Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Гетманова Оксана Юрьевна

Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп
<
Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гетманова Оксана Юрьевна. Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05, 19.00.12 : Москва, 1999 231 c. РГБ ОД, 61:00-19/16-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения смысложизненных ориентации . 13

1.1. Генезис исследования проблемы психологических детерминант смысложизненных ориентации . 15

1.2. Структура, сущность, содержание смысложизненных ориентации 57

Выводы по I главе 83

ГЛАВА II. Эмпирическое и экспериментальное исследование психологических детерминант смысложизненных ориентации представителей различных социальных групп

2.1. Оценка современных подходов к исследованию смысложизненных ориентации различных социальных групп 85

2.2. Тенденции развития смысложизненных ориентации различных социальных групп 103

2.3. Условия и факторы актуализации смысложизненных ориентации различных социальных групп 164

Выводы по II главе 175

Выводы по диссертационному исследованию 180

Заключение 186

Список литературы 190

Приложение 208

Введение к работе

Abraham Н. Maslow. Motivation and Personality, Harper and Brothers. New York, 1954. Charlotte Btihler. "Theoretical Observations about Life's Basic Tendencies". American Journal of Psychotherapy 13, 561, 1959

Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. - М.: Наука, 1973. - 288 с.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

Адлер Г. Лекции по аналитической психологии., "Рефл-бук", "Ванлер", -1996,-с.142-152, с.143.

Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. - СПб.: Академический проект, 1997. - 335 с.

Амбарцумов, Стерликов Ф.Ф. 500 терминов и понятий рыночной экономики. - М.: МЮИ, 1992. - 253 с.

Ананьев Б.Г. Указ. соч. - С.299-300.

Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 336 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. - М., МГУ, 1988. -С. 177. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных за ведений. - М.: Аспект Прес, 1996. - 376 с.

П.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 253 с.

Антропология религиозной мысли. - М., Прогресс, 1993.

ІЗ.Анцьіферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - С. 212-242.

Н.Анцыферова Л.И. Личность с позиции динамического подходам/психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. - С. 7-17.

Анцыферова Л.Н. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология форм ирования и развития личности. - М., 1981. - С.3-19.

Іб.Аралова Е. В. Динамика формирования духовности как критерий общественного развития. - М., 1995.

П.Аралова Е. В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. - М., 1992. - 38 с.

Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ, ст. М. В. Кларина. -М.: Прогресс, 1990. - 332 с.

Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., Прогресс, 1995. - 565 с.

Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. - М.; Мысль, 1983.

Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978. - С.20.

Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М.; Институт психологии РАН. 1993. С 178.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979. - С.151.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.

Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1991. - С.315; С.64; С.314-323.

Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии. -М., 1979. №4.

Ассоджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: "REFL - book", 1994. -314 с.

Ахиезер А.С. Ценности общества и возможности реформ в России. Общественные науки и современность. 1994, №1.

Баранов Е. Г. Нациопатия - источник конфликтов //Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 67-75.

Барская О. Л. Социальное самочувствие в дестабилизирующей ситуации. //Образ жизни и состояние массового сознания. - М., 1992. С. 78-89.

Барская О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. //Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - М., 1989.-21с.

Безработица: региональные аспекты общероссийских проблем (по материалам социол. иссл-я в Томской обл.) -М, 1993, № 1 (8) РАУ, 55 с.

Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века. Судьба России. -М.: ЗАО "СВАРОГ и К", 1997. - 541 с.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994. - С.26; с.448; с.367.

Бойко Е. А. и др. Социальное самочувствие молодежи (по материалам социологического опроса) / Бойко Е. А., Вавилина Н. Д., Вольский А. Н. -Новосибирск, 1995. - 48 с.

Бойков В. Э. ДСазаков А. А. Человек в переходный период //Безопасность (Инф-ый сборник фонда национальной и международной безопасности). № 5 (21), май, 1994. Москва. С. 69-81.

Бойков В. Э. Россияне о ключевых проблемах жизни общества //Деловой мир. - 1994. - № 129. - С. 24-25.

Болотова А. К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности //Общественные науки и современность. -1997. - № 6. - С. 38-44.

Братусь Б. С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988.

Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. // Вопросы психологии. 1990. №6.

Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 6. - С. 30-37.

Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. 1992. №6.

Бубер М. Два образа веры. - М., 1995. - С. 462.

Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журнал. -1995. - Т. 16. - № 3. - С.90-101.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. -М., МГУ. 1984.

Василюк Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций // Психол. журнал. - 1995. - Т. 16. - № 5. - С. 104-114.

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

Веденский А. Условия допустимости веры в смысл жизни. // Антропология русской религиозной мысли. - М.: Прогресс, 1993.

Виноградов А. Н., Рековская И. Ф. Переход к рынку и "социальное самочувствие": (Сводный реф.) // Социологические исследования в России. -М., 1993.-Вып. 2. С. 10-25.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.5 1960.

Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собр. соч.; В 6-ти т. - т.5. - М., 1983. -С.241. См: Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. -М., 1956.-С.54.

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1956 -С.54.

Гегель. Феноменология духа. // Сочинения. Под ред. Дерборина, Д., Рязанова. Т. 2. М.-Л., Госиздат, 1929. - 517 с.

Герман Лотце. Микроко. Мысли о естественной и общественной истории человечества. Опыт антропологии. - Берлин, 1903.

Гетданкер Р. Основы психологического эксперимента./ Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: изд-во МГУ, 1982. - 463 с.

Гиндикин В. Я. Лексикон малой психиатрии. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. -576 с.

Гозман Л.Я., Шестпал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-Дон, «Феникс», 1996, - С. 445.

Гозман П.Я. Межличностная аттракция как фактор групповой деятельности. //В кн.: Общение деятельность. - Прага, 1980. - С. 123-129.

Gordon W. Allport. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality, Yale University Press. Nev Haven, 1995.

бО.Горобец Т. Н. Социально-психологические и биологические факторы ау-тодеструктивного поведения: Дисс. ... канд. психол. наук /РАГС. - М., 1995.-170 с.

Горшков М. Г. Россияне об итогах 1997 года и надеждах на 1998-й //Независимая газета. - 1998. - 16 янв. - С.8.

Громова Л. А. Нравственное здоровье личности. - Л.: Знание, 1985. - 16 с.

бЗ.Гундаров И. А. Парадоксы российских реформ. Уроки исторического идеализма (в графиках и таблицах). - М.: "УРСС", 1997. - 160 с.

Гун даров И. А. Почему умирают в России, как нам выжить? (факты и аргументы) Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. - М.: РАМН, 1995.-100 с.

Давыдова Е. В. Функциональная структура социального самочувствия молодежи //Модульный анализ социальных систем. - М., 1993. С. 46-51.

Давыдова К.Д. Социальная установка и социальная ориентация личности. // Социальная психология и философия.- Л., 1975. - Вып.З.

Даниленко О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека. //Социально-политический журнал, № 8, 1993. С. 34-41.

Даниленко О. И. Психический потенциал духовной культуры. - Спб, 1993. 54 с.

де Вэлекс А. Заметки о понятии страха в современной философии. - М., 1989.

Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин про-фессиональизма. - М.: Луч, 1993. - 22 с.

Деркач А.А., Марасонов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. - М.: изд-во РАГС, 1996. - 129 с.

Джидарьян И. А. Представления о счастье в русском менталитете //Психол. журнал. -1997. - Том 18. - № 3. - С.13-25.

Джидарьян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование //Сознание лично-

сти в кризисном обществе. /Под ред. К. А. Абульхановой - Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - Москва, Институт психологии РАН. 193 стр. 1995 г.

Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. - Алма-Ата, 1990.-С.144.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., МГУ, 1987.

Достоевский Ф. Братья Карамазовы. - М., 1989. - 673 с.

Дубин Б. В. Социальное самоощущение людей //Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. - М.: АО "Аспект Пресс".- 1993.-№ 1.-С. 11-13.

Дубин Б. В. Социальное самочувствие //Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. - М.: АО "Аспект Пресс". -1993.-№5.-С.18-20.

Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности //Социс. - 1995. - № 6. - С. 110-119.

Духовность, художественное творчество, нравственность, (материалы круглого стола) //Вопр. философии. -1996. - № 2. - С. 3-40.

Душков Б. А. География и психология. Подход к проблемам. - М.: Мысль, 1987.-285 с.

Еженедельная газета "АИФ" №32-39 сентябрь 1997 г., №28-30 май 1996 г.

Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии. 1989. №6.

3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986.

3еличенко А. И. Психология духовности. - М.: Издательство Трансперсонального Института, 1996. -400 с.

Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М., 1994.

3инченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994. -304 с.

3инченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного. // Вопросы философии. 1991. №10.

Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. - М.-Н. Новгород.: изд-во Волго-вятской академии гос. службы, 1996. - 196 с.

Иванов В. Н., Лукьянов Б. Г. Духовность как компонент социальных технологий //Информатизация и технологизация социального пространства.: Материалы к 1 международному симпозиуму по социальным технологиям 24 - 25 нояб. 1994. -М.-Н. Новгород., 1994. -143 с. 

Иванова А. Е. Проблемы оценки психического здоровья россиян //Социс. -1997.-№7.-С.81-91.

Иванова А. Е. Социальная среда и психическое здоровье населения //Социс. - 1992. - № 1. - С. 19-31.

Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 431 с.

Ильин И.А. Наши задачи. - Париж., - М., 1992.

Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. - М., 1992.

Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. - М.: "ИДФ" - "СПА-Консалтинг", 1996. - 186 с.

Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс. - 1995. - № 4. - С. 3-14.

История философии в кратком изложении./ Пер. с чин. И.И.Богута - М.: Мысль, 1991.-С.69.

Казначеев В. П. Феномен человека. - Новосибирск.: Новосибирское книжное изд-во, 1991. - 128 с.

Калын Я. Б., Гаврилова С. И. Динамика показателей распространенности психических расстройств в населении пожилого и старческого возраста // Реформы службы психического здоровья: проблемы и перспективы /Под ред. В. С. Ястребова, В. Г. Ротштейна. - М, 1997. - С. 195-209.

Kant I. Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltburgerlicher Absicht. Berlin. Praha. 1978. S.19.

Кара-Мурза Л. Л., Панарин А. С, Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития //Полис. - 1995. - № 4. - С. 6-17.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М, 1985.

Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: «Экономика», 1991. - 239 с.

Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция содержания символов. - М., «Экономика»., 1991 г., - С.48.

Касьянова К. О русском национальном характере. -М.: Институт национальной модели экономики, 1994. -367с.

Китаев -Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

Климова С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90-е г.г.) // Социс. - 1995. - № 1. - С. 59-72.

ПО. Ковалев Г. А. Научные революции и стратегии социального управления (к методологии системного анализа) / Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. - М.: ИДФ - СПА-Консалтинг, 1997. С. 53-80.

Кон И. С. В поисках себя. - М.: Политиздат, 1984. - С. 66, 205

Кон И.С. Социальные личности. - М., 1987. - С.28.

Кордонский С.Г. Социальная структура и механизм торможения. - Постижение. М., Прогресс, 1989.

Корель Л. В., Шабанова М. А., и др. Социальная адаптация населения Сибири к рынку //Социс. - 1993. - № 11. - С. 22-27.

Краткая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 1989.

Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. - М., 1994. - 245 с.

Крымский СБ. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философии. - 1992. -№ 12. - С. 21-28.

Культуральные и этнические проблемы психического здоровья. /Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. С. Положего. - М., 1996. - 198 с.

Левин К. Теория социального поля./ЛГексты по психологии личности. -М., 1982.-296 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.-304 с, С. 123.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., 1983.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965. - С.207.

Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. // Психологический журнал. - 1981. - т.2. - С.3-16.

Лосский Н.О. Условие абсолютного добра. - М., 1991.

Майерс Д. Социальная психология /Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.

Малая медицинская энциклопедия. В 6-ти т. /гл. ред. В. И. Покровский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т.2. - 623 с.

Мамардашвили М.К. Мысль под запретом. // Вопросы философии. 1992, №4,5.

Манько Ю. В. Духовное состояние личности и перестройка: (в помощь лектору) - Спб, 1992. - 15 с.

Маркин В.Н. Имидж государственной службы. - М., РАГС, 1995. -С.125.

Маслоу А. Психология бытия. Пер с англ. -М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1997. -304с.

Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд. // Психологический журнал. - 1995. - т.16. - №№ 1,2.

Мутовкин С. Социальное самочувствие россиян //Власть. - М., 1993. -№ 1.С. 20-25.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

Надирашвили Ш.А. Социальные ориентации личности. // Социальная психология личности/ под ред. Бобневой М.И. - М., 1979.

Налимов В. В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. - 280 с.

Налимов В. В. Размышления на философские темы //Вопр. философии. -1997.-№10.-С. 58-76.

Нарушак В.Б., Степнова Л.А. Психотехнологии внутрифирменного менеджмента. - М.: Советский спорт, 1998. - 96 с.

Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). -Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1997. -240 с.

Несмел ов В. Смысл жизни и новозаветное откровение. // Антропология религиозной мысли. - М.: Прогресс, 1993.

Обуховский К. Психология влечений человека. - М., Прогресс. 1972. с.183-184.

Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности. // Социология в СССР.-М., 1966.-Т.2.-С.123.

Основы социального психоанализа /Под общ. ред. Попова В. Д. - М.: Изд-во РАГС, 1996. -192с.

Основы социального психоанализа. // Под ред. В.Д.Попова (результаты исследований, проводимых кафедрой соц. психологии РАГС в 1993, 1994 гг. по заказу Аналитического центра РАН и Комитета по промышленной политике РФ).

Парыгин Б. Д. Общественное настроение. - М.: Мысль, 1966. - 327 с.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., Мысль, 1971,-С.129.

Пачеко К. Б. Азбука аналитической трилогии (Интегральный психоанализ). - М.: Рекламно-издательский дом "Тур", 1994. -223 с.

Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. // Вопросы психологии. - №4, 1994..

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. -С.193.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Прогресс, 1981.

Попов В. Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. - М.: СПА - Консалтинг, 1997. - 176 с.

Попов В.Д. Объект социального анализа. // Основы социального психоанализа. - М., РАГС, 1996, - С.8.

Попов В.Д. Основы социального психоанализа. - М., 1996. С.55.

Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов Российского рынка.// Основы социального психоанализа. - М., 1996. С.55.

Попов В.Д. Теоретические принципы и методы социального психоанализа // Основы социального психоанализа. - М., РАГС, 1996. - С.21.

Проблемы реформирования российского общества (социокультурный аспект). Инф. бюл. Центра социол. иссл. М., 1995. -№ 0 (РАГС при Президенте РФ. Центр социол. иссл. Ин-т комплексных социал-х иссл-ий. -М.,ОПРАГС, 1995.-с. 58.

Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского, -М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1997.-576 с.

Психологический словарь / ред. А.В.Петровского., М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. - С.49, 403

Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. - М.: "ИДФ" - "СПА-Консалтинг", 1997, 224 с.

Раймонд А. Моуди. Жизнь после жизни. - Кишинев, 1991.

Репин СВ., Шеин С.А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. -М.: Университетское, 1990. - 128 с.

Реформы службы психического здоровья: проблемы и перспективы /Под ред. проф. В. С. Ястребова и докт. мед. наук В. Г. Ротштейна. - М., 1997.-224 с.

Риккерт Г. Два пути познания. // Новые идеи в философии. - Сб. 7. -СПб., 1913.- С.45-46.

Розанов В. Цель человеческой жизни. // Антропология религиозной мысли. - М.: Прогресс, 1993.

Рональд У. Ленг. Разделенное Я. - Киев, 1995.

Рондели Л. Д. Киноменю школьников //Социс. - 1995. - № 3. - С. 92-94.

Российский менталитет и учет его особенностей в социальной работе. -М., 1994.

Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М.: Логос, 1996. - 1202 с.

Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1995.-976 с.

Российское общество и современный политический процесс (опыт по-литолого-социологического анализа). Аналитический доклад РНИСиНП. -М., 1997. - 60 с.

Россия у критической черты: возрождение или катастрофа: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1996 году: анализ и прогноз / Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. -М.: Республика, 1997. -303 с.

Россия: новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в первой половине 1997 года /Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. - М.: Республика, 1997.-367 с.

Рощин С.К. Общественно-политические процессы перестройки с позиции социальной психологии. // Психологический журнал, том 11, №3, 1990.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. Т. 1.-М.-.Педагогика, 1989. -488с.-(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - С.263.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С.66.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. Л. П. Петровской. -2-е изд. - М.: Прогресс, 1993. - 368 с.

Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема //Вестник СПбГУ. Сер. 6. - 1994. - вып. 1 (№ 6).-С. 49-61.

Ручка А.А. Ценностный подход к системе социологического сознания. - Киев, Знание, 1987. - С.3-10.

Свядощ А. М. Неврозы и их лечение. - М., 1959.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб: социально-психологический центр, 1996. - 352 с.

Симонов П. В., Ершов П. М., и др. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989.-352 с.

Сиповский В.Д. Сократ и его время. Изд. 3-е. СПб., 1914.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Смолян Г. Л., Зараковский Г. М. Политико-идеологическая составляющая информационно-психологической безопасности //Общественные науки и современность. - 1997. - № 5. - С. 35-43.

Современная западная социология: Словарь. - М., Политиздат 1990. -432 с.

Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности. Дисс. ... докт. психол. наук. - В форме научного доклада. - М., 1991.

Социальная политика переходного периода. Общественные науки и современность. 1994, №6.

Социальная психология. Краткий очерк. /Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М.: Политиздат, 1975. - 319 с.

Социологический справочник. - Киев.: Политиздат Украины, 1990. -380 с. 

Станислав Гроф, Джоан Хэлифакс. Человек перед лицом смерти. -Киев, 1996.

Степнова Л.А. Проблемы архетипа и символа в контексте социального психоанализа.// Основы социального психоанализа. / Под ред. Попова В.Д. -М.,РАГС, 1996.-С.127.

Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы социального мышления. - М.: Советский спорт, 1999. - 160 с.

Столин В.В., Кальвинье М. Личностный смысл: строение и форма существования сознания. // Вестник МГУ. - Сер.14. - Психология, 1982. -№3.-С39.

Стремякова И. Р. Моральная атмосфера: теоретико-методол. аспекты. -Новосибирск. : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 171 с.

Сухарев А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства //Психол. журнал. - 1996. - Том 17. - № 2. - С. 129-136.

Тареев М. Цель и смысл жизни. // Антропология русской религиозной мысли.- М.: Прогресс, 1993.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М- Л., Академия педагогических наук РСФСР, 1940. - 335 с.

Тилих И. Избранное. - М., Прогресс, 1993. - 747 с.

Толстой Л.Н. Исповедь. - Не могу молчать. М., 1985.

Толстой Л.Н. Цель жизни.// Антропология русской религиозной мысли. -М.: Прогресс, 1993.

Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. -196 с.

Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества. / Под ред. Голенкова З.Т., Гридчина Ю.В. - М., РосАН, 1996.

Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества. / Под ред. Здравомыслова А.Г. Институт социологии РосАН, -М, 1996, с.312.

Трубецкой Е. Смысл жизни. - М., Прогресс, 1993. - С.253

Тугаринов В.П. О смысле жизни. Лениздат; - 1961.

Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., ЛГУ. 1960. -С.23.

Тугаринов В.П. Философия сознания. - М., 1963

У.Джеймс. Многообразие религиозного опыта. - М., 1991. - С.88-94.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.

Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - М., 1949.

Уледов А. К. Духовная жизнь общества: Пробл. мето дол. исслед. -М.: Мысль, 1980. -271 с.

Уледов А. К. Духовное обновление общества. -М.: Мысль, 1990. -333с.

Уледов А. К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. -М., 1995. - 151 с.

Уледов А.К. Духовная жизнь общества, (материалы "круглого стола" Дух и духовность). - М.: РАГС, 1996.

Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания. // Вестник высшей школы. - 1992. № 7-8.

Федоркина А. П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. - М.: Изд-во РАГС, 1997. - 168 с.

Федоркина А.П. Трансперсональная психология и проблемы социального психоанализа.//. Основы социального психоанализа./ Под ред. В.Д.Попова. - М., РАГС, 1996. - С.96.

Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1991.-С.76.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуски 1-4. -М., 1994.

Фихте Иоган Тотлиб. Избранные сочинения. - М.: Путь, 1916. И.Кант. Антропология. СПб., 1900. Г. Гегель. Курс эстетики или наука изящного. -М., 1860, т.З.

Франк С. Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 510 с.

Франк С. Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. -Спб. : "Наука", 1995. - 655 с.

Франкл В. Доктор и душа. - СПб.: "Ювента", 1997. - 286 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М., 1992. - С.9-11.

Фрейд 3. "Я" и "Оно". Тбилиси, книга 1. 1991. - С.13

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / Человек перед лицом смерти: ред. Ариес.

Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990. - С.429,426-439.

Фролов И.Т. Наука ценности - гуманизм. // Вопросы философии. -1981.-№3.-С.32.

Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. /Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. - М: МНГШ "ЭСИ", 1993. - 272 с.

Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.

Фромм Э. Здоровое общество //Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юрист, 1995.

Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.

Фромм. Иметь или быть. - М., Прогресс, 1992. - 369 с.

Хайдегер М. Бытие и время. - М., 1983.

Хорни К. Невротизация нашего общества. - М., 1991. - С.66-81.

Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. -М.: Издательство "Смысл", 1997.-496 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с. -(Серия "Мастера психологии").

Человек и духовность: Сб. ст. /отв. ред. В. Г. Федотова. -Рига.: Зинатне, 1990.-152 с.

Человек и реформы. Инф. бюллетень центра социологич. иссл-ий., № 1. РАГС при Президенте РФ, 1995. - с. 108.

Чеснокова И.И. Проблема развития самосознания в психологии. - М.; Наука, 1997. - С.4.

Чудновский В.Э. К проблеме соотношения "внешнего" и "внутреннего" в психологии. // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5. -С.3-12.

Шорохова Е. В. и др. Социальная психология личности. - М., 1979

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., - 1996. С. 142-143.

ТТ Ту к лин В. В. Целостность духовности, ее типы и искусство //Осмысление духовной целостности: сб. статей, вып. 3 /Отв. ред. А. В. Медведев. - Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та. 1992 г. - 304 с.

Щербакова Л. И. Социальное самочувствие работников наемного труда в современных условиях. //Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 1995.-21 с.

Экономическое и социальное положение Московской области (за январь-сентябрь 1997 года). - М., 1997. - 62 с.

Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / предисловие А. В. Брушлинского. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1996,-336 с.

Юнг К. Г. Современность и будущее. - Минск.: Университетское, 1992. -62 с.

Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник /Пер с англ. - СПб.: ' Университетская книга, 1997. -544 с.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. // Социальная психология. -М., 1979.

Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. // Социология в СССР. - М., 1966. - т.2. - С.197-198.

Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России //Социс. -

1995.-№12. -С. 39-47.

Ярошевский М. Г. Дильтеева дихотомия и проблема переживания //Вопросы философии. -1998. - № 1. - С. 70-78. 

Генезис исследования проблемы психологических детерминант смысложизненных ориентации

При изучении проблемы психологических детерминант смысложизненных ориентации в психологии личности рассматриваются внутренние механизмы действия данного явления. Знание социально-психологических законов помогает определить механизмы, влияющие на принятие социальными группами ценностных и смысловых установок, а также позволяет спрогнозировать соответствующую психологическую реакцию населения на внедрение социально-экономических преобразований. Философское понимание проблемы смыслового назначения человека позволяет определить систему "внешних" условий и обстоятельств, которые формировали общечеловеческие ценностные установки и смыслы, представляющие идеальные модели бытия той или иной эпохи.

Следовательно, для целостного изучения проблемы психологических детерминант смысложизненных ориентации, мы считаем необходимым обращение к философскому освещению концепций смысла жизни. Тем более, что традиционно проблема смысла жизни изучалась в контексте философского знания.

В философской научной литературе обращение к вопросу о смысле жизни можно найти со времен Древней Греции.1 Эпикур понимал смысл жизни в достижении удовольствия, которое заключалось в отсутствии страданий и спокойствии души. Стоики и циники видели смысл жизни в страдании. Через страдание происходило очищение людей для дальнейшего существования в ином мире. Сократ толковал смысл жизни как осуществление добра и проявление добродетели, что представлялось ему проявлением справедливости. Платон, придерживаясь учений Сократа о добре, считал: "Смысл жизни заключается в достижении идеи вечного добра".1

Представители средневековой христианской философии в понимании данного вопроса пользовались принципом сотериологизма.2 Вся жизнедеятельность человека ориентирована на "спасение души". Смысл бытия состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в так называемом "божьем царстве". Все стороны жизнедеятельности человека при таком подходе рассматриваются через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие спасению. Жизнь человека в религиозных концепциях получает как бы два измерения: 1) отношение человека к Богу, 2) отношение человека к природе и другим людям, сквозь призму его отношения к Богу.

В эпоху Возрождения3 важнейшей отличительной чертой мировоззренческой ориентации являлась ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентричное. Смыслом жизни для человека являлось стремление стать центром всего мира. Эпоха Возрождения охарактеризовалась новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие - являлись ценностными ориента-циями и отличительными качествами того времени.

Мысль эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века (Дж.Локк, Дж.Толанд, Ф.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, П.Гольбах, Г.Лессинг, И.Гердер, Г.Фихте) характеризуется рационализмом. Смыслом человеческого существования является практическая деятельность и познание. Это связано с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Происходит возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

В немецкой классической философии1 (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах) смыслом жизни является стремление к абсолютному добру, отождествление себя с Богом и равнение на идеал. Бог подразумевается как реально существующая инстанция, оценивающая наше поведение. Идеальная модель жизни - устремленность к абсолютному добру и благу. Другими словами, смысл жизни заключается в самом проживании жизни: в наслаждении природой, любовью и работой. Представления о смысле жизни не берутся из ничего. Они зависят: а) от реальных условий общественной жизни, от того, что Г.Гегель называл "всеобщим состоянием мира, der allgemeine Weltzustand"; б) от системы воспитания; в) от признанных стереотипов смысла жизни, национальных традиций.

Глубокий анализ смысла жизни, как философской, религиозной и, отчасти, психологической категории проведен в работах русских философов: Н.О.Лосского, А.Белого, Б.П.Вышеславцева, В.Розанова, В.Несмелова, А.Введенского, М.Тареева, Е.Трубецкого, С.Франка и др.2

Над смыслом жизни в России, как правило, начинают задумываться в процессе усиливающегося западного влияния, так как сам вопрос о смысле жизни характерен именно для русской философии. В европейских языках нельзя указать точного соответствия русскому слову "смысл", которое понимается как порождаемый верой продукт целомудрия, который не ведает распадения на рациональное и чувственное.

Религиозная концепция смысла жизни в русской философии базируется на понятии веры. С этой точки зрения, вера "преображает человека и все преображается вокруг него. Человек начинает жить по вере и сразу ощущает, как расширяются границы жизни, как земное наполняется глубоким, духовным смыслом, и жизнь приобретает новый смысл."1 В контексте религиозного мировоззрения человека побуждает думать о смысле жизни тот факт, что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим результатом: смертью, осознанием своей смертности. Возникает вопрос: что делать? Ответ: искать смысл жизни, видеть прогресс в истории, неуклонное восхождение человека на высоту добра, красоты и разума.

Второй путь восхождения к смыслу жизни в русле религиозной концепции трактуется следующим образом: отбросив наивную веру в непрерывное совершенствование человека и истории, принимать жизнь такой, какова она есть, не впадая в иллюзии, не обманывая себя ожиданиями, не придумывая своей жизни как смысла.

Структура, сущность, содержание смысложизненных ориентации

В результате анализа научной литературы по проблеме, мы считаем, что смыслом жизни является идея, которая содержит в себе цель жизни человека, "присвоенная" им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка. Данная ценность в пирамиде иерархической лестницы занимает первое место, а потеря ее может привести человека к решению покончить со своим существованием.

При постановке вопроса о смысле жизни каждым человеком преломляются как существующие общественные отношения, так и особенности его биографии, психики, мировоззрения, восприятия им жизни, ценностно-социальные направленности определённой социальной группы. Проблему смысла жизни можно назвать сквозной, пронизывающей всё сознание человека и являющейся стержнем переживания личности. Понятие «смысла жизни» личности является категорией ценностной. Данная категория является оценкой жизненного пути. Следовательно, смысл жизни представляет собой процесс реализации идеалов человека в его жизнедеятельности. Иначе говоря, выше сказанное понимается как ценность прожитой жизни для самого человека, его окружающих и общества в целом. Подтверждение этого можно найти в концепциях А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.Маслоу и К.Роджерса. Вопрос смысложизненных ориентации является критическим в жизнедеятельности личности и социальной группы, так как идёт упорядочивание ценностей, образов, идеалов, целей, мотивов, потребностей, ведущего вида деятельности, формирование смысложизненной концепции.

Таким образом, с нашей точки зрения, смысложизненная концепция есть совокупность представлений и отношений человека, связанных с ближними и дальними перспективами жизни.

Смысложизненные ориентации относятся к философско-социологической категории, охватывающей совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в том числе класса и нации, общества в целом, которое берётся в единстве с условиями жизни, определяющими её. Они дают возможность комплексно рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, семейно-брачные отношения, образование и культуру, общественную жизнь, включая национальные отношения и антиобщественные явления; выявлять ценностные ориентации людей и причины их поведения(стиля жизни), обусловленного укладом(социально-экономическим строем), уровнем(материальным благосостоянием) и качеством (духовным благосостоянием) жизни.

Смысл жизни трактуется в современной психологии как процесс переживания, с помощью которого происходит преодоление критических жизненных ситуаций. В своей концепции Ф.Е.Василюк рассматривает переживание как особую форму деятельности, направленную на восстановление душевного равновесия, чувственно-эмоциональной сферы, утраченной осмысленности существования, словом на "производство" смысла.1

Смысложизненные ориентации выступают как условие построения жизненного мира (картины мира). Возникают переживания, которые являются особым видом деятельности. Эти переживания помогают человеку найти согласие с собой и с миром в период возникновения критических жизненных ситуаций.

Для человека на уровне бытия, переживание, связанное с процессом становления смысложизненных ориентации, представляет собой восстановление возможностей реализации внутренних необходимостей жизни, а на уровне сознания это - явление обретения осмысленности2. В рамках отношения сознания к бытию значение данного вида переживаний состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия (к бытию - обеспечение его смыслом, к сознанию - смысловое принятие им бытия).

Осмысленность бытия связана с переживанием утраты смысла жизни. Утрата смысла жизни представляет собой процесс разрушения старых ценностей и традиций, стереотипов, дискредитации новых и отсутствие культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путём. При этом под "уникальным смыслом жизни" мы понимаем ориентацию на "другого", так как отношения в мире строятся по диадам «я-ты», а потом преобразуются в группу по этому же принципу. Осознание утраты смысла жизни происходит в критических ситуациях. Такими критическими ситуациями считаются: стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Оценка интенсивности переживаний производится человеком в полярной системе "жизнь - смерть" (экзистенциальный подход).1

Под критической ситуацией Ф.Е.Василюк понимает состояние личности, у которой "изжиты" ценностные определяющие, а "следующие" не определены2. Тип критической ситуации определяется характером состояния "невозможности", в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. "Невозможность" дефинируется тем, какая жизненная необходимость оказывается блокированной в результате "неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности"3. Так как переживание является многофазовым процессом, представляется возможным представить следующее схематическое изображение перехода от деструктивного характера осознания утраты смысла к конструктивному (становление смысложизненной концепции через становление смысложизненн ориентации) обретению смысла. Нами выделены четыре фазы переживания, связанного с процессом формирования смыс-ложизненных ориентации: фаза "защитного избегания" = фаза сбора информации = фаза принятия долговременных ограничений = фаза выбора сферы самореализации.

Нам представляется необходимым кратко охарактеризовать фазы процесса переживания критической ситуации:

Фаза "защитного избегания" занимает время, которое затрачивается на переживание ситуации стресса, фрустрации, конфликта, кризиса. Все эти ситуации являются защитной реакцией организма при нежелании или неумении решить проблему смысловой организации жизненного пути. Стресс по Г.Селье, это "неспецифический ответ организма на любое предъявленное требование"1. Признаками фрустрирующей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности, достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: двигательное возбуждение, апатия, агрессия - деструкция, стереотип, тенденция к слепому повторению фиксированного поведения, регрессия.

Приверженцы психодинамических концепций определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (К.Хорни). Бихевио-ристы утверждают, что о конфликтной ситуации можно говорить, если имеются альтернативные возможности реагирования (Скиннер, Олпорт)2.

Оценка современных подходов к исследованию смысложизненных ориентации различных социальных групп

Социальная структура общества переходного периода складывается под влиянием различных факторов: а) преобразование всех социальных институтов - экономических, политических, культурных, образовательных и, в первую очередь - институтов собственности и власти; б) изменение самой социальной природы основных компонентов социальной структуры - групп, слоев, восстановление их как субъектов собственности и власти, то есть ресубъективация гражданского общества1.

Таким образом, происходит дальнейшее углубление социальной дифференциации. Увеличивается имущественное расслоение, приобретая поляризационный характер и деля общество на бедных и богатых.

Инфляционные процессы еще более углубляют социальное неравенство, увеличивая и без того значительную долю неимущих и малообеспеченных, ухудшая их бедственное положение. Неимущие и малообеспеченные слои работающих составляют в основном специалисты, рабочие и служащие. С ростом должностного статуса растет и уровень материального благосостояния. Ядро состоятельного слоя составляют руководители разного уровня, но в первую очередь - директора предприятий и разного рода организаций.

Современная стратификация российского общества, представленная схематически, напоминает раздавленную пирамиду: сильно сплющенный треугольник с очень широким основанием1, большую часть площади которого занимает слой "трудящихся", а вершину - "люди власти". Среднего класса практически нет. Новые слои формируются на основе взаимодействия различных форм собственности, различных видов деятельности.

Положение индивида или группы в иерархии властных отношений является, наряду с отношениями собственности, ведущим стратифицирующим признаком. Серьезные трудности возникают и из-за того что, в условиях многообразия общественных отношений, взаимосвязь власти и управления носит очень непростой многоуровневый характер в "вертикальном срезе". Одновременно власть и управление расщепляются и по горизонтали.

Элита представлена следующими составляющими: 1)политики; 2) предприниматели, лоббистские структуры, газеты, телевидение; 3) маленькие армии, частные силовые структуры. Можно, например, выделить экономическую, идеологическую, политическую и другие сферы формирования элиты.

Исходя из вышеуказанных особенностей направления властных отношений и развития социально - стратификационных процессов выделяют четыре базовые группы: 1) Группа исполнителей; 2) Группа влияния; 3) Группа реализаторов; 4) Группа власти - элита.

Происходящие изменения в политической и экономической сферах жизнедеятельности российского общества оказывают серьезное воздействие на такую важную составляющую качества жизни, как материальное благосостояние. Под влиянием процессов, происходящих в экономике (развитие частной собственности, спад производства, инфляция и т.п.). Значит имущественная дифференциация продолжает углубляться. Итак, было выделено пять слоев по уровню материального благосостояния:

1 слой - неимущие (представители слоя обладают наличием минимальных средств для поддержания жизни);

2 слой - малообеспеченные. Характеризуются наличием средств только на повседневные расходы, но в случае крайней необходимости располагают минимумом средств для лечения и укрепления здоровья;

3 слой - обеспеченные. Характеризуются наличием денежных средств, достаточных для обновления предметов длительного пользования, улучшения жизненных условий за свой счет или с помощью кредита, а также вкладывают средства в свое обучение, в организацию отдыха во время ежегодного отпуска;

4 слой - состоятельные. Характеризуются наличием денежных средств, достаточных не только для создания высокого уровня жизни, но и для оборота, преумножения капитала.

5 слой - богатые. Характеризуются наличием материальных средств, позволяющих не только удовлетворять все свои потребности, но и обеспечить самостоятельную экономическую деятельность.

Таким образом, инфляция бьет по неимущему и малообеспеченному слоям общества, тогда как для основной части обеспеченного и состоятельного слоев она мало ощутима, а для определенной доли этих слоев и выгодна.

Происходит углубление социальной дифференциации, увеличивается имущественное расслоение, приобретая поляризационный характер и деля общество на бедных и богатых. Инфляционные процессы еще более углубляют социальное неравенство, увеличивая и без того значительную долю неимущих и малообеспеченных, ухудшая их бедственное положение.

Неимущий и малообеспеченный слои работающих составляют в основном специалисты, рабочие и служащие. С ростом должностного статуса растет и уровень материального благосостояния. Ядро состоятельного составляют руководители разного уровня (в первую очередь - директора). Динамика изменений социальной структуры находится под воздействием изменяющихся экономических процессов и характеризуется углублением социального неравенства.

Развитие новых общественных отношений в России резко активизирует действие двух закономерных тенденций. С одной стороны, радикальные изменения в формах собственности, затрагивающие коренные интересы трудящихся, определяют некоторую свободу в действиях населения, способствуют реализации потенций личности; с другой, усиливают ее социальное отчуждение. Она превращается в товар, что сопровождается такими явлениями, как безработица, обнищание широких слоев населения, деградация морали, политики, экономики. Происходит формирование маргинального слоя. Формированию жесткой системы социального неравенства способствует: а) поляризация населения по уровню доходов; б) материальное благосостояние; в) комплекс социальных показателей.

Происходит размывание традиционной социальной структуры и появление многочисленных промежуточных социальных групп и слоев.

Люди, принадлежащие к моргинальному слою, живут, не соотнося себя ни с одной социальной группой, хотя объективно являются представителями того или иного слоя трудящихся: рабочими, служащими, специалистами. Маргиналы - группа, которая находится в состоянии разрыва социально -идентификационных связей с обществом.

Тенденции развития смысложизненных ориентации различных социальных групп

В результате проведения теоретико-методологических исследований научных теорий философов, психологов, социологов по вопросу изучения смысложизненных ориентации нами были определены гипотезы исследования, цели, задачи и методы исследования социально-психологической направленности.

Целью проведения исследования являлось выявление ведущей смысло-жизненной ориентации представителей социальных групп и ведущих ценностных ориентации (инструментальных и терминальных), а так же факторов, влияющих на процесс смыслообразования и выбора ценностных приоритетов.

При проведении социально-психологического исследования использовались методики Д.А.Леонтьева: тест смысложизненных ориентации (СЖО), методика изучения ценностных ориентации (ЦО). Основной методикой исследования является тест смысложизненных ориентации. Методика изучения ценностных ориентации использовала в качестве уточняющей, с целью определения ведущих ценностных приоритетов социальной группы.

В связи с тем, что Д.А.Леонтьев проводил статистическую обработку и выявлял социально психологические закономерности при массиве выборки N = 200, нами были опрошены 1400 респондентов. Исследование проводилось путем опроса представителей семи стратификационных групп: «Адаптированная группа», группа «Молодежь (в том числе криминальная)», «Рабочий класс», «Женщины — социальные аутсайдеры», «Ущемленная интеллигенция», «Маргиналы», «Серединная группа». Выборка по каждой социальной группе составила 200 человек, из которых 100 мужчин, 100 женщин кроме группы «женщины - социальные аутсайдеры». Выборка по этой группе составила 200 женщин.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, базирующихся на выборе адекватных методологических и теоретических основ исследования, использованием в работе современных приемов психологического анализа, совпадением основных результатов с данными научных центров, использованием методов математической статистики.

Методика СЖО представляет собой адаптированный Д.А.Леонтьевым вариант теста «Цель в жизни», сконструированного Крамбо и Махоликом на основе опросника В.Франкла. Тест состоит из 20 взаимоисключающих суждений. Свое отношение к суждениям испытуемый оценивал по симметричной шкале: 3210123.В процессе факторного анализа полученных результатов из пунктов опросника были выделены 5 факторов. В качестве критерия уровня значимости был использован факторный вес 0,40. С учетом этого критерия пункты опросника объединились в факторы следующим образом (не которые пункты вошли в несколько факторов): 1 фактор — 6 пунктов, которые можно объединить общим наименованием «цели в жизни», то есть наличие жизненных целей, призвания, намерений в жизни; 2 фактор — объединил 8 довольно разных пунктов, 2 пункта объединены под общим названием «верность ложному пути» (обязательность выполнения возложенных обязанностей даже при наличии внутреннего протеста), 6 пунктов объединены под названием «процесс жизни». Содержание этих шкал совпадает с известной теорией о том, что единственным смыслом жизни является сама жизнь. Этот фактор обозначен, как «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Показатель по этой шкале говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. 3 фактор объединяет 5 пунктов. Он обозначен, как «удовлетворенность самореализацией» (выражает ощущение успешности, осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности). Данный фактор отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. 4 фактор — включает 4 пункта. Общее название — «я хозяин жизни» (выражает ощущение человека, его способности влиять на ход собственной жизни). Этот фактор обозначен, как «Локус контроля — я». Содержательная сторона этого фактора заключается в представлении испытуемого о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. 5 фактор обозначен, как «управляемость жизни » (выражает уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора). Он объединяет 5 пунктов и носит название «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».

Таким образом, полученные факторы можно рассматривать как структурные составляющие смысла жизни личности или психологические детерминанты смысложизненных ориентации. При этом они разбиваются на 2 группы: в 1 группу входят собственно смысложизненные ориентации: наличие цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Эти 3 категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Это 3 конкретных смысложизненных ориентации. Люди черпают смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни).

Во 2 группу входят 2 аспекта локус контроля (эти 2 аспекта являются дополнительными условиями смыслообразования, осуществления смысло-жизненной концепции).

Таким образом, используя данную методику, нами выделены ведущие смысложизненные ориентации, лежащие в основе смысложизненных концепций представителей 7 социальных групп, а также условия их актуализации.

Методика изучения ценностных ориентации, адаптированная Д.А.Леонтьевым, позволяет выявить индивидуальные или групповые представления о системе ценностных приоритетов, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей.

Источниками методики являются методика ценностных ориентации, предложенная М.Рокич, и адаптированный вариант, выполненный А.Гоштаутаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым. Тест, предложенный Д.А.Леонтьевым, состоит из двух листов по 18 ценностей, которые необходимо ранжировать. Определяющими являются ценности, которые выделены в числе первых. Различают 2 класса ценностей - инструментальные и терминальные. Терминальные ценности представляют собой ценности-цели, то есть конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения, которые стоят того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные ценности определяются как ценности-средства, то есть убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях,

Похожие диссертации на Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп