Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Юрченко Олег Александрович

Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации
<
Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юрченко Олег Александрович. Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Самара, 1999 194 c. РГБ ОД, 61:00-19/285-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема эффективности социально-психологического тренинга как метода психологического воздействия . 12

1.1 Методы воздействия в социальной психологии. 12

1.2 Социально-психологический тренинг как метод воздействия . 23

1.3 Проблема оценки эффективности СПТ. 34

Выводы по главе 1. 50

Глава 2. Тренинг драматической импровизации . 51

2.1. Импровизация как вид и компонент; творчества . 53

2.2. Психодраматический подход: основные понятия и принципы. 64

2.3. Проблемы игрового и коммуникативного творчества . 82

Выводы по главе 2: 95

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности тренинга драматической импровизации в развитии Я-концепции . 97

3.1. Проблема «Я» в психологии. 97

3.2. Методы психодиагностики Я-концепции. 118

3.3. Организация экспериментального исследования. Первичная обработка диагностических данных. 125

3.4. Анализ результатов эмпирического исследования. 130

Выводы по 3 главе. 140

Выводы. 143

Заключение. 146

Литература. 148

Приложения. 167

Введение к работе

В настоящее время в связи с развитием практики социального обучения,

социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности количество вопросов, связанных с изучением групповых форм психологической работы, значительно увеличилось. Популярность использования групповых форм основывается на их экономичности и эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой.

Гибкость групповых форм работы позволяет моделировать самые разнообразные ситуационные формы межличностных взаимодействий, разрабатывать различные социально-психологические программы и работать с разным контингентом участников.

Другим обстоятельством, влияющим на актуализацию изучения групповых форм психологической работы, являются запросы различных областей социальной практики. Необходимость решения проблемы эффективности организации и управления людьми, регуляции развёртывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических средств и воздействий.

В отечественной психологии методы group counselling, т.е. активного группового обучения навыкам общения и жизни в обществе вообще, принято называть социально-психологическим тренингом (СНГ) (Б. Д. Парыгин, (196, с. 150)). Данное научно-практическое направление развивалось вместе со становлением различных областей прикладной социальной психологии.

По мнению Ю. Н. Емельянова, СПТ - это только наименование тех или иных активных групповых методов, которые не содержит в себе указание на целевое применение и теоретико-методологическую ориентацию.

При всём разнообразии авторских подходов к определению социально-психологического тренинга, большинство авторов считают, что:

1. Социально-психологический тренинг является частным методом психологического воздействия, релевантным чётко очерченному кругу локальных психологических задач;

2. Социально-психологический тренинг максимально эффективен в рамках системной социально-психологической подготовки;

3. Цели социально - пссихологического тренинга значительно отличаются от целей групповой психотерапии (А. Н. Сухов (197), Ю. Н. Емельянов ), Б. Д. Парыгин(196), С. И. Мокшанов и Н. Ю. Хрящева(143, 144), А.С.Прутченков(200), А. А. Деркач(207), Е. В. Руденский(222), А. П. Ситни-ков(236), С. С.Харин (272)).

Социально-психологический тренинг - своего рода синтез ролевой игры и групповой психотерапии. В этом состоит его специфика, отличие от всех остальных методов социально-психологического воздействия (А. Ы. Сухов(197, с.249)).

Проблема эффективности, определения границ продуктивного использования социально-психологического тренинга, - вопрос довольно сложный (не чисто методический), имеющий основополагающее значение для развития культуры СПТ. Анализ этой проблемы представлен в работах Г. М. Андреевой(ІЗ), А. А. Деркач(207), Ю.Н.Емельянова(88), Б. Д. Парыгина(196), Л.А. Петров-ской(224), А. Н. Сухова(197).

В ситуации социально-психологического воздействия многое определяется умелым использованием тренером различных технологий воздействия, его теоретическими воззрениями, а также его потенциалом личностных возможностей и жизненным опытом. А. Н. Сухов, исходя из концепции Д.Н.Узнадзе, определяет эффект тренинга как изменение установок участников группы относительно неэффективного поведения и приобретения нового опыта общения с людьми(197).

Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга

считается успешная реализация приобретённых психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневного труда и жизни (Ю. Н. Емельянов(88), А. А. Деркач(207)). Таким образом, проблема эффективности социально-психологического тренинга является одной из актуальных проблем современной социальной психологии.

Исследователи А.Н.Сухов и О.В.Контицкий отмечают, что целью групповой терапии является развитие «Я», субъектности, групповая терапия способствует наиболее полному самовыражению личности, стимуляции проявления катарсиса и творческости(197). В настоящее время творческость рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности. Сегодня развитие творческости представляет собой одну из центральных линий личностного развития. По мнению А.Г.Маслоу, пришло время людей-импровизаторов, людей, способных принимать молниеносные, творческие решения. Творческость становится вопросом национальной и международной политики. В настоящее время нужен человек, способный оторваться от своего прошлого, чувствующий в себе силу, мужество и уверенность, для того, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способный решать вставшие перед ним проблемы путём импровизации, без предварительной подготовки (АХ.Маслоу(146), Е.Л.Яковлева(323)).

В данной работе импровизация рассматривается нами как метод психологического воздействия. Впервые инструмент драматической импровизации (психодрама) был использован Дж. Л .Морено для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама является таким видом драматического искусства, которое отражает актуальные проблемы клиента (К. Рудестам(224)).

Е. В. Руденский характеризует психодраму как социально-психологический метод коррекции взаимоотношений личности в социальных группах на межличностном уровне. Он использует термин психодраматический

тренинг и разрабатывает коммуникативно-игровой социально-психологический тренинг(222, 223). В. Н. Харькин описывает методику тренинга импровизации в педагогической области(273).

В отечественной психологии можно выделить деятельность московского Института психодрамы и групповой психотерапии "Playback". Отличительной чертой применяемых в этом институте технологий обучения является широкое использование методов театральной импровизации и ролевой игры.

Спецификой разработанной нами модификации социально-психологического тренинга является использование коммуникативно-игрового творчества для изменения Я-концепции личности, причём, импровизация в этом методе рассматривается как логическая и психологическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.

К теоретическим и методическим основам разработанного нами тренинга следует отнести исследования в областях: СПТ, психодрамы, театра, психологии творчества и общения (Э. Бартц(20), А.А Бодалев(ЗЗ), Л.С. Выготский(50), P.M. Грановская(бО), Ю.Н. Емельянов(88), П.Ф. Келлерман(ЮО), Д. Киппер(ЮІ), А.Г. Маслоу(146), Дж. Морено(153), Е.В. Руденский(223), К. Рудестам(225), С.С. Харин(272), В.Н. Харькин(273), М.Чехов(288), Е.Л. Яковлева(323)).

Тренинг драматической импровизации включает в себя многие уже существующие психотехники, которые соединяют самоисследование и психологическое обучение с искусством, он позволяет сформировать необходимые психологические качества личности и овладеть психотехникой общения, как системой самоуправления.

Актуальность разработки тренинга драматической импровизации связана с усиливающейся в настоящее время тенденцией технологизации тренингового направления, то есть ограничения деятельности тренинговой группы формальными процедурными моментами, использование различных

психотехник без учета интуиции и чуств тренера и участников группы,

возникающих в конкретной ситуации их взаимодействия. Мы считаем, что

результат применения определенной психотехники, в первую очередь,

определяется личностными особенностями тренера, его Я-концепцией. Одной

из основных целей разработанного тренинга драматической импровизации

является изменение Я-концепции личности, развитие "Я", субъектности.

Исследователи Я.А.Пономарев, Д.Я.Богоявленская, А.М.Матюшкин отмечают, что творческость есть выражение коренных устойчевых особенностей индивида, являясь своего рода основой его глубинной Я-концепции (Д.Б.Богоявленская(179)). Е.Л.Яковлева рассматривает творческость как процесс выявления собственной индивидуальности (ЕЛ. Яковлева(323)). Отмечая актуальность проблемы развития Я-концепции, необходимо подчеркнуть, что уровень развития Я-концепции является важным показателем психического здоровья.

В данной диссертационной работе представлена теоретическая разработка тренинга драматической импровизации и его экспериментальный анализ.

Цель работы - разработка и исследование эффективности тренинга драматической импровизации.

Объектом исследования является тренинг драматической импровизации как метод психологического воздействия.

В качестве предмета нашего исследования определены изменения в Я-концепции личности, происходящие в результате психологического воздействия методом тренинга драматической импровизации..

Задачи исследования.

1. Теоретический анализ социально-психологического тренинга как метода психологического воздействия.

2. Разработка тренинга драматической импровизации.

3. Определение критериев эффективности влияния тренинга

драматической импровизации на Я-концепцию.

4. Экспериментальное исследование эффективности тренинга драматической импровизации.

Гипотеза: тренинг драматической импровизации вызывает изменения в Я-концепции личности: в «Я» актуальном и идеальном, в системе личностных конструктов, в идентификации себя с другими людьми, в позитивности оценок себя и других людей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность тренинга драматической импровизации может быть оценена по изменениям Я-концепции: «Я» актуального и идеального, системы личностных конструктов, идентификации себя с другими людьми, позитивности оценок себя и других людей.

2. Эффективность тренинга драматической импровизации связана со спецификой создания социально-психологических условий, способствующих целенаправленному влиянию на развитие Я-концепции личности.

3. Разработанный в рамках данного диссертационного исследования тренинг драматической импровизации является новым методом психологического воздействия.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

1. Концептуальные подходы к феномену «психологического воздействия» Г. М. Андреевой, Л. Я. Гозмана, Е. Н. Емельянова, Б. М. Мастерова, Г. Мюнстерберга, Л. А. Петровской, А. А. Пузырея, Е. В. Руденского, А. П. Ситни-кова, В. Цзена, Н. И. Шевандрина, В. Штерна.

2. Фундаментальные представления о личности как субъекте активности, исследования проблемы «Я» Б. Г. Ананьева, Р. Бернса, Л. С. Выготского, У.

Джемса, И. С.Кона, Ч. Кули, А. Н. Леонтьева, Дж. Мида, В. Н. Мясищева, К.

Роджерса, М. Розенберга, С. Л. Рубинштейна, В. В. Столина, Т. Шибутани, Э.

Эриксона, 3. Фрейда, К. Юнга.

3. Социально-психологические подходы к исследованию СПТ Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А. Ковалёва, С. И. Макшанова, X. X. Миккина, Б. Д. Парыгина, Л. А. Петровской, Е. В. Руденского, Н. Ю. Хрящевой.

4. Теоретические подходы к исследованию и разработке психодрамы Э.Бартц, И. Гринберга, М.Карп, П. Келлермана, Д. Киллера, Г. Лейтц, Дж. Л. Морено, К. Рудестама, П. Холмса.

5. Теоретические подходы к проблеме творчества Д. Б. Богоявленской, Р. М. Грановской, С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарёва, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. Л. Яковлевой.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования.

Организационные методы: метод развивающего эксперимента, метод контрольных групп.

Методы получения эмпирических данных: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири, модифицированный вариант репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений, тест мотивации межличностного общения разработанный И.П.Шкуратовой на основе методики репертуарных решёток Дж.Келли.

Методы обработки данных: семантический анализ полученных индивидуальных конструктов, статистические методы - корреляционный анализ, анализ средних, дисперсий.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена стандартностью процедур используемых методов исследования, статистической проверкой значимости результатов с использованием критерия знаков (биноми нального критерия), критерия Уилкоксона, критерия Манна-Уитни, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

? Разработана и представлена концепция новой модификации социально-психологического тренинга - тренинга драматической импровизации;

? определены и описаны методы и принципы психологического воздействия, используемые в тренинге драматической импровизации;

? показана возможность применения тренинга драматической импровизации для целенаправленного изменения Я-концепции личности.

Практическая значимость:

1. В рамках диссертационного исследования разработаны и описаны социально-психологические характеристики тренинга драматической импровизации.

2. Тренинг драматической импровизации может быть использован в практике дополнительного образования для организации целенаправленного влияния на развитие Я-концепции молодёжи.

3. Данный тренинг может быть использован психологами в развивающей и коррекционной работе.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на Всероссийской конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность" /Самара, 1996, на второй Всероссийской конференции по психологии "Методы психологии" /Ростов-на-Дону, 1997. Материалы диссертации используются в практике преподавания курса "Социальная психокоррекция" Самарского педагогического государственного университета. Диссер тация обсуждалась на заседании кафедры социальной психологии Самарского педагогического государственного университета.

Внедрение результатов исследования.

Разработанный тренинг драматической импровизации используется в настоящее время в системе дополнительного образования. Методы и принципы, описанные в рамках данного исследования, положены в основу этой программы. В СДДЮТ в течение пяти лет апробировалась программа "Спонтанный театр" для молодёжи. С 1998 года разработанный нами тренинг используется в сфере профилактики и реабилитации наркомании в Центре "Надежда" г. Самара.

В настоящее время в связи с развитием практики социального обучения,

социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности количество вопросов, связанных с изучением групповых форм психологической работы, значительно увеличилось. Популярность использования групповых форм основывается на их экономичности и эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой.

Гибкость групповых форм работы позволяет моделировать самые разнообразные ситуационные формы межличностных взаимодействий, разрабатывать различные социально-психологические программы и работать с разным контингентом участников.

Другим обстоятельством, влияющим на актуализацию изучения групповых форм психологической работы, являются запросы различных областей социальной практики. Необходимость решения проблемы эффективности организации и управления людьми, регуляции развёртывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических средств и воздействий.

В отечественной психологии методы group counselling, т.е. активного группового обучения навыкам общения и жизни в обществе вообще, принято называть социально-психологическим тренингом (СНГ) (Б. Д. Парыгин, (196, с. 150)). Данное научно-практическое направление развивалось вместе со становлением различных областей прикладной социальной психологии.

По мнению Ю. Н. Емельянова, СПТ - это только наименование тех или иных активных групповых методов, которые не содержит в себе указание на целевое применение и теоретико-методологическую ориентацию.

При всём разнообразии авторских подходов к определению социально-психологического тренинга, большинство авторов считают, что:

1. Социально-психологический тренинг является частным методом психологического воздействия, релевантным чётко очерченному кругу локальных психологических задач;

2. Социально-психологический тренинг максимально эффективен в рамках системной социально-психологической подготовки;

3. Цели социально - пссихологического тренинга значительно отличаются от целей групповой психотерапии (А. Н. Сухов (197), Ю. Н. Емельянов ), Б. Д. Парыгин(196), С. И. Мокшанов и Н. Ю. Хрящева(143, 144), А.С.Прутченков(200), А. А. Деркач(207), Е. В. Руденский(222), А. П. Ситни-ков(236), С. С.Харин (272)).

Социально-психологический тренинг - своего рода синтез ролевой игры и групповой психотерапии. В этом состоит его специфика, отличие от всех остальных методов социально-психологического воздействия (А. Ы. Сухов(197, с.249)).

Проблема эффективности, определения границ продуктивного использования социально-психологического тренинга, - вопрос довольно сложный (не чисто методический), имеющий основополагающее значение для развития культуры СПТ. Анализ этой проблемы представлен в работах Г. М. Андреевой(ІЗ), А. А. Деркач(207), Ю.Н.Емельянова(88), Б. Д. Парыгина(196), Л.А. Петров-ской(224), А. Н. Сухова(197).

В ситуации социально-психологического воздействия многое определяется умелым использованием тренером различных технологий воздействия, его теоретическими воззрениями, а также его потенциалом личностных возможностей и жизненным опытом. А. Н. Сухов, исходя из концепции Д.Н.Узнадзе, определяет эффект тренинга как изменение установок участников группы относительно неэффективного поведения и приобретения нового опыта общения с людьми(197).

Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга

считается успешная реализация приобретённых психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневного труда и жизни (Ю. Н. Емельянов(88), А. А. Деркач(207)). Таким образом, проблема эффективности социально-психологического тренинга является одной из актуальных проблем современной социальной психологии.

Исследователи А.Н.Сухов и О.В.Контицкий отмечают, что целью групповой терапии является развитие «Я», субъектности, групповая терапия способствует наиболее полному самовыражению личности, стимуляции проявления катарсиса и творческости(197). В настоящее время творческость рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности. Сегодня развитие творческости представляет собой одну из центральных линий личностного развития. По мнению А.Г.Маслоу, пришло время людей-импровизаторов, людей, способных принимать молниеносные, творческие решения. Творческость становится вопросом национальной и международной политики. В настоящее время нужен человек, способный оторваться от своего прошлого, чувствующий в себе силу, мужество и уверенность, для того, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способный решать вставшие перед ним проблемы путём импровизации, без предварительной подготовки (АХ.Маслоу(146), Е.Л.Яковлева(323)).

В данной работе импровизация рассматривается нами как метод психологического воздействия. Впервые инструмент драматической импровизации (психодрама) был использован Дж. Л .Морено для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама является таким видом драматического искусства, которое отражает актуальные проблемы клиента (К. Рудестам(224)).

Е. В. Руденский характеризует психодраму как социально-психологический метод коррекции взаимоотношений личности в социальных группах на межличностном уровне. Он использует термин психодраматический

тренинг и разрабатывает коммуникативно-игровой социально-психологический тренинг(222, 223). В. Н. Харькин описывает методику тренинга импровизации в педагогической области(273).

В отечественной психологии можно выделить деятельность московского Института психодрамы и групповой психотерапии "Playback". Отличительной чертой применяемых в этом институте технологий обучения является широкое использование методов театральной импровизации и ролевой игры.

Спецификой разработанной нами модификации социально-психологического тренинга является использование коммуникативно-игрового творчества для изменения Я-концепции личности, причём, импровизация в этом методе рассматривается как логическая и психологическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.

К теоретическим и методическим основам разработанного нами тренинга следует отнести исследования в областях: СПТ, психодрамы, театра, психологии творчества и общения (Э. Бартц(20), А.А Бодалев(ЗЗ), Л.С. Выготский(50), P.M. Грановская(бО), Ю.Н. Емельянов(88), П.Ф. Келлерман(ЮО), Д. Киппер(ЮІ), А.Г. Маслоу(146), Дж. Морено(153), Е.В. Руденский(223), К. Рудестам(225), С.С. Харин(272), В.Н. Харькин(273), М.Чехов(288), Е.Л. Яковлева(323)).

Тренинг драматической импровизации включает в себя многие уже существующие психотехники, которые соединяют самоисследование и психологическое обучение с искусством, он позволяет сформировать необходимые психологические качества личности и овладеть психотехникой общения, как системой самоуправления.

Актуальность разработки тренинга драматической импровизации связана с усиливающейся в настоящее время тенденцией технологизации тренингового направления, то есть ограничения деятельности тренинговой группы формальными процедурными моментами, использование различных

психотехник без учета интуиции и чуств тренера и участников группы,

возникающих в конкретной ситуации их взаимодействия. Мы считаем, что

результат применения определенной психотехники, в первую очередь,

определяется личностными особенностями тренера, его Я-концепцией. Одной

из основных целей разработанного тренинга драматической импровизации

является изменение Я-концепции личности, развитие "Я", субъектности.

Исследователи Я.А.Пономарев, Д.Я.Богоявленская, А.М.Матюшкин отмечают, что творческость есть выражение коренных устойчевых особенностей индивида, являясь своего рода основой его глубинной Я-концепции (Д.Б.Богоявленская(179)). Е.Л.Яковлева рассматривает творческость как процесс выявления собственной индивидуальности (ЕЛ. Яковлева(323)). Отмечая актуальность проблемы развития Я-концепции, необходимо подчеркнуть, что уровень развития Я-концепции является важным показателем психического здоровья.

В данной диссертационной работе представлена теоретическая разработка тренинга драматической импровизации и его экспериментальный анализ.

Цель работы - разработка и исследование эффективности тренинга драматической импровизации.

Объектом исследования является тренинг драматической импровизации как метод психологического воздействия.

В качестве предмета нашего исследования определены изменения в Я-концепции личности, происходящие в результате психологического воздействия методом тренинга драматической импровизации..

Задачи исследования.

1. Теоретический анализ социально-психологического тренинга как метода психологического воздействия.

2. Разработка тренинга драматической импровизации.

3. Определение критериев эффективности влияния тренинга

драматической импровизации на Я-концепцию.

4. Экспериментальное исследование эффективности тренинга драматической импровизации.

Гипотеза: тренинг драматической импровизации вызывает изменения в Я-концепции личности: в «Я» актуальном и идеальном, в системе личностных конструктов, в идентификации себя с другими людьми, в позитивности оценок себя и других людей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность тренинга драматической импровизации может быть оценена по изменениям Я-концепции: «Я» актуального и идеального, системы личностных конструктов, идентификации себя с другими людьми, позитивности оценок себя и других людей.

2. Эффективность тренинга драматической импровизации связана со спецификой создания социально-психологических условий, способствующих целенаправленному влиянию на развитие Я-концепции личности.

3. Разработанный в рамках данного диссертационного исследования тренинг драматической импровизации является новым методом психологического воздействия.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

1. Концептуальные подходы к феномену «психологического воздействия» Г. М. Андреевой, Л. Я. Гозмана, Е. Н. Емельянова, Б. М. Мастерова, Г. Мюнстерберга, Л. А. Петровской, А. А. Пузырея, Е. В. Руденского, А. П. Ситни-кова, В. Цзена, Н. И. Шевандрина, В. Штерна.

2. Фундаментальные представления о личности как субъекте активности, исследования проблемы «Я» Б. Г. Ананьева, Р. Бернса, Л. С. Выготского, У.

Джемса, И. С.Кона, Ч. Кули, А. Н. Леонтьева, Дж. Мида, В. Н. Мясищева, К.

Роджерса, М. Розенберга, С. Л. Рубинштейна, В. В. Столина, Т. Шибутани, Э.

Эриксона, 3. Фрейда, К. Юнга.

3. Социально-психологические подходы к исследованию СПТ Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А. Ковалёва, С. И. Макшанова, X. X. Миккина, Б. Д. Парыгина, Л. А. Петровской, Е. В. Руденского, Н. Ю. Хрящевой.

4. Теоретические подходы к исследованию и разработке психодрамы Э.Бартц, И. Гринберга, М.Карп, П. Келлермана, Д. Киллера, Г. Лейтц, Дж. Л. Морено, К. Рудестама, П. Холмса.

5. Теоретические подходы к проблеме творчества Д. Б. Богоявленской, Р. М. Грановской, С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарёва, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. Л. Яковлевой.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования.

Организационные методы: метод развивающего эксперимента, метод контрольных групп.

Методы получения эмпирических данных: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири, модифицированный вариант репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений, тест мотивации межличностного общения разработанный И.П.Шкуратовой на основе методики репертуарных решёток Дж.Келли.

Методы обработки данных: семантический анализ полученных индивидуальных конструктов, статистические методы - корреляционный анализ, анализ средних, дисперсий.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена стандартностью процедур используемых методов исследования, статистической проверкой значимости результатов с использованием критерия знаков (биноми нального критерия), критерия Уилкоксона, критерия Манна-Уитни, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

? Разработана и представлена концепция новой модификации социально-психологического тренинга - тренинга драматической импровизации;

? определены и описаны методы и принципы психологического воздействия, используемые в тренинге драматической импровизации;

? показана возможность применения тренинга драматической импровизации для целенаправленного изменения Я-концепции личности.

Практическая значимость:

1. В рамках диссертационного исследования разработаны и описаны социально-психологические характеристики тренинга драматической импровизации.

2. Тренинг драматической импровизации может быть использован в практике дополнительного образования для организации целенаправленного влияния на развитие Я-концепции молодёжи.

3. Данный тренинг может быть использован психологами в развивающей и коррекционной работе.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на Всероссийской конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность" /Самара, 1996, на второй Всероссийской конференции по психологии "Методы психологии" /Ростов-на-Дону, 1997. Материалы диссертации используются в практике преподавания курса "Социальная психокоррекция" Самарского педагогического государственного университета. Диссер тация обсуждалась на заседании кафедры социальной психологии Самарского педагогического государственного университета.

Внедрение результатов исследования.

Разработанный тренинг драматической импровизации используется в настоящее время в системе дополнительного образования. Методы и принципы, описанные в рамках данного исследования, положены в основу этой программы. В СДДЮТ в течение пяти лет апробировалась программа "Спонтанный театр" для молодёжи. С 1998 года разработанный нами тренинг используется в сфере профилактики и реабилитации наркомании в Центре "Надежда" г. Самара.

Социально-психологический тренинг как метод воздействия

Термин «социально-психологический тренинг» введен в научный обиход М. Форвергом. В настоящее время он часто употребляется и является, видимо, более устоявшимся по сравнению с другими (Л .А. Петровская (191)). Так, Емельянов отмечает, что СПТ есть только некое направление в системе тренин-говых технологий, только наименование набора методов, «привязанных» к группе как социально-психологической реальности и не содержащих в себе указаний не на цель, ни на мировоззренческую принадлежность. Это направление в психологии определяется термином «групповое движение». Основные психологические школы (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.) используют групповое движение и группу как экспериментально-исследовательскую лабораторию для моделирования и анализа целого класса социально-психологических явлений (272).

Первые тренинговые группы, направленные на повышение компетенции в общении, были проведены учениками К. Левина и получили название Т-групп. К Левин разработал подход к изучению деятельности групп, который получил название «действенного исследования» (К. Рудестам (225)). Т-группы стали предшественницами большинства видов работы с группами, которые объеди -24-няются понятием «социально-психологический тренинг». Термин «Т-группа» в настоящее время относят к широкому спектру групп (В.Ю. Большаков (35), Л.Тобиас 250)). В отечественной психологии сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении социально-психологическим тренингом С. И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева (143, с.4).

Теоретическое обоснование СПТ как целостной системы представлено в работах отечественных исследователей: Ю. Н. Емельянова (88), В. П. Захарова (143), Г. А. Ковалева (143), Б.М. Мастерова (147), X. Миккина (143), С. И. Мок-шанова (143), Б.Д. Парыгина (197), Л. А. Петровской (192), С.С. Харина (272), Н.Ю. Хрящевой (143,144), Т.С. Яценко (143) и др.

Б. Д. Парыгин, анализируя логику развития области СПТ за рубежом, отмечает, что дифференцированность практики применения метода достигла того уровня, когда связи между подсистемами целого ослабли, и развитие теперь происходит в рамках отдельных подсистем, существующих независимо (196).

В основе групповой формы СПТ лежит ряд принципов: 1. Экономический. Такая форма обучения позволяет организовать психологическое воздействие на группу людей, она является более экономичной в материальном и временном планах. 2. Социально-психологический. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов (143, с. 5). 3. Связь с психотерапевтической практикой. Область СПТ непосредственно граничит с групповой психотерапией. Во многом общими здесь являют -25-ся и методы, и теоретические подходы. В рамках психотерапии накоплен богатейший материал групповой работы, разработаны конкретные технологические приемы и методы руководства групповым процессом, а также модели этого процесса. Однако различие этих областей является существенным и специально оговаривается: обучение, а не терапия. Эти методы используются для задач социального обучения, а не для психотерапевтических целей (Б. Д. Парыгин (196), В.Н. Цапкин (283), Г.А. Цукерман (285)). 4. Исторический. Издревле люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, и уже ранние формы объединения (совместные ритуальные действия, религиозные ордена, групповая форма философствования) содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами (К.Рудестам (225)).

Целью социально-психологического тренинга (СПТ) является формирование у его участников эффективных коммуникативных навыков, повышение их психологической компетентности в общении. Отчасти близко к этим дефинициям и определение психокоррекционной группы, в рамках которой ее членами осуществляются межличностные исследования, личностное научение, личностное самораскрытие и рост (С. С. Харин (272, с. 10).

Понятие «психокоррещионная группа» употребляется нами в широком смысле. Под это определение подходят все виды групп, популярные в настоящее время, и группы, исследовавшиеся такими учеными, как Фрейд, Райх, Морено, Байон и Левин. К. Рудестам выделяет четыре категории псикоррекцион-ных групп: группы организационного развития или решения проблем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; терапевтические группы (К. Рудестам (225)). Каждая из перечисленных категорий обладает широким внутренним разнообразием: их цели могут включать получение информа -26-ции, выполнение конкретных заданий, понимание собственной личности; в них

могут поощряться либо жёстко просчитанные, либо спонтанные действия; основная роль в определении хода групповых процессов может принадлежать руководителю или же самим членам группы; группы могут различаться по степени структурированности и длительности существования, они могут ориентироваться на работу со здоровыми людьми или на лечение лиц с серьёзными эмоциональными расстройствами (225, с. 18). В настоящее время существует множество различных классификаций психокоррекционных групп.

Такой ориентационный подход дает возможность выбрать средства и подобрать ситуации, позволяющие участникам групп обогатить свой опыт взаимодействия в условиях тренинговых групп конкретной ориентации (С. С. Харин (272)).

К. Рудестам предлагает типологию групп, исходя из условий функционирования коррекционных групп, как «степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению» (224, с. 25).

Эта классификация показывает, насколько порой неустойчива и трудноразличима граница между типами групп. В основу типологии П. Баченена и Дж. Рейсела положена категория «Я». Тип группы может быть дифференцирован по характеру источника, из которого участники группы получают информацию о своем «Я». 1. Группа, в рамках которой реализуются «я - я» отношения. Контекст, с которым работают в группе, - интерперсональный. К таким группам относят группы личностного роста, гепггальт-группы, группы транзактного анализа и др. 2. Группа, в которой акцент ставится на межличностные отношения («Я -другие»). Участники расширяют свой опыт, экспериментируя и анализируя стиль индивидуальной коммуникативной деятельности. У них формируются способности ориентировки во взаимодействии с разными партнерами в процессе коммуникации. К таким группам относятся группы тренинга общения, психологической компетентности в общении и др. 3. Тренинговая группа базируется на модели ингруппового взаимодействия (система отношений «Я - группа»). Предметом анализа становятся вопросы, связанные с групповым участием каждого члена тренинга. К этому типу групп относят психоаналитически ориентированные группы, тэвистокские группы и ДР 4. Группа, в основе которой лежат отношения «я - организация». Такие группы ориентированы на моделирование и изучение опыта межличностного взаимодействия при межгрупповом соревновании, конфликте, кооперации. 5. Группа, включающая систему отношений «Я - профессия». В ходе тренинговых мероприятий в основном осуществляется отрефлексирование всего комплекса опгущений, чувств, мыслей, связанных с профессией.

Импровизация как вид и компонент; творчества

Тренинг содержит фазы контакта, лабилизации и конструирования. Акцент на импровизацию и создаваемый в связи с этим эффект неожиданности дает возможность участникам проявиться в новом качестве, выявить естественное, привычное реагирование, личностно «окрасить» роль. Это позволяет получить ценный психологический материал для последующего анализа. В процессе тренинга каждый участник получает возможность скорректировать и создать свои концепции способов жизнепроживания, разработать более адекватные го них, разрешить затруднительные ранее жизненные ситуации. Прорабатываются предъявленные его участниками личностно значимые затруднительные ситуации, которые предполагают персонифицированные, «личностноокрашенные» способы их презентации. Ситуации отражают конструкты представлений о себе, о мире. Их значимость определяется детерминацией жизни, эмоциональной включенностью, когнитивной «простотой-сложностью» и др.

Необходимо подчеркнуть, что виды и формы работы над конструированием эффективных способов жизнепроживания определяются как уровнем развития группы, так и квалификацией тренера, степенью его владения различными психотехниками и профессиональным опытом. Создавая сценарий, скорее интуитивно, чем, следуя определенным правилам, тренер часто не осознает, как и почему он делает что-либо, используя то, что артисты называют «тайными источниками вдохновения», - род творческой активности, который не поддается словесному выражению. Согласно терминологии, принятой в театре, тренер должен уметь сочетать метод Станиславского (эмоциональная вовлеченность и вхождение в образ) с брехтовским соблюдением дистанции и отстранением. И хотя тренер из двух крайних точек склоняется к какой-то одной, важны обе позиции, и необходимо найти правильный баланс между ними (А.П.Сухов (197), П. Ф. Келлерман (100), П. Холмс, М. Карп (201)).

Фаза конструирования в тренинге предъявляет к участникам большие требования и глубина ее осуществления в каждом конкретном случае может быть различна. В процессе решения личностнозначимых проблем у участников группы возникает потребность в «самоинвентаризации», осознании того, что для преодоления разрыва между прежними ожиданиями и настоящими реалиями необходимы изменения в себе самом, в системе своих отношений С МИРОМ. В идеале каждый участник тренинга должен создать свой собственный арсенал психотехнических приемов, который был бы эффективен для него лично, учитывал бы особенности именно его состояний и их динамику (Б. М. Мастеров (45)). Для более последовательного представления концепции разработанного нами тренинга драматической импровизации необходимо провести анализ каждого компонента структуры теоретического фундамента данного тренинга 2.1. Импровизация как вид и компонент творчества.

В связи с тем, что импровизация в данной работе рассматривается нами как метод психологического воздействия, здесь анализируется понятие «импровизация» и её связь с проблемой творчества.

Метод драматической импровизации восходит к древним традициям. Импровизация как «вид творчества» - первичный и самый древний, и возник тогда, когда главной формой познания человеком мира и самого себя было чувственное восприятие, восприятие единичных фактов, а соответствующей ей формой реакции на возникающие в сознании конкретные образы - непосредственный сиюминутный отклик. При широчайшей распространенности и древности своей истории импровизация остается одним из наименее изученных явлений.

Согласно Б. Н. Рунину, логика и психология импровизации почти не изучены, ее рассматривают как «первотворчество, как самую непосредственную попытку извлечь самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций и подчеркивают, элементы и следы импровизации можно обнаружить в любом виде художественной деятельности», как, впрочем, и любой другой (Б. Н. Рунин (226)).

В. Н. Харькин отмечает, что в словарях импровизация определяется как «кроки (набросок рисунка с натуры, отражающий первоначальную мысль композиции), набросанные под первым впечатлением», «сценическая игра, не обусловленная твердым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях», «словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки». Отличительный признак импровизации, - то, что она осуществляется без подготовки. Само слово «импровизация» ПРОИЗОШЛО от латинского improvisus - неожиданный, непредвиденный (В. Н. Харькин (273, с. 91)). Понятие «импровизация» неоднозначно - его семантика далеко не в каждом контексте соответствует его этимологии. Этимология указывает на внезапность как определяющий признак импровизации. Отправной платформой импровизации является интуиция. Рассмотрение импровизации в отрыве от интуиции невозможно. Именно интуиция есть основное, специфическое звено творческого процесса, потому что любой вид деятельности, утрачивая поисковый, в определенной мере, интуитивный характер, превращается в освоенный, стандартный. А импровизация, в какой бы сфере она не проявлялась, - это отход от шаблона, в ней аккумулируется способность живой природы к развитию, к новым комбинациям (Б. М. Рунин (226,) И. Дюшен (248), В.Н. Харькин (273)).

Природа интуиции заключается в способности мгновенно ухватить ситуацию благодаря наличию соответствующим образом структурированного прошлого опыта. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным, так как образуется помимо воли субъекта и вне поля его внимания, а также он не может быть произвольно актуализирован субъектом и проявляется только в действии (АЛ.Сухов (180), Ж.П. Сартр (232)).

Интуицию часто рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. Так Р. Декарт считает, что с помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания (Б. Рассел (208).

Проблемы игрового и коммуникативного творчества

Импровизация в коммуникативно-игровой деятельности также относится к основным факторам тренинга драматической импровизации, поэтому здесь мы подробно рассмотрим проблемы игрового и коммуникативного творчества.

Й. Хейзинга называет игру свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, она может целиком овладеть играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, - свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочению, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой (Й.Хейзенга (275 ,с.24)).

В отличие от заранее предопределённых законов общества, игре свойственны неожиданности. Это творчество, похожее на творчество в сновидениях, описанное 3. Фрейдом, это микрокосм, который основан на реальной жизни, только не ограничивается её возможностями (И. Польстер (194, с. 195)). Согласно Дж. Морено, ролевая игра, психодрама, театр импровизации также являются игрой. По его мнению, игра нечто большее, чем просто способ человеческого поведения, для него - это способ существования (Г. Лейтц (128, с. 96)).

Игровое творчество реализуется через участие в игре в тех случаях, когда требуется изменение, нововведение, нахождение результата (например, игра профессиональных актеров в театре, в кино, творческая деятельность мастеров спорта и др.) (Р. Мартене (145), П.А.Просецкий (199)).

Анализируя игровые методы, неслучайно прибегают к театроведческим понятиям и к драматургическим аналогиям, так как театр можно считать первой лабораторией экспериментальной социальной психологии. Там получили свое начало ролевая теория, сценическая модель личности человека, подходы к изучению его самосознания, методы психодраматической коррекции, ролевые варианты активных групповых методов (А.Арго (14), Э. Берн (25), Вл.Блок (31), Л. С. Выготский (52), Э. Гофман (60), М. Джеймс (80), Е. Л. Доценко (88), Е. Кал-мановский (95), Г. Мюнстерберг (161)).

В отечественной психологической науке проблемы театра рассматривались в работах Л. С. Выготского(51, 52), А. П. Ершова (39), В. Н. Харькина (273), Г. Г. Шпета (296), П.М.Якобсона (322), и др. Е. В. Руденский, рассматривая проблему организации игрового общения, выделяет техники драматизации и театрализации.

Драматизация - это техника разработки сценария психодрамы как тренинга общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа, организующая систему диалогов участников тренинга.

Термин «драматизация» произведён от слова «драма», главным выразительным средством которой является организация системы диалогов и монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе правил драматизации опирается на закономерности построения драматического произведения (Е. В. Руденский (223, с. 124)). Е. В. Руденский выделяет следующие правила драматизации общения:

1. Функционально-ролевая дифференциация участников диалога предусматривает четкое разграничение функций и ролей между участниками тренинга. Участник тренинга в разных своих психодраматических диалогах может являться носителем разных ролей. Множественность ролей, проигрываемых в короткий период тренинга психотехники общения, - это залог эффективности воспитания коммуникативной культуры личности.

2. Общение происходит на основе структурно-композиционной организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах общения имеет внутреннюю композиционную структуру. В эту систему входят: а) диалог-экспозиция (взаимодействие замкнутого типа, т.е. только участников-исполнителей, или открытого типа, т.е. взаимодействие участников-исполнителей с участниками-зрителями; этот диалог вводит в предметно-целостный и психодраматический мир данной ситуации общения); б) диалог-завязка (раскрывает противоречие, которое необходимо разрешить в диалогах основного действия); в) диалог-кульминация (диалог, в котором раскрывается значимость заданного противоречия); г)диалог-рефлексия (организует коллективную оценку системы диалогов, которые проигрываются в психодраме, т.е. вскрывает социально-личностный смысл общения).

3. Система диалогов должна обеспечивать групповой эмоциональный эффект. Программа диалога должна строиться в расчете на двойной эмоциональный эффект: а) эмоции стимулируют участников диалога и б) эмоции диалога стимулируют участников тренинга. Это правило обязывает программировать диалог в расчете на третий субъект общения.

4. Диалог должен быть единством «самораскрытия» и «самоизменения» (М. Бубер (37)). Самораскрытие, согласно В.Е. Хализиеву, - это предельная активизация всех способностей и культуры общения, которыми участники диалога обладают. Настоящий диалог, согласно М.С. Кагану, - это диалог позиций, в ходе которого формируется новая, более ценная и более социально-значимая позиция, которая объединяет людей. Под самоизменением понимается психологическая маскировка своего внутреннего «Я», что позволяет в публичном диалоге преодолевать психологические барьеры. «Социальная маска» (Б. Алперс) облегчает общение по принятым правилам.

5. Программа общения может включать в себя на уровне патетического действия и диалоги на уровне эксцентрического поведения. Такое единство противоречий служит средством психоэмоциональной разрядки и групповой релаксации.

Организация экспериментального исследования. Первичная обработка диагностических данных.

Организация экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы о возможности целенаправленного влияния на изменение Я-концепции студентов старших курсов факультета психологии посредством проведения тренинга драматической импровизации включила в себя четыре этапа. 1 этап. Для проведения развивающего эксперимента была подготовлена программа тренинговых занятий для студентов старшего курса. 2 этап. Подбор испытуемых для репрезентативной выборки, воспроизводящей все характерные психологические признаки совокупности. Проведение констатирующего диагностического эксперимента, с целью сравнения характеристик Я-концепции студентов контрольной и экспериментальной групп. 3 этап. Проведение развивающего эксперимента, на котором решалась задача осуществления целенаправленного влияния на развитие Я-концепции студентов старшего курса факультета психологии посредством проведения тренинга драматической импровизации. 4 этап. Проведение повторного констатирующего эксперимента. Ход эксперимента. 1 этап. При работе над проектом программы тренинговых занятий для студентов старших курсов были учтены определенные нами требования к характеристикам обучающего пространства. Проект изложен в программе занятий для подростков, студентов, педагогов «Спонтанный театр», в методическом пособии «Психодраматический подход. Тренинг импровизации» для психологов, работающих с группами. Программа представляет собой разработку трехгодичных занятий, объединенных в три раздела: 1. Введение в практическую социальную психологию. 2. Психодраматический подход. Теория и практика. 3. Спонтанный театр отыгрывания зрительских историй (см. приложение 12). В методическом пособии изложены характеристики обучающей среды, создаваемой посредством тренинга (описаны системы отношений, позиция тренера, психотехнические упражнения, технология проведения ролевых игр и психотехнических упражнений). Даны теоретические, методические и организационные рекомендации для проведения первых пяти занятий. 2 этап Констатирующий, сравнительный эксперимент. При отборе испытуемых для проведения эксперимента нами из числа желающих с помощью таблицы случайных чисел набраны экспериментальная и контрольная группа. Всего в эксперименте приняли участие 38 человек, в каждой группе - по 19 человек. 3 этап. Развивающий эксперимент. Для проведения развивающего эксперимента была определена экспериментальная группа, состоящая из студентов четвертого и пятого курсов факультета психологии. Экспериментальная группа занималась по программе тренин-говых занятий 5 месяцев один раз в неделю по четыре часа, всего 96 часов. 4 этап. Повторный констатирующий эксперимент. Для проведения повторного сравнительного эксперимента была определена контрольная группа. Ее составили студенты четвертого и пятого курсов факультета психологии, для которых тренинг драматической импровизации не проводился (см. табл.5). Основными методами диагностики в этом исследовании являются модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, модифицированный вариант репертуарного теста Келли. В качестве дополнительного метода использовался метод диагностики мотивации межличностного общения. Диагностическая процедура. Диагностика была проведена в контрольной и экспериментальной группах. Форма проведения - индивидуальная. Студенты письменно заполняют приготовленные бланки данных методик, время заполнения от 40 до 90 минут.

Первичная обработка результатов. Для сравнительного анализа полученных данных в контрольной и экспериментальной группе выделены количественные и качественные показатели:

1. Измерение внутриличностной конгруэнтности индивида, оценка испытуемым его актуального и идеального образа «Я». Этот показатель характеризует целостную структуру Я-концепции. Мы уже анализировали структуру Я-концепции, когда рассматривали взгляды Р. Бернса и К. Роджерса. С целью получения данного показателя проведён корреляционный анализ структурных компонентов Я-концепции. Корреляции рассчитывались между показателями актуального и идеального образа «Я» до развивающего эксперимента и после в экспериментальной и контрольной группах. Числовые значения этого показателя представлены в табл.6.

2. Количественный, величина идентификации себя с другими людьми, оценка человеком сходства между собой и окружающими его людьми. Этой характеристике отводится ведущее место в процессе становления и самоопределения личности во многих теориях, мы уже рассматривали становление идентичности в различных теориях, в частности, в концепции Э.Эриксона. Этот показатель рассчитывается с помощью процедуры, основанной на сопоставлении оценок, даваемых себе и другим людям (293). Различия идентификаций испытуемых с разными людьми до и после эксперимента представлены в приложениях 3,4 и на рисунке .

3. Количественный, величина позитивности оценок себя и других людей. Важность позитивности оценок мы рассматривали, когда анализировали концепцию К. Роджерса. Эта характеристика показывает соотношение положительных и отрицательных черт, приписываемых себе и другим людям. Необходимо отметить, что изучение особенностей восприятия себя и других людей в репертуарном тесте Келли строится на основе двух характеристик: идентификация себя с другими людьми и позитивности оценок. Данный показатель рассчитывается с помощью процедуры, разработанной И. П. Шкуратовой (294). Различия в позитивности оценок себя и других людей до и после развивающего эксперимента представлены в приложениях 5,6.

4. Количественный, измерение когнитивной сложности. Оценка уровня значимости связей между конструктами и ролями. Когнитивную сложность определяют как способность конструировать социальное поведение многомерным

образом (294). Мы также останавливались на этом показателе, когда рассматривали модель Я-концепции Розенберга. Данный показатель рассчитывался с помощью компьютерной программы, разработанной И. П. Шкуратовой. Результаты изменения когнитивной сложности представлены в приложении 9.

5. Качественный семантический анализ системы личностных конструктов. По мнению Дж. Келли, индивидуальные различия проявляются не столько в подчёркивании сходства и отличий между людьми, сколько в критериях, по которым они оцениваются (294). Процедура выделения категорий конструктов проводилась в соответствии с методикой И.П.Шкуратовой. Результаты семантического анализа системы личностных конструктов представлены в таблице 7.

6. Количественный, величина мотивации общения с людьми из ближайшего окружения. Использование этого показателя связано с возможностью боле глубокого понимания личности, посредством обращения к ближайшему окружению индивида и анализа его межличностных отношений. Этот показатель рассчитывется с помощью процедуры, разработанной И. П. Шкуратовой (293). Результаты степени выраженности мотивации общения испытуемых с разными людьми представлены в приложениях 7, 8.

Для проверки статистической значимости различий между группами и установления связи между двумя признаками: рассматриваемым показателем и занятиями тренингом, определялась с помощью критерия знаков (или биноминальный критерий) (Д. Гордон (56)). Для проверки нулевой гипотезы использован критерий Уилкоксона (или знаково-оанговый критерий) (К. М. Гуревич (203)) (см. таблицу 5).

Похожие диссертации на Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации