Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Гаджинская, 3. Г.

Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед.
<
Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гаджинская, 3. Г.. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11.-

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3-17

Глава I.

§ I. Понятие смысла к сфера его применения 22-29

§ 2. Смысл человеческой киянки. И его возможные

интерпретации 30-53

§ 3. Объективный и субъективный

смысла 54-70

Глава II.

§ I. Человек как субъект, саморазрушения 73-93

§ 2. Ценность жизни и экзистенциальных вакуум , 94-103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ IIO-II4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ II5-I  

Введение к работе

Глубокие перемены в мире проходят через яизнь людей, какая-то часть нашего бытия исчезает, уступает место новому. Процесс обновления общественных отношений в нашей стране проходит весьма болезненно. Когда жизнь людей предстает как тотально разрушенная непониманием и равнодушием, когда индивид утрачивает понимание своей социальной значимости, когда он лишен способности действовать самостоятельно, когда деятельность целых доколений объявляется социальной иллюзией, исторической ошибкой, то есть не может найти социального оправдания, тогда о наибольшей степенью остроты и проблематичности встает вопрос о смысле жизни.

Проблему смысла щзни без преувеличения можно отнести к числу наиболее фундаментальных философских проблем. Вопрос о смысле жизни вставал перед людьми в различные исторические эпохи, развитие истории преломляется в нем, так как в нем отражается ценностно-смысловая модель культуры, то есть те императивы, идеалы и нормы, которые приняты в том или ином обществе.

И все же вопрос о смысле жизни обладает особого рода универсализмом, так как сущностные основания его присутствуют в каждом ценностно-смысловом измерении любого исторического этапа. Поэтому вопрос о смысле жизни требует философского подхода.

Представления о смысле жизни играют обобщатаще-интегрирую-щую роль в развитии внутреннего мира личности. Поднимаясь над непосредственным движением потребностей, интересов, знаний личности представления о смысле ЖИЗНИ как бы стягиваш все внутренние интенции личности в единую цепь, в единое звено, которое формирует и определенны}.! образом задает каждое личное проявление.

Видеть смысл собственной жизни - это значит видеть себя на фоне иных возможностей бытия и видеть себя способным к воплощению этого смысла. Будучи глубоко личностным феноменом, представления о смысле жизни всегда содержат в себе нечто надындивидуальное, надличностное, связывая человеческую жизнь с мирозданием, с обществом-1-,

Мокет ли человек не задумываться над смыслом собственной жизни? Когда человек не сам ставит перед собой цели, не сам выбирает пути их достижения, то без осмысления своих конкретных поступков, он не может подняться до высшего философского мироосмысления.

Когда жизнь или ее оправдание заданы природной или социальной программой и подкреплены соответствующей духовной традицией, то, будучи человеком-винтиком, ок не поднимается к целостному постижению жизни с точки зрения познания ее сущностных оснований.

Кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за теорию и практику воспитания людей - "винтиков". Проблема смысла жизни человека, одна из наиболее фундаментальных философских проблем, довольно длительное время находилась на периферии магистрального развития отечественной философской мысли.

I, Трембач 3.0. Смысл жизни как мировоззренческая проблема. Дис. ... канд. филос. наук. - Л ., 1989с - 0» 4.

- 5 Идеологическая борьба с "буржуазной" философией не давала возможности позитивного творческого поиска ответа на этот вопрос при обращении к зарубежной философии или к наследию русских философов религиозного направления. Научные исследования проблемы смысла жизни должны были лишь подтверждать существовавшие расхожие мировоззренческие клише, согласно которым смысл жизни человека состоит в служении обществу, заинтересованном участии в достижении исторических целей, приближении "светлого будущего". Нравственные ценности претерпели такие изменения и превращения, ценностные ориентации настолько трансформировались, что теперь многие даже не осознают необходимости выхода из создавшегося положения, будучи уверенными в правильности своих ценностных установок. Есе это требует новой научно-исследовательской парадигмы, коренного поворота к изучению проблем, касавдихся уяснения ценностно-значимого и преходящего в человеческой жизни, взаимосвязи общественного и индивидуального, вопросов личного выбора и личной ответственности, то есть вопросов, отвечающих на постижение смысла человеческого бытия.

Но у каждого времени свои "болевые точки". "Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме"1.

I. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С.24.

- 6 Проблемой утраты людьми смысла жизки, проявленилі.ш экзистенциального вакуума дал о себе знать нравственный кризис и в нашей стране. Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора, и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, отсутствия равноценной им замены, отрицание ценности человеческой жизни, изоляция человека от мира людей и потеря своего значения для других, отсутствие культуры мировоззренческой рефлексии, позволявшей прийти к уникальному смыслу своїш, неповторимым путем - этим объясняются пассивность и бесстрастность, равнодушие к собственной жизни и яизни других, приводящие к тем социальным паталогиям, которые являются в настоящее время болью нашего общества, - распространение алкоголизма, разгул жестокой преступности, рост наркомании, самоубийства. На основании этого наг енные искания смысла жизни зачастую приобретают трагическую окраску. Жизнь объявляется бессмысленной и абсурдной, что зачастую приводит к суициду. Суицид - это намеренное лишение себя низни. Актуальность темы диссертационного исследования в немалой степени обусловлена и остротой скрываемой в годы застоя суицидальной проблемы в нашем обществе, открывшейся информацией о возрастающем количестве самоубийств.

Одна из распространенных точек зрения сводится к тому, что основное число самоубийств совершают люди психически больные. Без ссылок на источники называется цифра до 7Qfs. Ситуация же в действительности следующая: в настоящее время в бывшем СССР число самоубийств на 100 тысяч жителей составляет около 20, а в Москве несколько ниже, около 15, Психически боль _ 7 ные люди действительно совершен самоубийства чаще, чем здоровые. Однако в Москве, например, на долю психически больных приходится лишь ХЪ% самоубийств1, Таким образом, подавляющее большинство покончивших с собой - психически нормальные люди. К такому яе выводу пришли авторы, анализировавшие психическое здоровье жителей Чимкента (8,5% - психически больных).

Тенденции к самоубийству нельзя объяснить какой-либо одной особенностью общества или психического развития индивида. Такие факторы, как социальная изоляция, неспособность усвоить социальные нормы или достичь личных целей, ущербное чувство собственного достоинства, несомненно, имеют важное значение, но взятые в отдельности или даже в комплексе они не могут дать представления о картине в целом, Чиото социологические объяснения не учитывают внутренних конфликтов, вызванных внешними ситуациями. Аналогичным образом, одни лишь психологические интерпретации самоубийств также не в состоянии удовлетворить исследователей. Для полного понимания всей проблемы самоубийств, осли это только вообще возможно, их необходимо рассматривать как социальный и психологический феномен. Проблему следует изучать в рамках данной культуры с учетом того, что ее экономические особенности, социальные отношения, преобладавшие стили в отдельности или в сочетаниях могут либо способствовать, либо препятствовать самоубийствам как средству решения личных конфликтов, И здесь встает вопрос философского осмысления данной проблемы.

Вопрос о .самоубийстве до настоящего времени остается по

I. Киселёв А.С. Самоубийство как социальная проблема // Эхо планеты, 1990. -19.- С. 4-ІІ.

- 8 существу недоуменным вопросом. Общество не приемлет самоуничтожения. Ненормально, когда человек уходит из жизни сам, сознательно отказываясь от того единственного и неповторимого случая Быть на этой земле, который нам дарован Творцом или природой.

"Тот лжёт, - говорит І.-Й. Руссо, - кто уверяет, что не боится смерти: всякий человек боится смерти; это - великий закон чувствующих существ, без которого все смертные существа вскоре были бы уничтожены. Боязнь эта - простое проявление природы, не только безразличное, но хорошее по существу и согласное с порядком вещей"1, и вместе с тем человечество ежегодно платит смерти определенную дань путем самоубийств. Больше того, статистика европейских стран показывает медленное, но неуклонное возрастание самоубийств в течение последнего столетия. Кажется невероятным, чтобы "венец творения" - человек - лишал себя высшего на свете блага - жить, подчас без видимых и понятных причин.

Отсюда понятен тот исключительно жгучий интерес, который вызывает к себе это печальное явление. Это не единичные случаи, это целое общественное явление, которое при анализе представляет собой яркую группу фактов, при всем своем разнообразии в формах и мотивах выступающую как нечто общее, сплоченное, что резко вырисовывается на фоне переживаемой нами эпохи.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема смысла жизни человека, особенно в последние годы, привлекает к себе все более пристальное внимание представителей самых различных сфер знания - социологов, психологов, этикою, философов и др. Искусство, религия, мифология пытаются раскрыть целостность жизни, ее сущностные основания. Глубина исследования этой проблемы предполагает необходимость синтеза историко-культурного, литературно- художественного, религиозного сплетения,

В философии же проблема смысла дизни должна быть одной из основных, так как всякое философское учение так или иначе резюмируется в определенной концепции смысла жизни человека.

Б философской мысли прошлого проблема смысла жизни не была специальным предметом целостного исследования» Лишь отдельные ее аспекты так или иначе затрагивались в работах общефилософского характера.

Поворот внимания к этой проблеме, специальные ее исследования начались в конце XIX - первой четверти XX века . Философская глубина анализа видных русских философов и социологов позволила высказать много ценных мыслей, не потерявших своей актуальности и сегодня. 

В научной литературе советского периода 30-80-х годов проблема смысла жизни исследовалась в неразрывной связи с задачами коммунистического воспитания, где смысл жизни выступает не столько как научная проблема, сколько как декларируемая цель, к которой необходимо стремиться каждому человеку. Шесте с тем отечественная философская мысль располагает исследованиями, посвященными различным аспектам проблемы смысла человеческого бытия. Так, в ходе историко-философского анализа данной проблемы О.И.Джиоевьгм, И.Л.Зеленковой, Т.А. Н.Я. Иванова, В.А. Капранов, А.Н. Корх, А.Г. Мысливченко, К).В. Согомонов, И.Т. бролов и ряд других исследователей стремятся дать общефилософскую концепцию смысла жизни, считая, что в данной проблеме сфокусированы основные мировоззренческие вопросы человеческого существования, что и требует ее общефилософского анализа, не исключающего, естественно, ее социально-философских исследований.

Проблема бытия человека в деятельностш-смысловых аспектах представляется в методологическом отношении ваанейшей в рамках смыслокизнешой проблематики, поскольку реализация смысла жизни человека осуществляется в форме социальной деятельности. Эта проблема явилась предметом исследования Зеди-о

на И.Ф. ,

К вопросу смысла жизни обращаются такте психологи, психотерапевты, исследуя, в частности, проблемы девиантного поведения. Происходит объединение усилий философии и психологи в попытках решения вопроса смысла здизни .

В исследованиях Кобелянской Л.С, Ткачевой В.И., Капранова З.А., рассмотренных в русло проблем теории и истории религии, анализирушся религиозно-идеалистические концепции смысла жизни .

Шесте с тем малоразработанным аспектом проблемы смысла жизни остается вопрос "стоит ли жизнь того, чтобы нить?" и

1. Москаленко д.т., Сержантов З.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989.

2. Дедин Н.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. - Рига, 1987.

3. Актуальные проблемы суицидологии. - М.: "їіоск.научно-исслед. ин-т психиатрии. - Т.92= 1981.

Знакомство с материалами и литературой, с социологическими исследованиями по суицидной- проблеме утверждает автора во мнении, что круг вопросов, касающихся самоубийства, изучен все еще недостаточно, нет их системной проработки на уровне тесного сотрудничества социологов, психологов, философов. Отсюда возник научно-исследовательский интерес к поставленной в диссертации проблеме,

В отечественной социологической и психологической литературе проблема самоубийства стала предметом теоретического исследования сравнительно недавно, и специально ей посвящено незначительное количество работ . В философии советского периода разработка суицидальной проблематики практически отсутствует ,

Наиболее активно в нашей стране исследования тех или иных аспектов самоубийства проводились на рубеже XIX-XX вв. Бруханский н.П., Вернадский В.А., Лихачев А.В., пытаются понять "размеры, которые это зло приняло, и причины, вследствие которых оно возникло "1 . Всестороннему исследованию подвергает это явление профессор теологии А.Смирнов . Связь между само 1. Актуальные проблемы суицидологии (Труды Московского НИИ психиатрии). - Т.82. - М., 1978; Научные и организационные проблемы суицидологии. Сб. научных трудов. - М., 1983; Пата ки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) пове I дения // Психология личности в социалистическом обществе, j Активность и развитие личности. - И., 1981. 2. Вернадский В.А. Самоубийство среди воспитанников военно учебных заведений. - СПб., I9II; Бруханский Н.П. Самоубий цы. Социально-психологическое исследование. -Л,, 1927; Ли хачев А.В. Самоубийство в Западной Европе и Европейской России. - СПб., 1882. ! 3. Смирнов А. Самоубийство и христианский взгляд на кизнь. -! СПб., 1914. - ІЗ убийством и развитием цивилизации рассматривает Г.фон-Щель1, приходя к выводу, что эта связь не доказана и не выяснена. Попыткой исторического экскурса, анализа и сопоставления различных точек зрения являются исследования Ольхина П. и Пони А.Ф. . С разных точек зрения рассматривается исследуемое явление в сборнике "Самоубийство" епископом Михаилом, философами и публицистами В.В.Розановым и А.В.Луначарским, историком Н.И.Кареевым, литературоведами Ивановым-Разумником и Ю.Н.Ай-хенвальдом".

Проблема самоубийства в различных ракурсах затрагивается в работах русских религиозных философов\

Самоубийство было предметом размышлений таких мыслителей, как Давид йл, Артур Шопенгауэр . Д.йл, выступая против рассмотрения самоубийства как преступного действия и греха, отстаивает право человека на самого себя, право распоряжения своей шізнью. Бесплодным и безумным поступком считает само-убийство А.Шопенгауэр .

1. Г.фон-Шель. Самоубийство и современная цивилизация //Брю-нетьер Ф. Источники пессимизма. - Одесса, 1893.

2. Ольхин Л. Последние дни самоубийц. - СПб., 1863; Кони А.Ф., Самоубийство в законе и жизни. - М., 1923.

3. Самоубийство, сборник статей. - м., І9ІІ.

4. Бердяев К.А, 0 самоубийстве. - Париж, 1931; Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собрание сочинении В.С.Соловьева. - СПб., 1913. - Т.7; "Вехи", Интеллигенция в России; Сб. ст. I909-I9I0 гг. -М., 1991.

5. Юм Д. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии, 0 самоубийстве. - Юрьев, 1909.

6. Шопенгауэп А, Мир как воля и представление // Антология мировой философии. В 4-х т. - Й., 1971. - Т.З,

- 14 3 зарубежной социологии и психологии наиболее значительным явлением в изучении проблем суицида является фундаментальное исследование главы французской социологической школы Э.Дюркгейма "Самоубийство, Проблема самоубийства становится предметом научного и практического исследования экзистенциальной философии и психоанализа, представленных такими именами, как А.Камю, В.Франкл2,

Все это помогло определить проблематику исследования, отработать категориальный аппарат, позволяющий совместить интересы психологов, социологов и философов.

Отмеченные исследования углубляют разработку проблемы самоубийства, в известной мере восполняют пробел в ее исследовании. Но в целом проблема взаимосвязи смыслоутраты и самоубийства пока исследована недостаточно и представляет большие возможности и интерес для научных изысканий. Насущной становится необходимость отражения в теории вопросов ценности человеческой индивидуальности, смысла индивидуального бытия, автономии и свободы личности.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили выбор темы данного диссертационного исследования.

Все это в совокупности обусловило цель диссертационного исследования: философское осмысление единства сшеложизнен-ной проблематики с проблемой суицида, достижение этой цели реализуется в следующих взаимосвязанных задачах работы:

- проанализировать понятие смысла жизни человека и связанного с ним категориального аппарата;

1. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб„, 1912, 2. Кат А. Бунтующий человек. - [;1., 1990; Франкл 3. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

- 15 - раскрыть научную методологию познания смысла жизни и его реализации человеком в процессе жизнедеятельности;

- показать диалектическую взаимосвязь объективного и субъективного компонентов смысла жизни;

- выявить философские подходы к проблеме суицида в историко-философском контексте, определив их исходные принципы

и методологические основания;

- обосновать внутреннюю взаимообусловленность смыслоутра-ты кизни человека и суицида;

- поставить проблему утраты веры в ценность жизни как проблему ослабления в человеке воли к жизни, появления экзистенциального вакуума;

- представить идею права на жизнь как процесс осуществления взаимных прав и обязанностей индивида и общества,

Методологическая основа и теоретические источники исследования . Автором избрана методология философско-психологиче-ского уровня исследования проблемы. Основой исследования послужили положения о принципиальной познаваемости и специфике человеческого существования, о естественноисторичсском характере развития человека и его сущности. В работе широко используются произведения диалектической мысли прошлого, труда известных отечественных философов, психологов и социологов. Значительное внимание было уделено работам русской и зарубежной философии, психологии и социологии, посвященным анализу проблемы смысла жизни человека, ценности человеческого существования, неповторимости его личности, суицида. Кроме того, автор опирается на материалы научно-теоретических и практи - 16 ческих конференций, периодическую печать. Ряд теоретических положений основывается на социологических исследованиях ученых.

Замысел работы противоречит претензиям па окончательность сказанного. Напротив, работа претендует только на эвристический диалог ж постановку гипотетической по содержанию одной из вечных философских тем.

Научная новизна исследования:

- предпринята попытка философско-психологического анализа взаимосвязи смысла жизни, его утраты и суицида;

анализируется многозначность термина "смысл", сфера его применения, строится рабочая дефиниция понятия смысла в диссертационном исследовании;

- осуществляется концептуальный анализ различных трактовок категории смысла жизни в философской литературе, выявлены и исследованы соподчиненные категории» предпринята классификация концепции смысла жизни;

- проведен анализ и четкая дифференциация понятии объективного смысла человеческой жизни и субъективных представлений о нем;

- раскрываются различные деформации и отклонения в осознании смысла жизни; выявляются различного рода причины саморазрушения человека как личности, вычленяется и раскрывается зависимость самоубийства от взгляда человека на ценность жизни;

- в качестве специального объекта исследования в диссертации фигурирует явление самоубийства, впервые рассматриваемое не с психологических, социологических, а с философских позиций;

- 17 - рассматривается идея права на жизнь как права на смысл жизни.

Даучнр-практическая значимость исследования определяется

? проведенным в нем анализом методологических аспектов проблемы, направленностью теоретических выводов на решение актуальных проблем кризисной духовной ситуации, переживаемой сегодня 

? страной. Основные положения диссертации могут представлять интерес для философов, психологов, а также быть полезны для дальнейшего развития и исследования широкого круга социально-философских проблем, связанных с определением смысла жизни и суицидной проблематикой, результаты работы могут быть исноль ? зованы при изучении частных аспектов смысла жизни - в рамках этики, психологии, психиатрии, в ходе анализа перспектив развития человека. Материалы диссертации могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по общему курсу философии и психологии.

Апробация работы. Основные идеи диссертации изложены автором в двух научных публикациях. Диссертация обсуждалась на проблемной группе по социальной философии и на заседании Ученого Совета Гуманитарного центра РАУ и была рекомендована к защите.  

Похожие диссертации на Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед.