Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ правовой жизни общества Палинчак Сергей Ференцович

Социально-философский анализ правовой жизни общества
<
Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества Социально-философский анализ правовой жизни общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Палинчак Сергей Ференцович. Социально-философский анализ правовой жизни общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Липецк, 2005 188 c. РГБ ОД, 61:05-9/520

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1.1 Разработка правовой проблематики в истории философии как один из источников становления и развития представлений о правовой жизни общества 14

1.2 Понятие правовой жизни общества и его основные признаки 41

1.3 Основные элементы правовой жизни как системы 72

Глава 2 ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2.1 Гносеологический подход к анализу правового сознания 105

2.2 Социальный анализ правового сознания 131

2.3 Правовой нигилизм как явление правовой жизни 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Общество как социальное явление
относится к классу сверхсложных систем, имеющих, как известно, в своём
составе многофакторные и многоуровневые структуры, элементы которых
?~ находятся в весьма сложных неоднозначных взаимодействиях и

взаимосвязях и которые нуждаются в эффективных и адекватных средствах их регулирования.

Наряду с другими средствами регулирования социальных процессов (этическими, нравственными, политическими и т.п.) важную роль в последние столетия приобретает правовое регулирование, т.е. регулирование

на основе права, имеющего как собственную природу, так и логику своего

V/

развития. Повышение роли и значения права в жизни современного общества

является объективным историческим процессом, характерным не только для

западных демократических сообществ, но и для Российской Федерации на

современном этапе её развития.

В этой связи хочется заметить, что усиление и углубление правового
регулирования общественных отношений может быть сильно затруднено без
* решения проблем возникающих на этом трудном, часто неоднозначном,

социальном векторе развития современного общества.

Однако выявление и разрешение проблем возникающих при
возрастании роли правового фактора в жизни общества возможно лишь на
основе дальнейшего совершенствования методологии исследования
социально-правовых явлений. Вместе с тем, содержание основных проблем
правового бытия свидетельствует о том, что они имеют не только правовой,
но и более широкий, социально-философский характер. Следовательно, их
: +) следует изучать не только в рамках юридических наук, но и сфере

социальной философии.

Накопление конкретного материала об отдельных элементах правовой сферы, выявило ограниченность в изучении социальной философией проблем современной правовой действительности. При преобладающем

4 внимании к правовому сознанию, его роли в жизни человека и общества, почти не исследовались некоторые другие компоненты правовой сферы, скажем, правовые потребности, правовое производство, слабо фиксировалась природа правовой деятельности.

Осознание этих недостатков дало импульс к выделению нового обобщенного социально-философского понятия «правовая жизнь общества». Введение этой социально-философской категории обуславливается стремлением видеть в правовой сфере не только правовое сознание и не просто множество различных компонентов, а целостную систему институтов общественного управления, подчиняющихся своим специфическим законам, определенным образом связанную как с обществом в целом, так и с его отдельными подсистемами. Потребность выявить и проанализировать категорию правовой жизни общества стала особенно актуальна в связи с усилившимся стремлением построения правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Следовательно, выбор темы диссертационного исследования предопределён следующими моментами:

  1. Необходимостью решения правовых практических задач, требующих предварительного теоретического осмысления.

  2. Потребностью социальной философии в понятии, которое могло бы синтетически выразить функционирующие социально-правовые процессы и явления в их совокупности, во внутренней взаимосвязи с правовыми институтами.

  3. Возможностью раскрытия новых граней отдельных элементов правового бытия при помощи новой социальной категории «правовая жизнь общества».

  4. Стремлением расширить и углубить исследование общества как целостной системы и основных его подсистем, выявить такие связи и взаимодействия, которые не могут быть раскрыты другими социальными категориями.

Таким образом, актуальность темы диссертационной работы обусловлена как потребностью решения насущных правовых проблем, так и

необходимостью дальнейшей разработки теории правового бытия, прежде всего его понятийного аппарата.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в отечественной социально-философской литературе обнаруживается определенный пробел в области теоретического осмысления проблем правовой жизни общества. Большое количество работ посвящено изучению отдельных компонентов правовой жизни общества.1

Вместе с тем ключевая проблема настоящего исследования связана с изучением правовой жизни общества как относительно самостоятельной сферы общественной жизни. Большое значение для разработки названной проблемы имеют работы отечественных юристов К.Т. Вельского, А.В. Малько и др. , в которых предпринимается попытка анализа категории правовой жизни общества.

Некоторые аспекты правовой жизни общества были рассмотрены в трудах русских мыслителей Б.А. Кистяковского, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева.3

Поскольку фокус внимания нашего исследования связан с проблемой выделения правовой жизни общества в качестве относительно

Алексеев С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность / С.С. Алексеев. - М.: Норма, 2001. - 176 с; Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность / В.И. Бегинин. - Саратов: Мысль, 1993. - 217 с; Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология /11.Б. Биккенин. - М.: Политиздат, 1983. -414 с; Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма / П.А. Горохов. - Оренбург : Оренбурж. книж. изд-во, 1998. - 151 с; Гречин А.С. Социология правового сознания / А.С. Гречип. - М.: Юнити, 2001. -256 с; Карташов B.H. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / B.H. Карташов. - Саратов: Изд-во «ООО», 1989. - 218 с; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность / Е.А. Лукашева. - М.: Юрид. лит-ра, 1973. - 343 с; Матузов Н.И. Правовая система и личность / Н.И. Матузов. -Саратов: Приволж. книжное изд-во, 1987. - 294 с; Неновски H. Право и ценности / Ы. Неновски. - М.: Прогресс, 1987. - 248 с; Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность / П.М. Рабинович. - Львов : Изд-во при Львов, универ-те, 1985. - 167 с; Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект): Монография /Л.П. Станкевич. - М.: Высшая школа, 1987. - 134 с; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, процесс / А.П. Семитко -Свердловск: Изд-во Урал, универ-та, 1990. - 172 с; Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория / Л.Б. Тиунова. - СПб.: Изд-во СПб. унив-та, 1991. - 135 с; Фаткуллин Ф.Н. Проблемы обшей теории социалистической правовой надстройки / Ф.Н Фаткуллин. -Казань : Изд-во Казан, унив-та, 1980. - 247 с; Халфина P.O. Право как средство социального управления / P.O. Халфина- М.: Наука, 1988. - 254 с.

2 Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания / К.Т. Вельский. - М.: Высшая
школа, 1982. - 183 с; Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России / А.В. Малько. - М.: Юристъ,
2000. - 255 с.

3 Кистяковкий Б.А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. - СПб.: РХГИ, 1998. - 391 с; Ильин
И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. - М.: Рарог, 1993. - 235 с; Новгородцев П.И. Введение в
философию права: кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. - М.: Мысль, 1996. - 347 с.

самостоятельного образования, то важными источниками стали работы, в которых анализируется методологические подходы к выделению сфер общественной жизни. Среди использованных источников необходимо особенно отметить работы B.C. Барулина, М.В. Лашиной, А.К. Уледова. 4

Наряду с индивидуальными и коллективными монографическими работами в диссертации были использованы публикации из ряда периодических научных изданий, включая отечественные журналы: «Вопросы философии», «Философские науки», «Государство и право» и др.

Отдавая должное вкладу отечественных исследователей в разработку теории правовой жизни общества, нельзя не отметить, что многие её социально-философские аспекты нуждаются в дальнейших теоретических изысканиях.

Требует дальнейшего теоретического осмысления проблема выделения правовой жизни общества в качестве относительно самостоятельной сферы общественной жизни. Если в юридической литературе исследование этой специфической области бытия получило определенное отражение5, то в социально-философской литературе она до сих пор не стала предметом специального анализа. В связи с этим остаётся неисследованной одна из важнейших сфер общественной жизни. Изучение этого вопроса предполагает выявление основных элементов правовой жизни общества, выяснение их сущности, места и роли в этом феномене. Для выяснения сущности правовой жизни общества важное значение имеет дальнейшее исследование правовой деятельности. Проблема необходимости анализа категории «правовая деятельность» в литературе поставлена. Некоторые её аспекты уже получили определенное отражение в литературе.' Вместе с тем почти не изучаются вопросы правового производства, его роли в становлении и развитии

4 Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни / B.C. Барулин. - М.: Изд. Мое. ун-та, 1982. - 230 с;
Лашина M.B. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества / М.В. Лашина. - М.:
Знание , 1983. - 64 с; Уледов А.К. Духовная жизнь общества / А.К. Улсдов. - М.: Мысль, 1980. - 271 с.

5 Вельский K.T. Формирование и развитие социалистического правосознания / K.T. Вельский. - M.: Высшая
школа, 1982. - 183 с; Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России / А.В. Малько. - M.: Юристъ,
2000. - 255 с.

6 Карташов В.И. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / B.H. Карташов. - Саратов:
Мысль, 1989.-218 с.

7 правовой жизни общества. Практически не исследован вопрос специфики закономерностей правовой жизни общества.

Ждут своего решения и такие недостаточно изученные вопросы как правовые потребности, правовые ценности, их место и роль в правовой жизни.

До недавнего времени правовое сознание рассматривалось в социально-философской литературе как нерасчлененное целое. В 80-х годах появились первые работы7, авторы которых подвергли анализу структуру этого духовного феномена. Отдавая должное вкладу исследователей в разработку структуры правового сознания, следует отметить, что многие аспекты этой сложной проблемы к настоящему времени изучены недостаточно. На наш взгляд, недостаточно исследовано структура правового сознания с позиций гносеологического и социального подходов. Нет специальных работ по исследованию обыденного и теоретического, индивидуального и общественного правового сознания. Не стал ещё предметом гносеологического анализа и правовой нигилизм. Между тем, в условиях широкого распространения правового нигилизма (как явления правового сознания и правовой практики) в стране, вопрос о его минимизации приобретает важное значение. Анализ этого вопроса предполагает выяснение природы правового нигилизма, место и роли объективных условий и субъективного фактора в его становлении и преодолении.

Следовательно, дальнейший социально-философский анализ проблем правовой жизни общества на основе гносеологического и социального подходов остается актуальной задачей сегодняшнего дня.

Цели и задачи исследования.

Отдавая себе, отчет в масштабности рассматриваемой проблемы и невозможности её законченного решения в рамках данного исследования, мы

7 Мамут Л .С. Правосознание / Л .С. Мамут // Общественное сознание и его формы. - М.: Политиздат, 1986.-С. 134-148; Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов / Н.Я. Соколов. - М.: Наука, 1988. - 286 с.

8 видим главную цель нашей работы в обосновании правомерности выделения правовой жизни как относительно самостоятельной подсистемы общества и в осуществлении её социально-философского анализа.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. обосновать правомерность выделения понятия «правовая жизнь общества» в качестве относительно самостоятельной категории социальной философии;

  2. раскрыть содержание категории правовой жизни общества;

  3. выявить и проанализировать основные закономерности функционирования этого феномена;

  1. проследить взаимосвязь и взаимодействие правовой жизни с другими сферами общественной жизни;

  2. выделить и кратко охарактеризовать основные элементы структуры правовой жизни;

6. проанализировать структуру правового сознания с позиций
гносеологического и социального подходов;

7. исследовать природу, процесс становления, функционирования правового
нигилизма и выявить основные пути минимизации его как деструктивного
явления, обязательно присущего правовой жизни на всех этапах её генезиса.

Объектом настоящего диссертационного исследования является социальное бытие.

В качестве предмета исследования выступает правовая жизнь общества, как одна из подсистем социума.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Правовая жизнь общества представляет собой сложный феномен, который требует различных аналитических подходов и может рассматриваться с позиций различных философских методов.

Основными методами диссертационного исследования являются: деятельностныи, системно-структурный, гносеологический и социальный подходы.

В работе автор опирается преимущественно на теорию деятельности, разработанную отечественными философами (Э.В. Ильенковым, В.Н. Сагатовским, Ю.К. Плетниковым, Г.С. Батищевым, В.Ж. Келле и др.)-8 Использование этого метода позволило автору осуществить анализ правовой жизни общества через осмысление категории «правовое производство» и раскрыть механизм функционирования этого феномена.

Кроме того, автор использует системно-структурный подход, который даёт возможность выявить и проанализировать основные компоненты правовой жизни общества и рассматривать их как необходимые составляющие единой системы правовой действительности.

Гносеологический и социальный подходы позволили раскрыть содержание и сущность субъективной стороны правовой жизни общества (правового сознания).

Вместе с тем в настоящей работе, хотя и в меньшей степени, для исследования отдельных аспектов проблемы применялся конкретно-исторический подход.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Предпринята попытка доказательства того, что понятие «правовая жизнь общества» обладает самостоятельным категориальным статусом в системе категорий социальной философии.

  2. Предложен вариант социально-философского анализа правовой сферы общественной жизни.

  3. Выявлен механизм закономерностей правовой жизни общества.

  4. Выделены и исследованы ключевые структурные компоненты правовой жизни общества.

5. Разработано социально-философское определение понятия «правовое
производство».

См.: Деятельность: теория, методология, проблемы / Сост. И.Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - 366 с.

6. Рассматривается структура правового сознания с позиций
гносеологического и социального подходов.

7. Раскрыта гносеологическая и социальная природа правового нигилизма.

Положения, выносимые на защиту:

- в настоящее время имеются в наличии все необходимые предпосылки для
доказательства того, что понятие «правовая жизнь общества» обладает
самостоятельным категориальным статусом в системе категорий социальной
философии. Одних традиционных понятий правовая надстройка, правовая
культура, правовая система явно недостаточно для того, чтобы более или
менее верно отразить усложнившуюся правовую действительность.
Современный уровень накопленных знаний закономерно обусловливает
становление категории «правовая жизнь общества», которая более адекватно
отражает всю совокупность явлений и процессов правовой сферы;

-автор признаёт необходимым социально-философский анализ правовой жизни общества, позволяющий осмыслить её как сложный многоаспектный феномен, состоящий из множества упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных элементов;

- правовая жизнь общества как относительно самостоятельная сфера
общественной жизни имеет свои специфические закономерности,
отличающие её от других сфер социума. Наличие собственных специальных
закономерностей рассматривается как важнейший признак относительной
самостоятельности сфер общественной жизни;

все основные сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют. Содержание и форма этого взаимодействия носят конкретно-исторический характер. Правовая сфера очень тесно взаимосвязана с экономической сферой, политической сферой и нравственной подсистемой духовной жизни общества;

- основное содержание структуры правовой жизни общества составляют
такие ключевые элементы как правовые отношения, правовая деятельность,
правовые потребности, правовые ценности и правовое сознание. Названные

элементы, с точки зрения автора, являются наиболее продуктивными для понимания специфики этого образования;

- правовое сознание как сложное духовное образование может быть понято
лишь при соотношении с правовой жизнью общества. При исследовании
этого феномена целесообразно исходить из гносеологического и социального
аспектов социально-философского анализа. Это позволяет преодолеть часто
встречающуюся односторонность взглядов при его исследовании. В данной
работе правовое сознание определяется как совокупность взглядов,
представлений, настроений, идей и теорий, отражающих ту сторону
общественной жизни, которая охватывается правовыми нормами, связями и
отношениями;

- в наиболее общем виде правовой нигилизм можно определить как
совокупность установок, представлений, взглядов и идей, прямо или
опосредствовано отражающих специфические аспекты правовой жизни
общества, выражающих внеправовое или противоправное отношение
субъекта (личности, социальной группы и т.д.) к праву как ценности или
норме поведения. Он имеет гносеологическую и социальную природу и
выступает относительно самостоятельным явлением правового сознания и
неотъемлемым компонентом правовой культуры. Выявлено, что его нельзя
полностью преодолеть, а можно только минимизировать его негативные
(антисоциальные, деструктивные) проявления.

Научно-практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

-для дальнейшей разработки категории «правовая жизнь» в социальной философии;

-в качестве методологической основы при проведении социологических исследований по правовой проблематике; -в проведении правового воспитания;

12 -для включения в разработку курсов социальной философии и философии права; -для разработки спецкурсов по правовым проблемам.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы изложены в научных публикациях автора. Различные аспекты исследования апробированы в выступлениях на семинарах и научных конференциях.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы по теме диссертации.

В соответствии с задачами исследования её структура построена следующим образом:

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляется степень её научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, его объект, предмет, методологические основы. Отмечается научная новизна исследования, определяются положения, выносимые на защиту, указывается практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Сущность и основные характеристики правовой жизни общества» рассматриваются основные черты и закономерности правовой жизни общества. В первом параграфе даётся краткая характеристика накопленных философских представлений о правовых явлениях и их роли в разработке правовой проблематики. Во втором параграфе главы раскрывается понятие и предлагается авторское определение правовой жизни общества, третий параграф посвящен системно-структурному анализу этого феномена и характеристике его основных компонентов.

Во второй главе «Правовое сознание как отражение правовой жизни общества» правовое сознание как один из важнейших элементов правовой жизни исследуется с точки зрения гносеологического и социального аспектов. В первом параграфе это явление анализируется с позиций уровней и форм отражения правового бытия. Во втором параграфе исследуются

13 носители, субъекты правового сознания и выполняемые им функции. В третьем парафафе исследуется природа правового нигилизма (как особой специфической разновидности правового сознания и социального явления обязательно присущего правовой жизни общества), его источники, формы выражения и пути минимизации его негативных последствий.

В Заключении диссертации подводятся основные итоги, обобщаются результаты исследования, излагаются важнейшие выводы данной диссертационной работы.

Разработка правовой проблематики в истории философии как один из источников становления и развития представлений о правовой жизни общества

Принято считать, что правовая проблематика разрабатывалась и разрабатывается, как правило, представителями юридической науки. Однако, кроме правоведов значительный вклад в анализ социально-правовых явлений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего, философы. Исследование правовых проблем имело место на всех этапах развития философского знания. Осмысление правовой проблематики стало одним из существенных аспектов генезиса философской мысли уже на самых ранних этапах ее существования. Так уже в рамках древнегреческой философии софистами, Сократом, Платоном, Аристотелем рассматриваются вопросы о соотношении права и справедливости, права и закона, писаного и неписанного закона, права и силы, о месте права в иерархии человеческих ценностей и т.д. В этой связи хочется отметить, что истоки современного западноевропейского правового мышления следует искать в античной Греции. Правовые взгляды софистов Протагора, Горгия, Антифонта, Прасимаха — древнегреческих мыслителей V-IV в. до н.э. - наглядное тому подтверждение. Анализ правовых взглядов софистов позволяет убедиться в том, что уже тогда «номос» - закон писаный и неписаный стал фундаментальным принципом жизни древних греков. По мнению Сурия Прокаш Синха, «самым фундаментальным принципом образа жизни Западного мира является «номос» (nomos). Это понятие получило развитие в греческой колыбели Западной цивилизации».

Постановка софистами правовых проблем тесно связана с условиями жизни в древней Греции того времени. Как известно, софистика зарождается в древней Греции во второй половине V в. до н.э. Это время значительного усложнения общественной жизни в греческих государствах-полисах: расцвет демократии в Афинах, многочисленные государственные перевороты в государствах-полисах. Исследователь античности А.С.Богомолов очень ярко описывает общественную жизнь греков: « ... последняя становится существенным моментом, иногда даже содержанием повседневной жизни гражданина. Она выносится на городскую площадь, в народное собрание, в суд. Часто и подолгу заседает народное собрание; суды переполнены делами, связанными с обвинениями в государственной измене и растрате, неуплаченных долгах и кощунстве, краже и оскорблениях».1

Каково же содержание правовых концепций софистов?

Некоторые софисты поставили под сомнение божественное происхождение позитивного закона («номос»), стали рассматривать «номос» как результат соглашения между людьми, а не как проявление божественной воли. Об этом пишет К.Куманецкий: «не менее важным для воспитания нового мышления было утверждение Протагора и других софистов, что государство и законы не созданы волей богов, а явились результатом соглашения между людьми».2

Главным в философско-правовых исследованиях софистов является разграничение ими права естественного и права позитивного (под позитивным правом в данном случае понимаются законы, являющиеся результатом сознательного творчества людей).

Факт различения софистами права естественного и права позитивного общепризнан. Так, в «Словаре античности» можно прочитать следующее: «главным в их учениях было различение или противопоставление природы и установлений (право, обычай, законы). Если установления, утверждали софисты, подвержены изменениям, поскольку они являются творением человека и отражают интересы различных общественных групп, то природа следует неизменным законам. Этот постулат лежит в основе естественного права».

Действительно, некоторые софисты увидели основу справедливости писаных и неписаных человеческих законов в соответствии последних «физису» - простейшему природному порядку вещей.

Следует отметить, что рассуждения на тему соотношения закона и природы были широко распространены в то время, однако именно софистам удалось это различение обосновать. О значимости данной темы для древних греков писал С.Н.Трубецкой: «в эпоху софистов спор ... об отношении «природы» к «установлению», естественного права к положительным законам - занимает умы, волнует общество, проникает на площадь, на театральные подмостки».2

Софисты, опираясь на идеи естественного происхождения права, разработали основы современной теории прав человека. Так, Гиппий считал, что знание о природе незаменимо для жизни, поэтому в жизни следует руководствоваться законами природы, а не человеческими установлениями. По Гиппию, все люди «родственники, свойственники и сограждане - по природе, а не по закону и нет никакого смысла разделять граждан одного города и граждан другого, а также дискриминировать граждан внутри одного города».3

Какие же идеи софистов послужили источником для дальнейшего развития правовой науки и представляют интерес для современной теории правовой жизни общества? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать следующее.

Основные элементы правовой жизни как системы

Правовая жизнь общества представляет собой сложное системно-структурное образование. В литературе отмечается важность и необходимость системного подхода к изучению правовой сферы общества.1 Однако в большинстве своем исследования в этой области носят ограниченный характер, затрагивая лишь отдельные компоненты данного феномена. Одной из причин такого положения можно считать отсутствие четкого понимания системы правовой жизни общества.

Методологической основой анализа системы правовая жизнь общества является представление о системе, выработанное в философии. Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Правовая жизнь общества отвечает всем требованиям, предъявляемым к объектам, которые могут быть названы системами: она представляет собой достаточно сложный комплекс, или множество упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегральных качеств, несвойственных отдельно взятым, образующим систему компонентам.

Под системой правовой жизни общества следует рассматривать целостное образование, объединяющее взаимосвязанные ее компоненты, создающее при этом новые свойства и качества.

Из сказанного вытекает целый ряд основных черт системы правовой жизни общества.

Во-первых, система правовой жизни общества характеризуется единством. Проявлением этого выступает единство различных компонентов её содержания. Это в свою очередь вытекает из общности закономерностей пронизывающих все основные компоненты и определяющих изменение и развитие системы правовой сферы. Однако единство предполагает и особенность свойств отдельных компонентов правовой жизни, специфичность их роли и функций в правовой подсистеме общества. Взаимосвязи в системе правовой жизни настолько существенны и глубоки, что изменения одних элементов вызывают в той или иной степени изменения в других.

Во-вторых, правовая жизнь общества характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с обществом в целом, во взаимодействии с которым она проявляет свою целостность.

В-третьих, систему правовой жизни общества необходимо рассматривать в развитии. В этом плане элементы системы могут (будут) развиваться неодинаково. Развитие правовой сферы рассматривается в связи с развитием общества в целом.

В-четвертых, при изучении правовой жизни общества необходимо исходить из противоречивости этой системы и динамики ее развития. Противоречия могут носить как позитивный, так и негативный характер. Своевременное разрешение объективных противоречий способствует прогрессивному развитию системы. Однако при несвоевременном разрешении противоречий могут иметь место негативные последствия.

Система правовой жизни, объединяя различные компоненты, создает новое качество. При этом система активно воздействует на свои элементы, преобразуя их в соответствии со своей собственной природой. В результате объединяемые элементы, претерпевают целый ряд изменений. У них появляются новые свойства, некоторые свойства изменяются, другие исчезают.

В системе правовой жизни, как и во всякой сложной системе, могут быть выделены несколько аспектов изучения: системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный и т.д.1 Для решения задач данного параграфа диссертации используется системно-структурный подход. Анализу подвергается вся система, но со стороны структуры, так как последняя представляет собой один из аспектов системы, который предполагает исследование того, из каких элементов складывается система, каким образом связаны между собой ее элементы.

Выделение структуры происходит разумеется, не произвольно, так как любая структура носит объективный характер. В правовой жизни общества выделяется такой аспект, исследуя который можно составить представление сущности этого феномена. Между структурой и сущностью правовой жизни имеет место тесная связь: существенное изменение структуры непременно влечет за собою изменение сущности правовой сферы.

О необходимости раскрытия набора основных компонентов системы в процессе системно-структурного анализа объекта говорят многие исследователи. С этой точки зрения первоначально структура системного объекта предстает как бы в виде его строения, хотя изучение собственно структуры объекта начинается с выявления устойчивых связей и отношений, что невозможно сделать без показа его элементного состава.

В новых исследованиях по системному подходу отмечается наличие в литературе явной тенденции к выделению в определенные структуры, прежде всего того, что она есть совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность.

Гносеологический подход к анализу правового сознания

Правовое сознание - сложное духовное образование. Оно изучается в рамках различных научных дисциплин. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное или противоправное поведение, как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, включенных в деятельность по реализации законодательства, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в правовом сознании особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемую людьми правовую жизнь общества и регулирует их поступки в ней.

В философии правовое сознание трактуется как одна из форм общественного сознания.1 Понятно, что каждая из научных дисциплин, избирающих правовое сознание объектом исследования, разрабатывает соответствующий круг проблем, использует соответствующие методы его анализа и объяснения.

Наибольший интерес, исходя из поставленных перед диссертационной работой задач, представляет круг проблем правового сознания, исследуемый социальной философией. Они касаются соотношения общественного бытия и правового сознания, происхождения и развития правового сознания, его влияния на общественную практику, его структуры и уровней.

Однако при анализе этих проблем имеет место разночтение. Так, одни ученые в качестве элементов структуры правового сознания называют правовую психологию и правовую идеологию, другие - обыденное и научно-теоретическое правовое сознание.

Названные элементы правового сознания, по нашему мнению, не отражают его подлинной структуры, так как не выявляют целый ряд компонентов, выражающих специфику этого социального феномена.

В литературе нет единства мнений и об уровнях и видах правового сознания. Так, А.Б. Венгеров1 и некоторые другие ученые под понятием уровней правового сознания понимают обыденное, профессиональное и научное правосознание. В свою очередь Т.В. Синюкова считает вышеназванные разновидности уровней правового сознания его видами.2 Нам представляется более обоснованной последняя точка зрения. Вместе с тем следует отметить, что круг уровней правового сознания значительно шире перечисленных. Это обусловлено той ролью, которую играет правовое сознание в регулировании общественных отношений, его проникновением во все сферы жизни общества.

Выделение тех или иных компонентов структуры правового сознания во многом обусловливается определением понятия этого феномена. Как справедливо отмечает А.С. Гречин «научное понятие является основой, как для построения теории предмета, так и для его эмпирического изучения».3 Между тем в науке до сих пор отсутствует единое понимание понятия «правовое сознание».

Одни авторы при определении правового сознания акцентируют внимание на двух компонентах: представлениях о действующем праве и его оценке.

Другие ученые в содержания правового сознания включают три компонента: наряду с представлениями о действующем праве и его оценкой включают и свое понимание того, каким право должно быть.

Таким образом, в современной литературе сложилось довольно устойчивое разночтение как самого понятия «правовое сознание», так и его структуры.

Раскрыть содержание этого сложного образования можно лишь путем применения различных методов. Исходя из того, что правовое сознание, с одной стороны отражает общественное бытие и правовую жизнь общества, а с другой - оказывает обратное влияние на них, нам представляется наиболее целесообразным провести анализ этого феномена в двух основных аспектах: гносеологическом и социальном.

Гносеологический подход к анализу правового сознания позволяет, прежде всего, раскрыть объект отражения на различных его уровнях. Среди ученых (как философов, так и юристов) нет единства в решении вопроса об объекте отражения правового сознания. В одних случаях в него включаются право, правовые отношения, правовая деятельность, в других - объектом отражения правового сознания считаются лишь правовые отношения.

Поскольку решение этого вопроса имеет важное значение для нашего диссертационного исследования, считаем необходимым остановится на нем подробнее.

Раскрыть содержание объекта отражения правового сознания можно лишь путем применения основных положений теории отражения. Наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого. В отношении правового сознания трудность как раз и состоит в том, чтобы правильно определить это отображаемое, правильно представить его объект.

Изучение общественного сознания опирается на положение о первичности общественного бытия и вторичности сознания. Для изучения специфики правового сознания необходимо дальнейшее исследование самого понятия общественного бытия, отдельных его сторон, отражающихся в правовом сознании. Необходимо в самом общественном бытии отыскать ту его сторону, отражение которой делает эту часть общественного сознания специфической формой. В этом плане весьма плодотворной оказывается высказанная в литературе мысль о том, что общественное бытие охватывает собой не только способ производства материальных благ, но и разностороннюю общественную практику и что область материального в обществе гораздо шире нашего традиционного представления о нем. Понимание общественного бытия в широком смысле как раз и дает возможность из многообразной действительности вычленить ту ее часть, которая выступает как непосредственный объект отражения. Правовое сознание как образ реально существующей действительности может быть понято лишь при соотношении с правовой стороной этой действительности.

Любое социальное явление, функционирующее в обществе в своем наличном бытии, содержит в себе историю своего возникновения и развития. Трудность проникновения в механизм его появления состоит в том, чтобы определить исходный момент его формирования. К исходному началу предъявляется целый ряд требований: оно должно быть не феноменом разума, а объективной реальностью; должно обладать самостоятельным бытием и предшествовать развитому явлению в качестве генетической основы. Поэтому в начале надо выяснить, что представляет собой та всеобщая форма объективного процесса, которая выступает субстанцией правового сознания.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ правовой жизни общества