Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь ценностной динамики международной интеграции систем образования и социокультурных изменений российского образования Наумова, Анджелина Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наумова, Анджелина Юрьевна. Взаимосвязь ценностной динамики международной интеграции систем образования и социокультурных изменений российского образования : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Наумова Анджелина Юрьевна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2013.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/102

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Со второй половины ХХ века постиндустриальное общество переходит в фазы информационного и далее - общество знаний, где информация, коммуникация и знания пронизывают социальную жизнь от индивиду ально- го до глобального уровней существования, а образование становится ключевым фактором формирования личности. Нарастающее взаимодействие разных стран в процессах глобализации ставит ряд проблем интеграции их систем образования.

Сложность международной интеграции образования заключается в том, что в разных странах существуют свои национальные традиции культуры, ценностные основы формирования человека, которые входят неотъемлемой частью в системы воспитания и образования соответствующих стран. Часто аксиологические основы этих национальных систем образования не совпадают, в связи с чем реальные процессы международной интеграции могут идти с большими трудностями. Поэтому нарастает значимость социально- философского исследования социокультурной ценностной динамики интеграционных процессов в сфере образования.

В декабре 2012 года в нашей стране был принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Несмотря на то, что он включил ряд новых статей, правовые аспекты интеграции отечественной и инокультурных систем образования прописаны в нем лишь в самых общих чертах. В связи с этим возникают вопросы определения места и роли российского образования, сохранения его традиций и ценностей в процессах международной интеграции систем образования. Ряд сходных проблем представлен также в перспективном исследовании «Будущее высшей школы в России: Форсайт-исследование - 2030» (г. Красноярск, СФУ, 2012).

Существуют следующие социально-философские проблемы изучения международных аспектов образовательных реформ в их аксиологическом измерении: соотношение глобального и национального компонентов в образовательных программах; представленность аксиологической основы отечественных и инокультурных традиций в современном образовании; пути и степень социализации личности, подготовленной по разным программам в отличающихся моделях образования и др.

Имеет место противоречие, с одной стороны, между объективной необходимостью международной интеграции систем образования в обществе XXI века, а с другой - неразработанностью социально-философских принципов и реальных позитивных путей такой интеграции на оптимальной аксиологической базе. Не решен вопрос выработки эталона образовательной системы на глобальном уровне, на основе которого разные национально-образовательные системы смогли бы скорректировать собственное развитие и неконфликтно сосуществовать. Важную роль приобретает проблема разработки такой социокультурной теоретико-философской основы, которая может стать практическим стержнем оптимальной интеграции систем образования в поликультурном обществе, при сохранении ценностных традиций разных стран.

Степень разработанности проблемы.

Социально-философские вопросы образования как важной сферы современного общества были разработаны в трудах российских ученых: Н.С. Автономовой, В.С. Библера, Е.В. Брызгалиной, С. Кара-Мурзы, К.Г. Колтакова, Б.О. Майера, Н.В. Наливайко, А.П. Огурцова, Ю.И. Орлова, Г.И. Петровой, Ю.М. Резника, В.М. Филиппова и др.; данные вопросы с позиций значения знаний в обществе исследовали зарубежные специалисты: Э. Агацци, М. Вебер, Дж. Гэлбрейт, Ф. Кумбс, К. Поппер, Б. Рассел, Б. Саймон и др.

Исследования концепций философии образования, в том числе с позиций культуры Запада и Востока, осуществлены в трудах Б.С. Гершунского, О.В. Долженко, С.В. Камашева, Б.О. Майера, Ф.Т. Михайлова, Н.В. Наливайко, Е.А. Пушкаревой, И.А. Пфа- ненштиль, Н.С. Розова, Т.А. Рубанцовой, А.И. Субетто, К.А. Шварцмана и др.

Структурно-организационные аспекты исследования институтов образования, актуальные проблемы современного образования раскрыты в трудах В.А. Дмитриенко, Б.С. Гершунского, Т.Ф. Кряклиной, В.В. Миронова, Г.И. Петровой, О.Н. Смолина, В.Н. Садовничего, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, Н.М. Чуринова и др. Проблемы реформирования образования исследуют В.И. Аруша- нов, В.И. Жуков, Г.И. Мальцева, В.В. Миронов, А.И. Михайлуш- кин, С.И. Плаксий, Т.А. Рубанцова, Н.В. Фадейкина, В.В. Чекмарев и др.

При исследовании проблемы интеграции знаний нами сделан акцент на общие закономерности, разные стороны интеграционных процессов и виды интеграции у философов: В.С. Готта, А.П. Огурцова, В.С. Степина, А.Д. Урсула, Е.В. Ушаковой, М.Г. Чепи- кова, Б.Г. Юдина.

Теоретические и социально-прикладные аспекты интеграции исследованы в трудах таких зарубежных ученых, как: Э. Ласло, Л. Берталанфи, М. Бунге и др., а также в трудах отечественных ученых: П.В. Алексеева, Ю.Ф. Абрамова, О.В. Бондаренко, П.С. Дышлевого, М.В. Казютинского, В.Г.Кузнецова, Л.Ф. Кузнецовой, Н.Н. Моисеева, А.М. Мостепаненко, О.С. Разумовского, А.Д. Урсула, Н.Р. Ставской, Л.В. Фесенковой, Л.В. Яценко и ряда других.

Проблемам диалектики социального познания, в том числе образования, посвящены работы В.С. Барулина, Э.Г. Винограя, В.С. Готта, С.И. Григорьева, В.А. Дмитриенко, В.В. Миронова, А.Т. Москаленко, В.С. Степина, А.И. Субетто, Е.В. Ушаковой, Н.М. Чуринова и др.

Анализ литературы по проблемам исследования культуры, менталитета, национального характера и цивилизационной специфики народов Запада, России и других стран. Данным вопросам посвящены труды зарубежных исследователей, таких как М. Блок, Ф. Бродель, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Л. Леви-Брюль, Г. Маркузе, П.А. Сорокин, Э. Фромм, А. Швейцер, О. Шпенглер и др. Использованы труды отечественных мыслителей: П.В. Алексеева, С.А. Арутюнова, П.Е. Астафьева, Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и др.

Социокультурный подход к анализу традиций и новаций, духовно-нравственных основ образования представлен трудами Е.Г. Бондаренко, Г.Д. Гачева, С.В. Девятовой, М.С. Кагана, В.И. Купцова, Н.И. Лапина, Н.Н. Моисеева, О.Д. Олейниковой, В.Н. Турченко, И.В. Фотиевой.

Оптимологический подход к социальным процессам и явлениям реализуется в работах О.С. Разумовского, А.Л. Симанова, А.И. Суббетто, Г.В. Дербан.

Кризисные процессы в образовании и проблемы создания общеевропейского образовательного пространства на основе принципов, заключенных в Болонской декларации, анализируются многими отечественными и зарубежными учеными: Е.В. Бодрова, А.В. Боровских, Ю.Е. Булатецкий, М. Бурик, Б.Н. Гайдин, В.А. Гнева- шева, А.А. Данилов, И.М. Ильинский, К. Н. Кислицын, А.Н. Князев, В.И. Кудашов, Ф. Кумбс, С. В. Луков, С.Б. Никитина, Э.К. По- горский, Е.А. Тюгашев, И. Фрумин, С.Хед, Й. Шмайс и др.

Объект исследования: процессы международной интеграции систем образования в современном обществе.

Предмет диссертации: процессы взаимодействия ценностных установок международной интеграции систем образования и социокультурных изменений в российском образовании.

Цель диссертационной работы: исследовать взаимосвязь аксиологических аспектов международной интеграции систем образования и социокультурных процессов в российском образовании.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть аксиологические закономерности между

народной интеграции в сфере образования;

  1. исследовать понятийную базу образования и на

этой основе - интеграционные процессы в сфере образования;

  1. определить специфику формирования векторов раз

вития российской образовательной культуры, а также место и роль российского образования на международной арене;

  1. выявить специфику уровней организации образования в процессе его международной интеграции;

  2. обосновать место и роль базисного интеллекта со

временного общества в формировании аксиологических основ интеграции образования в поликультурном мире;

  1. раскрыть ценностную динамику и многообразие

возможных путей международной интеграции систем образования в условиях глобализации.

Источниковедческая база исследования представлена трудами классиков социальной философии, социально- философскими, культурологическими, историческими, социологическими и педагогическими исследованиями, справочными материалами, уставными и правовыми документами в области международного сотрудничества по вопросам образования.

Методологическая основа диссертации: философский метод - диалектический, в аспекте единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания; соотношения явления и сущности, особенного и всеобщего, части и целого; научно-философские подходы: системный, структурно-организационный, синергетический, оптимологический, информационный; теоретико-философские методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, идеализации, моделирования, интерпретации, экстраполяции.

Теоретическая основа исследования представлена следующими концепциями и идеями:

  1. Философско-педагогическая концепция (С.И. Гессен, И.В. Гершунский): идея о том, что педагогика - это прикладная философия, организующая всю жизнь человека в мире).

  2. Теория мотивации в образовании (А. Маслоу, И.К. Шалаев): идея о том, что образование открывает путь к социализации и самореализации личности.

  3. Идея концептуальной целостности в образовании (К.Д. Ушинский, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский): мысли о непрерывности, цельности образования, о единстве обучения и воспитания, знаний и практики.

  4. Цивилизационная концепция развития (А.В. Иванов, А.И. Субетто, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин, К. Поппер, Э. Тоффлер, С. Хантингтон): идеи цивилизационного подхода, взаимодействия и противоборства цивилизаций, перспектив духовно-экологической цивилизации.

  5. Идея преемственности традиционной культуры (Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев): обоснование культурно-исторической обусловленности и самобытности социального развития России, других стран и их традиций.

  6. Идея народного образования (М.В. Ломоносов, Н.К. Крупская): бессословной системы образования, образованности всего населения страны.

  7. Идея теоретико-методологического моделирования образовательных процессов (И.В. Гершунский): о технологизации, информатизации, моделировании процессов обучения в их оптимальных вариантах, на базе личностно-ориентированного подхода.

  8. Идея духовно-нравственного обоснования образовательных процессов (К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк): гуманистической педагогики как аксиологической основы российского образования в истории и современности.

  9. Концепции информационного общества и общества знания (Р. Абдеев, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, А. Урсул, Ф. Фукуяма) (варианты содержания и перспектив информационно-знаниевой цивилизации XXI века).

- Концепции глобализации и глобализма (Ж. Аттали, З. Бже- зинский, Дж. Сорос, А. Зиновьев, С. Кара-Мурза, Н. Моисеев, А. Панарин, С. Хантингтон): антиномичные стратегии социокультурных изменений - по пути «нового мирового порядка» разделенного элитарно-массового социума или ноосферного единства человечества.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

    1. Установлено, что интеграционные процессы в сфере образования имеют специфику, обусловленную разнообразием ценностных установок, объективными и субъективными факторами международного взаимодействия систем образования разных стран. Различие ценностных установок может приводить к разнообразным видам отношений - от толерантности до непримиримости, от равноправия до подавления одних систем образования другими.

    2. Проанализировано соотношение понятий «образование», «образовательная культура», «система образования», «образовательная система», «модель образования». Обосновано, что система образования включает две части: структурно-организационную (управление образованием) и содержательную - педагогическую, или образовательную систему (в том числе, в виде моделей образования), в основе последней лежит национальная образовательная культура страны. Образовательная культура - это определенный организующий стержень сохранения общей культуры, главных традиций жизни человека, общества и трансляции данных ценностей от поколения к поколению в усложняющемся социально-природном мире. Национальная образовательная культура отражает ценностную специфику каждой страны, а глобальная (социосферная) - всеобщие характеристики трансляции знаний человечества.

    3. При исследовании российской образовательной культуры определено соотношение особенного (национального) и всеобщего (социосферного). Доказана высокая ценность российской образовательной культуры, имеющей не менее древние корни, чем у других цивилизаций, а также ее полноправность и высокий консолидирующий потенциал в процессах международной интеграции систем образования.

    4. Определены социокультурные уровни организации образования в современном обществе: 1) образовательная культура отдельной личности, человека (уровень исходного социального элемента); 2) образовательная культура отдельной страны (макроуровень отношений); 3) транснациональная образовательная культура (мезоуровень интеграции); 4) глобально-социосферная образовательная культура (мегау- ровень). Исследованы их специфика, роль в процессах международной интеграции систем образования.

    5. Обосновано понятие базисного интеллекта как важной составляющей социальной интеграции. Исследован базисный интеллект в образовании, отражающий в системах образования специфику трансляции социокультурных традиций, жизненно важных знаний разных стран и народов в сфере образования. Определена специфика национального и глобального базисного интеллекта в образовании. Доказана ведущая роль глобального базисного интеллекта на высших уровнях социальной интеграции.

    6. Доказано, что ценностная динамика международной интеграции в образовании включает в себя не только пути согласования деятельности, но и «столкновение цивилизаций», применение «конкурирующих моделей», отбор между которыми происходит в процессе их антропосоциальной адаптации. В таких условиях важную роль приобретает определение специфики моделей образования отдельных государств, их творческих потенциалов и ограниченностей.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Международная интеграция систем образования осуществляется на базе общих закономерностей социальных интеграционных процессов, но обладает ценностной спецификой, что обусловливает разнообразие видов интеграционных процессов в сфере образования, таких как: стыковая, односторонне-проникающая, взаимопроникающая и консолидирующая интеграция систем образования. В них противоречиво взаимодействуют ценностные основания систем образования разных культур (западного прагматизма, российского гуманизма и др.).

        1. Интеграция образовательных социокультурных потенциалов разных стран осуществляется при взаимодействии их образовательных культур и систем образования. Образовательная культура, опираясь на эндемичные социокультурные традиции проживающих в ней народов, формирует специфический ценностный фундамент образования определенной страны. Выстроенная на ней система образования, объединяющая традиции и новации, обладает более универсальным содержанием, возможностью интеграции моделей образования при взаимообмене знаний человечества.

        2. Специфика образовательной культуры России и российской модели образования заключается: в ее глубоких цивилиза- ционных корнях; изначальной культурно-исторической самобытности (бессословность; народность; цельность; органичная связь нравственных, творческих и трудовых начал; открытость новым знаниям и внешним взаимодействиям); в тесной связи (начиная с Нового времени) с европейскими образовательными культурами и моделями образования. Российская образовательная культура имеет высокий потенциал оптимального развития, необходимый обществу в эпоху глобализации.

        3. В ценностной динамике интеграционных процессов формируются разные приоритеты воздействия определенных уровней образовательных культур. Это, соответственно: антропоэгоцентризм (главное внимание уделено эгоцентричной личности); этацентризм (с акцентом на макроуровень национального государства); трансэтацентризм (приоритет группам межгосударственных отношений мезоуров- ня в образовании); глобоцентризм (абсолютизированный универсализм мегауровня в образовании). Первый и четвертый уровни в ценностной динамке международной интеграции абсолютизируют или единичное, или «безликость» всеобщего. Наиболее оптимальными центрами интеграции являются этацентризм и транс-этацентризм. Транс-этацентризм в современных условиях представляет наиболее эффективный уровень международной интеграции систем образования.

        4. Концептуально-практическим основанием для оптимальной международной и глобальной интеграции систем образования является формирование базисного интеллекта современного общества в его национальной и глобальной формах. Базисный интеллект в образовании - это целостная социокультурная ментальная база человека и общества, которая формируется у субъектов в процессе их планомерного обучения, воспитания, взаимодействия и реализуется ими во всех сферах жизнедеятельности. Национальная форма базисного интеллекта опирается на эндемичную образовательную культуру отдельных стран, а глобальная форма отражает всеобщие характеристики гармонизирующейся ментальности человечества.

        5. В процессах международной интеграции систем образования праксиологическое значение имеет раскрытие соотношения социального взаимодействия (как более широкого понятия) и интеграции (как его части). Исследование аксиологической динамики международной интеграции раскрывает широкий спектр ценностных установок субъектов интеграционных отношений в сфере образования, позволяет рассмотреть разные формы интеграции - оптимальную (созидательно-гармонизирующую) и неоптимальную (в виде манипулятивной, экспансивной интеграции, псевдоинтеграции и даже дезинтеграции предыдущих связей).

        Теоретическая и практическая значимость работы заключается в авторском варианте исследования общества как организационной формы воспроизводства социальности - в виде социально-философского анализа проблем международной интеграции в сфере образования, с учетом ценностной динамики социокультурных изменений современного российского общества. Осуществлен социально-философский анализ научных трудов по проблемам интеграции систем образования. Разработано представление о базисном интеллекте в образовании как концептуальной основе оптимальной интеграции систем образования.

        В работе продемонстрирована значимость социокультурного подхода, учета ценностной специфики образовательных культур и уровней развития образования разных стран в осуществлении общих интеграционных процессов на основе принципов развития, равноправия, дополняемости культур.

        Выводы диссертации могут найти применение в разработке проектов международного взаимодействия стран в сфере образования по разным интеграционным программам. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и чтении вузовских курсов по социальной философии, философии образования, культурологии, спецкурсов по проблемам международной интеграции, глобализма и глобализации в сфере образования. Достоверность полученных результатов. Результаты диссертационного исследования были использованы при обсуждении на философских межрегиональных конференциях, заседаниях круглых столов Алтайских и Новосибирских отделений философского общества РАН, в выступлениях на международных и ряде всероссийских научно-практических конференций. В качестве просветительской деятельности были прочитаны лекции в Алтайской Краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова. Результаты диссертационных исследований нашли отражение в авторских спецкурсах «Реформирование образования и формирование базисного интеллекта», «Разноообразие культурных моделей образования в глобальном мире», читаемых студентам Алтайского филиала Московского государственного университета культуры и искусства.

        Апробация работы осуществлена в форме выступлений на двух международных, тринадцати всероссийских и четырех межрегиональных научных конференциях, отражена в 18 публикациях, пять из которых - в журналах, реферируемых ВАК РФ.

        Автор принял участие и выступил на 3 международных, 13 всероссийских, 4 международных конференциях:

        на Международных научных конференциях: «Российское образование в XXI в. (философские, социокультурные и психолого- педагогические аспекты)» (Бийск, 2010), «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010); Глобализирующийся мир в осмыслении философии образования (Новосибирск, 2012).

        на Всероссийских научных конференциях: «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2009, 2011), «Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире» (Йошкар-Ола, 2010), «Интеллект. Культура. Образование» (Новосибирск, 2010), «Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья» (Тюмень, 2009), «Философия, методология, история знаний» (Барнаул, 2009, 2010, 2011), «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009); «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, 2009, 2010, 2011, 2012);

        на Межрегиональных научных конференциях: «Духовность современного образования и религия» (Барнаул, 2011), «Проблемы гуманитарного знания в науке и образовании» (Барнаул, 2010); межрегиональные научно-практические семинары философии образования: «Духовно-экологические аспекты образования» (Новосибирск - 2011); «Образовательная (воспитательная) политика: эффективность и качество реформирования российской системы образования» (Горный Алтай, 2012).

        Структура работы обусловлена поставленной целью и отражает последовательность решения задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Общий объем текста - 170 страниц печатного текста.

        Похожие диссертации на Взаимосвязь ценностной динамики международной интеграции систем образования и социокультурных изменений российского образования