Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Байсонгуров Ибрагим Байсонгурович

Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков
<
Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байсонгуров Ибрагим Байсонгурович. Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ярославль, 2005 102 c. РГБ ОД, 61:05-19/572

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические аспекты этнопсихологических исследований кумыков 10

1.1. Определение этноса и историческая справка 10

1.2. Этническая идентичность 16

1.3 Детерминация и процесс формирования психологических особенностей кумыков 28

1.4. Общие вопросы технологии исследования психологических характеристик этносов 51

Глава 2. Эмпирическое исследование национально-психологических особенностей кумыков 57

2.1. Программа исследования национально-психологических особенностей кумыков 57

2.2. Анализ результатов исследования национально-психологических особенностей кумыков 63

Заключение 92

Литература 94

Введение к работе

Актуальность исследования. Этническая идентичность и ее психологические составляющие в последние годы интенсивно исследуется на разных уровнях, причин тому несколько: во-первых, в процессе выделения республик из состава СССР после его схода с политической и административной арены немедленно активизировались агрессивные настроения, выразившиеся в военных столкновениях (Грузия, Абхазия, Осетия, Приднестровье и др.), которые латентно продолжаются до настоящего времени; во-вторых, рост интереса к этнической идентичности, выражающийся в крайних взглядах, является искусственно конструируемым, опирающимся не на исторически обусловленные факты и события, а на отдельные явления, чаще всего, эмоционального плана; в-третьих, современная идентичность с определенными психологическими признаками конкретного этноса формировалась беспрерывно, поэтому в социальной психологии не имеет значения, какие это были условия, поскольку такой анфас - арена политических исследований, где возможны сослагательные наклонения.

Психологические признаки этнической принадлежности тех или иных национальностей, составлявших огромный Советский Союз, характеризовались тем, что большинство людей чувствовали себя защищенными в социальном, правовом и других планах. Во всяком случае, даже если это и противоречило личному убеждению отдельных представителей этноса, правовое поле было таковым, что народ в целом не мог полностью идентифицировать себя с каким-либо этносом.

С распадом единой нравственно-ценностной и психологической платформы началась полоса социальной нестабильности, поэтому этнос начинает играть роль спасительного островка. Именно в этносе сохраняются психологические типы, культура, история. С этой точки зрения исследование психо-

логических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков

является своевременным и актуальным.

Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью психологических характеристик этнических особенностей кумыков, как одного из древнейших народов Кавказа: известные исследования не могут в полной мере ответить на данный вопрос, объяснить этнопсихологические феномены, проявившиеся в период смены ценностно-нормативной базы в обществе и государстве. В теоретическом поле, с одной стороны, наблюдается повышение интереса к этнопроблемам во всем их спектре, поэтому появилось множество статей и книг, в частности, конкретно по кумыкам; с другой - в большинстве исследований наблюдается политический акцент, что вполне объяснимо, но не может являться продуктивной базой для дальнейших этнопсихологических исследований.

В сущности, системный политический и экономический кризис определил не только позиции исследователей, но и проблемы в этнопсихологии, важнейшей из которых является проблема психологических характеристик представителей отдельных этносов.

Степень научной разработанности проблемы. Библиографический отдел по этническим проблемам очень велик; даже простое перечисление имен исследователей от М. Лацаруса, Г. Штейнталя и ранних исследователей до Б.Ф. Поршнева и множества современных - невозможно. Поэтому степень научной разработанности следует определять в психологическом разделе -исследованности процессов категоризации на «мы» и «они», социальной идентификации и социальной дифференциации, политизированности этнической идентичности и т.д.

В этом направлении речь может идти не столько о научной разработанности психологических проблем идентичности, сколько об адаптированности к российской тематике и национальным особенностям. По исследованиям кумыков в данном направлении прямо или косвенно касаются работы А. Ак-

5 биева, К.М. Алиева, В.Ф. Алиевой, А. - Г.С. Гаджиева, З.Г. Залибекова,

А.И. Османова, и др. Психологические особенности этноса кумыков не исследовались.

Объект исследования - современные кумыки.

Предмет исследования - национально-психологические особенности кумыков, проявляющиеся в их поведении и деятельности, в повседневной жизни и общении.

Цель исследования - проследить онтогенез, психологические показатели и формы проявления этнических особенностей кумыков, показать их влияние на деятельность и поведение.

Основная гипотеза:

Психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса под влиянием совокупности социально-экономических, политических и природных факторов.

Основная гипотеза конкретизировалась в частных:

  1. Социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса кумыков и его культуру.

  2. Индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации и проявляются в эмоциональных особенностях, волевой активности, в структурах внутри этнического и межэтнического общения.

Цель и гипотезы определили задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ концепций этнического и национального формирования народов.

  2. Определить доминантную совокупность факторов становления психологических особенностей кумыков.

  3. Исследовать на этнопсихологическом уровне национальные особенности кумыков, их влияние и проявления в жизнедеятельности.

Методы исследования. Исходя из поставленных задач, в исследовании были использованы сравнительно-исторический и монографический методы, анализ статистических данных, беседа и наблюдение. Применялась также комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, в которой доминирующее место занимают теоретическое и практическое исследование идей и взглядов о национальной психологии народа (этноса) (проанализировано более 500 источников), представленных в исторической, этнографической, философской литературе, контент-анализ специальных научных источников, литературных произведений творчества кумыков (свыше 400 источников); беседы и интервью с кумыками, живущими в различных районах Дагестана и вне его (опрошено свыше 1500 человек).

Методологическую основу исследования составили:

в области единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Слав-ская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); системно-структурного и комплексного подходов к изучению личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.) и изучения ценностных, смысложизненных ориентации, изучение самоактуализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Е.Ф. Рыбалко, М. Рокич и др.); принцип изучения динамической, функциональной структуры личности (В.В.Козлов, В.В. Новиков, К.К. Платонов); в области социальной психологии, психологии различных общностей и психологии поведения, этнопсихологии и других отраслей наук (Г.М. Андреева, Ю.В. Бромлей, Е.В. Конева, В.Г. Крысько, М.Н. Лебедева, В.В. Новиков, Б.Ф. Поршнев, В.Ф. Шевчук и др.).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются, прежде всего, в постановке и решении

7 проблем изменения психологических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков, а также в следующем:

выявлены этнопсихологические особенности кумыков в постсоветское время;

определены основные национально-психологические портреты современных кумыков;

проведена социально-психологическая «привязка» к этническому портрету кумыков;

определены этнические стереотипы кумыков, их ценностные ориентации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные закономерности дополняют общую теорию развития социальных общностей на уровне этносов. Кроме того:

1. Представленная сущностная характеристика национально-
психологических особенностей кумыков дает возможность прогнозировать
программы социальной работы в этом направлении.

  1. Выявленные активные факторы формирования национальной психологии кумыков вносят практическую и теоретическую ясность в понимании проблем этнической психологии до и после вхождения в состав России и особенности религиозного сознания.

  2. Впервые проведенное стандартное этнопсихологическое исследование кумыков позволит в дальнейших исследованиях ориентироваться на определенные закономерности, которые предполагались, но не были зафиксированы в исследованиях.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты легли в основу ряда социально-психологических комплексных программ по исследованию национального самосознания кумыков, в которые входят про-граммы воспитания, образования, конфессиональные и др. Кроме того, результаты использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов в

8 университетах Дагестана, применяются в совершенствовании процесса межличностного общения кумыков с представителями других этносов Кавказа и России, в частности, кумыков и аварцев, кумыков и дагестанцев, кумыков и русских и др.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Национальная психология развивается, существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей отдельных представителей и групп, которые следует обозначать как национально-психологические особенности.

  2. Национально-психологические особенности входят в структуру национальной психологии в виде устойчивого признака нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальное чувство и настроения, интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности - динамическими компонентами национальной психологии.

  3. Национально-психологические особенности характеризуются следующими свойствами: невозможностью объединения общим показателем, интенсивным влиянием на характер функционирования других психологических явлений, устойчивость и консервативность, многообразие и др.

Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования обсуждались на кафедре социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, на совместном заседании кафедр «История Даге-стана« и «Психология» Дагестанского государственного педагогического университета, на съездах и методологических семинарах Международной Академии психологических наук (2001-2005 гг.).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением адекватного предмету, целям и задачам апробированного методического инструментария, репрезентативностью и достаточным объемом выборки и неоднократной проверкой

данных в течение длительного времени. Исследование проводилось с 2001 по

2004 гг. на территории Республики Дагестан.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, включающего 130 наименований, из них на иностранном языке - 9.

Определение этноса и историческая справка

Независимо от того, какие исследования проводятся в отношении этноса (национальности, народа) - этнографические, антропологические, исторические или психологические - вначале приводится, хотя бы вкратце, его ис-торико-этнографическое описание.

Наиболее полное историко-этнографическое исследование кумыков проведено С.Ш. Гаджиевой в первой половине XX в. [26] и позднее [28]. Можно с уверенностью утверждать, что данные исследования являются единственными наиболее полными и поэтому заслуживающими всяческого научного доверия. Но имеется много работ, которые не входят в орбиту научных исследований, и поэтому в вольной транслитерации переиначивают не только историю кумыков, и даже фантазируют в историческом ракурсе, употребляя при этом сослагательные наклонения [например, 7].

С.Ш. Гаджиева пишет, что проблема происхождения кумыков многими исследователями понималась с точки миграционной теории, но они мало, что говорят о времени заселения кумыками нынешней территории. По мнению Ю. Клапрот, кумыки - это остатки хазар или народа, который приник на эти земли во время расцвета хазарского государства в YIII в. Есть и другие версии, в которых кумыки пришли откуда-то. Но большинство исследователей считает, что кумыки являются представителями автохтонного населения Дагестана. По мнению С.Ш. Гаджиевой? равнинный Дагестан, где и формировалась кумыкская народность, с древнейших времен был плотно заселен еще в неолите. Кроме того, процесс овладения тюркским языком и элементами тюркской культуры автохтонным населением Прикаспийского Дагестана длился столетия; это был длительный и очень сложный процесс. Современный кумыкский язык имеет следующие диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский, терский. В основе литературного языка лежит хасавюртовский и буйнакский диалекты. По исследованиям 1989 г. родным считают национальный язык 99% кумыков, свободно владеют русским 74,5% кумыков.

Кумыки являются наиболее крупным из тюркских этносов Северного Кавказа, а среди народов Дагестана — третьим по численности, что составляет 13% населения республики. По общей численности кумыков в России и странах СНГ: всего - около 350 тысяч, в Дагестане - 270 тысяч человек. 20% кумыков живут на территории СНГ - в Чеченской республике Ичкерия, республике Северная Осетия-Алания, Ставрополье, Тюменской области, Турции, Иордании и других странах (данные A.M. Аджиева и М. - Р.А. Ибрагимова). Следует различать кумыков республики Дагестан и терских кумыков, последние являются носителями одного из наиболее архаичных диалектов своего языка, и живут, в основном, на Северо-Восточном Кавказе в приречной зоне Северной Осетии, Ингушетии и Чеченской республики.

Этнические и культурные связи кумыков прослеживаются с рядом народов Кавказа, Поволжья, Сибири, Средней Азии и Казахстана, Передней Азии и даже Китая в его Западной части. «Все вышеизложенное позволяет заключить, что кумыки сформировались как народность на местной этнической основе, и что в процессе их формирования основополагающая роль принадлежала древним, автохтонным племенам дагестанской равнины. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений, национальной консолидации на базе единого тюркского языка, а также под влиянием пришлых этнических групп кумыки постепенно выделились из общей массы окружающего населения, приобрели специфические особенности в языке, материальной и духовной культуре» [28, с. 73-74].

Этноним «кумыки» упоминается Птоломеем (II в. н. э.), в XII в. Махмуд Кашгарский упоминает племя кумыков и их князя под таким же именем, П. Карлини (XIII в.) и др. говорят об одном и том же народе. В различные исторические периоды предки кумыков, очевидно, входили в государственные объединения гуннов, савиров, барсилов, булгар, хазар, кыпчаков и др. Известно, что кумыки-наемники были в числе мамлюков в Египте [13, 26 - 28] и др. Следовательно, историческая часть этноса фактически не дополнена.

Къумук - самоназвание, от этого этнонима происходят русское и ногайское - кумык, чеченское - гъумки. В языках горских народов Дагестана этноним кумыков означает «жители равнины»: по-аварски - лъараг1ал; по-даргински - диркьаланти, по-лакски - арнисса [26].

Не до конца выяснен период образования кумыкской народности и, соответственно, появление этнонима «кумык». Считается, что «процесс складывания кумыкской народности... наметился еще в хазарский период, во времена существования на данной территории раннесредневекового политического образования царства Джидан» [22]. Древний пласт кумыков, по мнению исследователей «дотюркский», потому что образование основного ядра кумыкского народа следует отнести ко времени распада Хазарского каганата и усиления проникновения кыпчаков, то есть в X-XI вв. Дальнейшее развитие народности кумыков идет под влиянием тюркизации местных племен в условиях сильнейшего влияния социально-экономических и политических реалий. В послемонгольский период реалии эти были таковы, что произошло объединение в рамках единого феодального образования, которое называется «шамхальство». Следовательно, с XIII-XIY вв. формируется экономическая, административно-политическая и языковая общность на территории Кумыкской равнины. С этого момента можно говорить о кумыках, как этнически целом, как о народности на определенной этнической территории.

Наиболее хорошо изучены XYI-XYIII вв. в так называемый послемонгольский период. Во второй половине XIX в. кумыки были высоко консолидированным народом с развитыми этническими признаками: распространением единого эндоэтнонима, который отражал высокий уровень самосознания и самовыделения по принципу «МЫ-ОНИ», а также степень внутриэтни-ческого сплочения. Но главным являлся язык.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона сказано: «кумыки - народ тюркского племени, принадлежащий к понтийской его ветви, живет в Дагестанской обл., к северу от Дербента, вдоль берега Каспийского моря, и в Хасавюртовском округе и Кизлярском отделе Терской обл., между р. Тереком и Сулаком. Некоторые полагают, что кумыки издревле занимали побережье Каспийского моря и были известны Птолемею под именем ками, камаки, Клапрот видит в них потомков хазар, а Вамбери («Das Turkenvolk», Лпц, 1885) допускает, что они поселились в занимаемых ими теперь местах еще во время процветания хазарского царства, т.е. в VIII в.

Этническая идентичность

Термин «этнос» не так однозначен, как принято было считать ранее. Во всяком случае, российские психологи и этнологи продолжают методологическую линию, согласно которой этнос - это реальная социальная группа, которая сложилась в ходе длительного исторического развития общества [ 16 и др.]. Важнейшими показателями этноса являются: - общие черты; - стабильные особенности культуры; - единое самосознание. Данное понимание этноса предполагает следующие постулаты: - социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса и его культуру; - индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации (см. подробнее: Г.М. Андреева, Ю.В. Ару-тюнян, Ю.В. Бромлей, Б.А. Вяткин, А.Ф. Дашдамиров, А.Я. Зарипов, Д.Н. Карнышев, В.И. Козлов, А.И. Кузнецов, В.В. Пименов, Т. Тавадов, B.C. Файзулин, В.Р. Филиппов, В.Ю. Хотинец, Г.В. Шелепов и др.).

Ю.В. Бромлей высказал мнение, что «одна из характерных особенностей общего обыденного сознания этноса - наличие в нем, как и в обыденном сознании каждого человека, слоя, сформировавшегося безотчетно стихийно» [22, с. 72]. Этот слой включает в себя все приобретенные и внушенные в процессе воспитания в конкретной этногруппе представления, взгляды, привычки и нормы поведения, которые не поддаются сознательному контролю. Данные формы самопроизвольные, стихийно усваиваются от старших поколений в виде естественных образцов поведения и выражения эмоций в определенных ситуациях.

А.Ф. Дашдамиров [36] уверен, что осознание национальной принадлежности происходит благодаря включению этнических особенностей макро-и микросреды в процесс социализации данной личности. Нормы поведения группы закрепляются в личности в форме личностных установок. Национальная направленность отношения личности порождает восприимчивость к национальным традициям.

Данные постулаты допускают определенную модификацию этнических образований; кажущаяся устойчивость этносов на самом деле процесс непрерывного изменения.

Более свободны в своих предположениях относительно этноса представители символического интеракционизма - Г. Блумер, Л. Вирт, Т. Дастер,

Р. Парк, Т. Шибутани; по их представлениям социальный контекст определяет этничность индивида, а этнические отношения - это одна из форм социальных связей в процессе коллективного определения разнообразных ситуаций.

Инструментальное направление (Д. Белл, М. Бэнтон, М. Иенгер, А. Клэн, К. Митчелл, Ф. Мэйер, Дж. Окамура, Дж. Ротшильд, П.А. Соснин, E.H. Степанов, В.А. Тишков, М.П. Фишер, Д. Хоровиц и др.) интересно тем, что этничность представляется как способ формирования определенной группы для осуществления общих целей на основе убеждений в том, что у них (то есть у представителей какой-то группы) есть общее происхождение, сходные антропологические признаки, единство культурных представлений. Этническая общность, это социальная конструкция, которая появляется в результате целенаправленных усилий интеллигенции и политиков для осуществления социального комфорта [см. по этому вопросу 83, 84].

В целом, в известных исследованиях этносы рассматриваются как реальные и устойчивые социальные группы, у которых имеется общность происхождения и определенная культурная специфика, своеобразная «узнаваемость» (X. Айзенк, Р. Гамбино, Э. Грили, Л.Н. Гумилев, У. Коннер, Э. Стюарт). Этничность формируется для того, чтобы распознавать «своих» и «не своих», то есть родственных и враждебных общностей. Отсюда и вытекает надситуативный характер этничности [33, 83].

Разные подходы, но для социального психолога это, в сущности, не так и важно. Потому что этническая общность - это общность представлений о каких-либо этнообразующих признаках, но не сама по себе «культурная отличительность». Следовательно, с позиций социальной психологии под этносом следует понимать устойчивую реальную социальную группу людей, имеющую историю становления на определенной территории и которые осознают себя ее членами на основе каких-либо этнодифференцирующих признаков.

Как и любой феномен социального характера, этничность должна содержать определенные признаки, особенности; среди базовых особенностей этничности выделяют следующие:

1. Мифологичность, которая складывается из объединения мифов об общих культурах и истории (Г. Лебон) [57].

2. Двойственность - этническая культура для «внутреннего использования» и «внешнего использования». При этом следует иметь в виду, что внутренняя этническая культура закрыта от постороннего наблюдателя и в этом смысле является своеобразным замком, который не дает возможности со стороны глубоко понять смысл тех или иных проявлений, действий представителей этноса (С. Лурье) [63].

3. Конфронтационность обозначает, что этничность появляется и проявляется тогда, когда есть оппозиционность к другим этническим группам, враждебность, противопоставление (Б.Ф. Поршнев) [77].

4. Объединяющая особенность; по мнению Р.Г. Абдулатипова, этничность следует понимать, как «...своеобразную форму солидарности людей для выполнения каких-то социальных и культурных задач» [1, с. 18].

Далее следует отметить эмоционально-нормативную особенность, многие страхи, чувства достоинства, гордости, обид - это, прежде всего, глубокая связь с этносом и обязательства по отношению к нему, все, что заставляет жертвовать во имя этноса, народа даже в ущерб своим личным интересам.

Программа исследования национально-психологических особенностей кумыков

В основной этнопсихологический инструментарий входили: 1. Исследование этнической идентичности: Тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто я?». Методика Г.У. Солдатовой «Типы этнической идентичности». Методика «Этническая аффилиация». Опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков. 2. Исследование этнических стереотипов: Метод «Подбор черт» А. Катца и У. Брейли. Методика исследования стереотипов. Метод свободных описаний. 3. Исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия: Метод измерения иерархических образующих этнического поля личности. Метод оценки этнических стереотипов. Метод определения психологических границ между этническими группами. Метод исследования влияния этнической принадлежности человека на производимое им впечатление. Метод выявления межкультурных заимствований. 4. Приемы изучения этнопсихологических явлений в реальных условиях: Методика «Потерянное письмо». Объектом стандартного этнопсихологического исследования являются современные кумыки, предметом — особенности проявления национальной психологии в поведении и деятельности, в повседневной жизни и общении кумыков. Объект и предмет диагностировались и осмысливались в процессе изучения - национально сознания кумыков; - национальной самоидентификации; - потребностно-мотивационной сферы; - ценностных ориентации и установок; - национальных авто- и гетеростереотипов; - коммуникативно-поведенческой сферы. Поэтому, комплекс методик, направленных на изучение национально-психологических особенностей кумыков через исследование указанных выше феноменов, был ориентирован на выявление и учет трех групп показателей. 1 группа. Показатели проявления национально-психологических особенностей и национального самосознания кумыков. В эту группу входят следующие показатели: - осознание кумыками своей национальной принадлежности; - представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; - представления о «своей» и «чужой» национальной психологии; - самоотношения кумыков — проявление их национального локуса контроля1 (переживания своего «Я»); - этнические стереотипы; - приверженность к национальным ценностям - языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям. Исследование первой группы показателей национально-психологических особенностей кумыков велось с использованием следующих методик: - этнопсихологический опросник (авторы: Старовойтова Г.М., Крысько В.Г.); - социально адаптированный опросник исследования самоотношений (МИС) (автор - Столин В.В.); - специально адаптированный тест Люшера. 2 группа. Показатели национальной специфики потребностей и мотивов кумыков. В данную группу показателей входят: - национальные предпочтения к определенным видам деятельности; - интенсивность, регулярность и продолжительность занятий этими видами деятельности; - национальные отличия в намерениях выбора кумыками конкретных видов деятельности. В исследовании потребностно-мотивационной сферы национально-психологических особенностей кумыков мы опирались на предположение о том, что потребность в социологическом и социально-психологическом планах выступает как способность и стремление к реализации ценностей, к потреблению благ, как наивысшая степень необходимости, нужды в предметах, состояниях, процессах, реализация которых обеспечивает сохранение или желательное изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы.

Социальные потребности непосредственно связаны с поведением человека как члена общества. Их сущность и особенности вытекают из социальной деятельности человека. Социальные потребности можно структурировать по уровням присвоения человеком социальных форм деятельности или последовательно расширяющимся сферам активности. 3 группа. Показатели оценки национальной специфики коммуникативно-поведенческой сферы общения кумыков. В эту группу показателей входят: - межличностная перцепция и рефлексии в группе; - нормативные эталоны и ценности группы; - восприятие индивидом группы; - направленности личности в группе. Методики исследования данных показателей следующие: - специально адаптированный тест исследования мотивации поведения; - методики исследования восприятия индивидом группы; методики исследования нормативных предпочтений в группе; Цель исследования - проследить онтогенез, психологические показатели и формы проявления этнических особенностей кумыков.

Основная гипотеза: психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса под влиянием системной совокупности социально-экономических, политических и природных факторов. Основная гипотеза конкретизировалась в частных: 1. Социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса кумыков и его культуру; 2. Индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации и проявляются в эмоциональных особенностях, волевой активности, в структурах внутри этнического и межэтнического общения. Цель и гипотезы определили задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ концепций этнического и национального формирования народов; 2. Определить доминантную совокупность факторов становления психологических особенностей кумыков; 3. Исследовать на этнопсихологическом уровне национальные особенности кумыков, их влияние и проявления в жизнедеятельности.

Анализ результатов исследования национально-психологических особенностей кумыков

Для того чтобы локализовать результаты исследования национально-психологических особенностей кумыков и для получения наиболее значимых данных в работе анализировались, прежде всего, репрезентативные элементы, поскольку они наиболее полно характеризуют психическую жизнедеятельность представителей конкретной этнической общности и позволяют определить методики.

Исследование национально-психологических особенностей кумыков проводилось в рамках стандартного этнопсихологического исследования; в этом случае предпочтение отдавалось препарированию национальной специфике проявлений выделенных психологических показателей у респондентов данной этнической принадлежности. Соответственно, данной цели служили специально подобранные социально-психологические методики и система эмпирических измерений, адаптированные с учетом национальных особенностей кумыков.

В ходе исследования использовались также и элементы кросс-культурного анализа, в ходе которого национально-психологические особенности кумыков сравнивались у различных половозрастных и социальных групп (дети, школьники, студенты, пенсионеры, жители города и деревни), которые постоянно проживают в Республике Дагестан и кумыков, длительное время находящихся за пределами республики.

Исследование проводилось на территории Республики Дагестан в период с 1999 по 2004 гг. Основная часть исследований проводилась в 2003 г. Респондентами являлись жители г. Махачкала и Карабурахкентского и Кая-кентского районов Дагестана. С учетом национальной принадлежности в интересах получения достоверных результатов была составлена выборочная совокупность респондентов с количественным составом их по республике: студенты и школьники кумыкской национальности 600 человек (30% от объема генеральной совокупности всех студентов); жители г. Махачкала (400 чел.), жители сельских районов республики. Расчет репрезентативности выборки проводился по национальному признаку. Массив данных обрабатывался квалифицированными программистами, а интерпретация данных проводилась в русле сравнительно-сопоставительного анализа.

Все респонденты были опрошены с помощью этнопсихологического опросника, опросников самоотношения, уровня субъективного контроля, вопросников измерения потребностей и мотивов, измерения коммуникативно-поведенческой деятельности, исследованы с помощью диагностического теста отношений.

Анализ результатов изучения особенностей национального самосознания кумыков В качестве основного рабочего инструмента измерения эмпирических индикаторов национального самосознания в данном исследовании был применен этнопсихологический опросник, методики изучения самоотношения, локуса контроля и диагностический тест отношений. Этнопсихологический опросник содержал следующие блоки вопросов о: - национальном языке; - национально-культурных ориентациях; - национальных традициях, обычаях, обрядах; - чертах национального характера.

Вопросы о положении национального языка в этнической среде кумыков, его роли в формировании психологических особенностей этноса, проблемы сохранности и др. составляю один из главных эмпирических индикаторов национального самосознания этноса. В данном исследовании мы исходили из того, что функционирование национального языка выступает в качестве важнейшего показателя национального самосознания. Именно язык выступает в качестве материального носителя широкого набора символов национального единства, сходства представителей данного этноса, их отличия от других.

В ходе исторического развития язык накапливал, аккумулировал важнейшие моменты прожитой этносом жизни в исторической действительности и специфические формы познаваемого им мира в виде мыслей, переживаний, научных знаний, идеологических установок. Поэтому язык для последующих поколений выступает как копилка народного опыта, как априорное знание. В ходе социализации личность усваивает весь языковый мир, в котором закреплена «национальная информация».

Поскольку язык является средством пробуждения национального самосознания и усвоения национальной истории, духовных ценностей, вкусов, символов, мыслей, чувств, мечтаний народа, следовало изучить состояние подобных функций языка представителей кумыкской этнической общности. Необходимо было выяснить и учесть: - характер языкового общения и речевого поведения; - в какой мере язык служит средством общения в пределах изучаемого этноса и за этими пределами; - в каких жизненных сферах он используется больше или меньше; - какой другой язык, в каких сферах и в какой мере сопутствует языку данной нации; - какова мера устойчивости данного языка в условиях языкового существования; - как люди относятся к своему национальному языку.

Похожие диссертации на Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков