Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития Гусева, Мария Олеговна

Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития
<
Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусева, Мария Олеговна. Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гусева Мария Олеговна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2011.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/176

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основания исследований межнациональных конфликтов 10

1 Этническое и национальное: их соотношение и роль в процессе социальной интеграции индивидов 11

2 Понятие и содержание межнационального конфликта 34

Глава 2 Виды и причины межнационального конфликта 62

1 Типология национального конфликта 62

2 Причины межнациональных противоречий и конфликтов 86

Глава 3 Особенности развития и управление современным межнациональным конфликтом 109

1 Особенности развития межнационального конфликта в условиях глобализации 109

2 Проблемы управления межнациональным конфликтом 137

Заключение 159

Библиография 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования

На протяжении всей истории существования людей их жизнь сопровождает бесконечная цепь самых разных конфликтов - столкновений и противостояний людей, возникавших и возникающих по самым различным поводам. Особое место среди них занимают межнациональные конфликты, которые по своему эмоциональному накалу протекания, отличаются часто такой же жестокостью и бескомпромиссностью, как и войны. Постоянные сводки новостей об убийствах и нападениях на представителей тех или иных наций, нескончаемые судебные разбирательства по обвинениям в геноциде, расовой и национальной дискриминации, сепаратистские требования отдельных этнических образований свидетельствуют о том, что вопросы о природе межнациональных конфликтов и их особенностях носят сегодня злободневный характер. И хотя современные процессы глобализации, направленные на открытое общение, стирание преград для взаимопонимания народов, должны, казалось бы, снизить степень противостояния наций, однако межнациональные конфликты стали бичом нашего времени и глобализационный фактор в списке их причин занимает не последнее место.

Проблема межнациональных конфликтов давно уже перестала быть предметом обсуждения только в среде научного сообщества, вследствие того, что конфликты, возникающие на основе национальных взаимоотношений людей, обнаруживаются сегодня практически в любой точке земного шара: в России, странах ЕС, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, США и Австралии. Будет справедливо сказать, что такой размах межнациональных противоречий затрагивает массу людей и имеет большой общественный резонанс. В связи с этим предупреждение и разрешение межнациональных конфликтов, а также преодоление их последствий становится важнейшей практической задачей, как в политике отдельных государств, так и мирового сообщества в целом.

Эффективная деятельность по нейтрализации межнациональных противоречий предполагает и интенсивную работу в области изучения природы данных конфликтов и путей их разрешения. В этой связи очевидна не только практическая, но и теоретическая (научная) актуальность заявленной темы, поскольку смело можно сказать, что современное общество ждет от теоретиков глубоких и содержательных «рецептов» и рекомендаций для предотвращения новых межнациональных конфликтов и разрешения настоящих. Такой «социальный заказ» обусловливает теоретическую значимость данного вопроса, поскольку современные исследования межнациональных конфликтов в различных сферах научного знания продолжают сталкиваться с определенными трудностями методологического характера. Это связано, прежде всего, с выявлением общих закономерностей развития конфликтных отношений, поиском общезначимых определений таких понятий, как «этническое» и «национальное» в современном межнациональном конфликте. Все эти вопросы являются предельно общими, философскими вопросами, от решения которых зависит знание и

понимание природы и особенностей возникновения и устранения

межнациональных конфликтов в современном мире.

Таким образом, избранная для диссертационной работы тема представляется актуальной для глубокого и всестороннего социально-философского анализа, как в научно-теоретическом, так и практико-политическом аспектах.

Степень разработанности темы

Изучением социальных конфликтов занимаются практически все отрасли гуманитарного знания и философия. Однако межнациональные (национальные, этнические, межэтнические, этнополитические) конфликты активно исследуются лишь в лоне этнологии, этнопсихологии, а также социологии, политологии и социальной философии, и они стали предметом пристального внимания ученых всех этих направлений научной мысли относительно недавно. Сегодня их теоретическая разработка являет собой своеобразную иллюстрацию исторического развития представлений о проблемах этносов, наций, их взаимоотношений.

Отметим, что в отличие от западной науки, отечественная наука с трудом освобождается от идеологических клише прошлых лет, что особенно очевидно при сравнении исследовательских подходов в осмыслении понятий «этнос» и «нация». Так, вектор исследований в этой области на Западе сместился с примордиалистской парадигмы к конструктивистской, но в российском научном сообществе и сегодня примордиалистский подход продолжает доминировать. Однако это отнюдь не означает, что выполненные на основе этого подхода работы, например, Ю.М. Бородая, Ю.В. Бромлея, И. В.Сталина (данное им определение нации определяло развитие национальных вопросов в России многие десятилетия), СМ. Широкогорова и др., утратили свое значение сегодня.

Конечно, изучение межнационального конфликта в рамках одной теоретической парадигмы ограничивает ученого в возможности объективной оценки всех его разновидностей. Вследствие этого возникает необходимость применения комплексного подхода в разработке национальных конфликтов. Его значение для их понимания и исследования обосновывают А.Г. Здравомыслов и В.А. Тишков . Комплексную и разностороннюю трактовку этносоциальным конфликтам наряду с ними дают также Е.В. Марков, В.В. Пименов, А.А. Празаускас, З.В. Сикевич, А Ямсков и др. Глубокий анализ межэтнических противоречий и национально-этнических проблем современности мы находим в работах Ю.В. Арутюняна, Г.С. Денисовой Л.М. Дробижевой, СЕ. Рыбакова, Ю.И. Семенова, А.А. Сусоколова, М.Ю. Тимофеева, П.А. Цыганкова и др.

Среди западных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблемы межнациональных конфликтов, следует отметить Б. Андерсона, Д. Белла, Б. Бжезинского, П. Бурдье, Э. Геллнера, Э. Смита, Э. Тоффлера, М. Фишера, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, Э. Хобсбаума, Д. Хоровитца и др. В их работах, наряду с разработкой таких ключевых понятий как, «этнос» и «нация»,

1 См., напр.: Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве М., 1999

2 Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль 1993 №4. С.8

мы находим интересные замечания о природе национализма и межнациональных столкновений. В некоторых из этих работ показываются истоки межнациональных противоречий современного общества и даются прогнозы их развития в будущем. Конечно, современные исследования межнациональных конфликтов невозможно представить и без работ П. Ван ден Берге, К. Гирца, У. Коннора, Э. Ренана, К. Реннера, П. Сорокина, внесших большой вклад в разработку национально-этнической проблематики.

Несмотря на то, что тема межнациональных конфликтов привлекает внимание многих современных исследователей и активно разрабатывается в этнологии и других областях гуманитарного знания и социальной философии, некоторые вопросы, связанные с ее изучением и требующие глубокого и всестороннего их изучения, остаются. На наш взгляд, до сих пор в науке нет систематизированного знания о сущности и соотношении межнациональных, межэтнических, национальных конфликтов, что выражается порой в полном их отождествлении. Между тем, и национальные, и этнические, а тем более межнациональные конфликты различаются как по своему содержанию, так и по условиям возникновения и развития. Соответственно, имеющиеся сегодня работы (монографии, диссертации, статьи) обходят стороной и глубинные аспекты сущности межнационального конфликта, например, не касаются вопроса о содержательном противоречии данного социального феномена. Недостаточно проанализированы в научной литературе и условия эскалации современных межнациональных конфликтов.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются национальные конфликты, а предметом - природа и специфические закономерности их появления, развития и разрешения в условиях развития современного общества.

Цель и основные задачи исследования

Целью диссертационной работы является определение природы и выявление особенностей развития современного межнационального конфликта.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

проанализировать сущность и содержание этнического и национального, их соотношение и роль в современных процессах социальной интеграции людей;

определить понятие межнационального конфликта;

- выделить и охарактеризовать основные типы межнационального
конфликта;

раскрыть причины национальных противоречий и конфликтов;

показать особенности развития современного национального конфликта;

- выявить механизмы устранения и предупреждения межнациональных
конфликтов, а также управления им.

Теоретико-методологические основы исследования

Методологической базой диссертационного исследования является, прежде всего, историко-материалистический подход к всестороннему выявлению причин и следствий, а также определению сущности и содержания межнациональных противоречий во взаимоотношениях людей. В изучении различных форм, видов национальных конфликтов и особенностей их развития в современном обществе

используются также общетеоретические методы аналогий и обобщения, сравнительный и системный анализ.

Авторский вклад и новизна результатов исследования, прежде всего, состоят в следующем:

рассмотрены и выявлены противоречивые взаимосвязи «этнического» и «национального», что позволило уточнить представления о сущности и содержании межнациональных конфликтов. Исходя из того, что этническое есть интеграция людей по социокультурным признакам, а национальное - интеграция на основе политико-правового начала, показана содержательная противоречивость понятия «межнационального конфликта», поскольку его природа раскрывает себя во взаимосвязи и взаимодействии этнического и национального, где социокультурная (этническая) компонента предшествует национальному и не исчезает в нем;

уточнено определение межнационального конфликта как особой фазы обострения на основе противоречия двух и более наций;

соотнесены и разведены понятия «межнационального», «национально-этнического» и «межэтнического» конфликтов. Определены differentia specifica каждого из них и указаны границы их использования в исследовании межнациональных противоречий;

предложена типология межнациональных конфликтов по макро-, мезо- и микросоциальным уровням протекания на основе участвующих в них субъектов и резонанса их действий в обществе;

особо выделены и охарактеризованы внутриличностный и бытовой виды проявления межнационального конфликта;

охарактеризованы методы, используемые СМК для снижения или, напротив, увеличения конфликтогенности тех или иных событий в контексте межнациональных противоречий;

показаны особенности влияния интенсивной миграции как одного из основных факторов протекания современного межнационального конфликта.

Теоретическая и практическая значимость исследования Результаты данного исследования могут быть использованы:

- при прогнозировании и разработке методов управления
межнациональными конфликтами, как в рамках национальных государств, так и
общемирового пространства;

в качестве теоретической основы для проведения исследований национальной политики и мониторинга конфликтного поля межнациональных взаимоотношений в рамках национального государства;

для дальнейшей разработки проблемы национальных конфликтов и смежных с ними вопросов в социальной философии, конфликтологии, этноконфликтологии, политологии и других научных дисциплинах;

как материал для составления лекционных курсов и спецкурсов, семинаров по социальной философии и другим общественным наукам.

Апробация работы

По теме диссертации опубликовано 4 печатные работы. Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе - преподавании курса обществознания в Центре международного образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные положения диссертации были освещены автором в выступлениях на 1) Общероссийской научно-практической конференции: «Силовое принуждение: история и современность» (Голицыно, ГПИ ФСБ РФ, 2006г.); 2) Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов: «Культурологический подход в образовании: психолого-педагогический аспект» (Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2009г.); 3) V Российском философском конгрессе: «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009 г.); 4) Международной научно-практической конференции «Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства в контексте глобализации» (Москва, ФУ при Правительстве РФ, 2010).

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Этническое и национальное: их соотношение и роль в процессе социальной интеграции индивидов

Очень часто в публицистической, да и в научной литературе термины «этническое» и «национальное» («этнос» и «нация»), а соответственно и понятия межнациональный и межэтнический конфликты употребляются как синонимы. Почему так происходит, является ли нация особой социальной общностью, никак не связанной с этносом, или это просто другое название этноса, его историческое продолжение, новая форма? Современная научная литература не всегда дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Как правило, все зависит от того, какую позицию занимает тот или иной исследователь. Некоторые же авторы вообще не заостряют на этом внимание, что приводит к терминологической путанице, затрудняющей решение проблемы межнациональных конфликтов. Учитывая, что содержание межнационального конфликта связано с существованием нации, (поскольку именно происходящие в ней процессы задают границы, условия и форму проявлений данного конфликта), а также то, что национальное развитие не возможно представить без учета этнического фактора - социокультурных особенностей ее бытия, автор считает необходимым рассмотреть содержание понятий «этнос», этническое, с одной стороны, и «нация», национальное - с другой.

В истории отечественной науки, а точнее целого свода наук1 существовало, и поныне существуют множество подходов к осмыслению феномена этничности. Наиболее распространено понимание этничности как совокупности объективных атрибутов и характеристик, свойственных этносу. В их число входят такие факторы как территория проживания, языковая принадлежность, принадлежность к религии и т.д. Примордиалистская концепция рассматривает этнос как объективно существующую реальную общность людей, а этничность характеризуют особым свойством человека, приобретаемым им в процессе, так называемой «первичной социализации», обусловленным его принадлежностью к данной общности. Сторонники примордиализма признают, что «сознание групповой принадлежности будто бы заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания»2. В рамках примордиализма существуют различные направления3. Так, авторы эволюционно -исторического (дуалистического) направления рассматривают этносы как социальные сообщества, глубинно связанные социально-историческим контекстом, и определяют их как реально существующие группы с присущими им общими чертами (признаками), отличающими их от других групп (язык, культура, осознание идентичности). Например, Ю.В. Бромлей, определил этнос (в узком смысле слова) как «исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую межпоколенную совокупность людей, обладающую не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)1. Сторонники данной точки зрения подчеркивают дуалистичность этнической природы, единство исторического и территориального начал. Важно, что авторы этого подхода обращают внимание на такой значимый элемент этничности, как этническое самосознание, которое обладает высокой степенью конфликтогенности.

Сторонники социобиологического направления интерпретируют этничность как «расширенную родственную группу» или как «расширенную форму родственного отбора и связи». Так, например, Ван ден Берге предложил понимать этничность как следствие генетической предрасположенности человека к естественному отбору (непотизму)". Несмотря на жесткую критику, внутри социобиологии и сегодня продолжают появляться теории, объясняющие природу этнического через биологические механизмы. Одной из таких теорий является теория расширенного фенотипа3. В рамках данной теории делается допущение о том, что существует групповая селекция в человеческом поведении и преобладающая над другими этническая идентичность и националистическое поведение, которые «являются выражением таких социальных репликаторов, а именно -национальных дискурсов и практик», которые и «есть те самые мемы (или еще их называют культургенами или идеологемами), передаваемые через их носителя - человека. Так осуществляется эволюция в культуре и через этот механизм объясняется и националистическая жертвенность индивидов, и даже психология массового убийства в виде геноцида»1.

Примордиалистское понимание этноса практически доминировало в мировой науке до начала 80-х гг. XX столетия. Причина такой популярности примордиализма в мире, как отмечает В. А. Тишков, объясняется доступностью данной теории обыденному сознанию2. И хотя примордиализм сегодня на Западе уже практически мало кем разделяется, он (примордиализм), по утверждению Р. Дженкинса, хотя и «в основном обыденный взгляд, но обладающий огромной силой в современном мире» . В отечественной же науке примордиализм . остается по-прежнему доминирующим направлением.

В отличие от примордиалистов сторонники конструктивистского подхода полагают, что этничность - это умозрение, которое создается для использования в определенных политических целях. При этом часто делается акцент на том, что ключевую роль в мобилизации членов этнической группы играют ее лидеры, которые нередко преследуют собственные цели, не всегда выражающие волю народа (этноса). Конструктивистское направление рассматривает этническое не как нечто данное, врожденное, а наоборот, как интеллектуальный конструкт политических лидеров .

В западной теории с 70-х годов XX века получает распространение иной подход в трактовке этнического — инструменталистский (Д. Хоровитц, Дж. Ротшильд, Э. Смит, А. Коэн, К. Янг и др.), рассматривающий этничность в качестве инструмента, используемого в борьбе за благосостояние, статус, власть. Здесь, этничность наделяется некой социальной ролью, сознательно избираемой человеком или группой под воздействием тех или иных материальных факторов.

В отличие от конструктивизма, инструменталистская трактовка этничности ориентирована не на поиск объективных оснований феномена, а на выявление тех функций, которые выполняются этнической общностью. Она исходит из положения о том, что раз этносы и этничность существуют, значит, они служат определенным целям и конкретным интересам человека в его жизни в обществе. Этничность трактуется, обычно как средство в достижении групповых интересов и мобилизации в политической борьбе. При этом уточняется, что этничность является средством в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социально-политической арене, а наблюдаемая в различных формах этническая мобилизация диктуется требованиями тех или иных материальных факторов, которые определяют социальное поведение людей . По мнению ряда исследователей, инструментализм пытается соединить в себе черты примордиализма и конструктивизма. Инструменталистская концепция чрезвычайно распространена и зачастую основывается на результатах психологических исследований.

Многочисленные версии инструментализма строятся на базе категорий «интереса», «пользы», особенно, если это затрагивает межэтнические конфликтные взаимодействия.

Типология национального конфликта

Мы полагаем, что цель современного исследования национального конфликта, в первую очередь, должна сводиться к выявлению конфликтных ситуаций и способов управления ими, их преодоления и предупреждения. Одним из шагов в реализации этой цели выступает классификация и систематизация конфликтов, которые облегчают решение практических задач, ибо позволяют видеть различные проявления национального конфликта и определять спектр возможных причин и ситуаций их обусловливающих.

Обычно все социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням. Соответственно по этим же основаниям возможна классификация и межнациональных столкновений.

Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта (взаимодействующие стороны). Выделяются пять уровней: межнациональный конфликт на интрапсихологическом уровне; национальный конфликт между отдельными личностями; между личностью и обществом; межнациональные конфликты между социальными группами; наконец, собственно межгосударственные конфликты.

Для классификации по горизонтальным уровням в основу кладут цели конфликтующих сторон или причины возникновения конфликтной ситуации. Среди них выделяют следующие три основных типа:

- национальные конфликты, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности и экономических отношений;

- национальные конфликты в сфере власти и в политической структуре общества;

- национальные конфликты в сфере духовной культуры.

Весьма продуктивной в исследовании содержания особенностей проявления национальных конфликтов может стать типология конфликтов Р. Дарендорфа. Его типология позволяет учитывать ранг каждой из сторон конфликта, национального в частности, и определять локализацию конфликта, степень его влияния в обществе. Соответственно Дарендорф выделяет: конфликт между равными; конфликт между подчиненными и господствующими; конфликт между целым обществом и его частью; а также: конфликт внутри и между исполняемыми социальными ролями людей; конфликт внутри отдельных социальных групп и между группами интересов или псевдогруппами .

Используя эти подходы к типологии современного межнационального конфликта, выделим на основе его локализации участвующих в нем субъектов и вызываемого им резонанса следующие виды:

- национальный внутриличностный конфликт - внутреннее переживание личности по поводу национального, например, поиск национальной идентификации, проблемы интеграции в инонациональное пространство и т.п.;

- межнациональный конфликт на микроуровне - это противостояние, участниками которого являются отдельные граждане и малые группы, а также спонтанно образованные группы людей, как, например, толпа стихийно втянутая в конфликт с государством;

- конфликт на мезоуровне - межгрупповое национальное противоречие (конфликт национальных движений, группировок, партий, различных общественных объединений) в рамках мировой политической системы, а также внутри государств. Такой конфликт может быть выражен противостоянием краев, областей, национальных автономий друг другу или государству;

- наконец, столкновение на макросоциальном уровне - конфликт национальных государств, различных межгосударственных союзов.

Рассмотрим каждый из представленных нами типов конфликта подробнее.

Конфликт, действующей стороной которого является не группа людей, коллективы, общности и государства, а личность со своей внутренней жизнью называется внутриличностным. Этот конфликт возникает в самом человеке «на основе сознания и самосознания, в структуру которых входит противостояние двух и более равносильных мотиваций, что воспринимается и осознается как личностная проблема, требующая своего разрешения и/или преодоления» .

Внутриличностный национальный конфликт - трудноразрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п. в человеческом сознании. Этот конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации к объективным условиям, например, существования человека в иноязычной среде или иной национальной культуре.

А. Маслоу, определяя внутриличностный конфликт как проблему выбора, предложил следующую его типологию:

- инструментальный выбор - простейший тип конфликта. Это выбор между двумя способами достижения цели, причем, что существенно, цели не очень важной. А. Маслоу подчеркивает, что такой конфликт часто остается не замеченным самим индивидом;

- выбор между двумя способами достижения базовой, жизненно важной цели;

угрожающий конфликт - выбор между двумя равноценными потребностями;

- катастрофический конфликт - отсутствие выбора, необходимость принять ситуацию как данность2.

В качестве основных видов внутриличностного конфликта выделяют также: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки. Внутриличностный национальный конфликт относится к ролевому или социально-психологическому внутриличностному противоречию, которое выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей, а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями национальной культуры, их стратегиями или смыслами жизни .

К внутриро левому, угрожающему и катастрофическому типам относится внутриличностный национальный конфликт. Суть этого конфликта, на наш взгляд, заключается в поиске национальной идентичности.

Термин «идентичность» происходит от лат. «identitas» - тождество, «тот же самый», «тождественность». В понятие идентичность входят также понятия идентификация и «самоидентификация» (отождествление) . Идентичность - это не просто внутренняя приверженность людей определенной группе или культуре, но действительная принадлежность к ней и отождествление себя с неким сообществом. Помимо субъективных оснований для отнесения себя к той или иной группе существует еще и объективные составляющие, оказывающие непосредственное влияние на человека в вопросе формирования его идентичности.

Еще 3. Фрейд обратил внимание на значение понятия «идентичность» в психологии личности. В массах, как считает Фрейд, действует самая ранняя и первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация, под которой понимается сознательное или неосознанное отождествление индивида с другим лицом1.

Концепция идентичности личности занимает одно из центральных мест в социальной теории Э. Эриксона. Он связывал идентификацию с переживанием индивидом себя как целого и определял ее как длящееся внутреннее равенство с собой в непрерывности самопереживаний индивида. Чувство идентичности, согласно Э. Эриксону, «обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно. Оно рождается путем постепенной интеграции всех идентификаций, то есть всех социально значимых моделей, привычек, черт характера, занятий, идеалов реальных или вымышленных людей того или другого пола. Появляющаяся идентичность соединяет мостом стадии ранней взрослости, когда множество социальных ролей становятся доступными» . Идентичность характеризуется следующими признаками: ею могут обладать как индивиды, так и группы, при этом первые могут приобрести ее только в группах. Идентичность множественна, то есть индивиды и группы (хотя и в меньшей степени) могут обладать множественными идентичностями.

Причины межнациональных противоречий и конфликтов

Важнейшая теоретическая проблема национальных конфликтов -выявление их глубинных причин, что имеет практическое значение, так как без знания причин конфликта сложно найти пути его разрешения.

Причины национального конфликта многообразны. Обычно вычленяют исторические, политические, экономические, религиозные, культурные, социально-психологические, геополитические и иные причины и факторы межнациональных конфликтов. Все они тесно переплетены между собой.

Так, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов указывают на три основных фактора возникновения межнационального конфликта:

- первый связан с уровнем национального самосознания, который может быть адекватным, заниженным или завышенным. Неадекватный уровень способствует появлению шовинистических и националистических устремлений1;

- второй фактор - наличие в обществе критической массы проблем, оказывающих влияние на все стороны национального бытия (кризисные общества или общества переходного периода);

- третий - это наличие политической силы, использующей в борьбе первые два фактора".

Соглашаясь с этими положениями, отметим также и то, что межнациональные конфликты являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушения соглашений, разрыва (дисгармонизации) социальных отношений и связей между людьми. Безусловно, указанные нами следствия можно экстраполировать и на другие виды социальных конфликтов. Отличие межнациональных конфликтов заключается в их предмете и предметном поле столкновений разных субъектов, которые здесь определяются национальным фактором - их положением и особенностями взаимоотношений с другими нациями, народами (этносами), обостряющимися на фоне общего социально-политического и/или экономического, и/или культурного кризисов.

Именно поэтому, на наш взгляд, всегда существуют три блока «вечных» конфликтогенных факторов, которые, всегда осознанны и обоснованы - это конфликт из-за власти, по поводу ресурсов и идеальных ценностей (жизненных установок). Соответственно, все известные развернутые классификации причин национальных конфликтов можно редуцировать к ним.

Причины любого явления можно разделить на объективные и субъективные. К объективным причинам межнационального конфликта относятся исторические, экономические, социально-политические, идейные (религиозные), а субъективные причины связаны с психологическими переживаниями объективной реальности отдельной личностью (убеждения, интересы, идеи и т.п.).

С уверенностью можно утверждать, что современные межнациональные конфликты имеют долгую историю. Так, некоторые конфликты, вспыхнувшие в конце XIX века, перманентно возобновляются и поныне. Например, курдское национальное движение. Уже на конференции в Версале по итогам 1-й мировой войны представители курдов требовали национальной независимости, но ее нет и сегодня, а, следовательно, не исчезли и причины конфликта. Взаимная вражда балканских народов не раз была источником бурь в Европе. С созданием в начале XX в. англичанами в Палестине еврейского поселения возник конфликт между арабами и евреями, продолжающийся по сей день.

Обособление наций в самостоятельные государственные образования является выражением исторической тенденции. Распад могущественных империй (Османская, Австро-Венгерская, Британское содружество наций, Португалия, Франция и др.), почти всегда сопровождающийся вооруженными конфликтами различной интенсивности, есть одно из следствий национально-освободительного движения угнетенных наций.

Противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных государств. Достаточно вспомнить острейший конфликт, возникший между Индией и Пакистаном сразу же после объявления их независимости от Лондона, или конфликт на территории бывшей Югославии, толчком для которого стал распад федерального государства. Советский Союз также не стал исключением.

Резкий всплеск национального самосознания в СССР, начиная, по меньшей мере, с 1987 был обусловлен стремлением малых народов восстановить свои права, такие, как преподавание на родном языке в школах, право создавать этнические общины в местах рассеянного поселения, возвращения в родные места и т.п. Причиной этого стала национальная политика СССР, закрывавшая глаза на наличие потенциальных конфликтогенных регионов и тем самым поощрявшая рост межнационального напряжения. Спусковым механизмом для роста национального самосознания стал политический курс либерализации советского государства, выбранный М.С. Горбачевым, в частности, провозглашенная им гласность, которая позволила многим «малым народам» заявить о себе и своих правах. Все это привело к активной националистической борьбе и этническим войнам.

Несомненно, что факт присоединения Ингушетии, Чечни к России, вообще история покорения Кавказа, является одной из причин, например, осетино-ингушского и чеченского конфликтов. Однако при оценке значимости этой причины необходимо видеть разницу между национальной политикой царского правительства и национальной политикой, проводимой в СССР. Интересно, что революция 1917 г. не привнесла особых изменений в национальную политику России. Так, в дореволюционной России этнические проблемы регулировались через два главных механизма: во-первых, через губернскую систему управления, заранее лишавшую этносы политической субъектности, а, во-вторых, через этнические взаимоотношения отдельных личностей и государства, которые регулировались на основе принципа их вероисповедания. Наряду с общегражданской и сословной идентичностью существовала и конфессиональная (православный, католик, иудей и т.п.). Вероисповедание нередко воспринималось как национальность, например, по отношению к подданным Российской империи «католик» почти всегда означало «поляк». Российское государство приветствовало и поддерживало крещение иноверцев, стимулируя формирование метаэтнического христианизированного русскоязычного имперского пространства. Столь же усиленно поощрялся переход инословных христиан (т.е. католиков и протестантов) в православие.

В обиходном словоупотреблении инородцами назывались все российские подданные нерусского, украинского и белорусского происхождения. Но в строго юридическом смысле государство относило к инородцам тринадцать этнических категорий. Татары и мордва, например, не принадлежали к ним, равно как и латыши, литовцы, эстонцы. Очевидно, чтобы этнос не попал в категорию инородцев, должен был совпасть один из двух критериев: цивилизованной близости (как с жителями западных окраин империи) или исторической давности включения в Россию (как с татарами).

Национальная политика царской России характеризовалась диктатом и экспансией по отношению к нетитульным нациям и выражалась дискриминацией - ограничением передвижения, экономической деятельности (торговли) и т.п. Единственным и важнейшем отличием политики СССР является тот факт, что в Конституции СССР было прописано право нации на самоопределение, однако оно существовало номинально. На практике же большинство попыток какой-либо нации, входящей в состав СССР, заявить о себе, жестоко пресекались. Следствием национальной политики, проводимой в СССР, явилось возникновение целого комплекса причин, порождающих сегодня межнациональные конфликты. Например, борьба, развернувшаяся сейчас вокруг богатых ресурсами земель, в границах бывшего советского государства имеет долгую историю. При образовании СССР и утверждении его конституциями (1924 и 1936 года) было произведено административно-территориальное деление, в том числе национальное районирование страны, по идеологическим основаниям. Например, аграрные территории присоединялись к промышленным1 (так был присоединен Карабах к Азербайджану), исторически конфликтующие этносы (Грузия и Абхазия) объединялись с целью примирения, «непокорные» народы насильственно переселялись (Чечня). Вследствие такого деления были разрушены границы многих гомогенных этнических поселений, а так называемые национальные автономии были искусственно составлены из различных этнических групп, пребывавших до этого (преимущественно) в состоянии затяжной войны.

Такая многолетняя политика оставила четыре основных пласта причин межнациональных конфликтов: политический, экономический, социально-культурный и социально-психологический.

Проблемы управления межнациональным конфликтом

Любой разговор о конфликтах с неизбежностью приводит нас к вопросу о возможности их преодоления. Весь смысл определения природы и причин конфликтов, их классификации заключается в том, чтобы найти эффективный способ их устранения в межнациональных отношениях людей. Поскольку конфликт есть закономерное явление общественной жизни, появляющееся в результате определенных объективных условий рассогласования социальных отношений, постольку для сохранения социальной стабильности необходимо устранить этот дисбаланс в отношениях людей. Это значит, что любой возникший национальный конфликт и особенно назревающая конфликтная ситуация во взаимоотношениях людей разных национальностей не могут быть оставлены без внимания (пущены на самотек), они нуждается в управлении.

Как известно, управление, если говорить о нем в предельно общем виде, - это процесс приведения системы в заданное состояние. Следовательно, управление всегда есть совокупность целенаправленных действий по преобразованию или обеспечению движения той или иной общественной системы или отдельного ее института к определенной цели. В условиях межнационального конфликта управление - это процесс регулирования отношений противоборствующих сторон, их примирение, а также устранение или нейтрализация тех причин, которые обусловили конфликтную ситуацию. На практике управление сводится к поиску методов по предупреждению, разрешению и устранению конфликта. При этом о предупреждении и регулировании конфликта мы говорим, во-первых, тогда, когда с помощью ряда мер устраняются существенные различия в отношениях сторон, сглаживаются или разрешаются противоречия; во-вторых, когда социальными субъектами не просто осознается факт наличия противоречий, а когда ими самостоятельно и/или с помощью посредников разрабатывается стратегия ухода от конфликтной ситуации, через ее всесторонний анализ и осуществляется прогнозирование возможных последствии в случае эскалации конфликта .

Устранение, нейтрализация конфликта - это по существу снятие причин противоречий, полное уничтожение одной из сторон конфликта, или перерастание одного конфликта в другой.

Управление любыми, в том числе и национальными конфликтами, подчиняется определенным правилам как на стадии усиления различий во взглядах и оценках сторон на противоречивые ситуации действительности, так и на стадии скрытой или открытой конфронтации или их прямого столкновения. От эффективности управления конфликтом зависит масштаб дисфункциональных последствий, преодоление или сохранение причин конфликта, возможность последующих конфликтов.

Преимущество управления конфликтом состоит, прежде всего, в том, что развитие противостояний может сдерживаться, благодаря выбору и постановке конкретных целей упреждения противостояний, поиску определенных способов их достижения. Именно поэтому управлять национальным конфликтом значит, прежде всего, предупреждать возникающие трения, сдерживать их накал, не допускать эскалации столкновений конфликтующих сторон и разрастания числа их участников.

Естественно управление конфликтом не всегда приводит к его разрешению, ибо разрешить конфликт, значит, устранить причины конфликтной ситуации. Межнациональный конфликт часто кажется неразрешимым, а поэтому многие люди считают, что нельзя устранить абсолютно весь спектр причин его вызывающих, например исторические причины, а также национальное/этническое самосознание с его противопоставлением на «Мы и Они». Однако конфликтная ситуация все равно требует того или иного разрешения, и ею необходимо управлять. В этом случае общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:

- признать существование конфликта (иногда конфликт существует скрыто, уже давно, люди страдают, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия па другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации часто не происходит);

- определить возможность переговоров (с посредником или без него и выбор посредника, равно устраивающим обе конфликтующие стороны)1;

- выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта;

- определить позиции сторон и точки предельного разногласия и возможного сближения позиций субъектов конфликта;

- разработать варианты решений и наметить совместные пути к их осуществлению;

- принять согласованное решение и осуществить его на практике.

Отметим, что иногда уже само стремление управлять конфликтом косвенно (или не намеренно) приводит к его разрешению.

Существует достаточно , много способов управления конфликтами. Современная наука предлагает целый спектр универсальных способов для предупреждения и управления конфликтной ситуацией. Условно их можно разделить на политико-правовые, экономические и психолого-педагогические.

К политико-правовым методам мы относим внутригосударственные и международные, политические и правовые способы регуляции конфликтов, в частности дипломатию как важнейший институт решения вопросов на межгосударственном уровне. Все эти регуляторы закреплены в различных правовых актах, соглашениях и других политико-правовых документах, включая конституцию.

Экономическими способами регулирования межнациональных отношений являются предоставление кредита, экспорт товара по льготным ценам, снижение таможенных пошлин или противоположные действия, применение экономических санкций, вплоть до ввода эмбарго.

Под психолого-педагогическими мерами преодоления конфликта мы понимаем собственно методы регуляции внутриличностиых конфликтов, а также методы формирования сознания людей, их восприятия.

Условность данной демаркации видов регуляции национальных конфликтов детерминирована тем, что в реальности ни один из них не существует отдельно. Любое политическое решение всегда находится в правовом поле. Это решение должно быть выверено исходя из экономических интересов страны, и с позиций его психологического восприятия людьми (например, политика запугивания и наоборот, добрососедства, могут влиять на отношение граждан к тому или иному народу) равно как воспитание способствует формированию в обществе определенных этических норм.

Способы преодоления конфликта можно разделить также на ненасильственные (переговоры, психологическое и идеологическое воздействие, экономические санкции, голодовки, митинги) и насильственные1 (в первую очередь к ним относятся методы военизированного вмешательства в конфликт).

Похожие диссертации на Современный межнациональный конфликт : природа и особенности развития