Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Вайсеро Константин Иванович

Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации
<
Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вайсеро Константин Иванович. Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03, 19.00.05 Москва, 2003 409 с. РГБ ОД, 71:03-19/41-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы психологического исследования социально-культурной деятельности в ВС РФ.

1.1. Теоретические предпосылки исследования психологии социально-культурной деятельности . 22

1.2. Психологические особенности социально-культурной деятельности в ВС РФ. 41

1.3. Теоретическое обоснование разработки психологической концепции социально-культурной деятельности в ВС РФ. 70

1.4. Методика экспериментального исследования проблемы. 90-109

Глава 2. Психологическая модель социально-культурной деятельности в ВС РФ.

2.1. Потребностно-мотивационная детерминация участия военнослужащих в социально-культурной деятельности . 110

2.2. Особенности функционирования механизмов социально-культурного воздействия на военнослужащих. 138

2.3. Психологические факторы оптимизации содержания социально-культурной деятельности. 158

2.4. Социально-культурная адекватность военнослужащих. 173-197

Глава 3. Социально-психологические условия эффективности деятельности творческих воинских коллективов .

3.1. Обоснование совокупности социально-психологических условий . 198-218

3.2. Зависимость деятельности творческого коллектива от ценностно- ориентационного единства, референтности и коллективистского самоопределения его членов. 219

3.3. Влияние социально-психологических условий на эффективность деятельности творческого коллектива. 236

Глава 4. Пути формирования социально-культурной адекватности военнослужащих . 250

4.1. Мотивация адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства .250

4.2. Приобщение военнослужащих к ценностям воинской службы в ходе социально-культурной деятельности.277

4.3. Социально-культурная идентификация личности военнослужащего. 301-322

4.4. Формирование социально-культурной адекватности специалистов СКД в процессе их подготовки.323

Заключение. 339-349

Библиографический список использованной литературы. 350-375

Приложения. 376-409

Введение к работе

Культурную ситуацию в ВС РФ в настоящее время характеризует важная тенденция — постепенное перерастание культурно-просветительной работы в социально-культурную деятельность, которая направлена на обеспечение воинской деятельности путем удовлетворения социальных и культурных потребностей военнослужащих и членов их семей, получения ими удовлетворения и возможности саморазвития. Значение социально-культурной деятельности отмечается и в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [391].

Однако в армейской социально-культурной сфере имеется ряд противоречий, мешающих ее развитию. Это противоречия между: реальными культурными потребностями военнослужащих, знаниями о них и деятельностью по их удовлетворению; пониманием значения для психики воинов культурного досуга и практикой его организации; творческим началом социально-культурной деятельности и командной системой управления армейской культурой; необходимостью использования современных достижений науки и низким научным уровнем подготовки специалистов данной сферы.

Для социально-культурной ситуации в армии характерны явная недооценка роли и значения культуры как основы развития военно-профессионального мастерства, формирования духовно-нравственных качеств личности воинов. В плену стереотипов и установок находится система управления социально-культурной деятельностью воинских частей и гарнизонов. На деле рациональный менеджмент в социально-культурной сфере воинских частей и гарнизонов зачастую подменяется простым администрированием. Мелкие текущие задачи организационного характера, превращаются в самоцель и решаются вне связи с конечным результатом — удовлетворением культурных потребностей воинов, формированием социально-культурной адекватности их психики. Структурные изменения осуществляются без анализа психологических функций и преподносятся в качестве сущностных перемен содержания социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Кроме того, недостаточно развита культурная деятельность общественных структур (обществ, собраний, клубов, кружков и т.п.), отмечается кризис самодеятельного культурного творчества в целом, неэффективное использование возможностей военных учреждений культуры по рекреации и психологической реабилитации личного состава, глубокое отставание социально-культурной сферы Российской армии от армий ведущих зарубежных государств.

Всё это свидетельствует о том, что имеющийся в социально-культурной деятельности психологический потенциал используется в армии и на флоте еще недостаточно полно и эффективно.

Степень разработанности проблемы. Культурная деятельность рассматривалась с философской точки зрения как важнейшая часть жизнедеятельности людей (НА. Бердяев, 1940), как одно из условий формирования и развития личности (Л.Н. Дорогова, 1990). Военные философы утверждали, что культурная работа в воинских частях является одним из факторов формирования духовных потребностей (Н.П. Козырев, 1990), эмоционального мира (В.А Ремизов, 1992) военнослужащих. Представители социологии связывали с культурным досугом ощущение свободы, возможность индивидуального выбора занятий (Р.В. Гребенников, 1992), ценностные ориентации (Л.И. Савинов, 1996; И.А Сурина, 1996), социализацию личности (НА. Марков, 2001). В педагогике предпринята попытка рассмотреть основы социально-культурной деятельности (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, 1995), совершенствование профессионального мастерства работников культуры (Н.К.Бакланова, 1987; Д.М. Генкин, 1984), педагогические пути повышения эффективности воспитательного воздействия культурного досуга (АА Аронов, 1990; АГ. Белявский, 1985; АФ. Воловик, 1998; Е.К Востоков, 1996; Е.И.Смирнова, 1989; АВ. Шляхов, 2002). В военно-исторической науке социально-культурная деятельность исследовалась с точки зрения политической, социальной, экономической и военной обусловленности (В.Н. Осташ-кин, 1997; AJL Чернявский, 1982), государственной принадлежности (В.И. Федотов, 1992).

В психологии основное внимание обращалось на культурно-исторический характер развития психики людей (Л.С. Выготский, 1927), культурную обусловленность форм передачи чувств (Б.Г. Ананьев, 1977), психологические особенности самодеятельного художественного творчества (В .Л. Дранков, 1991), психологические основы формирования музыкальных способностей (Б.М. Тешюв, 1947), социально-психологические аспекты создания художественных произведений (В.Е. Семенов, 1988), основы музыкальной психотерапии (В.И. Петрушин, 1997). Значение учета культурных факторов при формировании человеческих ценностей, взаимоотношений и сплочения людей подчеркивали в своих друдах .ведущие отечественные психологи (А-А- Деркач, 1995; АЛ Донцов, 1984; AJL Журавлев, 1976; Н.Н.Обозов, 1977; АВ. Петровский, 1982; К.К, Платонов, 1986; Л.И.Уманский, 1975 и др.). Вопросы влияния социально-культурной деятельности на различные аспекты деятельности военнослужащих нашли свое отражение в работах военных психологов (А.Я. Анцупов, 1993; А.Д. Глоточ-кин, 1972; М.И. Дьяченко, 1969; Л.Ф. Железняк, 1982; А.Г. Караяни, 1998; Э.П. Утлик, 1996; АИ. Шипилов, 1999 и др.).

В зарубежной психологии различные аспекты социально-культурного воздействия на военнослужащих рассматривались еще в начале XX века (А.Гоше, 1910). Получили свое развитие такие проблемы, как влияние музыки на поведение людей (Ч. Дизренс, 1983), восприятие художественных образов (В. Келлер, 1980), взаимосвязь культуры и мышления (М.Коул, С. Скриб-нер, 1977), самоактуализация личности при удовлетворении культурных потребностей (А. Маслоу, 1982), музыкотерапия (А. Менегетти, 1992), культурное поведение (Дж. Уотсон, 1980), культура как элемент коллективного бессознательного (3. Фрейд, 1992; К.-Г. Юнг, 1991). Вместе с тем теоретические проблемы психологии социально-культурной деятельности еще недостаточно раскрыты. Специальных работ по этой проблеме нет.

Актуальность исследования психологии социально-культурной деятельности в ВС РФ обусловлена:

- отсутствием научно обоснованной психологической концепции социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических положений, касающихся ее психологических проблем;

- необходимостью устранения возникших противоречий между существующим понятием «культурно-досуговая работа» в ВС РФ и социально-культурным содержанием процесса ее практической реализации;

- отсутствием научных рекомендаций заинтересованным лицам по оптимизации психологического воздействия социально-культурных мероприятий на военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей;

- сложностью и важностью задач психологического характера, решаемых в ходе организации и проведения социально-культурной деятельности в войсках;

- потребностью учебного процесса военных образовательных учреждений в научно обоснованном психологическом материале, необходимом при обучении курсантов и слушателей, в будущем - специалистов социально-культурной деятельности;

- необходимостью сохранения и развития самобытных социально культурных традиций Российской Армии, культурных и моральных ценностей российского народа по отношению к Вооруженным Силам.

Цель исследования - на основе теоретического анализа и экспериментального исследования разработать психологическую концепцию социально-культурной деятельности в ВС РФ: обосновать ее модель, принципы, особенности и механизмы функционирования, показать пути формирования социально-культурной адекватности военнослужащих.

Объект исследования - социально-культурная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации. Предмет исследования — психологические принципы, особенности, условия, механизмы, процессы и технологии социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа выявить основные научные пред посылки психологического исследования и особенности социально культурной деятельности в ВС РФ, обосновать ее психологическую концепцию.

2. Разработать содержание психологической модели социально культурной деятельности в ВС РФ: выявить потребностно-мотивационные детерминанты участия в ней военнослужащих, особенности функционирования психологических механизмов социально-культурного воздействия, психологические факторы оптимизации его содержания, изучить социально культурную адекватность военнослужащих.

3. Выявить социально-психологические условия эффективности социально-культурной деятельности воинских творческих коллективов.

4. Апробировать пути формирования социально-культурной адекватности военнослужащих в процессах приобщения к ценностям воинской службы, мотивации их адекватного поведения средствами культуры, искусства и социально-культурной идентификации. Раскрыть особенности формирования социально-культурной адекватности специалистов СКД в процессе их подготовки в вузах ВС РФ.

Гипотезы исследования:

- Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах - направление военной психологии, изучающее психику людей и психологию воинских коллективов, связанные с повышением эффективности воинской деятельности посредством удовлетворения культурных потребностей и снижения негативного влияния противоречий военной службы на выполнение учебно-боевых задач. Ее системообразующим фактором является уровень социально-культурной адекватности военнослужащих, формируемый в ходе социально-культурной деятельности.

- Основными элементами психологии социально-культурной деятельности являются структурные компоненты ее психологической модели: субъекты, объекты, принципы, процессы, механизмы, технологии, психологические и социально-психологические условия осуществления и психологический результат. Оптимизация функционирования элементов модели позволяет усилить предрасположенность военнослужащих к воинской деятельности, что является условием повышения боевой готовности, укрепления воинской дисциплины в частях и подразделениях, поддержания психического здоровья военнослужащих.

- Включение культурных ценностных ориентации военнослужащих в структуру социально-культурной деятельности, способствующей изменению их предрасположенности к воинской службе, основано на использовании эмоционально-познавательных факторов социально-культурного воздействия, определенных знаний, представлений и идеалов, ввода военнослужащих в определенные эмоциональные состояния и побуждение их на определенные поступки, поведение и деятельность. Психологическими механизмами социально-культурного воздействия на военнослужащих выступают убеждение, внушение, подражание и заражение, особенности функционирования которых зависят от основных форм организации социально-культурной деятельности. 

- Эмоционально-познавательные факторы социально-культурного воздействия играют ведущую роль в процессах приобщения военнослужащих к ценностям воинской службы, мотивации их адекватного поведения средствами культуры и искусства. Осознание значения профессионального мастерства в качестве ведущего фактора формирования социального статуса выступает основным психологическим условием оптимизации процесса подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузах ВС РФ. Методологическую основу исследования составляют теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: о единстве личностных, социальных и деятельностных факторов в становлении форм психического отражения действительности; о роли деятельности как формы взаимодействия человека с окружающим миром с целью удовлетворения своих потребностей и как формы общественной жизни человека; о единстве сознания и деятельности; о деятельностном опосредовании межличностных отношений в социальной группе; о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; о системном подходе к исследованию психических процессов; научные данные других наук {военной науки, социологии, культурологии, физиологии, педагогики, искусствоведения и медицины).

Большое влияние на теоретико-методологическое осмысление проблемы оказали работы, раскрывающие идеи культурно-исторической концепции развития высших психических функций JLC. Выготского, деятельностного подхода C.JL Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теорию способностей и индивидуальных различий Б.М. Теплова, поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, периодизации психического развития в онтогенезе Д.Б. Эльконина, формирования личности Л.И. Божович и других психологов.

Исследование выполнено на основе системного подхода, обоснованного в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, KJC. Платонова, Г.В. Суходольского и других психологов, а также личностно-социально-деятельностного подхода, предложенного А.В. Петровским.

Теоретическую основу исследования составили труды КА. Абуль-хановой-Славской, О.С. Анисимова, С.А Анисимова, АА. Аронова, Г.М.Андреевой, В.Г. Асеева, АІ\ Асмолова, ELK. Баклановой, Б.С. Братуся, А.В. Брупшинского, Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, А.А Деркача, А.И. Донцова, В.Л. Дранкова, В.Н. Дружинина, Б.С. Ерасова, АЛ. Журавлева, АВ.Запорожца, В.П. Зинченко, Т.Г. Киселевой, В.И. Ковалева В.Н. Мяси 10

щева, Р.С. Немова, В.И. Петрушина,-В.А. Пономаренко, В.Е. Семенова, Л.И.Уманского, В.А. Ядова и других ученых.

Военно-психологическую основу диссертации составили труды А.Я.Анцупова, И.С. Барчукова, А.Д. Глоточкина, А.И. Гончарова, А. Гоше, Л.Н. Дороговой, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, П.И. Изместьева, А.Г. Ка-раяни, А.И. Китова, Н.И. Конюхова, М.П. Коробейникова, П.А. Корчемного, Г.Д. Лукова, А.В. Мощенко, В.Ф. Перевалова, М.С. Полянского, В.А Соби-ны, СИ. Съедина, И.В. Сыромятникова, В.В. Сысоева, Э.П. Утлика, Н.АУхач-Огоровича, Н.Ф. Феденко, В.В. Федотова, Б.Я. Шведина, А.И. Ши-пилова, Г.В. Шумкова и других военных психологов.

Методика исследования предусматривала анализ научной литературы, констатирующий и формирующий эксперименты (с использованием средств математической статистики); моделирование; включенное и невклю-ченное наблюдение; анализ социально-культурной деятельности; опросы военнослужащих. Использовались стандартизированные и валидизированные методики изучения потребностно-мотивационной сферы личности, ценност-но-ориентационного единства групп, уровня референтности и степени коллективистического самоопределения, оценки эффективности социально-культурной деятельности.

Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютера, репрезентативной выборкой испытуемых.

Экспериментальной базой проводимых исследований явились:

- творческие воинские коллективы Московского военного округа, Северо-Кавказского военного округа ВВ МВД РФ и Московского военного округа ВВС и ПВО: восемь профессиональных (2 гарнизонных Дома офицеров, 2 солдатских клуба, 2 ансамбля песни и пляски, 2 военных музея) и шесть самодеятельных (2 вокально-инструментальных ансамбля, 2 клуба по интересам, 2 кружка художественной самодеятельности) - около 200 чел.;

- личный состав двух мотострелковых, одного танкового и одного артиллерийского полков Московского военного округа, ракетной бригады Сибирского военного округа, частей обеспечения ВМФ - около 1500 чел.;

- курсанты факультета культуры и журналистики Военного университета—400 чел.;

- слушатели факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Военного университета - 100 чел.;

- руководители военных учреждений культуры, независимые творческие работники, представители военного руководства - 20 чел.;

- преподаватели социально-культурной деятельности Военного университета - 20 чел. Общая выборка составила около 2000 человек.

Среди членов профессиональных творческих коллективов основную выборку составили военнослужащие по контракту, получившие специальное музыкальное или культурно-просветительское образование. Количество таких военнослужащих, вошедших в выборку, составило 83 человека.

Материалы исследования обрабатывались на персональном компьютере типа «ATHLON-1400» в программном обеспечении «Microsoft Excel», использовались программы статистической обработки данных «Statgrafics» и «Ребус».

Основные этапы исследования:

1. Изучение научной литературы по проблеме диссертации, психологический анализ социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, разработка и обоснование ее концептуальной модели и методики экспериментального исследования (1995-1996 гг.).

2. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента, анализ и интерпретация полученных результатов, разработка системы формирования социально-культурной адекватности военнослужащих и путей оптимизации процесса подготовки специалистов социально-культурной сферы для Вооруженных Сил Российской Федерации (1996-2002 гг.).

3. Написание диссертации, формулирование теоретических выводов, разработка практических рекомендаций, апробация результатов исследования (2000-2003гг.).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

Разработана концепция психологии социально-культурной деятельности в ВС РФ, основу которой составляют теоретические положения, реализующиеся в психологической модели, структурными компонентами которой являются субъекты, объекты, принципы, особенности, процессы, механизмы, технологии, психологические и социально-психологические условия осуществления и психологический результат.

Обосновано понятие социально-культурной деятельности в ВС РФ, как комплекса организуемых и проводимых в воинских частях и подразделениях, военных учреждениях культуры мероприятий по снятию психической напряженности, удовлетворению культурных потребностей, созданию и распространению культурных ценностей, формированию мировоззрения и развитию творческих способностей военнослужащих и членов их семей.

Доказано, что социально-культурная деятельность в ВС РФ способна снизить негативное влияние на психику людей противоречий военной службы и, что оптимизация функционирования элементов ее психологической модели позволяет усилить предрасположенность военнослужащих к воинской службе в целом.

Опираясь на социально-психологический и акмеологический подходы в психологии, связанные с формированием духовных потребностей и эмоционального мира (философия), ценностных ориентации и социализации личности (социология), повышением эффективности воспитательного воздействия (педагогика), влиянием исторических условий (история), разработано новое междисциплинарное направление - психология социально-культурной деятельности.

Показаны основные психологические направления исследования культуры и социально-культурной деятельности (изучение культурно-исторического характера развития психики людей, культурной обусловленности форм передачи человеческих чувств, психологических механизмов создания произведений культуры и искусства, психологических основ формирования музыкальных способностей и культурных потребностей, установок и ценностей личности и коллектива, психологических особенностей художественного творчества), а также выявлена их специфика в военно-психологических исследованиях (формирование культуры общения в воинских коллективах, влияние социально-культурных факторов на психологическое обеспечение боевых действий, подготовку военных специалистов, укрепление воинской дисциплины и разрешение межличностных конфликтов).

Обоснованы специфические психологические принципы социально-культурной деятельности в ВС РФ: потребностно-мотивационной детерминации и военно-деятельностной адекватности. Выделены особенности проявления общих принципов социально-культурной деятельности в условиях Вооруженных Сил: приоритета общечеловеческих культурных ценностей; социальной детерминации культурных потребностей; самовыражения и самоутверждения личности как ведущих мотивов участия; гуманизации содержания деятельности, ее подчинения интересам, потребностям и установкам личности; единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций.

Раскрыты и обоснованы психологические особенности социально-культурной деятельности, заключающиеся в наличии воинской и творческой целесообразности, отличии управления и мотивации военнослужащих к творчеству и специфике взаимодействия в условиях активного творческого общения. Выявлены психологические особенности творческого воинского коллектива как социальной группы: творческое саморазвитие коллектива; повышенная способность к самоорганизации и требовательность к профессиональным качествам своих членов; наличие атмосферы творческой состязательности; высокая значимость эмоциональных факторов во внутригруп-повых социально-психологических процессах и выраженность постоянства коллективных ценностей, норм и установок. 

Выявлены потребностно-мотивационные детерминанты участия военнослужащих в социально-культурной деятельности, выделены особенности функционирования психологических механизмов и процессов социально-культурного воздействия, уточнены социально-психологические условия эффективности деятельности воинских творческих коллективов.

Обоснована социально-культурная адекватность военнослужащих, заключающаяся в соответствии психических свойств, качеств и состояний, сформированных у них в результате социально-культурного воздействия, требованиям воинской деятельности и определены психологические признаки ее наличия.

Выявлено, что изменение предрасположенности военнослужащих к воинской деятельности осуществляется посредством влияния культурных ценностных ориентации военнослужащих, значительно определяющих содержательный аспект потребностей, интересов и мотивов их воинской деятельности. Их включение в структуру социально-культурной деятельности основано на использовании эмоционально-познавательных факторов социально-культурного воздействия, специальных знаний, представлений и идеалов, вводе в определенные эмоциональные состояния. Важнейшими психологическими параметрами механизмов социально-культурного воздействия являются привлекательность, убедительность и значимость создаваемых культурно-художественных образов. Психологические механизмы социально-культурного воздействия (убеждение, внушение, подражание и заражение) комплексно или приоритетно выражены в основных формах социально-культурной деятельности. Доказано, что процесс мотивации военнослужащих в ходе социально-культурной деятельности осуществляется с целью их побуждения к поведению и деятельности, соответствующим требованиям воинской службы, и протекает в виде стимулирования адекватных действий и формирования смыслов воинской деятельности. Процесс приобщения военнослужащих к ценностям воинской службы осуществляется путем наделения художественных образов содержанием, отражающим истинные ценности воинской службы, и значимой трансформацией их эстетической формы; он состоит из этапов ознакомления, соотнесения, принятия и закрепления. Процесс социально-культурной идентификации личности осуществляется за счет приобретения участником социально-культурной деятельности норм, ценностей, ролей и качеств военнослужащего, его уподобления и отождествления с другими значимыми людьми или с художественными образами, а также приписывания им своих черт и свойств с целью создания вокруг себя комфортной культурно-психологической среды.

Произведена классификация основных технологий социально-культурной деятельности в ВС РФ в зависимости от характера их психологического воздействия. Определено, что социально-культурные мероприятия в ВС РФ могут осуществляться в рамках ценностно-ориентационных (культурно-воспитательных), мотивационных, когнитивных (культурно-познавательных, культурно-развивающих), рекреационно реабилитационных, позитивно-эмоциональных (культурно-развлекательных) и нормативно-поведенческих (ритуально-обрядовых) технологий.

Выявлено, что осознание значения профессионального мастерства в качестве ведущего фактора формирования своего социального статуса является основным психологическим условием оптимизации подготовки специалистов социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Теоретическая значимость исследования состоит и в том, что:

1. Создание психологической концепции социально-культурной деятельности в ВС РФ существенно расширило теоретическую базу психологии труда, социальной и военной психологии, самой социально-культурной деятельности применительно к выполнению задач укрепления обороноспособности Российской Федерации.

2. Основные научные результаты способствуют интеграции наук в интересах становления и развития нового междисциплинарного направления — психологии социально-культурной деятельности.

3. Теоретические выводы исследования способствуют развитию социально-культурной деятельности в ВС РФ как вида обеспечения воинской службы посредством учета психологических закономерностей сохранения самобытных культурных традиций Российской армии, культурных и моральных ценностей российского народа, касающихся Вооруженных Сил.

Практическая значимость исследования:

1. Создание психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ способствует совершенствованию системы социально-культурного обеспечения воинской деятельности, выявлению и обоснованию оптимальных психологических средств, путей и условий ее функционирования.

2. Предложенные в диссертации методики изучения психологических факторов социально-культурного воздействия позволяют проводить углубленную диагностику соответствия социально-культурных мероприятий целям воинской деятельности.

3. Разработанные и апробированные в ходе диссертационного исследования технологии социально-культурной деятельности могут быть использованы при организации воспитательной работы в воинских частях и военных учреждениях культуры.

4. Исследование психологии социально-культурной деятельности в ВС РФ обогащает методический инструментарий повышения качества обучения и воспитания военнослужащих, в том числе слушателей и курсантов — будущих специалистов социально-культурной деятельности. Апробация результатов исследования осуществлена с личным участием диссертанта на базе военных учреждений культуры, воинских частей и военно-учебных заведений в ходе проводимого эксперимента. Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в 1 монографии, 2 учебных и методических пособиях, 15 методических рекомендациях и научных статьях диссертанта общим объемом более 38 печатных листов.

Результаты исследования, теоретические выводы и практические рекомендации излагались в докладах и сообщениях диссертанта на 5 научно-практических конференциях, на сборах профессорско-преподавательского состава Военного университета, руководящего и творческого состава органов воспитательной работы, военных учреждений культуры ВС РФ, ансамблей песни и пляски ВВ МВД РФ, на методических семинарах и заседаниях кафедры культурно-досуговой работы Военного университета.

Материалы исследования составили основную часть отчета по научно-исследовательской работе «Документ» (2000-2001гг.), по итогам которой подготовлен раздел «Культурно-досуговая работа в боевой обстановке», который вошел в изданное «Наставление по морально-психологическому обеспечению ооевых действий подразделений и частей Сухопутных войск». Семь статей диссертанта по теме исследования опубликованы в научной и военной печати: журналах «Мир психологии», «Психологический журнал», «Инновации в образовании», «Морской сборник», «Вестник границы» и газете «Военное образование». Положительные результаты внедрения практических рекомендаций подтверждены документально.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая концепция социально-культурной деятельности в ВС РФ — это совокупность исходных теоретических положений о субъектах, объектах, принципах, особенностях, процессах, механизмах, технологиях, психологических и социально-психологических условиях осуществления и результате деятельности, функциональное взаимодействие которых способствует эффективной организации и проведению мероприятий по созданию и распространению духовных ценностей, удовлетворению культурных потребностей, формированию социально-культурной адекватности психики и снятию психической напряженности у военнослужащих. Основная цель ее разработки заключается в активизации использования психологических явлений для повышения эффективности социально-культурной деятельности в ВС РФ как вида обеспечения воинской деятельности.

2. Субъектно-объектная принадлежность участников социально культурной деятельности определяется целями их участия и проявляется

следующим образом: на социальном уровне {ВС РФ, вид, род войск, округ,

флот, объединение) субъектами выступают органы военного управления, а

объектами — военнослужащие и члены их семей; на социально психологическом уровне {соединение часть, гарнизон) военнослужащие яв

ляются как субъектами, так и объектами социально-культурной деятельно

сти; на личностном уровне военнослужащие всегда субъекты социально культурной деятельности.

Психологические особенности субъектов и объектов определяют содержание их ведущих потребностей, мотивов, действий и операций, а также особенностей функционирования механизмов взаимодействия сфер психики, возникающих в результате социально-культурного воздействия на них.

3. Специфические психологические принципы социально культурной деятельности в ВС РФ:

- принцип потребностно-мотивационной детерминации определяет участие военнослужащих в социально-культурной деятельности потребностями и мотивами их личностного развития и жизнедеятельности;

- принцип военно-деятелъностной адекватности выражает соответствие социально-культурной деятельности военнослужащих целям и задачам ведущей воинской деятельности.

4. Психологическими показателями эффективности социально культурных мероприятий являются мотивационная и познавательная направленность их содержания эмоциональная выразительность создазаемых культурно-художественных образов и профессионализм действий и операций ее активных участников. Наиболее целесообразными с точки зрения эффективности психологического воздействия на военнослужащих являются следующие формы социально-культурной деятельности: тематические кинопоказы, киновечера; кино и видеофильмы; тематические литературно-художественные вечера; концерты; вечера чествования; массовые сюжетные игры; вечера и дни семейного отдыха; встречи однополчан.

5. Психологическими механизмами социально-культурного воздействия на военнослужащих являются убеждение, внушение, подражание и заражение, составляющие основу процессов приобщения к ценностям воинской деятельности, мотивации адекватного поведения и деятельности, социально-культурной идентификации личности. Важнейшими психологическими параметрами механизмов социально-культурного воздействия являются привлекательность, убедительность и значимость создаваемых культурно художественных образов.

6. Ведущими потребностями и мотивами участия военнослужащих в СКД являются отдых, познание, культурное саморазвитие, получение удовольствия (эстетического наслаждения), общение, расширение возможностей, личностный и профессиональный рост, самореализация и самовыражение. Их развитие осуществляется путем стимулирования адекватного поведения, формирования смыслов и наделения художественных образов содержанием, отражающим истинные ценности воинской службы, значимой трансформацией эстетической формы образов, созданием вокруг военнослужащих комфортной культурно-психологической среды. 

7. Классификация основных технологий социально-культурной деятельности в ВС РФ, основанием которых выступает характер их психологического воздействия. Их суть заключается в использовании психологических приемов и средств, направленных на: приобщение к ценностям воинской службы - в ценностно-ориентационных; побуждение к адекватному поведению и деятельности - в мотивационных; интеллектуальное развитие лично ста - в когнитивных; восстановление психических и физических сил — в рекреационно-реабилитационных; развлечение военнослужащих в позитивно-эмоциональных; на осуществление ритуально-обрядовых действий - в нормативно-поведенческих технологиях социально-культурной деятельности.

8. Социально-психологические условия эффективности социально культурной деятельности творческого воинского коллектива, как совокупность содержательных, структурно-формальных и структурно функциональных социально-психологических факторов, оказывающих влияние на мотивы, дели, действия и операции творческой деятельности л приводящих к изменению ее эффективности. Определяющее место занимают социально-психологические условия содержательного характера: ориентационное единство, референтность и коллективистское самоопределение.

Эффективность социально-культурной деятельности творческого воинского коллектива, основными показателями которой выступают степень удовлетворенности зрителей результатом деятельности коллектива, степень удовлетворенности членами коллектива своим трудом, полнота выполнения нормативных задач, уровень профессиональной компетентности членов коллектива и степень реализации творческим коллективом социальных и воспитательных функций.

9. Психологическим результатом социально-культурной деятельности в ВС РФ является социально-культурная адекватность, которая выражается в соответствии психических свойств, качеств и состояний, сформированных у военнослужащих в результате социально-культурного воздействия, требованиям воинской деятельности.

Основными психологическими признаками ее наличия являются: знания об идеалах военной службы и понимание их социального значения; принятие культурных ценностей художественных произведений, содержащих признаки социальных ценностей воинской деятельности; зависимость положительного изменения мотивов поведения и деятельности ©т социально культурного воздействия; общие представления о культурных ценностях, следование правилам воинского этикета и положительным манерам; военно-профессиональная направленность личности, психологический настрой на деятельность и дисциплинированность; соответствие эмоционального состояния военнослужащих вектору эмоциональной направленности формы социально-культурной деятельности; наличие рекреационного эффекта от социально-культурного воздействия.  

Теоретические предпосылки исследования психологии социально-культурной деятельности

В настоящее время понятие «культурно-досуговая работа в ВС РФ»1 недостаточно полно отражает социально-культурный характер процесса практической реализации данной деятельности и требует серьезного научного анализа и обоснования.

Важность проведения исследований по психологии социально-культурной деятельности продиктована тем обстоятельством, что психика военнослужащих в современных условиях военной службы находится под влиянием достаточно большого количества противоречий духовного, социального, экономического, военно-технического, информационного, личностного, медико-фармакологического и др. характера. Социально-культурная деятельность, при ее добротном научном обосновании, способна снизить негативное влияние указанных противоречий на психику военнослужащих и тем самым повысить эффективность всей воинской деятельности в целом.

Каковы основные теоретические подходы к проблеме психологии социально-культурной деятельности! Прежде всего, необходимо рассмотреть, как трактуется понятие «социально-культурная деятельность» в других науках и в самой психологии. Затем определиться с понятиями «деятельность» и «поведение» применительно к понятию «социально-культурная».

Мнения ученых относительно понятия социально-культурная деятельность людей неоднозначны. Одни считают ее просто досугом, свободным временем, не занятым работой и идентичным понятиям развлечение, личное занятие, хобби и т.п. Другие - как социальную организацию свободного времени именно в форме организованных мероприятий, досуговых занятий [244].

Считается, что в современном обществе социально-культурная деятельность является автономным образованием. В то же время она тесно связана с другими видами деятельности: социальной, бытовой, религиозной, профессиональной, политической {206, с. 5]. Здесь наблюдаются наборы разрозненных функциональных зон, внутри которых осуществляется профессиональная, полупрофессиональная или непрофессиональная культурная деятельность. Кроме того, имеются различия между ее организацией в специализированных центрах социально-культурной деятельности (клубах, театрах, концертных залах, музеях и т.п.) и в неорганизованном культурном пространстве. Социально-культурная деятельность в этом случае сопутствует другому процессу, а не является самоцелью.

В этом смысле актуальными являются слова П.А. Флоренского: «Предпосылка деятельности, все равно, будь то искусство изобразительное или искусство словесное, есть реальность. Мы должны ощущать подлинное существование того, с чем соприкасаемся, чтобы стала возможной культурная деятельность, вплотную признаваемая как потребная и ценная; без этой предпосылки реализма наша деятельность представляется либо внешнепо-лезной в достижении некоторых ближайших корыстей, либо внешнеразвле-кательной, забавной искусственным наполнением времени» [549, с. 122-123].

В работе специализированных объектов (Домов офицеров, солдатских клубов, театров, киноконцертных залов и т.п.) социально-культурная деятельность воспринимаются уже как цель, а не как средство бесцельного времяпровождения. Профессиональная (в нашем случае - воинская) деятельность и поведение людей в ходе ее осуществления образуют собой определенную упорядоченную целостность, противостоящую разреженности социально-культурного пространства. Поэтому социально-культурную деятельность всегда следует рассматривать относительно профессиональной деятельности личности и поведения людей. В таком случае ее концепция обретет истинный научный смысл.

В настоящее время понимание социально-культурной деятельности воина ориентировано на принципиально новое понимание культуры. В общепринятом бытовом понимании понятие «культура» сегодня трактуется уже не только как культурное потребление [18]. Культура рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам мирового искусства, самоорганизация на почве культурной деятельности и т.д. Произошло переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития личности. Культурный досуг в армии, являясь важной составной частью культуры людей, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, также меняет свое социальное содержание.

С философской точки зрения, социально-культурная деятельность — важнейшая часть жизнедеятельности людей [49], одно из условий формирования и развития личности [149]. Военные философы утверждают, что культурная работа в воинских частях является одним из факторов формирования духовных потребностей [217], эмоционального мира [432] военнослужащих.

В психологии основное внимание обращается на культурно-исторический характер развития психики людей, культурную обусловленность форм передачи человеческих чувств (10; \09; 110; 111], психологические механизмы создания произведений культуры и искусства [151], психологические основы формирования музыкальных способностей [516], необходимость удовлетворения культурных потребностей людей, формирование в ходе культурной деятельности установок и ценностей личности и коллектива [77], психологические особенности самодеятельного художественного творчества [151], социально-психологические аспекты создания художественных произведений [456]. Значение учета культурных факторов при формировании человеческих ценностей, сплочении людей подчеркивали в своих трудах ведущие отечественные психологи [145; 147; 136; 337; 373; 374; 382; 524; 525].

Потребностно-мотивационная детерминация участия военнослужащих в социально-культурной деятельности

Структурными компонентами модели являются субъекты, объекты, принципы, особенности, процессы, механизмы социально-культурной деятельности, психологические и социально-психологические условия осуществления и психологический результат (см. рис. 2.1).

Основой психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ являются субъектно-объектные отношения между ее участниками. В реальной ситуации деятельности субъектно-объектная принадлежность военнослужащих зависит от уровня ее рассмотрения [16]. Предусматривается рассмотрение участников социально-культурной деятельности на уровнях Вооруженных Сил (социальном), воинской части, гарнизона (социально-психологическом) и отдельного человека (личностном).

Военнослужащий может быть как объектом, так и субъектом социально-культурной деятельности. По мнению 95% экспертов, на социальном уровне он чаще всего является объектом социально-культурной деятельности органов военного управления. В данном случае комплекс организуемых военным командованием культурно-досуговых мероприятий направлен на личность конкретного военнослужащего.

На социально-психологическом уровне военнослужащий может рассматриваться и как объект, и как субъект деятельности [23]. Например, 78% военнослужащих, являющихся активными участниками художественной самодеятельности в полках, считают себя субъектами социально-культурного воздействия. В данном случае их цели социально-культурной деятельности существенно отличаются от целей потребителей культурно-досуговых услуг (кинозрителей, экскурсантов и др.).

На уровне Вооруженных Сил, воинской части и гарнизона субъектами социально-культурной деятельности являются органы военного управления (Министерство обороны РФ, Главное управление воспитательной работы, отделы культуры и др.), военные учреждения культуры, руководители и организаторы данных организационных структур. Здесь же субъектами деятельности являются шесть центральных учреждений культуры ВС РФ: Центр культуры и творческих организаций ВС РФ, Центральный академический театр Российской Армии, Центральный музей Вооруженных Сил, Центральная студия военных художников им. М.Б. Грекова, Центральная студия военных писателей и Военный отдел Российской государственной библиотеки.

Военнослужащие и члены их семей, гражданский персонал, воинские коллективы - объекты социально-культурной деятельности. В 2002 году, по данным ГУВР ВС РФ, военные учреждения культуры охватывали аудиторию количеством более 6 млн. человек. На личностном уровне военнослужащий — всегда субъект социально-культурной деятельности. Он сам определяет цели своей личной культурной деятельности в зависимости от наличия или отсутствия у него в данный момент потребности участия в ней.

Потребности участия человека в социально-культурной деятельности обусловлены его принадлежностью к определенной социальной группе [574; 585; 593 и др.]. Одним из признаков этого является развитие культурной сферы человека [57; 63]. Снижение потребности в культурном развитии свидетельствует о деградации личности человека. Для развития человека удовлетворение культурных потребностей не менее важно, чем физиологических; «хочу петь (смотреть телевизор, играть)» также актуально, как и «хочу есть, пить» [80-87].

Среди представленных для ранжирования самый высокий показатель ранговой нагрузки (5,5) получили потребности в самоутверждении, удовольствии (эстетическом наслаждении), самовыражении, культурного развития и эстетические (см. рис. 2.2). На втором месте, по мнению участников опроса, стоят потребности в отдыхе (6,0), познавательные и материальные (6,5). Далее отмечаются потребности в самоактуализации через художественное творчество (7,0), в общении (7,5). Выбор рангов потребностей участниками опроса в группах АР и PC сильно отличался друг от друга. В группах исполнителей и организаторов наибольший показатель получила потребность в самоутверждении (1), которая в группах потребителей имела лишь десятое место.

Данный факт свидетельствует, что военнослужащие-зрители, экскурсанты и т.п. не ставят перед собой цель использовать культурное мероприятие для упрочения позиций своего статуса в глазах сослуживцев. Активные участники социально-культурных мероприятий считают эту деятельность значимой в плане поднятия своего статуса. Отмечается также, что зрители, экскурсанты, посетители мероприятий не заостряют свое внимание на факт использования исполнителями их присутствия для собственного самоутверждения.

Дисперсия выборов в группах PC и АР по потребности в удовольствии (эстетическом наслаждении) (24,5) меньше, чем по потребности в самоутверждении (40,5). Это объясняется влиянием эмоциональных факторов зрительской реакции на удовлетворенность организаторов мероприятий. Кроме того, АР в большей степени выбирают эту потребность именно в виде эстетического наслаждения от номера, голосовых, двигательных или маниггуля-тивных операций исполнителей. Это объясняется тем, что руководители, сценаристы, постановщики имеют большую возможность для сравнения элементов художественного мастерства, чем зрители, участвующие в пассивном восприятии воспроизводимых исполнителями действий и операций.

Потребность в самовыражении имеет еще меньшую дисперсию (12,5) выборов у АР (3) и PC (8). Это объясняется использованием сходных психо-логических механизмов реализации. Конечной целью активности, как у АР, так и у PC является выделение своего образа на фоне других участников. При этом АР, в большей степени выделяют свои творческие, управленческие, материально-финансовые достоинства, a PC — достоинства своей внешности, физического развития, ума (осведомленности), культуры поведения, псевдодостоинства моды, манеры поведения и др.

Потребность культурного развития выделяется участниками социально-культурной деятельности примерно с одинаковым значением рангов. АР присвоили данной позиции шестое место, a PC - пятое, дисперсия (0,5). Это свидетельствует о том, что все военнослужащие считают свое участие условием для развития культурного уровня, что является наиболее значимым фактором социально-культурной активности военнослужащих.

Эстетические потребности вошли в группу с наиболее высоким рангом выбора. АР присвоили им седьмое, a PC - четвертое место. Высокая дисперсия значений рангов (4,5) объясняется тем, что для пассивных участников эстетическая сторона имеет большее значение, чем для исполнителей или организаторов, для которых эстетика художественного образа, его действий является частью профессионализма. Они считают эстетическую составляющую компонентом воспроизводимого ими целостного образа [468].

Причины значимости эстетической составляющей художественного образа для военнослужащих-зрителей, экскурсантов, читателей: а) в условиях военной службы (особенно боевых действий) потреб ность в эстетическом ощущении (созерцании) красоты и гармонии вызвана необходимостью релаксации психики военнослужащего после воздействия на них многочисленных психотравмирующих факторов.

Обоснование совокупности социально-психологических условий

Теоретический анализ социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации позволяет обосновать сущность социально-психологических условий эффективности деятельности творческого воинского коллектива. Выявим содержание рассматриваемого понятия.

Социально-психологические условия эффективности деятельности творческого воинского коллектива — это совокупность содержательных, структурно-формальных и структурно-фушщиональных социально-психологических факторов, оказывающих влияние на потребности, мотивы, цели, действия и операции совместной творческой деятельности, и приводящих к изменению ее эффективности, оцениваемой по заранее выбранным критериям [77].

Следует отметить, что на эффективность любой совместной деятельности, в том числе и деятельности творческого воинского коллектива, оказывают влияние различные виды условий. Они могут быть экономическими, политическими, социальными, условиями жизнедеятельности и др. [15; 248].

В связи с этим, можно утверждать, что существуют, в ряду прочих, такие социально-психологические условия, которые оказывают влияние на повышение или снижение эффективности совместной деятельности творческого воинского коллектива. Изменение эффективности совместной деятельности членов творческого воинского коллектива оценивается системой критериев, показателей и признаков.

Необходимо исходить из того, что между эффективностью деятельности и социально-психологическими условиями ее проведения существует причинно-следственная связь. Р.С. Немов утверждал: «...Когда речь идет о факторах и показателях эффективности групповой деятельности, то при объяснении последних должны быть установлены такие причинно-следственные отношения, которые неизбежно ведут к изменениям в групповой эффективности, если меняются соответствующие факторы-условия» [331, с. 27]. Следовательно, можно утверждать, что социально-психологические условия совместной деятельности творческого коллектива являются теми внешними факторами этой деятельности, изменяя которые, можно влиять на ее эффективность.

Анализ различных подходов на данную проблему позволяет разделить всю совокупность условий, нашедших отражение в психологической литературе [281; 336; 340; 475; 203], на четыре основные группы.

В качестве социально-психологических условий эффективности деятельности творческого воинского коллектива, подлежащих дальнейшему экспериментальному исследованию, следует рассматривать:

1. Условия, связанные со структурно-функциональной организацией процесса деятельности. Это - функциональное место группы в организации, взаимосвязь с другими группами, тип и сложность групповой задачи, сенсо-моторная согласованность действий.

2. Условия структурно-формального характера. Это - композиция, каналы коммушпсации, стиль лидерства и руководства, иерархия статусов, структура взаимодействия, разделение ролей, возрастной состав, взаимосвязанность и функциональная структура группы.

3. Условия, связанные с уровнем развития группы или условия сущностного характера. Это - межличностные отношения, мотивация, оказание взаимопомощи, дисциплинированность, сплоченность (ценностно-ориентационное единство), нормы поведения и общения, психологический настрой, референтность, коллективистское самоопределение, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация, коллективная идентификация, надситуативная активность и, собственно, сам уровень социально-психологического развития группы.

4. Условия косвенного характера - творчество, идеология, окружающая обстановка, наличие коммерческих целей, время совместной деятельности и престиж.

Данные феномены были представлены военнослужащим в виде показателей. Членам экспериментальных и контрольных групп предлагалось определить десять условий, которые на их взгляд, наиболее значимо влияют на повышение эффективности деятельности. Каждому выбранному показателю присваивалась нагрузка в 1 балл. Результаты опроса заносились в таблицы и обрабатывались с помощью статистических методов. Применение методов описательной статистики позволило провести уточнение мер центральной тенденции и вариации показателей по каждому из условий и определить на основе этого три группы условий (низшего, среднего и высшего порядка).

Результаты весовой нагрузки (см. табл. 3.1) свидетельствуют о том, что из восемнадцати условий наибольшую корреляцию с эффективностью деятельности имеют следующие десять условий: ценностно-ориентационное единство, референтность, коллективистское самоопределение, нормы поведения и общения, дисциплинированность и взаимопомощь, стиль лидерства и руководства, композиция, коллективистская идентификация, психологический настрой, действенная групповая эмоциональная идентификация. Показатели отобранных условий были сведены в отдельную таблицу и были подвергнуты корреляционному и факторному анализу (см. табл. 3.2).

Мотивация адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства

Приведение в соответствие ведущих мотивов военнослужащих необходимым мотивам боевой и служебной деятельности является основным направлением формирования у них социально-культурной адекватности. Социально-культурное воздействие с этой целью осуществляется как при первичном формировании необходимых в воинской деятельности мотивов военнослужащих, так и для изменения отрицательных (нежелательных) на положительные мотивы их поведения и деятельности [302; 400; 454].

Оба этих процесса имеют схожую структуру психологического функционирования, т.к. базируются на имеющихся у военнослужащих знаниях (представлениях) о воинской деятельности и оценочно-эмоциональном переживании происходящих событий в жизни или воинской службе. Основными движущими противоречиями мотивации военнослужащих в ходе социально-культурной деятельности являются противоречия между «...желательным и действительным, возможным и необходимым, положительным и отрицательным» [33, с. 159].

Придерживаясь позиции С.Л. Рубинштейна, считаем, что чувства и эмоции играют для мотивации военнослужащих в ходе воинской деятельности ведущую роль, т.к. они являются «...субъективной формой существования мотивов» [442, с. 13]. Этот подход находит свое подтверждение в работах военных психологов [5; 60; 302; 464]. А.Г. Караяни считает, что «...ведущими побуждениями к самостоятельным действиям военнослужащих в ходе боевых действий ... выступают чувства воинского долга, коллективизма, страх потерять уважение сослуживцев, вера в командира, месть за погибших боевых товарищей» [198, с. 40]. По мнению М.И. Дьяченко, «...во время боя ненависть к врагу, гнев, ярость, злость доходят до крайних пределов. Вся психическая деятельность направляется на достижение поставленной цели. Боевое возбуждение, стремление к победе, порыв к борьбе помогают мобилизации и подъему умственных, физических и нравственных сил» [158, с. 114].

Из этого следует, что для реализации процессов адекватной мотивации военнослужащих социально-культурная деятельность наряду с познавательным потенциалом, должна активно использовать эмоциональный потенциал имеющихся у нее средств культуры и искусства. Проведенное исследование выявило значимую зависимость направленности мотивации военнослужащих от содержания социально-культурной деятельности, участниками которой они являлись (см. п. 2.1). Социально-культурная деятельность для военнослужащих является не только условием их отдыха и развлечения, но и значимым побуждающим фактором их стремлений к самосовершенствованию и расширению возможностей самореализации в воинской службе.

Формирующий эксперимент по адекватной мотивации военнослужащих средствами социально-культурной деятельности осуществлялся при соблюдении следующих психологических условий: - учета соотношения социальных ценностей воинской деятельности, культурных ценностей военнослужащих и ситуативных установок службы; - включения в потребностно-мотивационную сферу военнослужащего не только целей воинской деятельности, но и целей их участия в социально-культурных мероприятиях; - рассмотрения мотивов в зависимости от их функционально-уровневой принадлежности и психологических форм их проявления.

При моделировании социально-культурных мероприятий наибольшее значение придавалось соблюдению последнего из перечисленных условий. Была произведена классификация исследованных в ходе констатирующего эксперимента мотивов участия военнослужащих в социально-культурной деятельности (см. табл. 4.1).

Данная классификация произведена на основе разработанного А.Н. Леонтьевым принципа предметности мотивов человеческой деятельности [269, с. 13]. Поэтому проблема адекватной мотивации военнослужащих в ходе социально-культурной деятельности рассматривалась в зависимости от функ-ционально-уровневой принадлежности мотивов и психологических форм их проявления.

Исследование формирования социально-культурной адекватности во-еннослужащих было начато с низших форм проявления мотивов, т.е. с уровня, когда влечения (первичные эмоциональные проявления потребности) становятся побуждениями-стимулами к деятельностной активности человека.

В психологической науке имеются разные подходы к проблеме стимулирования активности людей [7; 51; 58; 95; 214; 481 и др.]. В большинстве из них такая мотивация человека к деятельности опосредуется через сознательное целеполагание его внешней активности [310; 315; 375]. В процессе проведения моделирования социально-культурных мероприятий выполнялось правило, что влечения как побуждения к деятельности являются частично осознаваемыми явлениями психической активности человека. Причинами влечении могут быть как неосознаваемые психофизиологические потребности (голод, жажда, либидо и др.) [527; 554; 555], так и осознаваемые стремления (к превосходству, эмоциональной близости, эстетическому наслаждению и др.) [4; 10; 18; 130]. При этом недостаточная осознанность влечений связана не столько с отсутствием знаний об объекте влечения, сколько с непониманием существа потребности в нем [180-183; 406, с. 48].

Похожие диссертации на Психология социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации