Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Андрущак И. Б.

Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений
<
Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Андрущак И. Б.. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1998 209 c. РГБ ОД, 61:99-19/87-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные теоретические подходы к исследованию этноцентризма в зарубежной и отечественной психологии

1.1. Понятие этноцентризма как феномена обыденного этнического сознания 12

1.2. Этноцентризм как социальное и социально-психологическое явление (формы и уровни проявления этноцентризма). Структура этноцентризма как феномена обыденного сознания

1.3 Проблема детерминации этноцентризма. Основные социально-психологические подходы к исследованию причин и функций этноцентризма

1.3.1. Мотивационная сфера личности как источник проявлений этноцентризма 18

1.3.2. Групповой конфликт интересов как детерминанта этноцентризма 25

1.3.3 Культурная дистанция как источник межэтнического негативизма 29

1.3.4. Этноцентризм как социально-психологический механизм защиты группы от инокультурного влияния

1.3.5. Социальный статус этноконтактных групп как фактор проявления этноцентризма

1.4. Основные гипотезы эмпирического исследования 55

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование этноцентризма как социально-психологического феномена обыденного сознания в условиях социоэтнических изменений (на примере этноконтактных групп Узбекистана)

2.1. Анализ этносоциальной ситуации в Узбекистане (г.Ташкент) в момент проведения исследования

2.2. Характеристика объекта, процедуры, методов исследования. Основные используемые показатели

2.3. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 87

2.3.1. Состояние (уровень нарушения) позитивной этнической идентичности как фактор актуализации этноцентризма

2.3.2. Исследование взаимосвязи изменения воспринимаемого социокультурного статуса и уровня этноцентризма в сфере социальной перцепции этноконтактных групп

2.3.3. Величина воспринимаемой этнокультурной дистанции как фактор актуализации этноцентризма 157

2.4. Заключение (выводы) 165

2.5. Список литературы 168

Приложения

Введение к работе

Актуальность научных исследований межэтнических отношений и, в частности, феномена этноцентризма доказана на сегодняшний день самой жизнью. Налицо радикальные изменения в этническом самосознании народов нашей страны, что находит выражение в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям, языку. Однако рост этнического самосознания нередко принимает формы, которые обуславливают негативное отношение к другим этносам, неприятие их культуры, языка и традиций, уклонение от общения с ними вплоть до демонстрации открытой враждебности. В науке это явление получило название этноцентризма.

Как феномен обыденного этнического сознания этноцентризм давно привлекает к себе внимание этнографов, социологов, социальных психологов. Этноцентризм в любой форме его проявления оказывает разрушительное воздействие на межэтнические контакты, поэтому изучение данного феномена является очевидно необходимым, особенно в современных условиях, когда этнические конфликты в стране стали ежедневной реальностью.

Исследование этноцентризма развивалось в направлении от абсолютизации этого явления и обоснования его неизбежности - к выявлению социальных, исторических, социально-психологических условий и механизмов его актуализации в межэтнических отношениях. В настоящее время интерес исследователей в большей степени направлен на изучение закономерностей и особенностей актуализации этноцентризма в различных социокультурных и ситуативных условиях. Такая постановка проблемы помогает не только выявлению различных факторов, способствующих или препятствующих проявлениям межэтнического негативизма, но позволяет полнее понять природу и функции данного явления, его действительное место во взаимоотношениях этносов. Опыт отечественных и зарубежных исследований этноцентризма как социально-психологического феномена способствует пониманию того, что существование особых социально перцептивных механизмов, лежащих в основе данного явления и направленных на обеспечение и сохранение культурной самобытности этноса, само по себе еще не является достаточным условием для возникновения межэтнической неприязни. Актуализация этих социально-психологических механизмов в условиях реальных межэтнических контактов требует своего дальнейшего изучения как опосредованное всей совокупностью социальных условий межэтнического взаимодействия, включая особенности этноса как исторически сложившегося этносоциального организма. В связи с этим изучение этноцентризма как социально-психологического феномена обыденного сознания и особенностей его актуализации в сфере социальной перцепции этноконтактных групп, взаимодействующих в условиях социоэтнических изменений, представляет собой задачу актуальную как практически, так и теоретически. Настоящим определяется предмет и объект исследования.

Предмет исследования: этноцентризм как социально-психологический феномен обыденного этнического сознания в условиях социоэтнических изменений.

Объект исследования: представители основных этноконтактных групп г. Ташкента (Узбекистан) в возрасте от 20-ти до 35-ти лет, с высшим и неполным высшим образованием.

Этносоциальная ситуация в исследуемом регионе (Узбекистан, г. Ташкент) в момент проведения исследования характеризовалась рядом особенностей, которые способствовали дестабилизации и снижению уровня позитивной этнической идентичности, проживающих там этноконтактных групп. Указанные особенности социоэтнической ситуации связаны с провозглашением государственного суверенитета Узбекистана и изменением языковых и культурных приоритетов в регионе в пользу узбекского языка и культуры, усилению их поддержки на государственном уровне. Это повлекло за собой ограничения в использовании русского языка и культуры, сужению сфер их функционирования, постепенному вытеснению их из общественной жизни. Тем не менее русский язык и культура по целому ряду причин сохраняли в рассматриваемый период значительное влияние в Узбекистане, несмотря на официальное изменение языковых и культурных приоритетов. Подобная двойственность этнокультурной ситуации вызывала беспокойство, дискомфорт у обеих доминирующих в культурном отношении этнических групп Ташкента, узбеков и русских, в связи с трудностями выражения и сохранения ими в рассматриваемых условиях своей этнической идентичности. Описанные особенности социо-этнической ситуации способствовали усилению соперничества этнических групп узбеков и русских за степень своего влияния в социокультурной сфере, усилению их взаимного культурного влияния. Иными словами, особенности социоэтнической (социокультурной) ситуации способствовали появлению угрозы разрушения рассматриваемых этногрупп как самостоятельных и целостных социокультурных единиц.

На уровне обыденного сознания указанные этносоциальные процессы проявляются в виде переживания группой ощущения своей нестабильности, угрозы разрушения своей этнической идентичности, утраты ее позитивного характера. Такое состояние этнического самосознаргия, определяемое как нарушение позитивной этнической идентичности, включает сложную совокупность представлений и чувств, таких как чувство утраты единства и сплоченности "мы-группы", размывание позитивного "мы-образа", наряду с переживанием эмоциональной напряженности, связанной с воспринимаемой угрозой разрушения своей этнической самобытности и целостности, а также неудовлетворенности межэтническими отношениями с иноэтническим окружением. В сфере межэтнических отношений подобное состояние этнического самосознания группы может способствовать проявлению феноменов межэтнического негативизма (этноцентризма): негативных стереотипов, эмоционального неприятия представителей иноэтнической аутгруппы, их дискриминации.

Основываясь на ведущих теоретико-методологических принципах отечественной социальной психологии относительно группы как самостоятельного и целостного субъекта социального взаимодействия и обусловленности межгрупповых (межэтнических) отношений объективными условиями взаимодействия групп, на положениях концептуального подхода к изучению феноменов социальной межэтнической перцепции и межэтнической нетерпимости, разработанного отечественным исследователем Н.М. Лебедевой, а также отдельных положениях концепции социальной идентичности Г. Тэжфела, мы рассматриваем этноцентризм как сложный перцептивный механизм, выполняющий функцию социально-психологической защиты позитивной идентичности членов этнической группы и сохранения ее, таким образом, как самобытного и целостного социокультурного субъекта. Этноцентризм актуализируется в сознании этнической группы в ответ на угрозу существованию этноса как самостоятельного социокультурного целого в целях его защиты от инокультурного влияния.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между состоянием (уровнем нарушения) позитивной групповой идентичности этноконтактных групп в условиях социоэтнических изменений и уровнем этноцентризма в сфере их социальной (межэтнической) перцепции как механизмом социально-психологической защиты позитивной этнической идентичности.

Задачи исследования вытекают из его предмета и цели.

1. Анализ основных теоретических подходов и методологических принципов исследования этноцентризма как социально-психологического феномена в зарубежной и отечественной науке.

2. Анализ социоэтнической ситуации в исследуемом регионе (Узбекистан) и формулирование гипотез эмпирического исследования.

3. Адаптация и разработка специальных методических средств, соответствующих целям и условиям проведения эмпирического исследования.

4. На основе разработанного комплекса методик:

а) определить состояние (уровень нарушения) групповой этнической идентичности исследуемых этносубъектов, обусловленное особенностями социоэтнической ситуации, сложившейся в регионе;

б) выявить особенности воспринимаемого статуса этнической ингруппы (аутгруппы) в сферах языка и культуры, представленные в сознании респондентов каждой из исследуемых этнических групп;

в) выявить величину воспринимаемой этнокультурной дистанции в отношении аутгруппы, имеющую место в сознании респондентов исследуемых этноконтактных групп;

г) определить уровень этноцентризма в сфере их социальной (межэтнической) перцепции.

5. На основе сопоставления данных, полученных в группах опрошенных различной национальности, проследить взаимосвязь между следующими переменными: а) состоянием (уровнем нарушения) позитивной идентичности исследуемых этноконтактных групп и уровнем этноцентризма в сфере их социальной перцепции; б) между изменением воспринимаемого статуса данных этноконтактных групп в сферах языка и культуры и уровнем их этноцентризма; в) между величиной перцептивной этнокультурной дистанции и уровнем этноцентризма.

6. На основе анализа полученных данных показать психологическую природу феномена этноцентризма как механизма социально-психологической защиты позитивной идентичности этноконтактных групп; охарактеризовать особенности его актуализации в обыденном сознании этноса в условиях социоэтнических изменений.

Исходя из указанных теоретических положений, опыта отечественных и зарубежных исследований феномена этноцентризма и межэтнической адаптации, а также из особенностей социоэтнической ситуации в исследуемом регионе (Узбекистан, г. Ташкент), мы предполагаем, что проявление (уровень) этноцентризма в сфере социальной перцепции этноконтактных групп связано с разрушением их этнокультурной самобытности и целостности как субъектов межэтнического взаимодействия. На основе изложенного были сформулированы следующие гипотезы эмпирического исследования.

Основная гипотеза. Низкий уровень (нарушение) позитивной групповой идентичности, разрушение чувства "мы" у членов этноконтактных групп, проживающих в Ташкенте, связаны с актуализацией этноцентризма в сфере социальной перцепции этих групп как защитного социально-психологического механизма для сохранения и укрепления в сознании групп позитивной этнической идентичности, позволяющей им осознавать себя в качестве самостоятельного и целостного субъекта межэтнического взаимодействия.

Частные гипотезы. 1) Изменение воспринимаемого социального статуса этнической группы в сферах языка и культуры, независимо от его повышения или понижения, связано с актуализацией этноцентризма в сфере ее социальной перцепции в том случае, если изменение статуса группы способствует нарушению ее позитивной этнической идентичности.

2) Далекая культурная дистанция, зафиксированная на уровне социальной перцепции этноконтактных групп, связана с наличием у них этноцентризма как социально-психологического механизма защиты группы от инокультурного влияния в целях сохранения ее этнокультурной целостности и самобытности.

Методы исследования. Исследование проводилось в форме письменного добровольного анонимного опроса. Использовались как традиционные методы, адаптированные к условиям исследования, так и специально разработанные методы и методики. Методический аппарат формировался исходя из следующих принципов: а) обеспечение социокультурной валидности данных, учет этнокультурных характеристик объекта исследования и особенностей этносоциальной ситуации в регионе; б) обеспечение внутренней валидности данных на основе сочетания "открытых" и "закрытых" методов и методик.

Методический аппарат был представлен в виде следующих диагностических блоков. Для выявления уровня этноцентризма в сфере социальной перцепции исследуемых групп использовались метод этнических стереотипов Каца-Брейли и метод семантической оценки этнической группы. Для определения состояния (уровня нарушения) позитивной этнической идентичности использовались методы: специально разработанная шкала эмоциональной напряженности; метод свободных характеристик межэтнических отношений; метод их семантической оценки; методика выявления ориентации на отъезд из региона; индекс включенности в иноэтнические контакты; шкала социальной дистанции. Для изучения представлений респондентов о статусе ин- и аутгруппы в сферах языка и культуры применялся метод открытого стандартизованного интервью. Определение величины перцептивной культурной дистанции между исследуемыми группами осуществлялось с помощью методик: выявления представлений респондентов о межэтническом (межкультурном) сходстве-отличиях, семантических шкал этнокультурного сходства-удаленности, коэффициента сходства авто- и гетеростереотипа.

На основе сопоставления данных, полученных в каждой из исследуемых групп,были сформулированы выводы о взаимосвязи между исследуемыми переменными.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) Этноцентризм как социально-психологический феномен обыденного сознания представляет собой сложный перцептивный механизм социально-психологической защиты, направленный на укрепление позитивной идентичности этнической группы в условиях ее разрушения как самостоятельного и целостного социокультурного организма. Данный феномен проявляется в сфере социальной перцепции этноконтактных групп в виде сверхпозитивного образа ингруппы и связанного с ним негативного образа релевантной иноэтнической аутгруппы.

2. Степень актуализации этноцентризма как механизма социально-психологической защиты позитивной групповой идентичности связана с уровнем нарушения позитивной идентичности этноконтактных групп. Чем больше уровень нарушения, нестабильности позитивной идентичности этнической группы, тем более высокий уровень этноцентризма будет наблюдаться в сфере ее социальной (межэтнической) перцепции.

3. Изменение воспринимаемого статуса этноконтактных групп в сферах языка и культуры связано с актуализацией этноцентризма в сфере их межэтнической перцепции. Указанная взаимосвязь опосредована нарушением позитивной идентичности этнической группы и не зависит непосредственно от характера изменения статуса, его повышения или понижения.

4. В этносоциальной ситуации, отличающейся резким преобразованием социокультурных приоритетов и изменением статуса этноконтактных групп в сферах языка и культуры, далекая культурная дистанция может выступать как один из факторов актуализации этноцентризма в обыденном сознании представителей данных этнических групп.

Научная новизна исследования определяется следующим.

Впервые в отечественной науке предметом эмпирического исследования выступает явление этноцентризма как социально-психологический феномен обыденного сознания этноконтактных групп, взаимодействующих в условиях социоэтнических изменений.

Осуществлен анализ основных теоретических и методологических подходов к пониманию и исследованию этноцентризма в зарубежной и отечественной науке.

Разработан комплекс методов и методик конкретного этнопсихологического исследования феномена этноцентризма.

Результаты исследования раскрывают психологическую природу этноцентризма как механизма социально-психологической защиты позитивной групповой идентичности, позволяя проследить взаимосвязь между состоянием этнической идентичности группы и уровнем ее этноцентризма.

Выявлено наличие взаимосвязи между изменением воспринимаемого статуса этнической группы в сферах языка и культуры и уровнем ее этноцентризма. Эмпирически подтверждено, что указанная взаимосвязь опосредствована нарушением позитивной этнической идентичности группы и не зависит непосредственно от характера изменения статуса этнической группы, его повышения или понижения.

Получены данные о состоянии этнической идентичности основных этноконтактных групп Ташкента, а также о факторах социоэтнической ситуации, способствующих актуализации этноцентризма в сознании данных этногрупп, которые могут быть учтены при разработке мер по оптимизации межэтнических отношений в исследуемом регионе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов и методик, адекватных задачам и условиям эмпирического исследования, сочетанием принципов качественного и количественного анализа материалов, внутренней согласованностью полученных данных и их обработкой с использованием методов математической статистики. Для статистической оценки надежности полученных результатов использовались Т-критерий Стьюдента и метод доверительных интервалов. Обработка проводилась с использованием специализированного программного пакета.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в развитие представлений о психологических механизмах актуализации этноцентризма в обыденном сознании этноконтактных групп. Эмпирически обоснована психологическая природа феномена этноцентризма, представляющего собой один из механизмов социально

психологической защиты позитивной групповой идентичности. Изучены факторы, способствующие актуализации этноцентризма в сознании этноконтактных групп, взаимодействующих в условиях социоэтнических изменений. В частности, исследование обеспечивает эмпирическое подтверждение существования взаимосвязи

- между изменением воспринимаемого социокультурного статуса этноконтактных групп и уровнем актуализации их этноцентризма;

- между величиной воспринимаемой этнокультурной дистанции и уровнем этноцентризма.

Прикладное значение исследования. Данные исследования о состоянии этнической идентичности изучаемых этноконтактных групп и актуализации этноцентризма в сфере их социальной перцепции могут быть учтены при выработке практических мер по оптимизации межэтнических отношений в условиях социоэтнических изменений между титульным и нетитульным населением в исследуемом регионе Узбекистана (г.Ташкент).

Апробация работы. По материалам исследования в специализированных научных изданиях опубликовано 4 статьи. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН.

Структура и объем работы. Объем диссертации составляет 178 стр. Работа включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение (выводы), список используемой литературы и приложения. Библиография содержит 182 наименования.

Понятие этноцентризма как феномена обыденного этнического сознания

Впервые понятие этноцентризма было введено в науку в 1906 году У.Самнером (W.Sumner) в его работе "Народные обычаи" (147). Исследуя жизнь так называемых "примитивных" обществ, он пришел к выводу о том, что отношения внутри этноса всегда строятся на основе согласия и сотрудничества, взаимной поддержки и приязни, подчинения внутригрупповым нормам и авторитетам, а взаимоотношения между этносами отличаются конкуренцией и враждебностью. У.Самнер полагал, что внутриэтнический конформизм основан на этноцентризме, то есть взгляде, согласно которому "собственная группа является центром всего, а все другие шкалируются и оцениваются в сопоставлении с ней" (147, с. 10). Такая позиция, когда собственная этническая группа рассматривается как бесспорный эталон, в соответствии с которым оцениваются другие этнические группы, создает условия для формирования сверхпозитивной оценки собственной группы и ее культуры и негативной оценки аутгруппы. Анализируя народные обычаи и нравы, Самнер отмечал, что этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своего народа над чужим, когда свои обычаи считаются единственно "правильными", "достойными", "добродетельными", "высшими", а чужие вызывают презрение. Эти представления сопровождаются переживанием чувств доверия к собственной группе, гордости за нее, стремлением сохранить ингрупповое членство, соответствовать ее нормам и требованиям, вплоть до готовности жертвовать собой ради интересов группы. Одновременно в отношении аутгруппы, рассматриваемой как "недостойная", "ущербная", "низшая", испытываются чувства неприязни, презрения, недоверия, страха, а в поведении наблюдается изоляция или враждебные действия. Данные атрибуты внутриэтнических и межэтнических отношений У. Самнер рассматривает как рядоположенные проявления, неразрывно связанные в целостный комплекс - "синдром этноцентризма". Таким образом, с точки зрения У. Самнера, этноцентризм как психологическое явление представляет собой особое состояние сознания этнической группы, связанное с гипертрофией позитивных этнокультурных характеристик ингруппы и утверждением превосходства ее культуры над культурой аутгруппы, будучи одновременно неотделим от проявлений неприязни, враждебности в отношении последней. При этом внутриэтническая солидарность и лояльность, с одной стороны, и межэтнический негативизм, с другой, связаны между собой важной функциональной зависимостью: поддержание такого ин-аутгруппового баланса необходимо для усиления интеграции внутри этнической группы, упорядоченности ее внутригрупповых отношений в целях выживания этноса.

Таким образом, для концепции У. Самнера базовыми являются 2 следующих положения: 1) о взаимосвязи внутриэтнической сплоченности и межэтнического негативизма (чем сильнее ненависть и соперничество этноса с его иноэтническим окружением, тем больше его внутренняя организованность и сплоченность, и наоборот); 2) межэтнические (этнокультурные) различия неизбежно ведут к ненависти и отчуждению в межгрупповых отношениях. Рассматривая лишь один из возможных ракурсов взаимоотношений этноконтактных групп, Самнер не только придал ему универсальный, неизбежный характер, но и констатировал его необходимость. Указанные положения оказали определяющее влияние на развитие теоретических и конкретно-эмпирических исследований в области межэтнических, и шире, межгрупповых отношений. На протяжении долгого периода развития науки (30-60-е годы XX столетия) внимание исследователей почти исключительно было сосредоточено на негативных сторонах межэтнических отношений. Это способствовало гипертрофии негативизма в отношениях этносов, недооценке позитивных сторон межэтнических контактов, приводило к упрощенному пониманию природы данного феномена и межэтнических отношений в целом. В этой связи Д.Т. Кэмпбелл отмечает: "Постулаты Самнера чаще повторяют, чем исследуют с разных сторон. Будучи обескуражены самнеровскими формулировками, утверждающими, что любое групповое членство проявляет характеристики ингрупиового, мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, что солидарность внутри ингруппы неизбежно вызывает ненависть к аутгруппе. Множество исследований распространяют и обосновывают эту точку зрения... Следует чаще проверять, чем принимать априори это положение. Антитеза "ингрупповая лояльность - аутгрупповое отвержение и ненависть" есть упрощение достаточно очевидное в современной науке" (147, р. 61) Предложенное У. Самнером понимание феномена этноцентризма как единственно возможного способа межэтнического взаимодействия, предопределяющего ингрупповое сотрудничество и аут-групповой негативизм, вступает в противоречие с эмпирическими данными, накопленными в этнографии, истории, социологии. Согласно данным современной науки отношения конкуренции, враждебности или изоляции не являются универсальными характеристиками межэтнических контактов. В этнографии и социологии накоплены многочисленные факты о взаимодействии этносов, которое основано на взаимной терпимости и характеризуется сотрудничеством и межкультурными заимствованиями.

Обретя значительную популярность, понятие этноцентризма подверглось расширительному толкованию. Сегодня в работах зарубежных авторов, как европейских, так и американских, термин "этноцентризм" используется не только для характеристики межэтнического взаимодействия, но вводится во внеэтнический контекст и служит для обозначения негативизма в отношениях любых социальных групп.

Этноцентризм как социальное и социально-психологическое явление (формы и уровни проявления этноцентризма). Структура этноцентризма как феномена обыденного сознания

Как комплексное социальное явление феномен этноцентризма представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных этносоциальных процессов, затрагивающих сферу этнического сознания, внутриэтнического и межэтнического взаимодействия. В этом качестве он может проявляться в различных формах и на различных уровнях социальных отношений, начиная от представлений обыденного этнического сознания и вплоть до групповых идеологий, общественных и государственных организаций и институтов. Используемый в качестве групповой идеологии этноцентризм выступает в виде национализма, представляющего собой его наивысшую форму развития. Исследование этноцентризма как социального феномена и форм его проявления в различных сферах общественной жизни требует междисциплинарного подхода, совместных усилий социологов, политологов, историков, психологов и других специалистов. Нас же этноцентризм интересует как социально-психологическое явление.

В социальной психологии термин "этноцентризм" в его широком значении используется для обозначения специфического феномена обыденного этнического сознания, возникающего в процессе межэтнического взаимодействия и характеризующегося сверхпозитивным отношением к ингруппе и негативным эмоционально-оценочным отношением к аутгруппе. Он включает целый ряд когнитивных, эмоционально-аффективных и поведенческих проявлений. В сфере социальной (межэтнической) перцепции он актуализируется в виде позитивного образа собственной группы (позитивный автостереотип) и негативного образа иноэтнической аутгруппы (негативный гетеро-стереотип) на основе подчеркивания преимуществ собственной группы и ее культуры. В сфере эмоционально-аффективной этноцентризм выражается в виде положительных эмоций в отношении ингруппы (восхищение, гордость) и отрицательных - в отношении аутгруппы (неприязнь, презрение, страх, недоверие). На уровне поведения (вербального или реального) данный феномен проявляется в виде дискриминации членов иноэтническои аутгруппы или стремления к изоляции от нее.

В то же время в отечественной психологической науке ряд авторов используют термин "этноцентризм" в более узком значении как способ межэтнической дифференциации, подчеркивания (констатации) этносубъектами культурных отличий между ин- и аутгруппой с опорой на внутриэтнические эталоны в процессе межкультурного сравнения. Такая интерпретация термина "этноцентизм" не предполагает с необходимостью негативизма по отношению к аутгруппе (6, 36). Однако, в современной этнологической и социально-психологической литературе термин "этноцентризм" почти исключительно используется в его 1-ом, более широком значении.

Если рассматривать этноцентризм как социально-перцептивный феномен обыденного этнического сознания под углом зрения структуры этого явления, то становится очевидной его несводимость к позитивному автостереотипу или негативному гетеростереотипу, рассматриваемых в качестве автономных единиц этнического сознания. Специфика отношения этноса к самому себе и собственной культуре вне контекста его отношения к иноэтническим группам не раскрывает сущности феномена этноцентризма, поскольку отношение к ингруппе (автостереотип) и к аутгруппе (гетеростереотип) можно рассматривать изолированно друг от друга только в абстракции как методический прием для их более детального изучения. В действиельности, в жизнедеятельности группы они выступают как нерасчлененное целое, как одна из форм отражения этносом собственного единства и отличия от других этнических групп. Таким образом, этноцентризм как социально-перцептивный феномен представляет собой как бы "сплав" автостереотипа и гетеростереотипа, рассмотренных с учетом знака эмоционального отношения к объекту оценки (своей и чужой этнической группе) и выступающих как взаимозависимые элементы в структуре такого целостного образования как этнический стереотип.

Поскольку в отечественной и зарубежной литературе негативный этнический гетеростереотип очень часто обозначается термином "предрассудок", встает вопрос о сопоставлении этих 2-х понятий. С нашей точки зрения, это не идентичные, хотя и родственные, близкие феномены. Предрассудок как явление обыденного этнического сознания характеризуется негативным отношением лишь к отдельным этнокультурным характеристикам аутгруппы. Он несет в себе негативную оценку достаточно узких этнокультурных характеристик аутгруппы, затрагивая лишь ее конкретные культурноспецифические особенности, неприемлемые с культурных позиций оценивающей группы. Это не исключает позитивных оценок как прочих сторон жизнедеятельности иноэтнической аутгруппы, так и ее самой в целом, что способствует достаточно успешной взаимной адаптации этноконтактных групп, несмотря на неприятие отдельных элементов культурной специфики друг друга. В то же время негативный гетеростереотип как элемент этноцентризма предполагает целостную, тотальную негативную оценку аутгруппы, в сравнении с ингруппой. Этноцентризм, по сравнению с предрассудком, представляет собой качественно иное состояние этнического сознания, в котором зафиксирован глобальный негативизм по отношению к аутгруппе, всеобщее отвержение любых проявлений ее этнокультурной специфики, вплоть до дегуманизации ее членов, представлений о них как о "нелюдях". Оценочная поляризация между ин- и аутгруппой носит в этом случае всеобъемлющий характер и достигает тем самым более сильной степени выраженности. По сравнению с предрассудком, этноцентризм также представляет собой более целостное и упорядоченное представление о собственной этнической группе и ее иноэтническом окружении и носит достаточно "обобщенный", "системный" характер. Таким образом, понятия "этноцентризм" и "предрассудок" отражают близкие, сходные по своей природе социально-психологические явления, отличающиеся в то же время по степени своей "объемности". Исходя из этого, предрассудок можно рассматривать как одну из форм проявления этноцентризма, охватывающий боле узкий круг ситуаций межэтнического взаимодействия и заключающий в себе как бы тенденцию, возможность своего расширения и развития до уровня собственно этноцентризма.

Анализ этносоциальной ситуации в Узбекистане (г.Ташкент) в момент проведения исследования

Исследование проводилось в г.Ташкенте в феврале-марте 1992 года. Население Ташкента отличается высокой полиэтничностью, что в известной мере выделяет его среди других городов Узбекистана. Преобладающими по своей численности этническими группами Ташкента являются узбеки (44,2%), русские (34,0%), татары (6,3%), евреи (2,1%), которые и вошли в состав выборки исследования.1 Указанные этнические группы имеют длительную, более чем вековую историю совместного проживания в регионе. Заселение Узбекистана русскими и представителями других народов России началось с 80-х годов прошлого столетия. Но основная часть представителей некоренных этнических групп (в частности, русских, евреев и татар) переселилась в Узбекистан в ходе проведения политики индустриализации региона, осуществлявшейся в стране начиная с 20-х и вплоть до 60-х годов нынешнего столетия. В течение этого исторического периода взаимодействие указанных этнических групп характеризовалось наличием постоянных и многосторонних контактов в различных сферах общественной жизни. В то же время, находясь в условиях достаточно тесного взаимодействия и взаимовлияния, тш сохраняли свою этническую идентичность и культурное своеобразие.

По своему социально-профессиональному составу представленные в исследовании группы этнических меньшинств Узбекистана (русские, татары, евреи) характеризуются определенной однородностью. В основном, это городские жители, работники сферы квалифицированного умственного и физического труда, занятые в сфере промышленного производства (квалифицированные рабочие, инженерно-технический и управленческий персонал), а также в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, отраслевого управления. В целом социально-культурный статус населения нетитульных национальностей Узбекистана был достаточно высоким. Оно составляло значительную часть квалифицированного трудового потенциала.

Узбекское население Ташкента характеризуется несколько иным социально-профессиональным составом. Городское узбекское население занято преимущественно в традиционных для него сферах торговли и обслуживания, а также административного управления, в учреждениях здравохранения, просвещения и культуры. Узбеки составляют основную часть неквалифицированных рабочих в промышленном производстве.

Узбекское население Ташкента в основной массе двуязычно: наряду со своим национальным языком свободно владеют русским языком 62,4% узбеков, частично - 100%. Проживающие в Узбекистане этнические группы татар и евреев являются в массе своей русскоговорящими. Тем не менее, по данным переписи 1989 года 74,8% татар, проживающих в Ташкенте, считают родным языком татарский и 20,0% евреев - иврит. Владеют своим национальным языком 3,8% татар и 3,9% евреев, проживающих в Ташкенте. Узбекским языком владеют 3,5% русских, 8,8% татар и 5,8% евреев.

К моменту проведения исследования этносоциальная ситуация в Узбекистане характеризовалась рядом особенностей. Прежде всего к ним следует отнести изменение политического статуса этнических групп русских и узбеков. После провозглашения государственной независимости Узбекистана в августе 1991 года политический статус узбекской этнической группы значительно возрос. Узбеки становятся группой этнического большинства не только по своей численности, но и как группа, обладающая властными полномочиями в государстве, как носители политического суверенитета. В связи с указанными социоэтническими преобразованиями уменьшилось влияние русских на политическую жизнь в Узбекистане, их этнополитический статус в новых условиях принципиально снизился. В предшествующий же период времени политический статус русского населения в Узбекистане характеризовался определенной двойственностью: как меньшинства (нетитульной и недоминирующей в численном отношении нации) и одновременно как этнического большинства в рамках бывшего СССР.

Политический статус других групп (в частности, татар и евреев) в качестве этнических меньшинств остался неизменным.

За период социоэтнических трансформаций периода 1988-1992 годов в общественном сознании населения Узбекистана, прежде всего узбекского, произошла значительная переоценка представлений об исторических взаимоотношениях этнических групп русских и узбеков, месте и роли каждой из этих групп в истории региона. Данная переоценка основывается на пересмотре истории военного присоединения Узбекистана к России во второй половине XIX столетия. В результате, в обыденном этническом сознании узбекского населения стали доминировать представления об узбеках как о коренной нации, имеющей в связи с этим приоритет в различных сферах общественной жизни перед некоренными этносами региона. При этом престиж русской этнической группы как некоренного этноса, утвердившего приоритет своего языка и культуры в регионе за счет подавления и ущемления культуры коренного этноса (узбеков), в общественном сознании населения, в первую очередь узбекского, всячески занижался.

Как следствие политических преобразований, изменились и другие характеристики социального статуса этнических групп русских и узбеков, в частности, положение их национальных языков и культур. Государственное строительство начинает осуществляться властными структурами Узбекистана на основе конституционно закрепленного приоритета "национальных и исторических ценностей узбекского народа". В результате культурные, образовательные, информационные и другие потребности неузбекского населения оказались вне социальной политики государства, стали игнорироваться. В соответствии с Законом о государственном языке (1989 г.) узбекский язык приобретает статус государственного и получает в этом качестве приоритет во всех без исключения сферах общественной жизни. Государственными структурами начинает проводиться курс, направленный на ускоренное расширение сфер использования узбекского языка, повышение его влияния в регионе за счет одновременных ограничений в использовании русского языка. Это привело к постепенному вытеснению русского языка из официального общения (в сфере трудовой деятельности, обслуживания, образования, государственного управления). Ускоренное внедрение узбекского языка во все области государственной и общественной жизни стало предпосылкой вытеснения из них неузбекского русскоговорящего населения, снижения его социального статуса в целом.

Характеристика объекта, процедуры, методов исследования. Основные используемые показатели

Объект и процедура исследования. Опрос респондентов проводился в феврале-марте 1992 года, в Ташкенте. Объектом исследования явилась работающая и студенческая молодежь с высшим и незаконченным высшим образованием в возрасте 20-35 лет. Основную часть опрошенных составили студенты политехнического и педагогического институтов г. Ташкента, Ташкентского Государственного Университета, а также сотрудники ряда научно-исследовательских учреждений. Выбор объекта исследования объясняется высоким уровнем активности и вовлеченности молодежи в общественно-политические и национальные процессы, происходящие в обществе.

Опрос проводился очно, на добровольной основе, респондентам гарантировалась его анонимность. Сообщалось, что опрос носит научный характер и его результаты не будут использованы в других целях. В проведении опроса с респондентами-узбеками принимали участие интервьюеры узбекской национальности. Анкеты предлагались респондентам всех национальностей на русском языке (с преамбулой на узбекском языке для респондентов-узбеков), учитывая, что студенты узбекской национальности владеют русским языком в степени, достаточной для понимания предложенного текста. Порядок предъявления методик предусматривал, что первоначально вниманию опрашиваемых предлагались методики "открытого" типа, затем шкальные методики с целью устранить влияние стимульного материала, предложенного интервьюером, на ответы респондентов.

Всего было опрошено 183 человека. По национальной принадлежности опрошенные распределились следующим образом: узбеки - 70, русские - 52, татары - 22, евреи - 20, армяне - 11, корейцы - 2, крымские татары - 4, латыши - 1 и уйгуры - 1 человек. В основную выборку нашего исследования вошли представители этнических групп узбеков, русских, татар и евреев, составившие достаточные по численности моноэтничные выборки. Кроме того, указанные этнические группы являются преобладающими по своей численности в населении г. Ташкента. Таким образом, в исследовании представлена группа этнического большинства Узбекистана (узбеки), с одной стороны, и 3 группы этнических меньшинств (русские, татары, евреи), с другой. При опросе, в соответствии с инструкциями предложенных методик, респонденты каждой из исследуемых этнических групп характеризовали этническую группу своей принадлежности (этническую ингруппу) и иноэтническую группу (аутгруппу). С учетом реалий социоэтнической ситуации исследования для респондентов групп этнического меньшинства Узбекистана (русских, татар, евреев) в качестве релевантной иноэтнической аутгруппы выступала группа этнического большинства - узбеки. Для респондентов группы этнического большинства, узбеков, в качестве релевантной аутгруппы выступала русская этническая общность Узбекистана как доминирующая в иноэтническом окружении узбеков по своей численности и степени социокультурного влияния. Социальные характеристики этнических групп, представители которых явились объектом настоящего исследования, а также условия и особенности их взаимоотношений в исследуемом регионе были описаны выше при анализе социоэтнической ситуации в Узбекистане.

Принципы отбора методического инструментария. При изучении процессов социальной перцепции в больших социальных группах, в том числе этнических, перед исследователем стоит задача выявить социально-перцептивные образы, реально функционирующие в сознании группы. Следовательно главным критерием при отборе и адаптации методов исследования выступает их способность актуализировать эти социально-перцептивные образования в сознании респондентов. В связи с этим значительная часть используемых в данном исследовании методов принадлежит к классу так называемых "открытых" методов. В то же время учитывалась необходимость комплексного применения как "открытых", так и "закрытых", шкальных методик. Использование методов первого типа позволило обеспечить этнокультурную валидность данных, а также выявить дополнительные характеристики, непредусмотренные на этапе подготовки исследования. Применение шкальных методов "закрытого" типа обеспечило возможность более точной количественной оценки полученных результатов, а также способствовало их большей внутренней надежности, позволяя сравнивать между собой данные различных методов и групп респондентов. В результате в исследовании использовались следующие методы.

Для определения наличия и степени выраженности феномена этноцентризма в сфере социальной перцепции исследуемых этногрупп

использовались метод этнических стереотипов Каца-Брейли (1) и метод семантической оценки этнической группы (2). Показателем уровня этноцентризма явилась модальность и степень выраженности оценочных компонентов авто- и гетеростереотипа, представленных в сознании респондентов.

Нарушение позитивной этнической идентичности сопровождается переживанием чувств эмоционального дискомфорта, напряженности, неуверенности, а в ситуациях межэтнического контакта проявляется в виде неудовлетворенности межэтническими отношениями с аутгруппой и стремления уклониться от контактов с ней. Учитывая это, состояние этнической идентичности исследуемых групп оценивалось на основе следующих эмпирических референтов: а) уровня эмоциональной напряженности в группе, связанного с воспринимаемым нарушением ее позитивной этнической идентичности; б) удовлетворенности группы актуальными межэтническими отношениями; в) тенденций межэтнического ин-аутгруппового общения (сохранение или уклонение от контактов с аутгруппой). При этом использовались следующие методики: специально разработанная для данного исследования шкала эмоциональной напряженности (3), метод свободных характеристик межэтнических отношений (4), метод семантической оценки межэтнических отношений (5), индекс включенности в иноэтнические контакты (6), шкала социальной дистанции Богардуса (7), методика выявления ориентации на отъезд из региона (8).

Величина воспринимаемой этнокультурной дистанции между ин- и аутгруппой фиксировалась с помощью методики выявления представлений респондентов об этнокультурном сходстве-различиях (9), семантических шкал этнокультурного сходства-удаленности (10).

Похожие диссертации на Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений