Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Справедливость как фактор устойчивого развития: социально-философский анализ Князев, Александр Петрович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Князев, Александр Петрович. Справедливость как фактор устойчивого развития: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Князев Александр Петрович; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Самара, 2011.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/170

Введение к работе

Актуальность исследования. Теоретический конструкт «справедливость», как и любое другое нормативное понятие, получает существенно отличное содержательное наполнение в разных социо-культурных и мировоззренческих системах. Этот термин насчитывает длительную историю многообразных интерпретаций в различных областях знания и географических регионах. Так, экономисты традиционно рассматривают справедливость в связи с вопросами распределения, юристы склонны задумываться о принципах, нацеленных на исправление практики чрезмерно строгого применения законов, которая при определённых обстоятельствах может привести к несправедливому результату. Однако наиболее длительную историю изучения проблематики справедливости имеет, без сомнения, философия. Признаки, определяющие справедливое и честное устройство общества, лежат в основании западной политической философии, начиная с «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля. Эта идея является также центральной для большинства мировых религий, включая буддизм, индуизм, ислам, иудаизм и христианство. В более поздний период в теории социального выбора и тесно связанной с ней сфере экономики благосостояния обсуждались вопросы агрегирования человеческих предпочтений в рамках концепции «социального оптимума».

В настоящее время категория справедливости в качестве предмета научного анализа является востребованной практически во всех сферах гуманитарного знания: философии, социологии, политологии, психологии, экономике и др. Причем данные исследования носят не абстрактно-теоретический, умозрительный характер, а скорее практико-прикладной. В частности, исследуются биологические и социальные предпосылки представлений о справедливости, влияние различных дистрибутивных моделей справедливости в распределении на функционирование экономических механизмов, роль справедливости в политическом, в том числе международном, пространстве и т.д.

Безусловно, проблематике справедливости уделяется особое внимание в правовой доктрине. Еще в Дигестах Юстиниана говорилось, что «право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо согласно превосходному определению Цельса, право есть искусство доброго и справедливого». Идея справедливости положена в основание теории естественного права мыслителями эпохи Просвещения и Нового времени. Существенный вклад в изучение данной проблематики внесли отечественные философы и правоведы как дореволюционного, так и советского периода.

Вместе с тем, пристальное внимание к проблемам социальной справедливости на протяжении всей истории существования права и правовой науки отнюдь не исчерпывает всего поля исследования. В настоящее время вопросы, связанные с феноменом справедливости, актуализируются в контексте глобальных трансформаций политической и экономической основ российского общества, произошедших в конце XX века.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Проблематика справедливости имеет «вневременной», «внеисторический» характер. Сама концепция справедливости как соразмерности, эквивалентности, учреждённого равенства или естественного неравенства оформилась уже в античности в трудах таких древнегреческих мыслителей, как Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур. В древнегреческой философии сформировались две базовые парадигмы представлений о справедливости: натурализм и волюнтаризм. Если в первой решение данной проблемы связывалось с открытием универсального космического закона, то во второй – природа справедливости получала истолкование как конструкция человеческого разума. Подобные идеи развивали софисты Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Фразимах. Что касается аристотелевской теории справедливости, то и по сей день она сохраняет свое научно-методологическое значение, многие современные работы, посвященные данной проблематике, базируются на ее теоретических положениях.

В работах мыслителей Просвещения и Нового времени Г. Гроция, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля была сформулирована либеральная концепция справедливости, которая сохранила свои позиции и в современной философской и социологической литературе. В этом контексте данная проблематика разрабатывалась Р. Дворкиным, У. Кимлика, А. Макинтайром, Р. Нозиком, Т. Нагелем, П. Рикером, Дж. Ролзом, М. Сэнделом, Ч. Тэйлором и М. Уолзером, Ю. Хабермасом, Ф. Хайеком, О. Хеффе.

В отечественной философской и социально-политической мысли теме справедливости, в том числе справедливости в сфере права, посвящен целый ряд исследований дореволюционных философов и правоведов: Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, А.Д. Градовского, И.А. Ильина, В.Д. Каткова, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, П.Г. Редкина, В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича.

Одним из базовых трендов, характеризующих современный дискурс социальной справедливости, является поиск ее рациональных оснований, определение места данного конституирующего принципа в социальном процессе. Другим не менее значимым направлением современного философского поиска является анализ существующих моделей и парадигм социальной справедливости, изучение путей и возможностей их согласования. В отечественной философии современного периода исследованием этих проблем занимались Р.Г. Апресян, З.А. Бербешкина, А.А. Гусейнов, В.Е. Давидович, Б.Н. Кашников, А.В. Прокофьев и др.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее обстоятельно проблемы справедливости анализировались в контексте изучения права и формирования правового государства. Речь, в частности, идет о трудах Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Г.О. Белановой, В.В. Булгакова, С.Н. Братуся, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, А.Л. Вязова, Л.Г. Гринберга, Г.С. Гуревича, А.В. Деревесникова, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, В.Н Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашовой, О.Э. Лейста, Н.С. Малеина, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, И.Д. Мишиной, B.C. Нерсесянца, А.И. Новикова, Е.М. Орача, А.А. Соловьевой, О.И. Цыбулевской, А.Ф. Черданцева, В.А. Четвернина, А.И. Экимова, Л.С. Явича.

В аспекте рассмотрения права вопросы соотношения свободы и равенства, правового и социального государства имеют давнюю историю обсуждения. Кроме того, трансформация российского правосознания под влиянием ценностей индивидуализма, приоритета прав и свобод человека над интересами общества и государства получила свое закрепление в распространении либертарной теории государства и права. В России последняя рассматривалась в трудах Л.С. Мамута, В.С. Нерсесянца, В.А. Четвернина. Согласно этой теории, для обеспечения справедливости достаточно сугубо формального равенства перед законом и свободы индивидов. Справедливость здесь выступает синонимом успешности независимо от равенства или неравенства стартовых условий.

Обобщая, можно констатировать, что справедливость как базовая социальная и культурная ценность и одновременно регулятивный принцип общественного устройства является предметом изучения практически во всех отраслях гуманитарного знания: философии, социологии (докторские диссертации В.Н. Аргуновой и Т.В. Дыльновой, кандидатские Ю.В. Деньгуб, И.Б. Кузнецовой, Л.В. Зараевой, М.В. Костиной и др.), политологии (Г.Ю. Канарш), экономики (Е.В. Логинова), психологии (Е.О. Голынчик, М.В. Медведченкова, Л.М. Соснина) и т.д.

Объект исследования – социально-философский дискурс справедливости в контексте динамики общественного развития.

Предметом исследования является справедливость как фактор устойчивого развития.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации – осмысление феномена справедливости как неотъемлемого фактора устойчивого развития и долгосрочного благосостояния современного общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

продемонстрировать непреходящую ценность справедливости как основополагающей ценности общественного бытия и показать историю поисков её социально-культурных оснований;

оценить роль справедливости в социальном конструировании, раскрыть её взаимосвязь с такими фундаментальными характеристиками общественного бытия, как свобода и равенство;

проанализировать исторические уроки предпринятых в ходе истории попыток учреждения справедливого общественного порядка;

показать значение социальной справедливости в правовой, экономической и политической сферах в качестве определяющего фактора устойчивого развития общества.

Методологические основания исследования.

В качестве методологической основы диссертации использован социально-философский анализ, который позволил выявить не только сущностное содержание теоретического конструкта «справедливость», но и значимость этого феномена для жизни общества. При изложении материала применялся проблемно-тематический подход, который позволил раскрыть многоплановость представлений о справедливости. Также в диссертации использовался исторический метод, диалектический подход и структурный анализ. Важное место занял аксиологический подход, который позволил тщательно проанализировать нормы и ценности, характеризующие справедливое общество. Решение ключевых задач исследования потребовало применения таких общенаучных методов, как классификация, обобщение, аналогия, интерпретация, индукция.

Научная новизна исследования представлена следующими положениями:

систематизированы функционирующие в широком социально-гуманитарном дискурсе представления о справедливости, выявлены константы и варьируемые параметры основных её определений;

проведён анализ взаимосвязи феномена справедливости с правообразующими категориями «свобода» и «равенство», продемонстрирована непреходящая ценность справедливости как основы правового государства;

акцентировано внимание на практических аспектах (преодоление бедности, обеспечение политического участия и т.п.) реализации справедливости в сферах экономики и политики;

обосновано значение принципов справедливого мироустройства для жизнедеятельности человеческого сообщества, показано влияние процедур, обеспечивающих социальную справедливость в различных её аспектах, на общую динамику общественного развития.

Положения, выносимые на защиту:

1. Справедливость как система существующих в общественном сознании ценностей и представлений о нормах экономического и социального взаимодействия субъектов общественных отношений стабилизирует экономические, культурные и политические связи путём предоставления всем общественным субъектам адекватно равных возможностей для обеспечения жизнедеятельности, а также при помощи оптимального распределения и перераспределения благ.

2. Идея справедливого мироустройства является центральной для построения демократических институтов. Мониторинг перспективных и практически реализуемых социальных проектов, в аспекте их соответствия принципам справедливости позволяет проектировать и осуществлять эффективную социальную политику.

3. Общество устроено на принципах справедливости, если в нем: (1) на равных началах сочетаются социальная и экономическая справедливость; 2) не могут быть ограничены закреплённые законодательно фундаментальные свободы; (3) перераспределение благ в социально-справедливом обществе ориентировано на наиболее обездоленные группы населения; вместе с тем, это перераспределение не подрывает динамику индивидов, создающих общественное благосостояние; (4) это общество, в котором, в соответствии с фундаментальным принципом различия, справедливым признается и неравенство; более деятельные и предприимчивые индивиды занимают в нем доминантные позиции и имеют большие доходы в соответствии с результатами своей деятельности; и наконец, (5) реализация модели устойчивого развития, построенной на принципах справедливости, зависит от каждого конкретного субъекта, от того, как он воспринимает для себя стратегию стабилизации общества, каким образом вносит личный вклад в ее осуществление. Обеспечение справедливости в функционировании социальных институтов смягчает резкость существующих социально-экономических и политических противоречий между высшими и низшими слоями населения, а также между различными политическими и экономическими группами. Реализация принципов справедливости способствует укреплению гражданственности, развитию духовно-нравственных основ современной общественной системы.

4. Справедливое мироустройство является одним из определяющих факторов устойчивого развития. Институты, содействующие созданию равных условий, в которых все члены человеческого сообщества имеют одинаковые шансы на реализацию собственного жизненного проекта, политическое влияние и экономическую эффективность, способствуют устойчивому росту и развитию.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный анализ феномена справедливости вносит вклад в разработку основных определений и категорий современной социальной теории, обогащает трактовку данного понятия и служит основанием для дальнейшей углубленной разработки программ по социальной реабилитации различных групп и слоев населения.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов как в сфере науки и образования (при составлении специальных курсов по социальной философии, этике, культурологии, политологии, социологии, конфликтологии), так и в сфере социальной практики, в качестве основания социального реформирования и консолидации современного российского общества.

Апробация результатов исследования: на итоговых научных конференциях Бузулукского филиала ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (2008-2011гг.), научно-технических конференциях ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» (2009-2011гг.), научной конференции «Вызовы современности и гуманитарная подготовка инженерных кадров» (Йошкар-Ола, МарГТУ, 2011).

Структура и объём диссертационного исследования. Структура диссертации определяется последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав основной части, шести разделов, заключения и списка использованных источников и литературы. Общий объем диссертации составляет 151 страницу. Список источников и использованной литературы включает 134 наименования.

Похожие диссертации на Справедливость как фактор устойчивого развития: социально-философский анализ