Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Разумова Мария Александровна

Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии)
<
Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Разумова Мария Александровна. Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ярославль, 1998 165 c. РГБ ОД, 61:00-19/140-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-психологическое содержание личности и деятельности священника 19

1.1. Представления и ожидания как социально-психологический феномен 19

1.2. Содержательные различия в учениях православия и протестантизма как фактор влияния на видение священника 30

1.3. Русская православная традиция и проблема личности священнослужителя 36

1.4. Влияние традиций западного протестантизма на социальные представления относительно личности и деятельности священника 48

Глава 2. Сравнительный анализ эмпирических данных исследования проблемы на материалах русского православия и немецкого протестантизма 66

2.1. Описание методов эмпирического исследования 66

2.2. Исследование социальных представлений православных верующих и священнослужителей, верующих и священнослужителей, верующих и пастырей протестантов 70

2.3. Сравнительный анализ социальных представлений о священнослужителе в православии и протестантизме. Влияние вероучения наличность священника 102

Заключение 118

Литература 122

Приложение 134

Введение к работе

Актуальность проблемы. Общественно-экономические изменения в России последнего времени повлекли за собой нарушение экономической и духовной стабильности в обществе, деформацию сознания значительной части населения, крушение прежних идеалов. Образовавшийся вакуум быстро заполняется. Особое место в этом сложном процессе занимает религиозное мировоззрение. Этому способствует снятие запрета на свободу вероисповедания, растущая безработица, заметное снижение престижа знаний и востребованности обществом специалистов высшей квалификации, особенно естественных и точных наук, сильное расслоение людей по материальному достатку и возможности доступа к научному и культурному наследию человечества, неуверенность в завтрашнем дне, в экономической и политической стабильности России, заметная активизация деятельности священников и пастырей всех без исключения религиозных конфессий. Все это обеспечило (особенно в конце 80-х и начале 90-х гг.) значительный приток населения в лоно церкви. Возросло влияние церкви и духовенства, особенно на молодежь. По данным некоторых социологов [93], лидеров общественно-политических и молодежных объединений, наших личных наблюдений на первый план выходит тенденция роста религиозности среди 16-17-тилетних.

Распространение религиозности среди населения породило целый ряд новых, а также обострило старые социально-психологические проблемы. Среди них можно отметить влияние религиозного сознания российский менталитет в целом, взаимоотношения различных по религиозной принадлежности групп населения между собой и атеистами, возможности религии как средства регулирования социальных конфликтов и т.д.

Изменение государственной политики в отношениях с церковью и передача в ее собственность храмов привело к увеличению количества действующих только в России православных церквей в несколько десятков раз, что, в свою очередь, потребовало привлечения для постоянной работы большого количества священнослужителей.

Религиозные процессы последнего времени в России вызвали небывалый резонанс на Западе. Проникновение западных религиозных направлений, в частности протестантизма, на русскую землю открыло дебаты вокруг проблемы консервативности православия, его «модернизации» и роли личности священника. Активная динамика этих процессов сделала проблему изучения личности священника актуальной с практической стороны.

В то же время развитие психологии привело к смещению акцентов на личностный и социально-психологический уровень. Психологи обратились, в частности, к религиозной тематике, разработке христианской концепции человека, изучению психологических причин и механизмов роста религиозности. Вследствие господствующей долгое время коммунистической идеологии отечественные научные разработки в этой области практически отсутствуют. В этой связи проблема изучения представлений о священнослужителе в силу новизны является актуальной и в теоретическом плане.

Состояние проблемы исследования. Анализ исследований отечественной психологии религии показал, что вся разрабатываемая проблематика сводилась к изучению либо общей структуры религиозного сознания, либо общего состояния религиозности различных групп населения (в этом случае исследования включали анализ некоторых представлений, характерных для обыденного религиозного сознания верующих), либо отдельных элементов религиозной психологии и, главным образом, религиозного чувства (В.Р. Букин, Е.К. Дулуман, Б.А. Любовик, А.В. Мандрыгин, А.Н. Мухин, Б.В. Ничи-поров, В.В. Павлюк, К.К. Платонов, М.А. Попова, А. Сайдалиев, В.К. Танчер, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков и др.).

Применительно к нашей проблеме важными являются следующие положения.

1. Вне психологического анализа как отдельного верующего, так и религиозной общины нельзя правильно понять ни путей, каналов воздействия религии на сознание и поведение людей, ни ее роли и места в жизни личности и общества [70].

2. Индивидуальная религиозность приходит из общества через механизмы социального влияния [Там же].

3. Изучение психологических особенностей религиозных людей возможно на разных уровнях: психофизиологическом, общепсихологическом, социально-психологическом. Однако решение проблемы выявления психологических особенностей верующих возможно лишь на социально-психологическом уровне [89].

4. Социальная психология открывает большие перспективы в изучении психологии верующих. Применение ее данных к изучению психологии верующих позволяет рассматривать религиозные переживания как явление общественной психологии [54].

5. Структура личности верующего должна быть рассмотрена как система, включающая социально обусловленные качества, биологически обусловленные качества, опыт, индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения и связи между ними [70].

6. Религиозно - психологический комплекс как система состоит из следующих компонентов: религиозные идеи, представления на уровне обыденного сознания, религиозные чувства, религиозные настроения, религиозные установки и потребности. К свойствам комплекса относятся целостность, статичность, динамичность, противоречивость [28].

Религиозные потребности, мотивы религиозности (мотивы религиозной веры личности - факторы, делающие с точки зрения личности ее необходимой, мотивы культового поведения), социальные установки (диспозиционные образования трех высших уровней, по В.А. Ядову, - социальные установки по отношению к отдельным объектам и социальным системам, базовые социальные установки, ориентирующие верующего на активное участие в религиозном культе и деятельности общины, личностные ориентации религиозного человека, определяющие его мировоззрение и общую линию поведения в обществе) отличают религиозного человека как особый социально-психологический тип личности [89].

Если в отечественной психологии религии и религиозной психологии научные исследования в основном касались изучения общих вопросов структуры религиозности сознания, религиозных представлений и религиозного чувства, то западная психология обратилась, начиная с 70-х гг., к психологическому анализу личности священника. Он осуществлялся в двух направлениях: 1) изучение кандидатов в священники, 2) изучение собственно пастырей.

Существует три основных подхода к анализу личности священника:

1) классический, при котором священник рассматривается как теологически квалифицированный член общины, координатор, выполняющий задачу передачи слов Божьих и личностных результатов слов и дел верующим;

2) функциональный, который исследует священника с позиции его функций, среди которых: передача духовных и моральных ценностей, помощь в критических ситуациях;

3) возникший под влиянием психологических теорий и методов, при котором священник занимает определенное место в архетипической структуре, он должен соответственно вести себя, следовать конкретным предписаниям церкви, побуждать чувства, идущие от Бога, нести ответственность за членов общины, репрезентировать Христа. Последний подход разрабатывался самими священниками. Он предполагает сочетание теологического и психологического понимания.

Причина научного интереса к личности священнослужителя на Западе объясняется спецификой веры, особым рассмотрением священника в протестантизме. В рамках протестантизма пастырь не превосходит других верующих, а выполняет лишь определенные служебные обязанности, которые в принципе может осуществлять на его месте каждый член общины, получивший теологическое образование. Из этого следует неоспоримая значимость личностных характеристик священника - пастыря для завоевания авторитета в глазах верующих и успешной реализации своей роли. Идеал и цель священника во всех жизненных вопросах смещается на личность. Достижения лич ности становятся отправной точкой и мерилом службы пастыря, которая теряет свое формальное, функциональное значение и превращается в возможность для его личностного развития.

Главной проблематикой западных исследований стало рассмотрение кризиса идентичности священника и выделение способностей, умений, навыков, необходимых для успешной реализации пастырем своей роли. Отдельные научные работы были направлены на изучение личностных характеристик, которые должен иметь священник, с точки зрения верующего населения, что непосредственно имеет отношение к нашему исследованию.

Среди значимых для нашей работы выводов можно отметить следующие.

1. Пастырская теология и психология должна сосредоточить свое внимание на трех измерениях пастырского бытия, непосредственно связанных друг с другом: профессии, веры, личности пастыря. С помощью них можно охватить различные аспекты деятельности священника, а также конфликтные зоны, в которых профессиональные, религиозные и личностные проблемы аккумулируются определенным образом [121].

2. Определяющий фактор пастырского бытия, обусловливающий установки и поведение пастыря - постоянная борьба между осознанием наделен-ности особым божественным даром и необходимостью соответствовать представлениям верующих [Там же].

3. Осознание факта особой роли священника влияет на социальное, психологическое, теологическое определения всех сфер пастырского существования [126].

4. Кризис идентичности священника проявляется на личностном, социальном, профессиональном, институциональном, теологическом уровнях. В сегодняшней ситуации данный феномен нужно рассматривать как возможность по-новому взглянуть на деятельность священнослужителя и одновременно осмыслить ее в непосредственном взаимоотношении с мирскими проблемами [ИЗ].

5. Факторами, от которых непосредственно зависит успешность реализации священником своей роли, являются личность (потребности, установки, ценности), некоторые личностные следствия ролевого поведения (например, удовлетворенность священника своей деятельностью), социальная ситуация (общество, организации, сфера деятельности) [121].

Рассмотрение отечественных и западных научных исследований в рамках изучаемой проблематики показало отсутствие научных работ, связанных с изучением личности православного священнослужителя. Отдельные западные исследования, сделавшие попытку выделить личностные особенности пастыря-протестанта, необходимые для данного рода деятельности, носили несистематизированный характер.

Значимость выделенной нами тематики не ограничивается сферой религиозной практики и психологии верующих. Не вызывает сомнения влияние религиозных идей и элементов религиозного культа на значительную часть населения, которая не причисляет себя к верующим, не посещает церковь, чужда религиозной обрядности. Для данной категории населения религия составляет неосознаваемую часть бытия, которую тем не менее невозможно игнорировать, если мы хотим постичь глубины социального поведения людей. По словам С. Московичи, «Религия есть условие жизни в обществе во все времена» [54, С. 6].

Цель настоящей работы состоит в изучении социальных представлений о священнослужителе на примере православия и протестантизма. Она конкретизируется в следующих задачах.

1. Выделить и описать содержательные различия православного и протестантского вероучений в рассмотрении личности священника и его роли.

2. Экспериментально изучить социальные представления о священнослужителе на примере православной и протестантской конфессий.

3. Выявить различия социальных представлений относительно священника в православии и протестантизме.

4. Выявить личностные особенности православного священника и пастыря протестанта и их различие.

Объектом нашего исследования выступили.

- православные верующие (русские, 250 чел.);

- православные священники (русские, 40 чел.);

- верующие протестанты (русские, 32 чел.);

- верующие протестанты (немцы, 250 чел.);

- пастыри протестанты (немцы, 60 чел.).

Всего в исследовании приняли участие 632 человека в возрасте от 20 до 69 лет.

Предметом исследования послужили представления верующих и священнослужителей относительно личностных черт и ролевого поведения священника.

Гипотезы исследования. Теоретическое рассмотрение проблемы позволило нам выдвинуть основную гипотезу исследования:

На представления священнослужителей и верующих о ролевом поведении и личностных чертах священника влияет характер вероучения.

Основная гипотеза исследования была конкретизирована в следующих положениях.

1. Основными личностными качествами при характеристике священника независимо от конфессиональных различий являются: теплота, доверчивость, сильный характер, способность сдерживать тревожность, низкое напряжение.

2. Различия социальных представлений о личностных качествах священника в православии и протестантизме заключаются в том, что представители православной конфессии отмечают наличие у священника консерватизма, склонности к чувству вины, сдержанности, покорности, сторонники протестантизма - радикализма, уверенной адекватности, импульсивности, доминантности.

3. Различие православного священнослужителя и пастыря-протестанта проявляются в большей выраженности у православного священнослужителя консерватизма, склонности к чувству вины, сдержанности, покорности, у пастыря-протестанта - радикализма, уверенной адекватности, импульсивности, доминантности.

4. Различия социальных представлений относительно жизнедеятельности священника в православии и протестантизме выражаются в следующем: у представителей православной конфессии при характеристике жизнедеятельности священника преобладают такие факторы как убежденность в вере, религиозная предрасположенность, духовное развитие, личное самосовершенствование священника, у сторонников протестантизма - стремление пастыря к общению, сотрудничеству с верующими, установлению общности среди людей.

Методологическая основа. Диссертационное исследование базируется на некоторых фундаментальных принципах психологической науки: единства сознания и деятельности, развития, системности, психологического детерминизма, историзма, активности личности, личностного подхода.

Теоретическая основа. Основываясь на достижениях зарубежной и отечественной социальной психологии, а также в результате проведенного нами предварительного изучения, мы пришли к выводу, что представления о ролевом поведении священника связаны в первую очередь с представлениями об определенном наборе и выраженности его личностных особенностей, что лучше всего зафиксировано в понятии «социальное представление» (С. Мос-ковичи). Несмотря на конфессиональные различия, были получены сходные результаты. «Man sieht und sucht den Priester heute als einen Menschen, der seiner naturlichen Existenz nach moglicher Reife und moglichem Selbststand gekommen ist,auf Grand dessen er zu menschlicher Begegnung fahig und zum

ustausch bereit ist»1 [144, C. 177]. Для общественного сознания церковь в меньшей степени представлена в ее учении, мероприятиях, вере, чем в личности самого представителя духовенства. Личность священника является сегодня конкретным, среди диффузности собственных отношений к церкви, объектом идентификации в христианском мировоззрении, ценностях, жизненной ориентации. Таким образом, изучение социально-психологического содержания представлений о священнослужителе сводится к исследованию тех социально-психологических, личностных особенностей, которые связывают верующие и священники со статусом представителя духовенства. Проблема личности в психологии существует в двух аспектах:

1) при исследовании психических функций, состояний, процессов в контексте жизнедеятельности личности (личностный принцип - один из основных методологических принципов психологии, предложенный С.Л. Рубинштейном) [80];

2) личность как целое сама является предметом психологического исследования. А.Н. Леонтьев сформулировал определение личности в узком понимании как особого рода целостности, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития и выделил главное: формирование социального аспекта в личности [46 ].

В качестве основных тенденций в психологии личности можно выделить следующие:

1) реализация в конкретных исследованиях системно - структурного подхода (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, В.Н. Мя-сищев);

2) последовательная реализация принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская);

3) индивидуальный подход к личности;

Сегодня рассматривают и ищут священника как человека, который в процессе естественного существования достиг определенного уровня зрелости и самосознания, на основе чего он способен к человеческому общению и взаимодействию.

4) социально-психологическая ориентация;

5) практическая направленность.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал зависимость психических процессов от личности: личность образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Для понимания психологии личности принципиальное значение, на взгляд С.Л. Рубинштейна, приобретают следующие положения:

1) психические свойства личности одновременно проявляются и формируются в ее поведении, действиях, поступках;

2) в психическом облике выделяются различные сферы, черты, характеризующие разные стороны личности, но при всем многообразии основные свойства, взаимодействуя друг с другом в деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности;

3) психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, формируется в конкретной деятельности [79].

Б.Г. Ананьев, рассматривал человека как субъекта деятельности, отмечал, что структура личности постепенно складывается в процессе ее социального развития и является эффектом всего жизненного пути человека. Многообразие связей личности с обществом в целом, обусловливает интраиндиви-дуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Статус и социальные функции - роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение [4].

Критический анализ существующих подходов к определению и экспериментальному изучению личности предлагает Рот. В качестве предмета психологии личности он берет индивидуальное поведение и его условия и исходит из системного рассмотрения личности. Рот дополняет личностную модель Вернона системными свойствами: целостность, открытость, индивиду альность, постоянство, изменчивость и вводит в схему личности установки, уделяя им большое значение [См. 134].

Рассмотрение священнослужителя как лица, функционирующего в системе церкви, где существуют определенные требования и ожидания к его личности со стороны высшего духовенства, верующих и общества в целом, позволяет нам опираться на социальную теорию [143] и теорию символического интеракционизма [155] и анализировать личность священнослужителя через социальные роли, которые она выполняет прежде всего через ожидания верующих, соответствующих их представлению о роли священника, затем через собственные социальные представления личности - инварианты, в которых индивид, несмотря на различие выполняемых им ролей и социальных ожиданий, един, и, в конечном итоге, через взаимодействие между ролями, ролью и «я» личности, а также трактовать структуру личности, как содержащую компоненты, обеспечивающую ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию.

Социальные предписания по отношению к священнику со стороны церкви и общества часто расходятся с его собственными представлениями и возможностями, что приводит к конфликтности и необходимости поиска компромисса между требованиями и ожиданиями и собственными представлениями, нахождения социальной согласованности. Если социальные ожидания священника выполняются, то становится возможной его самореализация и самоосуществление.

В отличие от других видов деятельности, где профессиональный выбор определяется реальным видением себя в данной сфере, выбор священнической службы происходит через идеальное представление о себе.

Различия в представлениях относительно личностных черт священнослужителя связаны не только с конфессиональными расхождениями православия и протестантизма, но и с культурными различиями.

Методы исследования. Для разрешения поставленных задач были использованы следующие методы:

1) метод полярных профилей (для измерения идеального образа священника);

2) анкета, затрагивающая четыре сферы деятельности священника (См. Приложение);

3) 16 PF - тест Кеттелла;

4) методы математической статистики: подсчет средних значений, стандартных отклонений, Т-критериев Стьюдента и Фишера, факторный анализ, корреляционный анализ.

Следует отметить некоторую проблематичность применения психологических методов к исследованшо личности священнослужителя. Священник мыслит и существует в совершенно иных категориях, что осложняет использование многих психологических понятий.

Сбор информации на территории Германии стал возможен при помаши пастырей протестантов, взявшихся за распространение и сбор экспериментального материала среди верующих и пастырей соседних общин. Совместная работа с немецкой стороной при проведении нашего исследования основывалась на заинтересованности немецких психологов и теологов в разрабатываемой проблематике, что объясняется интересом Запада к отечественной науке, русской православной церкви, желанием ответить на вопрос о возможности распространения протестантизма в России.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем.

1) проведено изучение социальных представлений относительно личности православного священника;

2) показано различие социальных представлений о священнике верующих и священнослужителей;

3) выявлены различия социальных представлений о священнике в православии и протестантизме;

4) доказано влияние вероучения на социальные представления о священнике;

5) показано влияние вероучения на выраженность личностных свойств у священника;

6) проведено экспериментальное изучение личности православного священника;

7) показаны различия в личностных качествах православного священнослужителя и пастыря протестанта.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней данные выступают в качестве обратной связи для священников, дают им возможность увидеть ожидания верующих, осознать различия в ролевых представлениях относительно личности священнослужителя. Вывод о влиянии вероучения на представления о священнике важен при решении вопроса о «модернизации» церкви. Полученные материалы могут также служить лучшему взаимопониманию различных социальных слоев общества: верующих и атеистов, приверженцев разных конфессий, священников и представителей других профессиональных групп.

Теоретическая значимость работы определяется недостаточной разработанностью проблемы, особенно в отечественной психологии, отсутствием исследований личности православного священника, преимущественной направленностью зарубежных исследований на изучение отдельных сторон личности пастыря без системного, комплексного анализа. Существенно также, что некоторые элементы религиозного сознания рассмотрены в данной работе в социально-психологическом аспекте, что открывает перспективы исследования ряда традиционно изучаемых психологических феноменов в таких специфических сферах человеческой жизни как профессиональная деятельность священника и деятельность по отправлению религиозных культов.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования представлены на научных конференциях в Санкт-Петербурге, Казани в 1995-1998 гг., на заседаниях кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ в

1998-1999 гг., кафедры социальной психологии Марбургского университета (Германия) в 1998 г., на совете пастырей земли Нидерзаксен (Германия) в 1999 г., группе православных священнослужителей Ярославской епархии в 1998 г.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 4 печатные работы.

Объем и структура работы. Диссертация общим объемом 165 машинописных страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 158 наименований (102 из них - на немецком языке), приложений.

Положения, выносимые на защиту.

1. Характер вероучения определяет ролевые представления о священнике.

2. Характер вероучения влияет на набор и выраженность личностных черт у священника.

3. Теплота, доверчивость, сильный характер, способность сдерживать тревожность, низкое напряжение являются основными нормативными качествами при характеристике священника верующими независимо от их конфессиональной принадлежности.

4. Различия ролевых представлений о личностных качествах священника в православии и протестантизме заключаются в том, что представителей православной конфессии отмечают большую выраженность у священника таких личностных качеств, как консерватизм, склонность к чувству вины, сдержанность, покорность, сторонники протестантизма - наличие у пастыря радикализма, уверенной адекватности, импульсивности, доминантности, критичности, оригинальности.

5. Православный священнослужитель отличается от пастыря протестанта большей выраженностью, в частности, таких личностных качеств, как склонность к чувству вины, сдержанность, покорность.

6. Пастырь протестант в отличие от православного священника в большей степени обладает такими личностными чертами, как уверенная адекватность, импульсивность, доминантность.

Различия представлений относительно жизнедеятельности священника в православии и протестантизме выражаются в следующем. Основными факторами при характеристике жизнедеятельности священника у представителей православной конфессии являются убежденность в вере, религиозная предрасположенность, духовное развитие, личное самосовершенствование священника, у сторонников протестантизма - стремление пастыря к общению, сотрудничеству с верующими, установлению общности среди людей.

Представления и ожидания как социально-психологический феномен

Как было уже отмечено в нашей работе, возможны различные с точки зрения уровня анализа подходы к изучению проблемы религиозного сознания в России, однако главным является социально-психологический уровень рассмотрения. И хотя такую структурную методологию можно до определенной степени считать условной, мы считаем полезным в первую очередь остановиться на рассмотрении некоторых социально-психологических понятий, таких, как «социальная роль», «социальная ситуация», «стереотип», «установка», «аттитюды», «экспектации» и некоторые другие, так как именно через них возможно более глубокое понимание некоторых важных, на наш взгляд, содержательных различий протестантского и православного вероучений, изучение ролевых представлений о священнослужителях, принадлежащих к этим конфессиям, а также решение некоторых других задач, заявленных в настоящей работе.

СИ. Ерина и Е.С. Кузьмин также говорят о необходимости комплексного подхода к изучению социально-психологических феноменов: «В рамках социальной психологии проблема связи статуса, роли, индивидуальных психологических качеств является чрезвычайно актуальной» [32, С. 7.]

Важность именно социально-психологического подхода к проблеме изучения феноменов религиозного сознания отмечается, например, в работе «Основы социально-психологической теории» [М., Международная педагогическая академия, 1995, стр.250]: «Если же говорить о социально-психологическом изучении религии, то следует отметить, что человек становится верующим не от «природы», а таковым будет через общение его с другими в контактных (малых) группах. Формирование религиозности индивида, его глубокие конфликты, связанные с религиозным «обращением», ... возможны только в контактных группах, среди которых особую роль играют религиозные группы».

Целью настоящего раздела является помещение нашей работы в определенную систему, если так можно выразиться, социально-психологических координат, frame of reference в англоязычной терминологии.

Центральным, наиболее общим и наиболее детально разработанным, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, понятием, группирующим вокруг себя понятия стереотипа, аттитюда и пр., является понятие социальной роли.

Этот термин, как принято считать [см., например, 6, С. 194 ], был впервые введен в употребление социальных психологов Дж. Мидом (Mead G.H. Mind, Self, Society. Chicago, 1934). В упомянутой выше работе Г.М. Андреевой и ее коллег отмечается, что «Дж. Мид не дал определения понятию роль при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное. Фактически это понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, например, проявления схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах» [Там же,, С. 194-195].

Говоря о социальной роли, нельзя обойти понятие социальной ситуации, детально изучавшейся, в частности М. Аргайлом и коллегами (Argyle М., Furnham A., Graham J. Social Situations. Cambridge Univ. Press, 1981; The Psychology of Social Situations. Ed. A. Furnham, M. Argyle. Oxford, Pergamon Press, 1981). Они выделили девять основных факторов социальной ситуации: цели, правила, роли, набор элементарных действий, последовательность поведенческих актов, физическую среду, навыки и трудности, глоссарий группы. Важным элементом социальной ситуации являются концепты - знания, наличие в когнитивной структуре группы определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации. В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие.

При исследовании социальной роли можно выделить социологический и социально-психологический аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной сторонам, то есть к виду и содержанию деятельности, к предполагаемому выполнению определенной социальной функции, а также к нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этой социальной функции. Социально-психологический аспект социальной роли связан прежде всего с исследованием субъективных факторов социальной роли, то есть с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей.

М. Дойч и Р. Краусс [Там же, С. 197] так же, как и Дж. Мид согласны, что «ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли...: - роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами; - роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами; - роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение».

Влияние традиций западного протестантизма на социальные представления относительно личности и деятельности священника

Если православная традиция рассмотрения священнослужителя прослеживается в святоотеческих литературных источниках, а требования к личности священника как устоявшаяся нормативная система церкви черпаются из завещаний святых отцов и учителей церкви, то взгляд протестантов основывается на конкретных исследованиях личности пастыря и верующих. В законе протестантской церкви о требованиях к пастырю записано, что священником может быть любой член Евангелической церкви в возрасте не менее 25 лет, психически и физически здоровый, получивший теологическое образование и успешно сдавший два теологических экзамена. Что касается требований к личности священника, то, кроме следования христианским нормам, как оказалось в результате исследований, пастырь должен обладать рядом социально-психологических особенностей, способствующих успешной реализации им пастырской роли. Особые требования к личностным характеристикам священника протестантизм выдвинул на основе анализа соответствия церкви и представителя духовенства времени.

Экспериментальные исследования, проведенные в Германии показали, что существует два фактора, детерминирующих ожидания по отношению к церкви: 1) церковь имеет центральное и общепризнанное значение в образова нии и трансформации основных смысловых систем (религиозно-этическое воспитание детей и молодежи, репрезентация общественно-культурных цен ностей и индивидуального смысла жизни); 2) церковь призвана помогать в критических ситуациях и узловых мо ментах жизни людей. Это определяет основные задачи священнослужителя [101]. При оценке службы священника как функции церкви или общины большинство из числа опрашиваемых пастырей согласились с мнением, что деятельность священника должна исходить из интересов верующих и в меньшей степени быть ориентированной на церковную иерархию. Сопоставление священника прошлого и настоящего привело к выводу, что многие функции, которые должен был выполнять священнослужитель раньше, исчезли: либо стали неактуальными, либо на сегодняшний момент не требуют участия священника. Например, задачи обучения, разрешения семейных конфликтов, помощь в руководстве обществом, осуществление связи между людьми разного социального уровня и т.п. Священник сегодня лишился былого авторитета, «weil die heutigen Menschen die Kirche nicht mehr als den Mittelpunkt ihres Lebens anschauen, steht der Pfarrer fur sie in den Hintergrund. Er ist fur sie eine Person wie jede andere»2 [109, С 16]. Особенно это характерно для протестантской церкви. В рамках протестантизма пастырь не превосходит других верующих, а выполняет лишь определенные служебные обязанности, которые в принципе может осуществлять на его месте каждый член общины, получивший теологическое образование. Из этого следует неоспоримая значимость личностных характеристик священника-пастыря для завоевания авторитета в глазах верующих и успешной реализации своей роли. «Es kann gar kein Zweifel daran bestehen, dass die tatsachliche Stellung des Pfarrers und die Anerkennung, die er erfahrt, zu einem ganz erheblichen Teil heute von seiner Personlichkeit abhangen.Die Sicherheit seines Auftretens, seine AufgeschJossenheit, die Gewohnheit im Umgang nut anderen Menschen, die Gabe, raenschlich und ohne Paphos zu sprechen,sind wichtige Bestimmungsgrunde seiner Beurteilung und seines faktischen Einflusses und damit auch bedeutsame Vorbedingung fur seine Wirkungsmoglichkeit als Pfarrer»3 [104, С 29]. Корень проблематики лежит в том, что профессия священника остается до сих пор трудно доступной для научного изучения.

Служба священника находится под влиянием различных требований и ожиданий. Это - церковные догматы, религиозные ценности, общественное мнение. Руководящие предписания, исходящие из разных источников, делают образ священнослужителя вариабельным. В силу различия церковной и не церковной сфер жизни и того, что большая часть населения живет дистанци-рованно от церкви, священник все более становится фигурой, репрезентирующей церковь: для общественного сознания церковь меньше представлена своими мероприятиями, учением, верой, чем личностью священника. Согласно взглядам протестантизма, формальный авторитет священнослужителя отодвигается на второй план по отношению к личностным качествам представителя церкви. Идеал и цель священника во всех жизненных вопросах смещается на личность. Достижения личности становятся отправной точкой и мерилом службы пастыря, которая теряет свое значение как формальное осуществление функций и превращается в возможность для его личностного развития.

Классические задачи деятельности священника сохраняются, проповедование, богослужение, преподавание и т.п., но их реализация и общественная оценка больше зависит от самого пастыря. Соответственно изменяется идентификация священника от «institutionell gebundenen obnektiven Тур» (институционально - связанного объективного типа) к «Berater-Begleiter» (советующему, сопровождающему) [105].

Манфред Юзуттис в рамках современной пастырской теологии обозначил проблемы, волнующие священника и требующие разрешения для преодоления его кризиса. Сегодняшний священник пытается выполнить одновременно несколько ролей, что приводит его к конфликту. «Einerseits will er im alttestamentarischen Sinne Prophet sein, andererseits lebt er doch als Priester, bezahlt von einen Gesellschaft und Institution, die er als Prophet kritisiert»4 [126, С 7]. Это поддерживается не только желанием самого священника занимать особый статус или церковью, но и обществом.

Исследование социальных представлений православных верующих и священнослужителей, верующих и священнослужителей, верующих и пастырей протестантов

Рассмотрим результаты исследования ролевых представлений православных верующих и священнослужителей, верующих и пастырей протестантов.

Выборка испытуемых данной группы составила 250 человек. Среди них 167 (66,8%) женщин и 83 (33,2%) мужчин. В данную группу испытуемых вошли люди различной профессиональной деятельности: от рабочего, штукатура, маляра, слесаря, шофера до инженера, бухгалтера, юриста, художника, коммерсанта. Наиболее часто встречаемые профессии - учитель, воспитатель детского сада.

Характеристика выборки по возрасту, социальному происхождению, образованию, частоте посещения церкви, доходу семьи представлена в табл.2. Проанализируем результаты методики полярных профилей. Свойства, значения которых достигли максимальной отметки (в областях от 1 до 3 и от 8 до 10) свидетельствуют о крайней выраженности (положительной или отрицательной) того или иного свойства. Как видно из представленной табл. 3, интерпретируемой отметки достигли следующие свойства: в области значений от 1 до 3 - Ei, Li, L2, Q4; в области значений от 8 до 10 — Аь А2, Вз, Сі, Сг, Fi, Gi, G2, Hi, Q2, Q3. Свойства с положительной выраженностью достигают средних значений от 8,3 до 9,9 со стандартным отклонением от 0,36 до 2,81. Значения свойств с отрицательной выраженностью лежат в интервале от 1,4 до 2,9 со стандартным отклонением от 1,2 до 2,16.

Таблица 3. Полученные результаты свидетельствуют, что идеальный священник, с точки зрения православных верующих, должен обладать: сильным характером с сильным «супер - эго» (G), высоким уровнем мыслительных способностей (В), способностью сдерживать тревожность (Q), эмоциональной стабильностью (С), теплотой (А), быть активным, разговорчивым (F), самоудовлетворенным (Q), общительным, предпочитающим быть на виду, встречаться с другими людьми (Н), доверчивым (L), обладать низким напряжением (Q), быть дипломатичным, покорным (Е). Из всех факторов методики, только значения свойств Fi и F2, Hi и Нг лежат в разных областях значений. Поэтому объединить их в один фактор при интерпретации было бы некорректно. На основе всех представленных выше результатов можно дать следующее описание личности идеального священнослужителя с точки зрения православных верующих. Священнослужитель должен в большой степени обладать: - сильным характером, т.е. упорством, чувством ответственности, долга (G); - высоким интеллектом (В); -способностью сдерживать тревожность, т.е. умением контролировать свои эмоции и поведение, осознавать и выполнять социальные требования (Оз); - теплотой, т.е. теплосердечностью, добродушием, участием (А); - доверчивостью (L); - низким напряжением (Q4); - эмоциональной стабильностью (С); - быть оптимистичным, активным, разговорчивым (Fi); - самоудовлетворенностью (Ог); - быть общительным, предпочитающим быть на виду, встречаться с другими людьми (Hi); - быть покорным, т.е. послушным, скромным, доброжелательным, неуверенным (Е); - проницательностью (N). В меньшей степени священнослужитель должен обладать: - эмоциональной сензитивностью (I). Священнослужитель должен, кроме этого, по возможности, обладать чем-то средним между: - практичностью и воображением (М); - сдержанностью и отзывчивостью (Н2); - консерватизмом и радикализмом (Qi); - уверенной адекватностью и склонностью к чувству вины (О); - осторожностью и импульсивностью (F). Проанализируем результаты анкетирования православных верующих (См. Приложение). Деятельностная сфера. Большинство верующих считает посредничество между Богом и людьми, передачу веры, надежды, силы и побуждение интереса к Богу основными целями деятельности священника. По мнению верующих, священнослужитель должен давать жизненные ориентиры, помогать в критических ситуациях, воплощать христианские ценности в своей жизни. Понимая под успешностью способность священника оказать духовную и социальную помощь, большая часть верующих оценивает священников как средне успешных. Успех взаимодействия священнослужителя с верующими зависит от убежденности в вере и набожности, открытости и понимания проблем других. 92,8% верующих знают священников, которые предназначены к этого рода деятельности, 38,8% встречали священников, которые не способны к священнической службе. Причины неспособности священника верующие видят в отсутствии духовного развития и авторитаризме. Нежелание ограничить личную свободу, боязнь безупречного образа жизни, по мнению верующих, удерживают молодых людей от выбора стать священником. Священник является неоспоримым авторитетом в вопросах веры, личного духовного развития, совести, воспитания. Социальная сфера. Верующие высоко оценивают социальный статус священника. Деятельность священника является более значимой, чем врача, юриста, экономиста. По мнению верующих, священники не всегда выражают свое мнение свободно и открыто. 42% верующих убеждены, что священник не должен поддаваться влиянию изменений в обществе, 30,4% уверены что, священник должен замечать изменения и использовать их во взаимодействии с верующими. Личностная сфера. Верующие считают, что священник должен быть среднего возраста, образованным, с безупречным поведением, терпеливым, умеющим слушать, человечным, понимающим, сострадающим, общительным. Трудности в деятельности священника вызваны общей неопределенностью церковной жизни, крушением традиций, падением религиозного интереса в современном обществе. Священнослужителю трудно не быть чуждым миру и при этом быть глубоко верующим, соответствовать различным требованиям разных людей и при этом никого не разочаровывать. 57,2% считают, что священник испытывает трудности в своем личностном развитии. Причинами служат, в частности, загруженность, нехватка времени на себя, маловерие, ограниченность личностной свободы, иерархическая организация церкви.

Сравнительный анализ социальных представлений о священнослужителе в православии и протестантизме. Влияние вероучения наличность священника

Обратимся к сравнительному анализу результатов методики полярных профилей всех групп испытуемых. Гипотетически предположив наличие влияния конфессиональных различий участников исследования на результаты методики полярных профилей, мы решили выяснить силу влияния различий на представлений относительно личности идеального священнослужителя. В результате первичного сравнительного анализа всех результатов с помощью однофакторного анализа, мы получили значимые различия результатов разных групп испытуемых между собой по всем факторам, кроме Ai (теплосер-дечный, всепрощающий, открытый). Таким образом, представления верующих православных, протестантов (русских и немцев), пастырей и православных священнослужителей относительно личности идеального священника значимо отличаются друг от друга при общем сравнительном анализе результатов. Для того, чтобы выяснить близость представлений разных групп испытуемых между собой мы провели корреляционный анализ и нашли коэффициенты линейной, а затем множественной корреляции. На основе этих вычислений мы пришли к подтверждению вывода о достаточно выраженной согласованности результатов методики полярных профилей у верующих протестантов немцев и пастырей протестантов (коэф. множ, корреляции - 0, 944, 0, 934) у верующих протестантов русских и православных верующих (коэф. множ, корреляции - 0,877, 0, 867), у верующих протестантов русских и верующих протестантов немцев (коэф. множ, корреляции - 0, 713, 0,664), у православных верующих и православных священнослужителей (коэф. множ, корреляции - 0,691, 0, 574). Проявилась согласованность результатов по конфессиональному признаку: православные верующие и православные священнослужители, верующие протестанты немцы и пастыри протестанты. Результаты верующих протестантов русских более согласуются с результатами православных верующих, что говорит о большей схожести представлений относительно личности идеального священника у верующих одной социальной и культурной среды. Другим фактором, объясняющим подобную согласованность результатов, является небольшой срок существования общины протестантов.

Обратимся к более детальному сравнению результатов всех групп испытуемых. Православные верующие и православные священнослужители по большому количеству свойств имеют близкие представления относительно их выраженности. Значимые различия проявляются в отношении свойств: Hi, О, Q2, її, N1, FbLi, N2, Q3, Аь G2, Q12, F 2, B, I2, d, Q4. Так православные священнослужители хотят, чтобы священник был более эмоционально сензитив-ным (I), осторожным, сдержанным (N2), склонным к чувству вины (О), зависимым от группы (Q2), откровенным (Ni), серьезным (F), уважающим устоявшиеся идеи (Q12), высокоинтеллектуальным (В), соглашающимся (А)), не стремящимся конкурировать (Li), контролирующим свое поведение (Q3). Православные верующие, напротив, хотят, чтобы священник был более общительным, предпочитающим быть на виду, встречаться с другими людьми (Hi), спокойным (Сі), с низким напряжением (Q4), постоянным, упорным (G2), импульсивным (F), с уверенной адекватностью (О), предпочитающим собственные решения, независимым от других (().

Верующие протестанты немцы и пастыри протестанты различно оценивают выраженность пастыря таких свойств как N, I, Q4, СЬ, Fj, G2, Сі, Ai, М, Ei, L. Пастыри придерживаются точки зрения, что священник должен быть более эмоционально сензитивным (I), властным (Ег), расчетливым (N2). Верующие протестанты немцы хотят, чтобы священник был более доверчивым (L), радикальным (М), с низким напряжением (Q/t), способным сдерживать тревожность (Q3), оптимистичным, активным, разговорчивым (Fi), критичным (Ai), спокойным, уверенным в себе (Сі), постоянным, упорным (G2), откровенным (Ni).

Православные верующие и верующие протестанты русские сходны при оценке выраженности большинства факторов методики. Различия проявились при оценке следующих свойств. Qb О, Q3, М2, Gi, Е2, Н, h, N1. Православные верующие видят идеального священника более зависимым от мнения других, чувствительным (12), осторожным (Nj), контролирующим свои чувства и поведение (СЬ), ответственным, следующим моральным нормам (Gi). В отличие от православных верующих верующие протестанты русские хотят, чтобы священник был более радикальным (Qi), оригинальным (М2), независимым, своевольным (Е2), с уверенной адекватностью (О), смелым (Н).

Верующие протестанты немцы и верующие протестанты русские различаются во взглядах при оценке выраженности у священника следующих свойств: A], F2, N, Ej, Hi, В, Qi, М2, Lb I2, C2, G2.TaK, верующие протестанты русские отличаются тем, что хотели бы видеть священника более осторожным (N2), покорным, дипломатичным (Ei), общительным, предпочитающим быть на виду, встречаться с другими людьми (Hi), высокоинтеллектуальным (В), оригинальным (М2), невозмутимым (С2). Верующие протестанты немцы считают, что священник должен быть более критичным (Ai), импульсивным (F2), откровенным (Ni), постоянным, упорным (G2), независимым (12), не стремящимся конкурировать (Li), радикальным (Qi).

Православные верующие и пастыри протестанты имеют различные мнения по большинству факторов. Лишь при оценке свойств самоудовлетворенный (Q2), спокойный, уверенный в себе (Сі), теплосердечный, всепрощающий, открытый (А2), не стремящийся конкурировать (Li) представления православных верующих и пастырей совпали.

Православные верующие и верующие протестанты немцы различаются в оценке выраженности всех свойств, кроме теплосердечный, всепрощающий, открытый (А2), невозмутимый, удовлетворенный любым положением дел (Q4).

Похожие диссертации на Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии)