Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Степанова Ольга Константиновна

Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии
<
Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Степанова Ольга Константиновна. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1999 186 c. РГБ ОД, 61:01-19/225-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сущность и специфика этнических стереотипов 15

1.1 . Понятие стереотипа в психологической литературе 15

1.2.Особенности этнических стереотипов 41

1.3. Роль и значение этнических стереотипов в деятельности и поведении людей 67

Глава II. Экспериментальное исследование своеобразия проявления этнических стереотипов студентов бурятии 91

2.1. Программа изучения этнических стереотипов студентов Бурятии 91

2.2. Результаты исследования особенностей проявления этнических стереотипов студентов Бурятии 106

Заключение 155

Библиография 160

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность проблемы.. Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотип, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы.

После распада СССР на территории СНГ наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри России. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. В свою очередь многонациональный состав населения России, сепаратистские настроения, усилившиеся в силу ряда экономических причин возникших у населения многих автономий России, образование своеобразных экономических ниш в экономике и ряде других сфер общественной жизни во многом способствует тому, что нарастающая конфликтность приобретает национальную окраску. Это вызывает обострение отношений между представителями отдельных национальностей, делает национальную принадлежность одним из существенных критериев восприятия людьми друг друга, в котором большую роль начинают играть этнические стереотипы.

Этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах.

Проблема содержания и особенностей проявления этнических стереотипов очень слабо изучена в отечественной литературе. До настоящего времени пока нет исследований, специально посвященных роли национальных стереотипов в развитии межнационального конфликта, взаимодействию их компонентов в условиях постоянно меняющейся социально-политической ситуации в стране. Кроме того, совсем не исследованы возможности использования позитивных национальных стереотипов как для урегулирования межнациональных отношений, так и для профилактики, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов на любом уровне. Отсутствуют и исследования, позволяющие прогнозировать эффективность совместной деятельности представителей разной этнической принадлежности.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования.

Объектом исследования являлись студенты, обучающиеся в ВУЗах Бурятии.

Предметом - особенности этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить особенности этностереотипов студентов русской и бурятской национальностей и показать их роль, значение, специфику проявления во взаимодействии, взаимоотношениях и общении между ними.

Гипотеза исследования состояла в разработке и подтверждении следующих основных предположений о том, что:

- авто-, гетеро-, мужские и женские этнические стереотипы студентов русской и бурятской национальности различаются между собой, отражают специфику национальной психологии двух народов, обуславливают своеобразие социального восприятия, поведения и деятельности их представителей;

- правильные изучение, оценка и интерпретация этнических стереотипов студентов Бурятии позволяют разрабатывать практические рекомендации для совершенствования их совместной деятельности и на этой основе оптимизировать и улучшать процесс общения и взаимоотношений представителей русской и бурятской национальностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в диссертации решались следующие задачи:

1. Рассмотреть современные представления об этнических стереотипах, обобщить теоретические подходы к их изучению, выявить их структурные компоненты, особенности функционирования и проявления.

2. Выявить и обосновать: особенности проявления авто-, гетеро-, мужских и женских этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей; зоны совпадений-несовпадений авто- и гетеростереотипов русских и бурят; социальные дистанции в интра- и интерэтническом взаимодействии студентов Бурятии.

3. Разработать и апробировать программу экспериментального исследования этнических стереотипов представителей русской и бурятской национальностей.

4. Экспериментально определить влияние этнических стереотипов на особенности межличностного взаимодействия, взаимоотношений и общения студентов русской и бурятской национальностей.

5. Разработать практические рекомендации по учету этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей в их совместной деятельности.

Методологической основой исследования явились научные идеи о хоциально-исторической природе национальной психологии и этнических стереотипов; факторах, их детерминирующих; учете специфики проявления национального самосознания; единстве национального, социального и индивидуального в психологии человека и групп людей.

Теоретической основой исследования стали: концепции российских ученых, в которых раскрываются научные основы психологии личности и межличностного взаимодействия людей (К.А. Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов и др.); теоретические работы, раскрывающие социально-психологическую сущность национальной психологии (Г.М.Андреева, К.В.Бромлей, Л.Ф.Дашдамиров, А.А.Деркач, Л.М.Дробижева, Б.А.Душков, И.С.Кон, С.И.Королев, В.Г.Крысько, Б.Ф.Поршнев, В.П.Трусов и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (В.С.Агеев, Л.М.Дробижева, А.Д.Карнышев, В.Г.Крысько, Г.У.Кцоева, А.П.Оконешникова, Т.Г.Стефаненко, В.А.Шлягина и др.). Важным подспорьем явились и научные труды, посвященные исследованию этнических и этнопсихологических особенностей бурят (В.Г. Бальжиев, К.Д.Басаева, Н.Б. Дондобон, А.Д. Карнышев, Д.Д.Нимаев, С.С. Танхасаева, С.Ц. Чимитова и др.).

Методической основой исследования являлась совокупность методов и методик исследования, включающих в себя использование: метода изучения этнических стереотипов Д.Катца и К.Брейли; метода парных сравнений; шкалы социальной дистанции Э. Богардуса; опросника Д.Пибоди; диагностического теста отношений, разработанного Г.У.Кцоевой; этнопсихологического опросника; элементов методики множественной идентификации, разработанной В.Ф.Петренко. Кроме того, использовались: 1) специальные методики для разработки, подготовки и организации начальных и пилотажных этапов исследования; 2) методики сбора и обобщения этнопсихологических данных: специальные беседы и анкетные опросы; 3) методы математической и статической обработки, интерпретации данных.

Исследование проводилось с 1994 по 1999 годы в Бурятском Государственном Университете, Восточно-Сибирском технологическом институте, Бурятском сельскохозяйственном институте. Всего в исследование были вовлечены около 1000 студентов, репрезентативные выборки по изучению этнических стереотипов при этом были осуществлены на группе в 200 студентов русской и бурятской национальностей, которые в свою очередь делились на две подгруппы - мужчины и женщины (100 студентов русской национальности: 50 женщин и 50 мужчин; 100 студентов бурятской национальности: 50 женщин и 50 мужчин).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- уточнены и представлены современные подходы понимания этнических стереотипов и специфики их проявления в современных условиях;

- выявлены и описаны особенности авто-, гетеро-, мужских и женских этнических стереотипов русских и бурятских студентов, на основе которых можно судить и о представителях этих этнических общностей в целом;

- выявлены и описаны зоны совпадений-несовпадений авто- и гетеростереотипов русских и бурят;

- изучены социальные дистанции в интра- и интерэтническом взаимодействии студентов Бурятии;

установлена зависимость социальной дистанции в межэтническом общении от степени выраженности этностереотипа,

что социальная дистанция тем боллыпе, чем негативней выражен этностереотип;

- разработана и апробирована программа изучения этнических стереотипов студентов Бурятии.

- разработаны практические рекомендации по учету этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей в их совместной деятельности.

Надежность и обоснованность результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями автора; проверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатами; применением апробированных методов исследования; использованием совокупности надежных методик этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; репрезентативностью выборки; проведением дополнительных исследований и сравнением их с моделируемыми ситуациями; сопоставлением с выводами других исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик для изучения реально функционирующих этнических стереотипов русских и бурят, разработаны практические рекомендации по учету особенностей проявления этнических стереотипов в совместной деятельности студентов русской и бурятской национальностей. Поскольку были выявлены зоны несовпадений этнических стереотипов русских и бурятских студентов, то на их основе могут возникать межэтнические трения и даже конфликты. Последние можно предупреждать или снимать, если студентов обеих национальностей знакомить с причинами их появления, а преподавателей, ведущих обучение и воспитание студентов, обучать методике их преодоления.

Положения, выносимые на защиту. Этнические стереотипы - это обобщенно-устойчивые, эмоционально-насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений образы этнических групп, регулирующие восприятие и поведение людей разных национальностей.

Этнический стереотип: является разновидностью социального стереотипа; отражает мнения нации о себе (автостереотипы) и о другой этнической общности (гетеростереотипы); обязательно имеет определенную знаковую направленность и поляризацию (негативные национальные стереотипы, положительные национальные стереотипы); связан с реальной действительностью, что зависит от знаний, уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства; имеет в качестве устойчивого ядра комплекс основанных на историческом опыте представлений об образе народа, в отношении которого высказываются суждения; предельно устойчив, но тем не менее изменяем под влиянием опыта личного взаимодействия, воздействия средств массовой коммуникации, аффектов и эмоций; структурно состоит из автостереотипа и гетеростереотипа, каждый из которых имеет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

Главными содержательными характеристиками автостереотипов русских студентов, согласно результатам проведенного исследования, являются следующие психологические черты: критичность, доверчивость, миролюбие, боевитость, веселость, легкомысленность, тактичность, откровенность, гибкость, переменчивость, спокойность, активность, скромность, щедрость, самоуверенность, принципиальность, практичность, готовность прощать других людей, избирательность, осторожность, смелость, мягкотелость, взаимное сотрудничество, независимость, раскрепощенность, организованность, восторженность, трудолюбие, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Главными содержательными характеристиками гетеростереотипов бурятских студентов в отношении русских, как показало проведенное исследование выступают следующие психологические качества: критичность, доверчивость, миролюбие, боевитость, веселость, легкомысленность, бестактность, откровенность, гибкость, переменчивость, возбуждаемость, активность, претенциозность, щедрость, самоуверенность, принципиальность, практичность, придирчивость, избирательность, бесшабашность, смелость, твердость, жесткость, сотрудничество, независимость, раскрепощенность, организованность, восторженность, трудолюбие, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Главными содержательными характеристиками автостереотипов студентов-бурят, выявленными в процессе проведенного исследования, являются следующие черты: критичность, недоверчивость, миролюбие, боевитость, веселость, серьезность, практичность, откровенность, гибкость, упорность, спокойность, инертность, скромность, щедрость, самоуверенность, уверенность, практичность, избирательность, осторожность, смелость, твердость, жесткость, сотрудничество, независимость, заторможенность, организованность, восторженность, ленивость, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Главными содержательными характеристиками гетеростереотипов русских студентов в отношении бурят, как показало проведенное исследование, выступают: критичность, недоверчивость, агрессивность, боевитость, веселость, серьезность, бестактность, лицемерность, гибкость, упорность, возбужденность, активность, скромность, самоуверенность, принципиальность, практичность, придирчивость, избирательность, осторожность, смелость, твердость, жесткость, сотрудничество, независимость, раскрепощенность, организованность, восторженность, трудолюбие, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Авто- и гетеростереотипы русских и бурят в основном сходны, но по некоторым позициям есть и несовпадения. Зоны явных несовпадений авто - и гетеростереотипов на русских просматриваются по трем позициям: "возбужденный - спокойный", "скромный - претенциозный" и "мягкотелый - твердый". Зоны несовпадений авто- и гетеростереотипов на бурят просматриваются по шести позициям: "миролюбивый - агрессивный", "тактичный -бестактный", "возбужденный - спокойный", "щедрый - скупой", "ленивый - трудолюбивый", "прощающий - придирчивый".

Мужские автостереотипы русских и гетеростереотипы студентов-бурят в отношении русских имеют четкую и, в основном, положительную окраску (неопределенность отсутствует). Женские автостереотипы русских и гетеростереотипы буряток в отношении русских имеют выраженную критичную оценку.

Мужские автостереотипы бурят и гетеростереотипы русских в отношении бурят более совпадают друг с другом , чем женские. При этом, мужской автостереотип менее четок и более критичен, чем женский автостереотип (т.е. имеют, в основном, нейтрально- критичную окраску). Женские автостереотипы буряток и гетеростереотипы русских в отношении бурят, как правило, слабо совпадают друг с другом. При этом, женский автостереотип буряток имеет четкую и в основном положительную окраску.

Анализ зон несовпадений авто - и гетеростереотипов позволяют прогнозировать направления деятельности социальных психологов в интересах профилактики межэтнических конфликтов между представителями русской и бурятской национальностей, оптимизации межэтнических отношений между ними.

Специфика проявления этностереотипов студентов Бурятии в процессе интра- и интерэтнического взаимодействия между ними обусловлена также разделением представителей бурятской национальности на различные территориальные группы. Основаниями для деления бурят на различные группы являются: языковые различия, различия в исторически сложившихся видах деятельности, разное религиозное вероисповедание. Не только сами буряты четко выделяют три этногруппы, но и русские, проживающие в Бурятии, тоже демонстрируют различное отношение к представителям этих групп .

Программа изучения этнических стереотипов, как показало исследование, должна включать: описание предмета и объекта кросскультурного изучения, их теоретических и практических оснований, критериев анализа конкретных этнопсихологических феноменов, входящих в их содержание, описание процедур их исследования и специфических методик их осуществления.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях Бурятского государственного университета, на заседаниях кафедры психологии, методологических семинарах Бурятского государственного университета, на заседании кафедры психологии личности и педагогики Института молодежи. Результаты исследования используются при проведении занятий по социальной психологии и этнопсихологии в БГУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав , заключения, списка литературы и приложений. Она включает 180 страниц машинописного текста, содержит 14 таблиц, 2 диаграммы и 12 гистограмм.

Понятие стереотипа в психологической литературе

Слово "стереотип" происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в полиграфии для обозначения печатной формы-копии с типографского набора. В обыденной жизни понятие "стереотип" употребляется довольно часто как синоним слов "шаблон" или "стандарт".

Подходы к пониманию стереотипа. Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот в 1922 году американским социологом Уолтером Липпманом . В работе "Общественное мнение" (129) он описал стереотип как характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений.

Стереотип, по У.Липпману, возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: - нам говорят о мире до того, как мы его увидим. Мы представляем себе многие вещи до того, как мы их познаем на опыте. Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений.

Явление стереотипизации - характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Оно тесно связано со стремлением человека "рассортировать" полученную им информацию, "разложить ее по полочкам" в сознании.

Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания такими критериями стали наиболее характерные, броские, "лежащие" на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, "суммировать" познание, обобщать его.

Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа обусловливается интересами той или иной социальной группы. Для каждой социальной группы социально-психологический стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д. Соответственно, стереотип, характеризующий явление, которое может быть оценено с националистических позиций, неизменно предстает в виде националистически направленного стереотипа.

Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. В этом плане они выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы это - крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.

Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.

И все же, стереотипы - преимущественно неточные образы реальности: они могут быть основаны на "ошибке", на привычке принимать предвзятость за истину.

Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: "знакомое" и "незнакомое". "Знакомое" становится синонимом "хорошего", а "незнакомое" - синонимом "плохого". Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно стереотип несет в себе оценочный элемент. У.Липпман писал: "Когда мы придерживаемся предрассудков, мы не анализируем характер человека и не пытаемся оценить хорош он или плох. Мы сразу видим плохого человека. Мы видим росистое утро, краснеющую от застенчивости девушку, безгрешного священника, лишенного юмора англичанина, опасно "красного", бесшабашного цыгана, ленивого индуса, коварного азиата, буйного ирландца, жадного еврея, стопроцентного американца". Любой стереотип всегда содержит тенденциозные, упрощенные, заранее заданные характеристики явления и поэтому всегда неадекватен ему, что противоречит научному подходу к явлениям, служит препятствием на пути познания истины. Поэтому нет и не может быть "истинных стереотипов" (101).

Стереотипы должны рассматриваться как системы понятий с их позитивными и негативными функциями, обладающими теми же самыми типами свойств, что и другие понятия, и служащими для организации опыта подобно другим понятиям. Липпман подчеркивал роль стереотипов как понятий благоприятствующих "экономии мышления", неизбежной из-за разнородности социальных явлений.

Согласно Липпману стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой "картинки" мира в "голове" человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищает его ценности, позиции и права (129).

Позже, вслед за У.Липпманом, было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления. Так, Т.Шибутани определял социальный стереотип как популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легкого различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей (105). Р.Таджури понимает под социальным стереотипом склонность воспринимающегося субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории (134). По мнению В.Дуааза, стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними (2).

Роль и значение этнических стереотипов в деятельности и поведении людей

Этнические стереотипы определяют поведение человека в различных социальных ситуациях. Составляя элемент этнокультурной социализации, они влияют на этнические симпатии-антипатии, национальные отношения, обуславливающие межэтническое взаимодействие людей.

Функции этнических стереотипов. Этностереотипы формируются на основе избирательности - сопоставления своей этнической общности с другими ("нас" с "не нами"). Наряду с другими факторами этностереотипы обуславливают характер национальных отношений, способствуя формированию образов "хороших" и "плохих" народов (союзников - партнеров - соперников - врагов), и таким образом, косвенно обеспечивают позитивный или негативный характер этнической комплиментарности.

Этностереотипы формируются как в процессе непосредственного межнационального общения, так и в неорганизованных формах передачи информации (слухи, анекдоты, поговорки и т.п.), базируются на предубеждениях, уходящих корнями в исторические традиции (в частности, стереотип антисемитизма), передаются через художественную литературу и фольклор.

Вот как отражают, в частности, черты национального характера русские пословицы: автостереотипы ("Русский терпелив до зачина", "Русак умен, да задним умом", "Русский любит авось, небось, да как-нибудь" и т.п.) и гетеростереотипы ("Хохол глупее вороны, да хитрее черта", "Цыган что голоднее, то веселее", "Что русскому здорово, то немцу смерть" и т.п.). Хотя многие из них устарели и отражают одну лишь этноисторическую реальность, в той или иной степени они откладываются в коллективной памяти народа, ретранслируются в современных оценках (77).

Этностереотипы позволяют судить о национальном характере. Национальный характер - совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития (36).

Национальный характер неверно было бы низводить до набора некоторых общих психических или психологических свойств народа, значительно явственнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные этнофоры, а группы взаимодействующих людей. Чтобы считаться типичными для того или иного этноса черты характера должны быть присущи значительной части его членов, конечно, не на уровне монопольного обладания, но в интенсивности и в оттенках их проявления.

Зарубежные авторы определяют национальный характер как "модальную личность", "базовую личность", "социальную личность" или сужают понятие национального характера до системы установок и представлений у членов одной этнической общности, типа взаимодействия членов одной общности, выполнение ролевых функций, соблюдение правил и табу (культурантропологический подход) (124). Все авторы сходятся на том, что национальный характер - самый "неуловимый" феномен этничности, хотя никто не отрицает его существования.

Отечественная школа чаще всего рассматривает национальный характер как результат культурной социализации личности, проявления специфики национальной культуры (18). Направленность национального характера обусловлена системой побуждений - совокупностью потребностей, интересов, установок и идеалов. Этнические стереотипы и отражают специфику этих побуждений, других черт характера.

Из анализа социально-психологической литературы по этническим стереотипам можно увидеть, что, как и у нас в стране, так и за рубежом социальные стереотипы трактовались всегда как неизбежное зло, барьер, помеха, встающие на пути точного и полного взаимопонимания людей, как свидетельство чуть ли неполноценности или испорченности "человеческой природы". В.П.Трусов и Л.Х.Стрикленд пишут о том, что, с одной стороны, негативная оценка социального стереотипа распространены из-за ошибочного мнения об обязательных деструктивных последствиях стереотипизации, выражающихся якобы в том, что стереотипное восприятие непременно мешает установлению хороших отношений между людьми и что, с другой стороны, социальные стереотипы могут играть и конструктивную роль (97).

Агеев B.C. в своих работах отмечает: "рассмотренный с социально-психологической точки зрения процесс стереотипизации не релевантен этнической антиномии "хорошо-плохо". Сам по себе этот процесс не плох и не хорош, он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упростить социальное окружение индивида. Этот процесс можно сравнить с "грубой настройкой" в таких оптических устройствах, как микроскоп и телескоп, наряду с которым существует и "тонкая настройка", аналогами которой в сфере социального восприятия выступают идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия" (3).

Сказанное нисколько не противоречит частым негативным оценкам социальных стереотипов как социального явления, поскольку речь идет здесь не только о других различных уровнях социальной реальности, но и о двух различных уровнях познания этой реальности - социологическом и психологическом. Вне всякого сомнения, социальные стереотипы, полные этноцентризма, предрассудков, враждебности и т.п. - явления отрицательного порядка. Однако было бы заблуждением видеть детерминанту содержательной стороны стереотипов в психологическом процессе стереотипизации. Конечно, этот процесс имеет самое прямое отношение к формированию подобного рода стереотипов, но только как механизм формирования и ни в коем случае как их причина. Детерминанты содержательной стороны стереотипов кроются, конечно же, в явлениях социального, а не психологического порядка. Иллюстрацией вышесказанному может служить тот факт, что представления о собственной группе, как правило не наполнены враждебностью и предубежденностью, а напротив, характеризуются весьма благоприятно оценочной окраской, хотя являются в такой же степени стереотипными, как и негативные

Программа изучения этнических стереотипов студентов Бурятии

Методологической основой программы являются кардинальные принципы психологической науки, разработанные и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых; основополагающие научные идеи о социально-исторической природе национальной психологии людей, о единстве проявления национального, межнационального и общечеловеческого в психологии народов, идеи о детерминирующих этнические стереотипы объективных факторах, а также положения выработанной нами теоретико-методологической концепции, отражающей сущность и особенности проявления этнических стереотипов.

Теоретической основой проводимого исследования являются концепции российских ученых, в которых раскрываются научные основы понимания путей и способов изучения психологии личности и межличностного взаимодействия (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов и др.); теоретические результаты, раскрывающие социально-психологическую сущность национальной психологии (Г.М.Андреева, К.В.Бромлей, Л.Ф. Дашдамиров, Л.М.Дробижева, Б.А.Душков, И.С.Кон, С.И.Королев, В.Г.Крысько, Б.Ф.Поршнев, В.П.Трусов, П.Н.Шихирев и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (В.С.Агеев, Л.М.Дробижева, В.Г.Крысько, Г.У.Кцоева, А.П.Оконешникова и др.); труды, посвященные исследованию этнических и этнопсихологических особенностей у бурят (К.Д.Бассаева, А.Д.Карнышев, Д.Д.Нимаев,С.Ц.Чимитова и др.). Объектом исследования является процесс интра- и интерэтнического взаимодействия студенческой молодежи Бурятии, который рассматривается как форма межличностного и межгруппового взаимодействия. Студенты Бурятии были выбраны в качестве объекта исследования прежде всего потому, что представляют собой часть населения республики, в которой взаимодействуют представители многих национальностей. Изучение этнических стереотипов этих национальностей поддается реальному анализу и является достаточно репрезентативным. Взаимодействие-это процесс непосредственного или опосредствованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию этноструктур. В процессе взаимодействия между членами группы формируются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития.

Межличностное взаимодействие может рассматриваться как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле - это случайный или преднамеренный частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле, межличностное взаимодействие - это система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Основными признаками межличностного взаимодействия являются: 1) предметность; 2) эксплицированность (доступность для внешнего наблюдения и регистрации); 3) ситуативность (достаточно жесткая регламентация длительности, интенсивности, норм и правил интеракции, конкретными условиями межличностного взаимодействия); 4) рефлексивная многозначность (возможность быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности). Процесс интра- и интерэтнического взаимодействия студентов Бурятии как объект исследования обладает всеми перечисленными выше признаками. Особое внимание в ходе исследования уделялось анализу ситуативности, отражавшей конкретные условия межличностного взаимодействия студентов русской и бурятской национальности в процессе обучения. Эта ситуативность межэтнического взаимодействия прежде всего являлась следствием правильного исследования представителей различных территориальных групп бурят. Они делятся на две основные группы: западную и восточную. Западные буряты - буряты, проживающие на территории Иркутской области, в Усть-Ордынском национальном округе, представители Тункинского, Окинского районов. Восточные буряты, в свою очередь, делятся на две подгруппы: буряты, проживающие на территории Республики Бурятия и буряты, проживающие в Читинской области, в Агинском национальном округе. Поэтому предлагается в исследовательских целях условно обозначить три группы бурят: "западные", "восточные", "агинские".

Современная территория расселения бурят в основном соответствует тем границам, в пределах которых обитали их предки к началу XVII в., т.е. к приходу туда русских. В то время предки бурят представляли собой ряд самостоятельных племенных объединений наиболее крупными среди которых являлись такие племена, как булагаты, эхириты, хоринцы, и хонгодоры. Приход русских в Восточную Сибирь оказал существенное воздействие на ход протекавших в регионе этнических процессов. В связи с тем, что буряты были расселены в разных естественных географических зонах, они издавна подразделялись на локальные группы отличавшиеся друг от друга хозяйственными и культурно-бытовыми особенностями. Ко второй половине XIX в. почти во всех ведомствах Балаганского округа сложилась земледельческо-скотоводческое направление хозяйства, в ведомствах Иркутского и Верхоленского округов и в большинстве ведомств Забайкальской области -скотоводческо-земледельческое, в Тункинском и Закаменском ведомствах наряду со скотоводством значительную роль продолжала играть охота, в Ольхонском и Баргузинском - и рыболовство, и охота. Экономически более развитыми были земледельческо-скотоводческие районы, в большей мере вовлеченные в орбиту товарно-денежных отношений.

Своеобразие исторических судеб тех или иных этнических компонентов, вошедших в состав бурятской народности, значительная территориальная рассредоточенность разных групп обусловили формирование и диалектных различий. В современном бурятском языке выделяются три основных наречия, объединяющие около 15 говоров: западнобурятское, включающее говоры (или диалекты) бурят Иркутской области, южнобурятское, включающее говоры бурят южных районов Бурятии, и восточно-бурятское -говоры бурят Читинской области и восточных районов Бурятии. Таким образом, наличие локальных и диалектных особенностей у разных бурят в определенной мере оказывает влияние на этнические процессы, происходящие у бурят в настоящее время.

Различия в хозяйственном укладе, в уровне экономического и общественного развития отдельных локальных групп бурят находили отражение в особенностях их культуры и быта, обычаях и обрядах. Заметное влияние на формирование отличительных черт оказывали также религиозные верования (у предбайкальских, или западных, бурят господствующей религией был шаманизм, у забайкальских, или восточных, - ламаизм), пронизывавшие почти все стороны их жизни.

Результаты исследования особенностей проявления этнических стереотипов студентов Бурятии

Для реализации поставленных задач программы исследования было проведено изучение этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей Бурятского государственного университета, Восточно-Сибирского технологического института и Бурятского сельскохозяйственного института, как наиболее информативной и наиболее часто выступающей в межнациональных контактах категории респондентов. Основное внимание уделялось выяснению содержания ряда этнических стереотипов , а также выявлению проявления специфики в этностреотипах студентов (русских и бурят), проживающих на территории республики Бурятия. Этнические стереотипы исследовались как рефлексия проявления соотношения наличного состояния разноэтнической общности и влияния на него межэтнических контактов, как отражение изменений, происходящих в разноэтнической общности в результате межэтнического взаимодействия. Исходя из полученных в результате математической обработки данных можно сказать, что как русские, так и буряты высоко единодушны в своих автостереотипах (Rp = 0,937; R6 = 0,910 ). Что касается гетеростереотипов, то здесь отмечается несколько меньшее единодушие в оценках русских и бурятских студентов (Rp = 0,888; R6 = 0,824), при этом гетеростереотипы бурят несколько менее согласованы, чем гетеростереотипы русских. Интересным представляется тот факт, что у мужчин, как русских так и бурят оценки более согласованы, чем у женщин, как в отношении автостереотипов так и гетеростереотипов (при оценке бурят Яж = 0,729, RM = 0,851; при оценке русских RK = 0,834, RM = 0,875). Из таблицы видно, что существует тесная связь между сравниваемыми величинами в целом (самый низкий R = 0,729), вследствие чего можно сказать, что полученные нами данные исследования этнических стереотипов надежны.

При анализе полученных автостереотипов и гетеростереотипов русских и бурят выявились сходные основания в оценке представителями обеих культур своей национальности по сравнению с оценкой представителей другой национальности.

Были рассмотрены отдельно и совпадения авто- и гетеростереотипов русских и бурят в отношении русских, что и нашло свое отражение в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что согласованность мужских авто- и гетеростереотипов в отношении русских более выражена, чем согласованность женских авто- и гетеростереотипов. Иными словами, оценки студентов-мужчин (русских и бурят) в отношении русских более согласованы, чем оценки студенток русской и бурятской национальностей. Однако, определенная рассогласованность мужских авто- и гетеростереотипов (при общем совпадении) была отмечена в двух позициях "непрактичный - практичный", "самоуверенный - застенчивый". Русские студенты-мужчины по первой позиции дали нейтральную оценку (4.0): "и не практичный, и не непрактичный", а студенты-мужчины бурятской национальности оценили русского более определенно (3.1 - по первой позиции и 4.8 -по второй), т.е. скорее как "практичный" и более "самоуверенный". Студентки бурятской национальности оценили русского более боевитым (5.3), более активным (5.3), и уверенным (5.6), а в оценках студенток русской национальности эти качества менее выражены (4.6; 4.8; 5.0 соответственно). При этом, отмечается более высокая степень выраженности женских автостереотипов русских студенток по позициям: "приятный" (5.5), "высокий интеллект" (5.4), "уважительный к людям" (5.5), в то время как у студенток бурятской национальности по данным позициям гетеростереотипы менее выражены(4.8; 4.9; 4.8 соответственно).

Выявленные расхождения в степени согласованности женских авто- и гетеростереотипов в отношении русских по всей видимости, можно объяснить компенсаторным отношением к своей национальности у русских студенток на современном этапе жизни русского народа, поскольку известно, что женский психологический тип, в целом, более чувствителен в плане социального восприятия.

По двум позициям ("переменчивый-упорный", "зависимый-независимый", "мягкий-жесткий") отмечено, по сути, полное совпадение авто- и гетеростереотипов, т.е. с такой критичной оценкой "скорее переменчивый, чем упорный", "скорее зависимый, чем независимый" в отношении "русских" согласны как русские, так и буряты (как мужчины, так и женщины).

Из 36 позиций личностных характеристик авто- и гетеростереотипов русских и бурят совпадения отмечаются по 28 позициям (78%), из чего следует, что авто- и гетеростереотипы русских и бурятских студентов, пролшвающих на территории Бурятии в отношении русских носят стабильный характер (Приложение, гистограммы 1 и 2). Но, все же выявлены и несовпадения автостереотипов и гетеростереотипов в отношении русских по восьми позициям (см. Таблицу 4).

Похожие диссертации на Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии