Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Степанян Араик Оганесович

Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект
<
Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанян Араик Оганесович. Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : СПб., 2004 150 c. РГБ ОД, 61:05-9/214

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Методологические основы геополитики и ее место в системе социогуманитарного знания — 9

1.1 Учение о географическом детерминизме как методологической основе геополитики 9

1.2. Концепции цивилизации и их роль в формировании представлений о социокультурных основаниях геополитики (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) 34

1.3. Цивилизационный антагонизм России и Запада в контексте геополитического анализа. 57

ГЛАВА II Российская геополитика как проблема социокультурного исследования. 75

2.1. Эволюция геополитических воззрений в отечественной науке . 75

2.2. Истоки Западной геополитики и современные геополитические теории и школы.— 97

2.3.Геоцивилизационные вызовы России—130

Заключение 139

Список литературы 142

Введение к работе

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ

Введение.

На рубеже XX- XXI веков происходят коренные изменения на геополитической карте мира. Достаточно чётко определились контуры современных геоцивилизаций. Динамика их развития определяется глобальными процессами в экономической, политической и социокультурной сферах единого социума. Это ведёт к тому, что классическая геополитика обретает новые очертания - она становится глобальной геополитикой. Так произошла, как справедливо отмечает Л.Г. Ивашов, своеобразная инверсия: «век назад зарождение геополитики означало формирование глобального миропонимания, в рамках которого действующими лицами мировой политики выступили великие державы - сухопутные и морские. Ныне таковыми акторами мировой политики выступают современные локальные цивилизации, или геоцивилизации».1 Более того, обретение геополитикой глобального статуса придало своеобразный импульс к формированию в рамках социальной философии относительно самостоятельного раздела -философии глобализма. Насыщение геополитической аналитики философской проблематикой порождает необходимость анализа места и роли человека в глобальном мире.

В глобальной геополитике человек предстаёт и как носитель определённого цивилизационного генотипа, и как выразитель социокультурной доминанты в хозяйственной деятельности, языке, образе мыслей, и как выразитель политической воли.

Необходимость философского осмысления социокультурных особенностей российской геополитики продиктована теми изменениями, которые происходят вот уже на протяжении пятнадцати лет во внутренней и внешней политике нашего государства. Судьба России, её евразийская природа и мессианская роль в мировом сообществе, реальный опыт

1 Ивашов Л.Г. Предисловие // Кефели И.Ф. Судьбы России в глобальной геополитике. СПб., 2004. С. 7. социалистического строительства и явное неприятие этого опыта миром капитала - вот те координаты, в которых необходимо осмысливать российскую геополитику и её социокультурные характеристики.

Степень научной разработанности проблемы

За столетие развития геополитической мысли сформировались крупные школы, направления и доктрины, выражающие социоприродные реалии и государственные интересы. Следует отметить, что появлению геополитики предшествовали исследования в области политической и экономической географии, государственной и военной статистики как в западноевропейской, так и в отечественной науке. Как известно, у истоков геополитики стояли немецкий географ Ф. Ратцель, шведский государствовед Р. Челлен (он ввёл в научный оборот термин «геополитика», обозначающий учение о государстве как о географическом и биологическом организме, стремящемся к расширению), английский географ X. Маккиндер и американский адмирал А.Мэхэн. Для нашего исследования важное значение имеет работа X. Маккиндера «Географическая ось истории» (1904г.), в которой он высказал идею, согласно которой внутреннее пространство Евразии является «осевым» регионом мировой истории и политики, а государство, обеспечившее себе господство в этом регионе, может претендовать на мировое господство. Позже он ввел понятие Мирового острова - Хартленда. Его геополитическая формула гласит- «Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировыми Островом, доминирует над миром».

Н. Спайкмен считал ключом контроля над миром Римленд-евразийский пояс прибрежных территорий. Он предложил заменить формулу Маккиндера на свою— «Тот, кто доминирует над Римлендом доминирует над Евразией; тот, кто доминирует над Евразией держит судьбу мира в своих руках». Эти авторы являлись основателями атлантизма, талассократии. Отечественная геополитическая мысль формировалась в естественнонаучных исследованиях (В.И. Ламанский, Л.И. Мечников, Д.И. Менделеев, В. П. Семёнов-Тян-Шанский), в среде панславистов (Ф.И. Тютчев, Н.Я. Данилевский), представителями евразийства (Г. В. Вернадский, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Л.Н. Гумилев), военными теоретиками (Д.А. Милютин, А.Е. Вандам, А.Е. Снесарев).Так, основной геополитический тезис евразийцев формулируется следующим образом: Россия - исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая большое родство с Азией. Россия - это не Европа и не Азия, а отдельный, своеобразный целостный и органичный мир. В различных вариантах этот тезис выражает существо геополитических построений отечественных авторов различных направлений.

В большой хрестоматийной работе «Геополитики и геостратеги» подготовленной кафедрой политологии БГТУ «Военмех» в 2003-2004 гг. под редакцией проф. Б.А. Исаева, представлены основные современные геополитические школы (немецкая, итальянская, английская, французская, американская, японская, русская). Анализ работ представителей этих школ показывает все богатство геополитической мысли на протяжении 20-го века. Для раскрытия содержания темы диссертационного исследования большой интерес представили работы Ф. Ратцеля, К. Шмитта, К. Хаусхофера, X. Маккиндера, Н. Спайкмена, П. Видаль де ля Блаша, Ж.-К. Шенэ, И. Рамоне, Ж.-Ф. Дюмона и др. В 90-х годах широким фронтом стали проводиться геополитические исследования позитивного порядка в нашей стране (последняя открытая публикация - статья А. Радо «Геополитика» — была помещена в Большую советскую энциклопедию в 1929 г., далее она представлялась как буржуазная наука). Появились содержательные монографические исследования К.С. Гаджиева, А. Г. Дугина, В.В. Жириновского, Г.А. Зюганова, Л.Г. Ивашова, И. Ф. Кефели, С.Г. Киселева, В.А. Колосова, Н.С. Мироненко, Э.А. Позднякова, К.Э. Сорокина, В.Л. Цымбурского и др. Большое внимание на современные геополитические исследования оказали публикации классических работ А. Е. Вандама, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилёва, Л.И. Мечникова, П.Н. Савицкого и др.

Помимо работ собственно геополитических по содержанию, большое значение для раскрытия данной темы имеют работы Н.А. Бердяева, И. А. Ильина, В.О. Ключевского, В. И. Ленина, П.Н. Милюкова, А. Тойнби, Г. П. Федотова, О. Шпенглера, В. Шубарга и др. Цель и задачи исследования

Основной целью данного диссертационного исследования является анализ характерных и устойчивых социокультурных характеристик российской геополитики, осмысление которых будет способствовать разработке концепции геополитической безопасности России.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

выявление отличий российской геополитики от западной по социокультурных параметрам;

анализ того, какую роль играют эти особенности в жизни русского этноса и российского государства; изучение возможностей реализации социокультурных характеристик для эффективного решения геополитических задач;

обоснование геополитического статуса России в многополярном мире. Методологическая основа исследования

Теоретико-методологической основой диссертации стали диалектический, сравнительно-исторический и ретроспективный методы. Сравнительно-исторический метод дает нам возможность сравнивать между собой сходные исторические события и явления и выявлять в происходящем типическое, в котором фокусируются общие тенденции и закономерности геополитических процессов. Ретроспективный метод позволяет осуществлять моделирование исторических процессов с целью выявления цивилизационных изменений. Диалектический метод, обобщая весь массив социальной информации, позволяет вскрыть внутренние закономерности цивилизационного развития, связи и отношения, которые определяют, в частности, геополитический статус современной России.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринято комплексное рассмотрение социокультурных особенностей российской геополитики в контексте их становления и развития.

В процессе работы были определены и сформулированы основные социокультурные характеристики русской геополитики, выявлены тенденции, этапы развития российской геополитики и установлены закономерности формирования этих характеристик.

Положения, выносимые на защиту

1. Диссертант считает, что социокультурные характеристики для этноса являются неким аккумулятором этнической энергии. При соблюдении этих особенностей в этносе накапливается энергия и создается этническое, которое, в свою очередь, на моноэтнической основе, то есть в изоляции, концентрируется и при правильном сопоставении формулы вождь + идея солнечная активность приводит к пассионарному взрыву. Эта энергия поможет русскому народу выполнить геополитическую миссию России.

2. На основе философско-критического анализа основных концепций цивилизации и этногенеза осуществлен сравнительный анализ работ О.Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, К.Н. Леонтьева, А. Л. Чижевского и ряда других авторов, который дал диссертанту возможность сделать вывод, что развитие цивилизации и этноса зависит от того, насколько способны на самовоспроизводство и самосохранение их параметры.

3. В работе утверждается, что социокультурные характеристики российской геополитики формировались столетиями, и многовековой исторический опыт доказывает, что отказ от них приводит к трагическим последствиям.

4. Диссертант считает, что этническая энергия русского народа нужна для выполнения мессианской задачи: доминирование в космосе, над Римлендом и Хартлендом - Евразией

5. Диссертант считает, что для существования России как целостного и самостоятельного государства жизненно важно сохранение ее геополитического кода и державного статуса в многополярном мире.

Теоретическая и практическая значимость исследования Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе разработки концепции геополитической безопасности России а так же преподавания в учебных курсах социальной философии, культурологии, этнополитологии, геополитики, российской истории, социологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты представляют новое видение социокультурных особенностей в жизни русского народа и российского государства. Апробация диссертационного исследования Основные положения диссертации и выводы обсуждались на кафедре культурологии и глобалистики Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Базовые положения диссертации изложены в научных публикациях и в выступлениях на конференциях: «Российские элиты на рубеже веков» (Санкт-Петербург,2000г.), «Актуальные проблемы строительство и развития союзного государства» (Санкт-Петербург, 6-8 декабря 2000г.) «Глобализация и Россия» (Санкт-Петербург, 2001г.), «Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия» (Санкт-Петербург, 2001г.), «Гуманизм, глобализм и будущее России» (Санкт-Петербург, 2002г.), «Российская молодежь и глобализация» (Кострома. 2002г.), «Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития» (Гродно, 26-27 ноября 2003г.). 

Учение о географическом детерминизме как методологической основе геополитики

Человечество, несмотря на всю сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением единой природы. Человек, общество неразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, и в первую очередь без непосредственно окружающей его природной среды. К такому выводу пришел Л.С. Берг в 1922 году. «Географический ландшафт,- писал он, - воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра , лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т.д. - все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть»1. А под «ландшафтом», как отмечает С.В Калесник, понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимообусловленную закономерную совокупность предметов и явления, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой»2. Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства (прежде всего полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом. Поэтому, даже «выйдя из природы», человечество не в состоянии существовать без

Они считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой климатом, пищей. Ш.А. Монтескье, например, отмечал, что «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши».6

Оригинальной, по сути является «океаническая концепция» Л. И. Мечникова, родного брата известного русского ученого, лауреата Нобелевской премии И.И. Мечникова. В своей работе «Цивилизация и великие исторические реки»7 он приходит к выводу о том, что развитие человеческого общества определяется, в первую очередь, освоением водных ресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, последовательно сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций. Первая из них - речная. В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Египта, Месопотамии и других стран. Затем возникла Средиземноморская цивилизация, позволившая людям овладеть морскими пространствами и перемещаться с континента на континент. И, наконец, с открытием Америки и освоением океанов, человечество вступило в период новой, океанической цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможной спорности данной теории в ней, в отличие от некоторых других социально-политических доктрин развития общества, не находится места для насилия, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Она носит гуманистический, общечеловеческий характер.

Оригинальный русский мыслитель Л.Н. Гумилев активно занимался проблемой этногенеза (происхождения народа) и влияющих на это природных факторов. Он усматривал прямую зависимость этногенеза от географической среды. В свою очередь, данная среда является фрагментом биосферы Земли, которая входит в состав Солнечной системы - участка Галактики. Таким образом, человек и общество являются основной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом).

Л.Н. Гумилев много сделал для утверждения концепции пассинарности.шПо мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе и космических факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Но развитие этносов в значительной степени определяется также наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзорной. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность в свою очередь тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами.11

По-разному можно оценивать теории, которые относят к географическому детерминизму. Но очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека.

В то же время неуловимая и неподкупная практика, традиционно используемая в качестве основного критерия истинности любых теорий, свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, о возможности самого человека творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы.

Географический детерминизм в целом мирно пропагандировал свои идеи. Однако постулаты геополитики - теории, опирающейся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов, могут носить весьма агрессивный характер.

«Окружающая среда» - более широкое понятие, чем географическая. Оно включает, помимо поверхности Земли и её недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания.

Естественная среда обитания включает неживую и живую часть природы - геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом. Однако, в ходе эволюции человек постепенно осваивает естественную среду обитания. Первоначально это было лишь простое потребление естественных богатств (диких плодов, растений и животных). Затем человек начал использовать и естественные источники средств богатств (полезные ископаемые , энергетические источники), преобразуя их в ходе своей практической деятельности.

Цивилизационный антагонизм России и Запада в контексте геополитического анализа.

В своей книге «Цивилизация перед судом истории»Тойнби датирует начало современной главы западной истории приблизительно рубежом XV-XVI вв., а создание Московией русского универсального государства - концом XV века. Таким образом, можно сказать, что это крупное событие в политической судьбе России завершилось до того, как она стала испытывать на себе давление со стороны Западной цивилизации.

Однако «западный вопрос» в том виде, в каком он тогда существовал, уже был знаком русским. В XIV и XV вв. западно-христианское польско литовское правление распространилось на значительные исконно русские области, превратив Москву пограничную крепость, противостоящую экспансии западного христианства. Политическое наступление Запада на русские владения подкреплялось церковным вторжением путем заключения в 1594-1596 гг. унии с римскими католиками в областях с первоначально православным населением. Эти две институциональные структуры - политическая и религиозная - склонили на сторону Запада часть населения России и открыли пути западному культурному влиянию. Начинается длительная, изнуряющая обе стороны схватка за преобладание в Прибалтике двух цивилизаций - западноевропейской католической (ас XVI века и протестантской) и восточнославянской православной.1

Однако процесс становления Западной цивилизации длился почти 15 веков.

Уже с начала первого века с появлением первых христианских общин между ними началось противоборство. Одни были за объединение Ветхого и Нового Завета, другие были против.

Один из ярых противников Ветхого Завета был Маркион. В его учении было ярко выражено антиеврейское настроение. Однако остановить процесс объединения двух заветов у её противников не было сил и средств. В ответ на это, свободолюбивые люди начали создавать новые общины открытого типа. Так возникли маркианство - во II в., манихейство - III в, арианство - III-IV вв., павликианы - VI в. Эти течения были разгромлены, однако их идеи перекочевали в Европу, где стали возникать новые общины: катары, богомильство. Эти общины правдоискателей были обвинены теперь уже правящей католической церковью в ереси и разгромлены.3

Можно считать, что эти общины являлись носителями идеи справедливости, и они по нравственным категориям резко отличались от церковнослужителей, для которых они были злейшими преступниками. В то же время, церковь для них была церковью сатаны.

В 1244г. община катар (250 человек) в храме Монтескье были сожжены, однако их идеи справедливости витали по всей Европе и стали возбудителями зарождения коммунистических идей: апостольских братьев Дольчино - 13 в., Лолордах - 14 в. Таборитах - 15 в., Мюнстерской коммуны - 15 в., Дигерах - 16-17 вв.4 Ветхозаветный Яхве никакие гармонировал с новозаветным «Отче наш», и тем более с Христом. Но если оставить в стороне характеристику богов, самая главная неприемлемость в Ветхом Завете была концепция ростовщичества и мировое господство, которое евреям обещал бог Яхве. «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни что-либо другого, что можно отдавать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы господь бог твой благословил тебя всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы обладать ею» (Второзаконие, 23:19,20 ) « ибо господь бог твой благословил тебя, как он говорил тебе, и ты будешь давать многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они под тобой не будут господствовать» (Второзаконие, 15:6), Далее у Исайи читаем «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе; ибо во гневе моем я поражал тебя, но в благословении моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы было к тебе достояние народов и приводимы были цари их ибо народ и царство, которые не захотят служить тебе погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Исайя 60: 10,11,12).

Именно это и отвергали древние противники христианства, но им это не удалось. Однако эту библейскую доктрину Второзакония принял Запад, и не только церковь, но и тайные общества «Орден Сиона», «Рыцари Храма», тамплиеры и т.д. внешне они себя показывали как безобидные организации, однако, по сути, они стремились к мировому господству путем накопления огромных богатств.

А. Нечволодов пишет: «Тамплиеры были жидовствующие рыцари, поклявшиеся в своих тайных ритуалах Везельвулу под видом черного козла « Le boueg de Baphomet», и обладали несметными богатствами, так как вели ростовщическую торговлю золотом, которое употреблялось как деньги».5

Ютен пишет: «руководители ордена всячески стремились взять под свой контроль промышленность, торговлю, финансовые отношения между христианским и мусульманским миром».

Розенкрейцеры вызывали исступленный восторг у либеральных протестантов Европы и имели большое влияние на элиту Германии и Англии. Многие дворяне вступили в тайные общества розенкрейцеров. Цель розенкрейцеров: держать всю Европу в зависимом состоянии от «тайных» обществ. Им удалось втянуть Англию в чрезвычайно дорогостоящую войну с католической Францией, что сильно истощило Англию. Это заставило Англию взять у еврейских банкиров взаймы 1,25 миллиона британских фунтов. Взамен сионские мудрецы требовали право открыть частный банк. Таким образом, появился первый частный Центральный Банк - «Английский Банк». Путем банковских операций, национальный долг Англии поднялся от 1,25млн. фунтов в 1694 году до 16 млн. фунтов в 1698 году.

Эволюция геополитических воззрений в отечественной науке

Теоретический анализ геополитики России органично связан с исследованием эволюции геополитических воззрений отечественных ученых. Само географическое положение России, Российской империи, «месторазвитие» русской культуры издавна располагало к появлению подобных воззрений. Изначально, в XVIII веке геополитические воззрения формировались в естественнонаучном, социально-политическом и цивилизационном направлениях. Это связано, во-первых, с утверждением евразийского статуса России, её устойчивого положения в границах евразийской империи, во-вторых, с экономическим ростом и расширением международных связей, в - третьих, с развитием естествознания в ходе Петровских реформ. Хотя евразийский статус Московское царство обрело к концу XVI века, после присоединения к нему Сибири, геополитическую парадигму и геополитический код Россия обрела в XVIII в.

Геополитическая парадигма, воплотившаяся в транспортно коммуникационном пространстве между Балтийским, Черным и Каспийскими морями («Триморье»), основывалась на трех историко-культурных зонах (зона Балтийского региона, Днепро-Двинская и Волго-Окская зоны) и характеризовала общий каркас геостратегического развития страны. Геополитический код, то есть определение приоритета в международных экономических и политических связей, оформился с основания Петербурга в дельте реки Невы, то есть как раз в том месте, которое оказалось связующим звеном между этими тремя историко-культурными зонами и было общим путем «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Положение Петербурга в вершине геополитического треугольника - пространства «Триморья» определило характер геополитического кода - ориентация на Запад. Екатерина II в «Наказе» от 30 июля 1767 года отмечала, что Россия есть европейская держава, русский народ - это народ европейский, а незыблемой формой правления в геополитических масштабах России является самодержавие.1

Истоки геополитической мысли следует усматривать в геополитической науке, получившей развитие в созданной Петром Великим Санкт-Петербургской академии наук. В географии стали выделять такие отрасли как политическая география (здесь первыми были работы Г.В. Крафта и Х.-Н. Винцгейма, опубликованные в 20-х г.г. XVIII в.) и экономическая география, у истоков которой был М.В. Ломоносов. «При географическом описании России, - отмечал Ломоносов, - необходимо учитывать различное природное, хозяйственное и политическое значение ее" районов, обращая внимание на наиболее заселенные и экономически развитые центральные районы».2 Помимо этих направлений географической науки на формирование геополитических воззрений оказали влияние также возникшие в этот период картография, топография, метеорология, государственная и военная статистика, этнография, антропогеография и др. Так, согласно указу Сената с 1720 года была начата государственная картографическая съемка страны, на основе которой в 1734 году была изготовлена первая печатная «Генеральная карта Российской империи», а в 1745 году был выпущен «Атлас Российской империи». Тот факт, что географические исследования велись в рамках военного ведомства, обусловил развитие цикла военно-прикладных наук: военная география, военная статистика, военная картография.

Указанные выше направления формирования геополитических воззрений стали обретать зримые контуры в конце XVIII- начале XIX вв.

Так, у истоков естественнонаучного направления находился академик К.М. Бэр, русский биолог, эмбриолог, один из основателей географического детерминизма в отечественной науке. «Судьба народов, -писал он в 1848 г., - определяется наперед и как бы неизбежно природою занимаемой ими местности», а характер развития цивилизации определяется рельефом местности и другими её особенностями».4 Последователями К.М. Бэра в этом направлении были Л.И. Мечников, В.И. Ламанский, В.П. Семенов Тян-Шанский, Д. И. Менделеев, П.Н. Савицкий, и др. Л.И. Мечников по сути дела, объединил в своих исследованиях естественнонаучное и цивилизационное направления. С одной стороны, он предстает как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма и социал-дарвинизма, с другой, - он утверждает, что прогресс цивилизаций существенно отличается от эволюционного закона борьбы за существование. Одно из его положений - утверждение значительной роли водной среды, рек в образовании и развитии древних цивилизаций. Реки, утверждал он в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки» служат «выражением живого синтеза всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности, и геополитического строения данной области».5 Мечников прямо указывает на то, что реки, будучи элементом географической среды, выступает лишь как предпосылка развития цивилизаций. Основой этого развития является коллективный целесообразный труд человеческого общества. «Географическая среда, писал он по этому поводу, - эволюционирует во времени, она расширяется вместе с прогрессом цивилизации.

Похожие диссертации на Социокультурные особенности российской геополитики :Социально-философский аспект