Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Абдул Салам Мухаммад Рагех Исмаил

Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен
<
Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдул Салам Мухаммад Рагех Исмаил. Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Абдул Салам Мухаммад Рагех Исмаил; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО].- Казань, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/308

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические проблемы исследования особенностей психологии женщин в современном арабском мире 11

1.1. Социальное положение женщин в Йемене и особенности развития их личности 11

1.2. Проблемы психологии пола в современной науке и состояние их разработки 38

1.3. Личность, самооценка и смысложизненные ориентации женщин: обоснование концептуальных основ исследования 59

Выводы по первой главе 67

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния замужества и работы/учебы на самооценку и смысложизненные ориентации йеменских женщин 70

2.1. Организация и методы исследования 70

2.2. Смысл ожизненные ориентации йеменских женщин 78

2.3. Самооценка йеменских женщин 90

2.4. Уровень субъективного контроля йеменских женщин 98

Выводы по второй главе 115

Заключение 118

Литература 121

Приложения 138

Приложение 1 138

Приложение 2 146

Введение к работе

Актуальность проблемы. Уже много лет в мировой психологии вег дутся исследования в области так называемой тендерной психологии и психологии половых различий. Необходимость таких исследований обусловлен на, как потребностями развития психологической науки, так и практическими потребностями, вытекающими из изменения ролей мужчин и женщин во всех сферах жизни современного общества.

Указанные изменения связаны, в первую очередь, с расширяющимся включением женщин в образование, науку, промышленность, бизнес, политику и т.д., с повышением их собственной социальной активности Естественно, в разных культурах эта активность неодинакова, но общая тенденция наблюдается везде. Не миновала она и арабские страны, в частности Республику Йемен.

Это создает, по сути дела, новую реальность, с которой все более и бот лее нужно будет считаться, но арабское общество в целом недостаточно гот тово к принятию этих изменений. Иными словами, данная социальная тенденция может привести к появлению в обществе и в различных его сегментах противоречий, которые ранее не были для него характерны. В частности, она не может не затронуть семейные отношения, их стабильность и устойчивость.

С другой стороны, расширение сфер социальной активности женщин в арабском мире обостряет проблему взаимной адаптации мужчин и женщин в тех сферах деятельности, где ранее происходило взаимодействие только между мужчинами. Мужчины должны будут приспосабливаться к особенностям женского поведения, и, противоположное требование возникнет перед женщинами, идущими учиться и работать.

Через этот этап в разное время проходили и другие народы, и в целом она сравнительно безболезненно решалась на протяжении длительных исторических отрезков времени. Но в современном мире все происходит гораздо быстрее, а чужой опыт не всегда может быть применен в других условиях. Все это в совокупности делает актуальным и необходимым изучение различных психологических характеристик йеменских женщин.

Среди этих характеристик особый интерес, с нашей точки зрения, представляют смысложизненные ориентации и самооценка женщин. В современной психологии хорошо известно, что именно эти параметры (наряду с некоторыми другими) обуславливают социальную активность личности, осмысление ею своего места в мире и в обществе, восприятие и оценку соб- . ственной жизни.

В мировой социальной психологии давно уделяется пристальное внимание психологическим аспектам половых различий, особенностям мужской и женской психологии, тендерной психологии и т.д. Начало этому интересу положила известная книга О. Вейнингера [36]. Данная проблема нашла широкое отражение в работах классиков фрейдизма, в частности 3. Фрейда, А. Адлера и позднее К. Хорни [4; 138; 140].

Научный интерес к проблемам психологии и социальной психологии пола значительно усилился на Западе во второй половине XX в. в связи с развитием и усилением феминистского движения, все более активным участием женщин в социальной, экономической и политической жизни общества. В этой области психологии получили известность исследования Ш. Берна, А. Менегетти, S.L. Bern, J. Butler, М. Crawford, A. Eagly, С. Gilligan, Е.Е. Мас-coby, С. O Kelly и др. [24; 96; 157; 161; 163-165; 170; 171; 173 и др.]. Среди российских исследований можно отметить работы Т.В. Бендас, И.В. Грошева, В.В. Знакова, И.С. Клециной, И.С. Кона, В.М. Русалова, Т.Б. Рябовой и др. [20; 22; 51; 56; 57; 66; 70; 71; 120; 121].

В то же время, психологические исследования, проведенные учеными арабских стран, в том числе Республики Йемен, фактически не касаются женской части населения. Это связано с традиционными культурными устоями, которые создают большие трудности в организации и проведении тес товых и анкетных опросов с женщинами разного возраста. Поэтому боль-; щинства работ арабских учёных прсвяш,ено изучению социально-психологических особенностей мужчин. Данные, касающиеся особенностей женщин, по сути дела, отсутствуют. В этом смысле наше исследование направлено на то, чтобы ликвидировать существующее «белое пятно» и позволяет получить научное представление о некоторых социально-психологических особенностях йеменских женщин.

Таким образом, исследование социальнртпсихологических характеристик йеменских женщин, в частности их смысложизненных ориентации и самооценки является актуальным, как с точки зрения практического значения научной информации, которую оно может дать, так и с точки зрения научной неразработанности данной темы.

Исходя из сказанного, в нашем исследовании была поставлена цель: определить смыслржизненные ориентации и особенности самооценки различных групп йеменских женщин (работающих и учащихся, замужних и незамужних).

Объект исследования; социально-психологические характеристики различных групп йеменских женщин.

Предмет исследования: смыслржизненные ориентации и самооценка различных групп йеменских женщин. Гипотезы исследования:

- смысложизненные ориентации, самооценка и уровень субъективного контроля йеменских женщин существенным образом отличаются в различных их социальных группах, что объясняется разной степенью их вовлеченности в общественную жизнь и разным статусом в традиционном общественном сознании;

- смысложизненные ориентации, самооценка и уровень субъективного контроля образуют у йеменских женщин взаимосвязанный комплекс соци-альнотпсихологических характеристик.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние разработки в современной психологии следующих научных проблем: смысложизненные ориентации личности,

самооценка личности, уровень субъективного контроля личности.

2. .Проанализировать психологические и социально психологические концепции, анализирующие проблемы пола и половых различий.

3. Рассмотреть социокультурные условия и традиции личностного развития йеменских девушек, обосновать предположения об особенностях влияния этих условий на формирование их социально-психологических особенностей и определить методический инструментарий, позволяющий проверить выдвинутые гипотезы.

4. Выявить смысложизненные ориентации, уровень самооценки, уровень субъективного контроля йеменских женщин и на этой основе провести сравнительный анализ указанных личностных особенностей в разных их группах.

Методологическими основами исследования стали:

теоретические подходы к пониманию сущности культуры, ее социально-психологических составляющих и ее влияния на формирование внутреннего мира личности, представленные в работах А.И. Арнольдова, Р. Бенедикт, Ч.К. Клакхона, М. Коула, А.Ф. Лосева, Б. Малиновского и др. [14; 64;82;91;93;159];

исследования ученых Йемена и других арабских стран, посвященные анализу и описанию влияния традиционных особенностей народной культуры в исламских странах на формирование личности (Адель Мужахит Шергаби (186),. Бадр Сайд Агбари (184), Манн Абдальбари Касим(192), Х.А. Захран (185), Вахир Акил (190). Аляви Абдулла Тахир(183), Абдулвахед Мухаммед Али аль-раухани (188) и др. классические и современные психологические концепции, рассматривающие проблемы половых различий и тендерных особенностей (А. Адлер, Т.В. Бендас, Ш. Берн, О. Вейнингер, И.В. Грошев, Э. Маккоби, 3. Фрейд, К. Хорни и др. [4; 20; 36; 51; 138; 140; 170]);

теоретические и эмпирические модели структуры личностных качеств и свойств, представленные в трудах X. Айзенка, Р.Б. Кеттела, К.К. Платонова, Д. Роттера, А.Г. Шмелева и др. [6; 108; 147; 162; 177].

теоретические идеи западных и российских психологов, связанные с разработкой проблемы ценностей и смысложизненных ориентации личности (Б.С. Алишев, М.И. Бобнева, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В. Франкл, Р.Х. Шакуров, В.А. Ядов, M.Roceach и др. [ 8; 27; 87; 95; 124; 137; 145; 175; 176]);

Для решения поставленных задач использовались различные методы теоретического анализа проблемы, организации исследования и получения эмпирических данных. Основными методами сбора информации были: анкетные и тестовые опросы, проводившиеся с различными группами женщин республики Йемен. В опросах использовались: тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева [89], тест измерения уровня самооценки А.Ф.Корниенко [77], тест уровня субъективного контроля (УСК) Д.Роттера в модификации Бажина Е.Ф., Голыкиной Е.А., Эткинда A.M. [17]. Эмпирическую базу исследования составили 200 йеменских женщин поровну распределенные в 4 группы по двум признакам: работающие или обучающиеся, замужние или не состоящие в браке.

При математической обработке результатов, полученных при проведении тестовых опросов, осуществлялось: вычисление частот, долей и средних арифметических, показателей вариации (дисперсии) переменных, коэффициентов корреляции между ними, статистической значимости различий средних арифметических по t- критерию Стыодента и др.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась тщательной проработкой его концептуальных положений и процедурных аспектов; использованием методик, имеющих хорошую репутацию в современной науке, и проверкой на валидность и надежность собственных методических разработок; использованием статистических методов, адекватных типам шкал, в которых представлены исходные количественные данные. Научная новизна исследования.

1. Впервые проведено социально-психологическое исследование женщины Республики Йемен, в рамках которого изучены некоторые социально-психологические особенности, отличающие женщин-студенток от работающих женщин и замужних от не состоящих в браке.

2. Выявлены особенности влияния на социально-психологические характеристики различных групп женщин традиционных норм арабо-исламской культуры, определяющих правила полоролевых взаимодействий.

3. Определена взаимосвязь и взаимовлияние трех личностных характеристик: смысложизненные ориентации, самооценка, уровень субъективного контроля, в различных группах йеменских женщин и, в целом, в их выборке.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие социально-психологических и этнопсихологических знаний. Его результаты позволили получить результаты, которые могут быть сопоставлены с данными, полученными в аналогичных исследованиях, проводившихся в других странах и культурах. Это обстоятельство обуславливает значение исследования для накопления научных данных в кросс-культурной психологии. В работе раскрывается ряд психологических особенностей развития личности женщины и влияние на этот процесс традиций арабской исламской культуры. 

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для прогнозирования дальнейших тенденций в динамике общественного сознания женщин и личностных черт женщин (особенно молодых возрастных групп) Республики Йемен. В свою очередь, эти данные будут представлять практическое значение для выработ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем выступлений автора на аспирантских семинарах в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, методологических семинарах лаборатории психологии профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, на кафедре психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в 2008 году, а также на заседаниях ученого совета Аденского педагогического института (г.Аден). Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международных, Всероссийских научно-практических конференциях: «Психология 21 века» (Санкт-Петербург, 2008 г.); «Роль гуманитарных наук в системе современного высшего образования» (Самара, 2008). Результаты исследования отражены в 10 публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Результаты теоретического анализа, раскрывающие влияние особенности традиционной национальной культуры республики Йемен на специфику социализации и формирование социально-психологических характеристик личности женщины.

2. Эмпирические результаты исследования, характеризующие:

- смысложизненные ориентации йеменских женщин и их связь с традициями национальной культуры,

- уровень самооценки различных их групп,

- уровень субъективного контроля в различных социальных группах женщин,

- особенности взаимосвязи указанных социально-психологических параметров у йеменских женщин в целом и в различных их социальных группах.

Структура и объем работы. Диссертация содержит введение, две главы, заключение, библиографический список литературы (193 источников, из них 151 работа на русском языке и 42 работ на иностранных языках) и приложение. Основной текст диссертации изложен на 113 страницах, содержит 15 рисунков и 5 таблиц. Приложение включает рисунка и таблиц. Общий объем диссертации — 154страниц. 

Социальное положение женщин в Йемене и особенности развития их личности

Положение женщин выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Так называемый «женский вопрос» является одним из наиболее часто используемых аргументов оппонентов Ислама, вообще, и арабской культуры, в частности. Однако, не отрицая наличия немалых проблем в этой области, мы сразу же должны отметить, что далеко не все так просто и ясно в социальном положении женщин в арабских странах, как это представляется при поверхностном взгляде не только зарубежным туристам, но многим профессорам американских и европейских университетов. На самом деле Ислам считает, что все люди равны, потому что нет разницы между мужчиной и женщиной, и не даёт мужчинам никаких преимуществ над женщинами.

Становление личности любого человека (и мужчины, и женщины) формирование ее психологических черт — сложный и длительный процесс. На его особенности в каждом конкретном случае влияют многочисленные факторы, которые можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, особенности личности зависят от врожденных свойств нервной системы человека (физиологический фактор), во-вторых, столь же сильное влияние оказывают разнообразные и не поддающиеся полному учету воздействия, исходящие от социальной среды. Таким образом, на формирование личности в одинаковой степени влияют, как биологические, так и социокультурные факторы.

В свою очередь, все социокультурные факторы, влияющие на формирование личности, следует разделить на три части. 1. Безусловно, большое значение имеет влияние родителей и старших членов семьи, педагогов в различных детских учреждениях. Такое влияние не сводится к целенаправленным воспитательным воздействиям. Колоссальное значение имеет общий стиль и культурные традиции их взаимодействия с детьми, а также многочисленные нюансы такого взаимодействия. 1. На формирование личности оказывают влияние различные государственные и общественные институты (средства массовой информации, правоохранительные органы и др.) в зависимости от того, насколько они имеют "доступ" к конкретной формирующейся личности. Например, телевидение (точнее, люди, работающие на нем), так или иначе, пропагандирует определенную идеологию, стандарты уровня и образа жизни, определенные личностные качества, демонстрирует различные примеры и дает им вольную или невольную оценку и т.д. 3. Серьезное влияние на формирование личности оказывают многочисленные микросоциальные факторы: действия и высказывания посторонних людей, с которыми ребенок сталкивается в самых разных местах (улицы, транспорт, магазины) с самого раннего детства, оценки этих действий и слов третьими лицами. Влияние этих факторов не поддается точному контролю и учету, но может перечеркнуть все целенаправленные усилия родителей и воспитателей. В каждой из этих групп факторов проявляет себя характерная для того или другого народа (цивилизации) и существующая веками общекультурная традиция. Любая культура создает некий целостный контекст, проявляющий себя на разных уровнях и в разных сферах жизни, общества. Этот контекст детализируется для многих типовых ситуаций и взаимодействий, создавая тем самым систему технологических и этических норм и правил, соблюдение которых считается необходимым. Об этом писал еще Л.С. Выгодский, разви-г вая свою культурно-историческую теорию развития личности [39], и мы пол ностью согласны с ним в этом вопросе. Но в условиях современного глобали зированного, информационного мира в рамках каждой группы факторов про исходит взаимодействие разных культурных влияний, что становится причи ной серьезных противоречий .. Различные социально-экономические и политические условия и тенденции, их сочетания приводят к разнообразным нарушениям в развитии циальной дезадаптации, различных форм отклоняющегося поведения и др. Поэтому необходимо рассмотреть основные социальные и культурные условия, типичные именно для Йемена, чтобы понять психологию йеменцев, вообще, и йеменских женщин, в частности. К наиболее мощным группам социальных и культурных факторов, влияющие на развитие и становление личности в Йемене мы относим сле дующие: " ..-. : - социально-экономические условия жизни населения; - государственное устройство и политика; - религия и особенности ее идеологии; - специфика ррдоплеменного устройства йеменского общества; - особенности системы образования. Рассмотрим кратко эти факторы в указанном порядке. Социально-экономические условия жизни. Название страны «альт йаман» может быть переведено с арабского языка как «правая сторона» или «счастье», «благоденствие». Однако такое название давалось, в очень давние времена, а в наши дни говорить о благоденствии йеменского народа затруднительно. До 1990 г. страна была разделена на две части, и обе развивались отдельно в рамках разных экономических систем: рыночная экономика в ее традиционном арабском варианте существовала на Севере и срциалистиче екая - на Юге. Эти части страны отличаются друг от друга еще тем, что Юг (со столицей в Адене) был в течение долгого времени британским протекторатом (до 1962 г.), а Север (со столицей в Сане) оставался относительно самостоятельным государством.

В настоящее время в Республике Йемен происходят социально-экономические перемены, связанные с переходом всей страны на рыночную экономику. Это - противоречивый процесс, который позволил стране шире включиться в мировые рынки, но с другой стороны, привел к возникновению ряда экономических проблем. Основными из них являются две.

Первая состоит в произошедшем снижении среднего уровня доходов йеменца. В течение всех последних лет наблюдается рост цен, инфляция, увеличиваются расходы простых людей на удовлетворение основных жизненных потребностей: растет стоимость жилья, обучения и медицинского обслуживания. В отличие от других арабских стран региона Йемен не имеет значительных запасов нефти и не может сравниться с ними по уровню жизни. Основная масса населения занята в сельском хозяйстве и мелких ремеслах, а это не обеспечивает больших доходов.

С этим связана и вторая проблема - рост безработицы. В результате этого большое количество йеменцев постоянно выезжает на заработки за рубеж (часть из них выезжает в качестве наемников и участвует в вооруженных столкновениях). Возвращение на родину многих экономических мигрантов после начала войны в Ираке еще более затруднило ситуацию: избыток рабочей силы и нехватка рабочих мест ощущается в стране постоянно и служит причиной дальнейшего обнищания людей и роста числа правонарушений.

Личность, самооценка и смысложизненные ориентации женщин: обоснование концептуальных основ исследования

Итак, любой человек вынужден искать себе какую-то нишу в культуре. Поиск этот носит бессознательный характер, но, как бы то ни было, личность есть результат ограничения числа степеней свободы. Если бы такого ограничения не происходило, она могла бы быть только равной культуре. Таким образом, «личность можно рассматривать как средство и как продукт преодоления психикой и сознанием неопределенности» [там же], как процесс и результат формирования внутренней определенности индивида.

Исходя из сказанного выше, можно сказать, что индивид становится личностью тогда, когда у него формируется самосознание, создающее некоторую меру внутренней определенности, т.е., когда его поведение и мышление приобретают относительную целостность, взаимосвязанность и некую общую направленность. Если всего этого нет, нет и личности. В связи с этим для нас среди множества теорий личности привлекательна феноменологическая теория К.Роджерса [119]. Как известно, основная его идея заключается в утверждении о существовании у, любого человека "Я-концепции". Она представляет собой комплексный когнитивный образ, представление человека о самом себе. Этот образ — еще не сама личность; это — только то, что рефлек-сируется. Однако наличие определенной "Я-концепции" оказывает влияние на все поведение человека, на восприятие им собственной жизни и т.д. Поэтому она может рассматриваться в качестве ядра личности.

В соответствии с теорией "Я-концепция" включает в себя "Я-реальное", т.е. образ того, какой "я" есть, и "Я-идеальное", т.е. образ того, каким "я" хотел бы или должен был бы быть. Между "Я-идеальным" и "Я-реальным" все гда существует некоторый разрыв, который, с одной стороны, может служить фактором, способствующим развитию личности, но может и порождать психологические проблемы. В этой концепции «Я-идеальное» является безусловным порождением культуры, однако, как уже нами отмечалось, культура допускает вариативность. Поэтому «Я-идеальное» не может быть одинаковым у всех людей, образующих данную культуру.

Процесс социокультурного развития личности, который часто обозначают термином «социализация» (вхождение личности в общество), это и есть формирование «Я-концепции» [25]. Этот процесс изучается разными науками и под разными углами зрения. В психологии его рассматривали многие психологи под разными углами зрения. В частности, в российской психологии большой вклад в разработку проблем формирования личности внесли К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн, Р.Х. Шакурова и др. [2; 12; 28; 32; 108; 136, 145 и др.]. В ряде работ А.Г.Асмолова [см., например, 15] были глубоко раскрыты культурно-исторические корни и механизмы этого процесса.

В «Я-концепции» личности важнейшее значение приобретает так называемое «Я-идеальное», поскольку именно в нем сосредоточены представления личности о себе такой, какой она хотела бы быть. В этом смысле «Я-идеальное» К.Роджерса имеет немало общих черт с «super ego» у 3. Фрейда. Именно оно в наибольшей степени обусловлено культурой, но, в то же время, в нем сосредоточено то, что остается нереализованным. Иными словами, «Я-идеальное» все же нельзя свести к «super ego», т.к. последнее трактуется как нечто, обеспечивающее внешний контроль над поведением личности. В данном же случае мы говорим о высших стремлениях, мечтах и чаяниях личности, ее представлениях о себе хорошем.

Такие представления, по-видимому, могут сильно отличаться от культуры к культуре. Мы полагаем, в частности, что в некоторых современных цивилизациях действительно происходит стирание психологических граней между мужчинами и женщинами, но вопрос состоит в том, насколько эта тенденция универсальна и не является ли она всего лишь одним из парадоксов современного общества потребления? Для современных арабских (исламских) культур такие тенденции не типичны, хотя в них тоже происходят значительные изменения в психологии женщин.

Впрочем, для данного исследования важнее изучение социально-психологических особенностей самих женщин, а не сравнение их с мужчинами. Тем более, что мужчины и женщины могут отличаться друг от друга по содержанию своей психической жизни, но формы этой жизни у них одинаковы. Это значит, что «Я-концепция» у мужчин и женщин имеют разное наполнение в плане их содержания, но формируются и развиваются по единым, универсальным психологическим механизмам.

В полном соответствии с идеями К. Роджерса и российских специалистов можно утверждать, что в основе формирования личности лежат, так называемые, «само процессы», такие, как самооценка, самоотношение, самовосприятие, самоопределение, самореализация и др. Все они, как было показано неоднократно разными авторами [41; 42; 45; 46; 78; 88; ПО; 126 и др.], развиваются только в процессах социального сравнения, т.е. развивающаяся личность сопоставляет себя с окружающими людьми своего пола и возраста, а также с представителями других групп.

Особенно большое значение в рамках своего исследования мы придаем самооценке (self-appraisal, self-assessment, self-evaluation). Эта психологическая проблема имеет столь давнюю историю изучения в психологии, что ее можно отнести к числу классических. В западной и российской психологии она изучалась многими психологами, которые показали, что уровень самооценки является для каждой личности сравнительно устойчивой величиной, мало поддающейся ситуативным влияниям [30; 77; 126] . Этот уровень может повышаться или понижаться на какое-то время вследствие успехов или неудач, но такие колебания чаще всего носят временный характер.

Наше внимание к проблеме самооценки обусловлено, как общетеоретическими психологическими соображениями, так и особенностями социо культурной ситуации и положением женщин в Йемене. В теоретическом плане важно то, что самооценку можно трактовать как проявление соотношения между «Я-идеальным» и «Я-реальным» личности. Как правило, чем больше разрыв между тем и другим, тем ниже уровень самооценки личности. Кроме того, самооценка является показателем отношения личности к себе самой, т.е. ее самоотношения, восприятия ею собственной значимости и ценности [126, С.63]. Поэтому, измеряя самооценку личности, мы имеем возможность определять удовлетворенность личности собой, уровень ее внутренней гармоничности. Конечно, высокая самооценка не всегда является показателем психологического благополучия личности, но низкая самооценка в еще большей степени создает для нее психологические проблемы.

Что касается социокультурных соображений, по которым мы придаем значение проблеме самооценки, то они заключаются-в том, что веками сохранявшееся в Йемене второстепенное положение женщин не могло не отразиться и на их самосознании. Как мы уже видели, данные некоторых опросов говорят о том, что многие женщины не удовлетворены своим социальным положением, но еще больше тех, кто считает, что сложившиеся традиции должны сохраняться, что зарабатывать на жизнь, принимать решения, участвовать в политической жизни и т.д. должны мужчины, а жизнь женщины должна ограничиваться домом и семьей. Все это дает основания предполагать, что у многих йеменских женщин в результате такой культурной специфики могла сложиться низкая самооценка. Она может иметь, так сказать, культурное происхождение и влиять на различные формы социального поведения женщин.

Смысл ожизненные ориентации йеменских женщин

Таким образом, в среде незамужних студенток и работающих замужних женщин встречаются как целеустремлённые личности, стремящихся к достижению каких-то значимых для них целей в жизни, так и живущие сегодняшним или вчерашним днём молодые женщины. Но в целом эти группы женщин можно охарактеризовать как наиболее противоречивые, еще недостаточно определившиеся в жизни. Две другие группы женщин имеют в этом отношении преимущество: у них сложились более четко обозначенные и осознаваемые жизненные цели, и для них характерно лучшее понимание своих жизненных перспектив. Показатель по шкале удовлетворенности процессом жизни или интереса и эмоциональной насыщенности жизни говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, или нет. Здесь самые высокие баллы у замужних студенток (10,7) - это характеризует их как гедонисток, живущих сегодняшним днём. Средние показатели в этой группе женщин достоверно отличаются от средних показателей по трем другим группам. В частности, самые низкие баллы обнаружены у группы замужних работающих женщин (6,2). Это означает, что у женщин из этой группы существуют очевидные признаки неудовлетворённости своей жизнью в настоящем. Следует, однако, помнить, что ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность женщины на будущее.

По шкале удовлетворенности результативностью жизни или удовлетворённости жизненной самореализацией самые высокие баллы вновь были выявлены у группы замужних студенток (8,1). Известно, что такие показатели свойственны людям, которые определились в своей жизни, у которых всё уже состоялось в прошлом, но это прошлое способно придавать смысл их настоящей жизни. И снова самые низкие баллы наблюдаются у замужних работающих женщин (4,4). Это характеризует их как женщин, неудовлетворённых прожитой частью жизни. Такие результаты можно интерпретировать следующим образом: йеменские женщины, выходя замуж, часто не рассчитывают на то, что им придется работать и, если им все-таки приходится это делать, они вполне могут чувствовать себя несчастными, а свой брак воспринимать как неудачный.

У незамужних студенток вновь наблюдается большой разброс индексов по шкале результативности жизни, о чем говорит большая величина стандартного отклонения. Прежде всего, это может быть связано с тем, что выбор будущей профессии сделан женщиной не в результате принятия ею собственного решения, а на основании предрешенности данного вопроса в семье (чаще всего в таком случае отцом). Возможно, неудовлетворенность некоторых студенток связана с их желанием выйти замуж, как положено по йеменским культурным традициям (впрочем, и у многих других народов существуют такие же культурные установления, касающиеся замужества женщин). Дальнейший анализ корреляционных связей позволит нам несколько прояснить обсуждаемую проблему.

По шкале «локус контроля - Я» (наличие или отсутствие чувства того, что «Я - хозяин своей жизни») самые высокие средние баллы оказались у незамужних работающих женщин (7,8). Это соответствует тому, что у них сложилось представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о её смысле. Самые низкие баллы по данной шкале имеются у группы замужних работающих женщин (5,3) - это характеризует их как женщин, сомневающихся в своих силах, в своей способности контролировать события собственной жизни. Это обусловлено тем, что в браке, в семье основные решения принимаются, согласно исламским традициям, мужчиной.

По шкале «локус контроля — жизнь» или управляемость жизни самые высокие баллы оказались у группы замужних студенток (9,3). Именно им наиболее свойственно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, что он может свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы, как и по предыдущей шкале, имеются у замужних работающих женщин. Показатель равный 2,4 является очень низким. Это практически означает фатализм, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Обращая внимание на средние показатели по всем шкалам методики СЖО, отметим, что между двумя группами женщин отличий нет — это 2-я и 3-я группы. В группах незамужних студенток и замужних работающих женщин средние показатели по шкалам не только не отличаются. В этих группах наблюдаются многочисленные и схожие корреляционные связи между раз ными смысложизненными ориентациями, т.е. образуются похожие плеяды связей между показателями шкал (см. Рис. 2 и Рис. 3). Кроме того, по четырем шкалам теста в этих группах наблюдается большая вариативность в показателях все смысложиз-ненные ориентации связаны друг с другом (у незамужних студенток, вообще, наблюдается полный перечень возможных взаимосвязей) и выраженность одной из них непосредственно влияет на выраженность других и, наоборот, низкие показатели по какому-либо показателю приводят к тому, что другие тоже понижаются. К примеру, высокие показатели по шкале удовлетворенности жизнью приводят к высоким показателям по шкале локуса контроля -Я, что соответствует представлению женщины о себе самой как о сильной личности.

Уровень субъективного контроля йеменских женщин

Как можно видеть, самая низкая самооценка (0,17) у группы незамужних студенток. Возможно, они считают себя недостаточно хорошими, потому что ещё не замужем и не работают и потому, что отношение йеменского общества к тем, кто не замужем, в целом отрицательное. Считается, что если женщина не замужем, значит, она имеет какие-то недостатки, то есть не является достаточно хорошей. К замужней женщине отношение более положительное, и это положительное отношение к ней повышает её самооценку. Однако показатели самооценки в этой группе девушек более близки к тому уровню, который принято называть адекватным. Показатели по другим группам женщин обычно трактуются как завышенные. Отсюда можно сделать вывод, что самооценка незамужних студенток наиболее благоприятна для их дальнейшего развития. Они в меньшей степени разочаровываются в жизни и устремлены в будущее для достижения высоких показателей во всех сферах . жизни.

Когда студентка начинает работать, её самооценка повышается, потому , что она стала независимой и начала сама обеспечивать себя и помогать материально своей семье. У незамужних работающих женщин самооценка самая высокая (0,50).

Если сравнивать работающих женщин — замужних и незамужних, то , видно, что замужество уменьшает самооценку до 0,37. Это можно объяснить, с одной стороны, потерей независимости и появлением зависимости от мужа. С другой стороны, замужняя работающая женщина, как уже указывалось, в Йемене может воспринимать себя как неудачницу. В то же время, самооценка замужней работающей женщины становится более адекватной. Так или иначе, на самооценку оказывает влияние изменение социального (семейно-брачного и социально-экономического) положения женщины.

Есть ли связь между уровнем самооценки йеменских женщин и их смысложизненными ориентациями? Этот вопрос важен, T.KJ в теоретической части работы мы указывали, что самооценка и смыслржизненные ориентации в совокупности образуют ядро «Я-концепции» личности. Исследование показало, что такая связь действительно существует, хотя ее и нельзя назвать ярко выраженной. Общий индекс теста СЖО медленно повышается на всей выборке по мере роста общего уровня самооценки (коэффициент корреляции равен 0,286). По,отдельным группам, женщин на сравнительно небольших выборках такая зависимость не наблюдается.

С уровнем самооценки наиболее тесно связаны показатели по 3-м из 5-ти конкретных шкал теста СЖО. Этими шкалами являются следующие: «Цели», «Результат» и «Локус контроля — жизнь» (наиболее высоки коэффициенты корреляции по последней шкале; они достигают 0,36). Следовательно, у нас есть основания утверждать, что с ростом уровня самооценки усиливается общая осмысленность жизни женщин, их способность ставить перед собой цели, достигать их и контролировать свою жизнь, но при этом связь не является жесткой. В частности, анализ результатов показывает, что при сильно повышенной (неадекватной) самооценке показатели по тесту СЖО начинают изменяться хаотично.

Результаты нашего исследования показывают, что женщины Йемена, имеющие разный социальный статус, отличаются по своим оценкам личностных качеств. Более высокие самооценки имеются у женщин, относящиеся к группе незамужних работающих и замужних учащихся, то есть женщин, которые реализовали себя либо в работе, либо в замужестве. Самой активно развивающей группой женщин являются незамужние студентки, что и неудивительно.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Под влиянием оценки окружающих и рефлексии у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и формируется самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке и человек склонен сохранить её, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт, что порождает различные проблемы в отношениях с другими людьми и проблемы внутренней характера. Отсюда следует, что наиболее благоприятный путь жизненного развития при адекватной и чуть повышенной самооценки имеется у незамужних студенток.

Европейские социальные психологи связывают самоэффективность личности с локусом контроля. Самоэффективность человека проявляется в чувстве собственной компетентности и эффективности. Она отличается от самоуважения, чувства собственного достоинства и самооценки. Локус контроля, как указывалось выше, связан с восприятием личностью собственной жизни как контролируемой изнутри посредством собственных усилий и действий или как контролируемую извне случаем, другими людьми, обстоятельствами.

По утверждению И.С.Кона «Даже такие самые общие психологические измерения и свойства, как активность, самостоятельность (потребность в самоуправлении и способность к нему), ответственность, интернальный локус контроля и потребность в достижении, культурно специфичны» [69, С.53]. В связи с этим утверждением, которое разделяют многие психологи, специализирующиеся в кросс-культурных исследованиях, полученные результаты по методике УСК не следует рассматривать с точки зрения норм принятых в стандартной методике. Все показатели будут рассматриваться нами лишь внутри выборки при сравнении выраженности того или иного показателя УСК в выделенных группах молодых женщин Йемена.

Похожие диссертации на Самооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен