Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуализация социума: сущность и тенденции Тягунова Людмила Анатольевна

Виртуализация социума: сущность и тенденции
<
Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции Виртуализация социума: сущность и тенденции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тягунова Людмила Анатольевна. Виртуализация социума: сущность и тенденции : сущность и тенденции : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Саратов, 2007 142 с. РГБ ОД, 61:07-9/275

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ВИРТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

І. Историко-научное и философское понимание виртуальности 15

2. Виртуализация современного общества и ее философское осмысление 33

ГЛАВА II. ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ВИРТУАЛИЗАЦИИ. 59

І. Миф и религия как виртуальные реальности. 59

2. Виртуальность философии и науки. 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 131

Введение к работе

Актуальность проблемы. Последняя четверть XX века принесла человечеству серьезные социальные проблемы, связанные с созданием на основе современных технологий компьютерной техники. Эта область за последние годы так интенсивно развивалась и оказала столь существенное влияние на социум, что возникла настоятельная необходимость в мировоззренческом, философском осмыслении этих процессов. В связи с развитием компьютерной техники и программного обеспечения к концу XX в. сформировалась новая, виртуальная реальность, влияние которой на процессы, происходящие в обществе, растут лавинообразно и касаются практически всех областей общественной жизни.

Данное обстоятельство ставит перед философией очень важные и еще недостаточно проработанные проблемы, касающиеся как самых фундаментальных вопросов статуса реальности, так и социально-философских проблем связанных с тенденциями развития общества. Выявление этих тенденций, их анализ является весьма актуальной социально-философской проблемой, поскольку от этого, на наш взгляд, в определенной степени зависит будущее существование общества.

Современные исследователи справедливо говорят о виртуализации общества, и темпы этого процесса, как совершенно очевидно, нарастают. Он, несомненно, принес и несет некие блага обществу, но он одновременно приносит и проблемы, решать которые еще предстоит.

Сегодня виртуалистика представляет собой направление философских исследований, которое занимается проблематикой на стыке антропоцентрической и космоцентрической перспектив и решает проблему их интеграции, связанную с включением субъекта деятельности в схему рациональности и производства теоретического знания1.

Поэтому, прежде всего, нуждается в проработке само понятие виртуальной реальности, его соотношения с реальностью объективной или «константной» (Н.А.Носов), в которой «реально» присутствует человек. Это приводит к ряду фундаментальных философских проблем, в том числе и к проблеме статуса социальной реальности.

То, что общество интенсивно виртуализируется, стало очевидно в последней трети XX в., в связи с бурным развитием компьютерных технологий и созданием сети Интернет. Однако проблема виртуальности не нова. В физике это понятие было введено еще в классической механике. Следует также обратить внимание и на традиционные виды виртуальности, в качестве которых, по сути дела, выступают все элементы человеческой культуры. Это ставит перед социальной философией проблемы осмысления не только процессов, происходящих в обществе сейчас, но проблемы исследования специфики традиционных форм виртуализации.

Степень разработанности проблемы. Создание социальных моделей на основе идей виртуальности произошло практически одновременно в Канаде (Майкл Вэнстейн, Артур Крокер), в Германии (Ахим Бюль, Михаэль Паэтау), в России (Д.В. Иванов)2. Концептуальные построения А. Бюля, А. Крокера, М. Вэйстейна строились по аналогии с социальной философией марксизма. Это было в 90-х г. XX в., но само понятие виртуала было введено Н.А. Носовым и О.И. Генисаретским в качестве особого типа событий в 19 г. , что фактически и привело к возникновению нового научно-философского направления, получившего название виртуалистики.

В 1991. в Институте человека РАН был создан Центр виртуалистики, который к 2004 г. издал 18 монографий по виртуалистике. Вот данные руководителя Центра Н.А. Носова4. На II Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999 г.) виртуалистика была одной из центральных тем для обсуждения5. И на последнем, четвертом Российском философском конгрессе виртуалистике также был посвящен Круглый стол6. В настоящее время в шести городах России функционируют исследовательские группы, разрабатывающие проблемы виртуалистики, по виртуалистике защищаются кандидатские и докторские диссертации, проводятся научные конференции7 и другие научные мероприятия.

Важный вклад в разработку проблем виртуалистики сыграл исследовательский проект «Концепция виртуальных миров и научное познание», выполняемый при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и его продолжение - «Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты» .

Интерес представляет также и то, что разработанные модели виртуальных реальностей нашли практическое воплощение в различных областях: в борьбе с ошибками летчиков , методы излечения алкоголизма , бронхиальной астмы, язвенной болезни11, терапия психических аномалий ребенка12 и др.

Исследователи13 справедливо отмечают, что в настоящее время в литературе, посвященной исследованиям проблем виртуальности, сложилось два основных подхода. Первый обозначают как «психологически-экзистенциальный». Он берет свое начало от Н.А. Носова, его учеников и последователей. Второй подход - онтологический - связан с рассмотрением виртуальности как естественного феномена14 (работы С.С. Хоружева, В.В. Афанасьевой, М.В. Шугурова и др.)

Не менее интересные результаты были получены исследователями, когда было осознано, что виртуальность - это одно из фундаментальных свойств бытия15, бытия вообще, а не только социального. Именно благодаря этим исследованиям было осознано, что виртуальность имеет два основных «измерения»: естественное и культурное. Первое существует как данное бытие, а второе - как то, что сотворил человек. Современное понятие виртуальности является обобщением двух основных понятий, которые можно обозначит как «физическая виртуальность» и «культурная виртуальность». В этой связи исследователи справедливо указывают на то, что можно выделить четыре горизонта виртуального бытия: 1) естественные виртуальности, включающие все виртуальные объекты физического мира; 2) технические виртуальности, созданные благодаря компьютерным технологиям и средствам масс-медиа; 3) культурные виртуальности, включающие виртуальные феномены мифологии, религии, философии, этики литературы и искусства; 4) виртуальность мистического.

Анализ научно-философской литературы по указанным аспектам показывает, что если первые два достаточно проработаны, то последние два нуждаются в дополнительных исследованиях. Это связано, прежде всего, с выявлением общих механизмов формирования виртуальной реальности в различных элементах культуры социума. Определенные результаты здесь получены (В.В. Афанасьева, Н.Б. Маньковская Н.Б., Николаев, Н.Ф. Овчинников, B.C. Свечников и др.) . Работы B.C. Свечникова представляют интерес в том отношении, что вскрывают не столько специфику мистической реальности как реальности виртуальной, а показывают способы «обмана», введения в заблуждения людей, которые благодаря искусству фокусников также перемещаются в особую виртуальную реальность.

Следует заметить, что в рамках эволюционной эпистемологии, К.Р. Поппер, рассматривая проблему объективности знания, выдвинул идею «третьего мира». Это также виртуальный мир, который включает в себя идеи, теории, гипотезы, научные программы, парадигмы, то есть по существу «генетическую» теорию познания. Развивая теорию Поппера, следует признать, что в виртуальный мир входят не только эпистемологические «объекты»19, но и «объекты» художественного творчества, нравственности, мифологии, религии т.д. Вместе с тем нельзя недооценивать неспособность ряда исследователей осознать влияние и роль виртуальности в науке и философии науки. По инерции все еще продолжают существовать концептуальные обобщения в русле тенденции наивного реализма, согласно которого мы «видим» мир таким, каков он и есть на самом деле. По существу же, наука задает не менее виртуальные миры, чем другие области культуры, они просто обладают своей спецификой.

Исследователи справедливо отмечают, что достижения в экономике, политике, науке и иных сферах социума все больше зависят от образов, чем от реальных поступков и вещей. А это ставит группу проблем, связанных со спецификой виртуализации социума, его особенностях, а также общих моментах виртуализации, как универсального свойства реальности. Иституциоиальный строй общества, как полагают ученые, симулируется и служит средой, в которой удобно создавать и транслировать образы, так как ее главными качествами являются экстравертность и инклюзивность .

Развитие компьютерной техники и технологий значительно ускорили процессы виртуализации общества. На самом деле, виртуализация различных элементов общества в той или иной мере существовала, по-видимому, с начала человеческой истории. Появились первые исследования проблем виртуальности культуры и ее различных сфер (работы И.А. Акчурина, В.В. Афанасьевой, Р.А. Браже, О.Н. Замлиловой, Н.Б. Маньковской, И.А. Николаева, Н.А. Носова и др.21). С этих позиций исследование традиционных форм виртуализации представляется весьма важным направлением разработки социально-философских проблем виртуализации социума. Этот процесс в современной философии начался, но результаты, которые здесь получены, не являются в достаточной мере концептуально оформленными.

Целью диссертационного исследования является выяснение фундаментальных основ виртуализации социума, которые происходили в истории человечества и наиболее явно проявились в настоящее время. Достижение этой цели конкретизировано следующими исследовательскими задачами.

1. Изучение проблем историко-научного и философского понимания виртуальности. Уточнение понятия виртуальности, как в природной, так и в культурной среде.

2. Исследование процессов виртуализации в современном обществе и их философское осмысление.

3. Изучение мифа и религии как виртуальных реальностей и их влияния на социум.

4. Исследование виртуальности философии и науки и их влияния на социум.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования является виртуализация социума, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом исследования являются процессы виртуализации, происходящие в различных элементах общества.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическими основами диссертационного исследования явились работы, прежде всего, современных отечественных исследователей проблем виртуалистики - В.Б. Устьянцева, В.В. Афанасьевой, Д.В, Иванова, Н.А. Носова и др. Для анализа современного состояния виртуализации общества привлекались результаты исследований отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся разработкой проблем виртуализации социума - В.Н. Гасилина, Л.В. Лескова, АЛО. Шеховцева, А. Брюля, А. Крокера, М. Вэйнстейна и др. Для разработки проблем традиционных форм виртуализации в сфере мифологии и религии привлекались результаты исследований Ю.М. Антоняна, А.П. Бесшапошниковой, А.Ф. Лосева, А.Ф. Косарева, П.А. Флоренского, М. Элиаде и др. При исследовании проблем виртуальной реальности философии и науки автор основывался на результатах работ А.А. Крушанова, Л.А. Микешиной, B.C. Степина и др.

Основными методами, использовавшимися при исследовании, явились научно-рациональный анализ понятий, общенаучных категорий, а также синтез понятий из различных областей культуры. В изучении проблемы виртуализации социума диссертант в своем исследовании опирался на исторический метод разработки проблематики виртуализации, метод сравнительного анализа различных концепций виртуализации социума, системный метод, являющийся основой для выявления комплексного характера изучения явления виртуалистики.

Научная новизна диссертационного исследования определяется разработкой проблем виртуализации общества, как в истории, так и в современном социуме. Она состоит в том, что виртуализация рассматривается в качестве универсального, атрибутивного свойства реальности, которое по-разному проявляется на разных уровнях реальности, в том числе, и социальной; она имеет специфику проявления и в различных элементах социума.

1. Проведено уточнение понятия виртуальности, которое в настоящее время превращается из части о научного понятия в общенаучное и философское.

2. Выяснено, как изменение представления о виртуальности влияет на современный социум в процессе его функционирования и развития, а также различных элементов, его составляющих.

3. Показано, каким образом, развитие современных технологий, их влияние на процессы общественных изменений, а также на самого человека, особенности его идентификации спровоцировало состояние неопределенности, неустойчивости социума.

4. Впервые произведен оригинальный анализ мифа, религии, философии, науки и выявлен «механизм» и устройство этих виртуальных реальностей и их влияние на социум, исходя из таких свойств виртуальной реальности как порожден! і ость, актуальность, автономность, интерактивность.

5. Исходя из положения о виртуальности мифа, религии, философии и науки, утверждается, что и другие сферы культуры, а значит, и культура в целом, могут быть рассмотрены в качестве своеобразных виртуальных реальностей.

Положении, выносимые на защиту.

1. Виртуальность из физического, частнонаучного понятия постепенно перешло в разряд не просто общенаучного понятия, а в статус философской категории. Виртуальные структуры выступают атрибутивными для характеристики физической Вселенной, всей реальности, в том числе и социальной. Виртуальная реальность имеет универсальное значение, поскольку присутствует в любом элементе культуры, и в то же время она является относительной; она относительна к константной реальности, которая ее порождает.

2. Виртуальность является тотальной характеристикой социальной реальности. Виртуализация общества в настоящее время носит всеобщий, универсальный характер. Она касается практически всех элементов общества: экономики, политики, науки, искусства, семьи и сексуальных отношений и др. Сущность развития процесса виртуализации общества состоит в нарастающем замещении вещной среды образами, игра с которыми постепенно приобретает тотальный характер. Эта тенденция оказалась созвучной возникающей культуре постмодернизма.

3. В современном социуме происходит нарастание влияния симулякров, которые замещают устойчивую «вещную среду», что приводит к неопределенности, неустойчивости социума. Эта ситуация спровоцирована в первую очередь развитием современных технологий и возможностью их влияния на процессы общественных изменений, а также на самого человека, особенности его идентификации.

4. Традиционная мифология, господствовавшая в древнем мире, потеряв свое доминирующее значение в мире современном, тем не менее, не исчезла вообще. Она сохранилась в различных элементах культуры - идеологии, искусстве, политике, философии и др. - и продолжает оказывать определенное влияние на общество и культуру. Обратная связь от символа к образу объекта помогает объяснить изменения образа объекта, которые происходят непрерывно. Исходя из этого, становится понятным, почему символ обладает практически бесконечным содержанием. Если образ объекта возможно зафиксировать в какой-то момент времени и выразить эту фиксацию в понятии или системе понятий, то символ невозможно передать в понятии или их системе. Если образы объектов рассматривать как порождающую реальность, то символика мифологии (равно как и религии) есть способ выражения порождаемой ими реальности, которую справедливо квалифицировать в качестве виртуальной реальности. Образы объекта порождаются объектами и в данном случае они уже выступают в качестве виртуальной реальности (по признаку - порожденное™). Символы представляют собой средства выражения мифологической реальности, которая, как будет показано далее, есть единство эмпирической и внеэмпирической реальностей. Тем самым, происходит соединение образов, которые продуцируются в сознании внешним миром объективной реальности и «образов», которые доставляются подсознанием; носителем последних выступают архетипы,

5. Виртуальность религиозной реальности порождается активностью, прежде всего, той константной, социокультурной реальности, на базе которой она существует. Вера в сверхъестественное предполагает, что верующие считают сверхъестественное существующим, особой реальностью. Поэтому по данному параметру религиозную реальность можно квалифицировать как виртуальную. Любая религия существует в конкретных социально-культурных условиях и находится с ними во взаимоопределении, корреляции. Виртуальная реальность религии существует, пока активна порождающая ее реальность, социокультурные условия общества.

6. Философия как специфическая интеллектуальная деятельность, вполне отвечает критериям виртуальной реальности. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что виртуальность философской реальности относительна, прежде всего, к той константной, объективной реальности, порождением которой она является. К тому же следует принять во внимание многообразность философских учений, часть их которых носит явно научно ориентированный характер и в которых философия стремится предстать в качестве науки.

7. Мы полагаем, что миф, религия, философия, наука представляют собой своеобразные виртуальные реальности, отличающиеся друг от друга по ряду особенностей, как своеобразные сферы духовной культуры человечества. И в тоже время они сходны по свойствам своей виртуальности. А это позволяет утверждать, что и другие сферы культуры, а значит, и культура в целом могут быть рассмотрены в качестве своеобразных виртуальных реальностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что оно может послужить основой дальнейшей разработки философских проблем виртуализации социума. Учитывая бурно развивающийся процесс виртуализации общества, это может способствовать интенсификации исследований в данном направлении. Практическая значимость проведенного исследования состоит, прежде всего, в том, что его результаты позволяют более широко взглянуть на процессы виртуализации, происходящие в обществе и с новых позиций оценить традиционную виртуализацию, имевшую место в культуре. А это позволяет пересмотреть подходы к преподаванию не только философских, но и социологических, культурологических, психологических дисциплин.

Историко-научное и философское понимание виртуальности

На рубеже веков можно видеть, что человечество переживает переломную эпоху. Это зафиксировано во множестве исследований, в которых ученые стремятся наметить сценарии развития социума в XXI веке. В чем же видят исследователи специфику переживаемых человечеством перемен, начавшихся на рубеже веков? Каковы перспективы развития человеческого общества в XXI веке? Можно выделить несколько намечаемых исследователями сценариев.

1. Сценарий постиндустриального общества, согласно которому настоящее время представляет собой переход от индустриального к постиндустриальному обществу 2.

2. Многие обращают внимание на важнейшую необходимость решения насущной экологической проблемы, преодоления экологического кризиса и осуществления концепции устойчивого развития .

3. Сценарий, связанный с утверждением «глобального американизма». В рамках него есть расхождение во взглядах, причем весьма существенное: а) некоторые, в основном, американские исследователи и политики полагают, что это естественный ход истории и его можно только приветствовать ; б) другие полагают, что этот путь неизбежен, хотя это и зло25; в) многие отечественные исследователи полагают, что этот сценарий представляет собой тупик для развития человечества .

4. Сценарий, в котором основное направление развития цивилизации XXI века видится на пути взаимодействия локальных цивилизаций .

5. Другие исследователи полагают, что современная эра точных технологий и создает современную глобальную цивилизацию ,

6. Ряд исследователей связывают сценарий развития человеческой цивилизации с установлением контроля мировых финансовых центров над хозяйственной жизнью планеты. Это совершенно новое явление, которое представляет собой фактический отрыв финансовой сферы от производства; именно этот отрыв и является решающим фактором происходящих в XXI в. перемен29.

7. Есть исследователи, которые полагают, что новый, складывающийся мир человеческой цивилизации - это мир неоэкономики, Последняя основывается на трансформации знаний в финансовые инвестиции и на феномене глобального монетаризма30.

8. Имеются исследователи, формирующие сценарий мирового развития на основе моделирования современных кризисных явлений в рамках парадигмы Универсальной истории; данная парадигма, по их мнению, может преодолеть «современный кризис» и наметить перспективное направление в будущем31.

9. И, наконец, мы хотели бы выделить позицию тех исследователей, которые стремятся более или менее комплексно подойти к оценке того будущего, которое предстоит человечеству32. Эта позиция, на наш взгляд, позволяет определенным образом интегрировать достоинства перечисленных выше сценариев развития человеческой цивилизации, как они видятся нам в начале нового века. Мы имеем в виду тех исследователей, которые связывают будущее человеческой цивилизации с развитием компьютерной техники и с теми последствиями этого развития, которые сегодня предстают перед нами как виртуальный мир, Последний представляет собой тот мир новой эпохи и возникновение новой реальности, о которой даже не мечтали фантасты XX века.

Сторонники постиндустриальной теории полагали, что на первом этапе развития человечества определяющим видом производства являлось аграрное производство; на втором - индустриальное, связанное с техникой, техническими устройствами. На третьем этапе доминирующее место должно занять производство информации. Именно об этом обществе будущего писал А. Тоффлер, называя его информационным обществом, а переход к нему -компьютерной революцией. Следует обратить внимание на то, что переход от того, что «постиндустриалисты» называли аграрным обществом или «первой волной» в развитии цивилизации, на самом деле представляет собой переход от собирательства и охоты к производству. Этот переход фактически означал возникновение техники как специфической сферы, рожденной человеческим разумом. Техника заняла место между человеком и предметом, на который он хотел воздействовать (в каком бы виде она не выступала).

Следующим этапом развития человеческой цивилизации должно явиться дальнейшее усложнение техники, переход на автоматы, которые полностью высвободят человека от производства, оставив за ним лишь функции наладки и контроля. Этот новый этап в развитии человеческого общества и был назван постиндустриальным. На самом деле произошло такое совершенствование техники, которое никто не смог предвидеть. Возникновение компьютеров совершенно преобразовало наш мир. Видимо, только А. Тоффлер говорил о компьютерной революции, начавшейся в развитых странах и его «описания» были на первых порах весьма впечатляющими. Но реальное развитие компьютерной техники в кратчайшие сроки превзошло все прогнозы и ожидания. Мир менялся на наших глазах, причем, столь стремительно, что никто этого, видимо, не успевал по-настоящему осмыслить. Результатом явилось возникновение всемирной компьютерной сети - Интернета.

Виртуализация современного общества и ее философское осмысление

Как указывалось выше, виртуализация общества отчетливо проявилась к концу XX в. и связана с компьютеризацией всех сфер общественной деятельности. Это привело к тому состоянию, которое стали обозначать информационным обществом или «постиндустриальным обществом»61, Особенности данного общества описывали Д. Белл, А. Турсен, Э. Тоффлер, 3. Бзежинский, У. Ростоу и др., делая соответствующие прогнозы развития социума. Однако уже сейчас видна ограниченность подобных прогнозов, сделанных в последней четверти XX в. Объяснение этого, возможно, состоит в том, что к концу века увеличилось (и очень значительно) производство информации, но не производство знания, которое на протяжении, по крайней мере, последних десяти веков, производилось в одной и той же пропорции.

Почему же информация стала столь значимой к концу века? Потому что информация весьма значима в коммуникациях. А именно они нарастают лавинообразно. Как справедливо. отмечает Д.В.Иванов, «более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. ...В современную эпоху информация - это коммуникация, побуждающая к действию» , В современном обществе решающую роль играет коммуникация, что, в принципе, предвидел в своих работах К. Ясперс, в философском учении которого коммуникация выступает в качестве ключевой категории.

В новом, зародившемся обществе конца XX в. все большую роль играет коммуникация, в процессе которой происходит рождение образов. Именно образы являются одной - из отличительных характеристик виртуальной реальности. Мы не оцениваем того, что выступает приоритетным, мы просто фиксируем ситуацию, которая сложилась на рубеже XX-XXI веков. А эта ситуация свидетельствует о том, что нарастающее коммуникационное взаимодействие является своеобразным проявлением виртуализации общества.

Виртуализация общества на рубеже веков привела к приоритетному развитию не столько информационных технологий (еще раз обращаем внимание на отличие информации от знания), сколько к развитию симуляционных технологий, которые и являются технологиями виртуальной реальности. Совершенствование технического и программного обеспечения компьютеров сопровождалось все большим сходством с управлением реальными объектами, причем, управления в его предельно широком понимании. Дело в том, что в соответствии с интерпретацией виртуальности как своеобразного «посредника» во взаимодействии реальных объектов, технологии виртуальной реальности создают видимость институционального обмена. «Обмен осуществляется как симуляция - виртуальный аналог реального социального взаимодействия. ...Использование технологий виртуальной реальности имеет социальный смысл - замещение социальной реальности ее компьютерными симуляциями. Этот социальный аспект развития компьютерных технологий явно превалирует над техническим аспектом»63.

Сегодня виртуальные взаимодействия охватывают все возрастающее число институциональных форм. Это - возникновение виртуальных корпораций, виртуальных обществ («тусовок»), виртуальных развлечений, виртуальные проповеди и виртуальное отпущение грехов. Можно заработать деньги в виртуальном казино или украсть их, взломов виртуальный «замок» электронной защиты банка и т.п. Такого рода явления Д.В. Иванов назвал «кибсрпротезированием институциональных форм» социума.

Как уже отмечалось, первые модели виртуализации общества были созданы практически одновременно в Германии (Ахим Бюль, Михаэль Паэтау), в Канаде (Артур Крокер, Майкл Вэйнстейм) и в России (Д.В. Иванов)64. Любопытно, что модели А. Брюля, А. Крокера, М. Вэйнстейна восходят к историческому материализму К. Маркса, согласно которого развитие способа производства, экономического базиса определяют изменения в надстройке общества, Применительно к процессам виртуализации социума это означает возникновение новой формы отчуждения человека от собственной плоти. Последняя превращается в потоки электронной информации, которые подпитывают виртуальный капитал. Как полагает Д.В. Иванов, канадские авторы перефразируют метафору Маркса, который именовал капитал вампиром, питающимся живым трупом: «Капитал - это мертвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда он поглощает»65. Русский исследователь прав, когда пишет о том, что модель Крокера и Вэйнстейна - это скорее результат постмодернистской стилизации марксистской концепции, чем итог собственного анализа.

Приведенная оценка знаменательна и в том отношении, что возникшие в конце XX в. постструктурализм и постмодернистская парадигма в культуре, прекрасно согласуются с процессами виртуализации социума, Постмодернизм - это не просто то, что после эпохи Модерна. Эта парадигма уравнивает «объективное» и «субъективное», «рациональное» и «иррациональное», «научное» и «ненаучное». Последовательно проводя интенции этой парадигмы, мы должны сделать вывод: возможно все, любая ориентация имеет право на существование. Отсюда возникает эклектичность культуры. Современный французский философ Ж.-Ф. Лиотар пишет: «Эклектизм есть отправная точка современной культуры в целом: человек слушает реггей, смотрит вестерн, ест пищу от McDonalds за ланчем и блюда местной кухни за ужином, пользуется парижской парфюмерией в Токио и носит одежду в стиле «ретро» в Гонконге...».

Миф и религия как виртуальные реальности

Проблемы виртуальной реальности, виртуализации общества стали интенсивно разрабатываться в конце XX века в связи с появлением и бурным развитием компьютеров, программного обеспечения, возникновения компьютерной сети «Интернет», Начиная с этого времени, уверенно заговорили о виртуальной реальности как особой реальности, отличной от объективной, эмпирической реальности. Затем заговорили о виртуализации различных областей общества - экономики, политики, науки, искусства, семьи - и виртуализации современного общества в целом. Между тем виртуализация общества не является принципиально новым явлением; человек никогда не жил в «чисто» объективной, природной реальности. Как полагают исследователи, виртуальная реальность - это «своеобразный вызов психике человечества. Как феномен бытия он существовал и ранее (создаваемый религиозными и другими идеологическими системами)...»100. Возникновение человечества было одновременно и возникновением человеческой культуры. По мере развития культуры создавалась искусственная среда обитания, новое пространство, которое принципиально отлично от природного. Поэтому справедливо будет рассматривать культуру в целом, а также все составляющие ее элементы, в качестве виртуальных пространств по отношению к природе.

Исходя из этого, весьма важным и актуальным представляется исследование различных элементов культуры в аспекте их виртуальности, выяснение особенностей виртуальных пространств элементов культуры. В данной главе мы проанализируем виртуальные пространства мифа, религии, философии и науки.

Следует, прежде всего, определиться с ключевым понятием -«виртуальная реальность». В качестве исходного определения мы примем определение Н.А. Носова: «Виртуальный реальностью называют реальность, продуцируемую порождающей константной реальностью». Исследователь полагает102, что виртуальная реальность обладает следующими свойствами.

Порожден} юсть. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая константная реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования. В этой реальности для человека нет внеположенного прошлого и будущего.

Интерактивность, Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей реальностью, как онтологически независимая от них. Интерактивность предполагает влияние виртуальной реальности на константную реальность и вообще на все другие виды реальности.

Как полагают исследователи, мифология относится к одной из самых больших загадок духовного творчества человечества. Она оказала и продолжает оказывать огромное влияние на формирование и функционирование различных элементов культуры, на нравственные ценности, религию, на повседневный опыт, идеологию, мышление, мировоззрение и т.д. «Миф - это то, что иногда позволяет думать о возможности существования Замысла. Миф - это то, что не требует доказательств и не подлежит сомнению»103. Это высказывание современного исследователя, а вот высказывание В, Вундта, который одним из первых осуществил масштабное исследование мифологической проблематики: «миф не представляет собой мысли, принадлежащей к невозвратному прошлому; он продолжает жить или стремится снова вернуться к жизни там, где он временно исчез» .

Значительная роль в разработке проблематики мифа принадлежит А.Ф. Лосеву. В своей книге «Диалектика мифа» он не только показал, что миф нельзя рассматривать как выдумку, фикцию или фантастический вымысел (положение, которое вошло в современную науку о мифах), но и достаточно убедительно стремился показать, что миф вездесущ, он присутствует практически во всех элементах культуры, в жизни личности, в истории человечества. А.Ф. Лосеву принадлежит также классическое исследование античной мифологии106.

О большом значении мифологии писал и современный исследователь Д. Кемпбел: «По всему населенному миру, во все времена и при любых обстоятельствах человеческое мифотворчество никогда не увядало; всякое порождение человеческого тела и духа есть плод вдохновения, черпаемого из этого живого источника. ...Религии, философии, искусства, формы социальной организации первобытного и исторического человека, озарения первооткрывателей в науке и технике, сами сновидения, вспышками врывающиеся в наш сон, - все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа»107. Это свидетельствует не о каком-то частном, а

Похожие диссертации на Виртуализация социума: сущность и тенденции