Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное партнерство как форма социального взаимодействия Врублевская, Оксана Алексеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Врублевская, Оксана Алексеевна. Социальное партнерство как форма социального взаимодействия : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Врублевская Оксана Алексеевна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2012.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/253

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Социальное партнерство в системе социального взаимодействия 14

1.1 Понятие социального взаимодействия 14

1.2 Понятие социального партнерства 41

1.3 Социальное партнерство как форма социального взаимодействия 69

Глава 2 Социальное партнерство в процессуальности социального взаимодействия 97

2.1 Формы социального партнерства 97

2.2 Социальное партнерство как форма социальной мобилизации 121

2.3 Социальное партнерство как социальная технология 146

Заключение 172

Библиографический список 177

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования определена ходом развития российского общества, а также кардинальными изменениями в содержании всех сфер общественной жизни, повлекшими, в частности, необходимость фундаментального и всестороннего изучения процесса социального взаимодействия и в том числе социального партнерства. Теория и практика социального партнерства актуализирует их единство, изменяются их неотделимости друг от друга в условиях, когда ряд социальных экспериментов, осуществляемых в нашей стране, не учитывает исторический опыт и специфику общества, в результате чего теория социального партнерства оказывается малопродуктивной и практика социального партнерства востребует необходимость уточнения теоретических положений её в соответствии с практикой данной формы социального взаимодействия и корректировки стратегии и тактики реформирования общественных отношений.

Актуальность темы исследования «Социальное партнерство как форма социального взаимодействия» определяется также тем, что корректировка общественных отношений должна осуществляться осмотрительно из расчета того, чтобы скорректированные общественные отношения были адекватными жизни общества и служили обеспечению социальной стабильности. Объективно имеет место определенная система социальной стабильности, представленная соответствующим набором ее качеств во всех основных сферах, в том числе социальной стабильности в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни. При этом, как правило, в центре общественного внимания находится обеспечение социальной стабильности в экономической сфере общественной жизни, где посредством соответствующих институтов социального партнерства корректируются отношения между работником и работодателем, корректируются партнерские отношения между производителем и потребителем, между производителями и государством и т.д. При этом в области социального партнерства нередко сходятся отношения, свойственные различным сферам общественной жизни, так, что корректировка отношений в одной сфере общественной жизни влечет за собой необходимость корректировки отношений в других сферах общественной жизни, и, следовательно, в любом случае социальное партнерство воспроизводится залогом общественной стабильности, на основе которой становится возможным успешное разрешение всех стоящих перед обществом задач: благополучное самовоспроизведение общества, воспроизводство человека как труженика, как личности и гражданина.

Вместе с соответствующими актуальными отношениями в обществе от него требуется глубокая рефлексия принципов сотрудничества и коммуникации, диалога и консенсуса, способность адекватно реагировать на изменения социальной среды и источники возмущений в любой сфере

жизни общества противостоять тенденциям, нарушающим социальную стабильность, и препятствующим развертыванию адекватных институтов социального партнерства.

В настоящее время институциональность социального партнерства -это не только система корректировки, уточнения наличных отношений в обществе, но и система противостояния практике осуществления опасных социальных экспериментов, психологических и информационных войн, влекущих за собой непредсказуемые последствия. Институты социального партнерства в настоящее время выступают как фундаментальные инструменты управления обществом, минимизации средств достижения поставленных целей.

Функционирование институтов социального партнерства детерминируется еще и тем, что общественная стабильность в экономической сфере общественной жизни в полной мере зависит от состояния экономической конъюнктуры, способности эффективного управления и руководства.

Актуальность темы исследования вызвано тем, что цели социального партнерства могут быть не только потребительскими. Направленность социального партнерства, его целевые установки еще не стали предметом внимания исследователей, но именно они лежат в основе взаимного дове-рия партнеров и задают тот уровень взаимного доверия, на котором социальное партнерство становится возможным и задачи партнеров становятся разрешимыми, поскольку перед каждым обществом стоят свои исторические задачи. Разрешение данных задач оказывается на уровне социального взаимодействия и актуального партнерства в соответствующих сферах общественной жизни.

Отдельным аспектом актуальности избранной темы исследования является обеспечение социальных гарантий социального партнерства - институты либеральной, консервативной власти или гарантии традиционного для России единства духовной и светской властей. Так, либеральные гарантии задаются верховенством светской власти над властью духовной (данные гарантии формулируются в качестве норм права, и институты государства обеспечивают реализацию посвященных социальному партнерству норм права); консервативные гарантии задаются верховенством духовной власти над властью светской, и, следовательно, гарантами социального партнерства являются в данном случае институты духовной власти, обеспечивающие исполнение в целом норм принятого общественного договора, норм принятой идеологии, норм фундаментального вероучения, норм актуального общественного идеала и т.д. При этом духовная власть нередко пользуется услугами государства для целей претворения в жизнь установленных консерваторами социальных норм. Практика отечественного социального партнерства формировалась, главным образом, в системе принципа «всем миром», т.е. единства и гармонии духовной и светской властей. И социальные нормы, раскрывающие порядок реализации гаран-

тий социального партнерства, реализуются как институтами духовной, так и институтами светской властей. Так, оказывается, что исследование социального партнерства актуально в тех отношениях, которые диктуются на* личным соотношением духовной и светской властей, обеспечивающим его успех. При этом, во всех случаях, социальное партнерство выступает как социальное взаимодействие, предполагающее идеологию, формы и методы согласования деятельности социальных групп для обеспечения их конструктивного социального взаимодействия, а также как особый тип отношений социальных субъектов, отношений, основанных на определенных принципах процессуальное социального партнерства. Таким образом, тема данного исследования не обходит стороной практически ни одного социального института, направленность действия предполагает установление социальной стабильности. Социальная стабильность, в данном случае, выступает как устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях наличных внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры.

Проблематика социального партнерства и его использования в социальной практике выступает как дискуссионнная и одновременно до сих пор еще малоизученная. С учетом важности той роли, которую играют социальные взаимодействия в социальном партнерстве в современном мире, актуальность темы является предметом теории и практики.

Все эти аспекты и определили выбор темы данного диссертационного исследования и необходимость дальнейшего изучения данной темы.

Изучение дефиниций «социальное взаимодействие» и «социальное партнерство», выявление их особенностей раскрываются в работах зарубежных и отечественных исследователей, философов, социологов: Аристотеля, М. Вебера, Т. Гоббса, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Дж. Локка, Платона, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Спенсера, К. Маркса, А. Маршалла, Т. Парсонса, А. Смита, ПА. Сорокина, А. Турена, Ф. Энгельса и др.; в работах экономистов (Дж. Кейнс, Ф. Хайек, Дж.С. Милль), политологов (Дж. Коэн, Ф. Шмиттер и др.), правоведов (Л. Дюги, М. Ориу и др.) и др.

Изучается социальное взаимодействие в трудах Г.С. Антипина, Ю.Г. Волкова, А.А. Грицанова, В.В. Касьянова, М.Б. Маринова, В.Е. Кемерова, Г.В. Остова, С.А. Радионова, С. Фролова, а также в работах С.Н. Будяко-вой, А.Н. Качерова, Б.С. Модель, И.М. Модель, Н.В. Олукова и др.

Теоретический анализ развития социального партнерства, его реализации исследуется в трудах: М.А. Будановой, Ю.В. Васькиной, В.И. Госте-ниной, Л. Дюги, О. Левицкого, Л. Мюрдаля, М.А. Коробкина, К.Г. Кязи-мова, В.В. Нагайцева, М.В. Чепурского и др., а также в трудах А.И. Абрамова, А. Беспалова, А.А. Грицанова, С.Э. Крапивенского, М. Либоракиной,

В.А. Михеева, А.В. Михеева, В.И. Патрушева, СП. Перегудова, В.Я. Са-ленко, МЛ. Ситковой, В.Е, Степанова и др. Объективные и субъективные условия и факторы становления социального партнерства систематизируют и классифицируют В.Н. Киселев, СИ. Кубицкий, В.Г. Смольков и др.

Социальное партнерство в аспекте социального взаимодействия раскрывается в работах: А. Акрамовская, В. Борисов, А. Ветров, Ф.И. Гаину-лина, Л.А.Гордон, А.Я. Гуревич, М. Денисов, Б.Г. Збышко, С.А. Иванов, В.А. Каменецкий, В.Н. Киселев, М.А. Ковалева, В. Комаровский, В.И. Литвиненко, Э.А. Лутохина, Е.А. Любимова, ВТ. Попов, Ю.М. Резник, В.Н. Руденкин, Е. Садовая, Г.Ю. Семигин, В.Г. Смольков, Е.М. Стриж, Н.Л. Хананашвили, М.В. Чепурский, А. А. Шулу с и др. Социальное партнерство как форма социального взаимодействия исследуются в трудах: Л.Е. Ананьиной, М. Воейкова, Д. Гавра, О.В. Газенкамф, Л.А. Гордона, Р. Гринберга, Г.П. Зинченко, Г.И. Золотухиной, Н.Н. Зворыкина, В.А. Михеева, СП. Перегудова, В.И. Редюхина, Т. Чубаровой, Т. Шибутани, О. Шик и др., в Послании Президента РФ Д.А, Медведева Федеральному собранию РФ. Социальной стабильности посвящены работы Л,М. Алексеевой, НЛО. Беляевой, И.В. Ильина, И.М. Модель и Б.С. Модель, Д.Н. Нечаева, СП. Перегудова, Ю.М. Резника, Я.В. Шимова, В.Н. Якимца и др. Концепция коллективной солидарности в связи с постоянным напряжением, детерминируемым социальными конфликтами, раскрывается в работах Г.В, Осипова, Е.И. Степанова А.А. Ивина, B.C. Степина и др.

Выявление особенностей форм социального партнерства прослеживает В.М. Акопова, М. Баринова, Ю.Р- Бондаренко, В.А. Борисов, Б.С. Буры-хин, И, Вилинов, Р. Гринберг, В.А. Кабашкин, М.А. Ковалева, М.В. Луш-ников, И. Маслова, А.К. Мишин, М.В. Молодцов, М. Палаїщи, СП. Перегудов, Н.Д. Подшибякина, Э.Рудык, Г.Ю. Семигин, А.А. Силин, Н.А. Си-ницина, Т.А. Сошникова, Д. Старчер, О.В. Смирнов, В.И. Франчук, А. Хрусталев, Т. Чубарова, Л.Т. Шинелева, М. Шмаков. Описание форм социального партнерства освещается в исследованиях социально-трудовых отношений Японии - Д.Н. Вобрышев, X. Нагата, И.С. Целшцев и др.

Процессуальный аспект социального партнерства как формы социальной мобилизации изучается в работах Л.П. Авдеевой, А.С Автономова, И.Г. Аксеновой, Д. Белокрыльцевой, П.Бочкова, Т.И, Виноградовой, О. Газенкамф, Р. Дюкарева, М.Ф. Замятиной, И.А. Климова, М.А. Ковалевой, А.И. Кочетковой, A.M. Логвинова, С Лукаш, В.А. Михеева, В.Г. Немиров-ского, С. Никифоровой, Л.И. Никовской, СР. Потаповой,, Г.Э. Слизенгср, С.А. Соболева, В.Ю. Толстова, А.А. Федулина, Н.Л. Хананашвили, Л.И. Швецовой, К.В. Эбнер, В.Н. Якимца и др. Консолидирующая функция политики доходов и заработной платы выделяет В.И. Левашова и др.

Процессуальность социального партнерства как социальной технологии исследуют В.Г. Афанасьев, М.Х. Балхизов, ГС Батыгин, Н.Н. Богомолова, В.И Власов, О.В. Газенкамф, В.П. Зинченко, Е.Н. Князева, В.В.

Кнаус, СП. Курдюмов, К.Г. Кязимов, М. Лиооракина, А.В. Любанснко, Р,Р. Максудов, В.А. Михеев, Ю. Ольсевич, Л.А. Петровская, В.К. Потемкин, В.И. Редюхин, Ю.М. Резник, И.И. Рогов, В.Ф. Уколов, М.Г. Флямер, В. Якимец, а также Г.Ганса, К. Поппера, Г.А. Зюганова. Технологам раскрывает В.Н. Иванов, Г.А. Котельников, М. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов. Конфликт исследует Е.В. Буртовая, Э. Гидденс, Л.К. Туроу и др. И тем не менее, проблематика социального партнерства изучена недостаточно полно, в частности, социального партнерства как формы социального взаимодействия, чем и обусловлен выбор темы исследования.

Ооьктом диссертационного исследования выступает социальное взаимодействие. В качестве предмета исследования выступает социальное партнерство как форма социального взаимодействия.

Цель исследования «Социальное партнерство как форма социального взаимодействия» заключается в изучении социального партнерства как формы социального взаимодействия. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие исследовательские задачи:

  1. раскрыть содержание понятия социального взаимодействия и изучить основные формы социального взаимодействия;

  2. изучить понятие социального партнерства;

  3. изучить социальное партнерство как форму социального взаимодействия;

  4. изучить основные формы социального партнерства;

  5. исследовать социальное партнерство как форму социальной мобилизации;

  6. изучить социальное партнерство как реализацию социальной технологии.

Методологической основой диссертационного исследования являются философские методы (диалектический и метафизический), принципы философского познания, Анализ и решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов (субстанциональный, системный, деятельностный, структурно-функциональный и др.) и общенаучными методами (анализ, синтез, сравнение, идеализация и т.д.). Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ Pi ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА:

Выявлено, что изучение социального взаимодействия осуществляется различными исследователями исходя из своих познавательных задач в двух системах теоретизирования: метафизической й диалектической, получая такие результаты познания, которые соответствуют применяемой методологии, удовлетворяющие требованиям того или иного характера практической деятельности. Показано, что социальное взаимодействие -это явление, детерминированное объективными условиями и субъективными факторами, определяющими в каждом отдельном случае его (социального взаимодействия) специфику, в частности, такой тип социального взаимодействия, как социальное партнерство.

Показано, что на уровне объективной диалектики социальное партнерство выступает как совместная деятельность определенных субъектов по совершенствованию отношений между людьми и между природой и обществом. На уровне субъективной диалектики социальное партнерство есть понятие, отображающее содержание социального взаимодействия его субъектов, направленное на обеспечение успешного разрешения поставленных перед партнерами задач. Согласно диалектической методологии, социальное партнерство реализуется в системе всеобщей связи явлений и представляет собой определенный способ существования общества. Согласно же метафизической методологии, имеют место две основных потребительски существенных линии социального партнерства, одна из которых направлена на сознательное достижение субъектом сознательно поставленных целей, а другая - на стихийное воспроизводство приемлемых социальных выгод.

Обосновано, что социальное партнерство - это явление, предполагающее взаимодействие социальных объектов и субъектов по поводу разрешения коммуникативных, управленческих, познавательных, производственных и других задач, это взаимодействие социальных субъектов на основе наличного межкультурного обмена, жанр отношений детерминированный культурой взаимодействующих сторон, подчиненный ей. Социальное партнерство - это социальное взаимодействие субъектов, обусловливающее поддержание жизнеспособности общества, это тип социального взаимодействия, предполагающий совокупность актуальных ценностей, норм, мотиваций, позволяющих обеспечить достижение его целей. Раскрывается совокупность оформлений социального партнерства: индивидуальная и групповая социализация; инкультурация социальных партнеров; социальная интеграция социальных партнеров; социокультурная регуляция. Более того, имеют место два вектора направленности социального партнерства. Один вектор направлен на развитие общей культуры взаимодействия социальных партнеров, формирование новых гражданских ценностей, выход на новое качество отношений различных социальных субъектов (экстернальное действие). Второй вектор - это воздействие социо-

культурных институтов на самих социальных партнеров, их ценностные доминанты, корректировки нормативных систем социальных субъектов, развитие социальной структуры (интернальное действие).

Установлено, что объективные условия и субъективные факторы социального партнерства раскрывают многообразие его форм, которые получили институциональную оформленность по мере возникновения профессиональных и предпринимательских союзов, получили распространение формы социального партнерства: бипартизм, трипартизм, многостороннее партнерство, согласно которым раскрывается основа социального партнерства, так что современные формы социального партнерства нацелены на координацию усилий различных социальных групп в любой сфере, совместной жизнедеятельности социальных групп.

Показано, что социальное партнерство всегда осуществляется для целей разрешения текущих и стратегических задач, путем взаимодействия его субъектов. Установлено, что для социального партнерства как формы социальной мобилизации принципиально важно уточнить тип общества.

Показано, что социальные технологии социального партнерства различимы как холистические (консервативные) ориентированные на минимизацию социальных свобод индивидуалистов, и либеральные, направленные на максимизацию личных социальных свобод индивидуалистов и ори-ентированые на реализацию принятой стратегии социального партнерства, имеющей цель поставить уровень жизни людей в зависимость от степени удовлетворительности результатов социального партнерства. Соответственно, социальные технологии социального партнерства нацеливаются на достижение актуального характера отношений между работником и работодателем, на реализацию единства системы «работник-фирма-государство», в связи с развитием инновационного типа роста, сопровождающимся резким увеличением масштабов предпринимательской активности.

Материалы диссертационного исследования могут быть применены для дальнейшего изучения проблематики социального партнерства и его эффективности и роста гармонизации социальных взаимодействий, поддерживающих социальную стабильность в современной России. Полученные теоретико-методологические результаты позволяют детально и глубоко изучать современные проблемы данного явления в области социальной философии.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности его использования в процессе преподавания дисциплин: «Философия», «Социальная философия», «Социология», «Социальная политика», «Социальное партнерство», «Социология организации», «Социология управления и организации» и т.д.

Содержание, основные положения и результаты диссертационного исследования, реализованные в диссертации, были изложены в 28 публикациях автора общим объемом более 7,6 п.л. (из них - основные указаны ниже), в том числе 2-х публикациях в изданиях, входящих в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК, а также в выступлениях на ряде международных, всероссийских и региональных научных конференций. Исследования прошли апробацию в преподавании курсов гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «СибГТУ»: «Социальная философия», «Социология», «Социология управления и организации». Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной работы и социологии Сибирского государственного технологического университета и на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук ФГБОУ ВПО «СибГАУ».

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Понятие социального взаимодействия

Задачей данного параграфа является раскрытие содержания понятия социального взаимодействия и изучение основных форм социального взаимодействия.

В настоящее время проблемами социального взаимодействия в различных сферах деятельности занимается обширный круг ученых - философов, социологов и политологов и т.д. При этом содержание категории «взаимодействие» уточняется в зависимости от предмета исследования, в пределах которого ведется исследование: политология, социальная политика, социология, социальная философия, философия и др. Сутью понятия взаимодействия, как философской категории, выступают «взаимные отношения между кем-нибудь или чем-нибудь, на основе которых осуществляется взаимная связь явлений» [92. С. 105].

Понятие «взаимодействие» является философской категорией и раскрывается различными исследователями (С.Н. Будякова, И.И. Жбанкова, В.П. Кохановский и др.), исходя из соответствующих познавательных задач, в целях получения таких результатов познания, которые соответствуют принимаемой методологии. Так, с точки зрения диалектического метода В.П. Кохановский показывает, что взаимодействие - это «философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход» [185. С.58].

Аналогично исследует данную дефиницию Н.И. Кондаков. Он пишет, что взаимодействие - это «всеобщая форма связи предметов, явлений объективной действительности» [49. С.314]. При этом, с одной стороны, категория взаимодействие отражает взаимную связь явлений и процессов, с другой стороны - представляет возможное разнообразие форм человеческого события человеческой деятельности и познания. Соответственно, свойства одного социального объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Категория взаимодействие, с точки зрения диалектики, имеет объективный характер, посредством которого раскрывается материальное единство мира.

И.И. Жбанкова раскрывает содержание категории взаимодействия в четырех взаимосвязанных аспектах; онтологическом, гносеологическом, методологическом и логическом, особо выделяя его методологию: «категория взаимодействия является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений... оно ставит и решает все вопросы, касающиеся роли и значения категории взаимодействия и формирования конкретных научных теорий, понятий, методов...» [48. С.8].

Важно также учесть специфику категорий «взаимодействие» и «социальное взаимодействие». Если категория «взаимодействие» не предполагает необходимости различения уровней развития материи и выступает как обобщенная характеристика взаимодействующих объектов - «взаимные отношения между кем-нибудъ или чем-нибудь» [48. СЮ], то категория «социальное взаимодействие» выступает как специфический образ взаимодействия в условиях общественной жизни. В целом, это поиски ответа на самые разнообразные вопросы: о том, каковы способы, которыми люди устанавливают между собой самые разнообразные связи, как они поддерживают эти связи, каковы условия сохранения и поддержания (и, наоборот, - прерывания) этих связей, каким образом эти связи оказывают влияние на сохранение целостности социальной системы и каким образом характер социальной системы оказывает воздействие на способы взаимодействия входящих в нее людей. Вместе с тем, в основе категории социального взаимодействия лежит представление о том, что субъект, индивид или определенное общество всегда находятся в среде социальных субъектов, и ведет оно себя соответственно к социальной ситуации.

Изучение проблематики взаимодействия вышло на новый уровень в начале XX века, когда появилась необходимость в другом ключе раскрывать наличное разнообразие форм человеческого бытия, социальной практики и научного познания. Социальная практика включает в себя различные стороны социального взаимодействия, и его разновидность - социальное партнерство, от качества которого зависит социальная стабильность и благополучие общественной жизни. Данное обстоятельство позволяет изучать социальное взаимодействие как систему, поскольку субъекты социального взаимодействия определенным образом связаны между собой. Таким образом, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние оказывают друг на друга.

Г.М. Андреева показывает, что «взаимодействие - характер связи и отношений между элементами социальной системы» [66. СП], что задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является его свойством как «единого целого», присущего социальным системам.

В 1937 году Т. Парсонсом было введено в науку понятие «эмерджентные свойства». Оно было сформулировано при анализе социальных систем, и имелись в виду три связанных между собою условия. Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия. Во-вторых, эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (либо сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры. В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.

Следует отметить, что Т. Парсонс «социальные системы» понимает как «...системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами» [123. С. 18]. Тем самым, социальное взаимодействие выступает как интрегрирующий процесс, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип социальной целостности.

При этом, поскольку люди объединяются в группы прежде всего для достижения общей, единой цели, постольку важно учитывать социально-психологические мотивы, побуждающие людей собираться вместе.

Р. Коллинз, развивая идеи Э. Дюркгейма, пишет, что «само объединение людей, контакты между ними и особенно совместная деятельность по достижению общей цели вырабатывают своеобразную эмоциональную энергию» [46. С.24]. Эта энергия сплачивает людей и позволяет добиваться успеха в достижении поставленной цели, оно связывает множество разрозненных людей в единое целое, в определенное сообщество. Посредством социального взаимодействия познается само общество, решаются задачи, способствующие их самоутверждению и укреплению жизнеспособности общества.

О. Конт в исследовании «Социальная статика», анализируя природу социальной связи, показывает, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где присутствует социальное взаимодействие [77. С.70]. Как видно, социальное взаимодействие является одним из основных свойств структуры общества.

Причины, побуждающих к возникновению первых социальных взаимодействий, раскрываются в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где подчеркивается мотив значения в антропогенезе не просто труда, а именно совместного труда. Автор указывает, что «...развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена» [197. С.22]. На этой основе люди обнаруживают необходимость что-то сказать друг другу, появляется первично-осознанная необходимость в социальном взаимодействии.

П. Сорокин подвергает развернутому анализу три условия (или, как он именует их, «элемента») социального взаимодействия: 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга [157. С.76]. Самого по себе факта наличия двух и более индивидов еще недостаточно для того, чтобы между ними возникло социальное взаимодействие. Эти индивиды должны обладать способностью и желанием взаимодействовать друг с другом и отреагировать на такое воздействие. Среди десяти базовых потребностей «homo sapiens», которые выделяет в своей классификации П.А. Сорокин, по меньщей мере пять тесно связаны со стремлением любого человека к контактам с другими людьми, и вне таких контактов удовлетворение их просто невозможно.

Социальное партнерство как форма социального взаимодействия

Задачей данного параграфа является изучение социального партнерства как формы социального взаимодействия.

Современный период развития в обществе социального взаимодействия характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их разрешения. Изменяются социокультурные нормы общения и социального взаимодействия, трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются их новые формы и модели. Таким образом, формой служит совокупность внешних черт социального взаимодействия и наружный вид социального партнерства; философской категорией «форма социального взаимодействия» выступает описание его проявлений в противовес содержанию [142. С. 17].

Социальное взаимодействие раскрывает в себе согласие, а также определенный способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей: «Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других социальных участников... Результат коммуникации - это не просто изменение установок или поведения слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия» [1.С. 123]. В данном имеющемся направлении актуальна форма социального взаимодействия, т.е. взаимодействие индивида и общества в рамках сложившейся культуры, общества или иной цивилизации. В процессе труда формируется человеческое сознание, возникает абстрактное мышление, преображаются сфера чувственного познания, потребности, эмоции. Социальное взаимодействие - важная основа материального и духовного развития человека, его деятельности и социальных отношений.

М. Вебер показывает главное авторитетное условие, при котором действие становится социальным, как «ожидание», т.е. сознательную ориентацию действующего индивида на реакцию других людей [22. С. 630]. Социальные контакты чрезвычайно многообразны и могут иметь как единичный, так и регулярный характер. На этой основе формируются несколько видов социальных взаимодействий как партнерского обмена. Обмен может осуществляться на основе определенных договоренностей), имеющих разную степень жесткости (от договора в виде закона до устной договоренности, т.е. в этом случае обязательства сторон, объем услуг, сроки оказания ожидаемой услуги, формы возврата и т.д. строго оговорены (например, в экономической, в политической сферах). Наиболее распространенным является диффузный (нежесткий) обмен, при котором точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговариваться. Главным при этом является ожидание взаимного партнерства и его доверие (в сфере морально-этических отношений: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей и т.д.).

В общем, социальная жизнь представляет собой взаимодополнение договорных и диффузных форм социального обмена. Основой для обеих форм обмена является доверие, честность, верность данному слову. Любые договоры, угроза санкций бесполезны, если в обществе нет «климата ответственности».

Формы социального взаимодействия многообразны: солидарные, антагонистичные, смешанные, организованные, неорганизованные, договорные, принудительные, нормативные, ритуальные и т.д. Мы же различаем важнейшие из них, в рамках основных философских систем теоретизирования: диалектической и метафизической. Социальное партнерство осуществляется в системе различных форм социального взаимодействия: соперничество и сотрудничество, солидарность, консенсус, специфика жизнеутверждения коллективистского и индивидуалистического типов общества. Каждый тип общества предполагает свой способ производства общественной жизни, благодаря которому общество в каждую историческую эпоху воспроизводит себя в соответствующих качествах его жизнеспособности.

Сотрудничество в социальном партнерстве, в трудах авторов Р. Гринберг и Т. Чубаровой, строится на основе взаимоподдержки, стремлении учесть интересы партнера, чтобы упрочить взаимодействие: «Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимодействии между людьми: деловое партнерство, политический союз между партиями, сотрудничество между фирмами и др. Отличительной чертой взаимодействия, типа сотрудничества являются обоюдная заинтересованность, выгодность для обеих сторон, направленность на достижение совместной цели» [40. С.6]. Как видно, сотрудничество направлено на объединение людей для достижения совместных целей, что отвечает стандартам естественности и стандартам социальности коллективистского типа общества и установления более совершенных общественных отношений. Отметим, что в основе развития и существования коллективистского типа общества находятся принципы диалектики как науки о всеобщей связи явлений. Исследователи показывают, что социальное партнерство строится на основе взаимной поддержки, взаимопомощи, взаимовыручки и т.п. Данные стороны сотрудничества могут быть постоянными, временными, добровольными, договорными и т.д.

Соперничество, как отмечают авторы Ю. Ольсевич, В.К. Потемкин, М.Х. Балхизов и др., в системе реализует такой стандарт естественности, как «война всех против всех», предполагает наличие общего неделимого объекта притязаний и стремление преодолеть сопротивление теми или иными способами (отстранение, подчинение, уничтожение и т.д.) со стороны соперников. Причем «соперничество может приобретать вид конкуренции (соперничество за что-то, находящееся вне субъектов соперничества) или конфликта (всегда прямое столкновение соперников) [121. С.65]. Тем самым, в целях удовлетворения потребностей метафизическими принципами дуализма и антропоцентризма, соперничество соответствует стандартам существования индивидуалистического общества. В свою очередь, исследователи социального партнерства как соперничества показывают необходимость усложнения социального взаимодействия в качестве судейской стороны и, соответственно, какими социальными нормами должна руководствоваться данная судейская сторона. Так, либерализм предполагает, что в качестве данной судейской стороны должно выступать государство, поскольку либерализм осуществляется на основе верховенства светской власти над властью духовной. Консерватизм же предполагает верховенство духовной власти над властью светской, а потому в качестве указанной судейской стороны как соперничества может выступать церковь, идеологи, политики, общественные деятели, внегосударственные учреждения, социальные структуры разнообразных сообществ и т.д.

На ранних этапах развития общества сотрудничество имело широкий неспециализированный характер, напоминающий соседские отношения, когда ни один из соседей не имеет монополию на какую-либо услугу. Увеличение плотности населения и числа партнеров, предоставляющих широкий набор услуг, приводит к возникновению конкуренции между теми, кто предлагает одинаковые услуги, что чревато возникновением конфликтов между конкурентами.

Возникает социальная кооперация как специализированное сотрудничество, специализированные услуги разделяются как по содержанию, так и по ценности, дефицитности, рангу. В связи в этим «кооперация приобретает вид либо горизонтальных, равноправных, либо вертикальных, иерархизированных взаимодействий» [121. С.66]. Основным признаком иерархических взаимодействий является способность организовать воздействие на поведение другого, В более слабом виде иерархический характер взаимодействий проявляется во влиянии, предполагающем учет одним человеком мнения другого, признающегося значимым для себя. «Влияние - переходная к власти форма взаимодействия» [121. С.67]. Социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса - взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.

Формы социального партнерства

Задача данного параграфа - изучить основные формы социального партнерства.

В первой главе нами подробно исследованы основные подходы к явлениям социального взаимодействия и социального партнерства, а также обосновано, что понятие «социальное взаимодействие» является родовым по отношению к понятию «социальное партнерство». В рамках социально-философского анализа такого явления, как социальное партнерство мы считаем необходимым раскрыть его основные формы.

Социальное партнерство - это явление, предполагающее взаимодействие социальных объектов и субъектов по поводу разрешения определенных задач. Вместе с тем, социальное партнерство выступает как взаимодействие социальных субъектов на основе наличного межкультурного обмена и культурации социальной жизни. Отношения социального партнерства детерминированы общественным устройством, а вследствие этого культурой взаимодействующих сторон, их текущими интересами. Такие действия возникают в результате взаимной зависимости субъектов в процессе удовлетворения различных нужд, реализации жизненных целей и установок. В свою очередь, зависимости между людьми (одиночными деятелями или коллективными субъектами) создают предпосылки взаимодействия людей. Социалъное действие являет собой отдельный, ориентированный на другой субъект социальной жизни акт.

Современное социальное партнерство выступает как тип взаимодействия работника и работодателя, с одной стороны, в основе которого лежит принцип направленности социального диалога и разрешения конфликтов, с другой стороны, стоит человек со всей системой субъективных интересов.

Б.С. Бурыхин показывает, что способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формами социального партнерства» [20. С.536]. Одним из важнейших источников возникновения и развития различных форм социального партнерства в обществе выступают трудовые отношения, в частности, разделение труда. Общественное разделение труда начинается с разделения его на умственный и физический; управленческий и исполнительский. По мнению Т.А. Сошниковой, «дифференциация трудовых функций становится источником возникновения социальных групп в обществе. Характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т.е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям), выражает такая категория, как «взаимодействие».

Взаимодействие может осуществляться в различных формах и сферах общества: социальное, экологическое, технологическое, организационное, экономическое, политическое, социально-культурное» [163. С.36]. Тем самым, взаимодействие осуществляется во всех сферах общественной жизни. Но его формы и методы различны в соответствии с исторически сложившимся типом общества.

«Крестьянская община, крестьянская артель - это не пчелиный улей, в котором каждая пчела, не считаясь с другою, трудолюбиво работает по мере своих сил на пользу общую. ... если бы крестьяне из своей общины сделали пчелиный улей разве они тогда ходили бы в лаптях?» [195].

Следует отметить, что в основе общественных форм и видов взаимодействия между людьми (группами, классами и т.д.) лежат интересы взаимодействующих сторон. Интерес - направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением его потребностей. Интерес как объективно сложившееся единство потребностей и способностей личности (общества, группы) отражается и выражается в разнообразных идеях, ценностных ориентациях, нормах взаимодействия людей. Поскольку интересы у разных социальных субъектов (личности, группы, класса, нации; работодателя, работника, государства) различны, постольку различны и цели их социальной активности. Различны и конкретно-исторические формы взаимодействия, борьбы за реализацию групповых интересов и взаимодействий. В индивидуалистическом типе общества первостепенными выступают частные интересы, которые регулируются на основе норм права, или приоритет отдается общественным интересам перед личными, в связи с чем взаимодействие и методы его регулирования осуществляются на основе норм общественного договора, норм идеологии, норм морали. В свою очередь в коллективистском обществе, развертывающимся на принципах совершенства общественных отношений, гармонизации социальных норм социальное взаимодействие и методы его коррекции строятся из расчета необходимости совершенствования общественных отношений и нормотворчества.

Сегодня социальное партнерство становится одним из наиболее востребованных форм социального взаимодействия. Оно выступает в качестве такого его вида, в котором достигается единство цели и действий, которое позволяет управлять социальным общением, взаимодействием. Выявляются формы социального партнерства; 1) содружество (дружба); 2) сотрудничество, которое проявляется во множестве его видов: деловом партнерстве, солидарности, политическом союзе между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами; 4) псевдосотрудничество; 5) сотворчество.

«Общинное крестьянское землевладение, господствующее в России, писал Д.И. Менделеев, - заключает в себе начала, могущие в будущем иметь большое экономическое значение, так как общинники могут, при известных условиях партнерства, вести крупное хозяйство, допускающее множество улучшений... а потому я считаю весьма важным сохранение крестьянской общины, которая со временем, когда образование и накопление капиталов прибудут, может тем же общинным началом воспользоваться для устройства (особенно для зимнего периода) своих заводов и фабрик. Вообще, в общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение, так как, по моему мнению, после известного периода предварительного роста скорее и легче совершать все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем идя от развитого индивидуализма к началу общественному» [37. С.24]. «У вас плотину промыло, дорогу попортило - это, значит, от Бога. Как же тут не помочь по-соседски? Да вдруг у кого ... овин сгорит, разве вы не поможете леском? У вас плотину прорвало - вы сейчас на деньги нанимаете, значит, по-соседски жить не желаете, значит, все по-немецки на деньги итти будет. Сегодня вам нужно плотину чинить - вы деньги платите; завтра нам что-нибудь понадобится - мы вам деньги плати. Лучше же по-соседски жить - мы вам поможем, и вы нас обижать не будете.... И нам, и вам лучше жить по-соседски, по-божески» [195].

Если исторически сложившиеся взаимодействия в коллективистском обществе основаны на солидарности, братстве (старообрядческие общины, коммуны, вервь, задруга, печище и др.), перерастающие в семейные предприятия, то складывались и соответствующие формы социального партнерства, такие как содружество, солидарность, ассоциация, взаимовыручка, толока и т.д.

Примером этого служат артели, нанимающиеся молотить, возить навоз, косить. Но для работ на артельном начале, подобно тому, как в граборских артелях, где работа делится и каждый получает вознаграждение за свою работу, крестьяне соединяются чрезвычайно легко и охотно. «Кто из нас сумеет так хорошо соединиться, чтобы дать отпор нанимателю (если бы не артели, то разве граборы получали бы такую плату за работу: граборы-одиночки обыкновенно получают дешевле, потому что перебивают работу друг у друга), кто сумеет так хорошо соединиться, чтобы устроить общий стол, общую квартиру?» [195].

Социальное партнерство как социальная технология

Задача данного параграфа - изучить социальное партнерство как реализацию социальной технологии.

Анализ практики и теории управления социально-трудовыми отношениями в различных странах свидетельствует о том, что там давно сложилась определенная система трудовых отношений, которая способствует гармоничному взаимодействию успешной практической реализации. Осознание необходимости социального партнерства, как взаимодействия наемных работников и работодателей, явилось результатом исторического опыта, как ненасильственный способ регулирования социально-трудовых отношений.

Объективные факторы, обусловившие на определенном этапе развития общества необходимость формирования социально-партнерских отношений и сформировавшие условия этого процесса, по мнению О.В. Газенкамф, можно разделить на категории: «социально-экономические, общественно-политические, нравственно-психологические, технико-технологические» [27. С.19]. Прежде всего - это социально-экономические факторы: за счет возрастающего потенциала промышленно развитых стран изменяется социальная структура общества, которая создает благоприятные условия для достижения консенсуса. Тем не менее, конфликты и противоречия остаются главной составляющей и избежать их невозможно, проблема состоит в применении методов их разрешения.

Уровень влияния общественно-политических факторов на формирование социального партнерства опосредованно связан с мобилизацией общества, с социальной активностью некоммерческого и негосударственного сектора, ролью гражданских инициатив, общественных, религиозных объединений в социальном диалоге, стратегии развития общества.

Нравственно-психологические факторы способствуют гуманизации социально-трудовых отношений, достижению социального мира, повышению качества жизни всех слоев населения путем введения достойных условий и оплаты труда на основе взаимных договоров и соглашений.

Особое значение для реализации социального партнерства имеют технико-технологические факторы. Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда за счет внедрения инновационных технологий на производстве, узкой специализации при разделении труда, возрастания человеческого фактора на производстве способствует внедрению социальных технологий, построению социально-трудовых отношений. Наемный работник из простого исполнителя воли работодателя превращается в образованного, активного субъекта производства, принимающего прямое участие в управлении. «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там, в принципе, и возможна технология» [168. С. 182]. К примеру, современная эпоха «золотых воротничков».

Таковы общие условия и факторы формирования социального партнерства, выражающего новый тип взаимоотношений между работниками и работодателями, в зависимости от типа общественного устройства -коллективистского или индивидуалистического. Эти условия и факторы требуют различных социальных технологий для реализации социального партнерства, адекватного применяемой методологии - диалектической или метафизической. В нашем понимании, социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

В коллективистском обществе технология социального партнерства ориентирована на синергию социальных усилий всех участников социально-трудовых отношений, социальное партнерство выступает как единый процесс, а отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общих усилий. Например, социальная технология повышения профессионализма сотрудников, достижения необходимого уровня образования специалистов реализуются в коллективистском обществе посредством развитой системы полноценного бесплатного всеобщего среднего и доступного бесплатного профессионального или высшего образования, бесплатного медицинского обслуживания, профориентации по специальности, обеспечения жильем, гарантированного предоставления мест в детских дошкольных учреждениях и прочих социальных гарантий. Примером может служить СССР со своим лучшим в мире образованием, где каждый человек при желании мог поступить в вуз или техникум, получить образование по очной, заочной, ускоренной, вечерней форме обучения при условии собственного желания стать специалистом высокого уровня. С другой стороны, общество заинтересовано в высоком профессионализме граждан. Так, будут развиваться технологии на производстве, институт стажёрства в процессе труда, минимизированы социальные свободы индивидуалистов, а взаимодействия способствуют развитию общества и гармонизации общественных отношений в условиях всеобщей связи явлений.

В индивидуалистическом обществе социальная технология социального партнерства в соответствии с принципом антропоцентризма направлена на максимизацию личных социальных свобод и интересов индивидуалистов. Такой тип социальной технологии можно назвать частичным (либеральным или консервативным), т.е. социальная технология не действует по принципу всеобщности, обладать ей могут только избранные в своих индивидуальных целях. Например, образование в Западной Европе платное, человек для получения профессии должен изыскать средства. Это является следствием конкуренции между высокооплачиваемыми специалистами, в таком обществе не хватает высококвалифицированных кадров, нет взаимозаменяемости, поэтому специалист может диктовать свои условия оплаты труда, рабочего распорядка. Таким образом, значительно возрастает роль благотворительных фондов, оказывающих финанеирование (гранты) на образование лиц, не имеющих возможности получить его и обрести профессию.

В основе реализации социального партнерства лежит стремление раскрыть возможности социальных технологий социального партнерства холистические (консервативные), ориентированные на минимизацию социальных свобод индивидуалистов, и частичные (либеральные), направленные на максимизацию личных социальных свобод индивидуалистов и ориентированные на реализацию принятой стратегии социального партнерства, имеющей цель поставить уровень жизни людей в зависимость от степени удовлетворительности результатов социального партнерства.

По заключению многих исследователей (И.М. Модель, Б.С. Модель, Д.Н. Нечаева, СП. Перегудов, Н.Л. Хананашвили, В.Н. Якимец и др.), в настоящее время в российском обществе развернулась борьба за «индивидуализированную личность», в то время как на Западе развивается «коммуникативный тип личности», а производство из социально-конфронтационного становится «коммуникативным производством» информационных предприятий с выраженным обособлением социального партнерства [57. С. 137]. «Золотые воротнички» - это люди, которые своевременно видят глобальную тенденцию, которые работают на рынке будущего, применяя инновационные технологии для развития своего бизнеса, используя эффективные и результативные системы для построения международной сети клиентов и партнеров.

Поучителен в этом плане опыт Японии и др. стран, где развивается коммунитарное общество. Коммунитаризм видит первоценность в общности, которое как целое имеет особые и срочные потребности, выходящие за пределы потребностей ее членов. Они характеризуются преобладанием коллективных форм труда, а необходимость совместного выживания обусловливает наличие форм коллективной адаптации. Индивид действует, ориентируясь на многочисленные неформальные нормы, санкции, за нарушение которых достаточно значимы. Изменения характеризуются постепенностью и отсутствием прорывов в традиционных сферах человеческой деятельности.

Здесь возможны глубокие традиционалистские тупики, окостенение, так называемая азиатская деспотия. Сегодня, прежде всего, развитие процесса индустриализации в этих обществах, вызванное первоначально потребностью преодоления зависимого от Запада пути развития, а затем закрепленное системой международного разделения труда, показало, что коммунитарные общества обладают исключительной способностью преодолевать подобные тупики, в кратчайшие сроки мобилизовать весь общественный потенциал на приоритетных направлениях и достичь высоких темпов роста. Примером тому служит Япония, потерпевшая сильное землятресение в 2011 году, но практически мобилизованная на данный период, и так называемые «новые индустриальные страны» Юго-Азиатского региона, уверенно бросающие вызов экономике и стремительной технологизации социального партнерства западных стран, - Индия и Китай.

Похожие диссертации на Социальное партнерство как форма социального взаимодействия