Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Полюшкевич Оксана Александровна

Специфика идеологии современного феминизма в условиях России
<
Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России Специфика идеологии современного феминизма в условиях России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полюшкевич Оксана Александровна. Специфика идеологии современного феминизма в условиях России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Иркутск, 2006.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/681

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕМИНИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ 12

1.1. Становление феминистской идеологии (историко-философские аспекты) 13

1.2. Единство и многообразие феминистской идеологии 31

1.3. Конструктивный характер идеологии современных феминистских организаций 56

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕМИНИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОССИИ 73

2.1. Основные направления развития феминистской идеологии и их социальная обусловленность в России и за рубежом 73

2,2,Гуманистический характер идеологии современного российского феминизма 89

2.3. Генерализация идеологических ценностей в процессе социального взаимодействия \103

Заключение 140

Библиографический список 144

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется потребностями как социально-практического, так и философско-теоретического плана в теоретической рефлексии идеологии новых социальных явлений и процессов, обусловленных развитием современного российского общества.

Одним из определяющих признаков способности общества к обновлению, модернизации, переходу от традиционного уклада к современному является становление женской активности в различных сферах деятельности. Феминизм, лежащий в основе идеологии и не столько женского движения, сколько движения за освобождение личности из-под родового начала, является концептуальным оформлением процесса.

Феминизм воспринял основополагающие доктрины эпохи Гуманизма и Просвещения, согласно которым человек есть свободное существо, воздействующее на окружающую среду и на самого себя. Основной задачей феминизма является освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление им равных возможностей в социуме.

Трансформация общества выдвинула перед женским движением очередную задачу - способствовать адаптации женщин к новым условиям. Решению этой задачи содействуют интегративные формы функционирования организаций, к примеру, Женская Лига, Консорциум Женских Неправительственных Объединений, Женский информационно-образовательный Центр «Стимула», Лига деловых женщин, Некоммерческое партнерство «Женский Альянс», Ген-дер-Клуб или Клуб имени Бабы-Яги, Центр женских инициатив, Движение Женщин России (ДЖР), Байкальский Региональный Союз Женщин «Ангара» (БРСЖ «Ангара») и пр., для которых характерна автономность: наличие полностью самостоятельных уставов и отдельных бюджетов; собственной программы действий и склонность к объединению для краткосрочных совместных акций. Одновременно эти организации восприняли идеологию современного феминизма, которая реализуется в конкретной социальной, политической, экономической, культурной и пр. деятельности.

Женским организациям уделяется все большее внимание со стороны ученых. Исследуется опыт, динамика, культурные особенности, политическое значение мирового женского движения; изучаются традиции и специфика россий-

ского женского движения. Выделяются основные идеологические и мировоззренческие компоненты современного феминизма.

Российские ученые, занимающиеся феминистскими организациями и феминистским движением, в целом исследуют опыт работы женских объединений с практической точки зрения, через их непосредственное участие в различных областях деятельности, тогда как западные ученые, начинают изучение женских организаций, рассматривая их изначально в рамках определенного концептуального, теоретического ядра, на основе которого сложилась идеология данной организации.

Особое место в исследовании идеологии женских объединений занимает анализ эволюции феминистской мысли в мире и пути развития женского движения в России. Ученые различных областей (гуманитарных, технических, экономических, естественнонаучных) выделяя основные концептуальные моменты, свойственные различным течениям феминизма, и анализируя индивидуальные отличия, находят общее и особенное в данном развитии,

Степень разработанности проблемы

Комплексный характер исследования идеологии женского движения обусловил внимание к нему философов, социологов, культурологов, антропологов, историков, экономистов, политологов и представителей других общественных наук и, соответственно, наличие широкого круга источников.

В рамках изучения развития женского движения и его идеологических компонентов в российской практике важны работы таких авторов, как Н.И. Абубикировой, С.Г. Айвазовой, М.П. Аркеловой, Л.В. Бабаевой, Н.Б. Вздоро-вой, О.А. Ворониной, Р. Гликман, Т. Журженко, Е.А. Здравомысловой, А. Мельниковой, Т. Осипович, Н.Н. Разумовой, А.Г. Сагайдак, Е.Э. Соколовой, А.А. Темкиной, О.А. Хасбулатовой, Н.А. Шведовой, И. Юкиной.

Ряд дискуссионных проблем идеологии женского движения был рассмотрен при изучении социальных и тендерных норм современного общества. Эти исследования на индивидуальном и социальном уровне широко представлены в зарубежной науке (Д. Батлер, Р. Брайдотти, В. Брайсон, Белл Хуке, Дж. Гэллоп, И. Гофман, Э. Гросс, Э. Грэй, А. Дворкин, Т.де Лауретис, К, Миллет, Дж. Митчелл, Д. Рингельхайм, Э. Сиксу, М. Фуко) и начинают занимать устойчивые позиции в отечественном социально-гуманитарном знании (О.А. Воронина, И.А.

Жеребкина, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Т.Л. Михайлова, И.Н. Тартаковская, Н.Л. Пушкарева, Н.К. Радина, Г.Г. Силласте, С.А. Ушакин, А.Р. Усманова). Это непосредственно связано с анализом современной социокультурной динамики тендерных парадигм, характерных для нашего общества, диктующих формирование тендерных норм и стереотипов.

Значительный интерес представляют работы, посвященные анализу личностной и социальной идентичности, понимаемой как результат внутренней самореализации и внешнего контекста. Эту проблематику разрабатывают как зарубежные (Э. Гидденс, И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Дж. Мид, С. Московичи, Ж. Пиаже, Э. Эриксон), так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, М.В. Зако-воротная, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн). О кризисе идентичности современного человека, его социально-гендернои роли говорят выводы отечественных исследователей (Г.М. Андреевой, Г.А. Брандт, М.В. Заковоротной, И.С. Кон, Л.Г. Куликовой, И.С. Куприяновой, Н.Я. Ники-шиной и др.).

Тендерные аспекты конструирования современной идентичности проанализированы в работах зарубежных классиков и современников, таких как П. Бергер, П. Бурдье, М. Вебер, Э. Гидденс, С.де Бовуар, Л. Иригарэй, Ю.Кристева, Дж. Митчелл, Э. Сиксу, М.Фуко, Н.Чодоров, а также отечественных ученых: М.И. Либоракиной, Е.Ю. Мещеркиной, А.И. Посадской, Н.Л. Пушкаревой, О.А. Раковской, Н.М. Римашевской, Н.В. Рыбалкиной, И.Н. Тар-таковской, С.А. Ушакина, А.Р. Усмановой, З.А. Хоткиной.

Общеметодологическое значение для диссертационной работы имеют труды классиков социологии П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, А. Шгоца, а также современных отечественных социологов Л.Г. Ио-нина, В.А. Ядова, В.Н. Ярской и др.

Анализ состояния исследования проблемы позволяет говорить, что основные проблемы идеологии женского движения в трудах как самих теоретиков и практиков феминистского движения, так и в трудах историков, философов, социологов, психологов и других ученых изучены недостаточно, не выявлены пути и механизмы конструирования идеологической системы женских организаций. В этой связи представляется актуальным теоретическое осмысление и эм-

лирическое изучение формирования идеологии современных российских женских организаций.

Объектом исследования выступает феминизм как социальное явление.

Предмет исследования - особенности идеологии женского движения в России.

Целью исследования является выявление социальной обусловленности и основных направлений формирования идеологии феминизма в условиях России,

Для осуществления поставленной цели нами был поставлен ряд задач:

раскрыть онтологические, социальные предпосылки возникновения и формирования феминистской идеологии;

выделить место гуманистических представлений в современном феминизме;

выявить единство и многообразие феминистской идеологии;

обосновать основные направления развития феминистской идеологии;

провести анализ влияния социального взаимодействия женских организаций на идеологию феминизма в России;

охарактеризовать процессы становления идеологических ценностей в хо-

де социального взаимодействия.

Гипотеза диссертационного исследования основывается на предположении о том, что идеология российских женских организаций имеет не политическую, а, скорее, социально-защитную направленность. Спецификой этой идеологии является отсутствие экстремистских идей и действий, а также четкого тендерного признака участия в организации. Эти особенности объясняются влиянием уникального социально-исторического пути развития России, обусловившего характер деятельности женских организаций, обладающих автономией в определении возможностей самостоятельно действовать, работать по собственным правилам, иметь свою идеологию, миссию, цели и задачи. Реализация этих идей происходит посредством работы над экологическими, правовыми, психологическими, социально-культурными и другими проектами - в рамках конкретной деятельности отдельной организации.

Теоретическая и методологическая основа исследования определяется особенностями, обусловленными объектом, предметом и задачами исследова-

ния, для решения которых необходим синтез новых подходов, базирующихся на сочетании следующих методологических принципов.

Тендерные исследования, позволяющие различить физиологический и социальный пол человека, рассматривать человека как носителя тендерной роли, определяемой по-разному историческим временем и типом общества, иными словами, исследования рассматривающие пол человека не как постоянную константу, а как социально подвижный феномен (Дж. Батлер, К. Гиллиан, Д. Гримшоу, Т.де Лауретис, Н. Чордов и др.)

Феноменология, позволяет рассматривать формирование индивидуального опыта человека как феномен, включающий в себя явление, сущность и само бытие человека. Посредством феноменологической редукции происходит перемещение от реального факта, события, действия человеческой жизни к феномену. Сегодня очевидно, что вопрос о идеологии женских организаций не может рассматриваться вне контекста жизненного опыта участниц этого движения. Традиционные теории должны быть пересмотрены с позиции женского переживания жизни, женского «жизненного мира» (Э. Гуссерль, Е.А. Здравомыслова, А. Шюц, К. Свасьян и др.).

Постструктурализм, позволяющий благодаря деконструкции и дискурсивному анализу критически осмысливать патриархальные основы традиционного понимания культуры, взаимоотношения полов и подойти к постановке вопроса о поисках недискурсивных оснований природы формирования идеологии женских организаций (Ж. Деррида, Л. Иригарей, Ю. Кристева, Ж. Лакан, X. Сиксу, М. Фуко и др.).

Для изучения современных тендерных практик оптимальным представляется сочетание качественных и количественных методов исследования. Значительный вклад в разработку качественной методологии внесли отечественные ученые: Г.С. Батыгин, С.А. Белановский, А.С. Готлиб, И.Ф. Девятко, Е.А. Здравомыслова, В.В. Семнова, А.А. Темкина, Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг, В.А. Ядов.

Помимо этого автор использует диалектический метод, с помощью которого анализируются основные идеи различных направлений феминистского течения. В данной работе широко используется системный подход, позволяющий

рассматривать феминистскую идеологию как фактор формирования новой фи-. лософии, нового восприятии мира, общества и места человека в нем.

Логика исследования выражена в плане диссертации и первоначально предполагает изучение общих и специфических закономерностей процесса развития идеологии женских организаций. В соответствии с этим в первой главе рассматривается становление, формы развития и особенности идеологии феминизма в мире. Во второй главе автор выделяет специфику феминистской идеологии в условиях России.

Методика исследования предполагает изучение научных работ по проблемам развития феминизма и формирования его идеологии на русском и английском языках, анализ статистических данных, итогов социологических исследований, основных документов зарубежного и российского женского движения а также, проведение собственного социологического исследования (методами контент-анализа и биографическим посредством интервью).

Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики социальной направленности, конструктивного характера и гуманистических ориентации как основных характеристик российского женского движения. Это может быть уточнено в следующих позициях.

Анализ становления и развития идеологии феминистского движения показал, что в его основе лежат гуманистические принципы, включающие в себя соблюдение и защиту прав равенства мужчины и женщины, принципы толерантности и саморазвития личности, выраженные в конструктивном характере деятельности женских организаций,

Выявлена специфика российской феминистской идеологии в условиях кризисного общества, которая выражается в социально-защитной направленности женского движения, не имеющей в основе принципиального тендерного различия и ориентации на радикальные формы деятельности.

Разработана модель компаративного анализа женских движений, включающая такие параметры как историю создания организации, изучение устава, миссии и целей организации, количества и состава участников организации, коллективной биографии работников женских организаций и самой сферы деятельности данной организации.

- Обобщение особенностей генезиса идеологических ценностей российского женского движения показало, что это развитие происходит преимущественно в процессе социального взаимодействия. Существенное влияние на генезис оказывают индивидуально-личностные черты участниц женского движения.

Положения, выносимые на защиту

  1. При исследовании процессов становления идеологии феминизма важно уточнить три основных аспекта: во-первых, культурно-историческую обусловленность возникновения того или иного течения феминистской мысли; во-вторых, гуманистический характер идеологических компонентов современного российского феминизма, основывающийся на философских и исторических особенностях развития России; в третьих, ведущее значение для формирования и реализации идеологических ценностей имеют индивидуально-личностные особенности самореализации участниц движения. Сочетание этих аспектов приводит к формированию уникального идеологического поля, в рамках которого и развиваются женские организации в России.

  2. В основе развития женского движения в России лежит его социальная направленность, выраженная в практической работе женских организаций, не ставящих во главу угла тендерное равноправие, а выделяющих социальные проблемы и ищущих пути их решения (вне зависимости от пола). Помимо этого, женские организации в России не имеют яркой радикальной формы, стремятся избегать «конфронтационных демонстраций», не концентрируют свои усилия на мобилизации большого числа женщин.

  3. Исследованию отличительных мотивов функционирования женских организаций способствует разработанная нами компаративная модель анализа, включающая анализ официальных документов организаций, информирующих о роде и специфике деятельности, личного опыта участниц движения. Эта модель не только структурирует и типологизирует направленность деятельности, форму организации и работы женских организаций, но и позволяет проследить динамику формирования идеологических принципов женского движения в России, а также, выявить и сравнить изменения, происходящие в российском и зарубежных женских движениях.

  4. В современных условиях России развитие женского движения возможно только при совместных действиях, при взаимосвязи различных коалиций. Эти

объединения призваны бороться и отстаивать не столько тендерное равенство, равные права и равные возможности, устранение дискриминации по признаку пола, сколько социальное «благоустройство», поиск путей и методов разрешения общественно значимых проблем.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные раскрывают особенности развития принципов и методов работы и функционирования женских организаций. Некоторые положения диссертации позволяют углубить представление о гуманистических аспектах идеологии феминизма и его фактическом преломлении в женских организациях, что способствует выявлению тенденций и взаимосвязей между социальными изменениями, процессами и сменой социально-гуманистических парадигм.

Выводы теоретического и методологического характера могут найти применение в практике управления социальными изменениями, сменой духовных парадигм. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах социологии, философии, социальной философии, феминоло-гии, социальной антропологии и др.

Апробация результатов исследования. Полученные в ходе работы выводы обсуждались на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях: «XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала - XXI век» (Челябинск, 2006); Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное общество: территория постмодерна» (Саратов, 2005); Материалы Международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ» (Москва, 2006, 2005, 2004, 2003); Труды V Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (СПб, 2003); Материалы XLI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2003, 2002); Материалы межрегионального фестиваля «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (Красноярск, 2003); Материалы научно-практических конференций ИСН, ИГУ: STUDIUM (Иркутск, 2006, 2005,2004, 2003).

По теме диссертации опубликовано 12 научных публикаций общим объемом 4,7 печ. л.

Основные положения данного исследования нашли практическое применение в научно-исследовательской деятельности диссертанта, в педагогической практике с учетом специализации и темы диссертации. Материал диссертации был использован для разработки специальных учебных курсов по социальной философии, феминологии и гендерологии.

Автор проходил стажировку по данной проблематике в США, где имел возможность обсудить основные положения работы, участвуя в круглых столах и конференциях в университетах Атланты и Чикаго.

Работа проходила при поддержке грантов: 1. Грант 2004 года на соискание грантов для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов вузов Федерального агентства по образованию. 2. Грант для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов и молодых сотрудников Иркутского государственного университета 2005 года.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной философии и социологии Иркутского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, заключения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа и библиографический список.

Становление феминистской идеологии (историко-философские аспекты)

Феминизм воспринял основополагающие доктрины эпохи Гуманизма и Просвещения, согласно которым человек есть свободное существо, воздействующее на окружающую среду и на самого себя. Основной задачей феминизма является освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление им равных возможностей в социуме.

Существует множество направлений феминизма, среди которых есть как сравнительно малоизвестные (такие, как анархофеминизм, консервативный феминизм, гуманистический феминизм, так и значительно более широко обсуждаемые его разновидности (буржуазный феминизм, радикальный феминизм, либеральный феминизм, «черный» феминизм и др.). Само это деление можно считать проблематичным, поскольку оно предполагает, что такое нетрадиционное воззрение, как феминизм (с его альтернативными способами теоретизирования и практики), оценивается с традиционных позиций (например, буржуазный, или марксистский феминизм и т.д.)- Кроме того, термин «феминизм» входит в название новых направлений, вводящих в проблематику пола/гендера в определенные отрасли знаний - экофеминизм, киберфеминизм и пр.[195, с.221]

Социальные предпосылки феминизма проявляются в секуляризации общества и сломе его феодально-сословной организации, в развитии индустриальной цивилизации, вовлечении женщин в работу по найму, что создает предпосылки для принципиального превращения женщин в собственника - по крайней мере своих рабочих рук, которые она может независимо от воли мужа или отца самостоятельно продавать на рынке труда за денежное вознаграждение [5, с. 23].

Интеллектуальными предпосылками феминизма были различные критические в отношении общества теории, социально-философские и политические концепции XVIII-XX веков. В этой связи стоит упомянуть, во-первых, либеральную философию Д. Локка [131], Ж.-Ж. Руссо и Дж. С. Милля [145, 146], в рамках которой развивались основы теории прав человека. Во-вторых, это теории утопического социализма Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона и Р. Оуэна (в частности, именно первому из них принадлежит и изобретение термина «феминизм», и обычно неверно приписываемое Марксу высказывание о том, что «социальное положение женщины является мерилом общественного прогресса».)

И, наконец, различные по своему содержанию и направленности теории, в которых сексуальность человека впервые начала рассматриваться в социальном и политическом контекстах (работы 3. Фрейда [194], В. Райха [161], М. Мид [143], Г. Маркузе [136] и других представителей Франкфуртской школы, а также некоторые работы М. Фуко [207, 208, 209], Ж. Дерриды [79] и Ж. - Ф. Лио-тара [128].)

В теоретических исследованиях обычно выделяют две основные формы феминизма: феминизм как практика женского движения и феминизм как система теоретических моделей, объясняющих механизм женского неравноправия в обществе и предлагающих выход из сложившейся ситуации.

Развитие феминизма как практики - в виде собственно женского движения и как феминистской теории преследующей объяснительные цели отражает общую идеологическую основу феминизма, т.е. систему идей, лежащих в основе женского движения и наполняющих их социальную и политическую деятельность.

В исследовании Е.В. Водопьяновой говориться о том, что рождение идей феминизма в основном связано с Францией, однако формирование основ феминистской теории и вряд ли было бы возможно без самого женского движения, которое развивалось наиболее успешно в США [52, с. 60-69].

Во Франции возникновение первых женских движений связывают с Олимпией де Гуж, составившей в 1791 Декларацию прав женщины и гражданки. В Декларации содержались требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных прав, возможности занимать государственные посты. В том же 1792 году в Англии вышла книга Мэри Уолстоукрафт «О подчинении женщины» где ставился ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии и экономической роли женщины в домашнем хозяйстве, а в Германии этой же датой обозначен выход работы Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского положения женщин» в которой он требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности [6, с. 9-34]. Таким образом, уже к концу XVIII века «манифесты» грядущего феминизма были обрисованы в его будущих идейных европейских центрах: Франции, Англии и Германии. Этот «первый феминизм» возник не столько как теория, сколько как движение против социально-экономической дискриминации женщин; и в начале XX века, добившись своих основных целей: получения женщинами в Европе и США избирательных прав, а также роста их профессиональной занятости, - он фактически сошел с исторической арены, что, однако, не означает исчезновения женского движения как такового [5].

В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адаме (1744-1818), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» [226, с. 41-59].

Как рассуждает А.А.Темкина [201], новое женское движение было протестом женщин против патриархального общества (общества с доминированием мужчин). В Америке идеологически и стратегически движение было разделено на две ветви: движение за права женщин и женское освободительное движение.

Первая ветвь выступала главным образом за политические реформы и использование конвенциональной политической тактики давления. Эта тактика требовала организации на национальном уровне и определенной степени профессионализации. Корни этого движения - в суфражизме и успешных кампаниях за доступ женщин к образованию и работе.

Вторая ветвь движения - радикальный, левый, часто социалистический феминизм, который отрицал идею равенства с мужчинами. В его рамках считалось, что политические реформы никогда не освободят женщин, главный акцент должен быть сделан на женщинах, а не на государстве. Цель движения - изменить способ мысли и действия, переоценить женскую суть, а не адаптировать женщину к мужским ценностям [201, с. 45-93].

Основные направления развития феминистской идеологии и их социальная обусловленность в России и за рубежом

Можно согласиться с логикой и выводами Разумова Н.Н. [167], который используя теорию мобилизации ресурсов, указывает, что основные различия между организациями женского движения второй волны были идеологическими. В 80-е годы идеологические и символические аспекты были включены в данную теорию как особые ресурсы движений. Идеология используется движением как ресурс, как эффективная стратегия мобилизации.

В исследованиях, рассматривающих роль идеологии в развитии движения, высказывается гипотеза: женское движение возникало не из Новых левых, движений за гражданские права и антивоенных движений, а параллельное им и как реакция на них. Движению недостаточно мобилизовать людей, ему надо мобилизовать идеи, выработать идеологию, которая может объединить участников. Несогласие с существующей идеологией ведет к созданию альтернативы, что является решающим фактором для общественного движения. Альтернативная идеология подтверждает справедливость социальных изменений и мотивирует действия людей. Другая функция идеологии - создать объяснительные возможности для объединения людей с одинаковым опытом и интересами в изменении существующего ситуации (status quo) [150, с. 112-136].

Феминистская идеология должна была объяснить, в чем заключается несправедливость мира по отношению к женщинам и как эта несправедливость может быть устранена. Существовало несколько вариантов такого объяснения. Активисты, которые придерживались различных подходов к пониманию женского движения, могли организовывать иногда совместные действия (особенно на пике движения), но чаще группы находились в идеологических конфликтах и дебатах.

В 80-90-е годы для женского движения одним из основных оказывается вопрос идентичности: существует ли особая женская суть или нет. Идеология культурного феминизма (наследника радикалов) строит успешные коллективные дей ствия на основании наличия особой женской сути. Постструктуралисты, утверждая социально-конструктивистский подход, ограничивают возможности борьбы дискурсивными проблемами, не оставляя места для действий. Однако это - проблемы более позднего периода.

Рассмотрим, вслед за А.А. Темкиной [201] подробнее основные типы идеологии женского движения периода его пика: либеральный феминизм, радикальный феминизм, марксистский и социалистический феминизм, психоаналитический феминизм.

Либеральный феминизм. Либеральный феминизм, корнями уходящий в суфражизм и борьбу за образование женщин, стал идеологией реформистского направления женского движения 60-х годов в Америке и в Европе. Вторая волна феминизма создала новые организации по защите женских прав, особенно в США, во Франции, в Англии. В некоторых странах (например, скандинавских) либеральную идеологию проводили организации, существующие с XIX века, в других создавались новые организации. В соответствии с интерпретацией Джо Фримен эффективность старых организаций зависела от способности воспринимать новые идеи, использовать уже существующие сети [186].

Либеральный феминизм, восходя к идеям Мэри Уоллстоункрафт, Гарриет Тейлор, Джона Стюарта Милля, провозглашает равенство полов, которое можно достигнуть посредством реформ. Сходство полов, гендерная нейтральность должны лежать в основе законодательства, политики.

Либерализм изменялся по мере развития капиталистического мира, изменялся и статус либерального феминизма. Либерализм в классическом смысле, подразумевавший защиту государством гражданских свобод, создание равных возможностей действовать на рынке, остался в прошлом. На смену ему пришел эгалитарный либерализм, который подразумевал защиту государством экономической справедливости, предоставление социального, медицинского обслуживания и помощи семье и пр. Либералыилй феминизм проделал схожую эволюцию, хотя он и не является простой копией либерализма. Более того, либерализм распространял индивидуализм и личную свободу только на мужчин. Развитие либерального феминизма вывело его за границы формального равенства, подняв новые вопросы помощи в воспитании детей и личной свободы в репродуктивной сфере. В 60-е годы либеральное женское движение было вдохновлено работами Бетти Фридан, Беллы Абзуг, Е. Холтцман и другими. Классиком данного направления признана американка Бетти Фридан, изложившая свои взгляды в книге «Мистика женственности». Образ счастливой домохозяйки был подвергнут критике как несуществующий миф. Общественные нормы препятствовали личностному развитию женщины: от нее ожидалось соблюдение «инфантильных» образцов поведения, она воспринималась только через мужчину, только как пассивное существо, имеющее много общего с ребенком.

В конце 50-х годов в Америке идеалом считалась красивая, образованная, занятая мужем и детьми женщина, имеющая дом в пригороде, автомобиль и пр. Однако достигшие данного идеала женщины оказывались неудовлетворенными, сами не понимая причин - проблема не имела названия становилась все более дифференцированной. В теоретическое осмысление постепенно включался не только опыт белых образованных женщин (которые оставались ядром движения), но и опыт цветных, женщин из рабочего класса [97, с. 262-82].

Радикальная идеология соглашается со следующими положениями: женщины исторически были первой угнетенной группой; угнетение женщин - наиболее широко распространенная и наиболее сильная форма угнетения. Радикальный феминизм обычно призывает покончить не только с капитализмом, но и изменить семью, по крайней мере, как экономический институт и институт воспитания детей. Направление сепаратистов (лесбийского феминизма) предлагает к этому добавить еще и отрицание гетеросексуальности.

В целом радикальный феминизм выступает за социальные, экономические, политические, психологические эксперименты. Феминистки хотели сами создавать свое будущее, свою идентичность и свою судьбу. Такие идеологии и движения возникали и развивались в настроении общей радикальности, «левизны» и поисков нового образа жизни 60-х годов. Они искали новые объяснения, бросали вызов буржуазности, стереотипам ролей и поведения. Радикальная идеология феминизма породила массовые женские сообщества, повлияла на либерализацию общественного сознания в отношении полов, создала новые интерпретации сексуальности, телесности,

Генерализация идеологических ценностей в процессе социального взаимодействия

Для уточнения основных принципов лежащих в основе феминистской идеологии мы проанализировали уставные документы, резолюции съездов и конференций, теоретические работы участниц женского движения методом контент-анализа и выяснить влияние личного опыта участниц движения на идеологию организаций [245].

Цели, ради выполнения которых созданы общественная организация, являются одним из ключевых показателей определяющих её специфику. Поэтому автором был проведен контент-анализ резолюций, программ и положений различных женских съездов, конференций и форумов - 41 документ (см. приложение 2), так же были проанализированы уставы и отчетная документация зарегистрированных женских общественных организаций в Иркутской области (34) -всего исследовано 75 документов.

В рамках контент-анализа резолюций, программ и положений различных женских съездов, конференций и форумов мы пришли к выводу, что основные положения изучаемых документов сводятся к нескольким идеям.

Как видно из таблицы 1, наиболее важные категории, выявленные в уставах организаций, положениях и резолюциях конференций - это права женщины, как права человека - во всем их многообразии. Деятельность всех женских организаций направлена на соблюдение прав человека в общем виде (как теоретическом посыле) и в конкретной деятельности (в частной практике в рамках деятельности отдельной организации).

Можно утверждать, что цели, представленные в уставах исследуемых организаций, в достаточной мере достоверны на момент их принятия. В дальнейшем же, в течение жизнедеятельности организации, в зависимости от ряда условий они могут подвергаться корректировке, менять приоритетность.

Ведущее место в целях женских общественных организаций Иркутской области занимает защита прав человека (23 организации). Среди них наибольшее внимание уделяется защите прав женщин (19 организаций), а также защите прав детей (10 организаций). Политическая и гражданская активность является вторым по значимости целевым направлением, которому отведены цели 21 организации. Третьим по значимости в целях женских общественных организаций стало культурное направление деятельности (20 организаций). Сама постановка этой цели не носит практического характера и скорее свидетельствует о приверженности членов организации традиционной культуре, признании духовности и нравственности мировоззренческой составляющей женских организаций Иркутской области. Четвертым стало направление социальной поддержки, его выделяют 19 организаций. Прежде всего, адресатами социальной поддержки являются женщины и семьи. Необходимо отметить, что семья - это не только женщины и дети, это также и мужчины, исполняющие роли мужа и отца, таким образом, поддержка семьи включает в себя поддержку женщин, детей и мужчин в указанной роли. Содействие занятости женщин - одно из приоритетных направлений женских организаций. Три из всех зарегистрированных женских организаций выделяют эту цель как главную и отражают это в своих названиях: Ассоциация женщин-предпринимателей Сибири «Лагода», Региональная общественная организация «Женский бизнес-центр «Ангара+», Иркутский общественный фонд «Лига женщин-предпринимателей малого и среднего бизнеса». В общем же решению проблемы занятости женщин способствуют 11 женских организаций. На решение проблем здоровья направлены усилия также 11 организаций. Почти треть женских организаций (10 организаций) занимаются образовательной деятельностью, но ни у одной организации образовательная деятельность не занимает приоритетного положения. Скорее, образование здесь служит одним из способов достижения главной цели. Заметное место в целях женских организаций занимает благотворительная деятельность (10 организаций). Экологическое направление также представлено в целях женских организаций, эти цели ставит перед собой пятая часть организаций (7 организаций). В процессе развития организации корректируют свои цели в зависимости от рынка социальных услуг, финансовых возможностей, человеческих ресурсов и других факторов. В целом просматривается тенденция к выбору женской организацией специализации, или своей «ниши» в общественном секторе, наиболее отвечающей возможностям организации и потребностям целевых групп.

Сопоставление целей российских и региональных женских организаций позволило выявить, что целевая направленность женских организаций Иркутской области имеет свою специфику и выражается в расширении внимания к поддержке и развитию культуры, решению проблем занятости женщин и содействию женского предпринимательства, экологической деятельности, благотворительности.

Похожие диссертации на Специфика идеологии современного феминизма в условиях России