Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Советова Ольга Сергеевна

Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы)
<
Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Советова Ольга Сергеевна. Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы) : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 : СПб., 1998 315 c. РГБ ОД, 71:99-19/21-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурные тенденции отношения к новому .

1.1 Новации и традиции в социокультурном процессе . 17

1.2 Социокультурные и социально—психологические проблемы инноватики. 39

Глава 2. Восприятие изменений и социальное время .

2.1 Формы, уровни перемен и меры их измерения. 63

2.2 Временное измерение социальных изменении . 71

2.3 Восприятие времени в структуре жизненного пути личноста. 83

Глава 3. Нововведения и изменения как фрустрирующие факторы современного общества .

3.1 Тревожность и напряженность как фон крупных общественных перемен 105

3.2 Возможности адантации к изменениям и неблагоприятным событиям. 120

Глава 4. Проблемы и понятия психологии инноваций

4.1 Социально—психологические исследования восприятия нового 143

4.2 Инновативные диспозиции, их структура и взаимосвязь. 173

4.3 Обобщенная инновационная диспозиция и стили принятия нового социального времени. 201

Глава 5. Личностные особенности и инновации .

5.1 Своеобразие структуры личности и восприимчивость изменений. 216

5.2 Возможности личностного развития в кризисном обществе. 246

Заключение. 263

Литература. 268

Приложения. 284

Введение к работе

Актуальность проблемы. ІПсихологические проблемы шшоваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества, В настоящее время проблема инноваций в контексте социальной психологии особенно актуальна и недостаточно разработана, \

Социально - психологический контекст инновативной проблематики подчеркивает значение экономических, политических и других социальных обстоятельств для описания и объяснения социальной ситуации развития личности (Б.Г. Ананьев, 1977), которая определяется этими внешними общественными факторами, но не равнозначна им. Кроме того, созданная активно действующим человеком-творцом, социальная ситуация жизнедеятельности личности взаимодействует с объективными социальными условиями и вызывает их изменения.

В самом широком смысле инновация - вновь созданная духовная, психическая реальность, существо которой вступает в определенные противоречия с имеющейся традицией. Традиции -устойчивые и значимые компоненты культура7передав аеТШе"из поколения в поколение, которыми личность овладевает в процессе самореализадии\ Соотношение традиций и инноваций определяется прочностью традиций и силой инноваций; социокультурными особенностями общества и его развития; характером их взаимодействия (трансформацией традиций при возникновении инновации; их дифференциацией; частичной или полной заменой; отмиранием или вырождением; непрерывностью традиций в результате их обновления и т.д.) Следует отметить, что стабилизация

общественной жизни может происходить за счет именно баланса традиций и инноваций, причем преобладание традиций не служит показателем нормального состояния общества, т.к, традиции не будут сохраняться без обновления.

Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде» обществе» так и в самом человеке, в среде его ценностей, потребностей, установок и т.д.

Еще один уровень противоречий в восприятии и осуществлении инноваций - іфинятие (или не принятие) личностью инноваций в обществе актуален в условиях коренной домки общественных структур. Следует подчеркнуть, что отношение личности к инновациям активно влияет на успех становления и принятия общественных и культурных изменений.

Сложность любой инновации как новой духовной реальности обнаруживается и в столкновении интересов с организационными структурами как элементами и носителями стабильности и прочности.

В оргашізациях, культурах существует представление, а возможно и норма, допустимых отклонений инноваций. Нарушение такой нормы или меры может вызвать негативные процессы, культурные и психологические барьеры, негативную реакцию на инновации.

Инновации могут привести и к негативным последствиям из-за незнания, ошибок и дрг\Сама инновация всегда относительна, т.к. в разных культурах, на различных этапах развития общества, в различных ситуациях в качестве значимых инноваций могут фиксироваться разные явления и способы их изучения, Надо полагать, что взаимодействие инноваций и традиций будет располагаться на шкале от щ ингдапиальных новообразований до противоположного полюса - распространение стереотипов.

Для развивающегося сообщества характерно стремление к поиску позитивных иннований, освоение нового, преодоление хаоса. Отсутствие или недостаточность в обществе позитивных, или приравненных к ним инноваций, может нарушить поступательное развитие общества и стать фактором риска.

Современные социальные процессы протекают крайне быстро и характеризуются тем, что в них самым непосредственным образом участвуют широкие сдои населения. Особенно важно для социальной психологии, социологии, психологии личности то, что происходящие инновационные процессы требуют ггоактически от каждого изменения своего отношения к действительности, то есть более или менее крутой ломки стереотипов, формировавшихся на протяжении многих лет.

Крутой перелом при переходе к рыночной экономике, требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за собственные действия, более глубокой рациональности в оценке реальных ресурсов для достижения поставленной цели - все это встречает немалое сопротивление в сложившихся культурных "моделях" прошлого,

I Само понятие "инновация" заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества,

В рамках шшоватики и в другой научной литературе термины "инновация", "нововведение "инноващвдвиьш процесс" часто уцот ребляются как синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия "нововведение" и "изменение", то есть нововведение может пониматься расширительно, включая любые управляемые изменения.

Таким образом, понятие "инновация" может иметь более узкое по сравнению с "вновь созданной духовной реальностью" значение : множество изменений, возникающих как стихийно, не целенаправленно, так и инициируемых и контролируемых изменений разного рода, вида, уровня.

В этом смысле изменения и нововведения достаточно широко исследуются инноватикой, по относительно самостоятельным направлениям: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия новшеств; адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям и т.д.

Несмотря на то, что проблемами инноваций занимаются многие смежные дисциплиші согдаология, культурология, инноватика,

медигшна психотерапия, педагогика нельзясказать что/ чесі е проблемьі шшоваций в этих дисциплинах получили достойное

изучение и значение/ сіот й\сз ологическая проблематика теряется,

остается малозаметной и отрывочной в общем потоке комплексных междисциплинарньгх проблем реформирования общества, что повышает актуальность выделения социально-психологической тематики в самостоятельное направление - психология инноваций.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемами отношения личности к нововведениям в разных теоретических аспектах занимаются: Г.М.Андреева, В.И.Антонюк, А.Л.Журавлев, Н.А.Ильина, В.В.Крамник, М.В.Кроз, Н.И.Лапин, А.Н. Лебедев,

Б.Д.Парыгин, АИ.Пригожин, И.СПерлаки, В.П.Поздняков Б.В.Сазонов, А.Л.Свенцицкий, В.С.Толстой, В.А.Хащенко, И.П. Ши-хирев и др.

Достаточно четко ставят вопросы и проблемы инноваций: В.Л.Васильев, В.Е.Каган, Л.В.Куликов, Б.Санто, А.Л.Свенпицкий - в тесной связи с основными задачами проводимых исследований.

Различными аспектами управления и менеджмента в современных меняющихся условиях плодотворно занимаются: И.П.Волков, СКМаслов, ГЖМорозова, Н.И.Морозова, Г.С.Никифоров, АЛ.Свенпицкий, СЮ.Степанов, Б.Твисс, М.К.Тутушкина, Э.АУткин, В Л.Шуванов, Е.М.Яблокова.

Различные аспекты готовности к инновационной деятельности в различных областях активно изучают: В.И.Долгова, АВ.Журавлев, Б.Д.Парыгин, Б.Санто, Б.Твисс.

Были опубликованы работы психологов, в которых с позиций диспозиционной концепции исследовались проблемы отношения к нововведениям по определенным видам жизнедеятельности: Г.СКазаряна, Э.А.Йскандарова, А.Л.Свешщцкого.

Цель работы состояла в обосновании возможности и целесообразности выделения нового научного направления - социальной психологии инноваций или инновативной психологии - имеющего свой предмет изучения, собственные границы и области исследования, специфические понятия, методологические и методические приемы. \ В задачи исследования входило:

Свести воедино и проанализировать разрозненно существующую научную литературу по проблемам инноваций, отношения к изменениям и нововведениям.

2. На основе литературных и экспериментальных данных описать междисциплинарньїе связи и границы исследования инноваций и оценить их с позиций психологической теории.

3. Определить совместимость и соотносимость проблем инноваций теоретико-эмпирическим положениям социальной психологии.

4. Проверить познавательно-объяснительные возможности понятийного аппарата диспозиционной системы регуляции социального поведения личности как продуктивного средства изучения инноваций.

5. Обосновать и опробовать технологию конкретных психологических исследований инноваций с помощью инновативнои системы диспозиций, пригодную для изучения различного рода и вида изменений, а, возможно, и для диагностики, прогностики, профилактики сопротивления нововведениям.

6. Применить инновативную диенозиционную-теоршо-как / , средство объяснения отношений личности к изменениям. 7. Определить средства и оценить возможности психологии итюваций для развития и самореализации личности.

8. Оценить возможности и перспективы социальной психологии инноваций в адаптации личности и общества к глобальным и коренным изменениям.

Объектом экспериментального исследования выступали представители различных специальностей и групп населения, включенные в инновации разного рода и вида 1986-1996 годов общей численностью 4595 человек.

Предмет исследований - инновативная диспозиционная структура личности в ее иерархической изменчивости и целостности; инно вации и процедура их социально-психологического изучения в различных областях знания.

Теоретике - методологическая основа. Разработка предлагаемого раздела психологии осуществлялась на базе синтеза ряда положений различных методологических направлений психологии. Основой такого синтеза послужили фундаментальные пришщпьі организации психики- принцип детерминизма, принцип активности и принцип развития.

Положение об обусловленности психических явлений внешними или внутренними детерминантами признается различными научными направлениями. Но для объяснения поведения личности в постоянно и резко меняющемся мире существенное значение имеет положение о первичной» опережающей активности человека по отношению к окружающей среде и инициирующей ее изменения. Преодоление внутренних и внешних противоречий, фрустрационного напряжения может обеспечить переход в новые качественные состояния, развития психики.

Другим важным утверждением, лежащем в основе данной работы, является положение теории отношений о том, что восприятие событий и явлений определяет сложным образом поведение и деятельность субъекта. В нашем контексте это означает, что отношение личности к разного рода изменениям активно влияет на восприятие нововведений и реальное участие в их осуществлении. Для определения отношения личности к инновациям использовалась диспозицион-ная концепция, объединяющая социологические, социально-психологические и общепсихологические характеристики личности.

Диспозиционная теория опирается на большое количество работ, представляющих ее теоретическую базу. Это работы по психологии установки Ш.Надирашвили, В.Г.Норакидзе, А.С.Прангишвиди, Д.Н.Узнадзе и работы по психологии отношений В.Н.Мясищева. Социально - психологическое направление в исследовании установки представлено работами Г.М.Андреевой, Л.Г-Асмолова, В.С.Магуна, П.Н.Шихирева.

Довольно много изучаются ценностные ориентации личности, изложенные прежде всего в работах В.Г.Ананьева, М.И.Бобневой, О.И.Зотовой, Е.С.Кузьмина, А.В.Петровского, Э.С.Чугуновой, В.АЯдова.

Важным теоретш о-практическим основанием предлагаемого подхода является инноватика как наука о нововведениях, сформированная в ответ на требования практики. Изучению социально -психологического ее раздела посвящены работы Г.М.Андреевой, В.И.Антонюка, В.И.Белоусова, В.В.Бессоненко, В.Ф.Галыгина, ФХенова, КАЙльиной, Г.АМоченова, Г.И.Максимова, И.Перлаки, Л.И,Подлесной, А.Л.Свенцицкого и др. В данном разделе в основном изучаются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на успешность внедрения нововведений в трудовых коллективах Для теоретического обоснования предлагаемого направления важное значение имеет идея временного подхода в социальных нау-ках недостаточно представленная в отечественной психологии. Время рассматривается как универсальное измерение социального изменения, а переживание времени вытекает из изменения природы реальности.

Методы исследования: анкетирование, полустандартизирован-ное интервью, личностный вопросник Р.Кеттела тест Дж.Роттера. Решение поставленных в исследовании задач потребовало наряду с использованием известных методов разработку новой методики измерения обобщенной инновационной диспозиции (МИОИД); методики измерения отношения личности к новому социальному времени; методики незаконченных предложений "Отношение личности к изменениям". Анализ и выводы делались на основе статистической обработки полученного экспериментального материала.

Основные гипотезы. Использование понятийного аппарата психологии установки» психологии отношений учения о ценностных ориштациях и аттитюдах; диспозиционной концепции регуляции и прогнозирования социального поведения личности в совокупности с поштаиными аппаратами социокультурного направления исследование психологии состояний и инноватики является адекватным средством для описания и исследования психологических проблем изменений в специфических терминах социальной психологии инноваций. Применение понятий и методик инновативной психологии позволяет исследовать отношение к изменениям разного рода, уровня и вида.

Научная новизна. Сформулирована необходимость, возможность и целесообразность создания нового направления психологической науки - социальной психологии инноваций, имеющей собственный предмет изучения, общие и специфические понятия, методологические и методические средства.

Впервые прослеживаются, интегрируются междисциплинарньїе связи наук и учений о социально-психологических проблемах инноваций,

Объект психологии инноваций - социально-психологические взаимосвязи личности с обществом и группами в процессе инноваций; а предмет - психологическая сторона всего многообразия инноваций, охватываюпщх людей разных культур, обществ, групп. Наиболее значимой частью предмета психологии инноваций можно считать своеобразие инновативной диспозиционной системы личности в условиях реформирования общества.

Показана огромная роль психических общественных состояний и состояний личности в восприятии, оценке и осуществлении социально-политических, экономических, социально-психологических изменений создаваемых в обществе ишювапий.

Составлены психологические портреты и выявлены общеличностные особенности представителей разных инновативно-диспозиционных типов по отношению к нововведениям.

Данная работа дает основание для предположения о том, что инновативно-психологический подход может оказаться наиболее адекватным из используемых ранее подходов при решении комплексных междисциплинарных проблем современного общества.

Кроме того, изучение проблем инноваций позволяет психологической науке в большей мере адаптировать аппарат и средства исследования к изучению явлений меняющегося мира. Положения, выносимые на защиту.

1. Образование и определение социальной психологии инноваций диктуется необходимостью преодоления односторонности и разрозненности изучения социально-психологических проблем инноваций в различных смежных с психологией дисциплинах: культурологии, инноватике, социологии, педагогике и др.

2. Создание социальной психологии инновации возможно, так как диспозиционная концепция, составляющая ее методологическую базу, теоретически обоснована, соответствует основным общеметодологическим принципам и подтверждена многочисленными эмпирическими данными.

Инновативная диспозиционная система является целостным образованием с относительно неустойчивыми ее составляющими: обобщенная инновационная диспозиция, оценочные характеристики отношения к нововведениям по сферам жизнедеятельности, конкрет ные инновационные установки - способными функционировать в согласованном и несогласованном режимах.

3. Развитие психологии инноваций целесообразно для более полного удовлетворения практической необходимости решения психологических и социально-психологических задач при проведении реформ; а также по причине перспективности использования ее положений в более широких областях общественной практики для решения сложных междиспигшинарных проблем.

Практическая значимость. Впервые предлагается сместить фокус дшшнейших теоретических, экспериментальных и прикладных социологических исследований и исследований по инноватике проблемы эффективности инноваций и изменений с сугубо внедренческой проблематики (успешность осуществления изменений, количественные показатели реформ)- на психологическую: отношение к инновациям; состояние общества и групп людей под воздействием изменений и нововведений.

Предложена единая методико-технологическая процедура исследований отношения личности к инновациям, пригодная для всех

типов изменений. Осуществление исследовательских проектов по данной схеме позволит сравнивать результаты, полученные при осуществлении разных нововведений.

Предлагаемый подход позволяет с единых позиций охватить основную проблематику исследования инноваций и изменений, что обеспечивает формулирование практических возможностей развития и самореализации личности в кризисном обществе.

Разработанные и апробированные методики, в частности методика измерения обобщенной инновационной диспозиции, может быть принята в качестве достаточно надежного и валидного инструмента измерения общеличностной предрасположенности к инновациям.

Теоретические разработки предлагаемого подхода могут быть использованы для решения широкого круга задач, в том числе при анализе инновационной деятельности и при анализе структуры инно-вативных диспозиций.

Апробация результатов. По инициативе автора были разработаны и внедрены в программы разных учебных курсов с 1989 года в ряде высших учебных заведений лекции и занятия по теме "Отношение личности к изменениям и нововведениям", спецкурсы "Психология инноваций". Разработанные методики используются в опросах населения. Материалы диссертации использовались при чтении лекций по курсам психологического цикла, при написании дипломных и вьшускных работ, диссертаций, монографии и других публикациях.

Материалы диссертационного исследования неоднократно докладывались и обсуждались на методологических семинарах про фессорско-преподавательского состава вузов, на научных, научно-практических и методических конференциях.

Структура и объем диссертации. Содержание диссертации включает: введение, пять глав, двенадцать разделов, заключение, список литературы (182 наименования на русском и иностранных языках), 11 приложений. Объем диссертации составляет 315 страниц.

Новации и традиции в социокультурном процессе

В данном разделе речь пойдет об особенностях социальной культуры, общесоциальных условий, соотношения традиций и новаций в соцйокультзфном процессе, влияющих на отношения личности к изменениям. Изучением традиций и новаций занимаются многие дис-цигшиньї: социология, культурология, социальная психология, история и другие.

Культурные особенности самосознания достаточно хорошо прослеживаются в трудах И.С.Кона (Кон, 1978).

Социологи утверждают, что в индивидуализации как историческом процессе необходимо различать две стороны: количественную (степень выделения индивида из общины) и качественную (по каким признакам идет это выделение).

Достаточно часто этот индивид и общество противопоставляются в решении вопроса: что возникает раньше - индивидуальное "Я" или коллективное "Мы". И хотя обычно считается, что общество предшествует личности (указ. соч., с. 124), вопрос все же сложнее такого ответа и психологически состоит не в том, что возникает раньше, а в том, как меняется содержание этих понятий и по каким признакам и насколько отчетливо они различаются.

Первобытное сознание не ставит резкого водораздела не только между отдельными индивидами, но между человеком и природой вообще. Первобытный человек отличается от современного не тем, что у него отсутствует всякое самосознание, а тем, что это "Я" допускает

сравнение себя с другими членами общины только по ограниченному набору признаков, заданных самой общиной.

Индивид органически сливается с родом в первобытном обществе, хотя монолитность не следует абсолютизировать, так как традицию не следует понимать как точное воспроизведение старых образцов. Живая традиция как раз и предполагает вариативность и творчество, и трудность состоит именно в том, чтобы понять законы этой вариативности.

В классовом обществе с наследственными социальными привилегиями общественные функции не "выбираются" в порядке самодеятельности, а "даются" как нечто внешнее, обязательное.

За различиями в понимании "Я" стоят разные типы культуры. В истории европейской культуры, начиная с эпохи Возрождения, преобладает тенденция рассматривать индивидуальное "Я" в качестве важнейшей моральной и социальной ценности, признавая его внутренне цельным, активным и имеющим право и даже обязанность на посюстороннюю, действенную, земную реализацию своих планов.

В истории древнекитайской культуры высшей добродетелью считалось подчинение человека обычаю и подавление им своего "Я". В индийской же культуре индивид достигает самореализации через отрицание своей эмпирической природы., путем разрыва всех конкретных связей с другими людьми, обществом, миром, своими собственными деяниями.

В истории и философии исследуется само определение понятия "традиция", например, Е. Шацкого: "Традиция не тождественна историческому сознанию, но представляет собой особую его разновидность, связанную с преображением фактов прошлого в однозначные ценности современности" (Шацкий, Szacki, 1971, с. 85). Важно активно-избирательное отношение к традициям у В.И. Ленина, суть которого в том, что "традиция живет только обновляясь, а у новации нет другого способа выжить, как доказать свою органичность, укорененность в культуре и как можно быстрее добиться статуса традиции" (Проблемы философии..., 1989, с. 16). Дело в механизмах конкретной адаптации традиции и новации в конкретном месте и времени.

Так, например, представление о том, что своими поразительными успехами во второй половине XX века Япония обязана сочетанию оллективистски-патриархальных обычаев с рыночно индустриальными ценностями, общепринято. Я. Мураками (Проблемы философии..., 1989) прослеживает в глубоко традиционньгх пластах японской культуры вызревание новационного социального комплекса (иэ), показывает, как традиция и новация попеременно оказываются то "положительным", то "отрицательным" фактором эволюции. Авторы утверждают, что протомодель японского менеджмента — цивилизация иэ - уже обладала всеми необходимыми условиями для нормальной модернизации, хотя не имела европейских элементов классической модернизации (идеологии индивидуализма, разделения экономики и политики; независимого саморегулирующегося рынка). Япония определяется как смешанное общество проникающего типа, в котором индивидуалистический и коллективистский принципы рассеянные по всей системе относительно равномерно.

Любопытно исследование Т. Шанина "Россия как развивающееся общество" (Shanin, 1985). В этой работе подчеркивается, что Россия испытала воздействие множества традиций, которые по своему содержанию и силе были совершенно различными. "Развивающееся общество" - это такое общество, где постоянно в социальной и экономической сферах воспроизводятся тенденции разрыва, слома, разрушения, а не органичной новации. Существуют и отечественные взгляды на развитие, изменения в России (с.25. Шульгин, 1990). Н. Шульгин ы пишет: "В глубине души русские всегда были ориентированы на социальное лидерство. Русский народ принимает ключевую для своего времени идею целиком, пронизывает ее во все сферы жизни, исчерпывает ее до конца. Затем он ее отбрасывает, сменяя новой. И вновь ключевой и лидирующей. Здесь проявляется русская соборность — совместное принятие и смена модели социального поведения".

Особенности географического положения России, ее этнического ландшафта, исторического развития обусловили своеобразные трансформации этничности на протяжении, по крайней мере, последнего столетия. По мнению Н.Г. Скворцова (Скворцов, 1995), условно можно выделить несколько стадий этого процесса.

Временное измерение социальных изменении

К настоящему времени вполне оформилась идея временного подхода в социальных науках, хотя нельзя говорить о том. что она охватила все дисциплины, изучающие социальные процессы, особенно в отечественной науке.

В данном разделе пойдет речь о том, как временные характеристики могут описывать социальные изменения, а также о том. как социальные процессы изменяют течение времени или временной ход событий.

Время тесно связано с социальными изменениями. Само переживание времени вытекает из изменения природы реальности. Невозможно воспринять или вообразить время без ссылки на какое-либо изменение. И наоборот, идея изменения отдельно от времени просто непонятна. Время появляется в определении социального изменения, которое обычно относят к различию по времени в двух состояниях социальной системы. Питирим Сорокин писал об этом со всей определенностью: "любое становление, изменение, процесс, сдвиг, движение, динамическое состояние, в противоположность существованию, предполагает время" (1937, т.1, с. 156).

Время является не только универсальным измерением социального изменения, но и его основой, конституирующим его фактором. В социальной жизни изменение происходит повсеместно, оно "вездесуще"; строго говоря, нет двух различающихся по времени состояний любой социальной сущности (действия группы, общности, института, общества и т.д.), которые были бы идентичными. Конечно,для практических целей допустимо игнорировать определенную степень различия, и тогда мы говорим о стабильности, постоянстве как противоположности изменению. Например, историки, сравнивая современный период, для которого характерны ускоренные процессы, сдвиги, с древними обществами, рассматривают их как стабильные, неизменные в течение столетий. Социальные антропологи описывают некоторые примитивные, неразвитые общества как "холодные", противопоставляя их "горячим", урбанистически- индустриальным, "переразвитым" обществам Запада. Все это, однако, относительно. По мнению Адама, то, что рассматривается как стабильное, "принадлежит большей частью к таким изменениям, которые протекают гораздо медленнее, чем происходит их осмысление наблюдателем. Традиционньїе общества изменяются крайне медленно, если их сравнивать и определять по нынешним западным стандартам".

В реальности изменения и время существуют всегда, а идея стабильности является лишь вспомогательным, подручным средством, "для удобства". Даже когда мы пользуемся этим средством, мы не можем игнорировать время, потому что, говоря о стабильности, мы имеем в виду, что отсутствие различий не абсолютно, а относительно и что постоянные черты наблюдаются на протяжении сравнительно продолжительных периодов времени. "Говорить о социальной стабильности, абстрагируясь от времени, невозможно, поскольку стабильность означает продолжительность во времени" (АХиддене, 1991). Более того, говорить о стабильности правомерно лишь применительно к чему-то изменяющемуся. Например, общество эскимосов стабильно по сравнению с канадским, датским или итальянским. Американская конституционная система стабильна по сравнению с американской экономикой или технологией. Католическая церковь стабильна, несмотря на постоянную текучесть верующих, увеличение и сокращение их численности за многие века.

В социальных изменениях время проявляется в двух ипостасях. Прежде всего, оно может служить своего рода внешней рамкой для измерения событий и процессов, упорядочения их хаотического потока таким образом, чтобы человек мог ориентироваться и координировать социальные действия. Это - "количественное время" (П.Штомпка, 1996), его показывают такие удобные приборы, как часы и календари, позволяющие нам идентифицировать относительный поток, скорость, интервалы, продолжительность различных социальных событий, связывать или разделять по порядку бесчисленные действия, предпринятые индивидуумами и группами. Была бы возможна академическая лекция, если бы профессор и студенты не появились в одной и той же аудитории примерно в один и тот же момент, а студенты предыдущей лекции ее заранее не покинули? Мог бы быть отправлен поезд, если бы машинист, проводники и пассажиры не собрались в одно и то же время возле одной и той же платформы? Чем сложнее становится человеческое общество, тем более возрастает важность временного порядка и координации. В нынешнем обществе ни одна организация не смогла бы работать без учета времени. Представьте себе большую фабрику без рабочих смен, железную дорогу или авиакомпанию без расписания, рестораны без часов работы. С изобретением приборов для измерения времени все сопиальные измерения- события и явления - могут быть помещены в эти внешние рамки, то есть мы можем говорить о "событиях во времени".

Но есть и вторая ипостась времени в социальных изменениях: оно связано с социальными изменениями как внутреннее, имманентное, онтологическое свойство событий и процессов. Это "качественное время", определяемое природой социальных процессов. Социальные процессы проявляют различные временные качества. П.Штомпка выделяет такие временные качества социальных процессов:

І.По своему типу они более продолжительны или более кратки. Сравним, например, битву и войну, законодательную реформу и медленное моральное разложение, революционную мобилизацию и экономический рост.

2.0ни протекают быстрее или медленнее. Сравним, например, галопирующую инфляцию и постепенную эмансипацию женщин, мгновенную карьеру в поп-арте и постепенное профессиональное совершенствование в медицине.

3. Социальные процессы характеризуются ритмическими или чередующимися беспорядочно интервалами. Сравним, например, волны экономического процветания или упадка, взлеты и спады с беспорядочными изменениями фасонов и моды в мире искусства.

Тревожность и напряженность как фон крупных общественных перемен

Любым крупным общественным преобразованиям в той или иной социально-экономической системе сопутствует повьппение в ней уровня социальной напряженности. Явные и скрытые процессы, происходящие сейчас в России, по-разному отражаются на психическом состоянии людей и социальных групп. Такая напряженность может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на различные проявления личности и различные сочетания особенностей русского сознания в тактике проведения крупных преобразований.

По мнению В.В.Крамника (1995), одни из черт русского сознания препятствуют демократическим и рьшочным преобразованиям (антиръшочная, атикшшталистическая психология, потребность в опоре на власть и руководство, уравнительные и коллективистские установки, особая роль морали и идеологии), другие - способствуют радикальным переменам (повышенное внимание к лидерам, доверчивость, легковерие, терпение и долготерпение). Ряд черт (максимализм, нигилизм, цель оправдывает средства, конфронтационность, готовность терпеть и применять силу) в краткосрочной перспективе содействуют, а в долгосрочной - выступают тормозом радикальных изменений, создают конфликтные, взрывоопасные ситуации.

Разные черты российской ментальности образуют три основных психологических типа: так называемых "новых", "старых" и "средних" русских. Новые русские" отличаются прагматическим складом ума. Для них родина, государство, народ представляют ценность с точки зрения возможности достижения богатства, власти и престижа. Они знают, когда, где и какую говорить правду. Выгода для них зачастую выше морали и права. Идеи, убеждения, нравственные заповеди рассматриваются ими не сами по себе, а как средство для приобретения потребительских благ. А жажда успеха, желание проявить себя, возвыситься над другими - их движущий мотив. Энергия, честолюбие "новой" генерации русских реализуются прежде всего в коммерческой, предпринимательской, а также в интеллектуальной, политической деятельности. У них доминируют профессионализм, предприимчивость, деловитость, упорство, даже агрессивность, способность быстро и изобретательно пользоваться моментом, преодолевать трудности. Они уверены в себе, привыкли полагаться на себя. Их характеризует умение манипулировать людьми, умение убеждать, говорить, нравиться другим.

Анализ личностных свойств преуспевших и особенностей их жизненной карьеры согласуется с инвариантом модели преуспевающего человека во всем мире, который включает: хороший запас физической энергии; высокий уровень мотивации к улучшению своей жизни; готовность рисковать; опору на свои силы; хорошую стартовую позицию, обеспеченную в разном сочетании природными способностями, семейным воспитанием, образованием и связями. Именно такой тип личности крайнє необходим для предпринимаемых изменений и реформ.

К сожалению, можно констатировать, что в современных условиях человек с личностным типом честного предпринимателя находится в ситуации автомобиля, водитель которого жмет одновременно на газ и на тормоз. С одной стороны условия жизни заставляют человека, даже не очень энергичного, "суетиться" и искать выход, сама жизнь его подхлестывает. С другой - рамки приложения энергии весьма ограничены.

По современным данным, независимо от типа культуры доля индивидов с набором перечисленных предпринимательских, инновационных качеств составляет всего 5-7% населения (П.Н.Шихирев,1993).

Жизненно необходимо способствовать расширению слоя самостоятельных, инициативных граждан. Потенциально ими являются те, у кого есть первое и обязательное качество - энергия. Им обладают в первую очередь молодые люди и военные. Большой резерв имеется в среде инженерно-технической интеллигенции. В целом, по приблизительным подсчетам, Россия располагает не менее чем 2-3 миллионами потенциальных, но еще не "задействованных" сторонников реформ, моїущих стать подлинным ферментом социальных изменений.

Среди таких потенциальных сторонников перемен есть так называемые старые русские. У "старых русских" романтический характер. Родина, государство, народ для них самоценны. Жить не по лжи, жить по правде - высокий, идеальный смысл их бытия. Добро, честность -высшие ценности. Личный успех и благополучие связываются с успехом и благополучием других. Служение другим, служение обществу -главный мотив их деятельности. Они привыкли полагаться на власть, ачальство, руководство. Духовное начало у них перевешивает материальное. Вера, идеи, убеждения превыше конкретной выгоды. Капитал, прибыль им вообще неведомы, а деньги всего лишь средство для относительно обеспеченной жизни. Энергия, честолюбие "старых русских" проявляются в официальной деятельности, в самоценном научном и художественном опыте. Их желанный политико-экономический порядок- регулируемая экономика и политическая стабильность.

Наряду с ярко выраженными "новыми" и "старыми русскими", своеобразно сочетающие, синтезирующие те или иные черты обоих этих типов "средние русские". Основной вектор развития - усвоение прежде всего положительных установок "новых русских".

Следует отметить, что в современном мире беспокойство и страх становятся массовой болезнью. В последнее время в реальной жизни растет число опасностей, угрожающих человеку: войны, климатические изменения, стихийные бедствия, фильмы ужасов, жестокие виды спорта и т.д. К тому же индивидуализм как главная жизненная установка и практика изолирует людей друг от друга, лишает их чувства единства.

Но страх и беспокойство особенно усиливаются в периоды радикальных перемен, кризисов. Вот почему сегодня в России уровень тревоги, страха резко вырос, наблюдаются изменения в личности (кризис идентичности) в ответ на бурные изменения в российском обществе. Пациенты, обращающиеся за психиатрической помощью, испытывают агрессивность, деструктивный страх.

Социально—психологические исследования восприятия нового

Нововведения с точки зрения социальной психологии изучает до вольно большая группа авторов: Г. М. Андреева, В. И. Антонюк, В.ИБелоусов, В.В.Бессоненко, В.Ф.Галыгин, ФХенов, НА.Ильина, Г.И.Максимов, Г.Моченов, ИЛерлаки, Л.ИЛодлесная, А.Л.Свенцицкий и др. В рамках этого направления рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на успешность внедрения нововведений в трудовых коллективах. Долгое время одним из ведущих направлений социально-психологических исследований являлось изучение феномена психологического барьера перед нововведениями. В теоретическом плане исследователями были предложены объ яснительные модели, раскрывающие сущность данного феномена. А.И. Пригожий одну из составляющих психологического барьера к новому определяет как "сила привычки, нежелание менять устояв шийся стандарт поведения, боязнь неопределенно сти... "(АИЛригожин, 1995, с. 31). Некоторые авторы понимают под психологическим барьером субъективные переживания трудностей в деятельности человека. Другие связывают психологический барьер с препятствиями, мешающими нормальному протеканию процесса адаптации субъекта. Названные характеристики не позволяют выделить специфические особенности сихологического барьера к новому по сравнению с другими формами барьеров: информационным, коммуникативным.

В работе Л.И.Подлесной психологический барьер перед новым рассматривается как "неосознанная актуальная установка, детерминирующая индифферентное или отрицательное установочное отношение к общественно значимому новому".

А.Л.Свенцицкий отмечает, что точнее говорить в данном случае "о психологическом барьере как психическом состоянии личности, с которым неразрывно связаны ее внешне наблюдаемое поведение и субъективные реакции по отношению к нововведениям".

Вполне правомерно подчеркивать установочную диспозиционную природу психологического барьера к инновациям, а М.В.Кроз считает, что "он является разновидностью социальной установки атгитюда к нововведениям, точнее - негативным полюсом подобной установки". Подобный подход дает возможность расширить границы изучаемой проблемы и сфокусировать внимание не только на отрицательном, но и на положительном полюсе данного атгитюда. Таким образом, становится возможным переход от анализа психологического барьера к изучению инновационной установки в целом. В этом случае психологический барьер к нововведениям выступает как частный случай, одна из возможных форм проявления инновационной установки!

В последнее время исследователи обращают внимание не только на изучение психологических барьеров, но и на исследование комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих характер отношения работников к нововведению.

В данном направлении большой интерес представляет работа ИА.Ильиной. В этом исследовании путем стандартизированных и по стандартизированных интервью, анкетных опросов и в результате наблюдений фиксировались три аспекта отношения к нововведению: когнитивный (знания о "плюсах" и "минусах" инновации, источниках идей и т.д.), эмоциональный и поведенческий (разные уровни практического отношения- от широкой поддержки до явного сопротивления). В этом исследовании рассматривались различные объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на отношение к нововведениям: тип и этап инновационного процесса, ожидание позитивных и негативных последствий от внедрения новшества, особенности состава работников и особенности взаимоотношений в бригадах до и в процессе нововведения.

В результате этого исследования установлено, что при достаточно благоприятном отношении к технико-технологическим нововведениям фиксируется явно негативное отношение к организационно-управленческим, и особенно социально-экономическим, причем отношение к ним улучшается по мере внедрения, в то время как к технико-технологическим по мере внедрения отношение ухудшается.

Установлено также, что чем сложнее инновация, тем хуже эмоциональное к ней отношение и показатели участников ее реализации. Иными словами, чем всестороннее нововведение, тем хуже отношение к нему.

Отмечается также, что если инициатива внедрения возникла "изнутри" производственного коллектива, то у его членов формируется более положительное отношение к нововведению, чем в ситуации, когда оно спущено "сверху".

Для понимания инновационных процессов важно выделять целевые ориентации основных групп участников процесса нововведения, ыражающиеся в их позиции по отношению к нововведению. Такой подход называют характеристикой человеческого фактора инновационных процессов. На этой основе формируются основные ролевые группы - йнноваторы (профессиональные и самодеятельные), организаторы, изготовители, пользователи. Позицию выделенных групп по отношению к конкретному нововведению определяют как инициативу, содействие, противодействие, бездействие.

В ЛЗ.Сазонов считает, что исходной инновационной ситуацией является позиция "инноватора", который выдвигает новую идею и настаивает на ней. Все остальные позиции менее обязательны. Один и тот же член организации может попасть одновременно в несколько позиций. Позиции группируются по двум линиям противопоставления - по линии противопоставления "отрицающих" и "поддерживающих" инновацию и на базе противопоставления "потенциальных разработчиков" и "потенциальных пользователей".

Похожие диссертации на Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы)