Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ Константинов Петр Анатольевич

Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ
<
Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Константинов Петр Анатольевич. Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Константинов Петр Анатольевич; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2010.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/360

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы философского исследования Интернет-сообществ 12

1. Основания теоретического анализа 12

2. Основные определения и формы существования 39

3. Основания анализа Интернет-сообществ 70

Глава 2. Философские аспекты функционирования Интернет-сообществ 91

1. Источники и принципы формирования Интернет-сообществ 91

2. Социализация пользователей в Интернет-сообществах 114

3. Способы и средства социальной регуляции Интернет-сообществ 133

Заключение 162

Литература 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Новые информационно-коммуникационные сети существенно изменяют
жизнь современного общества. Апофеозом всей совокупности достижений
информационно-коммуникационного прогресса и уникальным

социокультурным явлением, в результате которого социальные группы получили возможность ставить пред собой и разрешать новые и может быть более масштабные задачи, требующим философского анализа, стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Этот анализ тем более важен в условиях современных процессов глобализации, кардинально изменяющих социальное бытие человечества. Интернет активно включился в жизнь общества и за сравнительно небольшой срок своего существования оказался задействованным во всех его сферах.

Современные информационные компьютерные сети изменяют характер работы человека, его социальные связи, организационные формы осуществления социальных взаимодействий и сами социальные отношения. При этом социальная система глобальной компьютерной сети быстро прошла путь от примитивных структур к развитым, дифференцированным сообществам. В новой коммуникативной среде социальные группы участников сетевых сообществ выступают как новые социальные общности и реальность. Одновременно, с этим, наблюдается и влияние появившихся сетевых архетипов на формирование гражданского общества. Без изучения социальной системы, в которую входят сообщества пользователей Интернета, Моделирования социальных взаимодействий в этих социальных структурах, исследование формирования информационного общества, разработка норм и правил, регулирующих процессы функционирования Интернет-сообществ, возможно на основе изучения социальной системы, в которую входят сообщества пользователей Интернета. Изучение того, по каким принципам и законам развиваются социальные отношения в Интернете, позволит прогнозировать влияние информационных компьютерных сетей на жизнь людей. Диссертант считает, что это новое и перспективное направление исследований находится пока в стадии становления и в философском отношении эта тематика изучена явно недостаточно.

Современные исследователи в вопросах анализа и прогнозирования процессов, происходящих в Интернет-сообществах, не успевают за динамично изменяющимися компьютерными сетями, влияющими на форму среды общения. Философское изучение необходимо для выявления дискурса в пространстве Интернета и его социальных последствий, затрагивающих этические, зачастую противоречивые моральные, политические и культурные проблемы.

Проблема соотношения технического прогресса и прогресса гуманитарного остается актуальной и в наше время и требует философского анализа в условиях движения России к «информационному обществу». Новые информационные сети и, в частности, Интернет являются объектом исследования «философии глобальных проблем». Интернет делает доступной любую информацию, возможно, не улучшая её качество и не способствуя

развитию культуры. Тем не менее, Интернет создает необходимые условия для эффективного и динамичного развития отдельных Интернет-сообществ. В то же время, Интернет может усиливать социально опасные явления современной жизни, увеличивая, например, коммуникацию людей, сектантов и тоталитарных сект, спецслужб, преступников.

Актуальность данной темы исследования возрастает в связи с тем, что многие негативные тенденции и проблемы функционирования Интернет-сообществ остаются малоизученными. Это касается проблемы влияния на общество социальных взаимодействий, возникающих в Интернет-сообществах, на общество, на социальные институты. Отдельные исследователи устанавливают связь между Интернет-зависимостью и депрессией, суицидом. Исследования, проведенные в США, выявили влияние пребывания подростков на порно-сайтах на негативное изменение их социальных норм. В течение года наблюдались 6 тысяч подростков, постоянно смотрящих порнографию. Исследования показали, что посетители этих сайтов несут огромную социальную опасность. Выяснилось, что тяга к просмотру в сети Интернет "фильмов для взрослых" прямо пропорциональна алкозависимости, росту девиантного поведения подростков. Преодолев в себе социальное табу на просмотр порно, человек готов отказаться и от других общественных запретов, что приводит его к алкоголизму, наркомании и преступной деятельности.

На сегодняшний день, в условиях глобализации, весьма актуальна проблема сохранения национального информационного пространства. Ее решение возможно при условии понимания обществом важности следования традициям своих стран в информационной сфере. Особое значение имеет понимание обществом того, что социальные процессы в Интернете общественное знакчение и могут влиять на само государственное устройство, и переустройство, тех стран, в которых они развиваются. Отдельные государства, понимая и важность, и опасность такого влияния, принимают решения о превентивных мерах. Так, например, в США в 2009 году созданы кибервойска, с определением в качестве поля боя - информационной среды. Эти, а также многие другие современные проблемы обусловили актуальность исследования социально-философских аспектов Интернет-сообществ.

Характеристика степени разработанности проблемы.

Вопросы влияния информационно-коммуникационных технологий на организацию жизни общества анализируется в работах М. О. Тоффлера, Д. Белла, X. Инниса, М. Маклюэна, М. Кастельса, А.И. Ракитова, М. Пората, И.С. Мелюхина, А.Н. Ефимова, Н.В. Чудовой, М.А. Евлампиевой, Н.А. Рахимовой.

Вопросам форм организации социальных структур в Интернете, исследованию гуманитарных вопросов сети Интернет посвящены работы А.Б. Антопольского, Д. Ю. Барашкина, К. Бахманна, И. Л. Бачило, Н.В. Борисова, СВ. Бондаренко, Е.Л. Вартановой, Г.С. Вовк, А.А. Водолагина, А.Е. Войскунского, Н.В. Громыко, Л.М. Земляновой, А.А. Зубрилина, А.Н. Кочетова, С. Ю. Кузнецова, К. Майнцера, Д.С. Пополова, А.В. Прохорова, В.М. Розина, А.С. Русина, М.Л. Сальникова, В.П. Терина, С.Г. Туронока, А.В. Чугунова.

На исследование философских и социальных аспектов развития сети Интернет направлены исследования О.С. Кордобовского, С.Д. Политыко, А.И. Левина, Б.В. Маркова, Г.Л. Смоляна

Анализ и методы исследования социальных аспектов сети Интернет отношении теоретических разработок функционирования сообществ изучаются в работах Б.Уэллмана, Н. Негропонте, Г. Рейнгольда, П. Коллока, Л. Гурака, С. Кайзлера, М. Гулайя, Л. Спрэлла, Н. Бэйма, С. Хэрринга и др. Проблемы информационной реальности и типов общества глубоко исследованы Н.М. Чуриновым.

Особенности принципов социального формирования Интернет-среды исследуются в работах О.В. Смысловой, Д. и М. Букиных, М. Бабаева, К. Касперски, А. Москалюка, А.В. Петровского, М. Кастельса, В.А. Емелина, Н.А. Носова, Д.В. Галкина, А.Е. Войскунского, О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина и

др.

Социальные аспекты Интернета раскрыты в работах О.С. Кордобовского, С.Д. Политыко, А.И. Левина, Б.В. Маркова, Г.Л. Смоляна, Л.В. Лескова, В.А. Мельянцева, Л.А. Мясникова, СИ. Паринов, Ю.В. Шишков и др.

Аспекты социальной регулирования в среде Интернет изучаются в работах Бобровского СИ., Бондаренко СВ., Бралиева Н.Б., Ваганова А.Г., Паринова СИ., Патаракина Е.Д., Перфильева Ю.Ю, Маклюэна, О. Тоффлера, М.Кастельса, В.А. Ачкасова, А.В. Чугунова, Ю.В. Яковца, Д.В. Иванова, Е.В. Лобза, А.В. Михеева, Ю.С Попкова и др.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию Интернета и его роли в социальных процессах, остаются недостаточно изученными проблемы относительно недавно появившихся и быстро развивающихся Интернет-сообществ. Почти не исследованы вопросы генезиса Интернет-сообществ, мало изучены вопросы социальных последствий их функционирования и влияния на общество. Все это предопределяет необходимость специального социально-философского анализа уже выявленных тенденций становления и развития социальных образований в сети Интернет.

Объектом диссертационного исследования являются социальные процессы, сопровождающие функционирование и развитие Интернета и возникшие на их основе Интернет-сообщества.

Предметом исследования являются социально-философские аспекты функционирования и развития Интернет-сообществ.

Цель диссертационного исследования - изучить философское содержание функционирующих Интернет-сообществ, как специфических форм социальной реальности.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующие исследовательские задачи:

  1. Показать основные формы функционирования Интернет-сообществ.

  2. Выявить базовые основания анализа Интернет-сообществ.

3. Исследовать источники и принципы формирования Интернет-
сообществ.

  1. Проанализировать процессы социализации пользователей в Интернет-сообществах.

  2. Установить основные способы и средства социальной регуляции Интернет-сообществ.

Методологическую основу исследования составили философские методы и принципы познания: принцип отражения, принцип конкретности исследования и принцип системности. Принцип диалектического единства структуры и функции применен для анализа Интернета как средства коммуникации. На основе принципа взаимосвязи анализируется Интернет как отражение и проявление общественных процессов, и Интернет как фактор, влияющий на общественные процессы.

Особое место в исследовании социальной структуры Интернет-сообществ занимают принципы деятельности, принцип развития и принцип системности. Применены идеи системного подхода, а также функциональный подход, в центре внимания которых взаимозависимость элементов и системы, уровневость системной организации функций. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных методов познания: анализа и синтеза, а также на основе положений и выводов, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

  1. Показано, что Интернет-сообщества образуют социальную систему, основными свойствами которой являются: наличие членов сообщества и норм, которых они должны придерживаться, стремление к интеграции действий и интересов членов Интернет-сообщества. Понятия «пользователь сети Интернет» и «участник Интернет-сообщества» различны, поскольку пользователь ограничивает свое присутствие процессами поиска информации, обмена корреспонденцией, не участвуя в процессах взаимодействия, происходящих в Интернет-сообществах.

  2. Установлено, что следует выделять два типа функционирования Интернет-сообществ:

Первый тип (индивидуальный) - это Интернет-сообщества создавшиеся стихийно, как правило, для удовлетворения индивидуальных или неопределенных, интересов и потребностей входящего в сообщества индивидуума, без определенных целей саморазвития.

Второй тип (деятельный) - это сообщества созданные деятельными личностями сообщества, для коллективного творчества, удовлетворения целевых потребностей в новых знаниях, информации.

3. Показано, что формирование и функционирование Интернет-
сообществ происходит на основе диалектики формы и содержания,
определяющих эволюцию развития Интернета: изменение формы определяет
наполнение содержания, и содержание определяет эволюцию формы. Процесс
возникновения Интернет-сообществ включает несколько этапов: создается
программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, после чего
на ресурсе появляются пользователи, в результате взаимодействия которых
возникает сообщество.

  1. Доказано, что при анлизе источников и факторов развития Интернет-сообществ требуется исходить из приоритета коммуникативной мотивации и уровня социализации участников Интернет-сообщества, с учетом особенностей типа общества.

  2. Выявлено, что социализацией в Интернете является процесс вхождения пользователя в социокультурную среду Интернет-сообщества через усвоение социальных ценностей и норм, а также технологий коммуникации и элементов информационной культуры. Показано, что в Интернет-сообществах социализация ориентирована на признание пользователем общих ценностных моделей, благодаря чему в его сознании формируется единство взаимно ориентированных общих ценностей. В ходе коммуникативных практик, осуществляемых на регулярной основе, участники сообщества выстраивают коллективную идентичность.

  1. Доказано, что социальные нормы являются отражением стремления пользователей, нацеленных на достижение конечного результата, обеспечить непрерывность взаимодействий с другими участниками сообщества. Разнообразие существующих в Интернете этических норм подразумевает такой порядок формирования норм сетевой этики, в соответствии с которым социальные нормы, отражая коммуникативный опыт, накопленный в коллективной памяти сообщества, должны появляться в результате дискуссии пользователей, обсуждающих конкретные ситуации межличностных и межгрупповых конфликтов.

  2. Выявлено, что социальный контроль может осуществляться как в рамках процедур саморегулирования сообществ, так и под воздействием традиционных социальных институтов, в числе которых государственные структуры занимают ведущее место. В зависимости от типа общества социальный контроль может быть в значительной степени снижен стихийным развитием Интернет-сообществ.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе исследуются актуальные проблемы, влияющие на развитие современного общества в связи с глобальным развитием сети Интернет. Изучение этих проблем создает предпосылки для их практического применения или преодоления. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании основного курса философии, истории и философии науки, социологии, психологии, информатики, в разработке спецкурсов по философии техники, информатике, информационной безопасности. Результаты, полученные диссертантом, могут найти применение в дальнейших исследованиях социально-философских проблем развития Интернет-сообществ и перспектив глобальной информационной компьютерной сети Интернет.

Материалы диссертационного исследования могут быть применены для дальнейшего изучения функционирования Интернет-сообществ, для анализа развития сетевой компьютерной среды и ее взаимовлияния на различные сферы общества. Результаты работы могут быть использованы в прикладных исследованиях социально-психологических характеристик участников

Интернет-сообществ. Типизация участников Интернет-сообществ по степени включенности имеет значение для создания системы медиаобразования, в том числе и системы среднего образования. Проведенный в работе анализ функционировании Интернет-сообществ может быть полезен для создания системы профилактики интернет-зависимости.

Апробация результатов исследования. Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде всероссийских и региональных научных форумов: на всероссийской научно-практической конференции «Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов» (Москва, октябрь 2008), на всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарное образование-основа формирования культуры российского общества» (Кемерово, апрель 2009), на международной научно-практической конференции «Борьба с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, март 2009).

Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социальной работы и социологии Сибирского государственного технологического университета и на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева,

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка цитируемой литературы.

Основания теоретического анализа

Они преобразуют и сам характер общественных отношений, способствуя появлению новых социальных общностей. В киберпространстве сформировались сообщества людей, проживающих, иной раз, на большом расстоянии друг от друга, но объединенных общими интересами, различными житейскими проблемами и ситуациями. Эти сообщества возникают и исчезают, становятся потенциальными или вновь актуализируются. На месте распадающихся структур возникают новые группы и структуры, образующиеся по разным основаниям, отличающиеся по степени сплоченности, устойчивости, продолжительности существования. Пользователи Интернета, входящие в них, объединены общими настроениями, взглядами, отношением к тем или иным социальным институтам.

Возникая спонтанно, а иногда под влиянием тех или иных лидеров и различных структур, в том числе органов власти, эти виртуальные сообщества не ограничиваются лишь общением. Они изменяют облик социальных и политических дебатов по весьма широкому кругу вопросов. Наряду с этим, используя методологию «флешмобов» (спонтанно возникающих с использованием информационных технологий временных объединений людей) и превращаясь в сообщества действия и развития, они оказывают подчас сокрушительное влияние на социальные процессы. Информационные технологии и, прежде всего, Интернет наделили виртуальные сообщества громадными возможностями. По сути, наряду с традиционным, обыденным пространством, сформировалось виртуальное пространство человеческой жизнедеятельности. Проникая во все сферы человеческой активности, Интернет-сообщества, которые еще несколько лет назад существовали в виде виртуальных форумов и представляли всего лишь «дискуссионные залы», превратились в настоящее время в реальные очаги человеческой жизнедеятельности. Группируясь вокруг специализированных порталов, эти сообщества по-новому организуют все большее число различных сторон жизни человека, начиная от воспитания детей и заканчивая ремонтом автомобилей.

С точки зрения бизнеса, Интернет-сообщества уникальны тем, что, будучи однажды «раскрученными», они в дальнейшем развиваются самостоятельно и требуют минимальных вложений со стороны организатора. Единственным ресурсом, необходимым для поддержания виртуального сообщества, оказывается только собственно коммуникация. Пользователи, заинтересованные в поддержании той или иной формы общения или вида жизнедеятельности, сами развивают этот проект, и он становится для них, нередко основным способом социальной активности. Кроме того, сообщество обладает свойством саморасшпрения: его участники сами привлекают новых посетителей.

Очень распространены в Интернет профессиональные виртуальные сообщества. Очевидно, что во времена, когда вопросы оптимизации, планирования рабочего времени и обмена опытом становятся одним из факторов социальной жизнедеятельности, существование таких сообществ - вещь абсолютно незаменимая. Ситуация, когда несколько сотен профессионалов могут в непринужденной обстановке пообщаться на соответствующие темы и решить конкретные задачи, в реальной жизни практически невозможна. В условиях Интернет-сообщества, построенного по профессиональному признаку, это можно делать хоть каждый день. Именно поэтому такие сообщества имеют почти стопроцентно устойчивую аудиторию. Для участия в таких сообществах, как правило, требуется регистрация, включающая не только полное имя, но и иные информационные параметры, вплоть до домашнего адреса и телефона. Однако и набор услуг, предоставляемых посетителю на сайтах этих сообществ, гораздо разнообразнее.

Высокая социальная активность Интернет-сообществ объясняется, по нашему мнению, не только тем, что в их основе лежат коммуникативные процессы, в которых различные группы, структуры и социальные институты рассматриваются в качестве «сцепленных». Главное, что эта «сцепленная» инфраструктура становится основанием формирующейся сети различных видов социальной активности и взаимодействия. Сеть социальных взаимодействий состоит из социальных субъектов и процедур взаимосвязей между ними. В качестве субъектов могут выступать индивиды, социальные группы, организации. А под связями понимаются не только коммуникационные обмены, но реальные взаимодействия. Другими словами, виртуальные сообщества, так называемых, «communities» (в русском языке этому термину наиболее соответствует понятие «общинного», или местного сообщества), оказываются реальным предметом исследования.

Понятие «сообщество» (community) претерпело существенную трансформацию: от описания географической близости и родственных отношений до характеристики структурной общности взаимодействующих в рамках социальных сетей индивидов. Следовательно, без осознания процессов трансформации философского знания невозможно понять современное смысловое наполнение дефиниции «сообщество». Вот почему начнем с исторического экскурса и после этого перейдем к рассмотрению характерных для Интернет-сообществ качеств и предложим авторскую трактовку понятия, разработанную на основе анализа предложенных другими дефиниций.

Сообщество — это совокупность связей между людьми, имеющих что-то общее - цели, социальные установки и ценности, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства жизни. Основой сообщества является общение между людьми. Единого определения того, что есть сообщество, не существует. Для разных людей это понятие означает различные вещи. Очень не просто подобрать определение, которое удовлетворяло бы всех. Более того, определениям свойственно меняться со временем. В английский язык слово «community» попадает из латинского языка в 14 веке и вначале используется для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. С 17

Основания анализа Интернет-сообществ

Как уже доказывалось в предыдущем параграфе, сообщество - это не просто множество людей, общающихся между собой, как и Интернет-сообщество - не только множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет. Интернет-сообщество — это группа людей со сходными интересами, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность в основном через Интернет. Компьютерная сеть, сеть документов и программное обеспечение связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке, можно только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов.

Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых, в Интернете легче найти людей со схожими взглядами, во-вторых, знакомство и общение в Интернете происходит намного легче, т. к. человек чувствует себя более комфортно и расслабленно. Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества Интернет-сообществ. Кроме того, технологии, с помощью которых создаются сообщества (веб-форумы, блоги, вики, чаты, списки рассылки и т.п.) просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество.

Социально-философский анализ Интернет-сообществ необходимо продолжить упоминанием точек зрения, отрицающих само существование анализируемого социального феномена. Американские социологи Дж. Бениджер и Л. Хэрезм утверждали, что виртуальные сообщества являются всего лишь «псевдосообществами» [143,Р. 352-371; 163, Р. 3-14]. Указанная точка зрения получила достаточно широкое распространение. Некоторые авторы, признавая тот факт, что электронная связь «делает отношения возможными и облегчает их установление... тем не менее делает это в ограниченной форме и с ограниченными возможностями, тем самым сообщества, сформированные в сети Интернет... являются второразрядной формой сообществ» [160, Р. 145].

Продолжая эту мысль, М. Ричардсон высказывал убеждение в том, что «взаимодействие с технологией может дать только иллюзию близости» [184, Р. 156]. Некоторые авторы, в частности М. МакЛахлан, К. Осборн и К. Смит, писали о том, что виртуальные сетевые сообщества необходимо рассматривать не больше чем метафору [176, Р.90-111]. Аналогичной точки зрения придерживались популяризаторы электронного бизнеса Л. Кантер и М. Зигель, которые без тени сомнения заявляли: «Важно понять, что сообщество киберпространства - никакое не сообщество. Это всего лишь просто огромная и гетерогенная группа людей, обращающихся к сети Интернет исходя из бесконечно разнообразных причин» [148,Р.187]. В отношении указанных авторов можно наблюдать пример того, как личные интересы исследователей перевешивают необходимость соблюдения непредвзятости при формулировке тех или иных выводов. Дело в том, что Зигель и Кэнтор, организовав одну из первых рассылок спама, своими действиями в 1993 г. спровоцировали массовые акции протеста пользователей компьютерных сетей, за что их обвинили в нарушении этических норм функционирования сообществ. То есть еще за год до выхода из печати своей книги они на практике испытали реальность существования как самих сообществ, так и неформальных норм, которыми руководствовались пользователи. Таким образом, в отрицании сообществ мы видим последствия пережитой психологической травмы, а не научную объективность. Исследователь из Скандинавии Т. Эриксон критиковал использование метафоры «сообщество» в качестве обобщенного описания коммуникационных процессов в компьютерных сетях. В своей работе он приводил ряд примеров, исходя из которых утверждал, что такие фундаментальные аспекты сообщества, как членство, общедоступность, объединение, практически не проявляются [155, Р. 223-300]. Соответственно, с такой точки зрения становится бессмысленным даже использование термина «сообщества».

Цитировавшиеся публикации относятся к ранним периодам становления Интернета. Точку в научных спорах о том, существуют или нет в киберпространстве сообщества, поставила многолетняя практика социальных взаимодействий. Многочисленные дебаты в академических кругах, в ходе которых обсуждался принципиальный вопрос о возможности существования Интернет-сообществ, привели академических исследователей к однозначному выводу: подобные сообщества являются сложным социальным феноменом. Исследователями неоднократно делались попытки выявления типического в деятельности Интернет-сообществ. Представим краткий обзор существующих трактовок: - «Социальные агрегации, которые появляются в сети в тех случаях, когда достаточно много людей достаточно долго осуществляют публичные дискуссии, в ходе которых формируются межличностные отношения в киберпространстве» [183].

«Виртуальная публика, которая символически находится в пространствах компьютерно опосредованной коммуникации, существование которых относительно прозрачно и открыто и которые позволяют группам индивидов следить и вносить свои вклад в компьютерно опосредованные межперсональные интеракции» [169].

Социализация пользователей в Интернет-сообществах

Причины возникновения социальных групп в сети можно сформулировать так: достижение индивидуальных целей становится возможным только через создание группы. Каких индивидуальных целей? Как правило, большей частью — интересного или полезного общения. Так как одному общаться довольно затруднительно, организуется группа. Эти группы не имеют некой внешней по отношению к самой группе цели. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов, и не более того. Как только участники группы «исчерпывают» друг друга, группа распадается. Все это, естественно, не относится к сетевым сообществам, имеющим внешнюю по отношению к группе цель — группам дистанционного обучения, различным коммерческим структурам, осуществляющим деятельность посредством сети и т.п. Можно сказать, что подобной же «группой в себе» является любая неформальная социальная группа, а их хватает и в реальной жизни — к примеру, те же самые дружеские компании. Однако в реальной жизни такие группы часто оказываются весьма стабильными, существуют много лет и, тем не менее, не исчерпывают друг друга. Почему этого не происходит в сетевых социумах?

Специфика сетевого общения: отсутствие телесности приводит к тому, что возможности презентации себя у человека в Интернете крайне ограничены, человек может быть представлен только через текст. Естественно, при столь бедных средствах человек исчерпывается гораздо быстрее. С этим же связана и концентрированность процессов межличностного взаимодействия во времени. Главное заключается в том, что в реальной жизни любая группа взаимодействует во внешней среде. Уникальность же сетевых сообществ и состоит в том, что они действуют при полном отсутствии внешней среды! Такие свойства возникают благодаря коллективному взаимодействию, упорядоченности, то есть благодаря самоорганизации. Группа обретает устойчивость, вынужденная действовать под влиянием обстоятельств приходящих извне (со стороны «внешнего мира») и изнутри (разрешая противоречия, возникающие внутри самой группы). Любая социальная группа в реальности, как имеющая внешнюю цель, так ее и не имеющая, вынуждена действовать, отвечая на возникающие требования внешней среды. Подобные «вызовы внешней среды» в немалой степени способствуют внутригрупповому сплочению. В виртуальности же отвечать на требования внешней среды невозможно, ибо она в принципе отсутствует. Все «раздражители» исходят изнутри, из самой группы.

Однако до сих пор мы говорили о относительно небольших группах. Знающие люди могут возразить, что в Интернете существуют сообщества, объединяющие сотни и даже тысячи устойчивых пользователей. Уж их-то посетители гарантированы от «исчерпывания друг друга». Тем более, что некоторые из этих сообществ существуют в течение достаточно долгого промежутка времени, исчисляемого годами. Может быть, здесь решение проблемы устойчивости сетевых сообществ? На самом деле, нельзя говорить о том, что в этих больших социумах мы имеем стабильную социальную группу. В некоторых виртуальных социумах ведется статистика пользователей, показывающая, что даже в самых устойчивых больших виртуальных коллективах за год персональный состав этих социумов обновляется как минимум на 50-60%. То есть средний срок жизни конкретного человека и в этой форме социумов тот же самый — как правило, не более 1,5 — 2 лет.

В чем же причина? Ведь тысячи пользователей снимают проблему «взаимной исчерпанности»? Как выясняется, не совсем. Когда человек приходит в такой многолюдный ресурс, он «теряется» от представившихся возможностей общения. И круг его знакомств расширяется лавинообразно. Но, увы, он пределен и ограничивается хотя бы временем— надо пообщаться с уже состоявшимися знакомыми и на остальных времени не остается. Таким образом и складывается «свой круг общения». Причем, как правило, круг общения формируется большей частью из людей, пришедших одновременно — у старожилов он уже сформирован, и «неофиту» туда попасть сложно. По сути, формируются «поколения». А дальше все повторяется — рано или поздно поколения исчерпывает сами себя. Анализ персонального состава подтверждает это — уходят из этих социумов тоже «поколениями» после прошествия все тех же полутора-двух лет, часто раньше. Однако следует отметить, что практически при каждом ресурсе существует группа «долгожителей», которые проживают, по меркам Интернета, «мафусаилов век», переживая не только свое, но и несколько следующих поколений. Мотивация этих пользователей заслуживает отдельного рассмотрения, тем более, что именно они часто определяют нормы и правила социума и служат носителями его традиций.

Отметим, что проблема сохранения норм и традиций — отдельный вопрос больших виртуальных сообществ, которому мы посвятим отдельный параграф следующей главы нашего исследования. Здесь же укажем, что виртуальные социумы существуют по принципу «здесь и сейчас». В оффлайновых сообществах (форумах, конференциях) «работающими» являются последние по времени сообщения, архив мало кого интересует. Что касается онлайновых сообществ (чаты, MUD), то их «сиюминутность» в доказательстве не нуждается. То есть, для передачи норм и традиций необходима каждодневная передача их «старожилами» новичкам. Если вспомнить рассмотренную выше концепцию «поколений», становится понятна проблематичность идеологической преемственности. Положение не спасают и «долгожители» — их численность не превышает 2-7% от общего количества. То есть, нормы и традиции социума с каждым «обновлением состава» видоизменяются, иногда до полной противоположности.

Способы и средства социальной регуляции Интернет-сообществ

Объективно существующий в оплайне мир становится для пользователя таковым только через процесс осознания, важной стадией которого является социализация. В настоящем параграфе мы рассмотрим указанное понятие и предложим авторскую модель социализации индивидов в киберпространстве. Социализацией в киберпространстве назовем процесс вхождения пользователя в социокультурную среду Интернет-сообщества посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований. Индикаторами социализации выступают уровни электронной грамотности и информационной культуры индивида. Далее в этом параграфе мы осуществим экспликацию приведенной дефиниции и предложим схему социализации применительно к многоэтапному процессу адаптации инди вида в сетевом социуме.

Социализация индивида предполагает разворачивающийся во времени процесс социальных взаимодействий. В процессе социализации индивиды интериоризируют ценности и нормы культуры. В случае отсутствия или противоречивости норм социализация оказывается слабой, формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. Процесс социализации сочетает в себе как свободный выбор форм информационных взаимодействий, так и принуждение, а также санкционирование сетевым социумом тех или иных коммуникативных практик. При этом принуждение проявляется еще в процессе освоения родного языка, организующего мышление индивида.

Первое знакомство личности с социальной реальностью Интернет осуществляется в процессе первичной социализации. В отличие от первичной социализации в оффлайне, которая начинается с момента рождения ребенка, для которого окружающий мир изначально является социальной реальностью, нижний возрастной порог первичной социализации в киберпространстве установить практически невозможно. Последний тезис объясняется достаточно просто: процесс первичной социализации начинается с момента получения информации о существовании феномена киберпространства Интернет, сам же момент первоначального информирования зависит от множества социально-экономических, политических и иных факторов.

Социализация является важным процессом усвоения пользователем социальных норм в сетевом компьютерном пространстве. Кроме того, только успешно пройдя процесс социализации в обществе и Интернете, индивид становится полноправным участником Интернет-сообщества. Основное знакомство пользователя с социальной реальностью Интернета осуществляется в процессе социализации, в котором можно выделить три этапа: 1) рецепция социальных мифов и установок, связанных с Интернета; 2) активный или пассивный выбор ценностей и идей Интернет-сообщества пользователем, который может сталкиваться с альтернативными образцами мышления и поведения; 3) пользователь становится активным членом Интернет-сообщества, принимая сложившиеся в нем формы социальных установок и адаптируя свои личные цели и ценности к принятым в сообществе.

Диссертант различает также три типа социализации пользователя в функционирующих Интернет-сообществах: 1) социализация с потерей или деформацией ранее приобретенных социальных норм и ценностей; 2) социализация пользователя без потери приобретенных социальных норм и ценностей; 3) социализация пользователя с развитием и созданием новых социальных норм, практик, ценностей (например, Интернет-голосование). Можно предположить, что усвоение знаний и навыков от указанных агентов социализации является главным обучающим механизмом передачи технических знаний, а также культурных образцов. Решающая же роль в формировании социальных мифов на архетипическом этапе социализации принадлежит средствам массовой информации, на практике реализующим функцию общественного конструирования социальной мифологии киберпространства. Тем самым пресса фактически оказывает существенное влияние на процесс первичной социализации, в ходе которого на уровне личности происходит конструирование мира виртуальной реальности. При этом социальные мифы компенсируют индивиду нехватку базовых знаний о функционировании социума в киберпространстве, а также способствуют формированию мотивов продолжения процесса социализации.

Таким образом, процесс социализации па указанном этапе заключается в конструировании будущей виртуальной идентичности, а также когнитивной интеграции личности с ролями тех или иных субъектов, действующих в киберпростраистве. Именно на этом этапе пользователь первоначально знакомится с социальными нормами, действующими в киберпростраистве, а также усваивает базовые элементы сетевой этики. Его поведение образует систему взаимно связанных ролей и ожиданий контакта с виртуальной средой. Создаваема5і при этом плюралистичная реальность носит отчетливо выраженный фрагментарный характер, и личность, в силу имеющегося у нее когнитивного опыта, принимает широко распространенные в общественном сознании модели ценностной ориентации поведения в киберпростраистве.

Архетипический этап социализации заканчивается после подключения пользователя к телекоммуникационным сетям, и далее начинается инструментально-когнитивный этап. Необходимо учитывать, что индивиду на этом новом этапе приходится социализироваться одновременно в двух измерениях. Первое - это социальная общность киберпространства. Второе конкретное Интернет-сообщество, в котором участвует индивид. В процессе инструментально-когнитивного этапа социализации пользователь сталкивается с альтернативными образцами мышления и поведения, а также с реконструктивной формой социальной памяти Интернет-сообществ. При этом индивид усваивает конкретные ролевые ориентации, учится осуществлять социальную навигацию в киберпростраистве и взаимодействовать с другими, познает нормативные модели социальных взаимодействий, ощущает на себе действие механизмов социального контроля.

Говоря о социализации применительно к социальной структуре Интернет в целом, мы понимаем под этим, в первую очередь, восприятие индивидом инструментального знания, связанного с «электронной» грамотностью, навыками социальной навигации в киберпростраистве и т.д. Без минимума знаний, позволяющих иметь дело с виртуальной средой, с техническими и программными артефактами, без знаний основ человеческой коммуникации, без обучения ориентациям, имеющим функциональное значение для восприятия существующей в киберпространстве системы взаимных ролевых ожиданий, новички не смогут в полной мере воспользоваться открывающимися перед ними возможностями. При этом, любые процессы поиска информации, социальной навигации в киберпространстве могут рассматриваться в том числе и как процессы социализации.

Необходимо учитывать тот факт, что в значительной мере на качество компьютерно опосредованных действий влияет полученный в оффлайне коммуникативный опыт. Соответственно, можно вести речь о том, что наряду с процессами социализации в Интернет происходят и процессы усвоения новых ценностей, навыков, ролей вместо прежних, устаревших в связи с переходом в иную коммуникационную среду. К примеру, осуществляемые в киберпространстве взаимодействия в силу своей специфики требуют соблюдения правил безопасного поведения, имеющих отличия от правил, принятых в реальном социуме.

Во вторую очередь, говоря о социализации в рамках социальной системы киберпространства, необходимо вести речь об усвоении личностью основной структуры ролей и ценностей, доминирующих в рамках той или иной национальной общности киберпространства, в которой происходит процесс социализации. На этой стадии в сознании индивида начинает оформляться структурированный мир существующих в Интернет социальных взаимодействий.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ