Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ субъективности человека Петрова Елена Михайловна

Социально-философский анализ субъективности человека
<
Социально-философский анализ субъективности человека Социально-философский анализ субъективности человека Социально-философский анализ субъективности человека Социально-философский анализ субъективности человека Социально-философский анализ субъективности человека
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова Елена Михайловна. Социально-философский анализ субъективности человека : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Ростов н/Д, 2006 158 с. РГБ ОД, 61:07-9/152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время общество испытывает мощный пресс проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование и развитие человечества. Это процессы глобализации в экономике, политике, культуре, острые экологические и демографические кризисные ситуации, международный терроризм, резкий распад традиционных связей и отношений между людьми, ослабление их ментальных возможностей, моральных устоев; кризис идентичности. Индивидуальное сознание людей не успевает адаптироваться к этим противоречивым процессам и чаще всего отвечает на них волной стихийных психических реакций неприятия, спонтанно возникающих состояний отчуждения, страха, фрустрации, агрессивности и т.д.

Проблема субъективности является одной из «горячих точек» отечественной гуманитаристики. На ее позитивное формирование направляется все больше образовательных и воспитательных, исследовательских и инновационных технологий. В общем виде субъективность можно определить как состояние, качество, свойство, действие человека, участвующего в социальной модернизации и трансформации, способного к созиданию себя как субъекта, берущего на себя ответственность за собственный выбор и принятие решения. Но субъективность как социокультурное явление, разумеется, это не только полифункциональность индивида, но и духовно-мыслительная деятельность социальной группы, других типов общностей, рефлексия научного сообщества, массового сознания, социально-гуманитарного познания и др. В данной работе нас интересует субъективность человека как становление целостности, как фактор развития личности и индивидуальности.

Человеку присущ поиск собственной субъективности, определение форм ее реализации. Однако, задача формирования субъективности человека, созидающего свой жизненный сценарий, для современной философии стала своего рода проблемным полем, темой менее популярной, чем вопросы информатизации, модернизации, трансформации, глобализации общества. Вполне очевидна недооценка потенциальных адаптационных возможностей человеческой субъективности. В то же время модернизация и глобализация требуют от человека активности действия и самоактуализации. Отсутствие философской рефлексии проблемы человеческой субъективности ограничивает развитие форм социальной жизни, приводит к столкновению культурных идентичностей, усилению деструктивных процессов. Мы считаем, что развитие субъективности человека, его самосознания, интеллекта, креативности, толерантности способны усилить гуманистическую направленность глобализационных про-

цессов и придать новые импульсы модернизации общества.

Российская действительность в условиях догоняющей модернизации ставит множество проблем, которые требуют своего решения. Обеднение духовности, переоценка ценностей актуализируют необходимость реализации субъективности человека на основе его выбора и права конечного решения. Человеку необходима ориентация в жизненном пространстве, реализация его потенциала. Важнейшая функция государства - определить стратегические ориентиры, создать адекватные условия для развития личности. Подход к субъективности человека как гуманистической ценности должен стать гарантом его самореализации.

При переходе к информационному обществу необходимо не только формирование информационной культуры, но и использование уникального ресурса личностной системы человека, его субъективности. Сегодня потребность формирования социальной установки на личностно-ориентированную деятельность, определяющую выбор, мотивацию активности, формирующую социальный интерес, стиль жизни, реализующую творческий потенциал человека как субъекта труда, общения и познания должна быть как никогда актуализирована.

Степень разработанности проблемы. Универсалии субъективности человека восходят к работам Гегеля по философии морали и права, философам эпохи Просвещения, философии Канта и неокантианцев, Фихте, позднее к творчеству М. Вебера, Хайдеггера, Гуссерля, А. Маслоу. Среди русских философов, работавших над этой проблематикой следует отметить Н.А. Бердяева, СН. Булгакова, B.C. Соловьёва, С.Л. Франка. В настоящее время эта проблема анализируется в трудах А.С. Ахиезера, А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко и др.

Проблемам выбора смысложизненных ориентации, становлению человеческой субъективности, ее сущности и структуре посвящены исследования таких авторов, как С.С. Батенин, Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Л.П. Буева, И.В. Ватин, В.Е. Давидович, Е.В. Золотухина-Аболина, З.М. Какабадзе, В.М. Межуев, С.Я. Подопригора, Э.В. Соловьев, И.Т. Фролов и др. Понятие интерсубъективности как одного из ключевых в феноменологической традиции представлено в работах П.П. Гайденко, Г. Гарфин-кель, М.В. Заковоротной, В.А. Лекторского, Ю.М. Резника, А. Сикурел, К. Хелд, А. Шюц и др. Мировоззрению как духовно-практической основе формирования субъективности посвящены философские исследования М.Н. Алексеева, В.В. Бабенко, А.Б. Бальсиса, В.Р. Букина, А.Н. Борщева, В.Г. Иванова, В.П. Коблякова, М.Л. Лезгиной, СВ. Резванова, Г.Л. Смирнова и др. В.Д. Кукушкин, В.П. Лежников, Г.М. Нажмудинов рассматривают, наряду с положениями об относительном характере субъективности человека, возможности реализации ее уровней и форм мировоззренческой ориентации.

Противоречивый характер модернизации и глобализации общества ставит вопросы взаимодействия общего и особенного в региональных и локальных национальных культурах (Вульф К., Дельор Ж.); поиски баланса между глобализацией и индивидуализацией как субъективности (Ангиллетта СП., Джарвис П.). Проблеме человеческой субъективности в контексте глобализационных процессов еще только предстоит реализоваться, но ряд важнейших аспектов такой рефлексии уже активно присутствуют в социально-философском анализе Бузгалина А.В, Гобозова И.А., Дубровского Д.И., Моисеева Н.Н., Момджяна К.Х., Миронова В.В., Порус В.Н., Чумакова А.Н., Федотовой В.Г. и др.

А.В. Бабаева рассматривает социальное пространство как своеобразный синтез интровертивного и экстравертивного мира человека, ценностных ориентации, формирующих специфический социотип субъективности и субъектности человека. Исходя из идеи Б.Г. Ананьева о том, что в личностной структуре человека наличествует единство телесного (функционирование организма и его систем), операционального (знания, умения, навыки, комплементарность), мотивационного (цели, задачи, ценности), мы еще раз подчеркиваем в своем анализе необходимость актуализации потенциала субъективности человека.

Проблема самосознания как фактора развития субъективности представлена в результатах исследований И.В. Ватина, А.Г. Спиркина, И.С Кона, Э.Ф. Зведкиной, Ф.Т. Михайлова, Л.Д. Гримака, Н.В. Любомировой, В.В. Сголина, В.В. Налимова, Т.П. Матяш и др. Работы таких авторов, как: М.А. Холодная, Л.Д. Столяренко, В.Д. Дружинин, К. Двек, Р. Сгерн-берг, М.К. Акимов, Е. Торренс, Д. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Ларионова, Г. Айзенк, Л. Термен и др. посвящены анализу сущности, структуре, соотношению, относительной самостоятельности таких рационально-творческих стратегий субъективности, ее потенциала, как интеллект и креативность человека.

Исследования В.П. Медведева по проблеме соотношения рационального, эмоционального, волевого, телесного, деятельностного в личностной структуре в настоящей работе стали основанием для рассмотрения проблемы формирования толерантности как субъективности человека. Толерантность как адаптация к экстремальным ситуациям представлена в исследованиях Ю.А. Александровского, Ф.В. Басейна, В.Ф. Василюка, Е.Ю. Коржовой, П. Лагаден, С. Лихтенстайн и др.

В современной отечественной философской науке классификацией и типологизацией человеческой субъективности занимаются В.Д.Губин, П.С.Гуревич, Б.В.Марков, Л.Е.Моторина, С.А.Смирнов В.И.Филатов, И.Т.Фролов и др. Гуманистические аспекты становления человеческой субъективности представлены в теоретическом наследии К. Юнга, Э. Эриксона, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни, А. Маслоу и др.

При проведении данного исследования были учтены концептуаль-

ные подходы ученых ростовской школы (Н.И. Басина, И.В. Ватин, Ю.Г. Волков, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, М.В. Заковоротная, В.Е. Золотухин, Е.В. Золотухина-Аболина, Т.П. Матяш, И.А. Негодаев, М.К. Петров, С.Я. Подопригора, А.В. Потемкин, В.А. Рамих, Е.Я. Режабек, СВ. Резванов, Л.В. Рябова, Ю.Р. Тищенко, О.М. Штомпель, С.Н. Яременко и др.).

Анализ литературы по проблеме субъективности человека показывает широкие эвристические возможности теоретического наследия как отечественных, так и зарубежных исследователей. Проблемная ситуация в сфере социально-гуманитарного познания жизненного мира на рубеже двух тысячелетий актуализирует новые подходы, предлагает иные методы, наряду с классическими. Мы видим одну из перспектив познания человека в анализе его индивидуальных стратегий субъективности как способов социальной идентификации и средств актуализации личностного потенциала.

Объектом исследования выступает субъективность человека.

Предметом исследования является проблема человеческой субъективности как фактора развития индивидуальности и способа социальной идентификации личности.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является социально-философский анализ понятия субъективности человека, которое отражает процессы, состояния и свойства сознания человека-толерантного.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть понятие субъективности под углом зрения проблемы
социальной идентификации человека; провести различие понятий субъ
ективности и субъектности;

определить содержание понятий "субъект социально-гуманитарного познания", "жизненный мир", "ценности и мировоззренческие ориентации как исходных для социально-философского анализа субъективности человека;

представить самосознание как целесообразное отношение человека к своим субъективным возможностям;

выявить специфику интеллекта и креативности как рационально-творческой формы субъективности и субъектности;

показать формирование толерантности как стратегии субъективности.

Теоретическо-методологические основы исследования. Теоретические предпосылки анализа человеческой субъективности формировались не только в русле социально-философской традиции, но и в рамках философской антропологии, социологии, теории педагогики, социальной психологии и других гуманитарных наук. Основой настоящего анализа явились работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные гуманистическому направлению проблемы человека в аспекте

его сущностных характеристик и актуализации личностного потенциала субъективности и субъектности индивида.

Социально-философский подход и междисциплинарность избранной темы определили методы исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, структурно-функциональный и системный анализ, типоло-гизация и классификация; принципы исследования: субъективность и объективность, холизм и элементализм, рационализм и иррационализм, свобода и детерминизм.

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Рассмотрено понятие субъективности как творчески-активное начало, как духовно-мыслительная и сенсорная стратегия человека-толерантного.

  2. Определено субъект-объект-субъектное отношение как ценностно-мировоззренческое.

  3. Исследована социально-гуманитарная компонента познания как субъективность, как стиль мышления.

  4. Проведено различие понятий субъективности и субъектности, интеллекта и креативности, креативности и творчества.

  5. Обосновано формирование толерантности к экстремальным ситуациям.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Ценностные ориентации, индивидуальный опыт, интеллект, творческие способности человека-тол ера нтного раскрываются в его субъективности как способе социальной идентификации. Субъективность мы рассматриваем как созидательное начало, духовно-мыслительную ориентацию, внутри которой только и возможно формирование ценностного отношения, проявление активности и социального интереса человека. Индивидуальная стратегия деятельности воспроизводит на собственной основе субъективность человека и развивает его функциональные отношения с культурой и социальной организацией. Общество не существует без культуры, культура не существует без субъективности; субъективность - без творчества; творчество без сознания; сознание без целостного восприятия и понимания; целостность самого человека без целостности мира. В этом экзистенциальном поле интерактивности, непрерывно расширяющемся, проявляется процессуальность состояний и свойств субъективности человека.

  2. Самоидентификация выступает как становление субъектности и формирование субъективности. Субъективность переводит содержание действительного предметного мира культуры в индивидуальный мир чувств, мышления и воли человека, формирует его личностные свойства (характер, интеллект, креативность и др.); субъективность есть то, чем «Я» являюсь для «себя». Субъектность - это ориентация, направленность действий (самореализация), актуализация субъективности челове-

ка. Субъективность - духовно-мыслительное и субъективно-идеальное состояние; субъектность - креативное свойство личности, активное действие, способ ориентации; субъект - социокультурный индивид в его субъективности и субъектности. Субъективность в противоположность социальности - это не просто нечто противоположное внешней реальности. Разграничение проходит внутри собственного «Я». В понимании противоположности человека самому себе как сущего к должному заключено понимание субъективности. Субъективность человека проявляется в полной мере тогда, когда она действует в качестве субъекта действия, его субъектности. Субъективность есть внутреннее содержание состояний и свойств личностной структуры человека, которая конституирует его деятельность, общение, познание. Субъективное не противостоит объективному; оно интенционально, направлено на духовный и предметный мир культуры и общественных отношений.

  1. Субъективные качества личности могут быть поняты как проявления единого мировоззренческого отношения человека к миру. В концепции мировоззренческого знания и отношения, преодолевается граница между субъектом и объектом. Отношение становится ценностным, субъект-объект-субъектным отношением, основанием субъективности человека. Здесь реальность ощущается и воспринимается чувствами, переживается эмоционально, представляется креативно и отражается понятийно. Человек идентифицируется. Истины творческого вдохновения и интеллектуальной формы сближаются. Возникает новое понимание знания - знания, в сферу которого включена субъективность человека.

  2. Современная научная рациональность формируется в предельно широком социально-гуманитарном пространстве, которое отражает потребности в модернизированном философском представлении о типе рациональности, единстве человеческого разума и культуры. Поэтому проблема рациональности и культуротворчества акцентирует внимание философии к методологическим проблемам социально-гуманитарного знания. Одной из важнейших особенностей последнего является его субъектная природа понимания. Жизненный мир - это предмет познания не естествознания, а социальных и гуманитарных наук; он относителен в связи с историческими, культурными и социальными нормами развития общества, субъективностью человека, переживающего его в опыте. Жизненный мир: является основанием научных идеализации; он субъективен, то есть дан человеку в контексте практики, ценностей и целей; выступает как культурно-исторический выбор; обладает априорными структурными характеристиками, на основании которых только и возможно формирование научных абстракций.

5. Адекватной гуманистическому мировосприятию является диалогическая природа самосознания. Диалог, как установление интерактивных связей между индивидуальными ценностными ориентациями, оказы-

вается не средством поиска неизменного «Я», а средством самосознания, его процессуальносги. Исходным моментом становления диалогической природы самосознания является самоидентификация. Диалог, в котором связи и отношения строятся по принципу толерантности, становится формой самореализации человека и способом воспроизводства глобали-зационных и модернизационных процессов, происходящих в современном обществе. Социальная философия, выводящая "частные" цели и ценности на уровень мировоззренческих обобщений, становится основанием осмысления диалогической культуры. Основная тенденция исследования данной проблематики — это сближение понятия самосознания с проблемой нравственно-философского подхода к самоопределению личности.

6. Формирование толерантности - это потребность человека в самореализации, актуализация его способностей и социального опыта при общении с другими людьми. Благодаря толерантности, у человека возникает ощущение полноценности собственного «Я» и нравственного смысла отношения к «Другому». Чем более развито «Я», тем более значимо его толерантное воздействие на окружающих. И, наоборот, самореализация личности оказывается затрудненной, если человек избегает ответственности перед другими людьми. Тогда его «Я» остается нераскрытым, а самореализация не состоявшейся. Каждый человек имеет определенный энергетический уровень взаимодействия с другими людьми. Данный уровень может варьироваться от апатичности, безразличия и равнодушия до позитивной созидательной активности. Уровень активности может играть конструктивную роль в сочетании с социальным интересом (толерантность) или деструктивную роль с отсутствием социального интереса или его дефицитом (интолерантность). В основе формирования толерантности должно находиться комплементарное взаимодействие, взаимодополнение социального интереса и активности человека. Толерантность к экстремальным ситуациям является катализатором личностного роста, предполагает наличие адаптационного потенциала человека, который определяет индивидуальные возможности в преодолении трудных ситуаций.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования определяется ее актуальностью. Предложенные нами результаты социально-философского анализа субъективности человека задают методологическую направленность объяснению процессов, состояний и свойств личностной структуры человека. Выводы позволяют расширить теоретические представления в области социальной философии и культурологии, социологии, психологии и педагогики. Теоретические обобщения могут быть использованы в учебном процессе преподавания дисциплин «Философия», «Культурология», «Социология», «Психология и педагогика», а также элективных курсов «Проблемы самореализации че-

ловека», «Этика делового общения», «Культура делового этикета».

В практическом аспекте результаты проведенного анализа должны помочь человеку: осознать внутриличностные проблемы и наметить пути преодоления кризиса идентичности; сформировать социальный интерес и проявить позитивную активность человека в реальном жизненном мире; раскрыть рационально-творческий потенциал своей субъективности; овладеть методикой формирования толерантности к экстремальным ситуациям.

Апробация проблемы. Полученные результаты докладывались на всероссийской научной конференции «Перспективы самоорганизации современных обществ в стратегиях глобального развития» (г. Саратов, декабрь 2005), региональной научно-методической (г. Новочеркасск) и научно-практических (г. Ростов, ДГГУ) конференциях, теоретических семинарах кафедры философии Донского государственного технического университета, опубликованы в 6 работах общим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы -230 названий. Объем диссертации -159 с.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ субъективности человека