Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ Буянтуева, Раджана Сергеевна

Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ
<
Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буянтуева, Раджана Сергеевна. Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Буянтуева Раджана Сергеевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2011.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/257

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследований свободы манифестаций 13

1.1. Понятие свободы человека в истории философии 13

1.2. Свобода манифестаций как одна из форм политической свободы человека 38

Глава 2. Свобода манифестаций в современной России 66

2.1. Сущность и содержание свободы манифестаций 66

2.2. Правовое регулирование свободы манифестаций 93

2.3. Механизм реализации свободы манифестаций в современных условиях 115

Заключение 146

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В России в последние десятилетия произошли экономические и социально-политические преобразования, затронувшие все сферы жизни общества. На современном этапе развития свобода человека продолжает занимать центральное место, являясь исходным моментом социально-экономических преобразований, отправной точкой в формировании и решении политических задач, в проведении коренных реформ в Российской Федерации. Она осуществляется на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. Проблема свободы всегда находилась в центре философских исследований. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда все возрастающая масса людей включена в борьбу за ее практическое достижение. Процесс демократизации современного общества проходит при непосредственном активном участии граждан России, выражающих свою волю, в том числе путем проведения манифестаций – собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. В процессе формирования правового государства происходит обновление мировоззренческих установок, создание более эффективного механизма реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

Свобода манифестаций является одним из проявлений свободы личности, представляя собой возможность беспрепятственно участвовать в политической жизни общества. Данная свобода в настоящее время широко используется гражданами, поскольку возможность собираться вместе с другими является социальным качеством, присущим человеку, и предпосылкой для любых форм демократии. Вводимые государством и обществом ограничения действий человека, направленных на реализацию свободы манифестаций, не снимают конфликтов между индивидами, социальными группами, обществом и государством, а лишь усугубляют и расширяют их, а негативные эмоции людей рано или поздно способны воплотиться в формах, не всегда безопасных для окружающих. С другой же стороны, ориентация на абсолютную либерализацию ценностей, категорическое требование предоставить индивиду почти ничем не ограниченные возможности осуществления его интересов, в социальной практике часто могут стать причиной непредсказуемых последствий и, в конечном счете, привести к правовой незащищенности индивида и, как результат, к снижению уровня его реальной свободы. Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения всех аспектов и особенностей свободы манифестаций как инструмента непосредственной демократии.

В условиях реформ, происходящих в обществе фундаментальных изменений в политико-правовом сознании, в функционировании политических институтов исследование вопросов развития свободы манифестаций является как нельзя более актуальным.

Таким образом, важность темы исследования обусловлена как необходимостью глубокого социально-философского анализа свободы манифестаций, так и практической потребностью общества в разработке научно-обоснованной концепции свободы манифестаций в целях создания наиболее оптимального механизма ее реализации.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования носит многоплановый характер, она напрямую связана с общей проблемой прав и свобод человека, особенно в части, касающейся политических прав и свобод граждан.

Проблема реализации человеком своей свободы всегда была в центре внимания философской науки. Истоки ее исследования берут начало в Античности. Диалектику индивидуальной свободы и социальной необходимости изучали Демокрит, Эпикур, Сократ, Платон, Аристотель. Древние греки отличали свободу от необходимости, а точнее – от свободы, понимаемой как возможность индивида поступать в соответствии с законами разума. Античное понимание необходимости включало в себя причинность и законность, проявляющихся на различных уровнях бытия.

В Средние века идеи свободы и равенства людей (в основном в рамках теологической проблемы свободы воли) исследовали христианские философы Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский и др. В религиозно-философской традиции Средних веков свобода – это неотъемлемая характеристика Бога. Человек как образ и подобие Бога в определенных пределах наделен способностью пользования свободой. Появляется разрыв между свободой действия и возможностью его осознания.

В философии Нового времени центральным элементом свободы и выражением сущности человека становится разум. Свободу в различных проявлениях анализируют Р. Декарт и Г.В. Лейбниц. Б. Спиноза вносит новое в понятие свободы человека. Условием, необходимым для свободы у Спинозы, представлялась активность познающего. Главный путь трансформации необходимости в свободу – познание: «Свобода есть познанная необходимость». В немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах) свобода понимается как абсолютная духовная сила, творящая силой разума и познающая себя с помощью человека – продукта и носителя своей творческой деятельности.

Вслед за Б. Спинозой и Г.В.Ф. Гегелем основоположники марксизма свободу определяли как познанную необходимость, отмечая, что свобода заключается не в независимости от законов природы, а в познании этих законов. Общепринятыми в отечественном марксизме стали положения о свободе как познанной необходимости, а также как возможности действия по реализации этой познанной необходимости. Подчеркивалась относительность свободы и ее взаимные переходы с необходимостью. Свободное действие, в таком случае, означает действие человека, имеющего цель и знающего о возможных результатах своей деятельности.

Одним из крупнейших направлений философии свободы является экзистенциализм. Общим для мыслителей экзистенциального направления (Н.А. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю; М. Хайдеггер, К. Ясперс) является неприятие окружающего мира таким, каким он является в настоящий момент. Поскольку коренное изменение этого мира, по их мнению, невозможно, отношение к нему принимает чисто негативный характер.

В ХХ веке отечественные философы Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.И. Рузавин, Ю.В. Сачков посвятили ряд работ исследованию природы случайности, так важной для понимания свободы. Они показали, что случайность все больше понимается как характеристика хаотических состояний элементов систем и их совокупностей. Случайность играет определяющую роль в точках бифуркации, в точках ветвления путей эволюции системы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода).

В работах Н.В. Васильевой, Г.Б. Гальперина, В.В. Журавлева, А.Д. Златопольского, И.А. Исаева, Н.М. Карамзина, А.Г. Кузьмина, Ю.С. Кукушкина, В.С. Нерсесянца, А.А. Литвинова, И.Б. Михайловской, Р.Н. Овсянникова, О.И. Чистякова и др. исследуются политические права и свободы граждан, механизм их реализации в Российской Федерации.

Но в современной философской науке России, несмотря на появление работ, посвященных анализу свободы человека, а также таких отдельных ее форм, как свобода совести, свобода предпринимательства, свобода политических волеизъявлений, психологическая свобода и т.д., фактически отсутствуют исследования свободы манифестаций как социально-философского явления в целом и индивидуальной свободы в частности.

Наиболее детально на сегодняшний день свобода манифестаций разрабатывается в юридической литературе, где раскрывается роль свободы манифестаций как важного элемента правового статуса гражданина и как составная часть механизма самоуправления народа. Среди исследований, посвященных данному вопросу, следует назвать труды Д.А. Балтаги, Ю.А. Дмитриева, А.В. Сивопляса, Ю.И. Скуратова, И.С. Колосова, И.С. Полянской. Так, в работе Ю.А. Дмитриева «Свобода манифестаций в СССР» была сделана попытка впервые определить круг субъектов рассматриваемых отношений, комплекс их прав и обязанностей, уточнены понятия и содержание основных форм.

Нормативно-юридические исследования, несмотря на большую значимость для решения проблем свободы манифестаций, в силу того, что они направлены на изучение свободы манифестаций с точки зрения законодательства страны, не учитывают социальные аспекты этого явления.

Следовательно, небольшое количество работ (особенно крупных и специальных) свидетельствует о недостаточном исследовании социально-философских аспектов свободы манифестаций. Следует признать, что такие проблемы, как понятие и сущность свободы манифестаций, формы реализации гражданами свободы манифестаций, механизм реализации свободы манифестаций в современных условиях, остаются недостаточно исследованными.

В данном диссертационной работе предпринята попытка рассмотрения содержания свободы манифестаций, механизма ее реализации, гарантий и оснований ограничения или запрета свободы манифестаций в нашей стране.

Объектом исследования является свобода манифестаций как одна из форм свободы личности.

Предмет исследования – сущность, формы и особенности свободы манифестаций в современном российском обществе.

Целью диссертационной работы является выявление сущности свободы манифестаций, механизма и способов ее реализации, определение основных форм и специфики свободы манифестаций в современном российском обществе.

С учетом поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- проанализировать основные теоретические подходы в изучении понятия «свобода»;

- раскрыть роль и значение политических свобод гражданина, а также свободы манифестаций как одной из форм политических свобод;

- определить содержание понятия свободы манифестаций;

- раскрыть структуру свободы манифестаций;

- установить правовые основы и особенности реализации свободы манифестаций в России;

- исследовать сущность механизма реализации свободы манифестаций в современном российском обществе.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили классические социально-философские произведения, посвященные политическим свободам человека.

В своем исследовании мы опирались на труды Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, Н.А. Бердяева, Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, К. Ясперса о роли свободы в жизни общества. Значительное теоретико-методологическое влияние на авторское видение проблемы оказали работы И. Берлина, В. Виндельбанда, Ю.А. Дмитриева, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, В.Т. Ковалева, В.С. Нерсесянца, И. Пригожина и других ученых.

Было обращено внимание на законодательство и официальные документы, в которых квалифицируются многообразные явления, связанные с регулированием свободы манифестаций, определяются принципы политики государства по отношению к ее реализации.

Методологическую основу диссертационного исследования составили философские и общенаучные методы исследования, применение которых позволяет: изучать и анализировать рассматриваемые проблемы в их взаимосвязи, единстве и противоречивых тенденциях развития; выработать рекомендации, значимые для теории и практики регулирования и защиты свободы манифестаций в России.

Методологическая основа исследования базируется на диалектическом методе, структурно-функциональном и системном подходах, синергетике, методах анализа и синтеза, сравнения и аналогии, абстрагирования и обобщения.

Поскольку диссертационная работа обращается к теоретическим концепциям разных обществоведческих наук, в работе использовался междисциплинарный подход.

При раскрытии проявлений и форм свободы манифестаций применялся сравнительный подход, позволяющий выявить существенные отличительные признаки этого феномена общественной жизни, рассмотреть его соотношение с другими правами и свободами человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Свобода личности проявляется через ее участие в общественном управлении в соответствии с требованиями объективных законов развития общества. Необходимость содержит в себе различные варианты развития, а случайность выявляет одну тенденцию из спектра потенциально возможных. Главный аспект свободы раскрывается как возможность выбора. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли.

2. Свобода манифестаций представляет собой систему, частями (подсистемами) которой являются свобода собраний, свобода митингов, свобода пикетирования, свобода демонстраций и свобода шествий. В качестве элементов выступают субъективные права и юридические обязанности субъектов (участников манифестаций).

3. Свобода манифестаций представляет собой взаимосвязанное с другими правами и свободами человека и гражданина субъективное право, имеющее своей целью воздействовать на государственные и общественные органы, а также на органы местного самоуправления путем формирования и согласования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении обществом и решении конкретных вопросов повседневной жизнедеятельности.

4. Для реализации свободы манифестаций необходим социально-политический механизм реализации и защиты данной свободы как системы средств и факторов, создающих благоприятные условия для ее уважения и соблюдения. Механизмом реализации свободы манифестаций является система, включающая в себя правовые нормы, активное правомерное поведение субъектов отношений по реализации своих прав и свобод, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению свободы манифестаций, а также гарантии реализации и защиты свободы манифестаций.

5. В механизме реализации свободы манифестаций выделяются четыре стадии: принятие решения о целесообразности участия в манифестации; подготовка проведения манифестации; проведение манифестаций; реализация решения, принятого на манифестации.

Научная новизна диссертационного исследования. В истории философской мысли понятие «свобода» рассматривалось в соотношении с необходимостью. Для решения проблемы взаимосвязи свободы и необходимости в истории философии существует три наиболее общих подхода: детерминизм, индетерминизм и взаимообусловленность свободы и необходимости. Синергетический метод позволил рассмотреть свободу как один из видов проявления случайности. Политическая свобода представлена в качестве элемента свободы человека, сама при этом являясь системой, один из элементов которой – свобода манифестаций. Исследовано и уточнено содержание свободы манифестаций с помощью системного метода, даны авторские определения свободы манифестаций и механизма реализации свободы манифестаций. Выделены четыре стадии в механизме реализации свободы манифестаций. Определены закономерности и особенности реализации свободы манифестаций в современном российском обществе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и положения, сделанные в диссертации, позволяют усовершенствовать теоретико-методологическую базу исследования свободы манифестаций. Они имеют значение для разработки научно-обоснованной государственной политики в области реализации и защиты свободы манифестаций, могут быть использованы для дальнейших научных исследований по данной проблеме.

Прикладной аспект исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в социально-педагогической практике для проведения воспитательной работы по разъяснению специфики свободы манифестаций. Кроме того, основные положения и идеи диссертационной работы могут быть применены при разработке учебных курсов по социальной и политической философии, социологии, политологии.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования нашли свое отражение в научных публикациях автора. Выводы и результаты, приведенные в диссертации, были изложены автором в докладах и сообщениях на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников Бурятского государственного университета, на межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Социальная Россия: взгляд молодежи» (г.Москва, 21 марта 2008 г.), на международной научно-практической конференции «Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» (г. Улан-Удэ, 19-22 июня 2008 г.), на международной научно-практической конференции «Конституционное (уставное) законодательство субъектов Российской Федерации как составная часть конституционного законодательства России (к 15-летию Конституции Республики Бурятия)» (г. Улан-Удэ, 20 марта 2009 г.).

По теме диссертационной работы опубликовано 8 статей, три из них в реферируемых изданиях.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Понятие свободы человека в истории философии

В философском рассмотрении проблема свободы, как правило, разделяется на три части: проблему свободы действия, проблему свободы выбора и проблему свободы воли. Причем акцент делается на изучении проблемы свободы воли, то есть на изучении последних оснований наших поступков и мотивов. Именно проблема свободы воли становится центральной в философии. Свободу воли можно объяснить, основываясь на самоопределении человека в своих действиях. Проблема свободы воли сводится к вопросу отношения людской индивидуальности и универсальности, или же зависимости частичного, единичного бытия от всеобщей цельности. Реальная свобода - творческая и конструктивная сторона человеческого бытия, она воплощает осознанную волю.

В философии свобода - это деятельность, не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами. К пониманию свободы в философии существуют различные подходы. С позиций онтологического подхода свобода рассматривается как основополагающий, субстанциональный принцип. Понимаемая таким образом свобода определяет возникновение мира, его сущность, место человека в мире. В рамках гносеологического подхода к проблеме свободы исследуются возможности и границы осознания человеком своей собственной деятельности, анализируется проблема соотношения средств и целей деятельности, проблема предпосылок целеполагания. Этико-психологический подход рассматривает свободу как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею (властвовать). В рамках социологического подхода свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого.

В античный период развития человеческой мысли свобода чаще всего рассматривалась как возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. Этот этап в понимании свободы отличает нерасчлененное единство различных принципов ее понимания.

Древние греки отличали свободу от необходимости, а точнее - от свободы, понимаемой как возможность индивиду поступать в соответствии с законами разума. Античное понятие необходимости включало в себя причинность и законность, проявляющиеся на различных уровнях бытия: в Космосе, природе и государстве.

Так, Демокрит использовал термин необходимость, понимая под ним суммарную детерминированность, и указывал на четкое деление этой необходимости на внешнюю и внутреннюю . Внешняя необходимость реализуется посредством связей. Индивидуум без связей недоступен подчиняющей внешней необходимости, а потому свободен " . Не необходимость, а случайность исключает свободу, следовательно, само свободное действие базируется на необходимости, а не случайности. Свобода для Демокрита еще не является острой проблемой познающей мысли. Гражданин полиса, он не видит в детерминирующем порядке ничего противоречащего свободному действию.

Положение существенно изменяется в эпоху эллинизма. Для Эпикура свобода становится центральной проблемой его философии. Отдельный человек, член государства, типа эллинистической монархии, одновременно сознает и свое подчинение необходимости социального порядка и свою потребность действовать наперекор ее принуждающей силе. В рамках предписываемой государством необходимости он хочет быть свободным. Эпикур полагает, что зародыши свободы должны быть найдены в мире атомов Демокрита. Более того, по мнению- философа, они могут быть найдены только в самих атомах, в самих их движениях - как внутренне присущее им самоопределение. Свобода должна быть найдена в условиях самой необходимости. Эпикур нашел искомую свободу в утверждаемой им способности атомов самопроизвольно отклоняться при своем падении в пустоте от прямых путей падения, предначертанных им самой необходимостью. По мнению В.Ф. Асмуса, «В этой фантастической гипотезе была налицо великая мысль: свобода, согласно Эпикуру, может быть найдена не вне необходимости и не помимо необходимости, а в тех самых реальных условиях, в которых проявляется необходимый порядок вещей» . Эпикур выступал против абсолютизации необходимости, связывая возможность и действительность-свободы с активностью человека по отношению к ней; Он полагал,,что свобода человека является его ответственностью!за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера его ответственности за себя. «Справедливость, происходящая от природы, есть, договор о полезном с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда»".

Сократ рассматривал категорию- рабства как подчинения низшим, чувственным побуждениям. Под свободой, он- понимал сознательное подчинение разуму, называя это состояние человека разумной свободой при этом нравственные: по ступки он практически отождествлял с разумными -..

Основным содержанием философии Платона является идея. Существует всеобщая; единая, объективная свободная идея, от которой отходят многие: другие свободные идеи.. Их взаимосвязь обусловлена единой

Аристотель исключал из свободных действий то, что делается по принуждению, то, что делается по неведению, а также и то, что прямо определено разумом и общими целями жизни. Для Аристотеля свобода является не преимуществом человека, а лишь несовершенством его природы . Анализируя оптимальный вариант государственно-политического устройства, Аристотель рассматривал свободу как одно из основных начал развития наряду с богатством, добродетелью, благородством". Однако он полагал необходимым для государственного управления такой фактор как тотальное подчинение. Рабство он считал естественным состоянием определенных людей, обязанных подчиняться воле свободных и избранных, удел которых состоит в управлении государством3.

Свобода манифестаций как одна из форм политической свободы человека

В зависимости от возможности временного ограничения со стороны государства все права и свободы можно разделить на: абсолютные, приостановление и ограничение которых не допускается ни при каких обстоятельствах, например, право на жизнь, свобода от пыток, и относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения, например, свобода передвижения и другие. Как правило, к абсолютным правам относят все личные права и свободы.

Одной из самых распространенных в настоящее время является классификация прав и свобод по сферам жизнедеятельности человека и общества: личные (гражданские), политические и социально-экономические права. Она основывается на определении цели, которую стремится достигнуть человек путем реализации возможного поведения. Личные права и свободы гарантируют жизнедеятельность человека как такового и как личность, его внутреннюю автономию от вмешательства государства, социально-экономические права и свободы - достойный уровень жизни, а политические права и свободы являются основой демократии и непосредственной формой ее осуществления. Личные права - это такие права, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека, неприкосновенности его личности и связаны с его индивидуальностью и частной жизнью. Эти права дают возможность человеку развивать свою неповторимость и сохранять саму жизнь (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни и другие). Политические права - это права, с помощью которых человек может участвовать в общественной, гражданской и политической жизни страны и местных сообществ различными правовыми способами. Данные права дают возможность принимать участие в социальных процессах, право участвовать в управлении, в том числе своей собственной жизнью.

Это — своеобразное «право па участие». Социально-экономические права - это права, с помощью которых человек может защищать свои жизненные интересы от экономического произвола и социальной несправедливости. К социально-экономическим правам относятся: свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность); трудовые права (право на труд и свободу труда); право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище и другие.

Кроме приведенной классификации по основным сферам жизнедеятельности общества, права и свободы человека принято также подразделять по времени возникновения и закрепления в документах на три поколения:

Естественные и неотчуждаемые права и свободы первых деклараций. В XVIII веке происходит документальное закрепление естественно-правового понимания прав и свобод. Отправной точкой этому являются Декларация независимости США от 4 июля 1776 года и Билль о правах от 15 декабря 1791 года, которые юридически воплотили и закрепили существовавшую много веков идею о том, что люди имеют права, которые государство обязано соблюдать.

В конце XVIII века все провозглашаемые и законодательно закрепленные права и-свободы, относящиеся к категории естественных и неотчуждаемых, концентрировались вокруг идеи свободы, признаваемой высшей ценностью. Эти права и свободы носили бесклассовый характер, то есть они должны предоставляться и гарантироваться государством независимо от каких-либо условий, и даже противоправная деятельность человека не лишает его этих прав.

Важным свойством правового государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность мобильно и эффективно правовыми методами реагировать на изменения, возникающие в обществе. Вполне- естественно, что новые процессы в сфере экономических, политических, нравственных отношений требуют поиска новых эффективных способов взаимоотношений государства и индивида. Однако вопрос о взаимоотношениях государства и личности в условиях рыночной экономики изначально был в центре противостояния представителей различных, течений философской мысли, поскольку он затрагивал важнейшие принципы общества - свободу, равенство и справедливость. При этом сформировалось два подхода к данной проблеме. Согласно первому подходу, теория индивидуальной свободы человека, неотделимая от обязанности государства гарантировать эту свободу от чьего-либо, в том числе и своего, вмешательства в эту сферу. Иными словами, главное — экономическая свобода, а политические права являются лишь средством достижения индивидуальной свободы личности. Сторонники этого подхода (А. Смит, Дж.С. Милль, Б. Констан, Д. Локк и другие) считали, что такая свобода, в конечном счете,, порождает неравенство, и таким образом, свобода и равенство могут противоречить друг другу. Саму же свободу они считали высшей ценностью, обеспечивающую развитие индивидуальности и многообразия личности, устраняющих «уподобление» подобию.

Основоположником другой концепции прав человека является Жан Жак Руссо, считавший, что принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой - обеспечение равенства. В таком подходе выявляется позитивное понимание свободы как права гражданина на совершение определенных дозволенных законом действий.

Данные два направления получили развитие в русской дореволюционной философской мысли. Так, Б. Чичерин отстаивает приоритет свободы и ее независимость от любого вмешательства государства в политическую и экономическую сферы общества. Формально, такая свобода несовместима с равенством.

Правовое регулирование свободы манифестаций

Об организационном (коллективном) волеизъявлении при проведении митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетирования говорит В.В. Лысенко . Исходя из данного положения, индивидуальное проявление позиции можно рассматривать как акцию протеста либо реализацию свободы слова.

Шествие и демонстрация - близкие по своему значению понятия, и только форма выражения мнения отличает их друг от друга. Отличительным признаком шествия является передвижение, в демонстрации форма возможна любая. Опираясь на данное отличие, отмеченное В.Т. Ковалевым, шествие можно признать демонстрацией.

Некоторые ученые отличительным признаком демонстрации признают использование плакатов, транспарантов и иных наглядных средств . Однако применение дополнительных средств привлечения внимания не исключено и при шествии. Опираясь на смысловой корень «шествие», можно предположить, что это организованное массовое движение людей пешком, а демонстрация допускает использование автотранспортных средств.

Отсутствие четко выраженных оснований разграничения понятий позволило ряду авторов объединить организованное проявление мнений в единое понятие. Некоторые ученые признают данную свободу «свободой собрания» . Данное утверждение является спорным, поскольку для проведения собрания не требуется уведомления органов власти, а для митингов, шествий, демонстраций необходимо подать уведомление не менее чем за десять дней, а при пикетировании - не менее чем за три дня в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (статья 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Согласимся с мнением Ю.А. Дмитриева, который объединяет данные понятия в «свободу манифестаций», и в дальнейшем будем придерживаться данного положения, поскольку необходим обобщающий термин, который объединил бы все формы реализации данной политической свободы.

По мнению Ю.А. Дмитриева, перечисленными выше видами мероприятий не исчерпываются все действия граждан, подпадающие под понятие манифестации. Он относит к манифестации также политические голодовки и самосожжения по следующим соображениям. Во-первых, лишение себя жизни (самосожжение) или причинение ущерба своему здоровью (голодовка) не являются главной целью их исполнителей. Во-вторых, это не самоубийства в чистом виде, а формы протеста, то есть формы волеизъявления. В-третьих, подавляющее число граждан, решающихся на такие действия, психически нормальны, и, как правило, ставят перед собой определенную цель, а именно - привлечь внимание окружающих их людей или государственных, общественных органов, к каким-либо общественно значимым проблемам. Отсюда публичный характер их действий1.

Одновременно с этим Ю.А. Дмитриев полагает, что такие действия являются злоупотреблением свободой манифестаций, и их следует признать противоправными. Одним из оснований для их запрещения он называет угрозу жизни и здоровью людей. Однако он признает, что законодательное урегулирование этого вопроса представляется весьма сложным и проблематичным " . Необходим серьезный социологический анализ накопленного опыта, прежде чем предложить какой-либо вариант его решения. В этой связи считается целесообразным внести в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» запрет о проведении манифестаций, связанных с причинением вреда жизни и . здоровью человека, выражающемся в проведении голодовок, обливании человека горючими веществами и последующими поджогами, а также связанных с актами, наносящими вред нравственности и психическому здоровью граждан, выражающимися в проведении манифестаций в обнаженном виде, инсценировке полового акта и тому подобное.

Ученые выделяют также еще одну форму реализации свободы манифестаций - марш . Его целью является выражение общественно-политического настроения и привлечение внимания окружающих на протяжении пути следования. Этот путь определяется расстоянием как минимум между двумя населенными пунктами, что, по мнению ученых, является отличительной чертой, отличающей марш от демонстрации и уличного шествия. Использование лозунгов, плакатов, транспарантов при проведении марша дает возможность судить о его родстве с демонстрацией. У собраний, митингов марш «позаимствовал» способ общения с гражданами в тех населенных пунктах, через которые он проходит, то есть словесное обсуждение предмета, представляющего интерес для участников марша. В силу сказанного маршем является «единичный акт добровольного, массового, специально организованного в определенном направлении движения людей по дорогам между населенными пунктами с использованием средств наглядной агитации в пути следования и проведения собраний, митингов в местах остановки марша, с целью пропаганды, обсуждения, заявления идей, вопросов, требований, представляющих интерес для его участников»2.

Также ученые выделяют такую своеобразную форму манифестаций как цепь. «Это единичный акт добровольного публичного выражения политических настроений, требований или выражения поддержки людьми, расположенными на одной линии, через плакаты, лозунги и другие средства

Механизм реализации свободы манифестаций в современных условиях

В соответствии с законом, «организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия» (статья 5 Федерального закона ««О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Установленные законом в отношении граждан Российской Федерации ограничения по возрасту, нам представляются вполне оправданными. Манифестации являются частыми и распространенными явлениями в общественно-политической жизни современной России. И некоторые из них заканчиваются столкновениями с органами охраны общественного порядка. Массовый характер манифестаций требует от их участников, а в особенности от организаторов, политической зрелости, сознательности, ответственности и строго соблюдения требований законов. Именно поэтому для организатора манифестации в обязательном порядке был установлен возрастной ценз.

В целом, установление возрастного ценза для организатора манифестации является правильным, но мы полагаем, что развитие законодательства о свободе манифестаций должно пойти по пути снижения установленного возраста, поскольку и Конституция Российской Федерации не устанавливает ограничений по возрасту для гражданина, реализующего право на проведение манифестаций. Кроме того, необходимо учитывать, что количество молодежных общественных организаций в России неуклонно растет. Возрождаются комсомольские, пионерские организации, появляются новые, такие как, например, «Наши», «Идущие вместе» или скаутские организации. Подобные молодежные формирования в своих рядах могут объединять граждан, не достигших шестнадцати- или восемнадцатилетнего возраста. Вполне возможно, что в ближайшем будущем организатором манифестации может стать гражданин, не достигший возраста шестнадцати или восемнадцати лет.

Законодатель в статье 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» также посчитал необходимым определить, что организаторами публичного мероприятия не могут быть: 1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; 2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке».

Также закон запрещает быть организатором манифестации политической партии, -другому общественному или религиозному объединению, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Понятие «общественное объединение» включает в себя разного рода общественные организации — политические партии, религиозные объединения, профсоюзы, женские, молодежные организации и другие. Общественные объединения являются одним из проявлений демократизма в современном обществе, формой жизни гражданского общества. Однако государство обращает внимание на цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые из них могут действовать в антигосударственных или антиобщественных целях, например, фашистские, террористические, экстремистские организации, тотальные секты и т.п. Политические партии, другие общественные объединения, как правило, организуют манифестации для осуществления своей деятельности. В законах или уставных документах, регламентирующих деятельность общественных организаций, прямо может предусматриваться проведение собраний и других публичных мероприятий, необходимых для нормальной деятельности объединения или партии.

Следующим субъектом отношений, возникающих в ходе реализации гражданами права на свободу манифестаций, являются ее участники. Именно для участников организуется манифестация, и совершают свои действия организаторы, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, представители органа внутренних дел.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участниками манифестаций являются «граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем».

Манифестации у многих ассоциируются с массовостью их проведения. До принятия Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» некоторыми представителями власти исключалась возможность осуществления публичной акции единственным участником. В Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закреплено, что пикетирование может осуществляться одним или несколькими участниками (статья 2). Таким образом, вопрос о возможном количестве участников манифестации в настоящее время в России урегулирован законодательно.

Похожие диссертации на Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества : социально-философский анализ