Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль



расширенный поиск

Проблема смысла жизни в социально-философском контексте Мальцев Александр Владимирович

Проблема смысла жизни в социально-философском контексте

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцев Александр Владимирович. Проблема смысла жизни в социально-философском контексте : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Мальцев Александр Владимирович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 138 с. РГБ ОД, 61:08-9/108

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО ПОИСКА ЧЕЛОВЕКА

1. Проблема понимания смысла жизни человека 14

2. Смысложизненный поиск личности 39

3. Смысложизненные устремления человека 53

Глава II. СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Смысложизненная проблематика в концепциях современного общества 65

2. Смысл жизни и смысл истории 81

3. Смысл жизни и ценности: социально-философский анализ 90

Глава III. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

1. Социально-философский аспект проблемы смысла жизни 103

2. Опыт социально-философской концептуализации смысла жизни человека 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования

Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, необходимостью глубинного осмысления современных общества и человека в их взаимосвязи.

Антропологическая парадигма постнеклассической науки, преломляясь в социально-философском познании, тяготеет к пониманию социального через индивидуальное, применяя, в частности, принцип антропосоциального соответствия. Это приводит к возрастанию необходимости в целостной социально-философской концепции личности, и важнейшим условием её создания становится осознание социально-философского значения решения проблемы смысла человеческой жизни.

Современное общество достигло такой стадии развития, на- которой рефлексия о нём предполагает учёт множества факторов, требующий всё возрастающей экспликативной точности, достигаемой на уровне такой интегративной системы, какой является человек. Соответственно, антропологический подход к социальному является необходимостью, вполне осознаваемой на современном этапе. На наш взгляд, центральным звеном' данного подхода является проблематика смысла жизни человека. Именно поэтому её актуальность постоянно возрастает в настоящее время, особенно в рамках социальных исследований, что обусловливает необходимость её дальнейшего, более углублённого, изучения. Социальное бытие в достаточной мере антропоморфно, и взаимосвязано с вопросами бытия человека и со смысложизненной проблематикой, актуализирующейся в процессе личностного и социального развития.

Возрастающей динамичности современного общества сопутствует неопределённость направленности его развития, повышающая значимость индивидуального объяснения социальных трансформаций. Данные процессы взаимосвязаны со смысложизненным поиском личности, катализированным,

4 в частности, осознанием острой необходимости смысла, и обусловленным значительной изменчивостью и секуляризованностью социальной реальности и приводящим к субъективной неуверенности в существовании смысла, способного объяснить все её проявления. Дальнейшая актуализация проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска вызвана также тем, что «нынешняя ситуация в человеческом существовании, как на родовом, так и на индивидуальном уровне, все чаще обозначается как ситуация абсурдности, смыслоутраты и одновременно острой нужды в смысле»1. Иначе говоря, современность осознаётся в качестве экзистенциальной ситуации, в которой обращение к смысложизненному поиску личности актуализируется интенсивным и противоречивым развитием общества, а также глобальными угрозами, стоящими перед человеком и социумом.

Переживание смысложизненного поиска (как и любое решение или отрицание проблемы смысла жизни), в свою очередь, становится фактором, многообразно-воздействующим на социальную реальность. В исследовании этого воздействия состоит второй аспект актуальности темы исследования, который, при значительной теоретической разработанности проблемы смысла жизни в целом, представляется недостаточно изученным. Степень влияния решений проблемы смысла жизни (а также отказа от них) на социальную реальность зависит от формы конкретного общества, но всегда остаётся значительной в силу аксиоцентричности социума и его потребности в осмыслении. Данное воздействие опосредованно осуществляется и через формирующую социальную действительность деятельность индивидов, цели и стратегии которой определяются в соответствии со смыслом их жизни.

Малоисследованным остаётся также влияние конкретных решений проблемы смысла жизни на разрешимость различных социально-философских проблем (взаимоотношения личности и общества, смысла истории и т.д.), на социально-философские теории и модели.

1 Невелева В. С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореферат дисс... доктора философских наук. - Екатеринбург, 2002. - 40 с. - С.

3.

5 Смысложизненная проблематика есть средоточие антропологического измерения общества, поэтому определённое понимание смысла жизни имплицитно коррелирирует с представлением о современном социуме, и каждой культурно-исторической эпохе соответствуют наиболее характерные для неё направления решения данной проблемы. Необходимость социально-философского исследования проблематики смысла жизни обусловлена также тем, что он, как концентрированное выражение сущности человека, имеет социальную направленность. То есть смысл жизни человека формируется, формулируется и реализуется в социальном контексте, вследствие чего в рамках проблематики поиска и осуществления смысла жизни человека, становится возможным наиболее глубокое и последовательное соединение индивидуального и социального бытия. Более того, социум,:- наряду с индивидом, можно считать инстанцией формулирования данной проблемы и, соответственно, определения степени её разрешимости. Именно через социальное человек познаёт другость бытия, и социальное, являясь способом имманентного осмысления им своей жизни становится для него предпосылкой и моделью трансцендентного осмысления.

Итак, актуальность исследования определяется как потребностью в социально-философском рассмотрении проблемы смысла человеческой жизни, имеющей основополагающую социальную значимость и направленность, так и необходимостью пристального внимания к проблематике смысла жизни при анализе современных социальной реальности, социально-философских проблем и концепций.

Современное состояние научной разработанности проблемы

В исследовании смысложизненной проблематики актуальны экзистенциалистские (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель), феноменологические (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), постмодернистские (Ж. Бодрийяр, П. Рикёр), философско-антропологические (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен), логико-аналитические (Л. Витгенштейн, А. Дж. Айер),

персоналистические (Н. А. Бердяев, Э. Мунье и др.), религиозно-философские (В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, Н: И. Кареев, А. И. Введенский и др.), аксиологические и другие подходы. В современной- англоязычной философии значительное внимание уделяется изучению проблемы смысла жизни с прагматических и утилитаристских позиций в работах Дж. Кекеса (J. Kekes), Н. Леви (N. Levy), Т. Меца (Т. Metz), Б. Трисела (В. A. Trisel) . Актуальным является также философское осмысление подходов к проблеме смысла жизни в гуманистической психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Ф: Арьес, А. Адлер, И. Ялом, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, В. Н. Карандашев и

др.).

На постсоветском пространстве важный вклад в исследование проблемы* смысла жизни на современном этапе вносят Т. А. Буачидзе, Е. В. Грунт, В. Д. Губин, И. Л. Зеленкова, В; Ю. Инговатов;' Н. А. Кебина, Л. С. Кобелянская, Л. Н. Коган, Г. С. Малыгин, Р. И. Павилёнис, К. С. Пигров, Е. И. Рогальский, Г. Л. Тульчинский, В. В. Шаронов3 и многие другие исследователи . В обращении к смысложизненной проблематике на

2 См. например Kekes J. The Meaning of Life II Midwest Studies in Philosophy. - Vol. 24. -
Issue 1. August 2000. - pp. 17-34. Levy N. Downshifting and Meaning in Life II Ratio. - Vol..
18. - Issue 2. June 2005. - pp. 176-189. Metz T. The Immortality Requirement for Life's
Meaning II Ratio. - Vol. 16. - Issue 2. June 2003. - pp. 161-177. Metz T. Recent Work on the
Meaning of Life II Ethics. - 2002. -Vol. 112. - pp. 781-814. Metz T Utilitarianism and the
Meaning of Life II Utilitas. - Vol. 15. - No. 1. March 2003. - pp. 50-70. Trisel B. A. Human
Extinction and the Value of our Efforts II The Philosophical Forum. - Vol. XXV. - No. 3. Fall
2004.-pp. 371-391.

3 См. например Грунт E. В. Смысл жизни как проблема европейской философии: Автореф.
дис.... д-ра философ, наук. - Екатеринбург, 1997. Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия.
- М., 2003. Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического
исследования. — Мн., 1988. Инговатов В. 10. Смысл человеческого существования (опыт
философии нравственности). - Барнаул, 2000. Кебина Н. А. Философия смысла и
самореализация личности. - М., 2003. Малыгин Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. -
Иркутск, 1998. Рогальский Е. И. Смысл жизни как метафора творчества (Социально-
философский анализ проблемы смысла жизни). - М., 2004. Тульчинский Г. Л.
Постчеловеческая персонология. - СПб., 2002.

4 Необходимо отметить, в частности, следующие исследования: Гаджинская, 3. Г. А.
Смысл человеческой жизни и проблема суицида (опыт философско-психологического
исследования): Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - М., 1993. Кузнецов С. В. Смысл
жизни как нравственная проблема: Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - СПб., 1999.
Пятилетова Л. В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: Автореф. дис. ...

7 современном этапе важную роль играют также историко-философские исследования. Это характерно для русской философии, в которой особое внимание уделяется исследованиям проблемы смысла жизни в русской религиозной философии (осуществляемым В. Г. Безносовым, И. В. Вишевым, А. Ф. Замалеевым и др.) . В настоящее время проблема смысла жизни в рамках российской социальной философии изучается как социоорганизующий фактор личности (Е. Ю. Ястребова), как проблема российского менталитета (А. А. Озеров), проводится её ценностный анализ (Е. А. Парадиз) и анализ становления смысла жизни человека (Т. Ю. Порошина), исследуется значение смысла жизни в формировании современного российского общества (Т. Н. Горобец) и в условиях глобальных проблем современности (Н. В. Гайдабрус)6. Однако сущность, интегративный и контекстуальный характер социально-философского аспекта проблемы смысла жизни пока остаются недостаточно раскрытыми. Большинство современных учёных, обращающихся к данной проблеме, отмечают очень высокую актуальность смысложизненной проблематики в настоящее время7. Вместе с тем, нужно заметить, что несмотря на

канд. философ, наук. - Екатеринбург, 1999. Русия Г. И. Свобода - смысл жизни: Автореф. дис. ... д-ра философ, наук. - Тбилиси, 1981. Сухоплюев П. А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Уфа, 2000. Трембач Э. С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема: Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Л., 1990.

См. например Вишев И. В. Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли ХІХ-ХХ столетий. - Челябинск, 1993. Замалеев А. Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. - СПб., 2003. Тугаров А. Б. «... указует путь к святости»: искания русской религиозной философией смысла социальной жизни (XIX -нач. XX в.). - Пенза, 2000. Фролов В. В. Смысл жизни человека в философии Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского. - М., 1996.

6 См. Гайдабрус Н. В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем
современности: Автореф. дисс. ... канд. филос. н. - Саранск, 2005. Парадиз Е. А.
Проблема смысла жизни человека: теоретические основания и ценностный анализ:
Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Саратов, 1996. Порошина Т. Ю. Социально-
философский анализ становления смысла жизни человека: Автореф. дисс. ... канд. филос.
н. - Уфа, 2002. Озеров А. А. Смысл жизни как проблема российского менталитета
(социально-философский анализ): Автореф. дисс. ... канд. философ, наук. - М., 2000.
Ястребова Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: Автореферат
дисс.... канд. филос. наук.-СПб., 2002.

7 Так, например, Б. Т. Григорьян пишет: «Особую актуальность сегодня как для
отдельного человека, так и для различных социальных общностей приобрела проблема

8 многочисленность исследований, обращающихся к различным аспектам смысложизненной проблематики, пока ещё не существует общепризнанного понимания сути проблемы смысла жизни человека, её формулировки и разрешимости. Нет единства также в отношении того, какой из многочисленных онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и других подходов к данной проблематике оказывается на современном этапе ближе всего к её пониманию. По нашему мнению, в настоящее время таковым является социально-философский подход к смысложизненной проблематике, обращающийся к её пониманию в социальном контексте бытия человека.

Объект исследования *-:

Объектом исследования является человек в социальном пространстве,
понимаемый в качестве биосоциодуховного существа. ?.

Предмет исследования

Предмет исследования - смысл жизни человека как интегративная доминанта его ценностей, целей, потребностей и интересов. Смысл жизни в социальном бытии человека изучается в его эксплицированности в смысложизненном поиске человека, проявляющемся в том числе в его социальной активности.

Цели исследования

Целью настоящей диссертационной работы является исследование социально-философского аспекта проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска человека на современном этапе, направленное к осуществлению их социально-философской концептуализации.

социальной и моральной ответственности, проблема смысла жизни». См. Григорьян Б. Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. -С. 376.

9 Задачи исследования

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

обоснование постановки и формулирование проблемы смысла жизни как проблемы социального бытия человека и социально-философской проблемы,

исследование проблемы смысла жизни в её неразрывной связи со смысложизненным поиском личности,

раскрытие особенностей и характера протекания смысложизненного поиска личности, а также воздействующих на него факторов, в современном обществе,

изучение взаимосвязанности смысложизненного поиска и личностной культуры человека (экзистенциальной, общесоциальной и частносоциальной),

- выявление смысложизненной проблематики и её значения в основных
концепциях современного общества (информационного общества,
общества риска, общества потребления и т. д.),

формулирование и раскрытие специфики социально-философского аспекта смысложизненной проблематики как самостоятельного способа обращения к ней, и механизмов его экспликации в современном обществе,

установление роли социальных предпосылок, социального контекста и социального бытия в процессе осмысления человеком своей жизни.

Научная новизна исследования

Основные результаты исследования, обладающие научной новизной,

состоят в следующем:

1. Раскрыто единство проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска личности в смысложизненной проблематике, проанализированы стадии и формы смысложизненного поиска личности, проведено последовательное

10 разграничение смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности.

  1. Формулируются и характеризуются смысложизненные устремления в качестве наиболее общих направленностей смысложизненного поиска личности, которые могут конкретизироваться и модифицироваться в контексте личностного бытия.

  2. Проведён анализ бытования смысл ожизненной проблематики в рамках антропологической направленности основных концепций современного социума (общества риска, общества потребления и т. д.).

  3. В процессе раскрытия социально-философского аспекта проблемы смысла жизни человека осуществлена социально-философская концептуализация смысложизненной проблематики на основе выявления и исследования в их взаимосвязи её социальных элементов: социального контекста бытия человека, социальных предпосылок осмысления жизни и презумпции осмысленности жизни как необходимого основания социальной активности человека.

Методологические основы исследования

Комплексность и неоднозначность смысложизненной проблематики детерминируют потребность в использовании целого ряда методологий при обращении к ней. Это вызвано не только необходимостью комплексного понимания смысла, учитывающего различные его компоненты (когнитивный, аксиологический, телеономный и др.), но также со спецификой социально-философского рассмотрения данной проблематики. Основным методологическим инструментом исследования явилось экзистенциально-феноменологическое обращение к смысложизненной проблематике и её экспликации в социальном бытии личности и в социальном пространстве. Вместе с тем, настоящая работа направлена и на выявление глубинной связи субъектно-имманентного и объектно-социального бытия, осуществляющейся в смысложизненном поиске

личности. Данное исследование осуществлялось также с использованием
общенаучных (анализа, синтеза, сравнения) и частнонаучных методов
(формально-логического, структурно-функционального,

интерпретационного). В методологическом отношении отправным пунктом исследования явилось контекстуальное понимание проблемы смысла жизни человека, в частности предстающее как её формулирование* в качестве семантического поля вопросов, значение которых раскрывается в социальном-контексте бытия человека.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. К проблеме смысла жизни, приобретающей особую актуальность в современном обществе, в настоящее время наиболее целесообразно обращаться с помощью социально-философского подхода, рассматривающего смысложизненную проблематику в её тесной взаимосвязи с социальным контекстом бытия человека.

  2. При раскрытии проблемы смысла жизни человека в социально-философском контексте необходимо понимать её в единстве со смысложизненным поиском, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. Смысложизненный поиск есть процесс, в своём развитии проходящий стадии вопроса, выбора и проблемы, сочетающий в себе индивидуальные и социальные характеристики. Его универсальные составляющие воплощаются в понимании смысложизненных устремлений, в следовании которым формируется его общая направленность.

  3. При рассмотрении социального уровня бытования смысл ожизненной проблематики, необходимо учитывать, что проблема осмысления имплицитно содержится в основных параметрах социума. Это, в частности, проявляется в концепциях современного общества, в которых предложен новый ракурс формулирования и рассмотрения смысложизненной проблематики.

  4. Важным положением, конституирующим своеобразие социально-

12 философского аспекта смысложизненной проблематики является различение смысла жизни и ценностей, при котором опосредующим звеном между ними становится система жизненных целей человека. Относительная противопоставленность смысла жизни как наивысшего императива и ценностей как опций диспозитивного выбора соответствует разграничению смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности. 5. Социально-философская концептуализация смысла жизни человека должна связывать, воедино основные социальные элементы смысложизненной проблематики: социальные предпосылки осмысления жизни человека (к которым, по нашему мнению, следует отнести свободу, творчество, равенство, коммуникацию), социальный контекст его бытия и презумпцию осмысленности жизни как исходное положение смысложизненного поиска личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Значимость диссертационной работы состоит в рассмотрении содержания смысложизненной проблематики в социально-философском контексте, прежде всего - в социальном контексте бытия человека. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании курсов социальной философии, социальной и философской антропологии, аксиологии.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации

Изложенные в диссертации научные результаты получены автором лично в процессе самостоятельного исследования, в котором на основе анализа философского материала, формулируются задачи диссертации, развиваются её идеи, обосновываются выводы.

13 Степень достоверности результатов проведённых исследований

Выводы и положения диссертации научно обоснованы, получены при .творческом применении современных научных методологий. Выводы диссертанта убедительно аргументированы собственными теоретическими рассуждениями, основывающимися на анализе достоверных данных научных исследований в сфере социальной философии, философской антропологии, аксиологии, психологии и социологии.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследования отражены в 9
публикациях автора в научных изданиях, общим объёмом 2, 37 печ. л.
Результаты исследования докладывались автором и обсуждались на XV
Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных
«Ломоносов» (Москва, 8-11 апреля 2008 г.), Международной научно-
теоретической конференции «Коммуникативные стратегии
информационного общества» (Санкт-Петербург, 9 октября 2007 г.), IV
Международной конференции «Человек в современных философских
концепциях» (Волгоград, 28-31 мая 2007 г.), XII научном симпозиуме
«Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 18-19 апреля
2007 г.), Всероссийской научно-теоретической конференции
«Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-
Петербург, 17 октября 2006 г.), Международной герменевтической
конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и
образовании» (Тверь, 8-Ю октября 2006 г.).

Структура работы

Диссертация (общим объёмом 138 с.) состоит из введения, трёх глав, подразделяющихся на восемь параграфов, заключения и библиографии (113 наименований). Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.

Проблема понимания смысла жизни человека

Вопрос о смысле жизни волнует человечество с давних времён, и сама универсальность данной проблемы способствует самосознанию людей в качестве человечества. Он считается «вечным», «проклятым» вопросом, поскольку любое его конкретное решение не будет, да и не может быть, принято всеми, что не умаляет потребности в поиске ответа на него. Данная проблема связана с человеческим осознанием своей конечности (абсолютной ограниченности), и её осознание является следствием её индивидуального признания. Усиление внимания к ней объясняется ощущением предельности, ограниченности и конечности человека и его существования, обострению которого в различные исторические периоды служат разные факторы. Традиционно к катализаторам такого внимания относятся резкие социальные трансформации, а в настоящее время ими становятся также глобальные проблемы современности и прогрессирующая дегуманизация социальных процессов. Эти факторы не только актуализируют, но также уточняют и дифференцируют проблематику смысла жизни, увязывание которого только с будущим своей общности или человечества в целом становится сомнительным с субъективной точки зрения. То есть современность, кроме прочего, характеризуется сближением обыденных и философских представлений о смысле жизни.

Сам интерес к проблеме смысла жизни, по-видимому, не требовал обоснования до появления теорий, отрицающих существование смысла жизни или (что, фактически, сводится к тому же) находящих его лишь, в борьбе человека за своё выживание. Аргументация в пользу подобных положений не совсем корректна, поскольку она в конечном счёте сводится к отверганию осмысленности жизни человека признанием возможности бессмысленной жизни конкретного, эмпирического индивида, тогда как представления о смысле жизни не фальсифицируемы подобным способом. По нашему мнению, интерес к проблеме смысла жизни неотделим от интереса к жизни в целом, и постоянно присутствует в бытии человека, независимо от степени осознанности и отрефлектированности его бытия. Этот интерес обусловлен необходимостью мировоззренческой (абсолютной) самоидентификации человека, которая часто ослабляется в период становления его социальной (относительной) идентификации и обостряется в кризисные для личности или социума периоды, когда последняя затруднена8. Однако, подобно тому, как люди, значительно различаясь, остаются равны между собой9, так же и все варианты снятия данной проблемы являются во многом схожими. Такого единства и ищет философия, обращаясь к проблеме смысла человеческой жизни, более того, оно составляет суть философствования, которое, по мнению В. Н. Шердакова, «в конечном счете есть философствование о смысле жизни»10. Оно выражается и в различных философских концепциях, по отношению к которому они говорят об одном и том же, но на разных языках11. Однако восприятие этого единства не монолитно, и можно выделить пять путей его поиска: онтологический (поиск в категориях наличного бытия), этический (поиск в деонтических категориях), социально-философский , аксиологический (поиск в категориях ценности) и религиозно-философский (поиск в категории трансцендентного). Иначе говоря, в проблеме смысла жизни существуют группы вопросов, которые могут быть разрешены только с точки зрения онтологии, этики, аксиологии, социальной и религиозной философии соответственно. В сжатом виде все различия и толкования смысложизненной проблематики выражены в различных способах определения понятия смысла жизни.

Смысложизненная проблематика в концепциях современного общества

Существенные тенденции развития современного общества и современность в целом не получили ещё: единого социально-философского объяснения; будь.то в рамках концепций «общества риска» (У. Бек, Г. Бехман и др.); информационного (М: Кастельс и др;), постиндустриального (ДІ. Белл и др.), супериндустриального (Э. Тоффлер), технотронного (3: Бжезинский) общества, общества масс (X. Ортега-и-Рассет, С Московйчи, Т. Адорно? и др.), общества потребления (Ж.. Бодрийяр и др.), «общества; спектакля» (їїш. Дебор), медиакультурного общества (3:. Шмидт) и: т.. д.. Проблема: концептуализации социума подразумевает определение границ: социально-философского плюрализма путём нахождения; точки. зрения, обосновывающей относительную правомерность каждой из его концепций. Существование такой позиции возможно лишь в рамках антропологического подхода к изучению социума, ядро которого составляет смысложизненная проблематика, поскольку все попытки концептуализации современного общества антропоцентричны и обращены к образу живущего в нём человека. Осмысление человеком своей, жизни,, себя и общества делается всё более насущным для социума. Без него социальное рискует стать неопределённым и не закреплённым в индивидуальной реальности,.ведь в ответе на вопрос о смысле жизни люди определяют свою жизненную стратегию, включающую в себя и линии социального поведения, совокупность которых образует контур общества. Концепции современного общества стремятся объяснить социальные процессы и их трансформации в русле одной понятийной схемы: риска, информации, коммуникации, потребления, спектакля, медиа, массовости, самоорганизации и т. д. В них социальное осмысливается прежде всего через антропологическое начало в нём, обращенное к проблеме смысла человеческой жизни.

Концепция общества риска, развиваемая в работах У. Бека и других исследователей, является одной из наиболее актуальных попыток осмысления современности. Общество риска появляется как ситуация осознания человечеством того, что оно «впервые в истории конфронтирует с искусственно созданными и более чем реальными перспективами самоуничтожения» . В понимании риска, объединяющем в себе противоречивые черты социального развития, всё отчётливее видны этические аспекты проблем выбора и принятия решений. Поскольку «именно там, где традиции и ценности пришли в упадок, как раз и возникают риски»94, в пространстве риска проявляется необходимость в новых системах ценностей, создаваемых в смысложизненном поиске индивида. У. Бек полагает, что «эта ценностная система индивидуализации содержит в себе начало новых этик, базирующихся на принципе «обязанностей по отношению к самому себе». Это сталкивает традиционную этику с трудностями, поскольку обязанности неизбежно носят социальный характер, согласовывают и переплетают поступки каждого с жизнью всего общественного организма»95. Данное столкновение социального с индивидуальным происходит наиболее интенсивно в процессе смысложизненного поиска личности.

В защите человека от тех рисков, с которыми он не только не может самостоятельно справиться, но которые он не всегда даже способен и желает идентифицировать, современное общество получает новый импульс, обосновывающий его существование, отличающийся от гарантирования выживания индивида (в доиндустриальном обществе) и создания достаточного уровня его обеспеченности и комфорта (в индустриальном обществе). Основные тенденции социального развития (информатизацию, технизацию, анонимизацию, расширение публичной сферы и т. д.) во многом можно считать способами компенсации осознания этих опасностей. Данные процессы существенно влияют на содержание смысложизненного поиска личности, который можно рассматривать не только как экзистенциальный, но и как социальный феномен. В этой трансформации смысложизненного поиска самой по себе можно найти ключ к возрастанию неудач на его пути и обессмысливанию социальной действительности. В той мере, в какой человек пытается обрести смысл жизни способом, аналогичным стремлению к какому-либо социальному благу, многие неудачи смысложизненного поиска связаны с отсутствием экзистенциальных эквивалентов социальным1 достижениям. Сохраняя функцию оценивания индивида, общество неспособно быть смыслопорождающей сущностью, . поэтому формулирование ценностей в нём заменяется безоценочностью, признанием равенства различного, что не только не осмысливает, но и не подтверждает осмысленности человеческой жизни.

Социально-философский аспект проблемы смысла жизни

Актуальность социально-философского аспекта смысложизненной проблематики связана, в первую очередь, с тем, что в настоящее время возрастает её социально-философская наполненность. Так, по мнению В. Э. Чудновского, «проблема смысла жизни человека, которая во все времена была чрезвычайно значимой, в XX. в. приобрела особую актуальность: она все больше перерастает в проблему смысла жизни человечества» . Є другой стороны, в: литературе подчёркивается, важность, осмысляющих человеческую жизнь основ для самосознания! людей в качестве человечества: «Мыслеобраз человечества есть интуитивно или аксиоматически; существующая метанаррация, смысловое разнообразие которой есть выражение разных типических начал жизни людей»177.

Отправной точкой настоящей работы является представление о проблеме смысла жизни человека как о социально-философской в= связи с чем необходимо не только изучение её взаимосвязанности с ключевыми социально-философскими проблемами (в том числе - проблемами социально-философской антропологии), но и исследование: социально-философского аспекта смысложизненной проблематики, являющегося. необходимым, наряду с. более традиционным» онтологическими; этическими; аксиологическими и религиозно-философскими способами еёэкспликации.

Є точки зрения социально-философского подхода к проблеме смысла жизни человека, в ней, как и в понимании самого человека, можно выделить универсальный и индивидуальный (партикулярный) аспекты. Универсальный аспект проблемы смысла жизни является развитием понимания сущности человека (то есть его родовых характеристик, объединяющих людей в качестве человечества). Индивидуальный аспект выражается в специфике смысложизненного поиска каждого человека, в частности — во взаимодействии смысложизненного поиска и смысложизненного выбора (последний понимается как выбор, осуществляющийся из смысложизненных устремлений).

Проблему осмысления человеческой жизни и выделения его предпосылок можно рассматривать на индивидном, межличностном и социальном уровнях, поскольку в смысложизненном поиске участвуют не только- индивиды, но также социальные группы и общество в целом. Каждому из данных уровней рассмотрения этой проблемы присущ определённый контекст её актуализации. На социальном уровне исследования смысложизненной проблематики такой контекст образуют попытки концептуализации современного общества и социальная философия в целом. Они апеллируют к образу человека, живущего в обществе, поскольку осмысление социальной реальности происходит лишь в сопоставлении со смыслообразующими детерминантами личностного бытия. К тому же, смысложизненная проблематика сама по себе есть средоточие антропологического измерения общества. Таким образом, понимание смысла жизни имплицитно формирует представление о современном социуме, и социальную динамику можно рассматривать также как историю поиска и обретения людьми их смысла жизни.

Необходимость социально-философского исследования проблемы смысла жизни связана также с тем, что каждому историческому периоду соответствуют наиболее характерные для него формы её выражения и способы её решения. В свою очередь, содержание смысложизненных устремлений человека в различные исторические периоды также неодинаково. Справедливое утверждение И. Л. Зеленковой о том, что «одно и то же теоретическое положение, фиксирующее какую-либо моральную максиму, в разные эпохи имеет различное содержание, так или иначе отражая её нравственные требования»178, вполне может быть экстраполировано на смысложизненные устремления- человека. Кроме того, следует согласиться1 с О: И. Пешковой, которая пишет, что «поиск новых ценностных ориентации и смыслов самым существенным образом был связан с поиском новых форм организации социальной жизни и деятельности, экспериментированием в формах семьи, стиле жизни, организации труда, досуга, созданием альтернативных систем ценностей и идеологии, новых смыслов» , тем самым иллюстрируя непосредственную взаимосвязь смысложизненного поиска и социального контекста человеческого бытия.

Не только социальный контекст бытия-человека, но и общество в целом можно рассматривать как пространство осмысления. человеческой жизни (в котором человек становится носителем смысла, который он получает, творит, преобразует, передаёт другим и воплощает) и как систему предпосылок осмысления. Также, вследствие того, что личностное понимание смысла жизни имеет социальное выражение и, в частности, предстаёт как важнейший результат социализации личности, социальное содержит в себе все существующие смысложизненные устремления, которые в любом обществе не являются равноправными альтернативами, но обладают различной социальной значимостью.