Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Назырова Лариса Сабировна

Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан)
<
Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Назырова Лариса Сабировна. Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2001 242 c. РГБ ОД, 61:03-19/150-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические основы изучения и осмысления национальных стереотипов 11

1.1 Методология изучения национальных стереотипов 11

1.2 Механизмы межэтнического восприятия 19

1.3 Специфика национальных стереотипов 54

Глава II. Экспериментальное исследование специфики проявления национальных стереотипов русских и казахов 105

2.1 Программа изучения национальных стереотипов представителей различных возрастных групп Казахстана 105

2.2 Результаты исследования специфики проявления национальных стереотипов представителей различных возрастных групп Казахстана 123

2.3 Оценка профилей и результатов изучения национальных стереотипов русских и казахов 156

Заключение 185

Список литературы 190

Приложения 203

Введение к работе

Особенностью развития человеческого сообщества на современном этапе является значительное изменение и обострение межгрупповых и межнациональных, социально-политических и экономических отношений. С одной стороны, это связано с демографическим, экономическим, экологическим кризисами, с другой — со сложными процессами этнополитической, этноисторической, этнокультурной дифференциации и интеграции во всем мире, обусловленными общим социокультурным подъемом и ростом « национального самосознания.

Трансформация социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В условиях экономического, политического, социального кризисов в суверенных государствах бывшего СССР обостряются отношения между представителями отдельных народов, превращая национальную принадлежность в одно из существенных средств межгруппового взаимодействия, а национальные стереотипы в значимый фактор идентификации личности и восприятия людьми друг друга.

Изучение национальных стереотипов представляется делом чрезвычайно важным и практически значимым, что и обусловило выбор темы диссертации.

Объектом исследования выступали русские и казахи как представители титульных этносов Республики Казахстан, а его предметом — специфика проявления их национальных стереотипов с учетом возрастной принадлежности.

Цель исследования состояла в том, чтобы на основе изучения авто- и гетеростереотипов представителей русской и казахской национальностей Республики Казахстан показать их роль и значение в межэтническом восприятии ими друг друга.

Задачи исследования:

1. Обобщить представления российских и зарубежных ученых о межэтническом восприятии людей, его основных механизмах и роли в нем национальных стереотипов.

2. Обосновать современный подход к осмыслению структуры и содержания, особенностей функционирования и проявления национальных стереотипов.

3. Разработать и апробировать программу специального экспериментального исследования национальных стереотипов представителей русской и казахской национальностей.

4. Выявить особенности национальных стереотипов представителей титульных наций Республики Казахстан с учетом их возрастной принадлежности.

5. Выработать практические рекомендации по учету национальных стереотипов русских и казахов в интересах повышения эффективности их совместной деятельности.

Гипотеза исследования предполагала разработку и подтверждение предположений о том, что:

национальные стереотипы русских и казахов в Республике Казахстан сформировались под воздействием исторических и культурных условий их жизни;

специфика содержания и проявления национальных стереотипов русских и казахов обусловлена их возрастными особенностями, а также социально-структурными, культурными, историческими и политическими процессами, происходящими в Республике;

правильное изучение, оценка и анализ национальных стереотипов русских и казахов позволят оптимизировать и улучшать процесс межличностного восприятия и общения представителей этих национальностей, разрабатывать на этой основе практические рекомендации для совершенствования их совместной деятельности и межэтнических отношений.

Методологической основой исследования явились основные принципы отечественной психологической науки; научные идеи о социально-исторической природе национальной психики и о детерминирующих ее объективных факторах; современные представления о единстве проявления национального, межнационального и общечеловеческого в психологии народов.

Теоретической основой исследования стали концепции российских ученых, в которых раскрываются: научные основы психологии личности и психологии различных социальных общностей (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.); социально-психологическая сущность национальной психологии (Г.М. Андреева, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, И.С. Кон, ВТ. Крысько, Н.М. Лебедева, Б.Ф. Поршнев, П.Н. Шихирев и др.); специфику национальных стереотипов (Т. Адорно, B.C. Агеев, А.Д. Карнышев, Г.У. Кцоева, В.П. Левкович, В.Т. Лисовский, А. Олпорт, А.П. Оконешникова, Б.Ф. Поршнев, О.Ю. Товуу и др.); основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, Л.М. Дробижева, В.Г. Крысько, Г.У. Кцоева, А.П. Оконешникова, Т.Г. Стефаненко, В.Ф. Петренко, и др.); труды казахстанских авторов, относящиеся к анализу проблем межэтнического взаимодействия (Л.А. Байдельдинов, Н.Д. Джандильдин, М.С. Джунусов и др.).

Методической основой диссертации являлась совокупность методов и методик, включающая в себя использование адаптированных к задачам этнопсихологического исследования: методик свободного описания черт в нескольких его разновидностях на этапе пилотажного исследования (методика Д. Катца и К. Брейли, процентная методика Дж. Брайема, методика выявления диагностического коэффициента К. Макколи и К. Ститта,); методик прямого опроса (психосемантическая методика, «Ценностные ориентации» М. Рокича); проективных методик (методика цветовых метафор И. Соломина специально разработанная автором проективная методика для исследования механизма атрибуции).

Кроме того, использовались:

1) специальные методики разработки, подготовки и организации начальных и пилотажных этапов исследования; 2) специальные методики сбора и обобщения этнопсихологических данных: контент-анализ, беседы, анкетирование; 3) методы математической и статической обработки и интерпретации данных.

Экспериментальная база. Исследование проводилось с 1996 по 2000 годы в учебных и производственных организациях Восточно-Казахстанской области. Всего в исследование вовлечены 200 школьников русской и казахской национальностей в возрасте 15-16 лет, 200 студентов русской и казахской национальностей в возрасте 20-22 лет, 200 взрослых русской и казахской национальностей в возрасте 27-43 лет.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

обобщены представления российских и зарубежных ученых о межэтническом восприятии людей, его основных механизмах и роли в нем национальных стереотипов;

обоснован современный подход к осмыслению структуры и содержания, особенностей функционирования и проявления национальных стереотипов;

разработана и апробирована программа специального экспериментального исследования национальных стереотипов представителей русской и казахской национальностей;

выявлены особенности национальных стереотипов представителей титульных наций Республики Казахстан с учетом их возрастной принадлежности;

— выработаны практические рекомендации по учету национальных стереотипов русских и казахов в интересах повышения эффективности их совместной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран, адаптирован и апробирован комплекс методик (объединенных в специальную программу) для изучения национальных стереотипов титульных этносов Казахстана; определена специфика их содержания и проявления у представителей различных возрастных групп; выявлены элементы структуры действующих национальных стереотипов и условия их актуализации, обозначены особенности включения в процессе межэтнического взаимодействия атрибутивных механизмов; разработаны практические рекомендации по учету особенностей национальных стереотипов при взаимодействии и общении представителей различных возрастных групп русской и казахской национальностей. Полученные результаты имеют большое практическое значение как в ситуациях межэтнической напряженности, так и для формирования установок толерантного сознания в казахстанском обществе.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями автора; проверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатами; применением апробированных методов исследования; применением совокупности надежных методик этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; репрезентативностью выборки; проведением дополнительных исследований и сравнением их с моделируемыми ситуациями; сопоставлением с выводами других исследований.

Положения, выносимые на защиту. Сегодняшний процесс межэтнического взаимодействия представителей титульных этносов Казахстана обусловлен факторами различного порядка - экономическими, политическими, историческими, культурными и психологическими, которые актуализируются ситуаций социальной нестабильности в стране. Особый интерес в этих условиях представляет изучение своеобразия межэтнического восприятия русских и казахов, в большой степени зависящего от имеющей место межгрупповой дифференциации и проявления его главных механизмов стереотипизации и каузальной атрибуции Национальные (или этнические) стереотипы — это сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений обобщенные, устойчивые, эмоционально-насыщенные, образы этнических групп и отдельных их специфических характеристик, регулирующие восприятие и поведение людей разных национальностей. Национальный стереотип: является, в первую очередь, разновидностью социального стереотипа; отражает мнения нации о себе (автостереотипы) и о другой этнической общности (гетеростереотипы); обязательно имеет определенную знаковую направленность и поляризацию (негативные национальные стереотипы, положительные национальные стереотипы); связан с реальной действительностью, что зависит от знаний, уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства; имеет в качестве устойчивого ядра комплекс основанных на историческом опыте представлений об образе народа, в отношении которого высказываются суждения; предельно устойчив, но тем не менее изменяем под влиянием опыта личного взаимодействия, средств массовой коммуникации, аффектов и эмоций; структурно состоит из автостереотипа и гетеростереотипа, каждый из которых имеет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

Специальная программа изучения конкретных особенностей национальных стереотипов представителей русской и казахской национальностей Республики Казахстан должна включать: описание теоретических и методологических оснований для анализа их авто- и гетеростереотипов с учетом возрастной принадлежности; разработку концептуальной модели исследования и определение показателей (критериев) конкретной психологической интерпретации национальных стереотипов; характеристику выборки, методов, методик и процедур исследования.

Автостереотипы представителей русской национальности Республики Казахстан включают сочетание следующих обобщенных психологических характеристик: общительные, отзывчивые, гостеприимные, щедрые, аккуратные, обладающие чувством юмора, миролюбивые, умные, веселые, прощающие, смелые, приятные, скованные, скорее зависимые, чем независимые, скорее трудолюбивые, чем нетрудолюбивые.

Их гетеростереотипы в отношении казахов содержат следующие представления: спокойные, хитрые, осторожные, самоуверенные, отзывчивые, » серьезные, скорее щедрые, чем скупые, независимые, скорее дружелюбные, чем враждебные, умные, гостеприимные, скорее общительные, чем замкнутые, скорее хозяйственные, чем бесхозяйственные, скорее агрессивные, чем « миролюбивые.

Автостереотипы представителей казахской национальности Республики Казахстан, как правило, включают сочетание следующих обобщенных психологических характеристик: вежливые, честные, отзывчивые, гостеприимные, скорее независимые, чем зависимые, серьезные, щедрые, скорее миролюбивые, чем агрессивные, дружелюбные, скорее хозяйственные, чем бесхозяйственные, спокойные, скорее аккуратные, чем неаккуратные, приятные, скорее уверенные, чем неуверенные, умные.

Их гетеростереотипы в отношении русских содержат следующие представления: дружелюбные, скорее легкомысленные, чем серьезные, прощающие, приятные, общительные, скорее импульсивные, чем спокойные, отзывчивые, независимые, бесшабашные, обладающие чувством юмора, самоуверенные, скорее активные, чем пассивные, приятные, скорее негостеприимные, чем гостеприимные, умные, смелые, веселые.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные ч теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях Восточно-Казахстанского государственного университета, на заседаниях кафедры прикладной психологии, методологических семинарах Восточно-Казахстанского государственного университета, психолого-педагогических чтениях Московской Гуманитарно-Социальной Академии. Результаты исследования предоставлены отделам внутренней политики администрации г. Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанской области. Исследовательский материал используется при проведении занятий по социальной психологии и этнопсихологии в ВКГУ.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 

Методология изучения национальных стереотипов

Во второй половине ХХ-го столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания человеком своей этнической идентичности - принадлежности к определенному этносу. С точки зрения социальной психологии, не очень важно на основе каких характеристиках строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, миф об общих предках, национальный характер и др. Значение и роль этих признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от стадии консолидации этноса, от особенностей исторической ситуации, от специфики этнического окружения. Но почти всегда этнодифференцирующие признаки отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духовной культуры. Иными словами, этническая общность - это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. С такой позиции можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины двадцатого века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов более развитых; б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие, несмотря на унификацию материальной и духовной культуры; в) повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процесса их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации [106, с.44]. Во всех этих социологических концепциях этнос рассматривается как группа, призванная обеспечивать экономические и политические преимущества. В рамках же этнопсихологического исследования этнос представляет интерес прежде всего как психологическая общность, способная выполнять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но даже за физическое самочувствие [23, с.69].

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью "мы", и этнос - не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп - партии, церковные организации, профессиональные объединения и т.д. и т.п. Многие люди целиком погружаются в одну из таких групп, но с их помощью не всегда можно реализовать стремление к психологической стабильности. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, сам человек может быть исключен из группы за какой-нибудь проступок. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает достаточно устойчивым этническим статусом. Именно благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.

На фоне такого этнического возрождения безусловно происходят определенные изменения и в характере процесса межэтнического взаимодействия. Изучение особенностей его протекания в таких изменяющихся условиях представляют естественный интерес. Наиболее явно такие особенности проявляются в феномене этнических стереотипов, которые отражают восприятие этносами самих себя и других. Поэтому именно через этнические стереотипы наиболее часто исследуется межэтническое взаимодействие.

Этнические группы, народы, этносы - это большие сложные группы, и очевидно, что вся группа не может участвовать в непосредственном общении. Поэтому в исследовании надо учитывать и непосредственные контакты, и опосредованные (через СМИ, официальные документы, предметы культуры и т.д.). Сложность изучения больших групп типа этнических общностей состоит в том, что их отношения определяются не только интересами и обстоятельствами нынешнего дня, они имеют и предысторию. Кроме того, в больших группах, как правило, существуют разные социальные группы, политические объединения с перекрещивающимися интересами, которые в свою очередь лежат в разных плоскостях, в разных сферах жизнедеятельности (экономике, культуре, политике и т.д.).

Исходя из этого, межэтническое взаимодействие в широком смысле слова понимается как взаимодействие народов в разных сферах - политике, культуре и т.п., в узком смысле - как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения -трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения [17, с. 112]. Поэтому разные науки и научные направления обращаются к изучению межэтнического взаимодействия со своей точки зрения. Этнологи из всех отношений между этническими группами изучают обычно межкультурные взаимодействия (в центре их внимания -этнокультурные переменные). В поле зрения историков находятся отношения между народами в ретроспективе. Этносоциологические исследования направлены на изучение межгрупповых процессов и явлений, обусловленных культурными, политическими, экономическими и психологическими переменными. Этнопсихология, возникшая на стыке социологии, социальной психологии и этнологии, изучает национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях [127, с.83].

Психология межэтнических взаимодействий изучается с помощью социально-психологических теорий среднего уровня. Одна из них - теория личности. Наиболее важными здесь являются представления о структуре личности, сложившиеся в ее рамках. И.С Кон указывал на то, что одни понимают личность "в единстве индивидуальных свойств и ее социальных ролей", другие — как совокупность интегрированных в индивиде "социально-значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми" [53, с.26]. При изучении межэтнического взаимодействия второй подход фактически является доминирующим. А.Н. Леонтьев предпосылкой изучения структуры личности считал понимание личности в неразрывной связи с деятельностью [66, с.253]. Так как в основе личности лежат "отношения соподчиненности видов человеческой деятельности", то структура личности представляет собой иерархию этих деятельностей [10, с.65]. Асмолов А.Г., развивая данную идею, указывает на то, что деятельность всегда мотивирована, поэтому за иерархией видов деятельности всегда лежит иерархия мотивов, а также соответствующих им потребностей [18, с.34].

Специфика национальных стереотипов

Переходя непосредственно к изучению проблемы национальных стереотипов, необходимо отметить в первую очередь, что они являются разновидностью социальных стереотипов. Следовательно, все те общие характеристики, которые были даны ранее в отношении социальных стереотипов, в равной степени относятся и к национальным.

Подходы к осмыслению национального стереотипа. Научное исследование национальных стереотипов имеет уже столетнюю историю: одна из первых работ, содержащая их описание, была опубликована американским историком и социологом В. ДюБуа в 1899 г. В его книге "Филадельфийский негр" приводятся элементы социального восприятия негров и белых представителями обеих этнических групп [137, с.69]. Наиболее часто национальные стереотипы подвергались психологическим исследованиям на Западе. Во-первых, это обусловлено их яркостью, рельефностью, отчетливостью, представленностью в общественном и индивидуальном сознании, а также их практической остротой и актуальностью. Основной массив зарубежных работ по социальным стереотипам выполнен именно на материале национальных стереотипов. Но при этом многие проблемы исследования национальных стереотипов до сих пор не решены.

Первая из них касается соотношения понятий "стереотип" и "предрассудок". Исследование этнических и расовых предрассудков за рубежом имеет давнюю традицию. Первые попытки психологически объяснить феномен этнической предубежденности относятся к тридцатым годам XX века и связаны с личностным уровнем анализа. Это были теория "фрустрации - агрессии" Долларда, концепция авторитарной личности Адорно и др., на формирование которых значительное влияние оказали идеи 3. Фрейда. При этом в подобных исследованиях не учитывались социокультурные факторы, что и послужило объектом критики со стороны когнитивистского направления в области этнических предрассудков.

Кроме этого, за рубежом встречаются попытки отождествить понятия "стереотип" и "предрассудок", интерпретировать их как синонимы. Однако многие авторы считают такое отождествление неверным. В.П. Трусов и Л.Х. Стрикленд утверждают, что негативная оценка "распространена из-за ошибочного мнения об обязательных деструктивных последствиях стереотипизации, выражающихся якобы в том, что стереотипное восприятие непременно мешает установлению хороших отношений между людьми" [109, с.166].

Можно отметить широту и многообразие проблем, концепций и подходов в изучении стереотипов и предрассудков. Однако, в целом дискуссии по поводу соотношения понятий "стереотип" и "предрассудок" продолжаются до сих пор.

Важность проблем межэтнического восприятия обусловила неослабевающий интерес к национальным стереотипам, который долгое время наблюдается в зарубежной психологии. В советской науке изучением стереотипов занимались по преимуществу не профессиональные психологи, а представители других дисциплин - этнографии, социологии и др. Причем, исследователи в большинстве случаев предпочитали, вообще, как можно реже употреблять этот термин, особенно когда речь шла о межэтническом взаимодействии. Возможно, это не в последнюю очередь связано с широко распространенным убеждением, что стереотип - это всегда нечто однозначно негативное, деструктивное, плохое. Только в последнее время стали появляться собственно психологические работы.

В зарубежной науке это понятие исследуется уже более 60 лет, преимущественно в США и Западной Европе. Национальные (или этнические) стереотипы как межгрупповые феномены исследовались достаточно широко, особенно в первые три послевоенные десятилетия, как реакция на этнонациональный характер последней мировой войны. Исследования эти носили в основном эмпирический характер. В последние десятилетия, в связи с общей переориентировкой западной психологии от эмпирии к теории, появились концепции, претендующие на теоретическую освещенность данной проблематики.

Диапазон исследования этнических стереотипов достаточно широк: это исследования, выполненные в духе классической теории этноцентризма и рассовых предрассудков, кросскультурные исследования этнических стереотипов, исследования в русле когнитивистской ориентации, а также работы последних лет в рамках атрибутивного подхода.

До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации весьма распространено мнение об этническом стереотипе как об исключительно негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергшихся дискриминации этнических меньшинств. Традиция исследований национальных стереотипов в контексте национальных предрассудков определила их трактовку, главным образом как негативных, "ложных" образований, возникающих на основе неточностей, "алогичных мыслительных процессов" (Fishman J.A., 1956, Lippman W., 1922), "предвзятости" (Jahoda Q., 1959), "недостоверных знаний" (Klineberg О., 1982), "ригидности" (Bogardus E.S., 1950), "этноцентризма" (Brown R., 1965, Campbell D.T., Gevine A., 1972). Отсюда и отождествление этнических стереотипов с когнитивным компонентом предубеждений, а процесса стереотипизации — с безнравственной формой познания.

Однако, как справедливо отмечал B.C. Агеев, необходимо "четкое различение между социальными стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом" [6, с. 175]. В последнее время стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: "Действительно, стереотипы - почти неизбежное последствие категоризации. Создавая социальные категории, мы фокусируемся на характеристиках, благодаря которым люди, принадлежащие к этой категории, похожи друг на друга и отличаются от других людей" [150, с. 117].

Программа изучения национальных стереотипов представителей различных возрастных групп Казахстана

Изучение национальных стереотипов представителей различных возрастных групп русской и казахской национальностей и выявление особенностей их проявления в межэтническом взаимодействии должно вестись в рамках представленной ниже программы кросскультурного этнопсихологического исследования. Общая характеристика программы исследования. Данная программа включает описание предмета и объекта исследования, теоретическое и методологическое обоснование содержания самого исслелэзания и построение его концептуальной модели, а также описание процедур его осуществления и методического инструментария.

Методологической основой экспериментального исследования национальных стереотипов представителей различных возрастных групп титульных этносов Республики Казахстан являются основные принципы психологической науки, разработанные и конкретизированные в трудах российских и зарубежных ученых; научные идеи о социально-исторической природе национальной психологии и о детерминирующих ее объективных факторах; положения о единстве проявления национального, межнационального и общечеловеческого в психологии народов.

Теоретической основой экспериментального исследования являются концепции российских ученых, в которых раскрываются: научные основы психологии личности и психологии различных социальных общностей (К.А. Абульханова-Славская, А А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, М.Г. Ярошевский и др.); социально-психологическая сущность национальной психологии (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.Ф. Дашдамиров, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, И.С. Кон, СИ. Корогев, В.Г. Крысько, Б.Ф. Поршнев, Т.Г. Стсфанемко, В.ГТ. Трусов. П.И. Ит- хм-ре и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологическою .исследования (B.C. Агеев, Л.М. Дробижева, В.Г. Крысько, Г.У. Кцоева, А.П. Оконешникова, В.Ф. Петренко, и др.). Важная роль отводится трудам казахстанских авторов в русле анализа проблем межэтнического взаимодействия (Н. Джандильдин, М.С. Джунусов, Л.А. Байдельдинов и др.).

Объектом исследования является процесс межэтнического взаимодействия представителей различных возрастных групп основных титульных этносов Казахстана.

Предметом исследования является специфика этнических стереотипов представителей различных возрастных групп основных титульных этносов Казахстана.

Целью исследования выступает изучение специфики проявления этнических стереотипов различных возрастных групп Казахстана.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии специфики проявления этностереотипов у представителен различных возрастных групп Казахстана, которые сформировались и закрепились под воздействием своеобразных социально-исторических, политических, экономических, социально-структурных и культурных факторов

Основной задачей исследования по данной программе является обобщение особенностей национальных стереотипов различных возрастных групп Казахстана в специфике решения частных задач: изучение актуальной социальной ситуации межэтнического взаимодействия в Казахстане; выявление особенностей авто- и гетеростереотииов подростков-школьников Казахстана; 107 выявление особенностей авто- и гетеростереотипов студенческой молодежи Казахстана; выявление особенностей авто- и гетеростереотипов взрослого населения Казахстана; выявление зон совпадений-несовпадений аг.го- и гетеростереотипов русских и казахов по каждой возрастной группе; изучение специфики системы ценностных ориентации русских и казахов каждой возрастной группы; определение особенностей эмоционального отношения к собственному и противоположному этносам в каждой возрастной группе; выявление особенностей результатов включения атрибутивных механизмов в процессе межэтнического взаимодействия; разработка методических рекомендаций по формированию нормативной структуры межэтнического взаимодействия титульных этносов Республики Казахстан с учетом специфики их этностереотипов. Концептуальная модель исследования. Национальный (или этнический) стереотип - это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ этнической группы, распространяемый на всех ее представителей. Он представляет собой осознание характерных, с точки зрения данного этноса, признаков других национальных общностей, которое осуществляется в форме построения образа чужой этнической группы. Содержание этических стереотипов определяется рядом факторов: историческими, политическими, социально-структурными и культурными.

В содержании национальных стереотипов можно выделить ядро (относительно устойчивый комплекс представлений о внешнем" облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках) и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных, деловых и моральных качеств данного народа.

Исследование национальных стереотипов должно проводиться во взаимосвязи трех составляющих их структуру компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. В ходе изучения когнитивного компонента стереотипы анализируются с точки зрения их солержзп- ч. кс гмос отражает констатацию особенностей чужой этнической группы. Аффективный (эмоциональный) компонент выражает положительное или отрицательное отношение к этим особенностям и придает стереотип} оценочный характер. Поведенческий компонент характеризует готовность к определенному типу поведения по отношению к данной этнической группе.

Национальные стереотипы подразделяются на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - мнения, суждения, опенки, относимые к своей этнической общности. Как правило, в автостереотипах преобладают положительные оценки. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о других народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

Особенности и специфика проявления национальных стереотипов титульных этносов Казахстана исследуется по данной Программе у представителей трех возрастных групп, условно обозначенных как «школьники», «студенты» и «взрослые». Первую группу составили респонденты 15-16 лет, во вторую вошли 20-22 летние студенты ВУЗов, в третью были объединены респонденты от 27 до 43 лет. Дифференциация респондентского корпуса именно на такие три возрастные группы не случайна.

Включение в фокус исследовательского интереса особенностей этнических стереотипов подростков объясняется изменением процесса социализации подростка в современном обществе. Такое изменение имеет свои разноуровневые причины - социально-исторические, социально-психологические, индивидуально-психологические, подкрепленные также культурологическими изменениями.

Оценка профилей и результатов изучения национальных стереотипов русских и казахов

По результатам исследования авто- и гетеростереотипов русских и казахов в трех возрастных группах нами были составлены профили этностереотипов двух выборок по признаку этнической принадлежности (см. приложение 7). Подобное представление данных позволяет наглядно сравнить авто- и гетеростереотипы трех возрастных групп у русских и у казахов.

Общая характеристика профилей национальных стереотипов русских и казахов. Для оценки связи между рядами средних оценочных баллов использовалась ранговая корреляция по Спирмену. Сравнивались ряды автостереотипов и гетеростереотипов казахов и русских - школьников и студентов, школьников и взрослых, студентов и взрослых (см. таблицу 16).

Анализ данных, полученных в ходе статистической обработки результатов, позволяет заметить следующее. Респонденты казахской национальности всех трех возрастных групп высоко единодушны в своих как авто-, так и гетеростереотипах. У русских же согласие наблюдается только в отношении автостереотипов, а гетеростереотипы далеко не так близки. Оценки школьников в отношении казахов существенно отличаются от оценок студентов и взрослых. Гетеростереотипы последних достаточно согласованы. Таблица 16

Из рисунка 7А (см. приложение 7) явно видно, что автостереотипы русских очень близки: практически по всем позициям профили автостереотипов совпадают. Только в одном случае наблюдается отклонение профиля автостереотипов школьников от профилей студентов и взрослых по позиции: спокойные - импульсивные (3,8; 4,3; 4,4). По остальным 33-м позициям вектора автостереотипов совпадают, и наблюдаемые различия ограничиваются только степенью выраженности характеристик.

Рисунок 7Б представляет профили гетеростереотипов русских. Гетеростереотип взрослых отличается от других возрастных подгрупп только по одной позиции: раскованные - скованные (3,4; 3,4; 4,8). Гетеростереотип студентов не совпадает с двумя другими по пяти позициям: бесхозяйственные -хозяйственные (4,6; 3,5; 4,2), смелые - робкие (3,1; 4,5; 3,8), неприятные -приятные (4,9; 3,8; 4,2), доверчивые - недоверчивые (3,9; 4,6; 3,5), необладающие чувством юмора - обладающие чувством юмора (4,2; 3,6; 4,2).

Наибольшую область несовпадения включает гетеростереотип школьников - 13 позиций: вежливые - грубые (3,1; 4,2; 4,3); замкнутые - общительные (3,5; 4,6; 4,5); ленивые - трудолюбивые (4,5; 3,8; 3,7); аккуратные - неаккуратные (3,1; 4,6; 4,3); жалостливые - жестокие (3,8; 4,5; 4,2); миролюбивые - агрессивные (3,8; 4,3; 4,2); практичные - непрактичные (4,1; 2,6; 4,3); неуравновешенные -уравновешенные (3,7; 4,3; 4,8); бесцеремонные - деликатные (4,4; 3,6; 3,8); бесхитростные - хитрые (3,8; 5,24 5,1); придирчивые - прощающие (4,6; 3,6; 3,6); лицемерные - откровенные (4,6; 3,6; 3,6); тактичные - бестактные (3,8; 4,6; 4,4). Более детальный анализ показывает, что по всем позициям, отличающим автостереотип студентов, респонденты данной возрастной подгруппы дают критические оценки. Школьники, напротив, наделяют казахов положительными характеристиками по большинству позиций, составляющих область несовпадения их гетеростереотипов с гетеростереотипами студентов и взрослых. Таким образом, можно отметить, что по группе русские автостереотипы студентов и взрослых близки, но существенно отличаются от гетеростереотипов школьников.

Дальнейшему анализу подверглись этностереотипы казахов. На рисунке 7В представлены профили автостереотипов респондентов трех возрастных групп. Автостереотип взрослых отличается от двух других только по одной позиции: зависимые - независимые (4,9; 4,9; 3,5;); автостереотип студентов также по одной: доверчивые - недоверчивые (3,6; 4,3; 3,3). Оценки школьников в отношении казахов отличаются от оценок студентов и взрослых по пяти позициям: замкнутые - общительные (3,9; 4,8; 4,7); практичные - непрактичные (4,2; 2,8; 3,5); неуравновешенные - уравновешенные (3,4; 4,6; 4,5); раскованные - скованные (3,3; 5,3; 4,5); бесхитростные - хитрые (3,5; 4,6; 4,3). В целом же можно отметить, что автостереотипы казахов всех трех возрастных групп очень близки.

То же самое можно сказать и о гетеростереотипах казахов (см. рисунок 7Г). Единственное отличие здесь заключается в том, что с гетеростереотипами двух других подгрупп расходятся оценки взрослых в отношении русских. Действительно, по четырем позициям взрослые дают характеристики, отличные от характеристик, которыми наделяют русских студенты и школьники: серьезные - легкомысленные (4,3; 4,5; 3,8); бесхозяйственные - хозяйственные (4,2; 4,5; 3,5); доверчивые - недоверчивые (3,6; 3,6; 4,3); тактичные -бестактные (3,7; 3,8; 4,3).

Таким образом, сравнение профилей этностереотипов позволяет видеть, что как авто-, так и гетеростереотипы казахов очень близки. У русских же близки только автостереотипы респондентов трех возрастных групп. В отношении гетеростереотипов русских можно отметить, что студенты и взрослые единодушны в оценке казахов, тогда как оценки школьников от них существенно отличаются. Кроме этого, наблюдается еще одна тенденция: в группе казахов как авто-, так и гетеростереотипы носят положительный характер. Русские же единодушно дают позитивные оценки только в отношении русских. В отношении казахов благожелательны школьники, а гетеростереотипы взрослых и студентов носят явно выраженный негативный характер. Таким образом, русские студенты и взрослые ярко демонстрируют предпочтение своей этнической группы.

Оценка результатов исследования национальных стереотипов русских и казахов. Для того чтобы представить полученную нами картину в целом, мы обобщили результаты исследования этнических стереотипов в отношении русских и в отношении казахов (см. таблицы 17 и 18).

Можно сказать, что в отношении русских наиболее близки авто- и гетеростереотипы школьников, наименее - этностереотипы взрослых. Наибольшее число положительных характеристик дают русские школьники, наименьшее взрослые казахи. У русских студентов и взрослых наблюдается равное количество позитивных оценок.

Похожие диссертации на Особенности национальных стереотипов русских и казахов (На примере Республики Казахстан)