Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Захряпин Алексей Викторович

Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества
<
Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захряпин Алексей Викторович. Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Саранск, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:04-9/617

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие современной науки и идея виртуальности 10

1.1. Развитие микропроцессорной техники как результат возникновения виртуальной реальности и сетевого феномена 10

1.2. Феномен виртуальной реальности 45

Глава 2. Феномен виртуального мировоззрения 72

2.1. Информационное общество и его виртуализация как предпосылки возникновения виртуального мировоззрения 72

2.2. Виртуальное мировоззрение и его структура 97

Заключение 126

Список литературных источников 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная эпоха характеризуется бурным развитием компьютерной техники и компьютерных технологий. Речь идёт об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий и глобальной сети Интернет, в рамках которой формируется особая экологическая среда с её атрибутами, такими как киберпространство, кибер-панк, электронная агора и т.д.

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен рубежа XX-XXI вв. В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной литературе получили название "виртуальной реальности", "мнимой реальности" и "ВР —систем", "ВР —технологий". Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, распространение компьютерных телекоммуникационных и глобальных сетей, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи— все это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанные как виртуальные реальности.

Общество под воздействием компьютерных технологий виртуальной реальности, информационных технологий и сети Интернет изменяется, и на повестке дня возникает вопрос о виртуализации общества. Виртуализация ведёт к формированию и распространению особого типа умонастроения и мироощущения, к возникновению виртуального мировоззрения.

4 Возникновение этого феномена неразрывно связано с развитием науки и

техники, определяемое Б.Ф. Кевбриным как "...процесс направленного и необратимого изменения генетически связанных между собой состояний систем, характеризующихся диалектическим отрицанием" (Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон; М.: Моск. ун-т потребкооперации. 1998. с. 3 0), в частности таких её областей, как микроэлектроника, кибернетика и информатика.

Следует подчеркнуть, что феномен виртуальной реальности носит характер устойчивого развития, которое определяется Ф.А. Айзятовым как "...процесс, обеспечивающий стабильный рост социоприродной системы, не нарушающий её безопасности и приводящий к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений" (Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия (методологический и социально-экологический анализ). - Саранск: Мордов. пед. ин-т, 1998.-С.21).

В условиях стремительного развития общества возникает необходимость философского осмысления таких феноменов, как виртуальная реальность, глобальная сеть Интернет и виртуализация общества, приведших к возникновению виртуального мировоззрения, исследование предпосылок возникновения виртуального мировоззрения и его структуры.

Феномен виртуального мировоззрения предстаёт в качестве сложного социального феномена, оказывающего знаковое влияние на дальнейшее развитие цивилизации; в основе которого лежат компьютеризация человечества, сетевой феномен Интернет, виртуализация! социума и его отношений в рамках информационного общества.

Степень научной разработанности темы. Для целостного социально — философского анализа виртуальное мировоззрение служит новым предметом исследования. Однако феномен виртуальной реальности, который лежит в ос-

5
( нове этого мировоззрения, в той или иной степени рассматривался в контексте

философских, социальных и этических проблем науки, техники, информатики и

кибернетики, культуры и других аспектов.

Важное методологическое значение для изучения данного феномена имеет анализ процесса развития, проделанный Б.Ф. Кевбриным, а также концепция устойчивого развития Ф.А. Айзятова.

В философско-методологическом* плане различные аспекты феномена виртуальной реальности отражены в работах отечественных учёных А.И; Воро-нова; С. Дацюк, В1А. Емелина, Д.В. Иванова, Ю.В. Кабловой, Н. Карпинского, Е.В. Ковалевской, Н;А. Носова, М.Ю. Опенкова, СИ. Орехова, A.M. Орлова, E.F. Прилуковой, П.Е. Солопова, А.В: Юхвида, А.И: Яковлева и др.

Относительно, использования виртуальной реальности в различных сферах деятельности человека и её анализу посвящены работы С В; Аксёнова, СВ. Афониной,СВ. Бондаренко, С. Брауна, О.И. Генисаретского, НіИ. Голика, Е.Б. Гузеева, Т.И. Карачевой, Е.Н. Карташевой, П.Г. Катыса, И.В. Корневой, СЭ. Ласточкина, Н.А. Нагорной, А.А. Никитина, А.В. Петрова, В.Р. Роганова и др.

Не меньший і интерес проявляют к данной проблематике в разных её; аспектах и зарубежные учёные Б. Беккер, Дж. Гамильтон, М. Оствальд, Дж. Рейнгольд, Э; Смит, Дж. Сулер, Ф. Хаммет, М.! Хейм и др.

Развитие науки, техники и общества: в целом, приведшие к возникновению постиндустриального информационного общества, послужили базовой основой зарождения виртуального мировоззрения. Среди отечественных и зарубежных ученых, чьи работы посвящены исследованию общества конца XX века, следует отметить Д. Белла, 3. Бзежинского, М. Вайнштайна, B.Hi Голика, В.Д. Иванова, М. Кастельса, П.А. Кежватова, А. Крокера, Л.А. Мясниковой , Й. Масуда, Н.С. Савкина, Э. Тоффлера, А. Турена и др.

Одной из основных предпосылок возникновения виртуального мировоззрения послужило образование глобальной сети Интернет. Сетевым проблема Интернет посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, как Г. Аст-ляйтнер, А.Е. Войскуновский, Т.Н. Ворожцова, Н.В. Громыко, СВ. Клименко, П. Липперт, У. Митчелл, А.А. Родионов, Дж. Семпси, П. Уоллес и др.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологическая основа исследования состоит в моделировании взаимно однозначного прямого и обратного соотношения сетевых структур и социальных структур, которые друг друга в коммуникации взаимно изменяют.

Оригинальный метод исследования состоит в понимании виртуальной реальности как следствия развития социальности, которое стало первичным для причинных процессов в социальности.

В методическом плане для достижения декларированных задач, автор руководствовался следующими принципами:

комплексный анализ мировоззрения как системы принципов, категорий и законов, исследующий научно-техническую и социальную составляющие развития общества и его мироощущение, указывающий на универсальный объективный характер взаимосвязи общественных и научно-технических феноменов, раскрывающий закономерность развития данных явлений;

структурно-функциональный принцип анализа виртуальной реальности и виртуального мировоззрения, позволяющий изучить внутреннюю структуру, в соответствии с которым виртуальное мировоззрение рассматривается как целостное образование, развернутое в динамическом процессе, имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития;

7 принцип определения технической формы развития ценностными интенциями западного общества, позволяющий выделять и рассматривать достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвуют определенные организации, выполняющие социально значимые функции, а также действуют нормы и предписания, регулирующие определенные области деятельности людей. Теоретическим основанием работы послужили: концепция информацио-нального общества М. Кастельса; теории социологических моделей виртуальной реальности А. Бюля, М. Паэтау, А. Крокера, М. Вайнштейна и Д.В. Иванова; концепция виртуальной реальности Н.А. Носова; теория информационного общества в целом.

Предметом исследования служит виртуальное мировоззрение как фактор технического и общественного прогресса.

Объектом исследования является виртуальная реальность как социальные отношения.

Цель и задачи исследования. Целью работы является создание модели виртуальной реальности как социального отношения и модели виртуального мировоззрения, осмысливающего мир с позиций человека как субъекта виртуальной реальности.

В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

создать модель общественных условий возникновения виртуальной реальности и сетевого феномена;

проанализировать формирование идеи виртуальной реальности в историческом и техническом аспектах, и создать концепцию виртуальной реальности;

- проанализировать и создать модель предпосылок возникновения вир
туального мировоззрения;

- создать модель виртуального мировоззрения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:

в анализе развития научно-технического и общественного прогресса, приведших к возникновению феномена виртуальной реальности;

в исследовании прецедентов использования идеи виртуальной реальности на всём протяжении исторического развития человечества для решения тех или иных задач;

дано авторское определение виртуального объекта и на его основе виртуальной реальности;

в классификации виртуальной реальности по типам и видам, в выделении социального типа виртуальной реальности;

в выявлении предпосылок способствовавших образованию виртуального мировоззрения;

впервые вводится понятие и даётся определение виртуального мировоззрения, как особого типа умонастроения общества;

предлагается структура виртуального мировоззрения, как новому мировоззрению, соответствующему наступающей информациональной эпохе цивилизации.

Положения выносимые на защиту.

  1. Создана модель общественных условий возникновения виртуального мировоззрения и сетевого феномена.

  2. Предложена концепция виртуальной реальности.

  3. Создана модель предпосылок возникновения виртуального мировоззрения.

9 4. Создана модель виртуального мировоззрения.

Научная и практическая значимость диссертационной работы. В работе подробно охарактеризованы тенденции и факторы становления и развития виртуального мировоззрения на базе компьютерно-телекоммуникационных технологий. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы диссертации для решения дискуссионных проблем в области современной социальной философии, а так же при разработке общих и специальных учебных курсов по философии, социологии, информатике и других учебных дисциплин.

Апробация работы. Основные положения диссертации вошли в доклады и научные сообщения автора на научно-практических конференциях учёных, аспирантов и соискателей, студентов Саранского кооперативного института МУПК, Чебоксарского кооперативного института МУГЖ, МГУ им. Н.П. Огарёва, а так же отражены в ряде публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения и списка литературы.

Развитие микропроцессорной техники как результат возникновения виртуальной реальности и сетевого феномена

Начало XX в. ознаменовалось бурным развитием науки и техники; что привело к возникновению кибернетики. Она возникла в сороковые годы прошлого столетия в результате насущной практической потребности повышения качества управления в производственно-технической, хозяйственной; политической; военной и других областях человеческой деятельности.

"Отцом кибернетики" называют американского математика Норберта Винера, который в 1948г. впервые сформулировал основные идеи и принципы этой науки [24]. Возникновение кибернетики было подготовлено всем предшествующим развитием науки, и в первую очередь, теории автоматического регулирования и следящих систем, техники переработки и передачи информации, теории игр и оптимальных решений, физиологии І (теории рефлексов), медицины, математической логики, теории алгоритмов и машин, радиоэлектроники и других наук. Решающую роль в становлении и развитии кибернетики имело появление электронной автоматики и быстродействующих электронных вычислительных машин.

В создании кибернетики принимали активное участие многие учёные: Д.Х. Бигелоу, У. Мак-Каллок, Д. фон Нейман, У. Питтс, А. Розенблют, А. Тьюринг, К. Шеннон. Большой вклад в становление и развитие кибернетики внесли наши: отечественные учёные П.К. Анохин, Н.А. Берштейн, И.А. Вышнеградский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, A.M. Ляпунов, А.А. Марков, А.Н. Колмогоров, В'.А. Котельников, А.А: Андронов и другие учёные [131].

Вслед за кибернетикой, основываясь на её принципах, начинает развиваться информатика. Этот термин возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путём слияния слов information (информация) и auto-matigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь, на наш взгляд, связано с развитием компьютерной техники. Причём основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров^ получила мощный импульс в своём развитии. Термин "информатика" приобретает новое дыхание и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.

В СССР подобная трактовка термина "информатика" утвердилась с момента принятия решения В) 1983 г..на сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики" [51, с. 35].

Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т. п. с помощью информационных моделей.

Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью её функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по информатике определения этого термина, Н. В. Макарова даёт следующее, с которым мы полностью согласны: "Информатика-это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения" [51, с. 35].

Часто возникает путаница в понятиях "информатика" и "кибернетика". Попытаемся рассмотреть их сходство и различие.

Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связанна с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.

"Кибернетика - это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др."[131, с. 141].

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более ёмкой дисциплине, чем кибернетика. Однако, с другой стороны, информатика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники, что, несомненно, сужает её, казалось бы, обобщающий характер. Между этими двумя дисциплинами провести чёткую границу не представляется возможным в связи с её размытостью и неопределённостью, хотя существует довольно распространённое мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики [131].

Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без неё. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники. Кибернетика и информатика, внешне очень похожие дисциплины, различаются, скорее всего, в расстановке акцентов: в информатике - на свойствах информации и аппаратно-программных средств её обработки; в кибернетике — на разработке концепций и построении моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.

Феномен виртуальной реальности

Идея виртуальности в науке не нова, она разрабатывалась в философии -античной [77], восточной [97], византийской [89], схоластической [2, 12] -иногда в явном виде, как в схоластике, иногда в неявном, в восточной философии. Идея виртуальности стала активно использоваться в конце XX века в современной философии и науке [24, 30, 64; 69; 79, 94, ЮГ, 116, 118], а так же в дру-гих сферах человеческой деятельности [54, 60, 66, 85, 95, 104v 105, 117, 138]; Хотя прецеденты использования термина "виртуальный" как специфического, несводимого, к другим терминам, можно найти ив более раннее время, например, философ А: Бергсон говорил о виртуальной деятельности [15], психолог А. Н. Леонтьев — о виртуальных способностях [76], театровед А. Арто — о виртуальном театре [7].

В настоящее время термин "виртуальный" используется повсеместно, как модное слово, брэнд, и в основном как синоним терминов "возможный", "потенциальный". Такие неспецифические употребления данного термина в нашей работе не рассматриваются.

Идея виртуальности достаточно древняя и насчитывает около 3000 лет. Латинское virtus означает "доблесть, необычное качество", и в римской литературе употреблялось для обозначения необычной боевой доблести, боевого экстаза [77]..Корень vrt имеет древнее происхождение. Буддийский философ Па-танджали, живший во II веке до н.э., употреблял слова с этим корнем для обозначения мгновенной беспрепятственной актуализации психического акта в психике йогина. В старословянском глагол "веръти" означает "кипеть, бур-лить", имея в виду, в частности, кипение родника. А у латинского virtus есть . греческий аналог - arete, употребляемый ещё Гомером в VIII веке до н.э. [88].

Статус специальной философской категории идея виртуальности получила в схоластике, где была одной из центральных. Посредством этой категории схоласты пытались ответить на вопрос: как абсолютные сущности реализуются во временных, частных событиях. Фома Аквинский с помощью понятия виртуальности решал одну из ключевых проблем средневековой философии, - каким образом сосуществуют реальности разного уровня, например, душа мыслящая, душа животная, душа растительная [2, с. 158]. Дуне Скотт использовал эту категорию в своей концепции реальности, исходя из которой вещи содержат в себе различные эмпирические качества не формально (как если бы вещь существовала отдельно от эмпирических наблюдений), но виртуально, тем самым он пытался преодолеть пропасть между формально единой реальностью, предполагаемой нашими концептуальными- ожиданиями и нашим неупорядоченно разнообразным опытом [146]. Не углубляясь в специфику средневековой схоластики, можно сказать, что термин "виртуальный" использовался тогда для концептуализации событий, существующих временно и в частичной форме, а также для объяснения связи всеобщей абсолютной сущности с активностью единичных предметов.

В настоящее время происходит возвращение категории виртуальности в современную науку и философию - что нашло в возникновении специального направления - виртуалистики, включающей в себя философский, научный и практический разделы [88]. Виртуалистика, это не наука, а подход, который может быть использован в любой научной дисциплине, построенный на признании полионтичности реальности [89]. Практический подход конкретизируется в теории психологических виртуальных реальностей [89, 90].

Н.А. Носова считает, что "...идея виртуальности предполагает принципиально новую для европейской культуры парадигму мышления, в которой ухватывается сложность устройства мира, в отличие от идеи ньютонианской простоты, на которой зиждется современная европейская культура" [88, с.9]. В нашей работе, для выявления феномена виртуального мировоззрения, будем опираться на этот подход наряду с другими;

Как специальный философский и научный термин? "виртуальная реальность" появился і в 180-х; гг. XX века,, когда і в постклассической науке понятие объекта исследований было дополнено понятием! реальности» существования І объектов, предполагающей что существует много типов разнородных объектов, принадлежащих'одной і и той же реальности! [109],1 как например, в физике субстанциональное вещество > шэнергетическое поле принадлежат одной; и той же физической реальности. Но идея виртуальности указывает на особый тип-взаимоотношений между разнородными і объектами, располагая их на разных иерархических уровнях, и определяя специфические отношения между ними [88]: порождённое и интерактивностиs - объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порождённых, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные. Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности образуют виртуальную реальность. Виртуальные объекты существуют только актуально, только "здесь и теперь", пока в порождающей* реальности происходят процессы порождения? виртуальных объектов; с окончанием процесса порождения соответствующие виртуальные объекты исчезают.

О виртуальной реальности как реальности имеет смысл говорить и потому, что в виртуальной реальности существуют свои "законы природы", в ней своё время своё пространство, несводимые к законам, времени и пространству порождающей реальности, т.е. "внутренняя природа" виртуальной реальности автономна.

Соответственно можно выделить следующие свойства виртуальной реальности, независимо от её природы (физической, психологической, социальной, технической и др.) [136].

1. Порождённость. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой - либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

2. Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только "здесь и теперь", только пока активна порождающая реальность.

3. Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования.

4. Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

Некоторые современные исследователи виртуальной реальности [13, 31, 88, 94] определяют виртуальную реальность через ряд ее специфических свойств.

Информационное общество и его виртуализация как предпосылки возникновения виртуального мировоззрения

Понятие информационного общества было сформулировано на Западе в 80-е годы XX столетия в связи с широко развернувшейся микроэлектронной революцией, а в след за, ней и компьютеризацией всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека. Со временем оно обрело статус одного из самых распространённых и общих названий всех философско-социологических и футорологических концепций, стремящихся осмыслить новую социальную реальность, которая начала складываться в 60-е годы XX столетия сначала в США, а затем и в странах Западной Европы, Японии. Употребление термина "информационное общество" широко распространено для характеристики современного состояния общественно-экономического развития, и определяется как "...общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно её формы - знаний" [32; с. 321]:

Из просто вычислительной машины компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, чиновника, инженера, бизнесмена, юриста, врача, а также средством обучения, повседневного общения, развлечения. Поэтому, несомненно на наш взгляд именно компьютеризация привлекает повышенный интерес социологов-теоретиков и, что именно ими создаются модели трансформации современного общества, в которых компьютеризация интерпретируется как ключевая тенденция [49, 69, 140, 143].

Социологическое сообщество в основном идет по пути "встраивания" новых тенденций в общий ряд с прежними, по пути подгонки фактов под традиционные объяснительные модели. Наиболее популярным среди исследователей данной проблематики является тезис, гласящий, что распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности развитие сети Интернет) — это решающий шаг на пути к информационному обществу.

Основными исследователями данного вопроса являются Д1 Белл [14], А. Турен [156], Э. Тоффлер [126], 3. Бжезинский [17], Й. Масуда [149], а в последние годы М. Кастельс [57]. Обобщая работы написанные социологами и футурологами в 60—90-е годы XX в. по поводу информационного общества, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации:

1) Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль;

2) Экономика постиндустриального общества является в первую очередь обслуживающей и лишь во вторую — производящей. В преобладающем "третичном" секторе растет и обосабливается информационный бизнес, становясь "четвертичным" сектором экономики;

3) Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как не информированные — это "новые бедные". Соответственно, очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов;

4) Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технотронную эру", когда социальные процессы становятся программируемыми.

Такого рода информационное общество нигде не состоялось, хотя основные технико-экономические атрибуты постиндустриальной эпохи налицо: преобладание в внутреннем валовом продукте доли услуг, снижение доли занятых во "вторичном" и рост доли "третичного" сектора экономики, тотальная компьютеризация, и т. ш Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института "нового общества", скорее академическое знание было инкорпорировано в процесс капиталистического производства; Общество сейчас мало походит на целостную программируемую систему институтов. Оно, по признанию того же Турена, больше похоже на мозаичное поле дебатов и конфликтов по поводу социального использования символических благ [156].

Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны в первую очередь потому, что и авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание — сила.

Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую огромную роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) — это "вещь", то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация:— это "мысль", то есть приобретаемое знание; коммуникация— это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном нам обществе именно эта операция трансляции есть определяющее, доминирующее звено в триаде сообщение—коммуникация— интерпретация.

По словам Д.В. Иванова, "тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, а теперь еще и сети Интернет — вот что коренным образом отличает современное общество как информационное" [49; с. 14]. За словом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание. Наблюдая современных политиков и их избирателей; биржевых брокеров и их клиентов, журналистов и их аудиторию, нетрудно заметить: более информированный человек — это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций.

Огромная техническая, экономическая, политическая, культурная роль информации объясняется именно тем, что она не содержательна ("знание") и не предметна ("продукт"). Информация служит обоснованием или оправданием действий. Поэтому она столь необходима современному человеку, ценна для него, воздействует на него.

Похожие диссертации на Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества