Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы Кишукова, Агнесса Петровна

Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы
<
Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кишукова, Агнесса Петровна. Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кишукова Агнесса Петровна; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т].- Пятигорск, 2011.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/220

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы анализа человека как самоорганизующейся системы 13

1.1. Развитие основных подходов к анализу понятий «система», «самоорганизация» и «синергетика» 13

1.2. Общество как самоорганизующаяся подсистема биосферы 37

1.3. Проблема биосоциального в самоорганизации человека 55

Глава II. Преемственность поколений и причины деструктивности в самоорганизации человека 75

2.1. Преемственность поколений как форма самоорганизации человека...75

2.2. Природные аномалии как причина деструктивности в самоорганизации человека 91

2.3. Детерминанты деструктивности в самоорганизации человека как целостной системы 110

Заключение 141

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Обращение к проблеме самоорганизации человека обусловлено тем, что современное общество находится в переходном состоянии и претерпевает глубокие социально-экономические, политические и духовные изменения. Эти изменения свидетельствуют о вступлении человечества в качественно новое состояние, где существующие противоречия сложны и многообразны.

Самоорганизация человека имеет непосредственное отношение к глобализации, которая сейчас имеет первостепенное значение для всего человечества. В этом плане в настоящее время одной из актуальных проблем является то, в каком направлении развивается и будет дальше развиваться самоорганизация человека.

Для решения существующих противоречий и проблем современной эпохи необходимо обратиться к синергетике, так как она позволяет рассматривать мир в его целостности и многообразии. Вместе с тем, классическая парадигма общественного знания в современную эпоху не способна в полной мере дать ответ на все вопросы самоорганизации человека. Представляется, что в настоящее время наиболее эффективным и адекватным методом исследования самоорганизации человека является синергетика.

Синергетический подход позволяет по-новому, под новым углом зрения рассмотреть проблему человека как самоорганизующейся биосоциальной системы. Данный метод дает возможность междисциплинарно подойти к проблеме человека, к области его бытия, выявить подлинную сущность человека, его взаимосвязанные стороны, роль культуры и духовных ценностей в синергии человека и социума.

Актуальность данной темы диссертационного исследования обусловлена еще и тем, что источником саморазвития индивида является сознание. Это, разумеется, ограничивает и обедняет многообразие и богатство человеческих поступков. В силу этого для всестороннего исследования человека как самоорганизующейся системы, наряду с другими установками, необходим синергетический подход.

Степень научной разработанности проблемы. Научному анализу самоорганизации человека посвящено значительное количество работ. Определенную роль в обосновании данной проблемы сыграли взгляды мыслителей прошлых лет, идеи которых способствовали утверждению целостного подхода к пониманию человека и природного мира как явлений, неразрывно связанных в составе универсума. В этом плане можно выделить конфуцианскую разновидность продвижения личности по пути развития.

Согласно конфуцианству развитие личности определяется, с одной стороны, ее собственными усилиями, а с другой - волей Неба, которая выражает у Конфуция главную нравственную силу, дао.

В отличие от этого в философии древнеиндийского буддизма развитие человека есть абсолютное вычищение его психики от всех хотений, физических и идеальных потребностей, до таяния в небытии.

Древнегреческие философы стремились обосновать идею о том, что человек есть часть космоса, а моральное развитие осуществляется на основе разума.

В средневековой философии идеала совершенства человек может достигнуть, лишь сближаясь с богом и с помощью бога.

Представители эпохи Возрождения (М. Монтень, Н. Кузанский и другие) утверждали, что развивать себя - это значит осуществить все то, что содержится в личности в свернутом виде.

В отличие от них философы Нового и новейшего времени Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббс, Л. Маслоу, Э. Келли, К. Роджерс и другие в самоорганизации индивида главное значение придавали общественной среде. Развивая идею совершенствования человека, они отмечали позитивную роль социума в деле развития индивида. Однако представители экзистенциализма Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель и другие общество, по отношению к человеку, расценивали как нечто отрицательное, как агрессивную силу, заглушающую в личности все дельное. Отсюда делался вывод, что всю ответственность за осуществление содержащихся в человеке потенций несет сам индивид.

Но некоторые ученые вообще отрицают саморазвитие человека вследствие немыслимое его практического воплощения. Например, 3. Фрейд утверждает, что поскольку у индивида биологическое доминирует над общественным, то нет смысла говорить о развитии индивида.

В русской философии дореволюционного периода по вопросу саморазвития человека существовало несколько течений. В трудах И.С. Пересветова, С. Тимофеева и других нравственное развитие человека рассматривается в аспекте осознания индивидом необходимости выполнения патриотического долга перед Родиной.

Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Хомяков, И. Киреевский и другие в своих работах разрабатывали нравственное самосовершенствование личности с позиции религиозной философии.

В трудах П. Лаврова, А. Радищева, Н. Чернышевского, С. Полоцкого и других нравственное самосовершенствование человека определяется формой управления, правовыми нормами.

Ученые советского периода вопросы самоорганизации человека пытались рассмотреть с позиции марксистско-ленинской идеологии, где основное значение придавалось социальной среде. Вместе с тем, ценность работ этого периода состояла в том, что весьма глубокое освещение получили проблемы активности индивида в процессе духовного самосовершенствования. В этом отношении можно выделить труды таких авторов как Л.П. Буева, С.Ф. Анисимов, А.А. Бодалев, М.И. Бобнева, П.С. Гуревич, К.Н. Корнилов,

Л.И. Игнатовский, А.Г. Ковалев, Л.С. Выготский, СМ. Ковалев, М.С. Каган, Л.И. Коган, И.С. Кон, Н.Н. Кругов, А.Н. Леонтьев, и других.

В отдельных работах этих ученых отражена идея самовоспитания. Представители этого взгляда отмечали, что трудность указанной цели состоит в том, что она требует конкретного уровня нравственно-психологической зрелости. В силу этого результативный этап для самосовершенствования - это молодой, т.е. подростковый возраст.

С нашей точки зрения, недостаток такого подхода заключается в том, что такой взгляд на самоорганизацию человека ограничивается непродолжительным периодом жизни. При таком подходе после подросткового периода организация индивида заканчивается.

В работах другой части авторов советского периода особое внимание в организации человека уделяется прогрессивному, поступательному развитию индивида по закону диалектического материализма от низшего к высшему. При таком линейном взгляде на организацию индивида развитие человека заканчивается общественной зрелостью личности.

Возникновение синергетики позволило рассмотреть проблему самоорганизации человека под новым углом зрения. В отличие от всех предшествующих взглядов, синергетика предполагает альтернативность, множественность и многозначность, открытость и незавершенность, коммуникативность и диалогичность.

Создателями синергетики являются И. Пригожий и Г. Хакен, труды которых заложили базу для создания этого нового направления в науке. В данное направление вошли: «синергетика лазера» Г. Хакена, теория дисси-пативных структур И. Пригожина, «познание сложного» Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, К. Майнцера и других, теория взаимопереходов: «порядок - хаос» Ю.Л. Климонтовича, Ф. Муна, В.В. Василькова и других.

Свой вклад в разработку концепции самоорганизации в аспекте общей теории информации внесли В.И. Антонов, Ю.Ф. Абрамов, О.В. Бондаренко, В.В. Мантатов и другие.

В настоящее время немало работ, связанных с возможностями синергетики как постнеклассического междисциплинарного направления научных исследований, ее методологией, посвященных анализу возможностей ее приложений в многообразных отраслях научного знания. С этих позиций в своих трудах провели ценные исследования такие авторы, как А.И. Алешин, И.С Акчурин, А.А. Ахутин, И.С. Алексеев, Л.А. Воронин, В.А. Лекторский, И.П. Меркулов, B.C. Швырев, Ш. Гайденко, B.C. Стенин и другие.

В работах этих исследователей особое внимание уделяется анализу «синергизма» теории и эксперимента в ходе научного познания.

Существенный вклад в разработку синергетики как методологии внесли труды А.А. Воронина, Р.С Карпинской, Г.Б. Жданова, А.П. Огурцова, Б.А. Мамчур, М.И. Панова и другие.

В современных условиях синергетический метод широко используется при исследовании такой проблемы, как миграция населения, в трудах Р. Мертона, Т. Райнова, В. Вейдлиха и других, а также при изучении современных демографических проблем в работах Е.Я. Фрисмана, И.М. Дьяконова и других, отдельных сторон культурологических проблем в трудах Н.И. Жинкина, В.И. Аршинова, В.Н. Поруса, С.С. Розовой, М.К. Петрова и других, при анализе вопросов современного образования и воспитания в иссле-; дованиях Р.Г. Баранцева, В.П. Бранского, М.А. Басина, В.Г. Буданова, В.Э. Войцеховича, И.С. Добронравовой, В.Э. Делокарова, B.C. Егорова, Ю.А. Данилова, Е.Н. Князевой, Ю.К. Крылова и других.

Несмотря на наличие большого количества работ по синергетике, остается весьма слабо исследованным ее использование при разработке социальных проблем. Это обусловлено спецификой самого социума, сложностью его как предмета исследования. Однако еще более сложные трудности возникают при исследовании человека. Представляется, что указанные трудности обусловили рассмотрение человека в разных аспектах в контексте синерге-тического подхода в исследованиях общественных проблем. Однако сейчас еще не разработана целостная концепция о человеке как о самоорганизующейся системе с единых методологических и мировоззренческих позиций. В данном диссертационном исследовании автор пытается восполнить этот пробел.

Объектом исследования является человек как компонент социопри-родного мира.

Предметом исследования является процесс самоорганизации человека.

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском обосновании эпистемологических оснований самоорганизации человека как единой системы природного и социального мира.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

осуществить рассмотрение основных методологических подходов к вопросу самоорганизации в ходе анализа понятий: «система», «самоорганизация», «синергетика» и дать им оценку;

осуществить сопоставительный анализ механизмов самоорганизации систем биосферы различного уровня, раскрыть общее в них;

выявить связи взаимоотношения общества и биосферы, установить единство человека и других систем природного мира, участвующих в общих процессах самоорганизующейся биосферы;

- определить роль биологического и социального в самоорганизации
человека;

- раскрыть особенности участия биосферы и социальной среды в орга
низации структурных элементов индивида;

рассмотреть роль преемственности как особой формы информации в формировании нового уровня организации человека;

определить главные детерминанты деструктивной формы направленности самоорганизации индивида.

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании особое внимание уделяется системному и синергетиче-скому подходам. Синергетический подход позволил раскрыть общие закономерности самоорганизации человека. Теоретической основой данной работы являются идеи, выдвинутые в работах создателей синергетики: И. Пригожина, Г. Хакена, М. Эйгена, Дж. Николиса, И. Стенгерса, а также труды российских и зарубежных исследователей, в которых получили дальнейшее развитие проблемы синергетики.

Применение синергетического подхода допускает междисциплинарный метод, который дает возможность проанализировать проблему с точки зрения различных наук. При социально-философском анализе самоорганизации человека мы применяем теоретическую базу в области биологии, генетики, психологии, социологии, медицины.

В качестве общенаучных методов в диссертации использовались: анализ, синтез, аналогия и сравнение. Эти подходы дали возможность осуществить сравнительный анализ механизмов самоорганизации человека и других систем природного мира, раскрыть в нем общее, присущее для всех систем, и особенное, характерное лишь для человека. Данное исследование позволило сделать обобщения и выводы. Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют также общефилософские принципы и методы исследования, т.е. принципы всесторонности, историзма, социально-философские методы, такие как конкретно-исторический, историко-ретроспективный, метод единства исторического и логического в социальном познании.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе обоснована авторская концепция, выражающая единство онтологических и социально-философских оснований самоорганизации человека как сложной биосоциальной системы:

определены главные эпистемологические принципы, выражающие понимание условий и методов организации структурных элементов человека во взаимосвязи с самоорганизующейся средой обитания;

обоснована узость прошлого линейного взгляда, и показано, что самоорганизация человека - сложный многогранный процесс;

доказано, что преемственность поколений выступает как форма самоорганизации человека, а культура - как специфическая форма информации и ее организующая сущность;

выявлен характер воздействия природных аномалий на физическое здоровье человек;

с синергетических позиций обосновано, что отсутствие душевного равновесия и гармонии человека с окружающей средой обуславливает различные формы деструктивных процессов;

на основе анализа состояния социума в бифуркационный период делается вывод о том, что «мир рациональности» и «мир гуманности» должны и могут быть в гармонии.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Социум, будучи частью биосферы, находится в единстве с остальными предметами природного мира и соучаствует в самоорганизации биосферы и во всех биосферных процессах. При этом постепенно человеческое общество становится в биосфере могущественным фактором, изменяющим с возрастающей быстротой как структуру самих основ биосферы, так и свою собственную биологическую и социальную природу. В результате этого человек, будучи объектом и вершиной эволюции биологического и социального миров, постепенно становится субъектом и ведущим фактором преобразования своей среды и всех форм жизни на Земле.

  2. С точки зрения синергетики самоорганизация человеческого индивида, как и любая система живой природы, подчиняется общим закономерностям живой материи ив то же время обладает своими более сложными специфическими особенностями. Данная особенность в самоорганизации человека обусловлена более сложной структурой индивида и многоуровневостью внешних влияний. Прогрессивное развитие системы человеческого организма связано с приобретением его способности к прижизненным процессам.

  3. Человек как живая система подчиняется фундаментальным биологическим законам и в этом отношении обладает особенностями, присущими всему живому на Земле. Но самоорганизация человека развивается при ведущей роли социального на основе синергизма биологического и социального. Это означает, что в самоорганизации человека происходит не поглощение биологического социальным, а установление множества их взаимосвязей, направленных на утверждение целостности.

4. Природный мир и человеческое общество одновременно вы
ступают внешней средой, а также элементами и соучастниками самоор
ганизации человека. Направленность процесса самоорганизации чело
века определяется конкретными признаками природной и социальной
среды.

5. Природный мир не есть просто внешняя среда, из которой че
ловек черпает вещество и энергию, ибо она активно влияет на его са
моорганизацию на биологическом уровне. При этом природные анома-

лии влияют на физическое здоровье и, соответственно, на самоорганизацию человека.

  1. Отсутствие жесткой однозначной связи между социальной программой и действием личности дает существенную свободу действий, чем генетическая «память». С позиции синергетики человек, который не способен совершить правильный выбор поведения, выступает базой для деструктивных проявлений в самоорганизации человека на социальном уровне.

  2. Самоорганизация человека представляет собой целостную систему. В данной системе принцип самоорганизации человека в интересах целого есть важнейшее условие устойчивого развития общества.

Теоретическая и практическая значимость. Научно-практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования предполагают новое понимание проблемы самоорганизации человека. Результаты и материалы работы могут быть использованы для дальнейшей разработки синергетического подхода к проблеме индивида и более широких исследований многообразных аспектов самоорганизации человека.

Полученные теоретические результаты и выводы исследования позволяют отойти от устаревших мировоззренческих установок, разработать целостный взгляд на мир, понять место человека в этом мире и стать теоретико-методологической основой в комплексном решении вопросов педагогики, изменения подхода к вопросам воспитания.

Материалы диссертационного исследования по вопросу деструктивных процессов могут помочь человеку рационально осуществлять свои отношения с окружающим миром на конструктивной основе, а заранее принятые меры по предупреждению возрастания и обострения хаоса в сложных общественных системах могут создать возможности для устойчивого развития социума.

Научные выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при составлении плана по оптимизации главных факторов природной и общественной среды конкретных регионов.

Полученные результаты диссертации могут быть использованы при написании учебно-методических пособий, для чтения курсов лекций студентам высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования сообщались на региональных, межреспубликанских и межвузовских научных конференциях и методологических семинарах кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета. По теме диссертации опубликованы пять статей, общим объемом 1,2 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит

из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка. Объем текста составляет 164 машинописные страницы, библиографический список состоит из 218 наименований.

Общество как самоорганизующаяся подсистема биосферы

В разные исторические периоды ученые стремились объяснить роль природы для человека. Позиция европейской цивилизации предопределена дуальной моделью мира. Указанный образец получает свое законченное выражение в рационализме Нового времени: мир как бы поделен на две противоположности - субъект и объект; цель разума -познать материальную реальность и применять ее в своей практической деятельности. В результате этого раздвоения появилась возможность существования одного за счет другого, формируется тип отношения господства-подчинения. Такое противопоставление обусловило то, что субъект стал смотреть на природу как на среду удовлетворения своих материально-экономических потребностей.

В этой связи следует отметить, что в истории общества существовала иная традиция. Мы уже отмечали, что традиция древних мыслителей вела к утверждению целостного подхода к осознанию природного мира и человека как явлений, неразрывно связанных в составе универсума.

В этой связи следует отметить, что во взглядах мыслителей Древнего Китая мир природы и человека, образует такое неделимое целое, что любое неправильное действие людей влечет за собой пагубные изменения в природе. Еще с древнейших времен философы Китая полагали, что образ жизни правителя вызывает стихийные бедствия: засуху, наводнения, болезни и голод, поэтому в одной из древних книг предписывалось исполнять пять правил: хороших дел, надлежащего поведения, достойных речей, взглядов, мыслей. Китайские мыслители пытались доказать, что без их выполнения невозможно правильное чередование пяти стихий и пяти явлений природы (дождь, солнце, жара, холод, ветер). По их мнению, этими пятью стихиями обусловлены пять планет, пять цветов, пять звуков, пять органов чувств, пять свойств психики, пять типов человеческих отношений в обществе. Итак, формируется многомерная структура, где все взаимообусловлено, как «пять постоянств». Элементы этой структуры неразрывно взаимосвязаны, расстройство одного компонента ведет к нарушению ритма целого. С точки зрения древнекитайских мудрецов, в основе всего лежит энергия, которая постоянно видоизменяется, принимает разные формы. Они полагали, что все «ци» - вселенская энергия, которая то сгущается и образует «вещи», то разрежается, переходит в чистую энергию. При этом первоначально энергия светоносна, вечна, подчиняется своим законам, включает в себя все позитивные потенции. Согласно китайским мыслителям, в ходе неправедной жизни людей энергия отражается, теряет равновесие. В то же время начинает превалировать один из двух видов энергии - инь-ци (темное, холодное) или ян-ци (светлое, теплое).

С точки зрения мудрецов Древнего Китая, человек возникает после того, как начальный эфир (ци) разделился на два начала: инь и ян. Мыслители Китая полагали, что космическое предназначение человека состоит в том, чтобы преодолеть расколотость универсума, объединив в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердое и мягкое, покой и движение. После прихода в мир земной человек вместе с небом и землей составили великую Триаду, в которой каждый элемент порождает свой, особый мир, а вместе - весь комплекс вещей.1

Мудрецы Древнего Китая отмечают, что в мировом пространстве человек занимает срединное положение между небом и землей, чтобы выполнить свою главную миссию: быть связующим звеном, необходимым элементом целого. Отсюда делается вывод, что человек приходит в этот мир не главенствовать и не покорять и распоряжаться природой, а лишь устранять сбои и ошибки, которые вкрадываются в процесс самоорганизующегося мира. Индивид связан с ним множеством нитей, которые непрерывно влияют друг на друга. Из этого факта мыслители выводили неизменное чувство ответственности человека за свое поведение на высшем, «космическом» уровне. Философы Древнего Китая подчеркивали, что во временном пространстве у личности непрерывно существует как прошлое, так и будущее, ибо время движется по кругу и все возвращается к своим истокам. В силу этого будущее не привлекает огромного внимания. Они считали, что у человека такая же судьба: появившись и выполнив в этом мире свое предназначение, он снова отправляется в небытие. В силу этого смерть у китайцев не исчезновение, а «возвращение», но возвращение в новой ипостаси, вследствие того, что великий путь Дао непрерывно из старого материала лепит все новые формы - и здесь ничего не исчезает, но ничего и не остается неизменным. Согласно древним китайцам, жизнь - это всего только сон и потому не следует бояться Великого Пробуждения.1

Согласно даосам, важной жизненной задачей является соблюдение «меры вещей», которая требует единства человека с природой. По мнению представителей Дао, если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигает неудача. Это обусловлено тем, что мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. В том случае если кто-либо захочет манипулировать им, то он уничтожит его. «Если кто хочет присвоить его, потеряет его»." Таким образом становится очевидным, что в этих простых словах древнего мыслителя содержится великая мудрость и предостережение для всего человечества.

Следует также сказать, что идея единства человека и универсума характерна и для воззрений Древней Индии. Об этом свидетельствует тот факт, что для индо-буддийского мировоззрения характерен принцип недвойственности мышления, то есть целостный взгляд на мир. Заметим, что в данном принципе место привычного для нас «одно и другое» занимает принципиально иной тип связи - «одно в другом» или «одно во всем и все в одном». Следует подчеркнуть, что для буддизма осознание этого логического принципа является первым и главным признаком начала «просветления».1

С точки зрения буддизма, естество всего сущего и несущего принципиально Неделимо: каждая дхарма есть в то же время и микрокосм (единичное проявление мира, его индивидуальное выражение), и макрокосм (вместилище мира). Подчеркивается, что в каждом мгновении заключена вечность, в каждой капле морской воды сконцентрирован океан. Они пытались обосновать, что каждый человек - это микрокосм, вмещающий в себя мир.

Проблема биосоциального в самоорганизации человека

Взаимоотношения биологического и социального включают в себя важнейшие проблемы эволюции биосферы нашей планеты, стихийного и разумного регулирования отношений человека и природы, генетического и прижизненного совершенствования человека.

Эволюция человека в пределах биосферы проходит стадии био- и антропогенеза. В ходе дальнейшего становления человека вступает в действие другой тип эволюции, основанный на передаче от одного поколения к другому приобретенного исторического опыта, техники, знания, культуры и образа жизни.

Постепенно социум становится в биосфере могущественным фактором, изменяющим с возрастающей быстротой как структуру самих основ биосферы, так и свою собственную биологическую и социальную природу. Таким образом, человек, будучи объектом и вершиной эволюции биологического и социального миров, постепенно становится субъектом и ведущим фактором преобразования своей среды и всех форм жизни на Земле.

Проблема исследования роли человека в современном обществе требует рассмотрения человека как активного созидателя, творца настоящего и будущего, несущего полную ответственность за свои поступки, намечающего и реализующего пути своей самоорганизации в процессе дальнейшего развития цивилизации. Это проблема стоит сегодня, как никогда, остро, ибо от самого человека сейчас зависиі, удастся ли вообще сохранить жизнь на планеге. Данная проблема треб еі ответа на следующие вопросы: не ограничены ли возможности человека природными свойствами и не определяют ли эти свойства его цели и интересы, формы и направленность поведения, не снимают ли его ответственности за собственные поступки? Не запрограммированы ли поступки человека в наследственном веществе? Ответ па эти и другие подобные вопросы в значительной степени зависит от того, как понимается соотношение социального и природного в самоорганизации человека. В настоящее время существуют различные концепции по вопросу соотношения социального и биологического. Одни авторы выделяют концепцию, носящую биологический характер, другие же, напротив, концепцию, которая недооценивает роли психологического. Отдельные ученые утверждают, что все стороны жизни человека в процессе его самоорганизации детерминируются его генами. Исходя из этого, они все нормы поведения предлагают рассматривать в лологи-ческом плане. Но существуют взгляды, где всё сводится к социальной среде и места для природного, биологического в человеке вообще не остается. Заметим, что особенно остро стоит проблема социального и биологического, когда речь идет о ситуациях, формах, типах человеческого поведения, в которых поляризуются сами человеческие взаимоотношения (о проявлениях добра и зла, героизма, творческом труде или социальной пассивности; ответственном отношении к делу или нарушении норм человеческого общежития, антиобщественных поступках). Говоря о таких типах взаимоотношений, следует сказать, что именно в экстремальных ситуациях, в конфликтах и противоречиях проявляются как лучшие, так и худшие стороны людей. Все это требует ответа на следующие вопросы.

Что известно сейчас генетике о наследовании человеческого пове дения? Каково соотношение биологических и социальных факторов, оказывающих воздействие на самоорганизацию и поведение челове ка? Как влияет это соотношение на самоорганизацию и отвеїсівен ность человека перед государством и обществом? Как могут быть ис пользованы социальные и биологические факторы в целях самоор ганизации человека? Понять суть этих вопросов невозможно без исследования эволюции человека, которая привела к появлению вида Homo Sapiens, и проанализировать в чем состоит диалектика взаимодействия социального и биологического в индивидуальном развитии поведения современного человека. Рассмотрение проблемы социального и биологического начнем с ответа на два вопроса: как при переходе от исходного животного вида к предкам человека возникла способность личности к самоорганизации и к целенаправленному труду? В чем состояла сущность процессов эволюции, которая, преобразуя предков человека на протяжении миллионов лет, создала «человека разумного»? На первый вопрос нельзя еще дать полного и исчерпывающего ответа. Поэтому можно лишь отметить, что путем генетической эволюции особи исходного вида животных приобрели способность такой формы отражения действительности, при которой оказалось возможным перейти к самоорганизации человека и к разумным целенаправленным действиям. В этой связи А.В. Брушлинский отмечает, что если в наследственных задатках вовсе нет ничего специфически человеческого, социального, которое затем привносится извне, и если новорожденный появляется на свет, имея задатки только к биологическим, не специфически человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то вроде животного.1

Скачок из царства животных к человеку происходил на протяжении миллионов лет эволюции гоминид и предполагал взаимодействие новых биологических свойств отражения с определяющим влиянием труда в процессе формирования самоорганизации. В случае, если бы не было влияния труда, ранний предок человека не дал бы начала виду Homo Sapiens.

Природные аномалии как причина деструктивности в самоорганизации человека

Исследования, касающиеся воздействия космическо-планетарных связей на биосферу, был начаты в XIX в. с исследования влияния солнечного света. Например, Д. Хэдсон еще в 1873 году ввел понятие «волны видовой жизни», имея в виду периодическое усиление представленности того или иного вида, иногда захватывающего новые ареалы обитания, внезапно или беспричинно наступающее резкое уменьшение видовой численности, вплоть до почти полного исчезновения. Несколько позже С.С. Четвериков объяснил происхождение таких «приливов» жизни циклическими изменениями внешней среды (колебаниями климата, наличием соперничающих видов и т.д.), обуславливающих благоприятные условия то для одного, то для другого вида.

Существенную роль в изучении воздействия солнечной активности на организм человека сыграли работы А.Л. Чижевского. Этот ученый исследовал события, сопровождавшие эпидемии древности (упомянутые не только в исторических сочинениях, но и поэтами - Софоклом, Овидием, Лукрецием и другими),- как правило, эти события оказывались стихийными бедствиями. Разработки этого ученого охватывают длительный период истории и оканчиваются результатами современных ему авторов (Б. Дюлль), проанализировавших около 70 тысяч смертных случаев в крупнейших городах Европы и показавших их связь с солнечной активностью.

В этой связи А.Л. Чижевский пишет: «Казалось бы, смерть и Солнце не могут пристально взирать друг на друга, однако это неверно, бывают дни, когда для больного человека Солнце является источником смерти..». В другом месте автор отмечает: «... И человек, и микроб -существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями».

Концепция А.Л. Чижевского дала возможность установить взаимосвязь солнечной активности и вспышек многообразных эпидемий. Например, по его мнению, скачки гриппозной эпидемии либо точно совпадают с ростом солнечной активности, либо отстают на один - два сезона." По мнению А.Л. Чижевского, солнечные излучения в период активности оказывают влияние на глубокие жизненные функции человека: на нервную систему, на центры дыхания, кровообращения. Он отмечает, что для крепкого индивида они мало ощутимы, но для больных, ослабленных людей могут стать смертельными. Ученым выявлено, что воздействие периодической активности Солнца захватывает обширную область явлений - величину урожая, время и пышность цветения растений, интенсивность размножения и миграцию насекомых, рыб и грызунов.

В этой связи следует отметить, что, развивая идеи А.Л. Чижевского, К. Морель выявил взаимосвязь солнечных бурь и увеличения эпилептических припадков, а также суицидных попыток и убийств.

Автором раскрыта зависимость дорожно-транспортных происшествий в разных странах и городах. Он выявил, что в дни высокой солнечной активности количество происшествий в 2 - 4 раза превышает их в дни «спокойного Солнца». Вместе с тем, прослеживается 27-дневная цикличность.

На основе вышеизложенного все разнообразие деструктивных влияний можно свести к трем основным факторам - продуктивности биосферы, ее сезонной ритмике и функциональному состоянию организма, которые и зависят в целом от уровня солнечной активности.

Представляется, что солнечная вспышка является весьма сложным явлением, при котором осуществляется излучение волновой и корпускулярной радиации. Заметим, что в конкретной очередности она достигает околоземного пространства, порождая внезапные ионосферные излучения, магнитные бури, полярные сияния, аномальную ионизацию верхних слоев атмосферы. Воздействия на атмосферу так сильны, что в метеорологии укрепилось мнение, что «кухня» погоды находится на Солнце.

Как правило, под погодой имеется в виду состояние нижнего слоя атмосферы (тропосферы), характеризующееся комплексом метеорологических элементов. Образование погоды происходит под воздействием солнечной активности, специфики атмосферы и местных признаков поверхности Земли.

Главными признаками физического состояния атмосферы выступает температура воздуха и его влажность, атмосферное давление. Современная наука проливает свет на то, что скорость движения воздуха (ветер) также выступает существенным составляющим компонентом погоды. Появление этого компонента обусловлено неравномерностью нагрева воздуха и неравномерностью атмосферного давления. Существенную роль играют циклоны и антициклоны, образование которых определяется солнечной активностью.

В соответствии с гипотезой А.В. Дьякова, в силу того, что для возникновения циклонов требуется поступление энергии, черпаемой из солнечной активности, их происхождение совпадает с максимумами площади пятен на Солнце, повторяющимися через 18-22 суток, которые совпадают и с собственными колебаниями атмосферного давления, имеющими период 18-25 суток. По его мнению, во время падения активности Солнца, когда приток теплого воздуха на нижних широтах ос лабевает, антициклоны преобладают внутри континентов и в полярных районах. Постоянное появление циклонов и антициклонов в разных областях обусловливает изменение атмосферного давления.

Представляется, что температура воздуха зависит от нагрева почвы и воды, от солнечной радиации, а также степени влажности и загрязненности воздуха. Заметим, что влажность воздуха обуславливает количество осадков и количество ультрафиолетового излучения, достигающего Земли. Наиболее комфортными условиями считают условия при влажности воздуха 50% и температуре 16-18С.

Детерминанты деструктивности в самоорганизации человека как целостной системы

В процессе анализа преемственности были выделены два принципа: сохранение положительного содержания и приращение его в процессе синтеза, отстаивая бесконфликтность поколений; отрицание антиобщественного, негативного, всего изжившего от прошлого. Однако человек воспринимает культуру избирательно, исходя из своих потребностей, интересов, предпочтений и т.д. В этой связи следует сказать, что современные глубокие социальные изменения заставляют по-новому, под новым углом зрения взглянуть на ряд феноменов, анализу которых ранее уделялось недостаточно внимания. К числу таких феноменов относится деструктивность в самоорганизации человека. Деструктивная деятельность индивида представляет собой систему высшей сложности. С позиции синергетики человек имеет интегральную сущность, представляет собой «космобиопсихосоциальное единство»,1 целостное «космопланетарное явление».2 При этом человек в связи с социумом выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы. Рассматривая сущность личности и основания ее деятельности, необходимо учитывать космический аспект природы человека, который образуется из единства порядка и хаоса. Согласно синергетике, человек появился в процессе необратимой эволюции биосферы, связанной с превращением хаоса в порядок, и выступает микрокосмом, который включает в себе все потенции космоса и социума. Представляется, что личность - это универсальный вихрь всех порядков жизни. С позиции синергетики в человеке приходят в противоречие силы Вселенной (хаос и порядок), он есть конечное бытие, включающее в себя бесконечный спектр космического бытия. По мнению многих авторов, человек - это микрокосм, сложная «копия» породившей его Вселенной.1 В этой связи следует подчеркнуть, что космическое соединение хаоса и порядка оказывается интериоризированпым (перенесенным во внутренний мир индивида) и выражается в виде постоянно ведущейся борьбы между страстью и рассудком.

В силу того, что личность выступает сверхсложной системой, мы не можем трактовать ее деструктивную деятельность, рассматривая только отдельные элементы данной системы (физиологию, психику, биологию и т.п.), ибо самоорганизацию человека как сложной системы невозможно объяснить исходя лишь из ее элементов. Вследствие этого раскрыть природу деструктивной деятельности личности возможно, лишь рассматривая человека как целостную систему и применяя прин-ципы синергетики, сформулированные- в работах И. Пригожина," И. Стенгерса,3 Г. Хакена,4 Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова.""1

Человек как самоорганизующаяся открытая система есть динамическое состояние, процессирующее тождество сохранения изменения. Заметим, что наиболее общим способом обеспечения динамического равновесия подобной системы, сбережения его через изменения выступают флуктуации. Согласно И. Пригожину, все системы включают подсистемы, которые непрерывно флуктуируют. По его мнению, часто отдельная флуктуация или комбинация флуктуации могут стать (в результате положительной обратной связи), настолько сильными, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. Он подчеркивает, что в этот переломный период, выступающий как точка бифуркации, принципиально нельзя предвидеть, в каком направлении будет осуществляться дальнейшее совершенствование: станет ли состояние системы еще более хаотическим или она перейдет на новый, более высокий уровень организации, который И. Пригожий называет диссипативной структурой. На основе вышеизложенного в ходе развития системы можно выделить две противоположные тенденции: тяготение к равновесию, самосохранению, устойчивости, гомеостазу; тяготение к увеличению разнообразия, изменчивости, стохастичиостп и неопределенности.

Представители синергетики подчеркивают, что синергетические принципы универсальны: они действуют и во Вселенной, и в обществе, и применительно к анализу жизнедеятельности людей.

С этих позиций всякая живая система является открытой неравновесной системой, реализующей непрерывный обмен веществом, энергией, информацией с внешней средой - как природной, так и социальной. Исходя из идей синергетики, можно утверждать, что человеческая жизнь, как открытая система, есть непрерывный антиэнтропийный процесс, постоянная работа, противопоставленная уравновешивающему давлению внешней среды. В этой связи А.П. Назаретян пишет: «Между тем основной физический закон необратимости - второе начало термодинамики - гласит, что антиэнтропийные процессы в системе возможны только за счет роста энтропии в другой системе. Следовательно, самосозидательная работа организма требует использования энергии, высвобождаемой при разрушении других систем. Грубо говоря, жиіь значит разрушать».- По его мнению, в ходе жизнедеятельности личность, как и любая живая система, разрушает те или иные природные и социальные объекты. Отсюда, заключает автор, деструкция есть неизменный закон жизни.

Но, с нашей точки зрения, если рассматривать биологический аспект жизнедеятельности человека, очевидно, что созидательная деятельность организма оказывается возможной лишь за счет использования энергии, высвобождаемой при разрушении других природных систем. Лишь в таком случае можно сказать, что деструкция есть закон жизни. С учетом этого факта можно утверждать, что деструкция - это необходимая составляющая жизни вообще.

Но, как справедливо отмечает В.В. Карпинский, синергетический метод справедлив не только при рассмотрении человека как биологического существа, но и при рассмотрении жизненного пути личности.1 По его мнению, жизнь личности не есть линейная последовательность событий, связанных причинно-следственными связями. Он подчеркивает, что человеку свойственны трансгрессивные и губристические потребности, тяготение к самоактуализации, которые не укладываются в жесткую схему. При этом бытие личности полно случайных, незапро-граммированных событий, способных кардинально изменить траекторию жизненного движения человека. С точки зрения синергетики, жизненный путь как индивидуальная история человека включает эволюционные и бифуркационные фазы развития. Синергетика доказывает, что человеческая жизнь в период эволюционного развития характеризуется актуализацией причинно обусловленных отношений между человеком как субъектом собственной жизни и объективными жизненными изменениями как следствием активности субъекта.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы