Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Бондаренко Виталий Андреевич

Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы
<
Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко Виталий Андреевич. Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы : 09.00.11 Бондаренко, Виталий Андреевич Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы :социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 Москва, 2006 293 с., Библиогр.: с. 261-293 РГБ ОД, 71:07-9/142

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Религиозные процессы: духовная природа и методы исследования 22

1. Духовная природа религиозных процессов, их социальная пространственно-временная определенность . 24

2. Методологические основания и методы исследования религиозных процессов 50

Глава 2. Генезис религиозных процессов, религиозной самоорганизации, основные этапы историко-религиозного процесса. 78

1. Предпосылки и условия возникновения религиозных процессов 79

2. Религиозная самоорганизация, основные этапы историко-религиозного процесса 105

Глава 3. Процессы восходящей и нисходящей эволюции религии 135

1. Процессы восходящей эволюции и зрелость религий 136

2. Процессы нисходящей эволюции и социальный статус религий 157

Глава 4. Основные направления влияния религиозных процессов на деятельность пограничной службы и его учет в управленческой деятельности оперативных органов 184

1. Основные направления влияния религиозных процессов на деятельность пограничной службы 186

2. Основные направления учета влияния религиозных процессов на деятельность пограничной службы в управленческой деятельности оперативных органов 214

Заключение 243

Список использованной литературы 261

Введение к работе

С момента возникновения и по настоящее время место и роль религии в обществе определялись прежде всего происходящими в ней процессами. Религиозные лидеры становились вождями племенных союзов, возглавляя процесс становления государственности, главами государств и государственных союзов, способствовали восходящей эволюции религии, установлению ее господства в духовной жизни общества. Лидирующее положение религий в обществе и его духовной жизни определяет существенное влияние религиозных процессов на все виды деятельности государства, включая и его пограничную деятельность. В условиях нисходящей эволюции религии, в светских государствах сила этого влияния существенно снизилась.

В современной России как светском государстве за последние десятилетия четко проявилась восходящая эволюция религий, их возрождение, а, следовательно, может иметь место и усиление влияния религиозных процессов на пограничную деятельность государства и сотрудников соответствующих органов. Поэтому социально-философское исследование религиозных процессов, прежде всего таких, как возникновение, эволюция религий, а внутри последнего, например, оцерковление личности, ее секуляризация, представляется актуальной научной проблемой.

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, значительным расширением поля деятельности религиозных объединений России во всех сферах жизни общества, смещением процессов их функционирования в сферу культурного досуга, вызывающих необходимость внесения обоснованных изменений в деятельность государственных органов.

Во-вторых, существенным усилением позитивного отношения российских граждан к религии и возросшей активностью служителей культа по вовлечению населения всех возрастных групп в культурное обслуживание на-

4 селения в формах культовой, религиозно-образовательной, религиозно-воспитательной и иной деятельности.

В-третьих, возрастающими потребностями социальной практики по регулированию взаимодействия основных социальных институтов в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства на государственной границе и в приграничных территориях, реализации новых научно обоснованных подходов к пограничной деятельности государства.

В-четвертых, усилением противоречий в научном познании, понимании и объяснении процессов возникновения и угасания, восходящей и нисходящей эволюции религий, приводящих к изменению их места и роли в истории человечества, в жизни общества и государства, его пограничной деятельности.

В-пятых, необходимостью социально-философского исследования влияния религиозных процессов на пограничную безопасность государства и выработки рекомендаций по их учету в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности России.

Степень научной разработанности темы

Первичное осмысление многих религиозных процессов в античные времена осуществлялось основателями религий и их наиболее талантливыми последователями, что нашло отражение в вероучительной литературе — Авесте, Библии, Ведах, Джатиках, Дхаммападе, Кодзиках, Коране, Махабхарате, Ригведе, Торе, Упанишадах и других.1 Понимание религии как социального

1 См. Авеста в русских переводах (1861—1996). - 2-е изд., испр. - СПб., 1998; Арья Шура. Гирлянда Джатака или Сказания о подвигах Бодхисаттвы -2-е изд., доп. - М., 1989; Атхарваведа [Древнейшее собрание инд. заговоров]: Избранное / Пер., коммент. и вступ, в. Т. Я. Елизаренковой. - 2-е изд., стереотип. - М., 1989; Библия. - М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992, или любое иное изд.; Бхагавадгита / Пер. с санскр., исслед. и примеч. В. С. Семенцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1999; Даосская алхимия / Пер. с кит., коммент., примеч., вступ, ст. Е. А. Торчинов. - СПб., 2001; История и культура Древней Индии: Тексты. - М., 1989; Кодзики: Записки о деяниях древности: В 2 т. / Пер. со старояп. - М., 1995; Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. -Ростов-н/Д., 1994; Коран / Пер. И. 10. Крачковского. - М., 1990; Поэзия и проза Древнего Востока / Под общ. ред. И. Брагинского. - М., 1973; Ранович

5 процесса более интенсивно стало складываться под воздействием процессов угасания многих религий Древнего мира, которые предопределили характер их осмысления как в рамках толкований вероучительной литературы1 (чаще по линии отрицания религиозного статуса умерших религий), так и в философской мысли2 - ее связи с государственностью и противостоянием светской духовности.

Существенный вклад в изучение религиозных процессов внесли представители многих отраслей знания: историки (хронология религий)3, эт-

Л. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М., 1990; Религии Китая: Хрестоматия / Ред.-сост. Е. А. Тор-чинов. - СПб., 2001; Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. - 5-е изд. -СПб., 1999: Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. - СПб., 1998; Хрестоматия по исламу / Пер. с араб., введ. и примеч. - М., 1994; Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. / Под ред. М. А. Коростовцева и др. - М., 1984; Учение Будды: Сб. текстов. - Элиста, 1992 и др.

1 Си. Далай Лама XIV. Буддизм Тибета. М.: Нартанг, 1991: Далай Лама
XIV. Буддийская практика. - М.: София, 2003; Джемс В. Многообразие рели
гиозного опыта. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993: Дионисий Ареопагит. О
божественных именах. О мистическом богословии. - СПб.: Глаголь, 1994;
Догэн: поиск и обретение; Риндзай: мастер иррационального / Пер. Ошо. —
М.: Нирвана, 2000; Иоан Павел П. Сочинения. Т. 2. Энциклики. - М.: Изд-во
Францисканцев, 2003; Керне Э.Е: Дорогами христианства. - М.: Протестант,
1992; Лосскш В.Н. Боговидение. - М.: ACT, 2003; Лютер М. Избранные про
изведения. - СПб.: С.-Петерб. центр.'христиан, лит. и информ., 1997; Ориген.
О началах. - СПб.: Амфора, 2000; Палама Г. Беседы (омилии) святителя Гри
гория Паламы: Пер. с греч. Ч. 1-3. - М.: Паломник, 1993; Радонежский С.
Сборник. - М.: Кренов: Новатор, 1996; Римские стоики. Сенека. Эпиктет.
Марк Аврелий. - М.: Республика, 1998; Элиаде М. История веры и религиоз
ных идей. Т. 1. -Б.м., 2001; Т. 2. -Б.м., 2002 и др.

2 См. Гоббс Т. Богово и кесарево, подчинение религии государствен
ной власти // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост.
В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996; Кузанский Н. Об
ученом незнании. - СПб.: Азбука, 2001; Лукреций Кар. О природе вещей. -
М.: Худож. лит., 1983; Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.
Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990; Рассел Б. Почему я не христианин. -
М.: Политиздат, 1987; Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - Харь
ков: Фолио, 2001; Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т.
- М.: Наука, 1995; Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.:
Наука. 1986 и др.

См. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. - М.-Л, 1967; Бартолъд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. - М.: «Вост. лит.», 2002; Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Университет, 2001; Веселовский А.И. Сравнительная мифология и ее метод // Собр.

нографы (топография религий)1, социологи (социальная природа и функции религии), философы религии (основы и предпосылки религии).

Социально-философское осмысление религиозных процессов восходит к трудам выдающихся мыслителей античности, эпохи Возрождения и Нового времени, представителям Просвещения, они рассматривались в философии натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии и других философских школах. Тем не менее, их научная классификация или даже целостное представление о них в этих трудах отсутствует.

Наиболее исследованными являются процессы функционирования религии в структуре общественного сознания (Б.И. Каверин, А.К. Уледов и

соч. Т.ХУ1. - М.-Л. 1938; Гергей Е. История папства. - М.: Республика, 1996; Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. - М., 1959; История религий в России: Учебник / Под ред. Н.А. Трофимчука. - М., 2002; Крыеелев И.А. История религий. В 2-х т. - М.: Мысль,1988; Новые религиозные культы, движения и организации в России: Слов.-справ. - М.: Изд-во РАГС, 1998; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Гелиос, 2001; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Гелиос, 2002 и др.

1 См. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1999; Леви-Строс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1989; Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002; Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989; Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986; Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1980; Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник.- 2-е изд. - М., 1981; Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исслед., статьи, лекции. - Л., 1936; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Наука. 1988 и др.

См. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994; Гарад-жа В.И. Социология религии. - М.: Аспект-пресс, 1996; Веремчук В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; Добренькое В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. - М., 1989; Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М., 1965; Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов н/Д, 1996; и др.

3 См. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. - М., 1975; Бо-рунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М., 1971; Вольтер Ф. Философские сочинения. - М.: Наука, 1988; Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. - М., 1976; Кимелев Ю.А. Философия религии. - М.: Nota bene, 1998; Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. - М., 1982; и др.

7 др.), многоаспектность влияния религий на жизнь общества (Н.П. Андрианов, Ю.Ф. Борунков, Б.А. Лобовик, М.Г. Писманник, Д.М. Угринович и др.), характер воздействия религии на личность в условиях западного общества (Е.Г. Балагушкин, Л.Н. Великович, Л.Н. Митрохин, М.И. Шахнович, Н.С. Юлина, Н.Н. Яковлев и др.). Особенно активно анализировались процессы: взаимодействия политики и религии (А. Ахмедов, Л.Н, Бровко, В.И. Гараджа, Е.А. Дорошенко, В.А. Куроедов, М.Т. Степанянц и др.), взаимодействие религии (ислама, католицизма, православия и др.) и государства, включая СССР и Россию, (Х.В. Дельмаев, А.В. Кудрявцев, Д.Б. Маташева, М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук и др.), религии и армии (СВ. Агеев, Б.Л. Валеев, Л.Н. Великович, В.В. Горленко, А.И. Гурский, В.Д. Кучин, Ю.Г. Носков, А.В. Павлов, Д.И. Сидоров, Г.А. Суглобов и др.); проблемы светского воспитания в Вооруженных Силах (В.Н., Дежнев, B.C. Засыпко, Ю.И. Зверев, СП. Лысенко, В.В. Нечаев, В.А. Ныров, К.А. Паюсов, Б.В. Сафронов и др.); проблемы религиозного воспитания воинов российской армии (НЛО. Григорьев, СА. Мозговой и др.); взаимодействие религиозных объединений и Пограничной службы ФПС России (В.А. Пухов, В.М. Родачин и др.), влияние религиозных процессов на пограничную безопасность (Г.П. Герейханов1, В.В. Баринов2 и др.)

Однако процесс возникновения религии как в древнем мире, так и в современных условиях не получил всесторонне обоснованного, научного осмысления. Ряд зарубежных теорий возникновения религии основаны лишь на аналогиях, не подкрепленных фактами.3 Предложенные некоторыми отечественными учеными подходы к решению проблемы генезиса религии так-

1 Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их
влияние на пограничную безопасность (социально-философский анализ). Ав
тореферат дисс. ... докт. филос. наук. -М., 2006.

2 Баринов В.В. Религиозно-политические процессы на Северном Кавка
зе и их влияние на безопасность России (политологический анализ). Авторе
ферат дисс. ... канд. полит, наук. -М., 2005.

3 Обстоятельное опровержение теорий «религий первобытного челове
ка» см.: Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. - М.: ОГИ, 2004.

8 же нельзя признать аргументированными и доказательными.1

Проблема эволюции религии хотя и ставилась в научной литературе2, но не нашла адекватного отражения новых фактов и данных конца XX и начала XXI века. В современной социально-философской литературе не учитываются фундаментальные факты и прежде всего такие, как наличие мифотворчества в любом обществе и склонность к нему людей всех времен и народов и др. Имевшее место в прошлом известное давление идеологических (религиозных и атеистических) подходов не позволило корректно осмысливать проблемы возникновения, эволюции и перспектив развития религии. В социально-философских исследованиях практически не ставилась задача целостного осмысления религиозных процессов в контексте изменений свободного социального пространства-времени. До настоящего времени практически не анализировался вопрос о восходящей эволюции религии, ее господстве в обществе в целом, а не только над другими структурами свободного социального пространства-времени, а также ее взаимосвязи с нисходящей эволюцией религии, как не исследовалась и проблема места религиозных процессов в структуре необходимого и свободного социального пространства и времени.

В настоящее время нет жесткого отграничения религии от государства, ее элиминации из сферы досуга, однако имеют место отдельные факты ощу-

1 См.: Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990. В данном изда
нии помещена и его статья «Проблема происхождения и ранних форм рели
гии» 1956 года из журнала «Вопросы философии» № 6, в которой он отмеча
ет «неудобство термина «форма религии»» применительно к институциям
первобытного общества. См.: там же. - С. 380. Сама аргументации ведется
им, как и западными специалистами, от элементов сознания - верований, от
дорелигиозного мифотворчества. Анализ ведется от мифопоэтических хроно
топов, реализуемых в обрядах и культах, а не от хронотопов религий. Дока
зательно можно говорить лишь о таких хронотопах религий, какими были
зиккураты в Вавилонии и Шумерах или мандиры - в Древней Индии, а в XXI
веке - являются храмы, мечети, синагоги и т.п., в которых и совершается
главное в жизни религий - богослужения и сходные с ними церемониалы в
предписанное вероучением время.

2 См.: Капустин КС. Особенности эволюции религии (на материалах
древних верований и христианства). - М.: Мысль, 1984.

9 щения семьями пограничников, верующими сотрудниками пограничных органов дефицита общения со священнослужителями. Воцерковленные лица возводят такие чувства в ранг достаточного основания не только для строительства часовен на служебной территории, но и для введения соответствующего института. Соответственно актуализируется научная и практическая проблема оптимизации взаимодействия пограничных органов с религиозными объединениями.

Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе, необходимость социально-философского осмысления религиозных процессов и совершенствования взаимодействия пограничных органов ФСБ России с религиозными объединениями в интересах надежной охраны Государственной границы, а также теоретическая и прикладная значимость данной проблемы предопределили выбор темы, объекта и предмета исследования.

Объект исследования: религиозные процессы в обществе как единство восходящей и нисходящей эволюции; предмет - генезис и эволюция религиозных процессов, их функционирование и влияние на деятельность пограничной службы.2

Цель исследования: на основе методологии социальной философии исследовать генезис, эволюцию, сущность, содержание и современные тен-

Термин «пограничные органы» введен Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40—ФЗ, в редакции от 30 июня 2003 года. Его введение обусловлено передачей, согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2003 года № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», функций Федеральной пограничной службы Российской Федерации Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

2 В диссертационном исследовании термин «пограничная служба» употребляется для обозначения соответствующего социального института государства - пограничных органов федеральной службы безопасности, которые осуществляют деятельность по защите и охране государственной границы определенными силами, способами и методами.

10 денции развития религиозных процессов, их влияние на деятельность пограничной службы.

Для достижения этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. Осуществление социально-философского исследования процессов
возникновения религий и их стремления к господству не только над другими
видами духовности, но и над экономической, политической и социальной
жизнью общества.

2. Разработка адекватного объекту и предмету социально-
философского исследования метода хронотопосоциального анализа, конкре
тизация его взаимосвязи с другими методами изучения религиозных процес
сов.

3. Уточнение статуса «теорий примитивной религии», научных пред
ставлений о «ранних формах религии», предпосылках и условиях возникно
вения религиозных процессов на этапе перехода от дикости к цивилизации и
их структуры.

  1. Выявление специфики процесса самоорганизации религий на этапе их возникновения, тенденций его изменения в эпоху смены аграрных цивилизаций индустриальными, а последних - современными, характеристика основных этапов историко-религиозного процесса.

  2. Раскрытие основного содержания и взаимосвязи процессов восходящей эволюции религии с эволюцией нисходящей в условиях рабовладения, феодализма и зрелости религий на завершающей стадии развития аграрных цивилизаций; обобщение научных представлений о содержании религиозных процессов в условиях индустриальных цивилизаций, определение социального статуса религий в современных цивилизациях.

  3. Сравнительный анализ основных составляющих духовности пограничной деятельности государства и слагаемых духовности, утверждаемой современными религиями, конкретизация научных представлений о механизмах влияния культовых религиозных процессов на духовную жизнь населе-

ния приграничных территорий и пограничников.

7. Разработка основных направлений оптимизации взаимосвязи религиозной духовности в профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов, жизни их семей и населения приграничных территорий России в интересах эффективного решения задач по защите и охране государственной границы.

Основной гипотезой исследования является положение о том, что религиозные процессы имеют началом выработку вероучения, исходя из содержания которого, уверовавшие формируют особое социокультурное пространство (небеса, культовые сооружения) и время (спасения, богослужения) - религиозные хронотопы. Вероучением они определяют свою организацию и культ, образ и смысл жизни, регулируют взаимоотношения, стремятся укоренить его требования в социуме, внедрить в структуру нерелигиозных видов деятельности, включая и деятельность пограничных органов.

Основная гипотеза опирается на частные гипотезы:

  1. Религиозные процессы возникли в завершающий период дикости из высших образцов мифопоэтической духовности, первобытного менталитета, из таких институций его духовной жизни, как анимизм, тотемизм, магия, ведовство, наугализм, шаманизм, культы предков, тайных союзов и вождей, промысловых, аграрных и других культов.

  2. Религиозные процессы стали не только самостоятельной духовной силой зарождающегося цивилизационного развития, но и доминантой духовной жизни аграрных цивилизаций, подчинив религии значимую часть экономики, в ряде случаев политику и право, и повсеместно - образование, науку, мораль, а ментальность периода дикости маргинализовали, хотя она и сохранилась в фольклоре.

  3. Процесс функционирования религии в духовной жизни цивилизации сопровождается не только восходящими, но и нисходящими эволюционными изменениями. Он не только заполняет пространственно-временной континуум духовной жизни религиозных объединений и повседневность религиозно-

12 го человека, но и сопровождается угасанием религий, нисходящей эволюцией вероучений и основанных на них практик в фольклор.

  1. В интересах успешной деятельность пограничных органов, выработана адекватная характеру и содержанию светская духовность, которая в сознании сотрудников пограничных органов может сосуществовать с религиозной духовностью. Реализация религиозной духовности особо рельефно проявляется в сфере культурного досуга - различных формах участия сотрудников пограничных органов в религиозных обрядах, церемониях, богослужениях, индивидуальных молитвах и т.п. Из сферы досуга религии могут оказывать значимое (как позитивное, так и негативное) влияние на сотрудников пограничных органов, их отношение к пограничной деятельности государства и на население приграничных территорий, его отношение к государственной границе (особенно на новых участках) и к пограничникам.

  2. Данное обстоятельство обусловливает необходимость учета специфики правового регулирования деятельности религиозных объединений в приграничных территориях, а также корректной организации культурного досуга, сотрудников пограничных органов федеральной службы безопасности России и членов их семей с учетом характера и содержания деятельности религиозных объединений и досуговой активности населения в местах несения пограничной службы.

Границы исследования определяются его предметом, возможностями хронотопосоциального анализа проблемы, социальным пространством и временем возникновения и эволюции религий, а также конкретной адресностью исследования, осуществленного в интересах научного обеспечения эффективности пограничной службы, упреждения негативного воздействия на нее религиозных процессов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выделении религиозных процессов в качестве объекта и в обосновании процессов возникновения, восходящей и нисходящей эволюции религии предметом социально-философского исследования;

подходе к социальному времени и пространству как древнейшей социально-культурной институции, важному фактору выделения человека из животного мира, формирования и развития общества, определении хроното-посоциального анализа в качестве основного метода исследования религиозных процессов;

отнесении религии, религиозных процессов к явлениям необходимого времени для священнослужителей (клира) и свободного социального времени и пространства человека и общества;

сравнительном социально-философском анализе религиозной духовности и духовных основ пограничной деятельности государства, обосновании положения об опосредованном влиянии религиозных процессов на его пограничную деятельность посредством религиозной повседневности, богослужений, религиозных праздников и обрядов, молитв и др.;

исследовании характера неоднозначной направленности влияния религиозных процессов на деятельность пограничной службы, трудностей в организации культурно-досуговой работы с сотрудниками пограничных органов, противоречий, связанных с сосуществованием в ней различных видов духовности;

социально-философском обосновании приоритетных направлений деятельности руководителей пограничных органов федеральной службы безопасности России по оптимизации взаимодействия с религиозными объединениями в интересах защиты и охраны государственной границы

На защиту выносятся следующие положения:

1. Религиозные процессы это состояния функционирования и эволюции религий, моменты их возникновения и угасания, в которых вероучением и повседневной обрядностью рационализируются и психологизируются религиозное сознание, отношения и деятельность людей, их философские, нравственные, эстетические, правовые, политические и экономические позиции, взгляды и убеждения.

  1. Возникновение религиозных процессов порождено потребностями цивилизационного развития общества, опиралось на высшие достижения мифопоэтического творчества и привело к формированию религиозного пространства-времени.

  2. Процессы функционирования религии включают моменты исполнения своих собственных, общих для всех и особенных для некоторых других социальных институтов функций, а также функциональности или дисфунк-циональности ее элементов.

  3. Состояние восхождения в эволюции религии включает моменты кле-рикализации, оцерковления, установления ее доминирования в политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, а нисхождения - секуляризации и реформации, ослабления и потери ею лидирующих позиций в мире и обществе.

  4. Влияние религиозных процессов на пограничную деятельность определяется сходством некоторых функций у религии и институтов государства, проявлениями клерикализма в обществе, наличием моментов оцерковления в структурах государственного управления, пограничных органах и деятельностью религиозных объединений в приграничных территориях.

  5. Природа и характер пограничной деятельности государства обусловливает приоритет в ней светской духовности и научной рациональности, потребность во взаимодействии с религиозными объединениями в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства на государственной границе и в приграничных территориях.

Методологическая основа исследования. Исходным методологическим принципом исследования является принцип соответствия метода объекту и предмету исследования. Религия развертывается не в сфере необходимости, не в производстве средств к жизни, а в сфере свободы, свободного, куль-турно-досугового пространства-времени. Она является одним из его институтов, наряду с наукой, образованием, искусством и др. Поэтому в структуре

15 метода, который автор определяет как «хронотопосоциальный анализ»1, находят отражение такие социально-философские подходы, как социокультурный, цивилизационный и формационный. Таким образом, методологической основой диссертационного исследования выступают лучшие образцы методологии мировой философской мысли и социальной философии, требования объективности, конкретности, системности, междисциплинарного подхода, а также методы философии религии.

В диссертации используется принцип восхождения от абстрактного к конкретному в мысли. От понятия социального пространства-времени к otio religioso, культурно-досуговому пространству-времени религий. Именно в нем развертывалась деятельность основателей религий и их учеников по выработке вероучения, определению мест и порядка поклонения, формируется и развивается соответствующий ему образ жизни верующих. От общих, абстрактных представлений о процессе возникновения религии, к конкретному отображению процессов генезиса религии как структурного элемента духов-ной жизни периода формирования государственности, воспроизведению в мысли процессов функционирования и эволюции религии в аграрных, индустриальных и современных цивилизациях, направленности влияния вероучений через культовые процессы на духовную составляющую пограничной деятельности государства.

В диссертации социально-философский анализ предметной области исследования проводится с учетом научных достижений отечественных и зарубежных ученых по религиоведению (философии, социологии, психологии, феноменологии и истории религии), взглядов видных религиозных деятелей. В ходе исследования используется и теоретический потенциал положений, обоснованных в естественных науках и гуманитарных дисциплинах. К ним

Бондаренко В.А. К вопросу об основном методе социально-философского исследования религии, религиозных процессов //Современная модель гуманитарного образования в России и ее развитие в ввузах Пограничной службы Российской Федерации. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Голицино, 2003. - С. 45-50.

относятся прежде всего достижения биологии, археологии, истории древнего мира, педагогической антропологии и культурологических исследований, а также теоретические (нормативные) установки документов высших законодательных органов нашего государства в отношении религии и положения вероучительных книг о времени и местах религиозного поклонения.

Эмпирической базой исследования являются фактуальные суждения из исторического наследия социальной философии, относящихся к возникновению и эволюции общественных явлений, развитию религиозных процессов, взаимодействию религий с другими социальными институтами, прежде всего институтами духовной жизни общества и изменений в самой религии. Особую значимость для социально-философского исследования религиозных процессов имеют удостоверенные факты из работ отечественных и зарубежных ученых по религиоведению (философии, социологии, психологии, феноменологии и истории религии).

Особую группу эмпирических данных исследования составляют подтвержденные историческими исследованиями положения вероучительных книг, материалы контект-анализа религиозных изданий, а также данные конкретных социологических исследований, проведенных в последние годы в различных регионах страны и в Пограничной службе ФСБ России.

В диссертации автор опирался на результаты включенного наблюдения за ходом религиозных обрядов, богослужений, диалога слушателей Пограничной академии ФСБ России с преподавателями и учащимися религиозных учебных заведений, личный опыт преподавания курса религиоведения в высших учебных заведениях, пребывания в ряде приграничных регионов страны.

Научно-практическая значимость исследования заключается прежде всего в постановке, обосновании крупной научной проблемы и результатах ее социально-философского анализа, создающих самостоятельное направление, непосредственно связанное с уточнением, обобщением и обога-

17 щением концептуально-теоретических основ, знаний и представлений о религиозных процессах, их влиянии на пограничную деятельность государства. Утверждение культурно-досугового статуса религиозной деятельности по отношению к пограничной деятельности государства способно коренным образом изменить отношение государства и его граждан к служителям культа, священно- и церковнослужителям с новыми для них преимуществами и при этом не ведет к ущемлению какой-либо из функций религии. Религиозная деятельность при таком подходе станет процессом созидания религиозной духовности действительно в соответствии с велением совести человека. Более того, в сфере культурного досуга религиозные объединения могут и успешно реализуют все свои экономические, политические, социальные и духовные интересы без создания конфликтных ситуаций с гражданским обществом, светскими государственными и частными организациями. При предлагаемом подходе в сфере досуга религиозная инфраструктура действительно автономна не только по отношению к науке, светскому образованию и светским учреждениям культуры, но и по существу своей деятельности в сфере свободного пространства и времени.1 Её учреждения (храмы, мечети, молитвенные дома и т.п.) при корректной организации структуры свободного социального пространства-времени могут гармонично дополнять театры, музеи, выставочные залы, стадионы, клубы, рестораны, парки отдыха и иные места досуга. При таком подходе состояние конкурентной борьбы в религиозной сфере сохраняется лишь между объединениями разных вероисповеданий. Однако предлагаемый подход имеет предел своей эффективности. Он не умерит стремления отдельных религиозных деятелей к использованию мощи государства в борьбе против конкурирующего религиозного объединения или против атеистов за их критическое отношение к вероучению или за публичное осуждение аморальных действий религиозных иерархов, не ослабит и

. ' Речь идет о научной, учебной и художественной активности людей в свободное от работы время, о продолжении таких видов активности в качестве увлечения (хобби), ради получаемого удовольствия, а не материального вознаграждения.

18 конкуренцию структур культурного досуга за влияние на политических лидеров и на население страны.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором концептуальные положения и практические рекомендации могут быть использованы в качестве логического основания:

разработки изменений в действующее законодательство о свободе совести и религиозных объединениях;

уточнения и развития Концепции пограничной безопасности России и Постановления Правительства «О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации»;

- выработки мер по предотвращению вовлечения религиозных
объединений в политику, использования экстремистами религиозных
различий и проявлений религиозного терроризма;

разработки предложений по развитию учреждений сферы досуга на приграничной территории и ослаблению межрелигиозных противоречий;

изучения деятельности религиозных организаций и лиц негативной направленности по отношению пограничной деятельности государства;

составления программ социологических исследований по изучению религиозной ситуации в приграничных районах и пограничных органах.

В адресном смысле практическая значимость идеи отнесения религии к сфере культурного досуга существенно выходит за пределы пограничной деятельности государства. Она представляет интерес, прежде всего, для таких организаций как: Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссия по делам религиозных объединений при Правительстве РФ; Министерство обороны РФ (Главное управление воспитательной работы); Министерство юстиции РФ (Отдел регистрации религиозных объединений); Министерство внутренних дел РФ; Федеральная служба безопасности РФ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации отражены в монографии «Религиозные процессы, их влияние на деятельность пограничной службы. (2003), в справочном пособии для офицеров Пограничной службы России «Религия, свобода совести и пограничная служба» (в соавторстве, 2000), в учебных пособиях: «Религия, свобода совести и пограничная служба» (1999), «Религиоведение как система знаний, предмет и задачи курса "Религиоведение"» (1995), «Теория и история религии» (2001), авторских программах по социальной философии для адъюнктов и религиоведению для слушателей Академии ФПС России и студентов Московского экономико-лингвистического института.

Основные результаты диссертационного исследования излагались и обсуждались на международных конференциях (Москва, 2002; Голицино, 2004), межкафедральных методологических семинарах, проведенных кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Академия ФПС России, 2001, 2002,2003, 2004).

С докладами и сообщениями по теме исследования соискатель выступал:

перед офицерским составом аппарата Пограничной службы ФСБ РФ;

перед преподавательским составом Пограничной академии ФСБ России и учебных заведений Москвы.

Использование результатов диссертации, ее практических рекомендаций осуществлялось в форме их включения в методические указания Управления воспитательной работы ПС ФСБ России пограничным органам по взаимодействию с религиозными объединениями, образовательную деятельность вузов пограничного профиля, что подтверждается 3 актами.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пограничной академии ФСБ России, результаты диссертационного исследования нашли от-

20 ражение в 32 научных работах автора (в том числе в монографии) общим объемом более 50 п.л.

Основные теоретические положения диссертации изложены в следующих публикациях:

  1. Публикации в изданиях, включенных в обязательный список ВАК РФ: 1. Бондаренко В.А. Хронотопный анализ как метод исследования религиозных процессов //Научный вестник МГТУ ГА, № 101 (4) серия История, философия, социология. М.: МГТУ ГА, 2006. - С. 58 - 63.

  2. Бондаренко В.А. Досуговая природа религиозных процессов и метод их исследования //Ученые записки РГСУ. № 4. - М., 2005. - С. 57 - 66.

II. Другие публикации по теме диссертации:

  1. Бондаренко В.А. Религиозные процессы: эволюция и влияние на деятельность пограничной службы: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2006 (8,6 п.л.).

  2. Бондаренко В.А. Религиозные процессы, их влияние на деятельность пограничной службы. -М.: Академия ФПС России, 2003 (12 п.л.).

  3. Бондаренко В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. Учебное пособие. -М.: Академия ФПС России, 1999 (15 п.л.).

  4. Бондаренко В.А. История и теория религии. Курс лекций. - М.: МЭ-ЛИ, 2001 (6,8 п.л.).

  5. Религия, свобода совести и пограничная служба. Справочное пособие. - М.: Граница, 2000 (18,6/4,5 п.л.).

  6. Бондаренко В.А. Религиоведение как система знаний, предмет и задачи курса "Религиоведение". Учебное пособие. - М.: Академия Пограничных войск, 1995 (2,5 п.л.)

  7. Бондаренко В.А. Хронотопы пограничной службы в условиях глобализации //Глобализация: плюсы и минусы для стран СНГ, региональных и муниципальных образований: Материалы международной научно-практической конференции. 25 мая 2004 г. Тезисы докладов. - Голицино, 2004.-С. 282-285.

  1. Бондаренко В.А. К вопросу об основном методе социально философского исследования религии, религиозных процессов /Современная модель гуманитарного образования в России и ее развитие в ввузах Пограничной службы Российской Федерации. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Голицыне, 2003. - С. 45-50.

  2. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А. Церковь и Пограничные войска в России: Исторический опыт, современное состояние и перспективы взаимодействия //Вестник границы России, 1997, № 10-11 (0,7/04 п.л.).

  1. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А. По велению долга и совести //Вестник границы России, 1998. №9-10 (0,8/0,4 п.л.).

  2. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А. Ислам и пограничная служба //Вестник границы России, 1998, № 10-11; 1999, № 1-2 (1,2/0,7 п.л.)

  1. Бондаренко В.А. Ваххабизм как новое религиозное движение в России //Вестник оперативных органов. 2000, № 2 (0,8 п.л.).

  2. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А. Церковь и ФПС России. Методические материалы для проведения занятий по общественно-государственной подготовке //Вестник границы России, 1998, № 7 (0,7/0,4 п.л.).

  3. Бондаренко В.А. Церковь и пограничные войска в России: Исторический опыт, современное состояние и перспективы взаимодействия. (Глава в учебном пособии). //На страже границ России. Учебное пособие. Часть I. /Под ред. В.М. Круглика - М.: Граница, 1998. (0,9 п.л.).

  4. Бондаренко В.А. Природа и метод исследования религиозных процессов //Вестник Российского нового университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». - М.: РосНОУ, 2005. Вып. 4. - С. 76-86 (0,9 п.л.).

Структура диссертация:

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Духовная природа религиозных процессов, их социальная пространственно-временная определенность

Неоспоримым фактом является отсутствие у животных религий и духовности, способности дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром религиозных ценностей. Понятия сознания и духа1 в светской традиции суть синонимы и применимы только к человеку, но не к животным. Современная наука находит все больше фактов, подтверждающих положение о том, что человек по своей природе - биосоциальное существо, произошел из животного мира. Общеизвестны факты воспитания, игры у животных, в которых образцы поведения, а нередко и ситуации действительны лишь по своим последствиям, а по сути существуют лишь в воображении животных. Из этих фактов можно предположить, что возникновению духовной жизни, а в ней и такой ее формы, как религиозная жизнь, предшествует длительный период развития мышления и воображения у высших животных, предков человека. Из них можно предполагать также возникновение и развитие сознания у становящегося человеком существа на основе трудовой деятельности, совершенствования человеком орудий труда и вместе с этим его языка, речи уже в эпоху ранней дикости. Однако гипотезиро-вать возникновение в этот период религиозной духовности проблематично, поскольку еще весьма длительный период люди жили, подчиняясь обычаю и традиции, а для религиозной духовности не был наработан минимально необходимый для возникновения религии интеллектуальный и материальный потенциал общества.

Логично также предположить, что духовная жизнь первобытных коллективов людей на поздних этапах эпохи дикости уже имела в качестве синтетического способа духовного освоения мира мифопоэтический способ понимания и социальное свободное время в силу соответствующего уровня развития производительности труда и социальное свободное пространство в условиях возникающих городов (строения общего пользования, площади, улицы и т.п.). И, кроме того, мифопоэтический способ их институционализа-ции является исходным для развития многообразия духовных способов и форм постижения мира социального. Многое из них не только сохранилось в фольклоре, но и послужило основой для возникновения морали, права, неразвитая.

Для функционирования фольклора не обязательно выделение профессиональных групп, которое к тому же невозможно в условиях собирательства и охоты в силу отсутствия материального производства.

С возникновением материального производства, переходом от дикости к аграрным цивилизациям, возникновением городов и государственности подобная возможность появилась и была реализована не только для развития мифопоэтического мышления, совершенствования в нем духовного, но и для формирования на его достижениях религиозного способа освоения мира.

Немецкий философ К. Ясперс, в своей работе "Истоки истории и ее цель", выдвинул оригинальную идею осевого времени истории, идею, которая получила широкое признание и одобрение. Появление единой оси мировой истории К. Ясперс связывает с теми духовными процессами, которые шли в мире между 800-200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории, с него началось формирование духовных основ современного человечества. Причем весьма схожие процессы протекали независимо друг от друга в различных местах в Европе - на Западе, и Востоке - в Индии и Китае. Именно к этому времени на базе развитой мифопоэтики завершался процесс возникновения религий и начался процесс их полноценного функционирования. Применительно к этому времени можно доказательно утверждать существование религий и то, что религия является институцией духовной жизни общества.

Только по отношению к временам, когда стала реальной возможность для обеспечения существования слоя людей, не занятых непосредственной заботой о пище, одежде, жилище без ущерба для общества, можно предполагать появление служителей культа, превращение шамана в жреца, возникновение жреческого сословия, клира. С того времени, когда уровень развития производительных сил стал обеспечивать не только отделение умственного труда от физического, но и дифференциацию первого, стал активно расширяться процесс формирования профессиональных служителей культа. О наличии в древнейшие времена профессиональных священнослужителей можно более или менее однозначно судить по наличию и размерам культовых зданий, прежде всего монастырского типа. Уничтожение святилищ, храмов, монастырей, их монахов и первосвятителей было в истории важнейшей предпосылкой последующей гибели соответствующей религии. В силу таких обстоятельств можно утверждать, что ныне не функционирующие религии народов Древнего мира потеряли свои святилища и свой профессиональный состав, а потому были вытеснены новыми религиями с новым профессиональным составом. Их уязвимым местом было то, что они представляли собой социально-культурные, переходного типа явления от мифопоэтики к собственно религии. Соответственно религиозные процессы функционирования и эволюции религий следует отнести к периодам истории после осевого времени по К. Ясперсу. Возникшие у одной группы народов религии стали парадигмой мышления для других групп народов.

Наиболее древнее религиозное пространство-время представлено системой зиккуратов в Месопотамии (храмовыми башнями - например, Тепль Бракк, около 3000 г. до н.э., и др.), пирамидами в Египте (например, пирамида Дашур, около 2600 г. до н.э., и др.) и календарями древних религиозных событий. В них и в предшествовавших им строениях сосредоточивалась религиозная жизнь. Характерно, что время создания первых зиккуратов близко к началу так называемого библейского периода, например Тепль Бракк -около 3000 г. до н.э., далее пирамида Хеопса - 2560 г. до н.э., Стонхендж, Англия - 2300 г. н.э., а далее храм Афины Ники - около 425 г. до н.э., храм Фортуны Вергилис - около 100 г. до н.э., храм Кецалькоатля, Мексика -около 950 г. н.э., и т.д.

Предпосылки и условия возникновения религиозных процессов

Анализ литературы о возникновении религии показал, что ни один автор при гипотезировании не учитывал в явной форме факт отсутствия религии у животных, не предполагал ее отсутствие у предков человека разумного, дискуссии развертывалась лишь в отношении дорелигиозного периода у человека.1 Имело место негативное отношение к самой идее о возможности обучения религии животных, что свидетельствует о жестком противопоставлении, утверждении безусловного превосходства разума человека над интеллектом животных.

Жесткое противопоставление в поведенческом и деятельностном отношении животных и человека не соответствует фактам естествознания последней четверти XX века. Факты, свидетельствующие о сходстве в существенных элементах поведения животных и человека, позволяют усомниться в теориях происхождения религии выработанных в XIX веке и закрепившихся в научном знании XX столетия . Зоопсихологи обратили внимание на сходство в нравах высших животных и человека, выраженных, прежде всего, в навыках группового поведения, играх и воспитательном процессе. Увидели они и сходство в чувствах гармонии, выражаемых в брачных и иных ритуалах у животных с эстетическим отношением человека к действительности, обусловившим зарождение культуры социальной.

Зоопсихология1 накопила богатый материал о поведении животных. Для данного исследования он важен в плане уяснения того факта, что, несмотря на сравнительно высокий уровень мышления высших приматов, возникновение у них религиозных процессов, а тем олее у низших животных, оказалось фактически невозможным.

Современные представления о мышлении животных складывались на протяжении всего XX столетия. Установлено, что у высокоорганизованных животных (приматов, дельфинов, врановых птиц) мышление не ограничивается способностью к решению отдельных задач, но представляет собой системную функцию мозга, которая проявляется при решении разнообразных тестов в эксперименте и самых разных ситуациях в естественной среде обитания.

В структуру процесса мышления многие авторы включали способность как к экстренному решению тех или иных элементарных логических задач, так и к обобщению.

Еще в 1925 году В. Келер впервые, экспериментально исследуя проблему мышления животных, пришел к индуктивно обоснованному выводу, что человекообразные обезьяны обладают интеллектом. Их интеллект позволяет им решать некоторые проблемные ситуации не методом проб и ошибок, а за счет особого механизма — «инсайта»1 («проникновения» или «озарения»), т.е. за счет понимания связей между стимулами и событиями. В основе инсайта лежит, по мнению В. Келера, тенденция воспринимать всю ситуацию в целом и благодаря этому принимать адекватное решение, а не только автоматически реагировать отдельными реакциями на отдельные стимулы.

Американский исследователь Р. Иеркс на основе разнообразных экспериментов с человекообразными обезьянами пришел к выводу, что в основе их когнитивной деятельности лежат «иные процессы, нежели подкрепление и торможение. Можно предполагать, что в скором времени эти процессы будут рассматриваться как предшественники символического мышления человека...»2. Именно отсутствие «символического мышления» у животных становится непреодолимой преградой эксперименту по обучению животных религии.

Н. Н. Ладыгина-Коте писала, что «обезьяны имеют элементарное, конкретное образное мышление (интеллект), способны к элементарной абстракции (in concrete) и обобщению. И эти черты приближают их психику к человеческой». При этом она подчеркивала, что «...их интеллект качественно, принципиально отличен от понятийного мышления человека, имеющего язык, оперирование словами как сигналами сигналов, системой кодов, в то время как звуки обезьян, хотя и чрезвычайно многообразны, но выражают лишь их эмоциональное состояние и не имеют направленного характера. Обезьяны, как и все другие животные, обладают лишь первой сигнальной системой действительности» .

Процессы восходящей эволюции и зрелость религий

Идея восходящей эволюции и зрелости религий базируется на фактах изменения положения религии в обществе. Так иудаизм и индуизм, христианство и ислам в момент зарождения возникали как мировоззрение небольшой группы людей. На следующем шаге своего развития они обретали все свойства религии и становились достоянием национальной группы на территории какого-либо государства либо государственной религией. В дальней шем же развитие государственной религии ведет к превращению ее в надго-сударственную силу (ислам), а в некоторых случаях в структуру, которой подчинены многие государства (католицизм). Историки дали достаточно подробное и точное описание восходящей эволюции многих религий, поэтому задача ее социально-философского анализа состоит в том, чтобы найти и исследовать те религиозные процессы, которые имели место на рассматриваемом интервале и обеспечивали именно такую эволюцию религий.

Развитие религий в обществе связано не только с самоорганизацией, но и целенаправленными действиями и взаимодействиями людей. Как правило, разрозненные действия отдельных людей редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если некто сделал открытие, например изобретение колеса, то это не привело немедленно к великому переселению народов. Для такого переселения необходимо, чтобы множество людей научились бы использовать его, внедрили это в свою практику. Так и в религиозной сфере деятельности продуцирование новой системы религиозных идей не ведет автоматически к возникновению новой религии: необходимо, чтобы массы людей уверовали в эту систему идей, признали жизненную необходимость определяемого ею образа жизни. Значительные религиозные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным, благодаря наличию у людей сходных мотивов и ценностных ориентации.

Все религии имеют своего основателя, зарождаются первоначально в сознании отдельного человека, а реализуются чаще всего его ближайшими последователями. Такое зарождение нельзя признать актом сознательного действия основателя или даже сравнительно небольшой группы профессионалов. Религии не придумываются. Анализ исторических материалов свидетельствует в пользу идеи о том, что первоначально у будущего основателя религии имеет место потрясение, катарсис, психоз, мистическое видение и т.п., неожиданное для зачинателя религии, а затем такой его опыт может стать и достоянием его ближайших или дальних последователей. Обычно это состояние открывалось для последователей как охватывающая всего человека уникальная «встреча» с Атманом, Брахманом, Буддой, Богом, Абсолютом и т.п. Для такой «встречи» характерны полнота возбуждения и восторга, яркие краски и глубочайшие эстетические и моральные наслаждения. Такого рода опыт до недавнего времени было практически невозможно повторить, а значит, и изучить до изобретения психоделических наркотиков, которые вызывают сходные психологические переживания.

Читая жизнеописания основателей религий и их наиболее выдающихся последователей, можно констатировать, что их опыт обычно включает долгий и тяжелый период подготовки к подобной кульминации. Во-первых, имело место сильное стремление к такому опыту, желание обнаружить высшую инстанцию или достигнуть состояния полного покоя и т.п. Во-вторых, состояниям потрясения предшествовало интенсивное стремление жить духовной жизнью, включая постоянные интеллектуальные и физические нагрузки. В-третьих, для достижения успеха они стремились подавлять все обычные для человека желания, светские блага, сексуальные мысли или плотские прихоти. В-четвертых, они вели аскетическую жизнь самоотречения и самоконтроля. Это часто включало в себя затворничество, ограниченный сон, тяжелую работу, даже самобичевание и умерщвление плоти. В-пятых, многие из них жили изолированной и уединенной жизнью, в темных пещерах или в одиноких кельях и т.п., в отрыве от всего мира. Под воздействием названных и им подобных условий у основателя и их последователей возникали мистические видения и идеи решения важных социальных проблем. Сам основатель или последователь религии воспринимает «увиденное», рожденные его сознанием идеи как нечто объективное, вне и независимо от него существующее. Благодаря достоверности для него пережитого он становится не только «очевидцем увиденного», но и достаточно последовательным и стойким проводником своих видений и идей в жизнь, становится способным успешно заражать своими идеями и чувствами других людей или делиться с другими своим опытом.

Многие великие ученые посвятили огромное количество времени изучению этих феноменов. Рудольф Отто так описывает индуистскую мистическую традицию веданты: «Истинное Бытие есть единая субстанция (ека сат), само Бытие, внутренний Брахман, неизменяющийся и неизменный, неразделимый и не имеющий частей. То есть, (а) множественность вещей существует только через «майю» (которая обычно переводится как «просто проявление»). Сама сат есть «только единственное», (б) в самом Брахмане или Бытии абсолютно и неизменно «только единственное», у него нет частей, нет множественности и тем самым множественности различий и разграничении. ... Это вечное единственное в своей однородной природе есть полностью и совершенно Атман или дух, чистое сознание, чистое знание... Таким образом, оно в то же время бесконечный «анантам», находящийся вне пространства и времени... Душа человека, «внутренний атман» — это ничто иное, как сам этот вечный, неизменный, однородный Брахман»1.

Похожие диссертации на Религиозные процессы: генезис, эволюция, влияние на деятельность пограничной службы