Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме Снимщикова, Эмилия Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Снимщикова, Эмилия Викторовна. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Снимщикова Эмилия Викторовна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2012.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/289

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты девиации как социального явления 16

1.1 Эволюция социально-философских взглядов на проблему происхождения девиаций в обществе 16

1.2 Современные школы и подходы в изучении девиаций личности 44

1.3 Анализ девиации как социокультурного феномена 54

Глава 2. Факторы и особенности девиантных явлений 67

2.1 Развитие личности и факторы на нее влияющие 67

2.2 Позитивные девиации как характерные черты развитой личности в постиндустриальном обществе 81

2.3 Особенности позитивных девиаций как социального явления в современной России 105

Заключение 132

Список литературы 137

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современные социальные и экономические преобразования в России активно осуществляются и приняли необратимый характер. При этом, отдельные сложившиеся взгляды на актуальные проблемы российского общества требуют переосмысления. Проводимые радикальные реформы, затронувшие все сферы жизнедеятельности общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), привели к ряду изменений социально-негативного и позитивного характера. Актуализируется проблема личности в условиях социальных изменений, в частности вопросы влияния девиантных факторов на процессы социальной идентификации личности. И хотя проблема взаимоотношений личности и общества существует с момента возникновения цивилизации, именно в современную эпоху инноваций этот вопрос приобретает особую остроту. В современных условиях социальной нестабильности поведение людей часто находится вне ординарных рамок, имеет тенденцию к отклонению от стандартов и становится все менее предсказуемым. Любое проявление девиации - будь оно положительное или отрицательное - по сути, является противостоянием, бунтом личности против общепринятых норм, ценностей, традиций, социальных образцов, сложившейся системы в целом. Но итог этого бунта в зависимости от девиантного полюса будет кардинально разным.

Девиантное поведение как феномен социальной реальности все еще является недостаточно изученным. Современная российская действительность демонстрирует мозаичность идентификационного пространства и, соответственно, многообразие идентификационных стратегий и способов социальной самоидентификации личности, которые необходимо исследовать с учетом влияния как внешних социокультурных детерминант, так и внутренних индивидуально-личностных факторов.

Изучение девиантных явлений в рамках многочисленных научных подходов и теорий преимущественно посвящено характеру и особенностям негативных девиаций. А вот вопрос позитивных девиаций и их положительного влияния на общественную систему зачастую незаслуженно обходят стороной. Говоря о позитивных девиациях, мы будем подразумевать инновационный

тип отклоняющего поведения - процесс появления и реализации новых средств, методов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, продуктов и услуг. Сущность инновационного поведения - это преодоление рутинных, традиционных приемов, методов и форм деятельности во всех сферах экономической, политической, социальной, духовно-нравственной жизнедеятельности общества. Преодолевая сопротивление консервативных и реакционных сил, инновационное поведение, улучшая и совершенствуя в рамках природы существующего феномена либо качественно, порой радикально меняя материальные и духовные ценности, способствует прогрессивному развитию общества. Позитивные девиации являются постоянным спутником прогрессивных изменений социальных систем. Творчество, креативность, новаторство - позитивные девиации, обеспечивающие развитие современного социума. Позитивные девиации мотивируют и направляют созидательное поведение личности. Совокупность определенных факторов, воздействующих на личность, с одной стороны, могут способствовать полной реализации ее позитивного творческого потенциала, однако, с другой - на каждом шагу возникают вероятно возможные и непредвиденные препятствия, способные нарушить, затормозить или даже порой необратимо подавить развитие столь хрупкого образования.

В настоящее время не вызывает сомнения утверждение, что позитивные девиации - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в них заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений.

Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступают тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления. Этим объясняется актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Исследуемая в диссертационной работе проблема относится к категории слож-

ных явлений, находящихся на стыке изучения различных наук: социологических, философских, педагогических, психологических, культурологических, каждая из которых имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию.

В основе большинства девиантологических теорий лежат определенные философские предпосылки, восходящие к трудам Платона, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др.

В XX в. в Западной Европе и США был создан целый ряд антропобиологических, психологических и социально-философских концепций, которые являются фундаментальными теориями девиации. Было проведено множество эмпирических исследований и психологических экспериментов, обобщение которых способствовало институализации и развитию ряда научных дисциплин, изучающих отклоняющееся поведение, таких как социология, криминология, психология и т. д. В предметной сфере каждой из этих научных областей разработаны специфический понятийный аппарат и теории, исследованы отдельные аспекты отклоняющегося поведения, имеющие большое значение для познания сущности и механизмов девиации.

Проблемам девиантных явлений в обществе посвящены многие исследования зарубежных и отечественных социологов. Ими созданы теории и концепции, ставшие уже классическими в этом направлении социологической науки. Таковыми являются антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо и У. Шелдона, посвященные изучению наследственной и биологической сущности девиантного поведения; психоаналитические теории 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Г. Тарда и Э. Фромма, обращенные к исследованию глубинных механизмов девиантного поведения, психологических противоречий и конфликтов личности с социальным окружением; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга и Р. Харре.

Особую ценность представляет теория аномии Э. Дюркгей-ма и Р. Мертона, детерминирующая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Эта теория явилась своеобразным ядром социологического направления в объяснении девиации.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, А.Н. Ильяшенко, С.Г. Черникова, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева и др.

Многие авторы уделяют внимание рассмотрению проблем, связанных с понятиями «социальная норма» и «отклоняющееся поведение» (М.И. Бобнева, Л.М. Войтова, В.Г. Карпов, А. Коэн, В.Н. Кудрявцев, Т.В. Шипунова, Э. Шур, A.M. Яковлев и др.).

Изучению причин девиантного поведения посвящено большое количество работ, в которых авторы рассматривают как общие (Г. Беккер, Т.В. Телинина, И.В. Упоров, И. Гофман, И.И. Кар-пец, М.Ю. Попов, Ю.Ю. Комлев, В.Н. Кудрявцев, Н.Х. Сафиул-лин, Р.Ф. Хабриев и др.), так и конкретные причины видов его проявления (А.Г. Амбрумова, И. Блох, Б.С. Братусь, А.А. Габиани, Ш. Глюк и Э. Глюк, И.Н. Гурвич, Г.Г. Заиграев, В.Г. Карпов, С. Палмер, A.M. Яковлев и многие другие).

В российской социологической мысли вопросы девиации были представлены работами Д.А. Дриля, Н.Н. Неклюдова, Е.Н. Тарновского, И.Я. Фойницкого и В.Ф. Чижа. По мнению Н.Н. Неклюдова, корни преступности объясняются не структурой и состоянием общества, а индивидуальными возрастными свойствами преступников. В советский период проблемы девиантного поведения рассматривались в работах М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, А.А. Жижиленко и др. Ими проводились теоретические и эмпирические исследования таких форм девиаций, как алкоголизм, проституция, беспризорность и преступность.

Дальнейшее развитие социологические исследования социальной девиации получили в работах B.C. Афанасьева, Ю.Д. Блув-штейна, А.А. Габиани, Я.И. Гилинского, И.Н. Гурвича, Г.И. За-брянского, Г.Г. Заиграева, Ю.А. Клейнберга, В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Б.М. Левина, В.В. Лунеева, И.В. Маточкина, С.Л. Серебрякова, Т.В. Шипуновой, A.M. Яковлева. Перспективными представляются изыскания санкт-петербургского социолога Т.В. Шипуновой в области теоретической девиантологии, изложенные в работе «Критический анализ причинных теорий де-виантности» и в ряде ее более поздних трудов. Попытка построе-

ния социологической теории девиантности на основе уточнения понятийной системы социологии девиантного поведения и объединения накопленного позитивного знания, представленного в разных концепциях и подходах, привела Т.В. Шипунову к идее «синтетической» концепции девиантного поведения. Разработанная ею оригинальная концепция девиантности, базирующаяся на синтезе знаний о социальных отклонениях, на наш взгляд, не учитывает социокультурную составляющую, культурологический аспект содержания понятия «социальная норма», которое является исходным для социологического описания девиантоло-гических явлений.

Постановка проблемы позитивных девиаций личности, таких как творчество и креативность, талант и гениальность, жизненный путь и свобода творческой личности, обнаруживается в многочисленных трудах зарубежных (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, О. Вейнингер) и отечественных философов (Н.А. Бердяев, Вл. Соловьев, П. Флоренский, В.В. Розанов, Б.П. Вышеславцев, Н. Хамитов).

Особую ценность для нашего исследования представляют научные позиции выдающихся социологов К. Роджерса, Э. Дюрк-гейма, А. Маслоу, а также психологов 3. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Эриксона, Э. Бадентэра, К. Джиллигана, Н. Ходороу и У. Штейнберга.

Детально исследована данная проблема в работах таких российских ученых, как Л.С. Выготский, Б.П. Вышеславцев, А.Н. Лук, Р.Б. Хайкин, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.

Так, известные труды Л.С. Выготского «Психология искусства» и «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрывают многое для понимания психологических процессов, лежащих в основе творчества. Он исследует искусство как прием, как катарсис, большое внимание уделяет воображению, его связям, прослеживает его механизм, рассматривает искусство с точки зрения психоаналитических знаний. А.Н. Лук в своей работе «Мышление и творчество» демонстрирует особенности творческого мышления и своеобразие творчески одаренной личности.

В меньшей степени эмпирически изучен вопрос об особенностях адаптации творчески одаренной личности в современном обществе. Данная проблема затрагивается в рамках анализа психосоциальных характеристик креативных людей. Большая часть

исследований в этой области проведены в странах Европы и США такими учеными, как Дж. Дэвис, М. Ксикзентмихалий, Г. Гарднер, Д. Симонтон, Р. Стернберг, Ф. Бэррон, Д. Маккиннон, Е. Торренс, Г. Миллар, Г. Валберг, У. Старих, Т. Тардиф, Г. Соломон, Е. Винслоу, С. Римм, М. Ранко, Р. Алберт, Т. Амабиль, Дж. Рензулли, Б. Стремикис, Р. Кеттелл, Д. Рой, П. Кросс, А. Старко, Д. Фаско и др. В работах Ф. Поста, А. Людвига, Г. Ай-зенка, Ф. Бэррона, Д. Макиннона, Г. Валберга, М. Хербига, Р. Ри-чардса, Д. Шулберга, А. Валкера, Р. Коестнера и А. Хама отдельно рассматривается вопрос о выраженности среди творчески одаренных индивидов психопатологических черт и депрессивных расстройств, затрудняющих их адаптацию.

В России личностные особенности творчески одаренных людей, определяющие специфику их адаптации, изучены в меньшей степени, преобладают теоретические положения о чертах и характеристиках творческого человека. Они представлены в трудах А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, В.Э. Чудновского, B.C. Юркевича, А.Д. Артоболевской, В.Ф. Овчинникова и Я.А. Пономарева. Эмпирические исследования в данной области проведены Л.В. Ша-вининой, О.М. Разумниковой, О.С. Шемелиной, B.C. Собкиным, Н.В. Рождественской, А.Л. Гройсман и В.Л. Слободовым.

В последнее десятилетие научные исследования обращены к проблемам социальной идентификации россиян в трансформирующемся обществе, использования креативности и творческого потенциала личности; осуществлялся анализ и апробация в российских социокультурных условиях известных зарубежных теорий и методик. Необходимо отметить важную роль в концептуализации ряда аспектов социальной идентификации личности в трансформирующемся российском обществе таких исследователей, как З.Т. Голенкова, Г.Г. Дилигенский, Л.М. Дробижева, Т.Н. Заславская, Л.Г. Ионин, П.М. Козырева, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и др.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы Ю.Г. Волкова, посвященные изучению творческой личности и креативного класса в современной России, а также проблемам российской модернизации.

Перечисленные работы образуют надежный теоретический фундамент для решения целей и задач диссертационного исследования. Тем не менее, представляется, что проблема позитивных

девиаций как фактора прогрессивного развития личности требует дальнейшей разработки на основе синтеза социологических, психологических, социально-философских и других подходов. Все это в целом и обусловило определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает личность в процессе ее становления, эволюции и самореализации в современном социуме.

Предметом исследования являются позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме.

Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании содержания процесса позитивных девиаций, оказывающих активное положительное воздействие на развитие личности в условиях современного социума.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

на основе анализа теоретических разработок отечественных и зарубежных ученых рассмотреть сущность социальных аспектов позитивных девиаций в условиях динамично развивающегося современного российского общества;

выявить объективные и субъективные причины, факторы и условия возникновения позитивных девиаций личности;

определить роль позитивной девиации личности в процессе ее самореализации в современном социуме;

обосновать значение науки и искусства как особой сферы проявления позитивных девиаций личности;

раскрыть комплексное значение институциональных факторов для процесса реализации позитивных девиаций личности в условиях современного социума;

обосновать позитивные девиации как структурный компонент современной общественной системы и фактор прогрессивного развития социума.

Гипотеза исследования. Генезис личности в процессе индивидуального пути развития и ее самореализации вызывает позитивные девиации, выражающиеся в новаторстве, креативности, индивидуальной самоидентификации и творческой жизнедеятельности, что формирует новый инновационный тип личности, обеспечивая прогрессивную динамику социума.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационное исследование базируется на работах ведущих отечественных и зарубежных социологов, философов и юристов, которые раскрывают основные подходы к изучению позитивных девиаций. В работе используются научные публикации, монографии разных лет, статистические данные для рассмотрения проблемы в динамике.

В исследовании применяются как общенаучные (гипотети-ко-дедуктивный, эвристический, восхождение от абстрактного к конкретному, системный подход), так и специфические методы социально-гуманитарного познания (компаративный и исторический; функциональный, выступающий как необходимый для структурной дифференциации исследуемого объекта, различения образующих уровней и их статусных различий; интерпретация). Феномен позитивных девиаций личности рассматривается с позиций деятельностного подхода. С целью философского осмысления позитивных девиаций в работе нашли применение методологические принципы, разработанные в рамках философской антропологии, социологические и социально-психологические концепции социализации. В работе автором применяются такие общенаучные принципы, как объективность, учет объективных и субъективных факторов, принцип всеобщей связи и развития, принцип историзма. Кроме того, в исследовании использованы анализ, синтез, индукция, дедукция и другие методы научного познания.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором предпринята попытка обобщения имеющихся данных по проблеме позитивных девиаций личности. В содержательном аспекте научная новизна определяется следующими положениями:

на основе анализа теоретико-методологических подходов к объяснению природы девиантности и уточнения понятийного аппарата социологии девиантного поведения раскрыты основные формы проявлений девиаций личности в современных условиях;

выявлены основные причины, содержание и формы, а также состояние и тенденции позитивных девиаций личности в современном российском социуме;

определена специфика и особенности влияния позитивных девиаций: креативность, новаторство, творческая инициативность


личности в контексте ее самореализации и формирования ее нового инновационного типа;

дана характеристика позитивно-девиантной личности, которая не просто самоактуализируется, а идет по пути познания и творческого поиска и происходит активное утверждение личностью своих творческих потребностей; самореализация позитивно-девиантной личности в этой связи представляется как качественно новое социальное явление;

определено, что позитивно-девиантная личность характеризуется совокупностью особых черт, позволяющих позиционировать ее в качестве инновационного типа личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В глобальном смысле все девиации личности принято делить на негативные и позитивные. К негативным девиациям относятся те явления и поведенческие акты личности, которые носят деструктивный характер как для самой личности, так и для общества в целом. Под позитивными девиациями мы будем понимать отклоняющиеся от нормы явления и деятельность личности, которые носят положительный созидательный характер. Принято считать таковыми творчество, креативность, новаторство, талант и гениальность. Позитивные девиации всегда стоят у истоков чего-то совершенно нового, уникального и самобытного. Это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения.

  2. Личность формирует себя на протяжении всей жизни. Личность как целостная система подвижна и динамична, она изменяется, развивается под влиянием развития общества, социальной среды. Позитивные девиации - это совершенно особый, инновационный способ взаимодействия личности и окружающего мира. Это способ деятельности, который обеспечивает самореализацию личности, степень же реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности. Позитивные девиации имеют индивидуальный характер проявления целенаправленной деятельности, где ключевую роль играет активность личности.

  3. В процессе формирования позитивных девиаций личностные факторы приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. Позитивные девиации -

это феномен, который играет решающую роль в саморазвитии личности. Необходимо рассматривать позитивные девиации как характеристику личности (т. е. ставить вопрос о позитивно-девиантной личности), а также как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. Такая личность не просто самоактуализируется, а идет по пути познания и творческого поиска; происходит активное утверждение личностью своих творческих потребностей, своеобразное личностное «самостояние».

  1. Позитивно-девиантная личность определяется совокупностью таких характеристик, как владение информационной культурой, гибкость мышления, высокая работоспособность, творческий подход в различных видах деятельности, готовность к риску в условиях нестабильности и непредсказуемости, готовность к непрерывному саморазвитию, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я» на качественно новом уровне. Умение мыслить нестандартно, проявлять творческий, креативный подход очень важно и актуально в современной жизни и профессиональной деятельности. Это личность инновационного типа. И самореализация позитивно-девиантной личности в этой связи представляется как качественно новое социальное явление.

  2. Позитивные девиации - это обязательный и общий элемент во всем многообразии двух сфер деятельности личности -науки и искусства. Они не несут в себе самоцель дублирования действительности окружающего нас мира, они создают нечто принципиально новое; это сферы бесконечного поиска и совершенствования. В науке и искусстве, в творениях и инновациях проявляется неповторимый внутренний мир позитивно-девиантной личности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в приращении полученных знаний по актуальным проблемам социальной философии. Рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при подготовке учебных программ, учебно-методической литературы и учебных курсов по дисциплинам «Социальная философия», «Социология», «Девиан-тология», «Психология личности» в высших образовательных учреждениях соответствующего профиля. Основные научно обоснованные выводы и предложения, представленные в диссер-


і

тации, могут стать основой для дальнейшей разработки теории позитивных девиаций в трансформирующемся социуме.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были представлены в докладах и выступлениях на научно-теоретических и практических конференциях в период с 2008 по 2011 г., в том числе на IV и V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные социально-политические и правовые проблемы развития российского общества» (г. Краснодар 2008, 2009 гг.). По теме диссертационной работы опубликовано 8 работ общим объемом 5,2 п. л., в том числе 4 научные статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Эволюция социально-философских взглядов на проблему происхождения девиаций в обществе

В процессе становления общества, формирования принятых в них норм, возникает всё больше отклонений от этих норм, они усложняются и усугубляются в прямой зависимости от развития и изменения социальных систем. Разнообразные отклонения от нормы в личности и поведении человека интересовали мыслителей и ученых во все исторические эпохи и на всех этапах общественного развития. В процессе наблюдения за разнообразными поведенческими феноменами неизбежно возникает интерес к исследованию беспредельных возможностях человеческой личности.

Так, в античном периоде обнаруживаются различные подходы к оценке человеческого поведения. Софисты, размышляя о правовых нормах, государственных законах и морали, задавались вопросом о степени допустимой свободы в поведении человека. Сократ - в противовес им -утверждал, что мерилом всех вещей является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо. Подвергая сомнению общепринятые истины, он призывал каждого к выработке своей собственной позиции. Сократовские рассуждения в большей части посвящены проблемам морали, однако Сократа не поняли и не приняли его же сограждане: он был обвинен в том, что развращает молодежь, не признает богов и священных обычаев. Поведение Сократа являет пример отклоняющегося поведения - он отказался совершить побег, ибо считал, что побег может означать его отказ от своих идей и моральных принципов. Выбрав такую позицию, Сократ демонстрирует пример позитивного аспекта девиантного поведения. Сама смерть Сократа является вызовом социально-правовым установлениям общества. Разумеется, что в античный период общество находилось лишь вначале пути своего развития, и суждения о поведенческих нормах и отклонениях от них имели гипотетический характер.

Античные воззрения содержали лишь упоминания о девиантных явлениях в рамках философских трудов. Они стоят у самых исков изучаемого явления и ныне отделены от нашей реальности многовековой историей становления и развития общественных систем. Поэтому стоит уточнить, что наиболее полное и научно обоснованное толкование причин и сущности отклоняющегося поведения возникло лишь в XIX в.

На сегодняшний день по данной проблематике накоплен богатый научно-практический опыт. Начиная с XIX в. многие независимые ученые и научные школы занимались всесторонним изучением данного феномена, подчас делая крайне смелые предположения, а так же строили целые научные концепции. В глобальном смысле все девиации личности принято делить на негативные и позитивные. Негативными девиациями традиционно считаются отклонения, которые носят деструктивный характер, как для самой личности, так и для общества в целом. Самыми первыми в историческом смысле к таким девиациям были отнесены преступность, нарушения морали и нравственности. Теперь этот список значительно пополнился; зависимости (алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, игромания И.Д.); нарушения полового поведения (проституция, гомосексуализм, садо-мазохизм, промискуитет и т.д.); суицидальное поведение; социальный паразитизм и маргинальность; насилие и агрессия.

К позитивным девиация относятся такие явления и поведенческие акты личности, которые стоят у истоков инноваций, стимулируют прогресс. Таковыми являются творчество, креативность, новаторство, героизм, гениальность. Позитивные девиации возникают в социальных отношениях, в процессе коммуникации, рззвития сообществ, когда человек преобразовывает свои жизненные обстоятельства, создает новое. Креативность и творчество проявляются как способность достигать, на первый взгляд, недостижимые цели. Находить выход из, казалось бы безвыходной ситуации1. Продуцировать инновационные способы взаимодействия с реальностью и воздействия на нее. С давних пор и по сей день эти сложные феномены в фокусе философских размышлений и научных изысканий. Наше исследование является тому подтверждением -оно обращено к детальному исследованию данных явлений.

Итак, для того, чтобы лучше понять суть девиантных явлений, необходимо подробно изучить и систематизировать уже имеющиеся многочисленные научные концепции. Особенно значимыми, с нашей точки зрения, подходами к изучению девиаций являются следующие:

1. Антропоцентрические (биологичекие) П. Келли; Э. Кречмер; Ч. Ломброзо; У. Шелдон

2. Психологические (3. Фрейд; К.Г. Юнг; Э. Эриксон)

3. Социологические

- теория аномии Э. Дюркгейма;

- теория социального научения А. Бандуры;

- теория стигматизации Г. Бэккера;

- теория социальной дезорганизации Шоу и Маккея;

- теория аномии Мертона;

- теория дифференциальной ассоциации Э.П. Сазерленда;

- конфликтологическая теория О. Тура;

- синтезированный подход Н. Смелзера.

4. Социально-психологические (С. Линг; Р. Харре).

5. Культурологические (Клауорд, Оулин, Миллер),

В конце XIX в. подробным изучением преступного поведения занимался итальянский врач Чезаре Ломброзо. Он обнаружил связь между данным типом девиации и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этому типу присваивались характерные черты - выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, некоторые мыслители стали его последователями, устанавливая связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. По данному мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа. Он не отрицал влияния социального опыта на развитие криминального поведения, но подчеркивал, что большинство преступников имеют биологические дефекты. Позже возникла теория криминального поведения Ричарда Дайгдейла о влиянии наследственности на формирование криминальных наклонностей.

Американский психолог и врач Уильям X, Шелдон подчеркивал важность строения тела и зависимость от него характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И наконец эктоморф (отличающийся тонкостью и хрупкостью тела), склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон пришел к выводу о том, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. Последующие исследования, предпринятые другими учеными, дали примерно такие же результаты. Несмотря на то, что подобные взгляды до сих пор имеют защитников, подобные исследования вызвали широкую критику. Подобные биологические концепции были популярны в начале XX в. Далее были получены данные о том, что биологические факторы могут лишь косвенно способствовать девиации, сочетаясь с социальными или психологическими . Поэтому в последующих теориях стали указывать на то, что биологические причины преступности все более сочетаются с социальными причинами. О взаимосвязи биологических и социальных причин поведения человека писал еще Павлов: «Мы теперь знаем, что имеются врожденные качества человека, а с другой стороны, привитые ему обстоятельствами жизни, они образуют общую причину поведения человека» . Поэтому на современном этапе биологическое объяснение фокусируется на аномалиях половых хромосом (XY) девианта.

Чрезвычайно разнообразны точки зрения и в рамках психологического подхода. Мыслители прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации, в основном обращалисъ к изучению взаимосвязи разнообразных психических отклонений и девиантного поведения. Психоаналитические идеи 3.Фрейда оказали определенное влияние на толкования причин негативного девиантного поведения. Согласно Фрейду, корни психопатических явлений нужно искать в раннем детстве (Эдипова фаза). Большинство моральных качеств происходят из самоограничений, которые закладываются именно в этот период. Вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются подобные самоограничения, и, соответственно, отсутствует основное чувство моральности. Психопатов можно описать как замкнутых на себе людей, находящих удовольствие в насилии как таковом. Фрейд называл их «преступниками с чувством вины». Такие люди желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению». Они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. В свою очередь сексуальные девиации, такие как эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм объяснялись непреодоленным страхом кастрации .

Анализ девиации как социокультурного феномена

До сегодняшнего дня отношения творческой индивидуальности и ее культурного окружения остаются достаточно конфликтными. Поэтому остро существует необходимость более детального изучения адаптации творчески одаренной личности в культуре. Несмотря на то, что продуцируемые творческими, креативными и талантливыми личностями идеи, инновации и произведения искусства помогают нам понять себя, служат психологической «подпоркой», сами создатели этих произведений очень часто не воспринимаются культурным окружением. Незнание психологических особенностей носителей позитивных девиаций, закономерностей формирования их идентичности повышает трудности адаптации в социуме.

Затрудняет становление их творческой индивидуальности, ограничивает самореализацию. А ведь именно такие личности во всех сферах деятельности приносят наибольшую пользу обществу, прокладывают новые пути, ставят цели и дают средства целым поколениям. Индивидуальность и неповторимость человека - это результат его врожденных задатков, влияния социального окружения и волевой устремленности на освоение тех или иных ценностей культуры и творческую самореализацию. Именно в этом стоит разобраться более подробно.

Изучение проблемы творческой деятельности человека, благодаря которой он самовыражается, приобретает новый опыт, испытывает удовлетворение от своей жизни, повышает проницательность, достигает самоактуализации, целостности, интегрированное, являлось весьма актуальным во все времена. Так как культура и творчество неотделимы друг от друга, с одной стороны, именно человек является творцом культуры, а с другой - именно творящий человек - человек культурный. Единство культуры и творчества - это тот принципиальный факт, с которым столкнулись современные культурологические и антропологические исследования.

Устремленность человека к некой иной высшей действительности есть важнейшая и неистребимая психологическая потребность, дающая ему импульс активности, развития и творчества, без которых невозможны никакие великие свершения. Так, Н.А. Бердяев отмечал, что «творчество не есть приспособление к этому миру... творчество есть переход за грани этого мира и преодоление его необходимости». В творческом акте человек выходит из мира сего и переходит в мир иной»72. Величайшая красота, которая достигалась в этом мире, была связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные задачи в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Творчество - это не только культура, это.

Прежде всего, жизнь человека, его судьба. Благодаря творчеству человек «окультуривает» природу, способствует развитию основы своего существования. Как культура творит человека, так и она сама есть продукт человеческого творчества. Творя, человек изменяет мир и самого себя.

Мы творчески и активно отвечаем на различные влияния, воздействующие на нашу жизнь. Каждый индивидуум представляет собой единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум - это и картина, и художник. Он - художник своей собственной личности.

Именно творческий человек сумел прекратить бушующую внутри большинства людей «...гражданскую войну» между «глубинными силами» и «силами обороны и контроля». Поэтому они «расколоты» в значительно меньшей степени. Как следствие, большинству из них доступны плодотворная деятельность, радость и творчество73.

В каждую историческую эпоху возникает совокупность условий -материальных, социальных, духовных, - определяющих социальный тип человека и характер его творческой деятельности в обществе.

Социокультурность может выступать и выступает в качестве генеральной детерминанты общественного развития в силу двух обстоятельств: большинство действующих в социальной системе каузальных факторов представляют собой внебиологические, специфически человеческие способы деятельности, т. е. феномены культуры.

Все факторы, действующие в обществе или воздействующие на него (в том числе природные), даже в тех исторических ситуациях, когда они выходят на первый план, опосредуются таким социокультурным достоянием, как общественная психология.

В основании социокультурного подхода тезис о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором зафиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не рефлексировать. При этом следует отметить, что социокультурный подход не отрицает экономический, психологический и другие факторы, но приоритетным является анализ культуры, понятой как программа деятельности. Культура многослойна, иерархична, внутренне противоречива. Но важнейшее, а может быть, и центральное место в ней занимает программа деятельности субъекта. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры. В любом социальном субъекте - от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ -существует своя субкультура. Она содержит и программу деятельности соответствующего субъекта. В исследованиях обозначенного типа под субкультурой имеется в виду культура некоторого субъекта как социокультурного целого.

Культура и социальные отношения - два аспекта воспроизводственной человеческой деятельности, при этом в обществе постоянно возникают противоречия между социальными отношениями и культурой, т. е. социокультурные противоречия. Социокультурное противоречие обнаруживается в появлении культурных программ, которые смещают воспроизводственную деятельность таким образом, что в результате разрушаются, становятся нефункциональными жизненно важные социальные отношения. Это противоречие проявляется в конфликтах между исторически сложившимися программами и инновациями, которые их изменяют, между сложившимися и новыми социальными отношениями, что в конечном итоге обусловливается противоречиями внутри воспроизводственной деятельности, которая направлена на преодоление социокультурного противостояния, на удержание этого противоречия в определенных пределах. Возможность возникновения социокультурного противоречия связана с тем, что изменения культуры и изменения социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Изменение социальных отношений в принципе всегда влечет за собой изменения эффективности воспроизводственной деятельности. В обществе допустимы только такие социальные отношения, которые могут обеспечить необходимый для общества уровень гармонии, тогда как культура всегда несет в себе оценки любого реального или возможного явления с точки зрения некоторого идеала, независимо от возможности воплотить этот идеал. Разумеется, в культуре также есть ограничения, но природа их не та, что в социальных отношениях, так как ограничения в культуре всегда являются лишь одним из аспектов ее содержания, который вступает в диалог, а возможно, и в ожесточенный конфликт с ее многомерностью.

Природа и содержание девиаций широко варьируются по мере перехода от прошлого к настоящему и от одного общества к другому74.

Анализ механизма девиации как социокультурного феномена начинается с выделения дуальных оппозиций, с анализа отношений между полюсами, один из которых воспринимается как комфортный, а другой, соответственно, как дискомфортный. Конструктивная напряженность между полюсами дуальной оппозиции является фиксированной в культуре движущей силой воспроизводственной деятельности. Эта напряженность дает мощный импульс инверсии, т. е. переходу от осмысления явления через один полюс к осмыслению через противоположный. Инверсия - это способность использовать уже накопленные варианты, применяя их к постоянно новым ситуациям, это исходная клеточка перебора заданных вариантов, исходная форма принятия абстрактных решении. Инверсия в процессе исторического развития культуры перерастает в медиацию, сутью которой является то, что процесс осмысления не заканчивается отождествлением осмысляемого явления с одним из ранее сложившихся полюсов дуальной оппозиции. Медиация является процессом формирования ранее неизвестных, не существовавших в данной культуре альтернатив, расширения их спектра. В конечном итоге вся культура создается как результат медиации, как следствие преодоления ограниченности ранее сложившейся культуры. Нормативные системы общества не являются регидными, принятыми и сохраняемыми раз и навсегда. Изменяются как сами нормы, так и отношение к ним.

Развитие личности и факторы на нее влияющие

Личность - это наиболее сложная и многоаспектная категория, изучаемая множеством наук. Проблема изучения личности в социологии и психологии является одной из центральных, поскольку личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания. В то же время личность -это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых сознательно обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Развитие личности всегда обусловлено взаимодействием таких фундаментальных факторов и условий, как наследственность, среда, воспитание, собственная деятельности человека. Личность человека является уникальным своеобразным базисом, на котором возникают и реализуются все позитивные девиации. Однако немало важно то, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ личности.

Чтобы понять проблему личности целостно, необходимо обратиться к проблеме генезиса формирования личностных особенностей человека и его творческой деятельности. Соответственно, для того чтобы понять, как формируются позитивные девиации, необходимо исследовать личность человека и особенности ее развития. Прежде всего, возникает вопрос - когда рождается личность? Как процесс творческой деятельности влияет на саморазвитие и самосовершенствование личности? Для отображения разных аспектов многогранной человеческой личности используются разные качественные характеристики. Это такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая индивидуальность», «личность», «творческая личность». Рассмотрим эти понятия более подробно. Индивид - это человек на начальном этапе своего развития, характерной особенностью которого является освоение примитивной работы Это понятие выражает взаимосвязь биологического и социального начал.

Под понятием «индивид» понимают отдельно взятого представителя человеческого рода, носителя какого-либо единичного качества. Дальше с развитием мозга как органа познания индивид трансформируется в индивидуум, характерной особенностью которого является развитие его на личностно-семейном уровне качествам исполнителя через повторяемость процессов - тиражирование при делении трудовой деятельности на разные виды. Индивидуум формирует способность принимать новую информацию для совершенствования своей практической деятельности через создание систем начального интеллектуального профессионализма. С развитием мышления индивидуум в процессе социальной деятельности трансформируется в «индивидуальность». Данное понятие, очевидно, содержит в себе два противоположных начала - материальное и духовное, что выражает уникальную своеобразность человека, определяет трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека и самоактуализации личности. Характерной особенностью индивидуальности есть развитие ее на личностно-коллективном уровне.

Само понятие «индивидуальность» обозначает совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта, которые отличают данного индивидуума от многих других. Эта неповторимость зависит от жизненной позиции индивидуальности, характера ее деятельности и уровня оригинальности. В индивидуальности есть что-то свое, присущее только ей. Она занята своим «мое»: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений. В процессе жизнедеятельности у индивидуальности формируется способность создавать системы высокого профессионализма и руководить ими. Этот этап развития характерен появлением творческой индивидуальности, способной динамично творчески учиться в узком спектре профессионализма на личностно-общественном уровне. Это интеллектуал, который в узком спектре интереса интуитивно обнаруживает способность к активной переработке информации и целенаправленному движению, к генерации новизны в своей творческой деятельности через наработку самостоятельности и системности.

Следующая, более высокая степень характеристики общественных свойств человека - «личность». Понятие личности выражает целостность стойких свойств и качеств творческой индивидуальности. Личность - это высочайшая степень духовного развития человека, которая представляет собой стойкую совокупность социально значимых качеств, которые характеризуют индивидуальность как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Личность - это человек, который находится на определенной ступени исторического развития. Иначе говоря, каждая личность - человек, но не каждый человек является личностью. Человеческим индивидом рождаются, а личностью - становятся. В отличие от индивида, индивидуума и индивидуальности, сущность которых формируется преимущественно на основе биологической природы человека, сущность личности опирается главным образом на ее духовные и социальные качества. Понятие «личность» включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека, личности нет вне самореализации индивидуума, проявления им своей неповторимой индивидуальности, т. е. личность - это развитая творческая индивидуальность. Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено общих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности нельзя отождествлять с личностными свойствами индивидуальности, т.е. свойствами, которые характеризуют ее как личность.

Личность как целостная система, подвижна и динамична. Она изменяется, развивается под влиянием социальной среды. Развитие для нее есть постоянное расширение сознания и духовное обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитием нужд, усложнением общественных отношений, техническим и духовным прогрессом. С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь личности не только как движение вперед, но и как движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности; завершение жизни достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства80.

Становление личности протекает в таких фундаментальных процессах как социализация, деятельность, и самоактуализация. Разберем их более подробно.

Социализация - это процесс развития и становления личности, который включает в себя трансляцию социокультурного опыта от общества к личности, усвоение личностью требований общества, присвоение норм, правил поведения, в результате чего происходит адаптация; и собственную интерпретацию полученного опыта, т. е. индивидуализацию. Процесс социализации это одно из условий сохранения и развития социальной культуры; социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры. Это своеобразный способ предупреждения и преодоления неизбежных конфликтов между личностным и социальным: чтобы потребности личности удовлетворялись не во вред обществу, а интересы общества - не за счет подавления прав и свобод личности. Таким образом, через механизм социализации происходит постоянное взаимодействие элементов системы «человек - социальная среда», которая на каждом новом этапе социализации порождает новое качество, новый результат, в свою очередь определяющий соотношение внутренних и внешних элементов системы. Социализацию так же можно рассматривать, как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми \. Социализация - не пассивное усвоение «культурной программы». Присваивание личностью социального опыта порождает в ней собственные установки, ценностные ориентации, знания, умения и навыки. А личность, в свою очередь воздействует на социальную среду. Таким образом, социализация - это двусторонний процесс трансляции.

Особенности позитивных девиаций как социального явления в современной России

Современный этап развития основных сфер бытия общества связан с вхождением в постиндустриальную эпоху, со становлением нового технологического уклада, что свидетельствует о переходе к иным реальностям организации производства, непрерывному инновационному процессу, индивидуализации спроса, к новым типам общественного потребления и образа жизни. Поэтому главным ориентиром становится потенциал человека и варианты его использования, как определенная предпосылка дельнейшего прогрессивного развития социума. Это предопределяет необходимость анализа основных сфер приложения позитивных девиаций личности и рассмотрения условий инновационного пути преобразования России. В данной главе позитивные девиации личности рассматриваются как социально-духовный феномена; ализируется роль позитивных девиаций как фактора прогрессивного развития личности в современном социуме. Особый интерес представляет изучение проявлений позитивных девиаций в таких сферах, как наука и искусство.

На наш взгляд не вызывает сомнения тот факт, что позитивные девиации являются существенным резервом человеческой цивилизации, актуализация которых может значительно повысить качество любых общественных реформ.

Творчество и инновации - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, потому что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Творческая деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества.

Позитивные девиации это обязательный и общий элемент во всем многообразии двух сфер деятельности личности - науки и искусства. Они не несут в себе самоцель дублирования действительности окружающего нас мира, они создают нечто принципиально новое, это сферы бесконечного поиска и совершенствования. Человек получает возможность подлинного личностного роста, когда становится служителем науки и искусства. Позитивно-девиантная личность, являясь творцом и новатором, стремится приумножать богатство своего внутреннего мира, в этом и есть искусство самопознания и эстетического наслаждения. В науке и искусстве, в творениях и инновациях, проявляется неповторимый внутренний мир позитивно-девиантной личности.

Искусство и научная деятельность всегда рассматривались как высшие формы духовного освоения мира. Их важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный, а не понятийный характер: чувства и образы составляют основной материал, с которым работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека120.

Наука обобщает и накапливает знания, использует понятия. В научных понятиях в свою очередь отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений. Научные знания имеют четкое определение, они соотносятся и связываются в законы, систематизируются и передаются. Благодаря законам и понятиям - эти знания фиксируются в литературе.

Главная функция искусства - психотерапевтическая или психорегулирующая. Поэтому искусство существует не только для того чтобы мы духовно познавали мир. Благодаря искусству человек выражает себя, изменяет свою духовную составляющую и психологически ему становится легче. Творец - это, прежде всего, выражающая себя личность, переживающая свои внутренние проблемы, свои эмоции и конфликты.

Дело искусства - изучение внутренней природы человека и человечества во всем многообразии и бесконечности его духовных и социальных устремлений. Наука, в свою очередь, познает и описывает внешние проявления человеческой природы, она исследует законы мира и Космоса121.

Искусство и наука - это своеобразное связующее звено между позитивно-девиантной личностью-творцом и обществом-потребителем. Это сферы деятельности, дающие возможность безграничного и всестороннего развития личности. А стороны личности, искусство и наука позволяют осознать свою уникальность и свой потенциал, выделить себя и в полной мере реализовать. Такая личность всегда будет стремиться познавать себя и окружающий ее мир сквозь призму своего внутреннего духа, тем самым, неустанно продвигаясь по дороге личностного самосовершенства.

Каждый замысел, каждое творческое увлечение довольствуются не частью внутреннего мира художника, а поглощают его целиком, тотально. Более того, история хранит множество примеров, когда писатель или художник могли отдавать себя без остатка сразу нескольким творческим заданиям или заниматься абсолютно несовместимыми проектами в одно и то же время, достигая при этом исключительной убедительности в претворении противоположных замыслов. Когда эта потребность безостаточного вживания становится системой, когда художник вынужден переходить от действительности к вымыслу и от вымысла к действительности, то такая смена положений и одновременное обладание сразу несколькими формами существования вносит в его душу заметную дисгармонию. Множество самонаблюдений художников свидетельствует об этом. Гете вспоминает, что писал «Вертера» в каком-то забытьи и внутреннем жаре, не отличая поэтического от действительного, и боялся прочитать свой роман, чтобы снова не впасть в то «патологическое» состояние, в каком он его писал. Гейне считал это постоянное «переселение душ» болезненным состоянием, говорил о необходимости особого усилия воли, чтобы положить этому конец. Флобер, описывая нервный припадок Эммы Бовари, словно переживает его сам, он должен открыть окно, чтобы успокоиться122.

Проявление позитивных девиаций личности в сфере науки и искусства отражается в постоянном стремлении к новому, в поиске и разрешении противоречий, созидании ради самопознания и совершенствования.

Как уже указывалось, неизменным итогом проявления позитивных девиаций в сфере искусства и науки является новизна, что-то до сегодняшнего дня не существующее или не изученное. Но уже неоднократно упоминалось о том, что все новое неизбежно выводит систему из равновесия, тем самым нарушая ее гармонию. Что же провоцирует личность на подобную конфронтацию? С точки зрения активно-неадаптивной концепции позитивно-девиантной личностью руководит стремление к выходу за пределы себя, стремление к самополаганию своего я, почувствовать которое возможно только на границе условной «нормы» или даже за ее пределами.

Многие художественные и научные деятели говорят о том, что ими движет стремление к неопределенности, неизвестности, выходу за пределы себя. Таким образом, личность неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий. На это указывал еще Л.С. Выготский, говоря, что основой художественного произведения является противоречие . Научное открытие или произведение искусства, являются средством разрешения личностной задачи или противоречия. У человека есть три пути выхода из проблемной ситуации: первый - .то включение механизмов психологической защиты, т. е. уход от проблемы. Такое поведение характерно для людей, которым позитивные девиации не свойственны. Второй один вариант - это изменить внешнюю ситуацию. Как правило, этот путь выбирают люди действия -предприниматели. И последний возможный изменить свое отношение, свой внутренний мир, создать в нем такой контекст, который снимет возникшее противоречие. Это траектория движения позитивно-девиантной личности, когда создание нечто нового и уникального - есть средство разрешения внутреннего конфликта. На наш взгляд, высокохудожественное произведение, новаторство и истинная новизна открытия возможны только в том случае, если в их основе лежит личностное противоречие автора, а значит, он и выступает как личность-исследователь. Помимо этого, следует еще раз подчеркнуть, что проявление позитивных девиаций личности в сфере науки и искусства выражается в стремлении к созиданию и самопознанию.

Похожие диссертации на Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме