Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Баромбеков Вафобек Амадбекович

Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане
<
Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баромбеков Вафобек Амадбекович. Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Душанбе, 2007 150 с. РГБ ОД, 61:07-9/512

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Политическая культура как социально-философский феномен

1.1. Политическая культура как социально-философская категория 16-42

1.2. Сущность и структура политической культуры 43-64

1.3. Особенности традиционной политической культуры таджикского народа 65-86

Глава 2. Политическая культура как фактор становления правового государства

2.1. Политико-культурная реформа в Таджикистане и строительство правового демократического государства 87-102

2.2. Взаимосвязь политической и правовой культуры. Политическая деятельность в рамках правового пространства 103-118

2.3. Философские и политико-правовые аспекты проблем прав человека и демократических свобод .119-134

Заключение 135-140

Список использованных источников 141-150

Введение к работе

Актуальность исследования. Строительство правового демократического государства, наряду с другими проблемами социально-политического и экономического характера, сопровождает процесс становления и формирования качественно нового типа политической культуры, которая отражает всю сложность и противоречивость современной политической жизни. В результате глубоких преобразований, происходящих в процессе изменения общественно-политического строя любого государства при осуществлении политической модернизации, на первый план выходят проблемы формирования политической культуры, как компонента политического процесса. Об этом свидетельствует практика политико-правовых преобразований стран постсоветского пространства и ряда других развивающихся стран мира. В связи с этим актуальность обращения к проблеме политической культуры вытекает, прежде всего, из необходимости осознания новых условий развития политических преобразований.

Вместе с тем, актуальность рассмотрения проблем становления и развития политической культуры в ходе создания демократического и правового государства диктуется задачами коренного реформирования политической системы таджикистанского общества, дальнейшее функционирование которой самым тесным образом связано с повышением политической компетентности и ответственности субъекта политического процесса, с его творческой активностью и социальной позицией. Разумеется, без этих качеств немыслимо развёртывание демократического управления, народного самоуправления, расширения и углубления, демократических начал в обществе.

Таким образом, успехи и недостатки процесса политического преобразования и правового реформирования напрямую связаны с многочисленными факторами и категориями политической культуры или их отсутствием.

Перечисленные выше проблемы являются, прежде всего, социально философскими, политико-правовыми и культурологическими, которые выступают на стыке двух и более родственных форм общественного сознания. Отсюда необходимость их исследования с позиции социальной философии и философской проблемы политологии. Это проблема приобретает еще большую остроту в связи с тем, что процессы преобразования за последнее десятилетие в регионе Центральной Азии идут полным ходом. Однако, первые итоги социально-политических преобразований и их результаты до сих пор не обобщенны с научной точки зрения.

В то же время возрастающая актуальность исследования политической культуры в большей мере обуславливается важнейшими социально-политическими процессами современного переломного этапа развития, обострившего проблемы прав и свобод человека, развития его политической культуры, активизации молодёжных и массовых политических движений, которые в конечном итоге привели к бархатной, оранжевой, тюльпановой революций в странах постсоветского пространства. Всё это свидетельствует о том, что политическая культура, связанная с реализацией и выражением интересов, проявляет себя во всех сферах человеческой деятельности. Именно с её недостатком связаны негативные явления в прошлом, а с её высоким уровнем - надежда на лучшее будущее.

Наряду с этим происходят значительные изменения в духовной сфере общества с сопутствующими им проблемами. Наш мир меняется, и вместе с ним меняемся и мы, привыкая к качественно иной системе ценностей и новому типу человеческих отношений. Естественно возникает комплекс проблем в определении и осознании частно-индивидуалистического мировоззрения и ее отличия от традиционных (коллективных) социокультурных ценностей. Среди них можно отметить проблему конвергенции в нашем обществе западных стандартов прав человека и политических свобод, постулатов демократии, правового государства и гражданского общества. Таким образом, актуальность разработки философских проблем политики вообще и её культурологических аспектов, в частности, сегодня остро ощущается не только в Таджикистане, но и во всех странах бывшего Советского Союза.

Степень разработанности проблемы. Сегодня в исследованиях политической культуры наметились различные подходы и уровни. Политическая культура рассматривалась как общественное явление, а также как качественная характеристика субъектов политических отношений и политической деятельности.

С древних времён одним из распространенных определений политики является признание ее искусством возможностей, искусством управления государством. Так как это определение не подвергалось сомнению, то политика, как определённый вид искусства, была отнесена к сфере культуры. Тоже самое можно сказать и о второй части определения -«наука управления», в которой наряду с формированием аспектов цивилизации, содержится определённый культурный потенциал.

Следует отметить двойной стандарт при определении политики в сознании общества. С одной стороны, её воспринимают как искусство, а с другой - как манипуляция сознанием, «грязное дело». Последнее определение иллюстрирует то положение, что не всё политическое искусство может быть отнесено к политической культуре, поскольку культура, в отличие от бескультурья, имеет только позитивно-ценностное содержание.

Политическая наука ведёт свой отсчёт со времён Конфуция и Аристотеля. Углубление в историю даёт нам временной отсчёт политической науки с периода образования первых государств-империй Малой Азии и Ближнего Востока. Свидетельство тому - появление Шумерских, Вавилонских, Аккадских, Хеттских и Эламских государств на указанных территориях. Философские размышления о политике не менее древние, чем сама политика. Она возникла как стройное здание, чей рост сопровождался усложнением и насыщением конструкции, а со временем порождением, как и у всяких других дисциплин, все новых и новых проблем. По-видимому, в законах Хаммурапи встречаются первые социально-философские размышления о политике, в средние века некоторые вопросы политики рассматривались в социальной философии Фараби, Авиценны, Ибн Халдуна и др. Столь же глубоко в историю уходят корни культурологического описания отдельных политических явлений. По словам профессора университета Род-Айленд (США) Н.Н. Перро «хотя выявление специфических культурных признаков тех или иных политических систем старо, как сама политическая наука, современному употреблению термина «политическая культура» около сорока лет. Впервые он был предложен Г.Алмондом в статье «Сравнительные политические системы», где автор определил политическую культуру как «специфический образец ориентации к политическому действию»1.

Что касается степени изученности темы, то можно отметить большое количество литературы, изданной за последние 10-15 лет в странах СНГ. Следует подчеркнуть, что во многих из них политическую культуру и политическую философию, как сравнительно новые отрасли знания, подвергли поверхностному анализу, без определения объекта политической философии и политической науки. Политическая культура в них не рассматривается на уровне социальной философской проблемы, отсутствует гуманитарное измерение политики (политические знания, чувства, ценности и идеалы).

Из числа зарубежных авторов по рассматриваемой нами теме можно отметить фундаментальные труды Арнольда Тойнби «Хулосаи давраи дувоздах чилди баррасии таърихи тамаддун»; тарчумаи Мухаммад Хусайни Ориё. - Техрон: Амир Кабир, 1376; Постижение историй. - М., 1991.; Вилла

Политическая культура: Теория и национальные модели/автор.колл. - М.: Интерпракс, 1994 с.35 - 41 Дуранта «Таърихи тамаддун»/тарчумаи Ахмад Ором. - Техрон: 1369.

В них, рассматриваются локальные древние и средневековые цивилизации, а также вопросы государственной власти и на их основе анализируются многие аспекты философии политики и политической культуры в целом. Эти труды в дальнейшем стали базой для разработки зарубежными учеными проблем культурологического характера в политической сфере.

Среди них можно назвать Ж.М.Денкена1, Р.Арона2, А.Кребера, А.Моля и ряда других авторов .

В советской науке основой для разработок духовных проблем политической жизни стали высказывания Ленина на первом Всероссийском совещании работников политпросвета: «...Цель политической культуры, политического образования - воспитать истинных коммунистов».4 В соответствии с этим все содержание политической культуры было наполнено марксистско-ленинской теорией, коммунистической идеологией, которым была подчинена деятельность всех организаций, в том числе политических. В теоретических работах «перестроечного периода» несколько смягчается традиционная конфронтация «непримиримости буржуазной и социалистической идеологии», начинает звучать самокритика «отдельных недостатков» и «временных трудностей», но продолжают доминировать лозунги «больше социализма» и руководящей роли партии, а общечеловеческие политические ценности в большинстве работ еще не потеряли прежних характеристик. Этот период можно обозначить началом разворачивающихся политических проектов на постсоветском пространстве.

В последние перестроечные годы в СССР выходят ряд переводных и оригинальных исследований, где уже более смело раздвигаются рамки

1 Денкен Ж.М. Политическая наука/перевод с франц. - М.: МНЭПУД, 1993.

2 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Логос, 1994.

3 См. подр.: Ю В. Ирхин. Социология культуры. - М.: Экзамен, 2006.

4 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 23. - М.: Госполитэдат, 1961, с. 191. изучения различных аспектов проблемы политической культуры1. Однако политическая атмосфера стала постепенно меняться после вынужденного отказа КПСС от монополии на руководство обществом в феврале 1990г. и отмены Съездом народных депутатов шестой статьи Конституции СССР «О руководящей роли КПСС» в марте того же года. Но полностью политико-идеологические оковы с общественных наук были сняты после крушения КПСС и развала СССР.

Вслед за этим сравнительно быстро появляются новые публикации по многим проблемам обществознания, в том числе по вопросам политической культуры. Некоторые из них посвящены непосредственно философским проблемам политологии и политики. Например: Философия власти/под ред. проф. В.В.Ильина.- М.: МГУ, 1993; Философия политики. Кн. 1. - М., 1993; Теоретико-методологические проблемы изучения политики. - М/. Луч, 1994; Закономерности и законы политического процесса//Философия политики. Кн. 11. - М.: Луч, 1993; Ерасов В. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 1997; Философия культуры (становление и развитие)/Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. - Спб, 1998; Введение в философию/Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. -3-е изд. - М., 2003; Панарин А.С. Философия политики. - М., 1996; Введение в культурологию/ под ред. Е.В. Попов. - М., 1996; Философия. Под ред. В.Л. Калашникова. - М., 1999; Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1998; а так же другие работы и отдельные публикации. В этих работах эмоциональное восприятие творческой свободы приводит к постановке многих новых проблем, где намечаются их контуры, а так же ориентиры для дальнейших исследований. 

Были выпущены ряд работ общего характера, которые косвенно

См. подробнее: Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. - M.: Политиздат, 1988.; В человеческом измерении/под ред.Вишнёвского А.Г. - М.: Прогресс 1989; Решетников В. А. Духовные основы Современной политической культуры. - Иркутск: изд-во Иркутского.ун-та, 1991; Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть.- М.: Мысль,1985; Проблемы национального и интернационального в развитии культуры советского Востока, - Душанбе: Ирфон, 1990; Бакунин M. Философия. Социология. Политика. - М.: Правда, 1989; и др. касались исследуемой нами темы. К ним можно отнести почти все учебники по политологии, философии и культурологии для ВУЗов , где на нескольких страницах даются определения и структура политической культуры, ее типы и функции. В учебнике по политологии под редакцией Перевалова В.Д. (Политология. - М., изд-во Норма, 2001) на двух страницах приводятся примеры особенностей российской политической культуры. 

Политическая культура как социально-философская категория

Современная эпоха в истории развития человечества отличается глобальными изменениями в сферах экономики и политики, динамичностью процессов регуляции постоянно обновляющихся приоритетов общественно-политического развития, связанных, в одних странах - с обретением независимости, суверенитета и сменой общественно-экономической формации, в других - с дальнейшим освоением перспективных моделей государственного устройства и политического правления. Такие перемены всегда сопровождаются сложными процессами переоценки прежних ценностей и изобретения новых. Выработка и предложение государством новых ценностных ориентиров для своих граждан требует всесторонней поддержки в сферах политической, интеллектуальной и духовной жизни общества. Это обусловлено необходимостью не только обеспечения экономического прорыва, но и создания соответствующих условий общественного согласия, которое является движущим фактором консолидации различных социальных общностей людей.

Молодое таджикское государство, как и другие постсоветские республики, сегодня переживает сложный период своей истории. Налицо транзитный характер общества, признаком чего является противоречивость внутренних явлений (наличие, с одной стороны, традиций староукладной жизни и, с другой, новоценностных ориентации, превалирование в них неопределенности тенденций).

В этой связи иллюзорность суждений о том, что базисные изменения механически детерминируют соответствующие направления и общественное сознание, очевидна. Рождение в реалиях изменяющейся действительности новых политических ценностей - явление многосложное, имеющее глубинные автономные тенденции, установки, стереотипы. Преобладание апатии в социальном поведении основной части таджикского общества вызывает большую озабоченность. Оно во многом предопределяет непредсказуемость реакции людей на явления общественной жизни, актуализирует проблему научного познания современных особенностей социума и постановки социального диагноза с целью определения как «болевых точек» общественного организма, так и методов позитивного воздействия на них.

Социальная диагностика представляется нам в единстве её четырех стадий.

Первая - осмысление и оценка современного состояния общества. Вторая - интегрирование существующих мнений о явлениях, превалирующих в данном обществе и перспективах их дальнейшего развития.

Третья - разработка альтернативных целей, вариантов развития на основе выявления доминирующих тенденций.

Четвертая - определение основных факторов позитивного воздействия и способов постепенного перевода нынешнего состояния на целевые позиции.

И сегодня, когда вопросы, связанные с переходным периодом таджикского общества, являются предметом обсуждения не только различных общественных сил, политических партий, но и научного сообщества, в условиях, когда многие проблемы, еще вчера не привлекавшие столь пристального внимания, стали предметом острых дискуссий, их анализ и научное осмысление представляется крайне актуальным.

Одним из таких важных и актуальных вопросов является проблема формирования политической культуры переходного периода в нашем обществе.

Дискуссии относительно этого вопроса касаются не только методики решения возникшей проблемы в нашем обществе, но и сущности самой политической культуры как социально-философского феномена.

Новые тенденции в современном таджикском обществе носят в большей степени поисковый характер. Накапливаемый в ходе реформ потенциал готовит общество к переходу в иное качественное состояние, что с необходимостью требует научного осмысления:

- политической культуры как социально-философской категории;

- современных характерных черт и тенденций развития политической культуры в Республике Таджикистан;

- роли политической культуры в процессе формирования правового государства;

- особенностей традиционной политической культуры таджикского народа;

- взаимовлияния политической культуры граждан страны и политического руководства;

- процесса влияния смешанного типа политической культуры на формирование политического поведения социальных групп и отдельных индивидов, на осознание ими своего места и роли в реформировании и развитии политической системы общества;

- уровня соответствия реальных форм политический жизнедеятельности теоретическим принципам политической идеологии;

- взаимосвязи политической и правовой культуры и политической деятельности в рамках правового пространства.

Сущность и структура политической культуры

Определение любой научной категории всегда дело нелегкое, тем более, если предполагается дать полную и всеобъемлющую дефиницию, что, по-видимому, вообще невозможно. Как указывал Гегель, чем богаче подлежащий определению предмет, тем более оказываются различными даваемые ему дефиниции.

Еще сложнее определить синтетическую, как бы спаренную категорию, составные элементы которой также не имеют адекватного однозначного определения. Таковой является политическая культура, для понимания которой должны быть более или менее устойчивые отправные представления о политике и о культуре.

Издревле политику считали искусством управления государством (обществом), о чем уже было сказано выше. В философском понимании политика предстает как основной элемент, целостный процесс управления общественной системы. На всех ступенях развития общества, за исключением первобытного строя, субъектом управления является государство. Государство в качестве многополитического органа управления общественными процессами исторически появляется на стадии разложения первобытного общества и становления раннеклассового общества. С этой поры в обществе в той или иной мере начинает существовать политика, политическая жизнь. Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений или, по крайне мере, за влияние на содержание этих решений.2 Позднее это суждение было несколько расширено, и политика стала пониматься как наука и искусство государственного управления. То и другое являются элементами культуры, искусство - больше, наука - меньше, так как научно-технический прогресс в основном определяет цивилизацию, уступающую по своему значению культуре. Может, поэтому вплоть до начала Нового времени (XVII век) и появления раннекапиталистического общества только в отдельные периоды истории наблюдалась сколько-нибудь развитая политическая жизнь (например, Древняя Греция и Древний Рим).

В Восточных империях деспотический тип политической власти сводился к правлению добродетельных монархов или же тиранов. Полноценная политическая система западноевропейских стран складывалась на протяжении столетий с формированием политической культуры общества, а точнее, в ходе отделения общества, как свободной деятельности людей, от государства. А результатом стало становление демократического правового государства и гражданского общества. Поэтому многие ученые считают, что именно политическая культура является практическим звеном между властью и народом. Тем не менее, даже нынешние самые продвинутые в демократическом отношении государства Западной Европы и США далеки от идеала политической культуры. В результате либо понятие политики потеряло своё первоначальное значение, либо усложнилась соотнесенность политики и морали.

Наряду с научным и официальным пониманием политики через феномен культуры издревле существует также довольно устойчивая ее характеристика - как грязного дела, что вряд ли можно полностью связать с наукой, а тем более - с искусством. Даже демократические и правовые государства Запада такое соотношение политики и морали полностью не исключают. Как известно, у такой традиции осмысления природы политики имеются основания.

Политико-культурная реформа в Таджикистане и строительство правового демократического государства

Трансформация тоталитарных режимов в демократии, как утверждает Е. Вятр, имеет три основные формы:

Первая - реформа сверху. Это случается тогда, когда автократические правители обладают достаточной мудростью, чтобы воплотить в жизнь свою программу демократических перемен. Мы видим это на примере государства Саманидов, где династия своими мудрыми сводами законов, созданными в соответствии с советами мудрецов, заменила законодательную систему сверху, при этом непосредственно обращалась к традиционной системе управления; или Турции, где президент Отатюрк заменил систему сверху, оставив после себя просвещенную, на западный манер, политическую элиту.

Вторая - крушение тоталитарных режимов. Этой форме больше; соответствует понятие «абдикация». Тоталитарная власть оказывается в тупиковой ситуации и не способна изменить ее на собственное благо. Пример тому - ситуация в Греции 70-х годов (греческие полковники остались без американской поддержки в условиях войны с Турцией).

И, наконец, третьей формой является постепенная реформа, согласованная между стоящими у власти силами и оппозицией. Модель такой трансформации - Испания после смерти Франко.1

Используя предложенную польским ученым типологию трансформации тоталитарного режима в демократический, можно заключить, что для большинства постсоветских республик характерна смешанная модель.

Низкий уровень политической культуры правящей элиты, сформированной десятилетними традициями политического изоляционизма, предопределил факт невозможности более или менее яркого проявления одной из выявленных форм.

На постсоветском пространстве, говоря о процессе реформирования общества, нередко вспоминают китайское пожелание и проклятие - «Не дай вам бог жить во время перемен» и «Пусть пошлет вам бог эпоху перемен». В Таджикистане также отношение к преобразованиям, в том числе и к политическим реформам, неоднозначное. Порой и сторонники, и противники оценивают реформирование общества одинаково - как крах, катастрофу, говорят о необратимости реформ.

Позиция противников реформы вполне понятна, они ностальгирует о «золотом» веке социалистической системы уравниловки, когда не надо было ни о чем заботиться и беспокоиться. Всем «трудящимся» там выдавали одинаковую зарплату, квартиры, существовала стандартизированная культура, общий идейный пафос, который, по словам Сартра, был «оптимизмом по команде».

Переходный период - это отрезок исторического времени, в рамках которого осуществляется ломка старого и формирование нового общества. В процессе становления нового общества «период перехода» играет существенную роль. Отсчет переходного периода не всегда ведется со дня «развала» старой общественной системы. Если «демонтаж» старого общества является процессом, то начало перехода осуществляется в его «течении» а не после «дня распада». Каждый переходный период уникален по-своему. Уникальность переходного периода в странах СНГ заключается в том, что в истории не было аналогичного случая «обратного перехода» - от социализма к капитализму, называемому «демократическим обществом» либо «рыночными отношениями». «Рынок», «демократия» сами по себе не составляют особого типа общества, а являются компонентами современного капиталистического типа общества. Поэтому можно сказать, что в странах бывшего СССР и сегодня продолжается поиск моделей общества, которые соответствовали бы самобытности народов независимых государств. Развивающаяся в общем контексте противоречивой эволюции гуманизма перестройка прошла путь от осознания ее субъектами необходимости экономических перемен к выявлению тормозящих политических факторов. Общественное сознание за это время уже полностью усвоило суть, последовательность и успех тех социально-политических и экономических изменений в обществе, которые закреплялись преобразованиями и в сфере культурной политики.

Не всегда откровенна позиция многих из тех, которые представляют себя как подлинных демократов, поборников социальных и политических свобод, единственных защитников прав человека, а также именуют себя демократическими, независимыми, а потому гонимыми и притесняемыми властями средствами массовой информации.

Похожие диссертации на Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане