Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема духовно-цивилизационных трансформаций в современной китайской социальной философии Мигунова, Ольга Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мигунова, Ольга Владимировна. Проблема духовно-цивилизационных трансформаций в современной китайской социальной философии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Мигунова Ольга Владимировна; [Место защиты: Балт. гос. техн. ун-т (ВОЕНМЕХ) им. Ф.Д. Устинова].- Санкт-Петербург, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/152

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы духовно -цивилизационных трансформаций, являющихся квинтэссенцией современной китайской социальной философии. Выдвижение этой проблематики на передний план социальных наук вызвано самим характером и глубиной происходящих в Китае перемен на фоне экономической и культурной глобализации. Новая ситуация требует новых методов ее осмысления. Методология формационной теории перестает быть адекватной процессам, происходящим в действительности. Глобальность перемен, происходящих в Китае, требует создания цивилизационной теории, теории транзитивности, теории современности, переосмысления дилеммы Восток-Запад. Требуют переосмысления буквально все базовые представления о мироустройстве. Острота этих процессов усугубляется и собственно духовными трансформациями. Они сопровождаются ломкой прежних стереотипов и установок, и вызреванием новых форм идентичности. Возникает ситуация, когда меняющееся общество вынуждена изучать меняющаяся философия, ибо она сама является частью трансформационных процессов. В диссертационной работе на основе анализа обширного круга источников на китайском языке прослеживается динамика вышеозначенных тектонических процессов сквозь призму её осмысления современной китайской философией, меняющейся вместе с предметом своей рефлексии.

Актуальность темы исследования. Успехи Китая ошеломляют мир. Де-факто они опровергают исторический пессимизм прогнозов в отношении перспектив развития Поднебесной признанных авторитетов в области социальной философии от М. Вебера до Дж. Фэрбэнка, от А. Левенсона до С. Хантингтона. Но сам Китай воспринимает свой нынешний подъем как явление закономерное, ибо циклически-волновой характер исторического развития, согласно которому на место спада и затяжных кризисов приходит подъем, - это аксиома китайского миропонимания. Гораздо более Китай озабочен диссонансами собственного развития, вызванными как внутренними, так и внешними причинами, и явившимися следствием стремительных темпов экономического роста. На фоне углубления экономической и культурной глобализации все резче проявляется фазовая аритмия и разбалансированность трансформационных процессов, выражающаяся в разрывах соответствий социальных практик и фундаментальных смысложизненных ценностей, совокупностью своих последствий провоцирующих масштабный духовный кризис, способный распространиться на сферу культурной и социально-политической идентичности. К последнему обстоятельству особую чувствительность проявляет КПК как правящая партия, а вслед за ней и академическая мысль, официальная и неофициальная.

Озабоченность китайской социальной мысли имеет свои глубинные причины. Во второй половине XIX века драматическая встреча Китая с

Западом положила начало напряженным поискам «новой идентичности», растянувшимся более чем на столетие. Эти поиски ознаменовались соперничеством модернизационных проектов, но ближе к концу ХХ века, в конечном счете, утратили характер социально-политической альтернативности в виду осознания глобальности цивилизационного характера трансформаций, в которые оказался вовлечен Китай самим ходом мировой истории.

При этом оказалось, что социальная теория китайского марксизма, в том виде, в каком она сложилась к началу реформ, уже не отвечает условиям изменившегося мира и сама нуждается в «модернизации». Курс на творческое преобразование китайского марксизма в «открытую систему» послужил катализатором нового витка дискуссий о природе трансформационных процессов, о типах современности и плюрализме модернизаци- онных проектов, о характере китайского пути и цивилизационной перспективе Китая, о «динамизме традиций» и поиске путей мобилизации внутренних духовных ресурсов развития, и т.п. Одним словом, стимулировал обсуждение вопросов, которые с очевидностью обнаруживали необходимость серьезных коррекций и новаций в области теории и методологии социальной мысли, необходимость создания теоретического обоснования особого типа развития, обеспечивающего сохранение культурно- цивилизационных матриц, их воспроизводство, и тем самым - непрерывность китайской цивилизации.

По мере роста экономического могущества Китая проблема культур- но-цивилизационной аутентичности становится все более насущной. Угрозы вестернизации стимулируют оживление неотрадиционалистской мысли, ибо модернизация экономики по западным образцам все явственнее обнажает деформации исходных цивилизационных кодов и психокультурных матриц, и в условиях глобализирующегося мира заставляет искать механизмы предотвращения их размывания. Одним из таких меха-низмов становится политика «углубления китаизации», постепенно пре-вращающаяся в интегральный фактор духовных трансформаций совре-менного Китая.

Вместе с тем, задача «вхождения» в современность, что, собственно, и составляет подлинный смысл модернизации, остается как никогда актуальной и интригующе амбициозной. Ее решение принимает противоречивые формы: с одной стороны, в рамках официальной идеологии государство начинает трактоваться как инструмент цивилизационных трансформаций, а марксизм де-факто превращается в инструментальную философию модернизации. С другой стороны, становится все более заметной его переориентация на постэкономические («постматериалистические») ценности, апеллирующие к «этическому человеку», что само по себе оказывается знаком амбивалентной ценностной трансформации. Траектория такой трансформации очевидным образом задана ориентацией на ценности, сформированные конфуцианством, и стремлением соединить их с ценностями инновационности. Речь, таким образом, идет о становлении нового понимании социализма как цивилизационной перспективы Китая, в рамках которой сознательно воссоздается духовная преемственность с прошлым.

Обозначенные выше процессы являются незавершенными, и в этом смысле открытыми для дальнейших флуктуаций. Данное обстоятельство предопределяет, соответственно, и встречную открытость в изучении природы этих процессов, то есть, говоря иначе, процессуальную актуальность социально-философской рефлексии. Оно же диктует необходимость быть в курсе концептуальных поисков социальной мысли Китая, теоретически «сопровождающих» эти процессы и направленных на выработку новых, адекватных им парадигм социально-философского дискурса, свободных от груза устоявшихся идеологических стереотипов.

Дополнительную актуальность исследованию придает сопоставимость масштабов духовно-цивилизационных трансформаций, происходящих в Китае и в России, а также схожесть характера модернизационных задач, стоящих перед обеими странами. Последствия таких трансформаций, в условиях глобализации активирующих процессы вызревания в Китае нового цивилизационного синтеза, не могут не влиять на аналогичные процессы в постсоветской России, как, впрочем, и на мировой исторический процесс в целом. Анализ исторических тенденций, не до конца от- рефлектированных и в России, и в самом Китае, позволяет четче осознавать перспективы их взаимодействий как цивилизаций, а также прогнозировать их ближайшие и отдаленные последствия.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на обилие отечественной научной литературы, посвященной социальным, политическим и культурным проблемам современного Китая, процессы, связанные с глубинной перестройкой, происходящей в недрах самой социальной мысли, процессы, связанные с поисками адекватной модели современности, которые она предпринимает, до сих пор остаются малоизученными. Что же касается изучения модернизационных процессов в современном Китае, то основной корпус отечественных исследований в этой области связан преимущественно с анализом экономических и социально- политических процессов.

Тем не менее, в последние годы историками, политологами и философами начинают защищаться диссертации, появляются статьи и монографии, анализирующие проблемы духовно -цивилизационных трансформаций в Китае . Особой глубиной анализа природы современных модер- низационных (и трансформационных) процессов в Китае отмечены монографии А.В. Виноградова «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности», В.В. Малявина "Китай управляемый", и С.А. Просе- кова «Социально-философский анализ модернизации современного Китая в условиях глобализации».

В Китае принято выделять три основных направления социальной мысли - китайский марксизм (макэсычжуи), либерализм (цзыючжуи) и современное новое конфуцианство (сяньдай синь жусюэ) . Эти течения мысли пребывают сегодня в состоянии постоянного поиска и претерпевают значительные внутренние трансформации. Модели трансформационных процессов, конструируемые ими, конкурируют друг с другом, и эта конкуренция осложнятся их явным тяготением к взаимодействию друг с другом при желании сохранить известную автономию. Такая диспозиция находит выражение во взаимных влияниях, неизбежных компромиссах и, в конечном счете, в движении к некоему открытому и многоплановому теоретико-мировоззренческому синтезу, что по всей видимости отвечает реальной многоплановости происходящих в китайском обществе перемен. Однако то, как проблема духовно-цивилизационных трансформаций становится ареной взаимодействия различных философских течений, легализованных в современном Китае, и в каком-то смысле питательной средой

собственных самотрансформаций, практически не изучается ни отечественными китаеведами, ни социальными философами.

Вместе с тем, из трех обозначенных направлений, китайский марксизм находится в наиболее выигрышном положении, - он традиционно привлекает к себе внимание российских исследователей, хотя по большей части наши ученые отдают предпочтение изучению не столько академического, сколько политического китайского марксизма. Исследований, посвященных двум вторым направлениям современной китайской социальной философии, гораздо меньше. Что касается современного конфуцианства, то целостного исследования о нем, как о влиятельном культурно- философском феномене, в отечественной китаистике до сих пор нет. Между тем, его история насчитывает без малого сто лет, а проблема цивили- зационных трансформаций Китая и поиска новой культурной идентичности - центральная для всех трех этапов его развития. Правда, о взглядах представителей «первого» поколения нового конфуцианства (Лян Шуми- не, Сюн Шили) имеется ряд обстоятельных исследований. Особо отметим труды А.В. Ломанова, посвятившего целый ряд глубоких исследований постконфуцианству как культурно-философскому феномену, а также творчеству Фэн Юланя, в котором проблема цивилизационных трансформаций занимает далеко не последнее место. Им же написаны практически все статьи по персоналиям современной китайской философии, преимущественно - «современного нового конфуцианства» (сяньдай синь жусюэ) в пятитомной (в 6-ти книгах) энциклопедии «Духовная культура Китая», том «Философия» (2006, 2011). Как ни странно, выдающимся представи- телям третьего поколения постконфуцианцев - Ду Вэймину, Лю Шусяню, Фу Вэйсюню и Чэн Чжунъину, не говоря о менее известных персонажах, повезло меньше всего - о них в нашей социально-философской литературе можно встретить лишь спорадические, хотя от того и не менее ценные,

упоминания .

На фоне заметного оживления духовной жизни Китая в России возрастает интерес к философским аспектам проблемы культурно- цивилизационных трансформаций. Однако в целом состояние современной («новейшей») китайской социальной философии по-прежнему остается за горизонтом интересов большинства российских китаеведов и специалистов в области социальной философии.

Цель исследования - анализ основных тенденций современной китайской социальной философии в осмыслении природы духовно- цивилизационных трансформаций, частью которых является она сама.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать причины кризисных явлений в области китайской социальной философии в контексте культурно-цивилизационной антитезы «Восток - Запад» и определить перспективы их преодоления;

рассмотреть китайский марксизм как идейно-политическое учение, соприродное системе традиционного китайского миропонимания;

раскрыть роль постконфуцианского дискурса в создании нового теоретико-мировоззренческого синтеза, выступающего основой комплексного понимания природы социодинамики как единого духовно- цивилизационного процесса;

реконструировать контуры китайской цивилизационной парадигмы (представления о Китае как о «цивилизации-государстве» и как «геоцивилизации»);

раскрыть особенности китайского понимания диалектики социокультурной модернизации и цивилизационных трансформаций.

7 Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (кон. ХХ - нач. XXI в.). - М., 2008; Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М., 2000; Малявин В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции? // Проблемы Дальнего Востока. - 1995. - № 5. - с. 106-116; Переломов Л., Ломаное А. XXI в. - век Китая, век конфуцианства? // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - N 3. - С. 123-129; Рысакое А.С. Базовые принципы философской ментальности современного «нового конфуцианства» // Ментальность этнических культур. Материалы международной научной конференции. СПб 9-10 июня 2005 г. - СПб, 2005, с. 80-87; Середкина Е.В. Современное конфуцианство и западноевропейская философия в их диалогичности: опыт философско-компаративистского анализа / Автореф... канд. филос. наук. - М., 2004; Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. - М.: Восточная литература РАН, 2001; Феоктистов В. Ф. Китайская философия на пороге XXI века // Философские трактаты Сюнь-цзы. - М., 2005, с. 414-419; Шилов А.П. Конец древности. О духовном кризисе современного китайского общества и поиске новых ценностей. - М.: ИДВ РАН, 2009, с. 134-190.

Объект исследования - современная китайская социальная философия.

Предмет исследования - духовно-цивилизационные трансформации как предмет современной китайской социальной философии.

Теоретическая основа и методы исследования. Основу исследования составляет комплексный подход к проблеме духовно - цивилизационных трансформаций, как наиболее адекватно отвечающий сложности исследуемого объекта. Он включает в себя изучение идейно - теоретических особенностей китайского философского дискурса, концептуальный анализ китайской картины мира, метод структурно - герменевтической реконструкции, применяемый ведущими отечественными китаеведами - В.Г. Буровым, Л.С. Васильевым, А.В. Виноградовым, А.И. Кобзевым, М.Е. Кравцовой, А.В. Ломановым, А.Е. Лукьяновым, В.В. Малявиным, А.С. Мартыновым, Л.С. Переломовым, М.Л. Титаренко, Е.А. Торчиновым, В.Ф. Феоктистовым; а также видными зарубежными синологами и социальными философами - Ш. Айзенштадтом, Дж. Бертронгом, Ф.Броделем, И. Валлерстайном, М. Вебером, М. Гране, Р.К. Невиллом, А. Тойнби и др.

Другая составляющая теоретико-методологической основы исследования связана с подходами к изучению философии модернизации и трансформационно-цивилизационных процессов, разработанными российскими специалистами в области социальной философии, среди которых особо выделим И.Н. Ионова, В.Ж. Келле, Н.И. Лапина, А.В. Виноградова, В.М. Межуева, С.А. Просекова, В.Г. Федотову, Ю.В. Яковец. В исследовании применяется историко-генетический и историко- теоретический методы, феноменологический, сравнительно-исторический, компаративистский, проблемно-тематический и другие.

Научная новизна исследования:

осуществлена реконструкция дискуссии о так называемом «кризисе легитимности» китайской философии. Проанализирована природа этого кризиса;

выявлены особенности углубляющейся китаизации китайского марксизма как магистральной тенденции его трансформации;

доказано наличие тенденции «конфуцианизации» китайского марксизма;

в контексте «конфуцианского возрождения» впервые охарактеризовано трансформирующее мировоззренческое влияние на современную духовную ситуацию в Китае современного нового конфуцианства. Проанализированы взгляды на природу феномена восточно-азиатской модернизации лидера третьего поколения его представителей Ду Вэймина;

проанализирована традиционная концепция Китая как «цивилизации-государства» и значение ее современных экспликаций в обосновании идеи устойчивого развития;

впервые проведен критический анализ геоцивилизационной концепции Жуань Вэя как знаковой трансформации китайского социально- философского дискурса в направлении выработки и применения цивили- зационной методологии;

доказательно сформулирован вывод о том, что представления о социализме с китайской спецификой эволюционируют в Китае в направлении понимания его как цивилизационного модернизационного проекта, целевой контекст которого определяется постэкономическими ценностями;

в научный оборот введен целый ряд новых имен и концепций китайских ученых, ранее не известных в России. Использовано более 100 первоисточников на китайском языке из фондов Китайской Национальной библиотеки, библиотек Пекинского университета, университета Цинхуа, библиотеки Центрального бюро компиляций и переводов при ЦК КПК (Пекин).

Положения, выносимые на защиту.

    1. Кризис легитимности китайской философии есть свидетельство рассогласования между официально провозглашаемыми целями социального развития, реально проводимой политикой реформ и объективными социокультурными трансформациями.

    2. Исторически китайский марксизм есть идейно-политическое учение, соприродное системе традиционного китайского миропонимания.

    3. Политика «углубления китаизации» - средство преодоления кризиса культуры в целях сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации. «Конфуцианское возрождение» - результат политики углубления китаизации.

    4. Современное новое конфуцианство представляет собой идеологический ресурс, на основе сближения с которым китаемарксизм трансформируется в новый теоретико-мировоззренческий синтез, в котором формируется обновленная система ценностей, объединяющая социалистические идеалы и традиционный духовный опыт нации.

    5. Китайская социальная мысль ревизует абсолютность формационно- го анализа современности, стремясь комплементарно дополнить его циви- лизационным.

    6. Концепция «китайской современности» предполагает смену самих критериев «современного» посредством их перевода из плоскости материального прогресса в «постматериальную» плоскость гуманизма.

    7. Китайская модель модернизации из «догоняющего» типа трансформируется в автономную модель устойчивого развития.

    8. В представлении современной китайской социальной мысли модернизация выступает как область социокультурных (в широком смысле слова) преобразований, субъективных и проективных в своей основе; трансформации понимаются как область медленных, практически незаметных в масштабе человеческой жизни изменений, объективных (естественно-исторических) по своей природе.

    9. В рамках китайской теории современности, постепенно обретающей контуры, социализм трактуется как цивилизационная перспектива Китая.

    Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования. В диссертации вскрыта специфика китайского понимания социодинамики, выразившаяся в опоре на собственную нацио- нально-цивилизационную уникальность и традицию, в выработке специфической китайской модели модернизации, базирующейся на идее множественности типов современности. Результаты исследования могут служить отправной точкой для дальнейшего углубленного анализа перспектив развития современного китайского марксизма, современного нового конфуцианства, цивилизационной теории, контуры которой прорисовываются в Китае всё явственней, теории современности и теории модернизации. Выводы, полученные в настоящем исследовании, способствуют конкретизации понимания глубинных основ современных трансформационных процессов в условиях глобализации.

    Основные положения и результаты исследования, полученные в ходе анализа обширного и разнородного материала (110 источников на китайском языке), могут быть использованы при подготовке учебных программ и лекционных курсов по социальной философии, восточной философии, культурологии, социологии, истории политических учений.

    Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры глобалистики и геополитики Балтийского Государственного технического университета «Воен- мех» им. Д.Ф.Устинова. Достоверность полученных в ходе исследования результатов удостоверена 1) восемнадцатью публикациями автора. Одиннадцать из них, включая переводы с китайского, опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК, таких как «Проблемы Дальнего Востока», «Азия и Африка сегодня», «Вестник СПбГУ» (приложение), «Геополитика и безопасность»; 2) выступлениями на международных научных и научно-практических конференциях: на «Днях петербургской философии» 19-21 ноября 2009 года («Диалог культур и культура диалога»), 19-20 ноября 2010 («Культура как стратегический ресурс России»); на Всероссийской научной конференции 20-21 октября 2009 года в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, 2009); на международной научной конференции «Природа этничности: научное и философское осмысление» (Санкт-Петербург, 20 ноября 2009 г.), на международной научной конференции «Конфуцианская мысль и построение современной китайской культуры» (18-20 января 2013 г., Шэньчжэнь, КНР).

    Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы на русском, китайском и английском языках, включающего 311 наименований.

    Похожие диссертации на Проблема духовно-цивилизационных трансформаций в современной китайской социальной философии