все принятые в литературе различные определения ценности как значимого или должного, нормы или идеала, как предмета различного интереса, предпочтения и оценки, на самом деле не противоречат друг другу, поскольку входят на разных уровнях в целостную структуру ценности и проявляются соответствующим образом в зависимости от ситуации. Специфика основных ценностей не может быть объяснена только в рамках распространенной у нас концепции субъектно-объектных отношений. Имеется в виду, что отношение субъекта к объекту с точки зрения его значимости для удовлетворения потребности субъекта определяет специфику оценки, а не ценности. Оценка, в свою очередь, имеет сложную структуру, в которую входят: а) оценочное отношение как эмоционально переживаемое соотнесение объективных свойств явления с основанием материальной или духовной потребности субъекта; б) оценочное суждение (понятие) как логическая форма осознания и фиксации результата оценочного отношения. Оценка как аксиологическая категория и представляет собой единство оценочного отношения (оценка — процесс) и оценочного суждения (оцепка-резз льтат).

В последние полтора десятка лет необходимо выделить исследования Анисимова С.Ф. (1988), Поварича И.П., Прошкина Б.Г. (1990), Ахиезера А. (1994), Эйдельмана Я. (1994), Магуна B.C. (1994), Тихоновой Н.Е. (1995), Кагана М.С. (1997). Однако отметим, что специально в ценностном аспекте категория «труд» ещё не исследовалась.

Данное исследование осуществлено в русле социальной философии, поэтому в нём рассматриваются социофилософские, социокультурные и психологические аспекты отношения к труду как ценности в советское время и в современной российской действительности.

Объектом данного исследования является отношение к труду, причины, условия, пути и средства его формирования в советский и постсоветский период российской действительности.

Предметом данного исследования являются оценки сущности, необходимости, значимости труда как ценности для человека и общества через отношение к труду в практическом, духовном аспектах и их взаимодействии в разных общественных системах.

Целью работы является исследование труда в его ценностном значении, сравнительный анализ философских и социокультурных аспектов отношения к труду в советское время и на современном этапе российской действительности, в зависимости от изменений, совершившихся в экономическом базисе (в отношениях собственности на средства производства, в сфере распределения общественного продукта и в формах обмена трудовой деятельностью).

В ходе исследования были поставлены и реализованы следующие задачи:

• проанализировать существующие определения понятия «труд», выделить в них основные моменты и на этой основе предложить более общее и глубокое содержание категории «труд»;

• выявить сходства и различия в употреблении понятий «деятельность», «труд», «работа», «занятость»;

• выделить и оценить ключевые факторы, формирующие отношение человека к труду;

• определить механизм мотивации труда и его структуру и выявить взаимосвязь мотивов и стимулов в труде;

• выявить основные мотивы, материальные и духовные стимулы и ценности трудовой деятельности в советский период и в современном российском обществе;

• выявить и исследовать изменения в отношении к труду как ценности для человека и общества, возникшие в результате замены социалистических производственных отношений на частнособственнические;

• проанализировать сходства и различия по отношению к труду как ценности в советский и постсоветский периоды на психологическом, идеологическом, культурологическом и др. уровнях.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют монографии и публикации отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов по проблемам труда. Специфика объекта и предмета исследования предопределили методологическую основу исследования - диалектико-материалистический метод и системный подход. Попытка объяснения любых «человеческих» проблем, возникших в процессе реформ, неизбежно вводит предмет обсуждения в область целого ряда наук, изучающих человека и общество, и данное обстоятельство предопределило использование междисциплинарного анализа. Среди ряда дисциплин, предметом изучения которых является труд, следует особо выделить социологию труда, психологию труда, этику труда. Исследования в этих областях науки оказали влияние на осмысление проблемы, положенной в основу настоящего исследования. Социология труда раскрывает его социальный характер, формы организации и условия труда, в которых он протекает, изучает отношение человека к труду, ценностные ориентации людей, их мотивацию и стимулирование процесса труда, удовлетворённость людей этим процессом. Психология труда изучает психологические закономерности формирования определённых форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Отсюда необходимость более глубокого изучения и уточнения некоторых основных категорий: «труд», «деятельность», «отношение», «ценность», «ценностное отношение», «ценностная ориентация». Также в анализ были включены многие другие понятия, непосредственно связанные с изучением отношения к труду: «потребность», «интерес», «мотив», «стимул», «мотивация», «оценка».

Научная новизна исследования состоит в философском анализе труда как ценности и вытекающих из этого экономических и социокультурных аспектов отношения к труду в различных общественных системах. В работе осуществлена попытка исследования изменений в отношении к труду как величайшей социальной ценности, совершившихся в постсоветской России, а также рассмотрен вопрос о необходимости формирования диалектического единства духовного и прагматического отношения к труду в системе категорий социальной философии. Конкретно это выражено в следующем:

- в оценке места труда в структуре ценностей;

- в анализе ценностей трудовой деятельности;

- в анализе труда как ценности через отношение к труду;

- в сравнительном анализе отношения к труду в советский и постсоветский период.

Теоретическая значимость и предполагаемая практическая ценность работы состоит в исследовании процесса становления отношения к труду как ценности в современном российском обществе, а также в возможных рекомендациях по формированию мировоззрения, ориентированного на позитивное отношение к труду в общественном и индивидуальном сознании.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Категория «труд» в философских исследованиях от К.Маркса до современности

В результате трудовой деятельности производятся потребляемые материальные и духовные блага, развиваются и совершенствуются способности человека. Труд - основной способ самовыражения человека, развёртывания его внутренних потенций, превращения внешней необходимости во внутреннюю потребность [См. 102, 9]. По словам К. Маркса, потребность в труде диктуется самой природой - человеческому организму необходима «нормальная порция труда и прекращение покоя» [См. 65, 109]. Люди, воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Само слово «труд» имеет несколько значений. Это: целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; работа, занятие; усилие, направленное к достижению какой-либо цели; результат деятельности, работы [См. 78, 707].

В философии исследование труда предпочтительно в онтологическом и аксиологическом аспектах: специфика и содержание труда, природа труда, его смысл и значение для человека. Однако до XIX в. труд не был предметом серьезной философской рефлексии. Завершенных концепций труда не существовало, были лишь представления о труде, интегрированные в различные философские системы. Впрочем, по замечанию одного из современных исследователей, истории трудовой деятельности нет и по сей день, и на ближайшие годы труд останется важным предметом изучения [См. 22, 86].

В марксистской социальной философии понятие труда являлось одним из центральных. В работах основоположников марксизма, имеется несколько трактовок данного термина. Труд определялся как существенный элемент человеческой жизни как таковой. Исходным пунктом данной трактовки выступало понимание первичности производственной деятельности по отношению ко всем другим сторонам жизни общества. Утверждался всеобщий характер данного положения и его равная применимость к анализу социума на любом этапе его эволюции. Завершающим этапом явились определения труда, приведенные К. Марксом в «Капитале». К. Маркс отмечал, что «труд -есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [58,188]. К.Маркс, рассматривая труд в общем виде, писал, что «труд - есть ... присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам» [58, 195]. В данном подходе речь идет лишь об определении понятия. И многие отечественные авторы, в целом, согласны с утверждениями о том, что труд есть «вечное естественное условие жизни человека», что он является неизменным спутником человека.

Другой подход предполагает нечто большее, чем простое определение термина, и связан с указанием на его границы. При этом достаточно отчетливо выступают два альтернативных варианта решения данной проблемы, причем оба они принадлежат К.Марксу. С одной стороны, труд выступает в качестве «производительной деятельности человека вообще..., в ее естественном бытии независимо от общества, отрешенно от каких бы то ни было обществ, и, как выражение жизни и утверждение жизни, общее еще для необщественного человека и человека, получившего какое-либо общественное определение» [65, 381-382]. Эта сторона вопроса отражена в работах современных исследователей в виде положений о том, что труд в любых условиях выступает сущностью человека, а мир человека представляется миром совместного труда.

С другой стороны, К.Маркс утверждает, что труд есть «социально определенная человеческая деятельность». Данный акцент также отмечен в исследованиях отечественных марксистов, утверждающих, что труд является «общественно-определенной формой жизнедеятельности человека» [96, 206]. Противоречие, реально существующее между указанными трактовками, снималось посредством следующего рассуждения: общество немыслимо без труда и человек также немыслим без труда, следовательно, по отношению к анализу труда понятия человека и общества имеют одинаковую силу; в результате этого никакого Щ' противоречия между первой и второй из указанных формулировок К.Маркса не существует. Б. С. Барулин отмечает, что К.Маркс исследовал труд как комплексное социальное явление и выделял его всеобщие характеристики, которые выражаются им в понятиях «труд вообще», «абстрактный труд». Без такого исследования невозможно глубоко раскрыть и социально-специфические черты труда, его конкретно-исторические особенности [См. 6, 26]. «Труд, - писал К.Маркс,- который есть не что иное, как абстракция и как таковой не существует - производительная деятельность человека вообще, посредством которой он осуществляет обмен веществ с природой, лишённая всякой общественной формы и определённого характера...» [65, 381-382].

Сущность отношения к труду

Признание бесспорной истины, что без труда общество существовать не может, само по себе нигде и никогда не обеспечивало нормального функционирования трудовой деятельности. На практике людей всегда и везде побуждали к труду не абстрактные истины и лозунги, а вполне реальные жизненные стимулы и мотивы. Известно, что необходимость удовлетворения материальных и духовных потребностей общества является побудительной причиной деятельности в целом. Вместе с тем эта общая причина применительно к материально-предметной деятельности людей в каждый исторический период, времени выступает в специфической форме. В такой форме она принимает вид специфических трудовых мотиваций людей.

Мотивация труда формируется до начала профессиональной трудовой деятельности - в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование индивидуальных ценностей, которые также являются элементами мотивации трудового поведения. Трудовые мотивации раскрывают отношение людей к труду, заинтересованность в нем, значение, которое имеют труд и его результаты во всей жизнедеятельности людей. Развиты эти трудовые мотивации, соответствуют они наличной материальной и духовной вооруженности труда, потребностям общества, удовлетворяют людей - и люди работают энергично и интенсивно. Разлаживается механизм трудовых мотиваций, ослабляется их побудительная сила, люди не видят для себя пользы в труде - и падает трудовой напор, разлаживается весь механизм общественной жизни. В процессе трудовой мотивации закладываются основы отношения к труду как ценности. Так, В. А. Ядов справедливо считает, что «отношение к труду в наиболее общем виде можно разделить на два основных типа: отношение к нему как к потребности и как к средству реализации иных потребностей, лежащих вне самого процесса труда. В последнем случае труд выступает не как ттенность сама по себе. но. напротив, его собственная ценность определяется возможностями, которые труд дает человеку для удовлетворения потребностей в иных ценностях жизни» [130, 56-57].

Известно, что в процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, вступая в социальные отношения. Отношение человека к человеку и отношение человека к труду являются наиболее важными среди них. Они и определяют характер труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу в процессе трудовой деятельности - определенные социальные качества. Профессиональные способности и навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не только и не столько от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, но и от того, как человек относится к труду. «Труд в качестве основы всей жизни и деятельности людей вместе с тем является своей собственной основой. Поэтому, чтобы понять природу стимулов, вынуждающих людей трудиться, надо обратиться не только к роли производственных отношений между людьми, но и к их отношениям к вещам, к самому труду...» [17, 13]. Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Суть отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности. Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определённых результатов. Отношение работника к труду проявляется через объективные и субъективные показатели его деятельности и социальной активности.

Анализируя отношение к труду, мы должны изучить его как со стороны труда (объекта), так и со стороны человека (субъекта) в виде непосредственного его участия в системе общественного производства, его сознания, понимания, оценки своего трудового участия (вклада) в общественное производство. Поэтому все факторы формирования отношения к труду можно разделить на объективные условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и внепроизводственной среды, и субъективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями. Объективные характеристики труда, хотя и являются внешними по отношению к человеку, но они воздействуют на человека и оцениваются им. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности. Объективные факторы выступают стимулами, внешними побудителями к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные - мотивами, внутренними побудителями конкретной личности. Объективные факторы бывают общие и специфические. К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Например, характер производительных сил, которые действуют через общественные отношения и обусловливают типичное для данного общественного строя отношение людей к участию в труде. Трудолюбие с давних пор является нормой народной морали. Оно особенно проявляется из внутренних побуждений, когда сознательно сочетаются личные и общественные интересы и определяющими становятся общественные мотивы трудовой деятельности личности. На формирование отношения к труду наряду с объективными общими социальными факторами, которые создают лишь предпосылки формирования определенного отношения к труду, оказывают влияние объективные специфические, а также субъективные факторы. Специфические факторы служат условиями реализации предпосылок формирования отношения к профессии и работе как конкретному виду труда, созданных общими социальными факторами. Особое значение при этом имеет содержание труда. Труд престижный, высококвалифицированный, новаторский, с большой долей творческих элементов создает предпосылки для отношения к нему как к высшей ценности. Отношение к труду людей в значительной мере зависит от трудового и бытового комфорта. В одном и том же коллективе, на одних и тех же участках производств люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно, с полной отдачей сил и способностей, другие - с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требований производства, нарушают дисциплину труда. Также большое влияние на формирование отношений человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально - обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень сознания общественной значимости деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации.

Ориентация на труд как на духовную ценность в советский период

Известно, что содержание, характер труда и отношение к нему во многом определяют общество, все его достижения. До революции 1917 года труд в России считался наказанием и не приносил ни уважения, ни богатства, ни радости. Отношение к труду мы можем увидеть во многих русских народных пословицах и частушках: Пускай работает железная пила, не для работы меня мама родила. С трудов праведных не построишь палат каменных. Работа дураков любит. Трудись век, едва заработаешь на хлеб.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало глубокому перелому в отношении людей к труду. Об этом свидетельствуют, прежде всего, «коммунистические субботники», которые, по определению Ленина, представляли собой «нечто совершенно новое... нечто более высокое, чем побеждающее капитализм социалистическое общество... на деле нечто коммунистическое — не только социалистическое» [48, 36-37]. С преодолением психологического отвращения к труду, порождавшегося капитализмом, личная и коллективная материальная заинтересованность стала сочетаться с бескорыстным духовным интересом, с моральными общественными стимулами, с трудовым энтузиазмом народных масс.

Прежде всего, следует отметить, что в нашей стране было весьма своеобразное отношение к собственности. В России у основной части населения, т.е. крестьянства, не было исторического опыта частной собственности. В России институт частной собственности был окончательно разрушен в конце 20-х годов, и к началу экономической реформы 1992 г. 90% всей собственности на средства производства существовало лишь в государственной форме, 8% приходилось на долю кооперативно-колхозной и около 2% составляла собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Ликвидировав частную собственность на средства производства, поставив целью производства всё более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся, социалистическое общество должно было освободить труд от отчуждения: социально-экономическая сущность труда при этом совпала бы с его общей природой, назначением [См. 105,17].

Борьба с частной собственностью подтверждала господствовавшее в массовом сознании отношение к ней как к краже. Данное обстоятельство породило не менее своеобразные трудовые отношения. В действительности с конца 20-х годов трудящийся не мог считаться наёмным работником в строгом смысле этого слова. Советский гражданин был ограничен в выборе места приложения своего труда как по объективно экономическим, так и по правовым условиям. В течение семидесяти лет ни один человек в стране, начиная с домашней хозяйки и кончая Генеральным секретарём ЦК КПСС, не мог сказать, что он чем-либо владеет. Правом распоряжаться обладали многие, но правом владеть - никто. В ценностном плане нормой стал человек, не обременённый собственностью и вещами и готовый в любой момент «по зову партии» поехать в любую точку Вселенной. Доведённая до совершенства идеология ценности труда на пользу общества, опирающаяся на хорошо разработанную систему трудового воспитания и моральных стимулов к труду (система правительственных наград, присвоения почетных званий и поощрений за результаты труда), давала на этом этапе превосходный результат по стимулированию производительности труда.

Социализм утвердил всеобщность труда, заложил прочную основу для отношения к труду как к средству жизни в полном соответствии с его общей природой. Социалистическая система утвердила труд как основную сферу жизнедеятельности человека, проявление его социальной сущности.

Основополагающая потребность человека, реализация которой определяет его отношение к труду, - потребность в самоутверждении. В условиях социализма главная сфера, где происходило самоутверждение человека, трудовых коллективов, социальных групп - трудовая деятельность. Её эффективность, применительно к отдельному человеку, зависела от степени сформированности потребности в труде. В деле формирования добросовестного отношения к труду огромное значение имело осознание людьми общественных и личных интересов и потребностей [См. 54,18-20].

Основной принцип социализма «от каждого - по способностям, каждому - по труду», выражая особенности распределения материальных и духовных благ в социалистическом обществе, характеризовал вместе с тем природу социализма, господствующие в нём общественные отношения. Согласно этому принципу все члены общества имели равную обязанность трудиться, приумножать общественное богатство и пользоваться равным правом получать от общества средства к жизни соответственно количеству и качеству затраченного труда. Согласно тексту Конституции 1918 года: «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность». Труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».

Провозглашая обязательность труда для всех трудоспособных, социалистическое общество законом обеспечивало каждому из них предоставление работы. По Конституции 1977 года, «граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей». Это право обеспечивалось социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации тт обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства. Цель социалистического производства — возможно полное удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся.

Похожие диссертации на Отношение к труду как ценности