Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Резниченко Юлия Владимировна

Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления
<
Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Резниченко Юлия Владимировна. Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Резниченко Юлия Владимировна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова]. - Ульяновск, 2008. - 207 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-19/177

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования ценностей, смыслов и ценностно-смысловой сферы личности 11

1.1. Исследование проблемы ценностей и ценностных ориентации в отечественной и зарубежной психологии 12

1.2. Исследование проблемы смыслов в отечественной и зарубежной психологии 35

1.3. «Бытие» и «обладание» как глубинные принципы организации ценностно-смысловой сферы субъектов управления 62

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы субъектов управления 78

2.1. Стратегия и методы исследования ценностно-смысловой сферы субъектов управления 78

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования ценностно-смысловой сферы субъектов управления 92

2.2.1. Исследование психологической сущности способов существования «быть» и «иметь», как основы организации ценностно-смысловой сферы 92

2.2. Исследование социально-психологических характеристик ценностно-смысловой сферы индивидов, ориентированных на разные способы сосуществования «бытия» и «обладания» 108

2.2.3. Исследование социально-психологических характеристик ценностно- смысловой сферы субъектов управления, ориентированных на разные способы сосуществования «бытия» и «обладания» 139

Заключение 181

Список литературы: 183

Приложение 195

Введение к работе

Актуальность исследования.

Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире меняют характер общественной жизни человека. В обществе наметился переход от индустриального пути развития к постиндустриальному, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. В связи с этим, с одной стороны, произошло смещение интереса с рассмотрения технических аспектов профессиональной деятельности (Б.Ф.Ломов, Е.А.Климов и др.) на исследование личности профессионала в этой деятельности (В.Е.Орел, Ю.П.Поваренков и др.), а с другой - возрастание актуальности решения проблем психологии управления (Т.Ю.Базаров, А.А.Деркач, А.Л.Журавлев, А.В.Карпов, Ю.В.Синягин и др.)

Новый тип общества ставит перед руководителем совершенно иные задачи, решение которых в ряде случаев невозможно с помощью арсенала способов, выработанных ранее. В этих условиях необходимы руководители, не просто владеющие новыми способами управления организацией в сложившихся условиях, а руководители, ориентированные на уровне глубинных структур личности на решение нового типа задач, стоящих перед организацией. В связи с этим особый интерес в современной социальной психологии приобрели проблемы, связанные с исследованиями ценностно-смысловой сферы субъектов управления.

В зарубежной психологии проблема ценностей и смыслов активно рассматривается с середины XX века в работах А.Адлера, Б.Билски, Дж.Бьюдженталя, Э.Вайскопф-Джолсона, Дж.Келли, К.Левина, А.Лэнге, А.Маслоу, Р.Мея, Г.Олпорта, К.Роджерса, М.Рокича, Ф.Феникса, В.Франкла, Э.Фромма, Ш.Шварца, Э.Шпрангера, К.Г.Юнга, И.Ялома и др. В отечественной психологии проблема ценностно-смысловой сферы разрабатывается в контексте изучения различных аспектов личности и ее жизнедеятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, С.С.Бубнова, Ф.Е.Василюк,

4 К.Д.Давыдов, Н.А.Журавлева, С.С.Кладько, Л.А.Коростылева, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.А.Лефевр, Б.Ф.Ломов, Е.В.Селезнева, А.В.Серый, Ю.В.Синягин, В.Э Чудновский, В.А.Ядов, М.С.Яницкий и др.).

В ряде концепций предложены теоретические и эмпирические построения, которые в определенной мере проясняют сущность и механизмы функционирования ценностно-смысловой сферы отдельной личности. Так, для объяснения механизмов детерминации В.А.Лефевр привлекает понятие «этической системы», которая представляет собой набор правил перехода от элементарных ценностей к комплексам. В качестве универсальных принципов существования, которые являются определяющими в процессе жизнедеятельности личности, Э.Фромм предлагает «бытие» и «обладание» («обладание» представляет собой реализацию в процессе жизнедеятельности потребительской модели поведения; «бытие» связано с реализацией самопознания, саморазвития и пр.). В этом смысле «бытие» и «обладание» выступают в качестве глубинных принципов организации ценностно-смысловой сферы личности. Однако, в отличие от концепции В.А.Лефевра, которая основана на эмпирических исследованиях, концепция Э.Фромма носит исключительно теоретический характер.

Таким образом, несмотря на1 большое количество исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы, отмечается сложность и неоднозначность представлений о ней, как в целом, так и на уровне ее отдельных составляющих (ценностей и смыслов). Данное положение дел ведет к появлению целого ряда проблем, которые выражаются в следующих противоречиях:

между традиционно-сложившимися ценностями и ценностями нового типа общества;

между уровнем теоретической разработки проблемы ценностно-смысловой сферы субъектов управления и теми возможностями, которыми обладает существующий к настоящему моменту арсенал психодиагностических средств ее исследования;

- между сложившимся в психологической науке традиционным спектром исследований субъектов управления и присутствующими в управленческой практике реальными запросами работников руководящего звена.

Вышеизложенные противоречия во многом определяют актуальность исследования ценностно-смысловой сферы субъектов управления в общем, и актуальность нашего исследования в частности.

Цель исследования: выявление характеристик ценностно-смысловой сферы субъектов управления в зависимости от ориентации на определенный способ сосуществования «бытия» и «обладания».

Объект исследования - социально-психологические характеристики субъектов управления с разным способом сопряжения «бытия» и «обладания».

Предмет исследования - своеобразие различий социально-психологических характеристик субъектов управления.

Основная гипотеза исследования, состоящая из ряда предположений, заключается в следующем: ценностно-смысловая сфера субъектов управления обладает свойственными ей характеристиками в зависимости от ориентации на определенный способ сопряжения «бытия» и «обладания».

і Частные гипотезы:

ценностно-смысловая сфера исполнителей отличается от ценностно-смысловой сферы руководителей, при этом в силу специфики управленческого труда ценностно-смысловая сфера руководителей должна обнаруживать большую вариативность, чем ценностно-смысловая сфера исполнителей;

«бытие» и «обладание», и способы их сопряжения определяют характеристики ценностно-смысловой и потребностной сфер.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме ценностно-смысловой сферы личности.

  1. Выявить способы сопряжения «бытия» и «обладания», построить на их основе типологию личности.

  2. Разработать процедуру диагностики ценностно-смысловой сферы респондентов, ориентированных на разные способы сопряжения «бытия» и «обладания».

  3. Конкретизировать психологическое содержание сущности «бытия» и «обладания».

  4. Установить содержательные и структурные характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления, ориентированных на разные способы сосуществования «бытия» и «обладания».

Теоретической и методологической основой исследования выступают базовые положения личностно-деятельностного подхода (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.); системного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, А.В.Карпов и др.); современная социальная психология (Г.М.Андреева, В.В.Козлов, В.В.Новиков, Б.Д.Парыгин, и др.); взгляды на природу ценностей, смыслов и ценностно-смысловой сферы представителей отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, С.С.Бубнова, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, В.А.Лефевр, А.В.Серый, Ю.В.Синягин, В.Э.Чудновский, В.А.Ядов, М.С.Яницкий и др.); взгляды на природу ценностей, смыслов и ценностно-смысловой сферы представителей зарубежной психологии и психотерапии (А.Маслоу, М.Рокич, В.Франкл, Э.Фромм, И.Ялом и др.); положения интегративной психологии и методологии психологической науки (В.В.Козлов, В.В.Новиков, В.А.Мазилов, А.В. Юре-вич); современные исследования в области психологии управления (А.А.Деркач, А.Л.Журавлев, И.В.Калинин, А.В.Карпов, Н.В.Клюева, Ю.В.Синягин); концепция полимодального «Я» (Л.Я.Дорфман).

Методы и методики исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотез исследования были использованы взаимодополняющие методы, содержащие теоретический анализ научных источников и литературы

7 по изучаемой проблеме; в качестве психологического инструментария эмпирического исследования применялись методы психодиагностики:

  1. для выявления приоритетного способа сосуществования «бытия» и «обладания» был использован теста М.Люшера;

  2. для диагностики ценностной составляющей использовался тест ценностных ориентации М.Рокича;

  3. тест СЖО Д.А.Леонтьева был использован для диагностики смысло-жизненных ориентации;

  4. особенности черт личности диагностировались с помощью методики Д.Кейрси;

  5. значимость уровней потребностной организации личности была про-диагностирована с помощью методики «Иерархия потребностей по А.Маслоу».

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью следующих статистических критериев: U-критерия Манна-Уитни, Н-критерия Крускала-Уоллиса, критерия %2- Пирсона, ^-критерия Колмогорова-Смирнова, метода углового преобразования ср-Фишера, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, а также критерия t-Стьюдента с использованием пакета статистического анализа данных Microsoft Excel for Windows.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, репрезентативностью выборки, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, и широким спектром методов статистической обработки результатов исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработана процедура диагностики ценностно-смысловой сферы респондентов, ориентированных на разные способы сопряжения «бытия» и «обладания»;

выявлено три способа сосуществования «бытия» и «обладания», в основе выделения которых лежит выраженность показателя коэффициента корреляции;

конкретизировано психологическое содержание сущности «бытия» и «обладания»;

обнаружены содержательные и структурные, особенности ценностно-смысловой и личностной сферы субъектов управления, ориентированных на разные способы сосуществования «бытия» и «обладания»;

установлено, что структуры ценностных ориентации представлены двумя составляющими: общей (в которую входят ценностные ориентации, прикрепленные к определенным позициям иерархии) и индивидуальной (в которую входят ценностные ориентации, распределенные равномерно по всем позициям иерархии).

Теоретическая значимость. В результате теоретико-эмпирического исследования доказано, что «бытие» и «обладание» и способы их сопряжения выступают как детерминирующие тенденции наполнения содержанием ценностей, свойственных тому или иному этапу исторического развития, знание которых расширяет научные представления об особенностях ценностно-смысловой сферы субъектов управления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в процессе реализации персонал-технологий исполнительского и управленческого уровней, а также в проф- и бизнес-консультировании. Особую значимость полученные результаты приобретают для оптимизации подготовки работников руководящего звена. Материалы исследования могут быть использованы в разработке программ лекций и семинаров по социальной психологии, психологии управления, психологии личности, а также психологического консультирования.

9 Этапы исследования:

Первый этап (2004-2005гг) включал в себя разработку плана диссертационного исследования, обоснование актуальности проблемы исследования, определения объекта и предмета исследования, постановки цели и задач работы, проведение теоретического анализа научной литературы, передового практического и теоретического опыта тематически близких нашему исследований.

Второй этап (2005-2006гг). Работа была сосредоточена на определении эмпирических методов диагностики адекватных цели, задачам и предмету нашего исследования, в ходе чего была разработана процедура исследования на основе использования теста Люшера. На этом же этапе было проведено пилотажное и основное исследования.

На третьем этапе (2006-2007гг) был проведен анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования. На основе методов математической статистики подведены итоги и сформулированы выводы диссертации.

Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки составил 288 человек (мужчины и женщины в возрасте от 18 до 60 лет), 140 из них - руководители разного уровня государственных структур, негосударственных структур различных форм собственности и различных направлений деятельности.

Апробация работы. Результаты нашли отражения в материалах, опубликованных автором, а также обсуждались на научно-практических конференциях: Вторая Региональная Поволжская конференция «Социальные и психолого-педагогические проблемы девиантного и деликвентного поведения несовершеннолетних» (г.Ульяновск, 2005); «Мотивационное поведение экономических субъектов и их социумов в теории и практике совместной жизнедеятельности» (Калининград,2006); «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль 2006, 2007); Симпозиум «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2006) .

Положения, выносимые на защиту:

1. Характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления определяются способом сопряжения «бытия» и «обладания» (конфронтация,

10 интеграция и промежуточный тип их сосуществования). Конфронтации соответствует расположение «бытия» и «обладания» на разных взаимоисключающих полюсах, вследствие чего реализация одного из них блокирует реализацию другого. Интеграции соответствует прямопропорциональная взаимосвязь «бытия» и «обладания» - чем выше уровень реализации одного, тем выше уровень реализации другого способа существования, и наоборот - чем ниже уровень реализованное «бытия», тем ниже уровень реализованное «обладания». Промежуточный тип - представляет собой наиболее сложный способ сосуществования «бытия» и «обладания» (характеризуется отсутствием четко выраженной линейной зависимости);

2. Структуры терминальных и инструментальных ценностных ориента
ции, независимо от способа сосуществования «бытия» и «обладания», вклю
чают индивидуальную составляющую и ценности общепринятой системы

3. Каждый потребностный уровень организации личности, а также лю
бая ценностная ориентация, может быть реализована как по принципу «бы
тия», так и по принципу «обладания».

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Текст диссертации изложен на 207 страницах печатного текста и иллюстрирован 24 таблицами и 14 рисунками. Библиографический список использованной литературы включает в себя 178 источников, в том числе 15 на иностранном языке.

Исследование проблемы ценностей и ценностных ориентации в отечественной и зарубежной психологии

Понятие ценность рассматривается не только в рамках психологии, но и философии, социологии, антропологии, этике, эстетике. Несмотря на общее признание значимости ценностей для жизнедеятельности индивида, развитию исследований в этой области препятствовали проблемы с определением самого понятия ценности и его производных. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой даны четыре значения понятия ценность: 1) имеющий большую цену; 2) цена в значении стоимость; 3) важность; 4) все то, что имеет цену. [103] В связи с тем, что практически все определения понятия «ценность» связаны с понятием «цена», а само определение цены как стоимости не дает содержательной информации, мы посредством этимологического словаря обратились к истокам этого понятия. В этимологическом словаре русского языка М.Фасмера в добавление к наказанию и покаянию, указываются оценка, почет, вина и другие их производные. [137] Иными словами, в настоящее время, когда речь идет о цене, подразумевается определенный эквивалент стоимости чего-то, но в любом случае это стоимость того, что можно купить или продать. Именно поэтому, когда речь идет о ценности как производного от цены происходит некоторая подмена содержания понятия. Эти разногласия отчасти снимаются, когда обращаемся к исходному варианту понятия «цена», которое, прежде всего, связано с личностными категориями. В нем наблюдается большая обращенность личности на себя - цена в данном случае выражается не материальных категориях, а в чувстве долга, вины, покаянии. Вполне логично то, что подобная «расплата» совершалась не за материальные блага, а за духовные. Так определяются два смысла понятия ценность - материальный и духовный.

Д.А.Леонтьев определяет три основных варианта понимания природы ценностей. Первый связан с постановкой понятия ценность в один ряд с такими понятиями как мнение, убеждение, представление. В этом случае ценности не обладают самостоятельной побудительной силой. Другой вариант предполагает понимание ценностей и ценностных ориентации как разновидность социальных установок и интересов. Эффект ценностной регуляции связывается с приписываемой ей направляющей структурирующей функцией. Наконец, третий подход подчеркивает реальную побудительную силу ценностей и ценностных ориентации, сближая их с понятиями потребности и мотива. Таким образом, первая трактовка ценностей «...отождествляет социальную, и в том числе ценностную регуляцию с внешними требованиями, более или менее рефлектируемыми индивидом, и противостоящими его внутренним эгоцентрическим побуждениям...». [С.223;78]. Вторая трактовка ценностей характеризуется автором как более продуктивная. Возникшая на основе учения об установках, она унаследовала проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. Предпочтение отдается третьему подходу, где ценностные образования ничто иное, как соединительная ткань различных видов деятельности, задающая основу личности. Кроме того, именно в рамках третьего подхода рассматриваются идеи о смысловой природе ценностных образований. [78].

Многие исследователи ценностной сферы используют в качестве синонимов понятия ценность и ценностная ориентация. Однако Н.А.Журавлева предлагает дифференцировать эти два понятия. И если говорить об их соотношении, то ценности выступают в качестве некоторых универсалий, а ценностные ориентации вариантом реализации отдельных ценностей в поведении и деятельности. Таким образом, ценностная составляющая ценностно-смысловой сферы представлена двумя основными категориями - ценностями и ценностными ориеитациями. [40]

Само понятие ценности, в интересующем нас смысле, появилось в поле зрения гуманитарных дисциплин сравнительно недавно. И.Кант в XVII в. ввел понятие ценность для обозначения «должного в отличие от существующего», а именно «...из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность». [С.234;52] Несколько позже в философии появляется отдельное направление исследования ценностей - аксиология, родоначальников которой является немецкий философ Г.Лотце. [138] Именно в аксиологии и была продолжена кантовская традиция исследования ценностей (Г.Лотце, В.Виндельбанд, Г.Риккерт) [64]

Большой интерес к разработке проблемы ценностей был проявлен в социологии, что нашло свое подтверждение в работах известных социологов (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Э.Трельч и др.). М.Вебер [24] рассматривал ценности в контексте мотивационной концепции, Т.Парсонс [1] и Э.Дюркгейм [35] сосредоточили внимание на социальной сущности ценностей.

Идея определения типов ценностей была принята Э.Шпрангером. Автор ввел основные типы ценностей (теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный). Разные типы ценностей присущи каждому человеку, но в разной степени, именно превалирующий тип ценности определяет тип личности. [156], [157]

Существование явных разногласий в представлениях исследователей ценностей, спровоцировало переход от теоретического изучения проблемы ценностей к эмпирическому. К.Клакхон, объединив противоречивые представления, определил ценность как эксплицитное или имплицитное, присущее индивиду или группе, представление о желаемом, влияющее на выбор из имеющихся способов, средств достижение цели. Позже, К.Клакхон совместно со Ф.Стобеком разработали опросник, исследующий культуральные ценностные ориентации, который, по мнению ряда авторов, скорее направлен на диагностику экзистенциальных и общих убеждений человека относительно других людей, их отношений друг с другом и окружающим миром. [176]

Исследование проблемы смыслов в отечественной и зарубежной психологии

Проблема смысла не представляется чем-то совершенно новым, напротив, с древних времен человечество интересовалось ею. Но, несмотря на столь ошеломляющую историю исследования смысла, в настоящий момент представления о природе смысла весьма разрознены. Как справедливо отмечается многими исследователями, смысл представляет собой объект междисциплинарного исследования. Специфичность методов исследования отдельных научных дисциплин позволяет вскрывать лишь отдельные стороны смысла, о формировании целостной картины пока рано говорить.

«В большинстве общих толковых, философских и лингвистических словарей смысл определяется как синоним значения. Это относится не только к русскому слову «смысл», но и к его немецкому аналогу «Sinn». В английском языке ситуация сложнее: хотя в языке существует этимологически близкое понятие «sense» (смысл), используемое, в частности, в расхожих словосочетаниях «common sense» (здравый смысл), to make sense (иметь смысл), тем не менее в абсолютном большинстве ... русские понятия «значение» и «смысл» переводятся одним и тем же словом «meaning»... Этимология этого понятия также не совпадает в разных языках. Русское «смысл» означает «с мыслью». Немецкое «Sinn», как указывает М.Босс, ведет свое происхождение от древненемецкого литературного глагола «sinnan», означавшего «быть на пути к цели». [С.8; 78]

В контексте психологии проблема смысла стала разрабатываться сравнительно недавно. И в качестве первых концепций, рассматривающих смысл как объяснительное понятие, преимущественно выступали психоаналитические теории. Основатель психоанализа З.Фрейд [140], [141], [142]описывал в своих трудах некоторые аспекты смысла. Р.Шоп [175] считал, что трактовки смысла во взглядах З.Фрейда непоследовательны и даже противоречивы, однако Д.А.Леонтьев предполагает, что «...Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают скорее различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстах». [С.29;78] Смысл в понимании З.Фрейда, прежде всего, связан с осмысленностью определенного психического акта, который обладает существенной значимостью, замещая собой другой психический акт (проявление которого в поведение не представляется возможным в связи с действием цензуры). В основе этого акта лежит цель или интенция, которая побуждается мотивом, детерминированным аффективными переживаниями прошлого опыта. Так сновидения, оговорки и др. проявления бессознательного получили смысловую основу.

Отчасти противоположными взглядам З.Фрейда на смысловую природу являются взгляды А.Адлера [151], который связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни, а не с отдельными аффективными переживаниями. Т.е. смысл отдельных действий детерминирован смыслом жизни. Основаниями возникновения смысла жизни являются три объективных аспекта человеческого бытия: условия человеческого бытия, межличностные отношения в социуме и межличностные отношения между двумя полами. Автор утверждает, что смысл жизни формируется к 4-5 годам в виде определенной направленности поведенческой активности. Смысл жизни индивидуален, субъективен и неповторим, и именно он лежит в основе поведения личности.

К.Г.Юнг [166] считал, что смысл жизни должен быть создан личностью, а не сформирован естественными условиями ее существования. Так смысл возможен лишь на духовном уровне при постановке и реализации духовных и культурных целей. В отличие от А.Адлера, который считал, что смысл жизни формируется в раннем возрасте, К.Г.Юнг указывает на ориентированность индивидов в молодом возрасте преимущественно на действия, познание смысла становится актуальным в старшем возрасте. Кроме того, автор допускает, что смысл жизни обладает некоторой объективностью, т.к. в его основе лежат архетипы.

В целом психоаналитические теории З.Фрейда, А.Адлера и К.Г.Юнга содержат в себе основные идеи, которые будут реализованы в более поздних подходах. Как справедливо заметил Д.А.Леонтьев, в концепциях А.Адлера и К.Г.Юнга смысл предстает в форме интегрального образования детерминирующего жизнедеятельность индивида и в форме структурного элемента деятельности и сознания. Именно эти два определения послужили возникновению двух направлений исследования проблемы смысла в зарубежной психологии. В первом смысл рассматривается как интегральное образование, во втором как производный структурный элемент.

Рассматривая концепции понимающие смысл как интегративную основу личности, Д.А.Леонтьев обращается к классификации Э.Вайскопф-Джолсона, который предлагает три подхода к пониманию природы смысла: «...смысл как интеграция личной и социальной действительности, смысл как объяснение или интерпретация жизни и смысл как жизненная цель или задача». [С.37,78]

Смысл в качестве интеграции личной и социальной действительности рассматривает Ф.Феникс [173]. Автор считает, что сущность человека неразрывно связана с осуществлением смыслов. Множественность смыслов он сводит к смысловым реальностям: символике, эмпирике, эстетике, синноэтике, этике и синоптике. Деление на реальности чисто теоретическое, т.к. на деле они элементы единой смысловой системы и в чистом виде практически невозможны. Смыслы, как правило, социальны, т.е. в изоляции от социума осмысленная жизнь не представляется возможной. Смыслы индивид приобретает в процессе обучения. Утрата смысла возможна в любой момент времени при воздействии определенных факторов (среди них быстрый темп изменений условий, обилие культурной продукции и т.д.). В любом случае факторы смыс-лоутраты связаны, прежде всего, с возникновением ситуаций в которых необходим поиск новых смыслов, скорее всего по причине несостоятельности старых.

Дж.Ройс и А.Пауэлл рассматривают смысл как объяснение или интерпретацию жизни [174]. Авторы предлагают иерархическую системно-факторную модель личности, в которой личностный смысл занимает высшую позицию. Синонимом понятия личностный смысл предстает понятие значи мость, которую приобретают некоторые аспекты бытия. Личностный смысл образование субъективное, которое создается индивидом каждый момент своего существования. Поиск личностного смысла требует ответа на три вопроса: 1) в каком мире я живу?; 2) как я могу прожить свою жизнь, чтобы удовлетворить свои потребности и ценности?; 3) кто я?

Ответы на эти вопросы формируют мировоззрение личности. Чрезвычайной важностью обладают ценности, которые выступают в качестве «моста между смыслом и личностью». Глубина личностного смысла определяется ориентированностью на ценности. Как и А.Пауэлл, Дж.Ройс и Ф.Феникс убеждены, что смысл не дается человеку изначально, а формируется с течением жизни, и с возрастом его экзистенциальная ориентация усиливается.

Одной из наиболее известных и актуальных до нашего времени концепций, разработанной в контексте представлений о смысле как о жизненной задаче, является теория В.Франкла [139]. Во взглядах В.Франкла смысл предстает скорее как объективное образование, находящееся вне личности. Личность, в свою очередь, обладает врожденной мотивацией поиска и реализации смысла. Потеря смысла вызывает «экзистенциальный вакуум», который выступает в качестве основной причины ноогенных неврозов. Смысл доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности. Для человека важно выбрать призвание, в котором и обретается смысл. «В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть...Франки определяет совесть как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации. Совесть помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают сложившимся ситуациям.

Стратегия и методы исследования ценностно-смысловой сферы субъектов управления

Цель нашего исследования выявление социально-психологических характеристик ценностно-смысловой сферы субъектов управления, ориентированных на разные способы сосуществования «бытия» и «обладания». Выбор методов и методик исследования был определен целью, особенностями объекта и предмета исследования. Выбор стратегии и методологии диссертационного исследования был обусловлен предположением о том, что ценностно-смысловой сфере субъектов управления свойственны определенные социально-психологические характеристики, в зависимости от ориентации на определенный способ сосуществования «бытия» и «обладания». Таким образом, наш исследовательский интерес был сосредоточен на выявлении содержательных различий ценностно-смысловой сферы субъектов управления, в зависимости от способа сопряжения «бытия» и «обладания». Однако способы существования «быть» и «иметь» представляют собой скорее философские категории и не наполнены психологическим содержанием. Вследствие чего возникла проблема подбора адекватного целям, задачам и объекту исследования психодиагностического инструментария. Во-первых, было необходимо подобрать психодиагностический инструмент, который позволил бы конкретизировать психологическое содержание способов существования. Во-вторых, подобрать то «звено», которые позволило бы выявить характер взаимосвязи между способами существования (т.е. способ их сопряжения), а также характер взаимосвязи способов существования с ценностными ориентациями и уровнями потребностной организации личности. Для решения обеих задач был использован тест Лю-шера. [128], [134]

Тест Лютера представляет собой проективную методику, основанную на предположении о том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов по М.Люшеру включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. К основным относятся: синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность); сине-зеленый (символизирует уверенность, настойчивость, иногда упрямство); оранжево-красный (символизирует силу воли, агрессивность, возбуждение, активность) и светло-желтый (символизирует стремление к общению, экспансивность, веселость). К дополнительным цветам относятся: фиолетовый, коричневый, черный и серый, которые символизируют негативные тенденции. Значение каждого из цветов определяется их взаимным расположением по восьми позициям. В традиционном варианте использования теста Лю-шера испытуемым предлагается расположить восемь цветов от наиболее к наименее приятному. Эта процедура повторяется дважды - первый цветовой ряд отражает желаемое эмоциональное состояние испытуемого, а второй реальное. По мнению Н.Н.Пуховского он является почти идеальным неструктурированным проективным тестом, т.к. человек при выборе цвета руководствуется исключительно критериями симпатии (антипатии). При этом цвет, ассоциированный с определенным предметом (объектом), выражает тем самым отношение индивида к этому предмету (объекту). [114]

С.С.Шипшиным в рамках судебно-психологической экспертизы был разработан метод опосредованной ретроспективной диагностики психологических состояний (ОРДПС), в основу которого был положен цветоассоциатив-ный эксперимент, а также результаты проведенного исследования «эмоционального спектра» экстремальных состояний. [37], [38] В качестве стимульно-го материала используется основной набор теста Люшера. Методика опосредованной ретроспективной диагностики состояния включает в себя четыре этапа:

1) на первом этапе выделяются ключевые стадии развития криминальной ситуации;

2) на втором этапе испытуемый ранжирует цвета теста Люшера соответственно образу состояния, отмечавшегося у него на каждой стадии развития ситуации (первый цвет, в представлении подэкспертного, максимально отражает (описывает) состояние, ассоциируется с ним, затем испытуемый подбирает второй цвет, третий и так далее. Таким образом, получаются цветоассоциатив-ные ряды, отражающие динамику психического состояния испытуемого в исследуемой ситуации);

3) на третьем этапе испытуемому предлагается перечень эмоций, переживаний и состояний, отражающих «эмоциональный спектр» экстремальных состояний (аффект, фрустрация, психическая напряженность, растерянность и т.д.), которые служат «эталонами» для сопоставления ранее полученных ранжировок. Испытуемый оценивает эти эмоции с помощью основного набора цветов теста Люшера и, полученные ранжировки, рассматриваются как свойственные ему «эталонные» цветоассоциативные представления о тех или иных эмоциях, состояниях и переживаниях;

4) на четвертом этапе проводится сопоставление цветоассоциативного ряда, соответствующего состоянию испытуемого на определенной стадии развития исследуемой ситуации, с «эталонными» рядами эмоций, состояний и переживаний с помощью коэффициента ранговой корреляции (по Спирмену).

Анализ и интерпретация полученных результатов исследования ценностно-смысловой сферы субъектов управления

Конкретизация психологического содержания способов существования «быть» и «иметь» проводилась в три этапа. На первом этапе были выявлены некоторые аспекты цветовых структур «бытия» и «обладания». В работах Э.Фромма были предложены содержательные характеристики «бытия» и «обладания», которые носили преимущественно описательный характер. [144], [145], [146], [148] Использование цветового теста Люшера в нашем исследовании в качестве посредника [47], позволило конкретизировать содержательные психологические аспекты способов существования, путем анализа ассоциативных цветовых рядов. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова (X) определили, какой ранг чаще присваивается каждому из восьми цветов в ассоциативных рядах «бытия» и «обладания», а затем, при помощи того же статистического критерия сравнили эти два ассоциативных ряда. [119], [96] (Приложение 2).

Согласно данным, представленным в таблице 1, ассоциативные ряды цветов «бытия» и «обладания» частично совпадают. Это свидетельствует о том, что в качестве основных цветов, определяющих содержание способа существования, выступают три (зеленый, красный, желтый). Оставшиеся пять (серый, синий, коричневый, фиолетовый и черный) в данном случае нейтральны. В таблице обнаруживаются противоречия относительно черного и фиолетового цветов - в обоих ассоциативных рядах черный цвет чаще всего располагается на восьмой позиции. Однако при сравнении эмпирических распределений черного в двух ассоциативных рядах был получен показатель, свидетельствующих о различии распределений черного цвета в ассоциативных рядах «бытия» и «обладания». Этот парадокс объясняется процедурой расчета показателя различия распределений, а именно, в данном случае происходит сравнение двух распределений черного цвета по всем восьми позициям. Согласно результатам, представленным в таблице 1, в ассоциативном ряду «обладания» восьмую позицию делят два цвета - черный и желтый, в ассоциативном цветовом ряду «бытия» восьмая позиция принадлежит исключительно черному цвету. Если сказать грубо, то распределение черного цвета по восьми позициям в ассоциативном ряду «обладания» ближе к равномерному (хотя и не является таковым), нежели в ассоциативном ряду «бытия». Подобным образом объясняются различия в распределениях фиолетового цвета.

Согласно интерпретации цветов в тесте Люшера [128] зеленый, красный и желтый (в распределениях которых обнаруживаются основные различия между ассоциативными цветовыми рядами двух тенденций существования «быть» и «иметь») относятся к основным цветам. Еще один основной цвет — синий, как и все дополнительные (по классификации М.Люшера это серый, фиолетовый, коричневый и черный), не обнаруживает различий в распределениях по восьми позициям в ассоциативных цветовых рядах «бытия» и «обладания».

Для большей наглядности преобразовали таблицу 1 в таблицу 2 так, чтобы показать, какими цветами представлена каждая из позиций ассоциативных цветовых рядов «бытия» и «обладания».

Наибольшие различия в двух ассоциативных рядах связанны с распределениями красного и зеленого цветов. (Таблица 2) Оба этих цвета расположены на первых позициях - красный - в ассоциативном ряду «обладания», зеленый - в ассоциативном ряду «бытия». Так, для «обладания» наиболее актуальным является красный цвет, зеленый распределен равномерно по всем восьми позициям. Цветовой ассоциативный ряд «бытия» возглавляет зеленый, а красный распределен равномерно.

Похожие диссертации на Социально-психологические характеристики ценностно-смысловой сферы субъектов управления