Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы качества образования трансформирующегося таджикского общества : социально-философский анализ Назаров, Рустам

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назаров, Рустам. Проблемы качества образования трансформирующегося таджикского общества : социально-философский анализ : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 / Назаров Рустам; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 49 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследуемой проблемы.

XXI век- как известно, это период бурно развивающейся глобализации, охватывающей все стороны жизнедеятельности человечества, формирования транснациональных корпораций по использованию возможностей ноосферы, сплочения международных усилий стран по решению продовольственных, промышленных, социально-политических проблем человечества, развития демократических процессов обустройства человеческой цивилизации, диалог миров, культур и т п., обусловливающие новый виток развития жизнедеятельности человечества на современном этапе развития истории.

Вместе с тем, в ХХ! веке человечество вступило в век критической напряженности мира, где созидающие и разрушающие силы достигли своего апогея. Наш мир вошел в принципиально новое запредельное состояние и в своем традиционном движении, если проследить его до логического конца, устремлен, как таковой, в небытие...

Безусловно, главным фактором выхода из создавшиеся ситуации - это образование, вернее качественное образование, соответствующее нынешним потребностям общества, науки, производства и других сфер жизни людей. Неоспоримо факт, что от состояния качества образования зависит формирование личности XXI века, личности - специалиста созидающего, личности, взявшей на себя ответственности решения судеб человечества и Планеты.

Несомненно образование составляет основу прогресса человечества. Оно обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократичности общества и уважения к законности.

Сегодня, как никогда, возросли роль и статус философии образования и философии качества образования в динамично развивающемся современном обществе, которой предстоит выявить закономерности развития образования XXI века, определить его сущностные характеристики, указать на приоритеты образовательной политики стран в условиях глобализационных процессов и растущего влияния последствий современного этапа научно-технической революции, разработать стратегические перспективы человечества, науки, производства, соотношения ноосферы и биосферы, всестороннего развития личности и т.д.

Более того философии образования предстоит в методологическом плане определить философию качества образования, уточнить её сущностные характеристики, содержание и основные направления в зависимости от нынешнего требования эпохи, озадачить, указать пути достижения качества образования наук педагогики, социологии, этики, психологии и других обществоведческих наук.

Стоит упомянуть, что вопрос совершенствования философии образования и его неоспоримый статус в социальном прогрессе всегда волновал передовую часть общества политиков и мыслителей на протяжении всей истории. Примечательно, что выдающиеся личности таджикского народа, исторически входивший на протяжении нескольких тысячелетий в состав древних персидских империй, также внесли свою существенную лепту в становлении и развитии арийской, персидской, зороастрийской и позднее исламской цивилизаций. Философия образования таджиков имеет более пяти тысячелетнюю историю, а образование как наука обучения и воспитания являлась приоритетной формой духовной деятельности ещё в древней и средневековой их истории. Первые школы (дабистаны и дабиристаны) на древней таджикской земле обучали грамоте (письменности и счету), навыкам различных тогдашних профессий и воспитанию в духе порядочности, трудолюбия, честности, толерантности и т.п. Эта философия сопутствовала таджикам и персам на протяжении тысячелетий, результатом которой стало преподнесение мировой цивилизации сотен таких гениев мысли, науки и культуры как Рудаки, Фирдоуси, Ибн-Сино (Авиценна), Омар Хайям, Саади, Хафиз, Беруни, Носир Хисрав, Руми, Джами, Бедил, Зебуниссо и др.

После развала СССР таджикский народ, больше всех других народов бывшей советской державы столкнулся с трудностями социально-экономического, политического, культурно -образовательного и трансформационного характера. Разразившееся внутриобщностное противостояние в Таджикистане усугубило эти трудности в несколько раз. Перед страной встала проблема выживания и развития в новых исторических условиях. Появилась острая необходимость в становлении и развитии новой философии образования, способной создать действенную систему образования отвечающую новым реалиям современного этапа развития Таджикистана. В связи с этим перед образовательными структурами суверенного Таджикистана, перед его учеными и исследователями встала задача формировании новой философии образования. Сейчас в стране среди ученных и исследователями проблем образования сложились четыре подхода к решению этой важной стратегической задачи. Это:

подражание образовательным системам России, Украины, Белоруссии и Казахстана, которые ориентированы на европейскую систему образования, с сохранением национальных приоритетов в собственной системе образования;

сохранение, совершенствование и развитие старой советской системы образования в зависимости от новых реалий общественного развития Таджикистана и исторически сложившейся философии образования таджикского народа;

модернизация образовательной системы Таджикистана путем инноваций и применения современных образовательных систем передовых стран мира;

вхождение в европейское образовательное пространство и европейскую систему образования.

Все это указывает на степень сложности создавшейся ситуации. Думается, что для выработки действенной и стратегической философии образования Таджикистана необходимо проследить в её контексте онтологического синтеза, аксиологии и ретроспективного анализа, социально-исторического процесса становления и развития, определить современное состояние образования и образовательной политики таджикского государства в условиях глобализационных вызовов образовательных систем мира и развития научно-технического прогресса, быстро меняющегося характера и содержания философии образования в современном мире. Такой подход на наш взгляд позволить современным исследователям философии образования, а также и философии качества образования, верно решить эту назревшую стратегическую задачу науки и практики применительно к условиям Таджикистана в процессе создания национальной модели образования.

Вышесказанные суждения определяет степень актуальности избранной нами темы как в теоретическом, так и в практическом плане.

Степень разработанности темы.

Необходимо констатировать, что статус качества образования как самостоятельной отрасли философии в научной литературе не достаточно исследован. Тем более в Таджикистане работы, посвященные философии образования и философии качества образования таджикского народа почти отсутствуют. В социально- философских, социологических, педагогических исследованиях российских, украинских, американских и европейских и др. ученых некоторые аспекты философии качества образования в той или иной степени изучены.

В этом плане различные характеристики, параметры количественно - качественных сторон современного образования и пути его совершенствования рассматриваются в работах Акулича М.М, Антипина Н.А, Демиденко Э.С, Б.С.Гершунского, Гусинского Н.Э, Платонова В.В, Турчанинова Ю.И., Савицкого Ю.А. Суббето А.И, С.Е.Шишова, В.А.Кальнея и др. известных педагогов и философов.

Русские ученые Г.А. Арендаренко, В.В. Бартольд, Бертельс Е.А. Н.А. Бобров- ников, Д.Н. Логофет Н.А. Маев, В.П. Наливкин, Н.К. Остроумов, И. И. Ханыков и др. исследовали различные периоды историю развития образования таджиков.

Особенно ценными являются работы русских исследователей по изучению вопросов введения новометодных русских школ в колониальной Средней Азии конца ХГХ начала ХХ вв., когда начался процесс синтеза русско-европейской философии образования с исламско-таджикской философией образования.

Исследованию истории педагогической мысли таджикского народа посвящены труды таджикских ученных как С.Айни, М.Арипов, Х. Афзалов, Б.Рахимов, М.Б.Бабаханов, Б.Г.Гафуров, А. Дониш, М.И Иркаев, К.Б.Кадыров, А.Ш.Курбанов, Б.И.Искандаров, А. Мирбабаев, Х.Мирзозода, И.О.Обидов, Ш.Юсупов и др.

Современные проблемы образования прямо или опосредственно через призму различных сторон таджикского социума исследованы в трудах таджикских философов и социологов А.Ш.Курбанова, Н.Н.Шоева, Ш.Шоисматуллоева и др.

Важно заметить, что характер и содержание решаемых задач в нашей работе требовали определения понятийного аппарата и исследование таких терминов как «качество», «количество», «мера», «образование», «образованность», «компетентность», «обучение», «воспитание», «философия образования», «философия качество образования», «параметры качества образования», «количественные характеристики образования» и др. Для решения этих задач мы, опирались, прежде всего, на труды классиков философской мысли как, Аристотель, Гегель и новейших фундаментальных исследованиях современных авторов представленных в многочисленных монографических работах, статьях и дискуссий в различных научных форумах.

Исследования различных сторон философии качества образования посвящены работы ученных Дальнего зарубежья, особенно представителей постмодернистской, неопозивистской направлений в философии такие как Adler M.J., Brameld T., Breed F. S., Brubacher J.S., Wegener F. C., Vlasova S.V., Jarvis P., Kincheloe J., Bourgeois B., Brocic M., Egea-Kuehne D., Fideler P.A., Gould-Kreutzer J.M., Gregorian V., Hallak J., McEwan H., Morris V.C., и др.

Как нами выше было изложено, в Таджикистане, несмотря на наличие ряда публикаций по проблемам образования в условиях трансформации общества, до сих пор проблемы философии образования независимого таджикского общества не разработаны, а вопросам исследования философии качества образования страны почти не посвящена ни одна существенная работа философского содержания.

Объектом исследования является образование как социальный институт, философия образования как наука и философия качества образования как парадигма социальной философии. Предметом исследования является философия образования и философия качества образования трансформирующегося таджикского общества.

Целью настоящего исследования является исследование философии качества образования в условиях трансформации таджикского общества и фиксации перспектив ее развития в ХХ! веке.

В зависимости от поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

подвергать анализу сущность и основное содержание философии образования XXI века;

научно обосновать философско-педагогический аспект сущности философии качества образования;

через призму методологических возможностей социальной философии изучить качество образования XXI века в контексте глобализационных процессов современности;

дать научно - обоснованную характеристику становления и развития философии образования таджикского народа в различных исторических этапах его развития.

осуществить ретроспективный анализ глобализационных вызовов в сфере современного образования и их влияния на сектор образования Республики Таджикистан;

раскрыть аксиологические аспекты качества образования в современном мире и пути его достижения в системе образования Таджикистана;

осветить инновационные процессы в секторе образования Таджикистана и выявить позитивные и негативные стороны образовательной политики в стране;

выявить диалектику становления философии качества образования и её основные задачи, сущностные характеристики и перспективы в условиях трансформации таджикского общества в начале XXI века.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования.

В процессе исследования нами были использованы историко-культурный, логический, системно-диалектический, сравнительный, социально-философские методы исследования применительно к философии образования и философии качества образования в функционировании образования как целостной системы.

При этом как особый социальный институт общества - институт образования предполагает использование данных тех наук, которые ориентированы на изучение социума и его социальных институтов. Поэтому, мы опирались на основополагающие труды и концептуальные идеи российских, таджикских и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов, историков и представителей этической науки по проблемам социально-деятельностной сущности человека, его потребностей и интересов, сознания, образования, обучения и воспитания, самовоспитания как средства самореализации личности, сущности и основные направления становления и развития философии качества образования в трансформирующемся таджикском обществе.

Научная новизна исследования.

обоснована объективная необходимость формирования новой философии образования ХХ! века, вызванная новыми реалиями, потребностями человечества, науки, производства в условиях бурно растущего научно технического прогресса и глобализационных вызовов современности. Отмечено, что отсутствие в XXI веке в мире единой философии и существовании цивилизационных различий Запада и Востока затрудняют процесс формирования новой общепланетарной философии образования, однако растущие глобальные проблемы человечества, вызовы новой инфотронной эры довлеют над всеми препятствиями процесса формирования новой философии человечества;

определено, что, хотя философия образования XXI века ещё не сформировалась, некоторые сущностные черты философии образования XXI века уже выслеживаются. Она должна быть ориентирована на формирование личности, обладающей научным мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями (компетентностью), высокой общечеловеческой моралью и активными созидательными качествами;

уточнен философский смысл понятийного аппарата работы с целью определения сущности понятий «философия образования» и «философия качества образования», таких как «образование», «обучение», «качество образования», «количество в образовании», «мера в образовании», «воспитание», «компетентность», «качество обучения», «качество воспитания», «инновация», «инновация в образовании» и др.;

акцентирована сущностная определенность философии качества образования XXI века через призму закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, посредством определения сущности категорий «качество, количество, мера» и их статуса в понятий «качество образования», «качество обучения», «качество воспитания» и «философии качества образования»;

выявлено взаимосвязь наук философии образования и философии качества образования и их статус, роль и место в системе образования; обоснованно, что, если философия образования является мировоззрением и методологией образования, то философия качества образования - это совокупность идей, теорий, взглядов и путей достижения высшего состояния и цели философии образования, то есть качественного уровня образования. Философия качества выступает соединяющим звеном между философией образования (теорией) и педагогикой - практической науки образования (практики). Поэтому, философия качества образования является самостоятельной наукой, имеющий своё поле деятельности, предмет исследования, функции и задачи;

показано, что в XXI веке стремление человечества к качеству жизни возрастает, и поэтому качественное образование является залогом качества жизни. Философия качества образования нацелена на формирование нового качественного уровня образования, нацеленного на удовлетворение требований современного научно технического прогресса, уровня развития производительных сил и производственных отношений, растущими потребностями человечества по достижению качества жизни;

указывается, что качество образования ХХ! века зависит от степени соответствия образовательных систем потребностями общества, социально- экономическим, духовным и культурным состоянием общества и политической воли государств по развитию сектора образования своей страны;

впервые на основе исторических, философских и современных источников и исследований проанализирована философия образования таджикского народа в генезисе исторических периодов его возникновения и развития. Охвачены такие периоды истории как Арийской и Зороастрийской цивилизации, Исламской цивилизации, периода синтеза русско-европейской и таджикской философии образования, советский период развития философии образования Таджикистана и формирующегося философии образования Таджикистана после приобретения его независимости;

доказано, что качество образования в условиях глобализирующегося мира и технотронной эры достигается посредством инноваций, применения электронных технологий, Интернета, новых активных методов и форм обучения, такие как дистанционное образование, образование в течение всей жизни и т.д.;

зафиксировано, что таджикское современное образование слабо организованно в области совершенствования качества образования. Общий кризис общества, который отразился в секторе образования Таджикистана, вызванный нехваткой финансовых средств, слабой научно-методической базой образования, отсутствием необходимого количества квалифицированных учителей, бедностью населения и т.п., отрицательно влияет на вхождение образовательной системы страны в передовое образовательное пространство мира;

изучены и проанализированы инновационные процессы в образовательной системы Таджикистана, и критически осмысленны такие инновации как вхождение в европейское (Болонское) образовательное пространство ВУЗов, инновационные процессы в системе общеобразовательных школ, создание лицеев, колледжей, гимназий, таджикско-турецких лицеев, системы образования Фонда Ага-хана и т.п.;

посредством ретроспективного анализа представлена контуры философии качества образования Таджикистана в XXI веке.

Научные положения, выносимые на защиту.

Философия образования как совокупность идей и взглядов на образование существовала на протяжении истории цивилизации в ракурсе философской науки. Как самостоятельная отрасль философской науки, философия образования является мировоззренческой основой образования и методологией образовательной деятельности. В XXI веке как никогда возрастает роль, место и предназначение философии образования в обществе. Именно ей предстоит выработать такую систему образования XXI века, которая должна решить общепланетарных проблем социума в условиях глобализирующегося мира в период, когда человечество вступила в век критической напряженности мира.

Созрела необходимость в формировании новой философии образования XXI века. Как известно решение этой задачи осложнена наличием ряда проблем: в мире ещё существуют разные философские направления и нет единой общепринятой философской науки; цивилизационные различия между Западом и Востоком не дают пока возможности формированию единства взглядов, традиций и обычаев в вопросах образования. Философия образования представлена в мире в форме философии образовании отдельных стран и народов, и процесс формирования единого образовательного пространства только начал свое развитие в конце XX и начале XXI века.

Вопреки заявлениям некоторых западных исследователей философия образования постмодернизма не может претендовать на место философии образования XXI века. В основе философии постмодернизма лежит обучение компетентности специалиста, а воспитание отодвигается на второй план. Обучение и воспитание как неразрывное единство целого в образовании не может быть отделены друг от друга, и они должны существовать в диалектическом единстве и действовать в процессе формировании личности пропорционально. Философия образования постмодернизма, уделяя основное внимание изучению наук и технологий, и достигая в этом плане громадные успехи, однако в области воспитания находится в проигрыше. Это привело к отделению воспитания от общечеловеческих ценностей и развитию на Западе культа индивидуализма, эгоизма, отчужденности, вещизма и других сущностных сторон хищнической природы капитализма. На Востоке, где философия образования в основном направлена на воспитание нравственных ценностей - таких как коллективизм, приоритет общественных ценностей над личными, толерантность, патриархальный образ жизни, уважение старших и т.п., наблюдается отставание в области изучения естественных наук и научно-технического прогресса. Устранение односторонности Западной и Восточной философии образования должно привести к единству процессов обучения и воспитания, усилить процесс формирования общепланетарной философии образования XXI века, которая должна быть ориентирована на формирование личности, обладающим всесторонним мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями (компетентностью), высокой общечеловеческой моралью и активными созидательными качествами.

Философия образования является мировоззрением и методологией образования, а философия качества образования - это совокупность идей, теорий, взглядов и путей достижения высшего состояния и цели философии образования то есть, качественного уровня образования. Философия качества образования выступает соединяющим звеном между философией образования (теорией) и педагогикой - практической науки образования (практики), поэтому, она образования является самостоятельной наукой, имеющей свои поле деятельности, предмет исследования, функции и задачи.

Стремление человечества к качеству жизни сформировало потребность и к качеству образования, философия которой нацелена на формирование нового качественного уровня образования, отвечающей требованиям современного этапа развития человечества. Качество образования в современных условиях зависит от степени соответствия образовательных систем потребностями общества, социально-экономического, духовного и культурного состояния общества и политической воли государств по развитию сектора образования своей страны. В условиях глобализирующегося мира и технотронной эры, качества образования достигается посредством инноваций, применения электронных технологий, Интернета, новых активных методов и форм обучения, такие как дистанционное образование, образование в течение всей жизни, уровни открытости, демократичности, мобильности, жизнеспособности, конкурентоспособности, глобализационности и переход от «догоняющей» стратегии к «опережающей» и т.д.

Философия образования таджикского народа имеет древнюю историю, свои особенности и национальную самобытность. По данным историко-археологических исследований первые школы (дабистаны и дабиристаны) возникли более 5 тысячи лет. Огромное влияние на формирование таджикской философии образования сыграла Арийская цивилизация и религия Зороастризма. Философия образования предков таджиков утвердила единство обучения и воспитания в образовании, сформировала институты образования и профессию учителя и ученика. С завоеванием арабами Средней Азии и установлением господства исламской религии происходить синтез арийско-зороастрийской и исламской философии образования. Этот синтез на начальном этапе (VIII -XI века) привела к Ренессансу таджикской науки, культуры и литературы. Таджикско- персидская философия образования дала человечеству сотни великих гениев науки и литературы наподобие Рудаки, Фирдавси, Сино (Авиценна), Хайям, Саади, Хафиз, Беруни, Джами, Бедил и др. Философия образования таджикского народа в течение веков сформировала менталитет таджиков, как народа устремляющий к знаниям, литературе, поэзии и искусству.

С распадом Саманидского государства в исламской философии образования происходят негативные изменения в системе образования таджиков. Исламская философия образования, постепенно вытесняя арийско-зороастрийские традиции в образовании, превратила образование в служанку богословия. Были запрещены изучение естественных наук в школах (медресе) и в медресе где в основном преподавались исламские богословные науки, а процесс воспитания полностью подчинялся религиозным догмам, воспитывая в людей рабское поведение и подчинение в обществе, полное игнорирование свободы и свободомыслия. В результате чего эта философия образования привела таджикское общество в состояние застоя, высокой отчужденности населения от подлинной грамотности.

Период возрождения философии образования таджиков начинается с завоеванием Средней Азии царской Россией и присоединения таджиков к русско- европейской системе образования, которая нашла своего высокого развития в советский период. В это время у таджикского народа сформировалась светская система образования, которая привела к полной ликвидации неграмотности населения, формированию современной инфраструктуры образования, расцвету науки, литературы, искусства и культуры.

Трудности переходного трансформирующегося таджикского общества, последствия гражданского противостояния после приобретении независимости, создавали новые сложные проблемы для системы образования Таджикистана. Тотальный кризис общества, который отразился на сектор образовании Таджикистана, вызванный нехваткой финансовых средств, слабой научно-методической базой, нехваткой учителей и их прежнего менталитета, бедностью населения и т.п., отрицательно влияют на вхождение системы образования страны в передовое образовательное пространство мира. Поэтому современная таджикская система образования слабо организованна в плане совершенствования качества образования;

10. Философия качества образования Таджикистана в ХХ! веке должна обладать такими качественными показателями как: личностно - ориентированностью, информатизационностью, демократичностью, открытостью, гибкостью и жизнеспособностью, конкурентоспособностью, глобализированностью, модернизаци- онностью и выбора стратегии перехода от "догоняющей" к «опережающей» системы образования.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается прежде всего в том, что она посвящена изучению одной из фундаментальных проблем социальной философии - философии качества образования, и связанной с нею, анализа закономерностей развития института образования в современных условиях.

Проведенные нами исследования позволяют через призму исторического развития философии образования таджикского народа выявить закономерности развития и становления новой философии образования Таджикистана в XXI веке. Диссертационная работа может быть использовано разработчиками теории и практики образовательных реформ, педагогами, философами, политологами, социологами и психологами в разработке теории и практики образовательного процесса на современном этапе развития образования.

Полученные выводы и результаты могут быть использованы Правительством Республики Таджикистан, Министерством образовании РТ, Министерством культуры РТ и другими заинтересованными организациями, которые занимаются реформированием социально-экономической, политико-культурной и образовательной сферы таджикского общества, для разработки национальной модели образования в XXI веке, а также преподавателям в преподавания курсов «Философия», «Педагогика и психология», «Социология» и «Политология» в высших учебных заведениях страны.

Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на расширенном заседаниях Отдела социальной философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан.

Основные положения диссертации изложены в монографиях, методических пособиях, статьях и выступлениях на международных конференциях - («Новая школа: пространство возможностей», Бишкек, 2006, Египетской «Пути изменения мира Ислама», Каир, 2009, Евроазиатской «Диалог цивилизаций: толерантность в образовании», Стамбул, 2008г.) и в 8 международных форумах в Республике Таджикистан в 2002-2010 годах. Содержание исследования также предоставлялось на ежегодных научных конференциях, организуемых Центром стратегических исследований при Президенте РТ, Министерством образования РТ, Академией наук РТ и вузами Таджикистана.

Автор непосредственно руководил международные Проекты Азиатского Банка Развития по реформированию сектора образования Таджикистана в 2000-2006 годах, участвовал в разработке «Национальной концепции образования Таджикистана (2002), «Программа реформирования образования Таджикистана в 2005 -2009 гг.», «Национальной Программы реформирования образования Таджикистана в 2009 -2011 гг.), и др.

По результатам исследования опубликованы две монографии, 9 статей в журналах, рекомендованных ВАК при Минобразования РФ и 15 статей в различных сборниках, журналах международных и республиканских изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (десяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Проблемы качества образования трансформирующегося таджикского общества : социально-философский анализ