Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи Тихомирова Светлана Витальевна

Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи
<
Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тихомирова Светлана Витальевна. Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Тихомирова Светлана Витальевна; [Место защиты: Ин-т психологии РАН].- Москва, 2008.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/48

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблемы и методы изучения динамики социальных представлений о празднике 11

1.1. Теоретические основания и научные подходы к проблеме изучения праздника 11

1.2. Социально-психологические аспекты изучения феномена праздника 24

1.3. Социально-психологические функции и классификации праздника 32

1.4. Роль праздника в формировании идентичности и ценностей 38

1.5. Значение праздничного ритуала и символов в целостном феномене праздника 40

1.6. Проблемы изучения социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии 53

1.7. Выводы по Главе 1 63

Глава 2. Программа эмпирического исследования динамики социальных представлений о празднике у современной российской молодежи 66

2.1. Этапы и организация исследования 66

2.2. Особенности ассоциативного эксперимента и применения методики неоконченного предложения 71

2.3. Применение контент-анализа и частотного анализа запомнившихся праздников для изучения динамики социальных представлений молодежи о празднике 81

2.4. Выводы по Главе 2 85

Глава 3. Результаты эмпирического исследования динамики социальных представлений о празднике у российской молодежи 87

3.1. Определение специфичности молодежных представлений о празднике 87

3.2. Определение ядра и периферии социальных представлений о празднике 93

3.3. Результаты частотного анализа ассоциаций со словом «праздник» в изучении динамики социальных представлений у молодежи 114

3.4. Результаты частотного анализа запомнившихся праздников 118

3.5. Региональные особенности динамики социальных представлений о празднике у молодежи 127

3.6. Динамика субъектности праздничной деятельности в социальных представлениях современной российской молодежи 139

3.7. Выводы по Главе 3 143

Основные выводы 145

Заключение 148

Список литературы 151

Приложение 1 166

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что праздник во все времена у всех народов был особым событием, выделяющимся из череды будней, имеющим особое значение как для празднующей общности, так и для субъективного опыта каждого участника праздничного действа. На протяжении истории человечества праздничная культура выработала множество правил и ритуалов, мифов, сохраняла память о значимых датах, событиях, отмечаемых в разных странах, городах, семьях, трудовых сообществах. Несмотря на многокрасочность и разнообразие культурно-исторических форм празднования, выработанных многовековым опытом всех народов мира, праздник всегда оставался универсальной формой эмоционального, символического, ценностного и мировоззренческого выражения установок коллективного и индивидуального субъектов.

Исследование феномена праздника активно ведется в различных областях гуманитарного знания – философии, культурологи, этнологии, лингвистике, социологии. Разные отрасли знания изучают в празднике свои специфические аспекты. Праздник рассматривается либо как теоретический конструкт, и предлагаются различные модели праздника в зависимости от отрасли знания и субъективного опыта исследователя, либо исследуются конкретно-исторические формы празднования. В психологии исследования праздника только начинаются. Это работы, рассматривающие духовно-нравственный потенциал праздника (М.И. Воловикова, 2004, 2005), роль праздника в формировании социальной идентичности человека (С.В. Тихомирова, 2001; О.В. Калачова, 2003), межпоколенную трансляцию ценностей народа через праздничный ритуал (Т.Н. Бояк, 2007). Актуальным является исследование социальных представлений о празднике, сложившихся у современной российской молодежи. Изучение социальных представлений является в настоящее время одним из приоритетных направлений в социальной психологии (С. Московичи, К.А. Абульханова, Ж. Абрик, Т.П. Емельянова и др.), однако до сих пор оно не касалось такого сложного объекта как праздник. Исследование представлений о празднике поможет найти новые подходы к изучению формирования социальной идентичности подрастающего поколения, его ценностно-смысловых и мировоззренческих ориентиров. В теоретическом плане актуальным является построение концептуальной социально-психологической модели праздника, которая может дополнить существующие философские, культурологические, социологические и этнографические модели.

Предмет исследования. Социальные представления о празднике молодых россиян в их динамике

Объект исследования. Представители учащейся молодежи, школьники-старшеклассники 14-16 лет и студенты 17-24 лет из нескольких российских регионов, а также взрослые респонденты (возраст от 25 до 84 лет).

Цель исследования. Изучить динамику в структуре социальных представлений о празднике у молодежи, выявив социально-психологическую специфику феномена праздника.

Задачи исследования

Теоретические задачи:

  1. Провести теоретический анализ психологических исследований социальных представлений по отечественным и зарубежным литературным источникам.

  2. Выполнив сравнительный анализ исследований и теоретических моделей праздника, существующих в смежных гуманитарных отраслях знания, и выявив социально-психологические аспекты существующих моделей, построить социально-психологическую концептуальную модель феномена праздника, в рамках которой представить социально-психологическую специфику и функции праздника.

  3. На основе анализа исследований по празднику, источников СМИ сформулировать особенности и выявить социально-психологические факторы трансформации праздничного ритуала у молодежи.

Методические задачи.

  1. Разработать программу социально-психологического исследования динамики социальных представлений о празднике.

  2. Адаптировать метод свободных ассоциаций для изучения социальных представлений о празднике с целью уменьшения влияния внешних факторов, составляющих фоновые значения ассоциативного эксперимента.

  3. Адаптировать применяемый в психологических исследованиях метод выделения ядра и периферии социальных представлений для изучения социальных представлений о празднике.

Эмпирические задачи:

  1. Выполнить сравнительный анализ структуры социальных представлений о празднике у молодежи и взрослых.

  2. Изучить динамику структуры социальных представлений о празднике у молодежи в период с 1999-2000 по 2007-2008 годы, выявив изменчивую и стабильную части.

  3. С помощью контент-анализа выявить динамику субъективно значимых моментов праздника у молодежи на выборках 1999-2000 и 2007-2008 гг.

  4. Проанализировать динамику ранговой структуры значимости разных праздников в социальных представлениях молодежи в период с 1999-2000 по 2007-2008 годы.

  5. Выявить динамику субъектности в социальных представлениях о празднике российской молодежи в период с 1999-2000 по 2007-2008 годы.

Основная гипотеза исследования.

В структуре социальных представлений молодежи о празднике содержатся устойчивое во времени ядро и изменчивая периферия.

Частные гипотезы

  1. Социальные представления о празднике у молодежи имеют специфику по сравнению с аналогичными представлениями взрослых.

  2. В социальных представлениях о празднике существует архетипически детерминированная часть, неизменная во времени и не зависящая от эпохи, культуры, социальной группы.

  3. Социальные представления о празднике у российской молодежи имеют тенденцию к интернационализации.

  4. Социальные представления о празднике у российской молодежи имеют тенденцию к индивидуализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных психологов научной школы С.Л. Рубинштейна, основоположников субъектно-деятельностного подхода К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, теория социального мышления К.А. Абульхановой. Теория социальных представлений осмысливалась по работам С. Московичи, К.А. Абульхановой, Т.П. Емельяновой. Теоретическую базу исследования составили модели праздника, разработанные российскими учеными И.М. Снегиревым, Ю.М. Лотманом, И.П. Сахаровым, А.В. Терещенко, А.Н. Афанасьевым, А.Н. Веселовским, И.Ф. Буслаевым, В.Я. Проппом, В.И. Чичеровым, М.М. Бахтиным, а также зарубежными исследователями Р. Оппенгеймером и Дж. Фрезером; работы современных исследователей праздничного феномена Л.А. Абрамяна, АК. Байбурина, М.И. Воловиковой, Т.Н. Золотовой, А.И. Ракитянской, М.М Громыко, Т.Н. Бояк и др. В теоретическую основу диссертации положены исследования роли праздника в жизни человека (М.И. Воловикова с соавт., 2003) духовно-нравственного потенциала праздника (М.И. Воловикова, 2004, 2005), роли праздника в формировании этнической идентичности, межпоколенной трансляция ценностей народа через праздничный ритуал (Т.Н. Бояк, 2007). Теория игры изучалась по работам И. Хэйзинги и С.В. Григорьева. Особое значение для настоящего исследования имеет труд отечественного культуролога А.И. Мазаева, рассматривавшего сущностные характеристики явления праздника сквозь призму категорий «праздничное время», «праздничное пространство», «праздничная свобода» и «праздничное мироощущение». Использованы результаты исследований С. Московичи по коллективным эмоциональным состояниям, И.А. Джидарьян по психологии счастья, А.Л. Журавлева по понятию коллективного субъекта, А.К. Байбурина по значению ритуала, А.А. Гостева по символической репрезентации, Н.А. Журавлевой по динамике ценностей молодежи.

Методики исследования. Применялась анкета для исследования социальных представлений о празднике, разработанная М.И. Воловиковой, включающая в себя ассоциативный эксперимент, ассоциативный текст незаконченное предложение и свободное сочинение. Использовались качественный анализ литературных источников, этнографических данных, устных рассказов, контент-анализ описаний запомнившегося праздника, методы наблюдения и включенного наблюдения. Применялась также модифицированная нами методика структуризации социальных представлений, выделения ядра и периферии, разработанная Т.П.Емельяновой.

Математико-статистический анализ осуществлялся с помощью программы «Статистика 6.0». Использовались кластерный и частотный анализ, а также метод углового преобразования Фишера.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась глубиной теоретического анализа, адекватностью программы исследования поставленным цели и задачам, репрезентативностью выборки, использованием математико-статистических методов.

Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые на основе эмпирических данных выделено неизменное и независящее от культурно-исторического контекста ядро социальных представлений о празднике, а также динамические, менее устойчивые к социальному контексту слои социальных представлений (периферия социальных представлений), исследована динамика социальных представлений о празднике на молодежной выборке. Субъект праздничной деятельности рассмотрен в праздничном взаимодействии с членами социальной группы, а также праздник впервые рассматривается как полидетерминантный социально-психологический феномен, обладающий функциональностью. В работе впервые формулируется социально-психологический подход к изучению праздника и предлагается концептуальная модель праздника.

Практическая значимость. Исследование динамики социальных представлений о празднике, проведенное на разных (по возрасту и региону проживания) выборках российской молодежи имеет прогностическое значение для выявления направленности развития общества в целом. Изучение молодежных представлений о празднике как радости поможет в разработке профилактических мер по предотвращению «химических» способов имитации радости наркотиками и алкоголем у молодежи.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности Института психологии РАН (2001-2008 гг.), на X Европейской конференции «Developmental Psychology» (Университет г.Уппсала, Швеция, 2001), на заседании Ученого совета Института психологии Грузинской академии наук им. Д.Н.Узнадзе (2002 г.), на Всероссийской конференции «Ментальность российской провинции в настоящем и будущем» (Самара, 2004), на четырех Конгрессах этнографов и антропологов России (Нальчик, 2001; Омск, 2003; Санкт Петербург, 2005; Саранск, 2007), на ежегодной научной сессии Института психологии РАН (Москва, 2008).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Специфика социально-психологического исследования праздника состоит в рассмотрении данного феномена как коллективного эмоционального переживания, включающего духовно-нравственную составляющую, выраженную устремленностью к идеалу. Она включает также изучение психологического значения праздничного ритуала, символической коммуникации, роли праздника в формировании идентичностей, этнической, региональной, социально-групповой, исследование социально-психологических функций праздника, определение действий человека при подготовке к празднику и праздновании как особого вида деятельности.

  2. Праздничный ритуал в современной российской молодежной среде претерпевает процесс трансформации: наряду с процессом забвения традиционной праздничной культуры, порожденным революцией в начале ХХ века и продолжающимся в современное время, идет интенсивный поиск новых форм празднования.

  3. Социальные представления о празднике у молодежи специфичны по сравнению с социальными представлениями о празднике более старших возрастных групп.

  4. В структуре социальных представлений о празднике молодежи выделяются устойчивое ядро, относительно устойчивый внешний радиус ядра и периферический слой, включающий социально детерминированные атрибуты праздника.

  5. Общими тенденциями в динамике социальных представлений о празднике российской молодежи являются рост значимости семьи, индивидуализация праздничных представлений, рост эгоцентризма, увеличение значимости праздника Новый год, уменьшение значимости алкоголя.

  6. Региональной спецификой в динамике социальных представлений о празднике российской молодежи обладает большая сохранность народной традиции и опора на традицию при введении новых праздников в Северо-Кавказском регионе (Кабардино-Балкария).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Значение праздничного ритуала и символов в целостном феномене праздника

Нами был проведен анализ средств массовой информации и литературных источников по теме праздника, результаты которого мы уточнили с помощью эссе старшеклассников на тему «Праздник, который мне запомнился больше всего», а также проведенного и проанализированного нами развернутого интервью с 4 молодыми жителями Подмосковья, Ижевска, Новосибирска и Москвы.

С одной стороны праздник снимает многие ограничения повседневной жизни, часто стирает статусные различия, предоставляя личности уникальную праздничную свободу. Тем не менее, время праздника четко регулируется ритуалом. Ритуал, как каркас, обозначает существенные моменты праздника, наполняя смыслом все стадии праздника — ожидание и подготовку, празднование и послепразднование. Ритуал присутствует в каждом празднике, и подчинение ритуалу не воспринимается ограничением творческой свободы личности, а, скорее, является помощью в реализации всех социально-психологических функций праздника. Ритуал также регулирует символическое наполнение праздника, обеспечивая символическую коммуникацию праздника.

Антропологу М. Дуглас принадлежит следующее определение: «ритуалы - это определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам» (Douglas, 1970, с. 13). Приведем еще одно развернутое определение из словаря современной социологии (Theodorson, 1969). Под ритуалом понимается следующее: Культурно стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традицией. Слова и действия, составляющие ритуал, определены очень точно и весьма мало изменяются, если вообще сколько-нибудь изменяются, от одного случая совершения ритуала к другому. Традиция также определяет, кто может проводить ритуал. В ритуалах часто используются священные объекты; предполагается, что в конце ритуала его участники должны испытывать общий эмоциональный подъем. В случае, если речь идет о магическом ритуале, его участники верят, что ритуал сам по себе способен вызвать определенные результаты - изменения внешней среды. Религиозные ритуалы обычно символизируют фундаментальные верования и проводятся для того, чтобы продемонстрировать благочестие и благоговение. Ритуалы также служат усилению группового единства, например националистические ритуалы. В период кризиса ритуалы могут снимать ощущение тревоги и неблагополучия. Ритуал нужно отличать от церемонии, которая представляет собой более детализированную последовательность действий, включающую в себя некоторое число ритуалов. Кроме того, церемония всегда имеет социальный характер и ее не может проводить один человек, тогда как ритуалы бывают как коллективные, так и индивидуальные. 2. Символическое поведение, повторяющееся в определенные периоды времени, выражающее в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы (или индивидуума). В таком понимании термина маленькие и недолго существующие социальные группы могут вырабатывать ритуалы, не входящие в культурную традицию, а являющиеся специфическими для данной группы» (Theodorson, 1969, с. 408).

Ритуал в празднике имеет большое значение. Символико-коммуникативное пространство праздника наполнено знаками и символами, которые прочитываются человеком и в процессе чтения обретают смыслы. В праздниках как правило присутствуют символы и символические действия. Например, в День Победы ветераны надевают ордена и медали, сообщая этим окружающим об участии в войне и победе. О своей причастности к празднику и его поддержке молодежь сообщает георгиевскими ленточками, их прикрепляют к автомобилям и одежде. На испанскую корриду, проводящуюся в честь памятного события, женщины приходят в роскошных шляпах, украшенных яркими цветами, больших шалях с цветочными орнаментами, а мужчины — с атрибутами этнической принадлежности (например, каталонские береты в повседневной жизни не используются), домашним вином в бурдюках и атрибутами роскоши (дорогие сигары, ювелирные украшения). Традиционным является распивание вина на трибунах и поедание специальных блюд, приготовленных специально корриды и удобные для того, чтобы угощать всех сидящих рядом людей. На «туристическую» корриду, организованную не как праздник, а как зрелище, испанцы и испанки приходят как на зрелище, театр, а не праздник, еда и вино отсутствуют на трибунах, равно как и традиция угощения окружающих виной и специальной едой. Символами современного Нового года в России являются новогодняя украшенная елка, подарки, салат оливье, фильм «Ирония судьбы или с легким паром», шампанское, речь Президента и бой курантов. У каждого народа имеется богатейший набор символических действий, совершаемых во время праздника, начиная от этапа подготовки праздника. Например, приготовление праздничных блюд может занимать не один день. Символическое значение имеет жест руки, последовательность рассаживания гостей за столом, наличие на столе обязательных блюд и их расположение на столе, элементы одежды, женские украшения, интонации тоста, специальная посуда, специальные песни и многое другое символическое наполнение праздника. Народные традиции праздничной культуры необыкновенно разнообразны. Символы являются формой смыслов, «прочтение» символов означает не только эстетическую рефлексию, но и порождает процесс осмысления, а также эмоционального переживания и отношения. Значения и смыслы приобретают как отдельные действия субъектов праздника (жест, движение руки, поднятие бокала, пение, танец, смех, игры, затеи), так и материальные знаки (стол, угощения, украшения комнаты, подарки, элементы одежды).

Праздник не может функционировать в культуре вне ритуала, равно как и без эмоционально-рефлексивного отклика заинтересованных в ритуале людей. Ритуал также определяет и регулирует пространство и время праздника, создает сценарий, по которому участники готовятся к празднику, входят в праздник и завершают его. Ритуал подсказывает действия и направляет субъекта праздника по заданному сценарию, наполняя смыслом все действия. Диалектика праздничного ритуала заключается в том, что с одной стороны он регулирует время праздника, с другой стороны предоставляет участникам празднества необыкновенную свободу для творчества, особую праздничную свободу, невозможную в будни. Ритуал снимает многие повседневные ограничения, в обычной будничной жизни такая творческая свобода является лишь уделом тружеников так называемых творческих профессий.

Особенности ассоциативного эксперимента и применения методики неоконченного предложения

Начало развития концепции социальных представлений связано с именами С.Московичи, В.Дуаза, Д.Жодоле, Ж.Кодола, И.Марковой и др. (Московичи, 1992, с.83-96)

Во Франции теория социальных представлений получила распространение в научной психологической среде, были созданы центры изучения социальных представлений (в городах Париж и Прованс). Постепенно накапливались факты, образующие социально-психологический банк данных, аналогичных тем, которые есть в истории, этнографии, экономике и др. науках. Теория социальных представлений вышла за рамки научной французской школы и получила распространение в европейских университетах и других научных учреждениях. Такое развитие подверглось острой критике североамериканских исследователей, которые в критических работах приводили убедительные аргументы в пользу прекращения исследования социальных представлений. Например, североамериканская психологическая школа считает, что по сути С.Московичи и его последователи исследуют лишь обывательские представления, которые невозможно структурировать для научного анализа, тем самым вся психология социальных представлений находится за границей научной парадигмы.

Заслуживают интерес работы североамариканской психологической школы в области имплицитных представлений. По сути имплицитные представления также учитывают лишь когнитивный источник для их формирования (Sternberg R. 1995).

Однако, обе научные психологические школы не учитывают в структуре социальных представлений другие механизмы их формирования. Значительный вклад в разработку проблемы социальных представлений внесли работы Л.Леви-Брюля, в основу исследования которого было положено выявление совокупности верований и идей, присущих данному обществу. Л.Леви-Брюль сделал вывод о том, что тип общества определяет тип мышления. В отличие от Э.Дюркгейма, Л.Леви-Брюль не противопоставлял индивидуальное и коллективное, он выделил два основных типа мышления - первобытное и цивилизованное. Первобытное направлено на сверхъестественные явления, обладающие мистическими связями, оно лишено противоречий. Общность людей держится не на идеях, а на чувстве. Цивилизованное мышление более рефлексивно, ориентировано на логические правила рассуждений, умозаключений, установление причинно-следственных связей. В итоге обращение к научному наследию Л.Леви-Брюля позволяет выделить следующие аспекты социальных представлений: разнообразие представлений более зависит от типа общества, нежели от сферы жизнедеятельности, существуют правила дифференциации общества на первобытное и цивилизованное по типу мышления (Леви-Брюль, 1994). Несмотря на то, что Ж. Пиаже не использовал термин «социальные представления», изучение проблемы социальных представлений нашло свое отражение и в работах Ж.Пиаже. Ученый поставил задачу определить, как складываются у детей представления о мире. Выяснилось, что ребенку свойственно иное видение мира, нежели взрослому человеку, а отличие заключается в формах мышления. Мышлению ребенка присущи анимизм и реализм, для ребенка нормой является смешение обозначаемого и обозначающего. Для мышления ребенка характерен принцип партиципации (сопричастия), как и для мышления первобытного человека. Также Ж.Пиаже раскрыл относительность навязываемого характера представлений. Представления, которые формируются в обществе, зависят от того, какие формы взаимодействия в нем преобладают, то есть характер взаимодействий в обществе во многом определяет образцы мышления и восприятия (Пиаже, 1997). С тех времен понятие представлений было вытеснено более операциональными понятиями и из социально-психологического рассмотрения исчезло на десятилетия. В 60-е годы произошел возврат к представлениям в трудах С.Московичи. С.Московичи вводит термин социальные представления и уточняет содержание термина социальные представления. Понятие социальных представлений заняло центральное место в системе европейской социально-психологической науки. Введение категории социальные представления был обусловлен следующими потребностями психологической науки: социальные представления позволяли обозначить активную, системно-детерминированную природу субъекта; социальные представления являются результатом и процессом социально-психологического познания; они соединяют в себе понятия атрибута образа и понятия (представление можно трактовать как обобщающий символ, знак определенных общественных явлений). Социальным представлениям отводятся многоплановые функции инструмента познавательной активности, формирования ценности и конструирования социальной реальности. Социальные представления несут психологическое содержание в социальном взаимодействии, , при этом явление остается доступным эмпирическому анализу. Для формирования банка данных социальных представлений французские психологи избрали следующие пути: одни последователи творческого коллектива (либо — работающие в рамках концепции С.Московичи) изучают проблему трансформации массовым сознанием некоторых общезначимых явлений науки и культуры, а также образа человека и важных социально-психологических понятий - «Образ культуры у французских рабочих» Р.Каеза, «Детство: мир иной» М.Ж.Шомбар де Лев, «Представление о теле и их трансформация» Д.Жодоле. В качестве методов использовались эмпирические полевые исследования, лонгитюдные наблюдения, структурированное интервью, контент-анализ литературного и кинематографического материала. Другая группа исследователей. (Ж.К.Абрик, Ж.Кодол, К.Фламан) предпочли метод лабораторного эксперимента, объектом стали малые группы. Роль социальных представлений заключалась в регулировании внутригруппового взаимодействия. В качестве предмета исследования выступала динамическая роль и значение представлений в условиях конфликта в виде игры. Оригинальную идею комбинации лабораторного эксперимента и полевых исследований теоретически и эмпирически разработал В.Дуаз, который назвал анкеровкой (от слова анкер - якорь) этап формирования социальных представлений. Зацепление, или «анкеровка», — характеризуется тем, что какой-либо новый объект или явление привлекает внимание индивида, заставляет на нем сконцентрировать внимание, «зацепиться». Дуаз предлагает выделять три типа зацепления:

Определение ядра и периферии социальных представлений о празднике

Приведем описание запомнившегося праздника, дня закрытия года русского языка, студентки из Нальчика (Кабардино-Балкария):

«Мы подготовили веселые шуточные сценки, изображали животных из басен, мы радовали зрителей своей артистичностью, позитивным настроением, они включались во всеобщий смех, радость, и это очень радовало».

Другой студентке из Нальчика праздник года открытия русского языка запомнился также активным участием в подготовке, репетициях:

«Запомнился он мне тем, что мы над этим праздником много работали, причем на этих репетициях мы сплачивались как никогда, и это было очень приятно. Также очень болели друг за друга, переживали и конечно же помогали друг другу».

В студенческой выборке в г.Нальчике в качестве запомнившегося праздника встречаются такие праздники: открытие года русского языка, закрытие года русского языка, день присоединения Кабардино-Балкарии к России. Республиканские праздники были организованы так, что в их подготовке и проведении участвовало много жителей республики. Это обеспечило максимальный успех в их проведении, а также в формировании лояльного отношения к русскому языку в Кабардино-Балкарии. Именно активное включение в праздник жителей обеспечило единение государства и его жителей. Для сравнения можно привести праздник дня города в Москве. Тверская улица превращается в зрительный зал, а на сцене-улице проходят профессиональные танцевальные и театральные коллективы. Такое разделение на сцену и зрителей превращает человека из субъекта в объект праздника, зрителю остается лишь сопереживать игре актеров и оценивать их мастерство. Артисты тоже лишены праздника, поскольку для них эта деятельность не праздничная, а профессиональная, они работают и стараются выполнить свою работу как можно лучше. День города также проходит во всех районах, но и там выступления профессиональных «затейников» и профессиональных танцевальных и хоровых коллективов лишь развлекают зрителей-горожан. В нашем исследовании день города ни разу не упоминался москвичами как запомнившийся праздник. В то же время, день города описывается как запомнившийся праздник жителями провинциальных городов. Организация праздников по принципу «зритель — сцена» формирует субъект-объектные отношения.

Принцип субъектности может быть взят за методологический принцип организации городских, сельских, школьных, студенческих, корпоративных и государственных праздников.

Наблюдающийся процесс коммерциализации праздника, продажи продукта «организуем праздник» имеет нелинейную динамику. Время нашего исследования праздника (1997-2008) совпало с появлением, становлением и развитием в России нового продукта потребления — организации праздника. На протяжении десятилетия процесс коммерциализации праздника на фоне роста благосостояния активно влиял на формы празднования, ритуал, символику, а также на активность субъекта праздника. Например, даже на Северном Кавказе, особом регионе, где праздничный ритуал имеет сильную укорененность в сознании народа, молодежь постепенно переходила из домашнего застолья в ресторанно-кафешное пространство, тем самым изменяя ритуал застолья и отказываясь от традиционного приготовлении праздничных блюд.

Очевидное снижение субъектности праздника сопровождалось коммерческим поиском «правильного» праздника, правильного «продукта», правильных ритуалов, символики и форм. Такой интенсивный поиск дал свои результаты. Во-первых, многие из сегодняшних свадебных, юбилейных, корпоративных ритуалов детерминированы представлениями сотрудников компаний, организаторов праздников. Сотрудники агентств при введении новых элементов в ритуал руководствуются стремлением получить хороший отзыв от клиента. Лишь частично они опираются на традицию, но в основном на потребителя, как это и положено при продаже других услуг. Во-вторых, организаторы праздников интуитивно пришли к проблеме уменьшения субъектности празднующих и в наиболее продвинутых предложениях по организации праздника включается живое участие празднующих. Чтобы праздник запомнился, оставил впечатление, в программы включают активное участие потребителя, превращая его из «зрителя» в участника праздничного действа. Такую динамику можно увидеть, проанализировав текст рекламного объявления компании, организующей праздники. Полный текст рекламного объявления иприведен в Приложении 3.

В целом рекламное сообщение компании является типичным, от аналогичных оно отличается только тем, что предлагает актуализировать праздничную субъектность: «Все программы построены на интерактивном участии гостей».

Коммерческие структуры ведут свой поиск настоящего праздника и некоторые из них пытаются перевести человека из пассивного созерцания в праздничную деятельность. Однако в целом коммерциализация праздника отрицательно влияет на творческую активность субъекта праздничной деятельности, превращая его в пассивного потребителя праздника. Динамика субъектности праздничной деятельности у молодежи России в целом положительная, поскольку первый этап исследования пришелся на кризисное время трансформации общества, а второй этап — на период относительной общественной стабилизации. В некоторых регионах предприняты меры республиканского масштаба по возрождению народной культуры. Эти меры могли остаться невостребованными, если бы молодежь не была готова принять народную культуру.

Следовательно, динамика субъектности в представлениях о празднике современной молодежи имеет следующие тенденции: с одной стороны, при относительной стабилизации общества (отсутствие социального кризиса, тяжелых социальных трансформаций) у молодежи выявлена тенденция увеличения субъектности в праздничных представлениях, с другой стороны, современный процесс коммерциализации праздника уменьшает субъектность, т.е. индивидуальную активность субъекта праздничной деятельности, превращая его в пассивного зрителя и потребителя праздничных услуг.

Динамика субъектности праздничной деятельности в социальных представлениях современной российской молодежи

Специфика социально-психологического исследования феномена «праздник» заключается в комплексном подходе к его изучению и рассмотрению данного феномена как коллективного эмоционального переживания, включающего духовно-нравственную составляющую, выраженную в устремленности к идеалу. Специфика также состоит в изучении психологического значения праздничного ритуала, символической коммуникации, роли праздника в формировании идентичностей (этнической, региональной, социальной, -групповой) в исследовании социально-психологических функций праздника, в представлениях о действиях человека при подготовке к празднику и праздновании как особом виде деятельности.

Выявлена динамика праздничного ритуала в молодежной среде: наряду с распадом исторических форм традиционной праздничной культуры у современной молодежи наблюдается интенсивный поиск и апробация новых форм праздничного ритуала. Динамика связана с изменениями границ ритуала, перетеканием праздничных элементов в будни и наоборот, а также с тенденцией превращения праздника в предмет потребления, что превращает субъекта праздничной деятельности в зрителя, которому остается только пассивно сопереживать театрализованному действу.

Развития человеческого общества и на протяжении всей истории человечества, потребность человека и общества в празднике сравнима с базовыми потребностями человека в пище и жилье. Самые тяжелые социальные проблемы молодежи - алкоголизм и наркомания имеют причиной замену настоящей радости химическими суррогатами, и поэтому праздник может служить профилактикой социальных молодежных недугов. В тяжелые времена, когда человек поставлен в условия физического выживания, праздник становится фактором выживания, источником восполнения психических ресурсов.

В результате кластерного анализа эмпирических данных и качественного анализа этнографических источников в структуре социальных представлений молодежи о празднике выделено неизменное ядро социальных представлений и периферия. Самый глубинный уровень социальных представлений связан с архетипическими структурами сознания, самый поверхностный — с осознаваемыми социальными явлениями. Архетипическое ядро социальных представлений о празднике содержит подструктуры радость и веселье. Сопоставление с данными смежных наук показывает, что стремление к коллективному переживанию радости в форме праздничного ритуала остается неизменным на протяжении всей истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя. 5. С помощью ассоциативного эксперимента и обработки полученных данных методами кластерного и частотного анализов выявлена специфика структуры социальных представлений о празднике у молодежи по сравнению со структурой социальных представлений о празднике взрослых жителей России. Внешний радиус ядра социальных представлений взрослых о празднике составляют застолье, общение и друзья, а у молодежи - подарки, застолье и друзья. Динамика ассоциативного ряда в социальных представлениях молодежи за период с 1999-2000 по 2007-2008 гг. обнаружена только по внешнему радиусу в структуре ядра социальных представлений. В динамике наиболее значимых для молодежи праздников выявлена региональная специфичность. Общим для всех групп молодежи из разных регионов страны является рост значимости праздника «Новый год». Характерным для молодежи является рост значимости личного праздника -дня рождения, при этом для кавказской и калмыцкой молодежи соотношение между Новым годом и днем рождения со временем существенно не меняется (Новый год упоминается в два раза чаще дня рождения). У смоленской молодежи отмечено увеличение упоминаний личного праздника (дня рождения) с 33% до 45%. Новый год остается самым любимым и запоминающимся праздником как для молодых россиян, так и для взрослых. 6. С помощью контент-анализа свободного сочинения в динамике социальных представлений о празднике у современной молодежи Калмыкии и Кабардино-Балкарии выявлено увеличение значимости семьи, выражающееся в более частом упоминании присутствия родственников и членов семьи в описании, чем именно запомнился праздник. Выявлена положительная тенденция субъектности праздничной деятельности молодежи в период с 1999 по 2008 гг. Положительная динамика субъектности может быть связана с процессом относительной стабилизации общества и привлечения молодежи к проводимым в регионах программам по возрождению народной культуры, в частности праздничной. 7. Получены статистически значимые данные по увеличению проявлений эгоцентризма (с 8% до 16%) молодых людей, выражающихся в том, что в представлениях о празднике все большую значимость приобретают подарки и их стоимость, а также нахождение в центре внимания. 8. Не подтвердилась гипотеза об интернационализации социальных представлений о празднике у молодежи. Динамика значимости таких праздников как день святого Валентина, Хэллоуин, день святого Патрика и пр. низкая, отмечено суммарное падение упоминаний с 3% до 1% на уровне единичных упоминаний. 9. Региональная специфичность современного праздничного ритуала у молодежи выявлена на примере Северо-Кавказского региона. Социальные представления молодежи Кабардино-Балкарии в большей степени демонстрируют сохранность народных традиций, чем у молодых- жителей Смоленска. Именно опора на народные формы празднования позволяет

Похожие диссертации на Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи