Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная природа межнациональных конфликтов Алибекова Сиядат Яхъяевна

Социальная природа межнациональных конфликтов
<
Социальная природа межнациональных конфликтов Социальная природа межнациональных конфликтов Социальная природа межнациональных конфликтов Социальная природа межнациональных конфликтов Социальная природа межнациональных конфликтов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алибекова Сиядат Яхъяевна. Социальная природа межнациональных конфликтов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Махачкала, 2001.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/276-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Межнациональные конфликты и их роль в жизни общества

1.1. Методологические основы исследования межнациональных конфликтов 11

1.2. Классификация и теоретическое моделирование межнациональных конфликтов в социальной системе 53

Глава II. Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов

2.1. Причины и факторы развития противоречий и конфликтов в многонациональной среде 80

2.2 Специфика национальных отношений в полиэтнической и поликонфессиональной среде 102

2.3 Проблемы и механизмы урегулирования межнациональных конфликтов 124

Заключение 135

Библиография 143

Приложение 154

Методологические основы исследования межнациональных конфликтов

При рассмотрении методологических позиций в исследовании важно учесть всю системную сложность и многогранность конфликта. Поэтому степень и широта понимания природы, сущности и характера конфликтов будет определяться богатством методологических принципов и диалектических категорий, используемых в познании. В этом плане исследовательский поиск проводится в сфере диалектической полярности между принципами эссенциализма и номинализма. Согласно эссенциализму, задача исследования состоит в теоретическом описании подлинной природы конфликта, в выражении ее сущности и зависящей от нее реальности. В номинализме основной акцент перемещается от природы конфликта к его общей динамике в различных обстоятельствах и меняющихся условиях существования1.

Сам по себе конфликт предполагает не только философское, но и междисциплинарное системное исследование, охватывающее его многофакторную и многоуровневую социальную природу. Поэтому необходимо, прежде всего, различать философско-мировоззренческую конфликтологию (оперирующую всеобщими, универсальными категориями) и конкретно-научную, прикладную конфликтологию (использующую специфические термины, средства и методы исследования). В связи с этим, философско-мировоззренческой конфликтологии больше соответствуют именно позиции методологического эссенциализма, в то время как конкретно-научная и прикладная конфликтология, по мере ее выделения (отпачковывания) из философии, обнаруживает все больше результатов познания именно на основе методологического номинализма. Конкретно-научная конфликтология делится на естественно-научную (социально-биологические, биоэтические, социал-дарвинистские учения) и гуманитарно-научную (социологические, психологические, политологические, культурологические, классово-политические учения). Такой системный, междисциплинарный характер конфликтологии предъявляет соответствующие требования к ее методологической и философско-мировоззренческой стороне.

Здесь необходимо учитывать общие связи и отношения конфликтологии с ее конкретно-научной спецификой, обобщать новые достижения, использовать другие открывающиеся возможности.

Развитие любого общества как открытой системы связано с решением сложных многоуровневых и многогранных проблем, среди которых можно выделить две, непосредственно связанные с темой диссертационного исследования: 1) для успешного, прогрессивного развития система должна поддерживать внутреннее равновесие и устойчивость; 2) социальная система, как саморазвивающаяся система, должна обеспечить нормальное, согласованное функционирование всех своих элементов.

Первые исследования конфликтных ситуаций в общественном развитии были предприняты древними мыслителями. Заметный вклад в исследование конфликтов внесли Платон и Аристотель. В диалогах Платона «Государство», «О справедливости» проблематика конфликтов анализируется в контексте справедливых и несправедливых действий людей в отношении друг друга. В труде Аристотеля «Политика» раскрывается природа, сущность и причины конфликтов. По его мнению, причинами конфликтов могут быть нарушения меры и справедливости в распределении почестей, наглость одних и страх других и т.п.2

Большое внимание исследованию конфликтов уделял английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Его основное методологическое кредо можно выразить следующими словами: естественное состояние человека - война всех против всех, а цивилизованное состояние - это источник мира и благополучия. По мнению Гоббса, существует три источника вражды: соперничество, недоверие, жажда славы; именно они нарушают равенство между людьми, и, следовательно, являются причинами конфликтов.

Однако системное, глубинное изучение конфликтов сложилось значительно позже, во второй половине XIX века. Оно связано с именами К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.; которые, однако, не рассматривали конфликты в русле самостоятельного научного направления. Конфликтология как самостоятельная наука сформировалась на рубеже веков. Ее основоположником является известный немецкий философ и социолог Георг Зиммель.

К настоящему времени конфликтология как наука прошла сложный и плодотворный путь развития. Не только за рубежом, но и в нашей стране опубликованы сотни научных трудов, в том числе и фундаментальных, по проблемам конфликтов. Изучение и анализ работ зарубежных ученых-конфликтологов показывает, что их современные концепции и теории можно классифицировать по пяти направлениями:

1. Классовая теория социального конфликта.

2. Диалектическая теория социального конфликта.

3. Теория социального конфликта структурного функционализма.

4. Социально-психологическая теория конфликта.

5. «Теория человеческих потребностей» .

Безусловно, во-первых, эти направления, не охватывают все аспекты конфликтологии и, во-вторых, у них у всех разная степень научной разработанности и практической применимости.

С середины прошлого века и до 90-х годов XX века значительное распространение и научную разработанность получила классовая теория социального конфликта, родоначальниками которой выступили К. Маркс и Ф. Энгельс. В историю науки она вошла как теория марксизма, согласно которой социальный конфликт - это высшая стадия общественного противоречия, предшествующая его разрешению. По К. Марксу, экономической организации любого общества свойственны силы, которые неизбежно порождают революционный классовый конфликт. Такие революционные конфликты имеют диалектический характер и происходят в определенную эпоху. Социальный конфликт, как полагал К. Маркс, имеет два полюса, причем эксплуатируемый класс рано или поздно осознает свои истинные интересы и, в конце концов, образует революционную политическую организацию, которая выступает против владеющего собственностью класса.

Весомый вклад в развитие конфликтологии внесла диалектическая теория социального конфликта, основными представителями которой являются Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др.

Не случайно имя известного философа и социолога Георга Зиммеля стоит в первом ряду. Свою концепцию социального конфликта Г. Зиммель разработал в начале XX века. С его точки зрения, «конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны».

Согласно Г. Зиммелю, «конфликт - универсальное явление: более того, полностью единая и гармоничная группа или общество немыслимы», а если бы они возникли, то такое «общество святых», не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, оказалось бы нежизнеспособным.

Следовательно, конфликт - это необходимая предпосылка для развития общества... Конфликт так или иначе решается, в крайнем случае - путем уничтожения одной из сторон, и ведет конечном счете к преодолению антагонизма и интеграции путем снятия противоречий. Единство, возникшее вслед за конфликтом, сохраняется после окончания борьбы и приводит к возникновению интересов и связей, не имеющих отношения к целям борьбы.1

Несомненный интерес представляют суждения Г. Зиммеля, относящиеся к остроте конфликта:

1. Чем больше групп вовлечено в конфликт, тем он острее.

2. Чем меньше конфликт служит просто средством достижения цели, чем больше он становится самоцелью, тем он острее.

3. Чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.2

Г. Зиммель подчеркивал, что, «чем яснее цели, преследуемые участниками конфликта, тем более вероятно, что конфликты можно считать просто средствами для достижения цели, причем в конфликте обе группы, пытаясь избежать той высокой цены, которую приходится платить за острые и насильственные конфликты, будут вынуждены искать компромиссы и другие альтернативные средства».

Наш современник немецкий ученый Р. Дарендорф утверждает, что конфликт - это неизбежный продукт любой системы управления. Видимо, поэтому Дарендорф уделил особое внимание социально-политическим аспектам конфликта. Дарендорф отрицает идею К. Маркса о том, что основные конфликтные группы в обществе - это классы. Основные конфликты, с его точки зрения, возникают между теми, кто имеет власть и теми, кто ее не имеет. Но это не только власть предпринимателей над рабочими. Конфликт может возникнуть в любой организации, где существуют начальники и подчиненные.

Классификация и теоретическое моделирование межнациональных конфликтов в социальной системе

В современных исследованиях конфликтологическое теоретизирование и моделирование ведется на разных уровнях абстрагирования и дает разные концептуальные, эмпирические и практические результаты. Теоретическое моделирование межнациональных конфликтов позволяет вести разработку научно-экспериментальной базы, средств и способов исследования в целях формирования практических возможностей и условий решения проблем, вызывающих межнациональные конфликты. Об этом свидетельствует история развития конфликтологии.1

Рассмотрение теоретических проблем моделирования межнациональных конфликтов позволяет более наглядно представить общую структуру и механизмы, состояние и свойства, динамику и статику конфликтного взаимодействия, скрытых за массой фактов и эпизодов реального процесса. Теоретическое моделирование дает возможность не только конкретно, однозначно описать направленность хода событий в конфликте, но и дать им адекватное, объективное объяснение, предсказывать варианты перспективного развития, упреждать негативные последствия.

Сам по себе метод моделирования в теории при рассмотрении его в той форме, которую он имеет в современной науке, является новым, непривычным. Он может стать опасным орудием в современной политической практике и прикладной конфликтологии. Создание искусственных моделей и построение идеализированных образов того или иного межнационального конфликта, разыгрывание сценариев и стратегий его реализации может стать фактором подстрекательства и создавать иллюзию о возможности вершения национальных судеб людей. Однако при этом, как и в любой науке, опасным является не само научное достижение, а его практическое использование. Поэтому теоретическое моделирование в современной конфликтологии является одним из перспективных методов развития знаний. Здесь с самого начала важно определить верные позиции и правильные подходы.

Исходной аксиомой и общим ориентиром здесь может быть такое понимание межнационального конфликта, которое выражало бы объективное содержание в интерсубъективной форме взаимодействия участников конфликта. По своему содержанию межнациональный конфликт представляет собой особый результат взаимодействия национальных и этнических субъектов. Таковыми здесь являются национальные общности, группы, которые отстаивают свои цели и интересы, стремятся удовлетворить свои потребности, реализовать свои нормы и ценности, борются против ущемления и ограничения своих прав и свобод.

Выявление социальной природы межнациональных конфликтов предполагает использование понятийного аппарата и базисных значений теоретического моделирования, которые можно применить к изучению межнациональных отношений. В современной теории метод моделирования занимает значительное место, особенно в познании сложных, многофакторных, системных предметов, каким является межнациональный конфликт.

Моделируя социальную природу межнациональных конфликтов с позиций теории отчуждения, следует отметить, что отчуждение в обществе возникает не из общей человеческой природы, а из социальных условий реализации сущностных сил человечества. Следовательно, конечная, деятельная причина конфликтов вытекает из социальной реальности и социальных условий существования человечества, с которыми связано конкретное содержание и формы проявления национального бытия.

Проблему национальной экзистенции впервые в отечественной философии поднял профессор А.Г. Агаев в монографии "Нациология: философия национальной экзистенции", где справедливо отмечается, что национальное бытие до сих пор не удостоилось внимания социально-философской науки. Поэтому при рассмотрении этой проблемы теоретически можно прежде всего постулировать, что общечеловеческая сущность не имеет национальных особенностей, ибо эти особенности складываются только в реальных условиях человеческого существования. Национальная сущность (как сущность более частного порядка) выводится из обстоятельств, связанных с реализацией человеческой сущности. Поэтому национальная сущность может формулироваться в теории лишь в контексте человеческого существования, а не на уровне самой человеческой сущности, ибо нация возникает лишь на цивилизационном этапе существования и, следовательно, не является вечной.

Можно обозначить разные подходы к исследованию классификационных моделей межнациональных конфликтов. Так, на основе социального детерминизма все межнациональные конфликты классифицируются в прямой зависимости от того, какого рода причина полагается при этом в основание. К такому кругу каузальных оснований здесь могут относиться все нациообразующие факторы - территория, язык и т.д., которые будут более подробно рассмотрены далее. Согласно принципу историзма межнациональные конфликты рассматриваются в трех основных аспектах. Во-первых, откуда конфликт возникает и какова его непосредственная причина. Во-вторых, какое содержание и какой потенциал конфликт в себе несет. В-третьих, какие изменения конфликт производит в нации. В связи с этим национальная жизнь народа может характеризоваться стереотипами агрессивности, жертвенности, сотрудничества, изоляционизма и другими классификационными определенностями конфликтного взаимодействия наций.

Проблемы межнациональных отношений являются объектом острых теоретических дискуссий и обсуждений. В отечественной науке имеется несколько десятков интересных монографических исследований по проблемам национальных отношений. Однако многие идеи, которые раньше принимались за истину, не выдержали проверки временем, свидетельством чего являются распад Советского Союза, современные межнациональные войны в его бывших пределах. Исследование причин распада такой многонациональной страны, какой был Советский Союз, а также причин нынешних острых межнациональных конфликтов за пределами России не является целью данной диссертационной работы. Распад СССР, а также другие объективные причины оказали негативное влияние на развитие межнациональных отношений в России. Война в Чечне, осетино-ингушский конфликт - наиболее яркие примеры конфронтационной конфликтности. В то же время отсутствие открытых межнациональных столкновений в Республике Дагестан, невключенность ее в общекавказский конфликт говорит о том, что существует возможность регулировать межнациональные отношения, не доводить их до конфликтного уровня. Несмотря на это, в Дагестане сложилась довольно сложная взрывоопасная ситуация, вызванная состоянием «дефронтационной» конфликтности, в которой межнациональная вражда носит эпизодический, избирательный характер, обусловленный отдельными признаками и факторами общественной жизни.

Сравнивая конфронтационную и дефронтационную конфликтность, следует отметить, что для нации первая является наиболее опасной. Конфронтационная конфликтность имеет интегративный, синтезированный, консолидированный характер противостояния сторон, в котором все проблемы соединяются в сплошной клубок "неразрешимых" противоречий. Дефронтационная конфликтность характеризуется "пошаговой" дифференциацией, "распылением" проблем в широком спектре форм национальной жизни. Поэтому здесь не возникает четкого противостояния конфликтующих сторон.

Дефронтационная конфликтность, возникшая в Дагестане, связана с особой спецификой нарастания межнациональной напряженности, в которой значительную роль играют исторически сложившиеся социо-культурные механизмы межнациональной саморегуляции и сдерживания сторон от прямого столкновения. Ослабление этих механизмов может привести к резкому скачкообразному переходу в неуправляемую конфронтацию сторон. В современной России идет процесс формирования нового типа межнациональных отношений. Процесс этот трудный и болезненный, т.к. нет глубинных научных разработок по данной проблеме. Поэтому при исследовании сущности современных межнациональных конфликтов необходимо остановиться на анализе наиболее важных теоретических и методологических вопросов, в частности на определении сущности понятий "этнос" и "нация".

В отечественной философской и социологической литературе, в первую очередь советского периода, имеется несколько теоретико-методологических подходов к анализу этих понятий. Параметры кандидатской диссертации не позволяют рассмотреть все возможные подходы, поэтому остановимся на наиболее известных.

Русский ученый и публицист Л.Н. Гумилев писал, что "этнос - это коллектив особей, выделивших себя из прочих коллективов". Этнос относительно устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Этнос - это не просто люди, теми или иными чертами похожие друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, этнического окружения. Этнос - это "естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам исходя из ощущения комплиментарности"1. А под "комплиментарностью" им понималось "подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей, определяющее деление на "своих" и "чужих"

Причины и факторы развития противоречий и конфликтов в многонациональной среде

Выявление социальной природы межнациональных противоречий и конфликтов предполагает использование понятийного аппарата, базисных значений, определенной методологии, которые можно применить к изучению межнациональных отношений в России.

Социальный детерминизм - одно из основных понятий материалистической диалектики, означающее универсальную закономерную связь процессов и явлений общественной жизни, определенную последовательность в смене изменений и состояний общества в целом.

Развитие процессов перестройки в современной России остро поставило вопросы о природе и генезисе социальных деформаций, об истоках глубинных противоречий и конфликтов, о формах причинности и условиях, в которых развертываются процессы перестройки и формируются механизмы торможения социального прогресса.

Формирование современных общественных отношений в нашей стране предполагает преодоление субъективизма и волюнтаризма господствовавшего в прошлом командного метода, согласно которому в качестве причины использовались линейные директивные отношения, а в качестве следствия -слепое подчинение, повиновение. Такой подход к социальному процессу и человеческой деятельности привел к застою в социальной сфере и распаду личности на уровне отдельного индивида.

Преодолевая отставание теории в области взаимодействия социальных отношений, необходимо не только описать социальную причинность, но и глубоко разобраться в ее природе, определить ее качество, выявить ее многокомпетентность и внутренние противоречия, а также показать всеобщий характер данной категории для анализа социальной формы движения материи.

Известно, что социальная причинность в зависимости от различных ситуаций и круга рассматриваемых событий и явлений может выражаться в различных видах и формах. В разнообразии видов причинности проявляется качественная множественность, плюрализм процессов социальной действительности. Отсюда следует, что при управлении, руководстве, экономической, социальной, политической и духовной сферами жизнью общества необходимо учитывать различные виды причинных связей.

Специфической необходимостью социальной причинности выступает решающая роль человеческого фактора в ее действии и проявлении. Речь прежде всего идет о деятельности социальных групп, классов, наций, выдающихся личностях, о ведущей роли социальных потребностей и интересов.

Основательное изучение специфики социальной причинности, ее механизмов, видов и форм проявления необходимо для развития и углубления диалектико-материалистической методологии, с помощью которой возможно преодоление стереотипов в исторической науке, в экономической теории, а также в политических решениях и действиях. Неотступное следование требованиям специфики причинных связей, их закономерностям во всех сферах социальной деятельности людей, слоев, классов, наций, политических партий делает возможным избавиться от пережитков и волюнтаризма, экономического, социального и политического авантюризма и утопизма.

Радикальная реформа экономической и политической систем российского общества, всех сторон жизни в условиях перестройки тесно связаны с методологией причинного анализа. Такой анализ требует определения исходного понятия, т.е. категории социальной причинности. В самых общих чертах причинно-следственная связь в сфере жизни общества характеризуется в философской литературе как сложный процесс генезиса и явлений в обществе на основе отношений людей (групп, классов, наций), взаимодействия в экономике, политике, культуре.1 Специфичностью данного вида причинности считается особая значимость для нее социальной активности человека как рода и личности. Под социальной причинностью подразумевается не возникновение следствия как реакции на воздействие извне, а возникновение, формирование новых социальных фактов, явлений, изменений в социальных системах под влиянием действий личности, групп, классов, наций и т.д. Таким образом, социальная причинность выступает как одна из форм деятельностных отношений.

Начальная причина всех социальных процессов, по К. Марксу, - это трудовая, материально-производственная деятельность как исходная форма для всех форм деятельности. Г.В. Плеханов даже отождествлял материалистическое понимание истории с выявлением причинных отношений между социальными фактами и процессами. Он писал, что если кто-то желает стать последователем материалистического метода в истории, то «для этого нет другого пути, кроме изучения фактов и обнаружения их причинной связи» .

Сохраняя все общедиалектические свойства категории причины вообще, социальная причина отличается особенностями, которые связаны со спецификой социальной формы движения. Общественное бытие человека имеет своеобразный системный характер, содержит в себе совокупность многих сторон, свойств, процессов, слитых в единый феномен. Поэтому социальная причина - это всегда сложное целостное образование, содержащее ряд компонентов.

Социальная философия стремится раскрыть комплекс социальных причин развития общества в целом, причины возникновения классов, государства, наций, социальных революций, многих экономических, политических, духовных процессов и явлений. Различные причины этих явлений содержат в себе нечто общее, и это общее составляет содержание категории социальной причины вообще.

«Социальная причина, - указывает Б.И. Клейнер, - это такой комплекс общих элементов деятельности человека, который выполняет генетически-производящую функцию в общественной, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни людей, общества; содержательная, качественная характеристика причины связана с историческим периодом и типом общественно-экономической формации, в условиях которых совершается тот или иной вид деятельности людей»1

Обнаружив причину, можно предпринимать действия либо с целью получения следствия, либо, наоборот, с целью предотвращения его. Следовательно, открывается выход непосредственно к общественно-практической деятельности, что придает категории причины особое практическое значение.

Руководствуясь принципом социального детерминизма, необходимо раскрыть взаимодействие различных сторон общественного бытия, их взаимозависимость, носящую причинный и законодательный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу фундаментальной решающей роли материального производства в развитии всех сфер социума.

Все указанные выше общие положения о причинно-следственных зависимостях в общественной жизни своеобразно, в конкретных формах проявляются в каждой отдельной сфере, подсистеме жизнедеятельности общества. Одной из подсистем социальной жизни являются межнациональные отношения в многонациональных государствах, республиках и регионах.

Формирование дружеских или враждебных, добрососедских или напряженных, конфликтных отношений между представителями различных наций и народностей зависит от всей совокупности причинно-следственных отношений в обществе. И здесь, как во всех других социальных процессах, определяющую роль играют социально-экономические причины и факторы.

Речь идет об уровне социально-экономического развития различных национальных регионов, занятости населения в сфере материального производства, уровне доходов населения, равномерности и справедливости распределения бюджетных средств по национальным регионам, в целом о качестве жизни представителей различных народностей. Если в этих сферах наблюдаются сильные перекосы, значительное отставание одних регионов от других, ущемленность интересов отдельных народов в пользу других, то неизбежно нарастание напряженности и конфликтности в межнациональных отношениях.

Проблемы и механизмы урегулирования межнациональных конфликтов

Одна из важнейших задач социальной философии и конфликтологии состоит в том, чтобы от вопросов урегулирования всех видов межнациональных конфликтов перейти к созданию технологий их конструктивного разрешения. Такого рода конфликты в силу ряда причин нельзя полностью устранить, но можно и нужно свести негативные последствия конфликтов к минимуму, максимально увеличить общую выгоду для конфликтующих сторон. В связи с этим следует выделить по меньшей мере четыре способа разрешения межнационального конфликта:

1. Соглашение в результате успешного урегулирования позиций всех сторон.

2. Соглашение как результат вмешательства внешней силы (законодательной, исполнительной, судебной, моральной и т.п.).

3. Соглашение, навязанное одной из конфликтующих сторон.

4. Самоликвидация конфликта: когда он постепенно как бы теряет свою актуальность и прекращается сам собой.

Следует заметить, что даже такой метод разрешения конфликта, как принуждение, может при определенной ситуации дать положительный эффект. Но главная задача состоит в том, чтобы не только разрешать, но и предотвращать межнациональные конфликты. Если они уже приняли насильственные формы, то нужно стараться трансформировать их в конституционно-законодательные рамки, вести переговоры, не допускать скрытых, а тем более открытых столкновений. Для этого необходимо соблюдать законность, права человека, соблюдать соответствующие конвенции и декларации. Ликвидировать межэтнический, межнациональный конфликт можно только рядом конкретных последовательных шагов, действий, взаимными уступками. Сегодня известно несколько путей разрешения межнациональных конфликтов:

Альтернатива - достижение такого рода конечного результата, от которого невыгодно было бы отказываться ни одной из конфликтующих сторон.

Обязывающий арбитраж - это такой способ урегулирования конфликта, когда конфликтующие стороны выбирают нейтральное лицо или несколько лиц разбирательства (объективного) и вынесения окончательного решения, имеющего обязательную силу. Обычно приглашаются специалисты в сфере, являющейся предметом спора. Решениям такого арбитража придается принудительная сила.

Рекомендательный арбитраж - это такой способ урегулирования межэтнического конфликта, когда решение, вынесенное нейтральным лицом (лицами) носит рекомендательный характер. Это решение стороны могут оспорить, не выполнять.

Арбитраж "окончательного предложения" - является разновидностью обязывающего арбитража. При этом каждая из конфликтующих сторон обязана дать свой вариант решения спорной проблемы. Арбитраж может выбрать любой из вариантов. Ограниченный арбитраж предусматривает установление конфликтующими сторонами определенных пределов до начала разбирательства. Арбитр не имеет права выходить за определенные границы.

Посреднический арбитраж - предусматривает договоренность сторон, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража. Задача посредничества состоит в том, чтобы найти такую формулу согласия, которая не унижала бы достоинство ни одной из конфликтующих сторон. Оно предполагает создание согласительных комиссий, конфликтных комиссий, третейских судов и т.д. В такие комиссии могут входить старейшины, национально-культурные, религиозные, женские, молодежные и другие организации.

Третейский суд - это такая форма урегулирования межнационального конфликта, когда стороны определяют частное лицо, уполномоченное рассмотреть данный межнациональный конфликт. Сама же процедура разрешения является предметом соглашения между сторонами. Она может также явиться результатом законодательного урегулирования. В первом случае сами стороны определяют предмет полномочий третейского суда, во втором случае это делает конституционный суд. Но решение судьи является окончательным и обязательным для исполнения.

Как правило, разрешение межнационального конфликта обычно является многоступенчатым: первый шаг - установление той или иной формы переговоров между конфликтующими сторонами, второй - посредничество, третий - обязательное решение, достигнутое тем или иным путем, способом. Но практика многократного согласования позиций с целью достижения взаимоприемлемого соглашения, консенсуса при всех своих достоинствах имеет и определенные негативные последствия. Так, в ряде случаев затягивается принятие важных правовых актов. Могут проявиться и расплывчатые решения. Повышение степени согласованности иногда способно отрицательно влиять на качество решений.

В настоящее время чаще всего наблюдается тенденция победы своего оппонента, воспринимаемого как противника в межнациональном конфликте. Эта тенденция наименее перспективна. Она - скорее лишь видимость разрешения как социального, так и межнационального конфликта. Реже применяется компромиссно-консенсуальная стратегия. Но за немногочисленными в настоящее время проявлениями такой стратегии стоит потенциал более широкого видения конфликтной ситуации и умелого владения методами ее рационального разрешения. Редко применяется и стратегия уклонения от межэтнических, межнациональных конфликтов и поиска разумного цивилизованного выхода из уже имеющихся конфликтов. Но, в принципе, наиболее эффективной и перспективной является стратегия сотрудничества. Базируясь на технологии и идеологии переговорного процесса, 127 она позволяет с максимальной отдачей решать возникающие в ходе конфликта проблемы. Положительные результаты в процессе переговоров достигаются путем взаимных компромиссов, уступок, учета интересов друг друга. Это помогало и помогает приходить к взаимоприемлемым решениям.

В последнее время все чаще используется следующий способ разрешения межэтнических, межнациональных конфликтов: переговоры-сотрудничество, основанные на концепции социального согласия. По-видимому это наиболее перспективное направление.

Государственные органы и общественные организации Дагестана в своей практике разрешения межнациональных и межконфессиональных конфликтов пытаются сочетать международный опыт с региональными историко-культурными традициями.

Как было отмечено выше, одной из острых взрывоопасных проблем в Республике Дагестан остается реабилитация репрессированного народа чеченцев-аккинцев. В результате длительных переговоров и согласования позиций чеченцев-аккинцев и лакцев по всем вопросам с использованием опыта аксакалов с той и другой стороны, советов старейшин было получено согласие лакцев переселиться из Новолакского (бывшего Ауховского) района на новое местожительство севернее города Махачкалы. Однако из-за плохого финансирования строительства поселков для переселенцев со стороны федерального центра процесс переселения до настоящего времени не осуществляется. Обеспокоенные затягиванием строительства и возвращения в свой родной Ауховский район чеченцы-аккинцы пошли на самовольный захват участков и строительство домов на территории Новолакского района. Это привело к серьезному противостоянию лакцев, аварцев и чеченцев, проживающих там. Но без завершения строительства поселков для переселенцев невозможно разрешить данный конфликт и территориально реабилитировать чеченцев-аккинцев.

Разрешение затянувшегося конфликта осложняется еще тем обстоятельством, что после нападения бандформирований из Чечни в августе 1999 года на Новолакский район, лакцы не рассматривают чеченцев как репрессированный народ и не хотят покидать Новолакский район.

На наш взгляд, такой психологический настрой чреват серьезными межнациональными осложнениями в будущем, и поэтому его надо преодолеть. Нельзя нарушать принципы уже достигнутого соглашения. Это может вызвать недоверие народных масс к национальной политике государственных органов.

Не менее важной и сложной является проблема разделенного лезгинского народа. Административное разделение лезгин между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, произошедшее в 1921 году, после распада СССР сменилось межгосударственным разделом, что фактически грозит национальным распадом, потерей экономической и культурно-духовной самостоятельности лезгин.