Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценности и оценки в социологии медицины Канищева Ольга Владимировна

Ценности и оценки в социологии медицины
<
Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины Ценности и оценки в социологии медицины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Канищева Ольга Владимировна. Ценности и оценки в социологии медицины : диссертация ... кандидата социологических наук : 14.00.52. - Волгоград, 2004. - 156 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Методология ценностного подхода в социологии медицины 10

1.1 Культурологический подход к ценностным проблемам медицины 10

1.2. Социологический подход к проблеме ценностей в медицине 24

1.3. Социальная обусловленность ценностей в медицине 46

Глава 2. Бинарность ценностных отношений в медицине 59

2.1. Аксиологические параметры медицинской деятельности 59

2.2. Персонификация ценностного отношения к болезни 84

Глава 3. Роль ценностей в становлении врача 102

3.1. Проблема ценностей врачебной деятельности в западной социологии медицины 102

3.2 Практическое применение ценностного подхода в социологии медицины 125

Заключение 145

Библиография 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования, определяется непростой ситуацией, сложившейся в отечественной медицине в последние годы. Коммерциализация? медицинской деятельности поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении; стал безусловным разочарованием для людей; каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.

Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на? котором настаивал еще Т.Парсонс, были поставлены под сомнение. Это вызвало недоверие к врачам, а заодно и к власти, проводящей соответствующие реформы.

С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение - со страховых компаний или с самих пациентов, независимо от того, способны ли объекты медицинской помощи оплатить предоставленные услуги.

И, наконец, с третьей стороны, возникла проблема подготовки медицинских кадров. Не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые: интериоризируются личностью В; процессе обучения медицинской профессии. Прежняя'модель воспитания в духе высших духовных ценностей, которые затем? служили основанием для формирования операциональной ценностной структуры личности, уже не работает. А утилитаристский подход противоречит, как национальной традиции, так и представлениям о социальном статусе врача.

В ситуации аксиологической дезориентации в медицине, очевидно, нельзя обойтись данными прикладных исследований, чтобы решить

проблему. Необходимо изучить методологические основания медицинской аксиологии и сделать выводы об их социологических следствиях.

Степень разработанности проблемы. Аксиологическая проблематика в современной науке является одной из самых популярных. В то же время существует известный разрыв между теоретическими изысканиями и, их социологической интерпретацией: Нам представляется, что преодолеть этот разрыв можно в категориальном поле социологических теорий среднего уровня, к которым.какраз и»относится социология медицины. Для такого исследования: необходимо обратиться к следующим направлениям в науке о ценностях.

  1. В культурологии^ а лучше сказать - в философии культуры, приянто считать, что ценности образуют единую систему, действующую по типу живого организма, где есть главный системообразующий фактор, который t интегрирован в каждой подсистеме, этот фактор представляет не только идеальное образование, но и воплощен в материальном >> носителе, организующем социальную жизнь. Все вместе эти системы образуют очень устойчивые конфигурации, которые меняются на протяжении жизни нескольких поколений и для современников изменений не всегда заметны и тем долее осознаваемы. Наиболее интересными в этом плане представляются работы O.F. Дробницкого, Р; Гвордини, А. Моля, Э. Кассирера, B.G. Степина.

  2. Социологическое понимание ценностей: подразумевает их анализ через категории социальной; реальности, в которую входят в качестве основных структур само; общество, его основные единицы структуры, группы, индивиды как носители социальных отношений. В теории функционализма, символического интеракционализма и многих других ценности^ рассматриваются как реальности, обеспечивающие единство общества как целостной системы. Наибольший интерес для нашего исследования представляли работа таких авторов как Т. Парсонса, Я. Щераньского, П. А. Сорокина.

  1. В биоэтике проблема ценностей медицины является центральной, но, несмотря на высокую ценность существующих исследований, они,, в известной степени абстрагируются от рассмотрения аксиологического поля в целом, сосредотачивая свое внимание на моральной стороне медицинской деячтельности; Тем не менее мы обнаружили много ценных идей в работах таких авторов как Б.Г.Юдин, П:Д.Тищенко, Х.Тирас, И:В.Єилуянова и др;

  2. В западной социологии; медицины аксиологический анализ представлен в основному в утилитаристском ключе. Прагматический подход допускает иные направления исследования, но сам их не содержит. Здесь наиболее яркими примерами > являются исследования Mishler, 1990, Elliot Freidson,1970, Fadiman,1997, Scully, 1994, Lorber, 1984, Bodenheimer, 1999, Stimmel; 1992, Naylor, 1995, Leape, 1994, Feudtner, 1997. В отечественной социологии медицины мы можем сослаться только на труды А.Решетникова, С.Ефименко, О.Щепина, И.Чудиновой.

Таким образом, имеется достаточно развитая методологическая база і для исследования социологического смысла проблемы ценностей в медицине и, в то же время, нет работ, которые были бы специально посвящены этой теме.

Цель исследования - выяснить специфику ценностного поля; медицины для оптимизации процесса? подготовки и функционирования! социальной группы врачей.

Цель исследования реализуется в решении следующих научных задач: - * описать методологию ценностного подхода в социологии медицины (культурологическое и социологическое направление);

объяснить социальную обусловленность ценностей в медицине; проанализировать бинарность ценностных отношений в медицине (ценности врачебной деятельности и ценностное отношение к болезни);

показать способы применения аксиологических методик к изучению процесса становления врача - на материале западных и отечественных конкретных социологических исследований.

Методология исследования основана на теоретическом синтезе культурологического и социологического подходов. В диссертации используются общенаучные методы - системный подход, структурно-функциональный' анализ, а также методы постмодернистской социологии культуры. В; работе над третьей главой диссертации* автор использовал методы конкретных социологических исследований - анкетирование, интервью, наблюдение.

Объект исследования - система взаимоотношений в медицине (врачи и пациенты).

Предмет исследования - ценности медицинской деятельности и ценностное отношение к болезни.

Гипотеза исследования. Ценности в медицине имеют биосоциальную природу, однако, в процессе технологических и социально-экономических перемен в обществе, актуализируется именно их социальная составляющая. При этом наблюдается вытеснение высших духовных ценностей как установок на приобретение врачебной профессии Г утилитарными ценностными ориентациями. С одной стороны, это необходимо и оправдано, поскольку медицина как социальный институт претерпевает те же изменения, что и другие институты общества. С другой стороны, должна существовать мера деформации ценностного поля, превышение которой элиминирует профессиональную специфику медицинской деятельности. Диссертант предполагал доказать, что существует генетическая связь между высшими ні утилитарными ценностями в медицинской: деятельности, превалирование одних над другими носит периодический характер и соответствует макросоциальным изменениям. Базовое медицинское образование должно быть ориентировано на высшие ценности профессии -гуманизм, альтруизм, самоотверженность, автономию личности.

Операциональные ценности усваиваются в ходе клинической практики только на основе базовой персонифицированной ценностной системы.

Научная? новизна і исследования! состоит в объяснении соотношения? высших и утилитарных ценностей медицинской деятельности как первичных и вторичных, независимо от изменения макросоциальной ситуации < остающихся статусными* для врача, а также в ; экспликации механизма; их интериоризации в процессе становления врача:

Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту::

Г. Вокруг медицины і складывается несколько слоев ценностей: а) представление о том; какой должна быть медицина (идеал), б) представление о личности врача, исходящее из идеального образа, в) ценностные суждения опережающие уровень научных знаний; существующих на данный момент, г) социокультурная: среда; влияет на^ объяснительные схемьи принятые в медицине, которые входят в деятельность врача.

2. Деятельность со стороны профессионала;.обращенная?к частному интересу пациента традиционно осуждалась в обществе в угоду установлениям; институтов и нормативам, которые должны были поддерживать определенную тенденцию развития общественной системы. Изменение нормативов вызвало и изменение оценок действий врача; Но эта закономерность касается только норм медицины как института.

3: Одно из противоречий современной ситуации встречи врача и пациента состоит в том, что сталкиваются две разные системы оценивания деятельности и ее результатов - нормативная и ценностная. Нормативная! охватывает и* фиксирует ситуацию «здесьг - теперь», являясь одномерно -плоскостной, ценностная? — несколько сфер; встроенных друг ві друга и настолько переплетенных, что предпочитаемая пациентом - для врача может теряться;

4. Спецификой ценностной стороны медицинской деятельности является* следующие: а) сам способ объяснения болезни входят в деятельность как ее компонент; б) во взаимодействии, врача и пациента

происходит обмен ценностями; в) этическое: знание, ценностное по существу, является і необходимым: элементом: практической врачебной? деятельности; т.е. само действует как фактор лечения. 5

5іФормирование ценностной базы медицинской деятельности является острой проблемой в западной медицине, и социологи покатолько способны ее поставить, но не решить. Признавая, в принципе, методологическую роль культурологического решения проблемы ценностей; в медицине, западные социологи исследуют проблему в операционалном! плане, не дифференцируя высшие ш утилитаристские ценности; Ценность отождествляется с полезностью, а обращение: к доказательной: медицине подчеркивает позитивизм социологического подхода; Тем не менее, смысловая конфигурация * ценностей медицинской деятельности и * отношения к болезни остается? инвариантной; как для западной, так и для отечественной социологии медицины.

6. Интерес к профессии врача; у абитуриентов медицинских вузов коррелируется с приписыванием данной? профессии» высших общечеловеческих ценностей; У выпускников эта ориентация меняется в пользу утилитарных ценностей; хотя они и не вытесняют полностью базовые установки; Поэтому необходимо* специальное воздействие; агентов социализации: по? актуализации: для; студентов-медиков* связи* базовых (высших) и прикладных (утилитарных) ценностей:

Теоретическая и практическая! значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть основой для аксиологической: составляющей: непрерывного медицинского образования? Они: также являются методологической* базой; для разработки программ исследований в*. социологии медицины ( образ врача, институциональный статус медицины , критерии профессионального отбора в- медицине и т.п.). Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии;

культурологии, биоэтики, социологии и психологии в медицинских вузах и системе постдипломного медицинского образования.

Апробация работы. Диссертант представлял результаты исследования на научно-практических конференциях различного уровня. По материалам исследования опубликовано 15 научных работ. Имеются акты внедрения на разработанные и прочитанные диссертантом учебные курсы по проблеме исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 156 страниц. Содержит 14 рисунков, 7 таблиц. Список литературы включает 138 источников.

:#

Культурологический подход к ценностным проблемам медицины

В культуре ценности образуют единую систему, действующую по типу живого организма, где есть главный- системообразующий фактор, который интегрирован в каждой подсистеме; этот фактор? представляет, не только идеальное образование, но и воплощен ъ материальном носителе, организующем социальную і жизнь. Все вместе эти системы образуют очень устойчивые: конфигурации,, которые меняются на протяжении- жизни тем долее осознаваемы.

Их основная функциональная задача состоит в том, чтобы обеспечивать формирование значимых ориентации, образцов поведения, стандартов для выбора в конфликтных ситуациях.

Коррелятом ценностной системы является сложное: образование, получившее название менталитетаv в трудах Бахтина, Гуревичаз и других авторов [ 1 ]. Менталитет является устойчивым набором средств восприятия и . объяснения мира, способным отторгать факты иной і культурной реальности. Менталитет не является однородным=образованием; поскольку охватывает и не вполне осознаваемые механизмы регуляции поведения людей, и способы описания мира: и человека, и приемы размышления над проблемами собственного существования. Особое значение могут иметь сложные социальные чувства, которые основываются; на базовых: ценностях и являются важными для взаимопонимания людей разных культур [2].

В структурно - функциональном понимании общества І четко разделяется социальная и культурная сферы [3]. Организующей сферой считается культурная с ценностями І В центре, социальная же структура организуется вокруг норм. Эта закономерность проявляется и на уровне личностной структуры. Дробление психического образа: «Я» у современного человека связано с дискретностью его ценностного поля. Если в личностной структуре самореализация связана с: ценностями, ж является средством-восстановления целостности индивида; выводящим его на, смысло содержащие слои деятельности, то ролевая (социальная) структура обращена к дискретному существованию. Поэтому при деформациях ценностного поля обществам на личностном уровне возникает перекос между рефлексией над нормативной стороной5 деятельности? m ее: ценностным основанием! и собственной самооценкой;

Принципы І целостности. и относительности, играющие большую роль в современной шкале ценностно - оценочных суждений, существенно влияют на определение нормы, должного, прекрасного и; других ценностных категорий; В своем; крайнем; выражении этот принцип прозвучал в= тех концепциях, которые объявляли несравнимость культур, в; силу отсутствия единого критерия, общего для всех для! сравнения их по ценностным координатам [4]. Более умеренными- вариантами? такош точкш зрениям являются те концепции, которые настаивают на том; что каждую культуру можно понять только изнутри, в І соотнесении с ее собственными координатами, устанавливающими; темп,-порядок и« цель движения? внутри самой культуры [5]; В таком подходе существенным представляется то, что действие становится понятным; при? условии распредмечивания его смысла; соотнесенного с координатной сеткой культуры самой в себе. В современном і мире с его растущими информационными сетями; элементыс культур находятся в І сложном взаимодействии,, которое не является суммарным или даже развивающимся по принципу «снятия»; Одной из проблем современного- культурного мира является проблемам «деланияг Чужого Своим», здесь возможны: несколько» следствий; имеющих значение ДЛЯ; воспринимающей? и отдающей культур. Во — первых, возможно; в? целях лучшей адаптации чужого пойти на уменьшение этой чуждости вплоть до ее уничтожения. Другой вариант, переход его в те сферы, которые значительно изолированы от основного блока культурных ценностей. В таком случае они превращаются: в культурно - оранжерейные образования; служащие для особого имиджа или : подчеркивающие необычность носителя их. И; наконец, третий! вариант, при; котором чужие: ценности І случайно в смысловой; ориентационной части І совпадают и І как, бы продолжают или усиливают смысловое поле носителя, переименовывая ценности, при этом оставляя его в поле- прежних ориентации І менталитета: Существование этой? предельно обобщенной; йдеш культуры подобно коллективному бессознательному, которое само не имеет формы, но присутствует во всех явлениях культуры, проходя через і фильтры символических организующих его форм и спускаясь далее к тому, что мы і называем І смыслами! значениями и угасая в мотивациях m целях. Происхождение этой: обобщенной идеи имеет двоякую природу: Либо она:формируется: стихийно, одновременно во всех сферах культуры ич социальной жизни; разрабатывающих и реализующих ее самостоятельно, либо есть» результат выработанности, который является; величиной! в некоторой? степени: воображаемой, не обладающей свойствами» социальной: плоти, поскольку они\ - остатки" прежних культурных форм; бывших долгое историческое время в центре социальной жизни; и і поэтому замененных новой обобщающей идеей культуры, выработанной в культуропроизводящих сферах.

Как бы І то ни было, наличие такой I обобщающей і идеи рассматриваетсяі во»многих трудах, посвященных этой:проблеме. Одним5из;первых обратил внимание на= эту сторону существования культуры; К.Ясперс в своей концепции [6]J осевого времени, где; он! рассмотрел не только единство; культуры, внутри- себя самой, но? единство» осей! разных культур;, обозначающих границы определенного культурного мира. Однако эти осевые ценности, как и всякие оси; являются: величиной; в; некоторой степени воображаемой не обладающей свойствами социальной плоти; поскольку они могут использоваться как ориентиры; только пройдя: через названные фильтры и приобретая свойство общепризнанности хотя бы в своей основной социально - ориентационной части и функции консолидации и делания понятными действия людей не только своей, но и чужой культуры.

Эта идея получает развитие в социологии П. Сорокина [7], в философии Э.Кассирера, в отечественной философии - у B.C. Степина. Кассирер для объяснения этой закономерности вводит особое понятие «индекс модальности», который помогает выявить особенности существования ценностей в разных формах человеческой деятельности и духовной жизни. В сферу конкретной деятельности эта обобщенная идея попадает, пройдя барьеры нормативов и специфических информационных сетей; пропускающих в сферу деятельности только те объяснительные схемы из обширного массива культурных блоков, которые на данное время существованиям общества признаны адаптивными ли, по крайней мере, неопасными для общих адаптивных механизмов системы.

Проблемы причины, меры, нормы, являющиеся существенными для сфер деятельности, связанных с наукой, напрямую связаны с контекстом культуротворческих форм, вписывающих бытие человека в бытие мира.

Понятие ценности широко используется в- культурологических схемах описания общества и личности. В этих схемах ценности как понятие достаточно вариативно и привязано как к целям исследования; так: и к конкретике явления, которое может быть описано в категориях культурной реальности.

Социальная обусловленность ценностей в медицине

Для развития самой; медицины как сферы профессиональной деятельности вопрос о ценности информации распадается на несколько самостоятельных смысловых блоков, различающихся по своей отнесенности к разным сферам социальной деятельности. И здесь следует учитывать, что в современной медицинской деятельности происходят такие изменения, которые многими авторами с полным основанием считаются революционными.

Фрагмент первый. Развитие медицины невозможно без объективных знаний, методов их добывания и использования безотносительно к тому, как их оценивает индивид, соотнося с системой ценностей, которая в любом случае носит субъективную форму. Просто способ соотнесения с внеположенной; индивиду реальностью будет разным и связан і будет с разными; ценностями; которые в реальной социальной и индивидуальной жизни будут даже в вербальном выражении звучать по - разному. Допустим, субъект назовет высший ценностный смысл пользой для сообщества, субъект носитель - благом, а потребитель - добром или красотой. Нужно к тому же помнить, что в разных текстах, привязанных и укорененных в культуре, каждое слово, имеющее ценностную» соотнесенность, может нести в- себе полисмысловую нагрузку и звучать в непривычном слове, с которым обычно не соотносят данную ценностную реальность. На эту закономерность в свое время обратил внимание Аверинцев [1].

Фрагмент второй. Ценная для медицины информация в наше время неизбежно связана с техническими возможностями общества в целом и способности института медицины их использовать. С технической и научной точек зрения проблем для новых средств воздействия на человека может и не возникать: это реально достижимые цели. Недосягаемость результатов на данном этапе развития проблемы упирается в общекультурную или моральную установку, изменение которой происходит медленно, путем сложного культурно - исторического отбора и идет в основном стихийно.

В связи с проблемой разделения приемов; и методов с позиций; допустимого І - недопустимого не только в; практике, но и в процессе самих поисков объективной информации, возникают несколько принципиальных вопросов:

Насколько возможно, реально или даже мыслимо угадывание результатов и последствий, значимых дляиндивида и; общества (кстати, это могут оказаться разные оценки; ориентированные на разные социально значимые регуляторы деятельности и поведения, например, существенно, на что они ориентированы - на ценности или на нормативы; нормативы даже удобнее, ибо дают готовую, однозначную модель деяния или даже мышления.)

Где гарантия того, что мы не гипертрофируем і одни последствия m не умаляем другие? Социальные страхи и гипотетические катастрофические ситуации, представленные в массовом; сознании, имеют ценностный рисунок, созданный по трафарету ценностных суждений И; соотнесений; реальности с: некой і трансцендентальной і сущностью, которая В і данный исторический: момент «держит» социальную структуру в относительно стабильном состоянии. Противоотносительность ценностей как одно из основных их свойств наиболее отчетливо существует лишь на; тех уровнях, которые содержат ценности в чистом виде. В реальности же субъекты І исторического действия сталкиваются t с; любопытной проблемой! -оптимизма свободной. деятельности: В социальном контексте: проблемы как таковойі не существует. Но в ценностном: плане, обрисовывающем облик: человека САМО - актуализирующегося, это: уже: катахреза; совмещая несовместимое ш друг через; друга неопределяемое и вполне может получиться так, что ориентация только на отрицательные последствия будет забирать основной массив социальной энергии вообще и минимизировать, а то и вовсе исключать положительные последствия. Ведь оценка нового, как, это ни парадоксально, происходит с позиций устоявшегося прошлого и настоящего, поскольку перспективные модели оценивания сильно запаздывают во времени, ибо привязаны к устоявшимся системам оценивания, в сердцевине которых важные для сообщества людей понятия добраизла.

Контрольный механизм новационных процессов может складываться с опережением (идея, выдвинутая в свое время Анохиным для сложных систем) и соответственно давать новое видение проблем соотношения противостоящих полюсов ценностных определений, поскольку принцип; соотносительности в отношении ценностей вовсе не аналогичен принцип противоположностей в его философском понимании [2]. Ценностные оппозиции в сообществе людей часто играют организующую роль именно в силу того, что одна; из них гипертрофируется, и затем начинают отделять от себя І новую свою противоположность, с которой уже ни социальные институты, ни сознание людей справиться не могут, или иными словами у них нет социального навыка: преодоления этого нового метафизического монстра, который является созданием двух противоположных начал. Противостоящий полюс оказывается настолько мощным и новым, что для него бывает даже трудно подобрать современно звучащее имя. И поэтому приходиться пользоваться именами старых идолов, которые никак не соответствуют ни современной культуре деятельности, ни современному ее оснащению, тем не менее они звучат тем более убедительно, чем более они сращиваются с языком современной науки, термины которой для рядового потребителя звучат не менее загадочно, чем имена Неведомого Бога. Однозначно - запретительные схемы легко мифологизируются и тем сильнее оказывается их власть над сознанием людей. История знает периоды, которые исследователи назвали культурами страха [3].

Запретительные мифологемы основаны на наиболее сильном подкреплении модели поведения, а именно, негативном. Но для отдельного индивида даже страх перед негативным подкреплением может оказаться более основательным мотивом к действию, чем провозглашенная свобода с неясным финалом.

Аксиологические параметры медицинской деятельности

Деятельность представляет собой системное образование, которое организуется вокруг цели через посредство культурного поля, средств / каким образом можно и допустимо реализовать цель и смыслов-значений, которые определяются чего индивид или группа ее осуществляют.

Структура» деятельности представлена, следующими компонентами: потребности, мотивы, цель, средства, действие, операция, результат. Эти компоненты с сумме представляют внутреннее строение деятельности, их взаимодействия могут рассматриваться в качестве самостоятельных проблем, имеющих социологический и социологе психологический смысл.

Системообразующим фактором деятельности является получение результата, который; скоррелирован с: целью и средствами: В структуре деятельности принято различать действия и операции. Цепь действий; направляемых промежуточными целями, есть развертывание деятельности; ее динамичная, изменчивая сторона. Действие: является: относительно самостоятельной единицей деятельности, и адекватная его оценка возможна только в том случае, когда г нам точно известен его деятельный контекст. Действие - это ситуативно проявляющаяся форма деятельности, которая апробирует реализуемость цели всей деятельности, помогает ее скорректировать в ситуации изменения внешних условий деятельности.

В действие включаются такие структуры, которые или представлены в малой степени или вовсе отсутствуют в конфигурации результата и начальном звене деятельности. В некотором отношении действие шире и многоплановой деятельности, в которую оно включено.

Следующим компонентом структуры деятельности является операция как способ реализации действия. Операция дает ответ на; вопрос каким образом можно осуществить данное действие. Контроль над возможными типами операций происходит как в рамках самой деятельности, так и,извне, через систему особых контрольных механизмов, институтов. Во втором случае он базируется на основании отнесения к ценности, подразумевая не техническую, а оценочно-ценностную сторону деятельности как целостной системы, где операции выполняют подчиненную функцию.

В деятельности можно выделить несколько подструктур, связанных с ее внутренним строением /Т.Парсонс/ [1]. 1. Когнитивная. 2. Инструментально-техническая. 3. Интегративная. 4: Ценностная. Когнитивная является познавательной стороной деятельности, обеспечивающей ее информационное поле. Критерии успешности в этой сфере -продуктивность интеллекта и способность к новациям. Инструментально-техническая содержит набор средств для применения наличного знания в конкретной сфере для достижения цели. Интегративная обеспечивает участи индивида в работе социального института. Регулируется это подструктура системой профессионального отбора. Ценностная выражает отношение индивида к базовой система ценностей, символов. Ее главная функция - сохранение само тождественности индивида. Противоречия и конфликтные отношения в этой системе возможны между разными ее компонентами, однако не все они выходят на социальный уровень, то есть не все способны затрагивать другие социальные сферы. Так, несогласованность когнитивной и технической стороны является «внутренним делом» самой деятельности. Но 1 и 2 стороны в оппозиции к 4-ой могут создавать поле сильного напряжения, ситуацию столкновения, которая при наличном уровне существования Г и 4 позиций может оказаться неразрешимой. Познавательно - технические стороны развиваются в рамках самой конкретной деятельности и связаны с базовыми свойствами других ее видов. При этом возможен перенос - заимствование средств воздействия на объект в одной деятельности для целей другой. Общей основой таких изменений являются сдвиги в «культурных конфигурациях» /Щепаньский Я./ [2] При динамике деятельности и в процессе интериоризации ее личностью возникают разрывы между операционально: - технической и ценностной сторонами деятельности. Они могут приобретать противоречивую или конфликтную форму отношений и разрешаться либо на уровне высших диспозиций, либо на уровне действий либо на операционально-техническом уровне [3]. При изменении высших, контролирующих деятельность как целостное образование механизмов, вся система ее динамично меняется, затрагивая все остальные ее структуры, а при изменении первичных элементарно - базовых компонентов она может оставаться прежней. Ведущую роль в соединении операций в действие играют такие параметры деятельности, как информационно -когнитивный и интегративный. В свое время М.Вебер; обратил внимание на такую особенность современной профессиональной деятельности, как «технизация», которая ведет к разрыву ценностной и действенно-операциональной сторон деятельности [4]. По - видимому, такой разрыв неизбежен, поскольку в каждой профессии в силу необходимости содержатся по крайней мере два вида приемов воздействия на объект: набор базовых, доведенных до автоматизма навыков: и стереотипных действий и оценочных суждений, дающих возможность реализации других подходов к решению профессиональной задачи. Сверхустойчивость некоторых элементов отдельных видов деятельности, их консерватизм, кажущаяся? ригористичность некоторых установок могут объясняться как невозможностью прогнозирования всех последствий деятельности, так и тем обстоятельством, что данная: сфера деятельности расположена слишком близко к «нервным: окончаниям» общественного организма, нарушения в которых способны создать фон для і катастрофической ситуации в нескольких сферах общества. В социологии, психологии, естествознании при характеристике человеческого отношения к миру и самому себе используется понятие активности. В самом общем значении оно применяется при: анализе особой щ организации живой материи. Человеческая активность, включая в качестве подсистем і изоморфных друг другу разные параметры активности, приобретает включаясь в систему социальных взаимодействий, новые системные качества. Так, избирательность в контексте человеческого отношения к миру, выглядит как интенциональность, обусловленная не самими по себе потребностями (базовыми, общими для всего живого), а опосредованная ценностями, смыслами, символическими формами, имеющими с сущности интеракционный подтекст [5]. Кроме того, активность человека направлена не только на присвоение предмета, но и на присвоение собственной сущности; Активность в сущности - это поведенческая готовность к выполнению действия у человека она реализуется через особый механизм готовности к действию - установку, которая в зависимости от своих оснований степени интернализации: и; обобщенности может принимать разные формы - от элементарных ситуативных до социальных; Человеческая активность реализуется в следующих аспектах: деятельность, общение, поведение.

Проблема ценностей врачебной деятельности в западной социологии медицины

Несмотря на резкие замечания по поводу медицинского господства, выбора профессии- врача в современных развитых западных странах по-прежнему остается привлекательным, предполагая общественный престиж, эмоциональное удовлетворение от работы и финансовое вознаграждение гораздо большее, чем у представителей t большинства других профессий (Gonzalez) [1]. Хотя количество поступающих: В медицинские школы снизилось в v 1980-х годах, но в течение последних нескольких лет их число постоянно возрастает, от 26,721 абитуриентов, в 1989г до 46,968 в 1996г (Barzansky)[2]; В связи с этим; в социологии медицины активно разрабатываются аксиологические вопросы процесса: становления врача; и аспекты, влияния медицинского обучения и медицинской культуры на будущих докторов и их пациентов.

Стать врачом на Западе не легко. Будущие профессионалы сначала должны получить степень бакалавра и затем пройти четыре года обучения; в медицинской школе. Прежде, чем приступить к практике в зависимости от выбранной специальности, они должны добавить к восьми годам своего обучения ещё три года в резидентуре. (Термин "интерн", характеризующий проходящего первый год резидентуры, больше практически; не используется.) В результате, большинство специалистов начинают работать только в возрасте примерно 30 лет.

Получение этой профессии также подразумевает огромные затраты времени. Официальное исследование, проведенное в 1998, показало, что 37% интернов, в Штате Нью-Йорк и 94% в Нью-Йорке работают более 85 часов в неделю, а 20% - больше 95 часов в неделю; часы работы в резидентуре по хирургии ещё больше (Kennedy) [3]: Однако в 1989г после случая смерти пациента из-за чрезвычайного переутомления врача-стажера, правительство штата ограничило время работы интернов до 80 часов в неделю. Даже после окончания обучения, врачи работают в среднем 58.3 часа; в неделю (Gonzales)[l]. Эти затраты времени в добавок финансовому бремени; заставляют молодых врачей отложить брак, рождение детей, и другие личные интересы и, таким образом, вынуждают выбирать специальности с более коротким; курсом обучения, чем в специальностях, которые они предпочли бы в других условиях.

Из-за финансовых затрат медицина остается в значительной степени привилегированной областью образования, большинство студентов принадлежат к средним и высшим слоям общества. И все. же, медицина все более и более: открывается для студентов-женщин и темнокожих студентов (Barzansky)[4], хотя последние решения суда, ограничивающие подобные положительные достижения, могут полностью изменить эту тенденцию. По состоянию на 1998г, меньшинства составляют примерно четверть населения Америки, но только приблизительно треть первокурсников; медицинских школ (Табл. 1). Женщины составляют 43.5%, по сравнению с 28.9% в 1980г. Половая принадлежность не играет роли при поступлении в медицинские школы, но процент поступивших несколько выше среди американцев и испанцев чем среди белых не испанского происхождения или афро-американцев (Американская Ассоциация Медицинских Колледжей; 1999).

В течение долгих лет обучения врачи осваивают не только огромное многообразие технических (манипулятивных) знаний, но и профессиональный медицинский кодекс (медицинские нормы) -представления о том, как врачу следует действовать, думать, чувствовать. Как будет показано в этом разделе, наиболее важными \ являются ценность эмоциональной отстраненности, клинического опыта, медицинского вмешательства (контроля), и работы, с редкими или остро протекающими болезнями.

Несомненно, большинство врачей посвящают свою жизнь этой профессии в значительной степени потому, что они хотят помочь другим. Все же, возможно, наиболее важная медицинская норма; - это некая эмоциональная отстраненность (взгляд со стороны); Как определила Pern Klass в ходе работы с собаками в лаборатории, медицинская культура оценивает и вознаграждает "силу", а эмоциональность. и подверженность эмоциям приравнивает к слабости (Hafferty)[5];

Принимая во внимание ежедневную борьбу докторов с болезнью, травмами; и смертью, некоторая эмоциональная отстраненность -необходимый механизм адаптации. Социологические исследования показывают, что у врачей развивается эмоциональная отстраненность не только как естественная реакция противодействия стрессу, но и потому что наставники их этому учат (Hafferty)[5].

Профессиональная социализация подразумевает процесс освоения навыков, знаний и ценностей профессии. Согласно мнению социолога, профессора медицинской школы Фредерика Хафферти; [5], который несколько лет наблюдал и опрашивал студентов-медиков, эта социализация обычно начинается даже прежде, чем студенты поступают в медицинскую школу. В определенный момент на этапе начального медицинского образования некоторые студенты изъявляют желание работать в больнице. Наблюдая поведение врачей больницы, студенты быстро познают ценность эмоциональной отстраненнности. Отношение к этой норме можно также выявлять в ходе, вступительного собеседования. В последнее время поступившие в медицинскую школу студенты приглашают будущих, студентов посмотреть на наиболее гротескно выглядящие, частично препарированные человеческие трупы в анатомической лаборатории школы. Хотя официально они делают это, чтобы показать возможности школьной лаборатории, но, скорее всего, их истинная цель в том, чтобы выявить эмоциональные реакции будущих студентов. Смех иі хихиканье опытных студентов показывают, что стыдно проявлять такие реакции, подчеркивая, какими «эмоционально устойчивыми» они стали:

Похожие диссертации на Ценности и оценки в социологии медицины