Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества Алексаньян Наталья Константиновна

Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества
<
Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексаньян Наталья Константиновна. Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Алексяньян Наталья Константиновна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/465

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Трансформация обществ теперь стала приобретать характер, отличный от того, каким он виделся теоретикам постиндустриального общества 1960-1970-х гг. Не оправдываются оптимистические ожидания на разумное использование людьми тех широких возможностей, которые появляются в связи с бурным развитием современных информационных технологий. Как справедливо отмечает Д.В. Иванов, «в эпоху постмодерна сущность человека отчуждается уже не в социальную, а в виртуальную реальность. В виртуальной реальности любого рода человек имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым). Человек эпохи модерна, застающий себя в социальной реальности, воспринимает ее всерьез как естественную данность, в которой приходится жить. Человек эпохи постмодерна, погруженный в виртуальную реальность, увлеченно «живет» в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметрами и возможность выхода из нее»1. Перспектива виртуализации общества заключается в том, что отношения между людьми могут принимать форму отношений между образами. В такой перспективе появляется возможность трактовать общественные изменения, различая прежние и новые типы социальной организации с помощью дихотомии: «реальное - виртуальное».

Информационная и коммуникативная активность людей массово переносится на взаимодействие в режиме он-лайн.

Современные СМИ с применением мультимедийных и интерактивных технологий образуют коммуникационную систему, в которой реальность (материальное и символическое существование людей) погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором образы становятся уже не средством передачи опыта, а собственно опытом. Определение феномена виртуальности через понятие «образ» и без жесткой привязки к компьютерным технологиям открывает перспективу разработки полноценной социальной теории культуры реальной виртуальности. Логика сетевых коммуникаций стала доминировать, разрушать не соответствующие ей ком-

Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб.'. Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2000.

муникационные модели. Развивается многоузловая, горизонтальная сеть коммуникаций типа Интернета вместо мультимедиасистемы с центральной диспетчерской. Не случайно исследователи социальных процессов стали в последнее время ставить вопрос о том, возможно ли функционирование виртуальных общностей, аналогичных тем, какие существуют в реальном мире. Роль традиционных социальных сообществ в массовых коммуникациях стала снижаться. Сохранили влияние только те из них, которые приняли логику Сети.

В последнее время все чаще пишут о том, что человечество вступает в эпоху, когда виртуальная реальность, т. е. образ мира, создаваемый СМК и, прежде всего, телевидением, а в последние годы и не без помощи Интернета, во многом не совпадает с действительностью. Новейшие коммуникационные технологии создают принципиально иное, неведомое ранее «глобальное пространство-время»: локальное, ограниченное пространство буквально становится мировым, а конкретное время приобретает весьма относительный характер, ибо более важно не то, когда и как именно произошло то или иное событие, сколько то, когда и как оно было представлено и воспринято. В связи с возрастанием роли средств массовой коммуникации многие ключевые позиции социально-философского социологического анализа сегодня могут быть определены в терминах воздействия информационного и символьного содержания, произведенного и переданного индустрией СМИ, на условия повседневной жизни, в которых информационная продукция воспринимается ее получателями.

Соответственно использование СМИ и контроль над содержанием передаваемых ими сообщений с переходом к информационному обществу становится одним из обязательных условий осуществления, удержания, а в необходимых случаях и завоевания власти.

В сфере формирования идеологий коммуникационных сообществ наблюдается ситуация, когда идеологические трансформации происходят многократно, в короткие промежутки времени, изменяя не только ментальные конфигурации, но и структуру прошлого опыта. Можно говорить о том, что характеристики коммуникаций, не меньше чем экономические и политические факторы, определяют современную социальную структуру и ход ее измене-

ния. Этим и определяется актуальность представленной диссертационной работы.

Степень научной разработанности темы. Коммуникация между людьми есть нечто более сущностное, а интерактивные диалоги (широко распространившиеся в электронных СМИ и Интернете) лишь «преддверье» истинно коммуникативного процесса. Коммуникация нацелена на взаимопонимание. Диалог выступает связующим звеном интерсубъективности в человеческом обществе, даже в виртуальной среде. Отсюда вторая составная часть информационного общества - коммуникативное, которое рождается из интеракции; через нее общественное и человеческое дополняют друг друга.

Интерактивный подход обосновал М. Вебер, по мнению которого социальное пространство жизни упорядочено и организовано через интеракции, социальные связи и социальные институты. Социальное действие, по мнению М. Вебера, связанное с поведением других, принимает во внимание факт взаимодействия (интеракции), являющийся первой предпосылкой всякого коммуникативного акта. Социальное действие (Gemeinschaftshandeln) есть регулируемое действие (Gesellschaftshandeln), ориентированное на определенные нормы, ожидаемое поведение соучастников действия и инструментальную рациональность1. М. Вебер выводил из действия «добровольные ассоциации» (Zweckverein), участники которых имеют рациональное соглашение относительно устава, целей и назначения ассоциации. Договорные рациональные действия не всегда могут быть выведены из «добровольных ассоциаций», но могут трансформироваться в последние. Такие действия существуют ad hoc (Gelegenheitsvergesellschaftung) как временные организации для определенных целей. Отсюда идея адхократии - форма управления в виде объединения «экспертов» для решения ситуационных задач. Возможно обратное движение от адхократии к «добровольной ассоциации», пример чего, с точки зрения М. Вебера, индустриальные картели. Наряду с названными М. Вебер различает «принудительные ассоциации» (Anstalten), в которых членство зависит от рациональных норм и принудительных механизмов, детерминирующих действия индивидов. Рационально регулируемые действия

1 Weber М. Economy and Society. Volume two II Ed. by G. Roth, С Wittich. Berkeley. Los Angeles. London, 1978.

относятся к консенсусным действиям, так же как «принудительные ассоциации», или «институты», относятся к «организациям». «Организованное действие» Вебера ориентировано на консенсус (не на рациональные нормы), предполагая принуждение нарушителей.

М. Вебер ввел тонкие дефиниции, позволяющие исследователям в теоретическом пространстве определять и уточнять механизмы коммуникативного действия, протекающего в рамках (и между) ассоциаций, групп, организаций, адхократических структур и структур «консенсусного порядка» разного уровня и действия. Он очертил поле для объединений, показав отличие структур свободной общественности от институтов, осуществляющих функции принуждения. Вероятно, виртуальные формы - чат-румы, порталы, сети, электронные правительства и т. п. - прообразы «договорных рациональных действий», существующих ad hoc, или добровольных ассоциаций, организаций, стремящихся к консенсусу.

Интеракция общественного развернута после Вебера в этику дискурса и коммуникативное действие, а затем в «коммуникативное общество». Теоретического концепта последнего, сопоставимого с «информационным обществом», не существует, хотя коммуникативное прочтение и видение социального мира Умберто Эко1 стало плодотворной линией анализа. Подходы к коммуникативному обществу К. Ясперса, К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса, У. Эко и др. акцентируют значение коммуникации, консенсуса, способов человеческой свободы, справедливости, солидарности, иначе говоря, «социального порядка» в условиях «нового информационного порядка». Тем не менее, «информационное» и «коммуникативное» отдаляются друг от друга. «Информационно-коммуникативное общество» как эпистема может олицетворять и синтез различий: природного и искусственного, общественного и человеческого, открывая перспективу «новой социальности», где «сообщение структурирует среду», а формы довлеют над социальным действием.

Проблемы информационного общества впервые были актуализированы в работах Д. Белла, Дж. Масуде, Т. Стоуньера, А. Тоф-флера, А. Турена и многих других ученых. Исследования социальных, культурных и духовных процессов в информационном обществе связаны, прежде всего, с тенденциями постмодерна, концепциями симулякров и виртуального пространства и разработкой

1 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

идей о «мозаичности», отсутствии системности, децентрации. Это работы Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Лиотара, М. Постера и других ученых.

Различные аспекты глобального информационного общества, информационной культуры исследовались в трудах Дж. Барлоу, М. Кастельса, М. Маклюэна, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы.

Наиболее масштабная попытка создания информационно-коммуникативного общества на базе понятия виртуальности была предпринята Мануэлем Кастельсом, который рассматривает технологическую революцию и глобальную культуру медиа как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Его фундаментальная трехтомная работа «Информационная эра: экономика, общество и культура» (1996-1998 гг.) посвящена развернутому анализу тенденций, приводящих к формированию основ нового общества, которое он называет «сетевым»1. В анализе новых форм экономики и культуры Кастельс использует в качестве базовых понятия «коммуникационная система», «сетевое общество», «образы». Книга начинается тезисом о переходе к «информационному капитализму» (или к «информационализму»), в условиях которого успех зависит в первую очередь от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Сетевое общество в рамках предмета социологии представляет сегодня интерес, прежде всего, как объект теоретической рефлексии. Новые коммуникационные технологии изменяют формы социального взаимодействия людей, способы производства, формы передачи знаний.

Существуют работы, посвященные проблемам социальных трансформаций, связанных с ростом информационных процессов, в которых предлагаются оригинальные подходы к исследованию процессов информатизации и глобализации социальной жизни, а также процессов социализации и появления новых форм социального неравенства в современном обществе. В них рассматривается также проблема социального хаоса, индивидуализации, деинститу-циализации, имеющих место в информационном обществе. Это работы 3. Баумана, У. Бека, Э. Гидденса, Дж. Гершуни, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Г. Шиллера, а также И.Алексеевой, Э.Андреева,

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ ; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М: ГУ ВШЭ, 2000.

A. Елякова, Т. Ершовой, К. Колина, А. Миронова, Л. Нургалеевой,

B. Поруса, В. Ратиева, И. Соколовой, А. Урсула, В. Федотовой и
других ученых.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что целостный и конструктивный социально-философский анализ влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества пока еще не осуществлен. В то же время, анализируя научные публикации по этой проблеме, можно констатировать отсутствие единства в понимании указанных проблем, недостаточную разработанность теории этого явления и методологическую слабость в подходе к предмету изучения, что и обосновывает правомерность анализа указанной проблемы в качестве диссертационного исследования.

Цель работы. Провести социально-философский анализ влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества. Данная цель конкретизируется путем решения следующих задач:

концептуализировать понятие «трансформирующееся современное общество»;

проанализировать социальную сущность средств массовой коммуникации;

уточнить методологию анализа влияния средств коммуникации на трансформацию современного общества;

определить важнейшие характеристики информатизации современного общества;

обосновать критерии сетевизации современного общества;

проанализировать тенденции трансформации современного общества под влиянием средств массовой коммуникации.

Объектом исследования в данной диссертационной работе является современное трансформирующееся общество.

Предмет исследования в данной диссертации можно определить как влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретико-методологическая основа исследования. Работа выполнена в русле сциентистской философской парадигмы, рассматривающей социальную философию как метанауку, претендующую на выявление сущности социальных явлений и создание философских кон-

цепций на основе обобщения теорий, полученных в различных областях научного знания.

Методология исследования базируется на принципах аналитической социальной философии. Предметом исследования выступает не столько сама социальная действительность, сколько размышления о ней. Поэтому модель социального исследования состоит в реконструкции социальной реальности в виде логически непротиворечивой системы эмпирического и теоретического знания. Это знание затем переимпретируется в русле аксиологческого социально-философского дискурса путем демонстрации целостного отношения автора к проблеме влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества.

Методологическим фундаментом исследования служит модель общества как открытой системы, претерпевающей постоянные изменения, в которой социальные и правовые процессы играют важную роль.

Методологической базой диссертационного исследования также являются основные теории и концепции информационного общества (концепция «постиндустриализма» Д. Белла, сетевая концепция М. Кастельса, концепция «исторического разрыва» Ф. Фу-куямы), а также социологические теории Дж. Мида, теория «двойной структурации» Э. Гидденса.

В качестве рабочего инструментария автор использует такие традиционные методы социально-философского исследования, как теоретический анализ, обобщение, сравнительный метод, индукцию и дедукцию.

Научная новизна исследования:

в результате концептуализации понятия «трансформирующееся . современное общество» определено, что для теоретического анализа трансформационного процесса важен показатель коммуникации, увязывающий воедино вводимые институциональные нормы с макросоциальным контекстом, а также уровень мотивации социальных субъектов, взаимодействующих с этими нормами;

установлено, что в современном обществе коммуникации играют все возрастающую роль, без коммуникации современное общество, как таковое, вообще не может существовать, вне ее есть лишь отдельно существующие личности;

уточнена методология исследования влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества на базе социально-философской рефлексии постнеклассического подхода, согласно которому общество рассматривается как сеть коммуникаций, а коммуникации создают возможность для самоописания общества;

концептуализированы важнейшие характеристики процесса информатизации современного общества, включающие степень информированности индивидов, доступность информации для различных социальных групп, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень информационного образования населения и охват его информационными технологиями;

обоснован критерий сетевизации современного общества, где в качестве ключевой категории для философского анализа социальной сети использовано понятие «ризома», которое может служить образом постмодерного мира, в котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия;

в качестве важнейшей тенденции трансформации современного общества под влиянием средств массовой коммуникации установлено, что информация превращается в товар и функционирует в соответствии со всеми законами рынка, а наряду с традиционным имущественным неравенством возникает информационное неравенство.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная трансформация носит объективный характер. Общество становится перед необходимостью формировать новую, более эффективную социетальную систему. Процесс трансформации невозможен без передачи и внедрения информации, что само по себе играет огромную роль. Основным каналом духовного влияния на общество стала не столько высокая культура, сколько средства массовой информации и коммуникации. Когда мы исследуем какой-то предмет или процесс, его структуры превращаются в информацию. С другой стороны, информация превращается в структуру вещей при их производстве человеком. Чем сложнее общество, которое нужно изучить, тем большее количества информации для этого необходимо.

  1. Современная массовая коммуникация рассматривается как процесс передачи информации большим группам людей с помощью специальных средств - масс-медиа (mass media) или средств массовой информации (СМИ). Проблема становления информационного общества (постиндустриального, сетевого) и оценка различных его компонентов является одной из наиболее дискутируемых тем в современной гуманитарной науке. В результате последней информационной революции информация превратилась в ведущий предмет и средство труда, она овеществлена во всех факторах и продуктах общественного производства. Действительность экономического и политического развития современного мира, и прежде всего развивающихся стран, указывает на все большее влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества.

  2. В диссертации в качестве основного методологического подхода при исследовании влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества предложена социально-философская рефлексия постнеклассического подхода. Общество рассматривается как сеть коммуникаций, а коммуникации создают возможность для самоописання общества и его самовоспроизводства. Такое рассмотрение природы коммуникации выводит ее на новый уровень, придает ей социетальную роль и позволяет применить в качестве методологии исследования влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества.

  3. Информатизацию современного общества нельзя представить вне деятельности средств массовой коммуникации. Глобальное информационное общество пока еще достаточно молодо и не может охватить все без исключения страны, особенно третьего мира. Его ядром выступают самые развитые страны, общими усилиями создавшие глобальную информационную инфраструктуру, которая включает цифровые магистрали (Digital Highway) и супермагистрали (Superhighway). Организационно-технологической основой информационного общества являются глобальные информационные сети, основанные на передовых электронных технологиях, компьютерные, космические и телекоммуникационные каналы связи, обмена, производства и распространения информации, организованные системно-сетевым образом между странами (правительствами), регионами, крупными международными корпорациями,

средними и мелкими предприятиями, домохозяйствами, отдельными абонентами (людьми).

5. Общество, складывающееся на рубеже веков и тысячелетий,
называется сетевым не только потому, что его существование обес
печено новыми информационными технологиями. Трансформиру
ются экономика, труд и занятость, культура, политика, государст
венные институты - и в конечном счете пространство и время. Но
вые информационные и коммуникационные технологии - необхо
димый инструмент таких преобразований, но не их причина. Сете
вое общество - это не модель успеха современности, скорее это
крайне общая характеристика возникающей социальной структуры.
В качестве ключевой категории для философского анализа соци
альной сети многие авторы используют понятие «ризома» - специ
фическое понятие постмодернистского дискурса. В самом широком
смысле «ризома» может служить образом постмодерного мира, в
котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия.

6. Внедрение информационных технологий в современном
обществе породило два разнонаправленных скачка: к интеграции
как социальной общности, связанной «всемирной паутиной», и к
дезинтеграции социального и появлению «кастового» и «атомизи-
рованного» общества. Та роль, которую сегодня играет информа
ция, обусловила «сжатие» пространства и «ускорение» времени. В
этом обществе продолжают действовать законы рынка. Более того,
рыночные критерии распространяются на новые сферы и становят
ся всепроникающими. Информация превращается в товар и функ
ционирует в соответствии со всеми законами рынка. Логичным
следствием сохранения и даже расширения сферы действия рыноч
ных критериев является сохранение и углубление классового нера
венства. Наряду с традиционным имущественным неравенством,
возникает неравенство информационное, или, вернее сказать, циф
ровое неравенство (Digital Divide).

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена его актуальностью, а также тем фактом, что полученные автором результаты, касающиеся проблем влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества, позволяют углубить, систематизировать и концептуализировать научные представления о специфике и особенностях данного аспекта его функционирования.

Основные выводы, сделанные автором в ходе исследования, касающиеся проблем влияния средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества, позволяют выявить характер роли средств массовой коммуникации в этом процессе. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при преподавании социальной философии, социологии, а также при разработке спецкурсов, посвященных проблемам информационного неравенства в современном обществе.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России, международных и всероссийских конференциях по проблемам современного общества и проблем массовой коммуникации в нем. Автор была участницей ряда аспирантских семинаров, результаты ее докладов отражены в 7 научных публикациях, одном научном издании общим объемом. 2,5 п. л., из них в изданиях, входящих в перечень ВАК, 2 работы общим объемом 0,5 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих три параграфа каждая, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества