Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Смотрова Татьяна Николаевна

Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению
<
Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смотрова Татьяна Николаевна. Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению : 19.00.05 Смотрова, Татьяна Николаевна Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению (На примере этнических мигрантов и коренного населения Саратовской области) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 Саратов, 2005 169 с. РГБ ОД, 61:05-19/428

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению 15

1.1 Определение ценностей и ценностных ориентации 15

1.2 Ценности как регуляторы деятельности и поведения 27

1.2.1 Место и роль ценностей в жизнедеятельности личности 27

1.2.2 Формирование и изменение ценностных ориентации 33

1.2.3 Культурная обусловленность ценностей 43

1.2.4 Классификации ценностей 50

1.3 Взаимосвязь ценностей и девиации 59

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению 73

2.1 Описание выборки и методов исследования ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению 73

2.2 Анализ ценностных предпочтений выходцев из Северного Кавказа и Закавказья 83

2.2.1 Исследование личностных ценностно-мотивационных типов 83

2.2.2 Выявление ценностных ориентации (декларируемых и скрытых).. 90

2.2.3 Сравнительный анализ структуры декларируемых и скрытых ценностей 98

2.2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентации и ценностно-мотивационных типов 105

2.3 Изучение психологической предрасположенности представителей различных этносов к нарушению норм и правил 113

2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению 123

Общие результаты и выводы исследования 137

Заключение 140

Литература 143

Приложения 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Проблема ценностных ориентации личности занимает одно из центральных мест в философии, социологии, психологии. Многие авторы, изучавшие проблематику ценностей и ценностных ориентации с точки зрения их места и роли в жизнедеятельности человека, указывают на их социальную природу и функцию регуляции поведения и деятельности.

Интерес к регулятивной функции ценностей особую значимость приобретает в период кардинальных перемен, сутью которых является переустройство всей системы общественных отношений. Современный этап развития российского общества характеризуется социальным расслоением, обострением межнациональных конфликтов, ростом преступности, внедрением в массовое сознание культа силы и насилия, эгоизма и эгоцентризма. Пропаганда духовных ценностей западного образа жизни изменила духовную атмосферу российского общества, оказав существенное влияние на массовое сознание и общественное мнение различных групп населения.

Актуальность настоящего исследования, посвященного изучению взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению у населения современной России, задается двумя феноменами социально-психологического и социокультурного характера.

Первый - обусловлен общественной трансформацией российского государства и ценностных ориентации его населения. На фоне проводимых в России социально-экономических и политических реформ внедряемые в массовое сознание западные аксиологические модели, как социально одобряемые поведенческие стандарты, накладываются на традиционные ценности россиян и принимают подчас отрицательные формы. В результате происходит нивелирование традиционных нравственных ориентиров, типичным для большинства граждан становится появление различных типов отклонения в поведении, наблюдается увеличение масштабов криминализации населения.

Второй феномен связан с усилением миграционных процессов. Из бывших союзных республик на территорию России переселяются как этнические русские, так и представители других этносов. Негативные оценки и порой враждебное отношение к ним со стороны коренного населения довольно часто отражают общее депрессивное состояние общественного сознания и соответствующие представления, образы и стереотипы. Считается, что мигранты и без того усугубляют сложную социально-психологическую ситуацию в регионах их вселения, обостряют социальную конкуренцию на рынках труда и жилья. Среди имеющихся мифологем распространены представления о мигрантах, как о людях, легко вовлекающихся в теневую экономику и криминальный бизнес.

Обеспокоенность общества ростом безработицы и инфляции, продолжающимся снижением жизненного уровня большей части населения, особенно в малых провинциальных российских городах и селах, вызывает известный синдром поиска «козла отпущения» чаще всего среди представителей других этнических групп. При этом нередко называются выходцы из Северного Кавказа и Закавказья или так называемые «лица кавказской национальности»: чеченцы, армяне, азербайджанцы и др.

В связи с усилением кавказофобии, которую сильно стимулировал чеченский конфликт, в сознании россиян широко распространилось представление о «лицах кавказской национальности» - выходцах из Кавказа, проживающих на территории России, как о людях, с преступной сущностью. Наличие подобных представлений и обвинений неминуемо приводит к росту межэтнической напряженности и интолерантности в местном сообществе, что проявляется во взаимных обидах, столкновениях и претензиях между русскими и «кавказцами» в процессе межэтнического взаимодействия.

Исследование взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к деви-антному поведению на примере этнических мигрантов из Северного Кавказа и Закавказья, а также коренного русского населения Саратовской области, позволит нам ответить на вопрос, имеются ли различия в степени предрасполо-

женности к нарушению социальных норм между представителями разных этнических групп.

Степень разработанности проблемы. Проблема ценностных ориентации изучается различными областями научного знания (философией, социологией, психологией) и характеризуется множественностью подходов к ее рассмотрению.

В отечественной социально-философской литературе ценности изучали О.М. Бакурадзе, Е.В. Боголюбова, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, М.С.Каган, Р.Г. Кетхудов, И.С. Нарский, В.П. Тугаринов и др., которые отождествляли ценность с понятиями «благо», «идеал», «оценка», «значимость», относя ее к субъективной, объективной и двойственной категории.

В зарубежной социальной психологии ценностные ориентации чаще всего рассматриваются в качестве социальной установки. Эти взгляды разделяют Ф.Знанецкий, Р. Лапьер, Т. Олпорт, Т. Парсонс, У. Томас. К ним присоединяются отечественные ученые А.Г. Здравомыслов, В.В. Давыдов, Д.Н. Узнадзе, В.А.Ядов, Как систему личностных смыслов определяют ценности А.Г. Асмо-лов, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Э. Фромм. С системой отношений и направленностью личности отождествляют ценностные ориентации М.И. Бобнева, Л.И.Божович, С.С. Бубнова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.Б. Ольшанский, С.Л.Рубинштейн и др.

Возросший в последние годы интерес к проблеме ценностных ориентации связан, прежде всего, с их динамикой, обусловленной кардинальными переменами практически всех сфер жизни нашего общества. Это фундаментальные исследования динамики ценностных ориентации населения реформируемой России, проведенные под руководством Н.И.Лапина и исследование базовых ценностей россиян в рамках проекта «Томская инициатива» 2001-2002 года (И.Г. Дубов, Е.Ш. Курбангалеева, Л.М. Смирнов и др.). Достаточно много работ посвящено изучению различных аспектов ценностных ориентации (тендерных, экономических, профессиональных) у представителей самых разных социальных групп (Е.А. Гришина, Н.А. Журавлева, СО. Зуева, И.М. Ильин-

ский, В.Г. Калашников, Л.В. Карпушина, А.А. Козлов, В.И. Кузнецов, А.А. Мальцев, И.В.Попова, М.С. Яницкий и др.).

Среди факторов обусловливающих содержание и динамику ценностных ориентации личности наиболее значимыми признают потребностно-личностные (А. Маслоу, В.А. Петровский, М.С. Яницкий, С. Шварц и У. Билски,), социальные (Э.А. Арутюнян, А.Г. Здравомыслов), экономические (Р.Инглехарт, Х.Клагес) и культурные (Ф.Клакхон, Ф.Стродбек, Г.Триандис и др) детерминанты.

В определенной мере с проблемой ценностей и ценностных ориентации соприкасаются социально-психологические исследования межэтнических отношений, этнической идентичности и толерантности, в том числе и в контексте миграционных процессов. В этой связи при построении теоретических оснований данной диссертационной работы особое значение имели работы В.В. Гриценко, Н.М. Лебедевой, Л.И. Науменко, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Павленко, В.Ю. Хотинец, а также исследования мигрантов из Кавказа в России Г.С. Витковской, Д. Полетаева, Г.А. Пядухова.

Поскольку в диссертационной работе рассматривается взаимосвязь ценностных ориентации со склонностью к девиантному поведению, то для автора серьезное значение имели исследования, посвященные изучению девиантного поведения. К их числу относятся ставшие классическими исследования Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Т.Селлина, а также аналитические и эмпирические работы Е.В.Змановской, Ю.А.Клейберга, В.Д.Менделевича и др.

Таким образом, анализ литературы по проблеме демонстрирует внушительный потенциал научной информации по разработке тематики ценностных ориентации.

Вместе с тем следует отметить, что в науке нет специальных исследований, посвященных проблеме взаимосвязи содержания ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению. С учетом актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы была выбрана тема исследования.

Цель исследования. Целью данного диссертационного исследования является изучение взаимосвязи ценностных ориентации и склонности (предрасположенности) к девиантному поведению у этнических мигрантов и коренных жителей.

Объектом исследования выступили жители Саратовской области, принадлежащие к четырем этническим группам. Три из них представлены мигрантами из Кавказского региона, четвертая - русским местным населением. Общий объем выборки составил 263 человека.

Предметом исследования являлась взаимосвязь ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению в условиях трансформации российского общества.

Основная гипотеза исследования: склонность к девиантному поведению как у этнических мигрантов, так и у коренного населения в современных социально-экономических условиях взаимосвязана с определенными ценностными ориентациями.

Частные гипотезы:

  1. В современном российском обществе ориентация на коллективистские ценности будет сочетаться с более низким уровнем склонности к девиантному поведению, ориентация на индивидуалистические ценности, напротив, будет связана с более высокими показателями склонности к нарушению социальных норм и правил.

  2. Между этническими мигрантами и коренным населением не будет значимых различий в степени предрасположенности к девиантному поведению.

  3. Различия в структуре ценностных ориентации выходцев из Кавказа и русских в большей степени будут выражены на декларируемом, нежели на скрытом уровне, определяющем реальное поведение.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучаемой проблеме и выделить теоретические и методологические основания для эмпирического ис-

следования взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению.

2. Выявить ценностные ориентации этнических мигрантов и коренных жи
телей на декларируемом и скрытом уровнях и провести их сравнительный ана
лиз.

  1. Определить степень предрасположенности к девиантному поведению респондентов, принадлежащих к разным этносам.

  2. Изучить взаимосвязь ценностных ориентации и степень склонности к девиантному поведению, а именно - вычленить совокупность ценностей, ориентация на которые связана со склонностью либо устойчивостью человека к нарушению социальных норм и правил.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена работами отечественных и зарубежных специалистов в области социальной и кросс-культурной психологии. Базовыми концептуальными основаниями диссертации послужили:

- системный подход, обоснованный в трудах Б.Г. Ананьева,
А.В.Брушлинского, Б.Ф. Ломова, а также в диспозиционной концепции регу
ляции социального поведения личности В.А. Ядова;

социокультурный подход, изложенный в общетеоретических трудах М. Вебера, У. Миллера и Т. Селлина, Т. Парсонса, в теориях аномии Э.Дюркгейма и Р. Мертона;

кросс-культурный подход и разработанные в его рамках теории культурной обусловленности ценностных ориентации Ф. Клакхона и Ф. Стродбека, концепции культурных синдромов Г. Триандиса и Дж. Ховстеда, теория цен-ностно-мотивационных типов С. Шварца и У. Билски;

концепции девиантного поведения Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, В.Д. Менделевича.

Важное значение при построении теоретических оснований диссертационного исследования имели также работы, выполненные в отечественной соци-

альной психологии (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Л.В. Ключникова, В.П. Позняков, И.Р. Сушков, П.Н. Шихирев, Е.В.Шорохова и др.), этнопсихологии (В.В. Гриценко, Н.И. Иванова, Н.М.Лебедева, Л.И.Науменко, В.Н. Павленко, Е.Н. Резников, СВ. Рыжова, ГУ. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец,), этносоциологии (Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дро-бижева, B.C. Попков, М.В. Савва, А.А. Сусоколов и др.) и этнологии (С.А.Арутюнов, В.А. Тишков и др).

Методы исследования. В качестве методов исследования были использованы общенаучные принципы познания социальных явлений, теоретический анализ литературных источников, обобщение и интерпретация научных данных. В эмпирическом исследовании основным методом получения данных являлся опрос, в ходе которого применялись социально-психологические методики, предназначенные для изучения ценностных ориентации и склонности к деви-антному поведению. Для изучения структуры ценностных ориентации на декларируемом уровне мы воспользовались методикой ранжирования ценностных ориентации, разработанной Н.М.Лебедевой, на скрытом уровне - модификацию краткого варианта Цветового теста отношений. Для изучения ценностно-мотивационных типов личности был использован опросник С.Шварца.

Изучение уровня предрасположенности к девиантному поведению осуществлялось с помощью модифицированного варианта шкалы склонности к нарушению социальных норм и правил А.Н.Орла, опросника Г.Н. Малюченко на выявление степени интроекции наркогенной субкультуры и авторского опросника.

Математико-статистическая обработка данных. Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов описательной статистики. Достоверность различий между группами респондентов определялась с помощью критерия согласия Пирсона (х ). Для подсчета статистической значимости средних величин применялся t- критерий Стьюдента (ts). Достоверность ранговых различий ценностных структур проверялась методом ранговой корреляции Спирмена.

Данные исследования были также подвергнуты корреляционному и факторному анализу. Корреляционный анализ был выполнен с помощью метода линейной корреляции Спирмена. Факторный анализ осуществлялся по методу главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу varimax. При обработке данных использовался статистический пакет Statistica 5.1.

Эмпирическую базу исследования составил социально-психологический опрос представителей трех этносов из Кавказского региона, проживающих и имеющих крупные диаспоры на территории Саратовской области: азербайджанцы, армяне и чеченцы, а также представители русского этноса - коренные жители области. Выборка представителей четырех исследуемых групп уравновешена по основным социально-демографическим показателям: полу, возрасту, типу поселения. Общее число опрошенных составило 263 человека. Из них 67 человек азербайджанцев, 71 - армян, 58 - чеченцев и 67 - русских.

Исследование проводилось в населенных пунктах, отличающихся компактным и дисперсным поселением выходцев из Кавказа: в г.Аркадак и селах Софьино, Натальино Аркадакского района, г.Балашов и селах Пинеровка, Тростянка Балашовского района, селах Святославка, Краснознаменское Самойлов-ского района, городах Калининск и Романовка. Социально-психологический опрос осуществлялся в ходе полевых экспедиций в течение 2002-2003 гг.

Основные научные результаты, их новизна. Проведено кросс-культурное исследование ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению представителей различных этнических групп, проживающих на территории Поволжского региона (Саратовской области), в результате которого:

впервые проведено сравнительное изучение ценностных ориентации на декларируемом и скрытом уровнях у представителей исследуемых этносов;

обнаружено отсутствие зависимости между показателями склонности к девиантному поведению и этнической принадлежностью респондентов;

выявлена взаимосвязь ценностных ориентации и склонности к нарушению норм и правил поведения;

- эмпирическим путем установлено содержание ценностей, ориентация на
которые предрасполагает к девиантному поведению, или сдерживает от него в
конкретных социально-экономических условиях.

Теоретическая значимость исследования. В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучалась взаимосвязь ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению. В своем исследовании мы акцентируем внимание на выявлении характера взаимосвязи как отдельных ценностей, так и совокупности ценностных ориентации со склонностью к девиантному поведению.

Практическая значимость. Результаты и выводы настоящего исследования могут быть использованы в следующих областях практики:

при подготовке рекомендаций по формированию национальной и миграционной политики Российской Федерации на региональном и государственном уровнях;

при разработке программ психологической поддержки мигрантов и профилактики девиантного поведения;

при разработке тренингов и коррекционных программ отклоняющегося поведения у малолетних правонарушителей;

при разработке превентивных мер и реализации мероприятий, направленных на борьбу с распространением наркотиков и наркомании;

при разработке воспитательно-образовательных программ учреждениями образования разных уровней;

выводы исследования могут быть включены в соответствующие разделы курсов по социальной и этнической психологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностное сознание этнических мигрантов и коренных жителей представлено системами декларируемых и скрытых ценностей. Между структурами ценностей представителей исследуемых групп существуют как сходства, так и различия. Различия более выражены на декларируемом уровне и связаны с повышенной значимостью для этнических мигрантов ценностей, выступающих

показателями усиления этнической и личностной идентичности в процессе адаптации к новым условиям жизни. В меньшей степени различия проявляются на скрытом, частично неосознаваемом уровне, что связано с тенденцией изменения ценностного сознания представителей всех этнических групп под влиянием единых общественно-политических и экономических условий существования в сторону унификации ценностей.

  1. Отсутствуют значимые различия в степени склонности к девиантному поведению между этническими мигрантами и коренными жителями. Одна треть представителей всех исследуемых групп, независимо от этнической дифференциации, демонстрирует устойчивость к нарушению социальных норм и правил, в то время как остальное большинство либо не имеет четко выраженной позиции по отношению к соблюдению социальных норм и правил, либо склонно к их нарушению.

  1. В современных условиях существует взаимосвязь между склонностью к девиантному поведению и системой ценностных ориентации, в которой сочетаются одновременное предпочтение ценностей «богатство», «независимость» и отвержение ценностей «жить по совести», «знания, образование»; ориентация на индивидуалистические ценности самовозвышения (власть, гедонизм, достижения, стимулирование) и отрицание мотиваций коллективизма (конформность, традиция, благосклонность, универсализм).

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается обширной теоретической базой, представленной работами зарубежных и отечественных специалистов; использованием апробированных и валидизирован-ных методик; репрезентативной выборкой; корректным применением матема-тико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данных.

Апробация работы. Результаты и выводы исследования излагались и обсуждались на научных конгрессах: IV конгресс этнографов и антропологов России, 20-23 сентября 2001г. (Нальчик), V конгресс этнографов и антропологов России, 9-12 июня 2003 г. (Омск); Международных научно-практических

конференциях: «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» 18-20 сентября 2003 г. (Балашов), «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» 23-24 октября 2003 г. (Кострома), «Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья» 13-15 ноября 2003г. (Казань), «Образование и религия в предотвращении экстремизма в современном мире» 9-11 декабря 2003г. (Воронеж), «Индивидуальные исследования в МИОНах: проблемы и перспективы» 2-3 марта 2004 г. (Московская область, УМЦ «Голицино»), «Психология системного функционирования личности» 28-30 июня 2004г. (Саратов), «Ментальность российской провинции в настоящем и будущем» 1-2 июля 2004г. (Самара), «Проблемы морально-нравственного развития личности» 4-9 октября 2004г. (Кемерово). Материалы исследования включены в информационную базу Балашовского филиала Саратовского государственного университета в форме научных публикаций, а также учебно-методических материалов по дисциплинам «Социальная психология», «Этнопсихология», «Психология девиантного поведения».

Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях автора общим объемом более 2,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Определение ценностей и ценностных ориентации

Одна из важнейших психологических характеристик зрелой личности -сформированность ее ценностных ориентации. Фактически это проблема смысла человеческого существования. Специфику ценностных ориентации определяют ценности, выступающие объективной стороной данного отношения. Поэтому, прежде чем говорить о ценностных ориентациях, необходимо выяснить, что представляют собой сами ценности.

О том, что у каждой отдельной личности есть свои жизненные приоритеты и идеалы, которые она сама для себя определяет, знали давно. Однако общепринятое слово, закрепляющее это понятие, появилось только в 19 веке: жизненные ориентации, установки назвали ценностями.

«Ценности» без сомнения относят к самым общим и чаще всего используемым понятиям в общественных науках. Анализ изменения и уточнения понятия «ценность», позволяет нам согласиться с американским социологом М.Рокичем, по словам которого, концепции ценностей должно принадлежать центральное место во всех социальных науках. В научной литературе зарегистрировано свыше четырехсот различных определений этой категории, варьирующих в зависимости от научной отрасли, от предпочитаемой данным автором теории и акцента в операционализации и измерении (когда речь идет о практических исследованиях).

Проблема ценностей и ценностных ориентации является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем и поэтому привлекает внимание большого числа исследователей различных областей философии, социологии и психологии. Для философии аксиология - это учение о природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценностного мира, их связи, обусловленности социальными и культурными факторами, структурой личности.

В социологии ценности определяются как компоненты социальной системы, общественного сознания и культуры. Социологический подход к проблеме ценности предполагает исследование распространенности конкретных ценностных ориентации в массовом сознании и силы их мотивационного воздействия на поведение людей.

Для психологии личности в теории ценностей наиболее актуальным является вопрос о содержании системы личностных ценностей, ее месте и роли в структуре личности и онтогенезе ценностей в жизни и развитии человека. В социальной психологии ценности рассматриваются как механизм социализации индивида, его принятия социальных норм и требований.

Современная концепция ценностей складывается еще со времен античности в виде сократовского триединства - красота, добро, истина, а также в форме «общечеловеческого». Позднее, практически все направления философии обозначили свое отношение к ценностям, их специфике и роли в жизни человека и общества. Смысложизненные, феноменологические, экзистенциальные, антропологические и религиозные философии, возникшие в XX веке, по своему содержанию были ценностными.

В научный оборот понятие «ценность» вошло, в основном, благодаря усилиям баденской школы неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Традиция же изучения ценностей сложилась в западной социологии и социальной психологии [127].

Одними из первых социологов, затронувших ценностную проблематику, были М. Вебер и Э. Дюркгейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. В понимающей социологии М.Вебера в качестве центральной проблемы социологической науки рассматривались постулаты о мотивах поведения человека и понимании смысла действий. По Веберу, каждый человеческий акт предстает осмысленным только в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели [22, С.804].

В «Критическом исследовании в области логики и наук о культуре» (1906 г.) М. Вебер трактует ценности как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса, которое не имеет смысла за ее пределами [22].

Со временем в западной социологии понятие «ценности» как таковой утрачивало свой смысл. Эту категорию стали использовать в качестве средства формального соотнесения действий людей и функционирования социальных институтов. В данном направлении развивалась аксиологическая проблематика в американской социальной психологии, обозначившей предмет изучения термином «аттитюд», который переводят как «социальную установку» и трактуют как внутреннюю позицию человека, готовность действовать в соответствии с предыдущим ценностным опытом.

Основателем в области исследования аттитюдов Г.Олпорт предлагает считать Г.Спенсера, который еще в 1862 году писал, что в принятии правильных суждений по спорному вопросу многое зависит от позиции (готовности) ума, которую человек сохраняет, принимая участие в споре; для сохранения правильной позиции (готовности) необходимо осознание того, что обычными человеческими убеждениями могут быть как истина, так и ложь [177].

Термин «аттитюд» был предложен У. Томасом и Ф. Знанецким. Этими авторами социальная установка впервые была определена как общее состояние субъекта, обращенное, ориентированное на ценности, т.е. фактически впервые употребляется понятие «ценностных ориентации» [119, С.597 ].

Ценность, по мнению У. Томаса и Ф. Знанецкого, обычно является социальной по природе, т.е. является «объектом уважения со стороны социализированных людей». Они понимают социальные ценности как любую данную величину, имеющую эмпирическое содержание, доступное членам некой социальной группы, и значение, относительно которого она есть или может быть объектом активности.

В 20-30-е годы отмечался резкий подъем в исследовании аттитюда. Появилось несколько самостоятельных направлений в изучении данной проблемы. Так, Г. Олпорт в 1935 г. насчитал 17 вариантов этого понятия. Проанализировав их, Г. Олпорт выделил моменты, общие для всех исследователей: аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Он установил зависимость аттитюда от предыдущего опыта и отмечает его важную регулятивную роль [8].

Дальнейшие экспериментальные исследования выявили три компонента аттитюда: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой осознание объекта аттитюда. Он включает мнения и убеждения, которых человек придерживается относительно тех или иных предметов и людей, которые позволяют ему судить о том, что является истинным, а что ложным. Аффективный компонент представляет собой положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают аттитюду эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое человек собирается совершить. Поведенческий компонент представляет реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.

Ценности как регуляторы деятельности и поведения

Основные трудности при обращении к проблеме ценностей состоят в том, что по способам своего бытия ценности имеют сложный многоуровневый характер. Они объективно существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, цели и идеалы, которые в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни [87].

С точки зрения взаимосвязи ценностей с концепцией должного поведения, деятельности (деонтологией) - ценностное сознание выступает как критерий истинности-ложности действий не только самого человека, но и общества, государства или его социальных институтов по отношению к каким-либо идеалам должного поведения людей, или состояния деятельности общественных институтов.

Первое понимание ценности в ее взаимосвязи с деятельностью дано Аристотелем в «Никомаховой этике», хотя Аристотель рассуждает не о ценности, но о «благе» (причем, «благо» у него может иметь значение «пользы» и «ценности»). Занимаясь проблемой, что такое благо само по себе, он предполагает, что благо - то, ради чего все делается. И поясняет на примерах: «Для врачевания - здоровье, для военачалия - победа, для строительства - дом и т.д., а для всякого поступка и сознательного выбора - это цель, потому что именно ради нее все делают все остальное» [127, С.49].

О возникновении ценностей в процессе практической деятельности человека и проявляющихся в его конкретном поведении, пишет И.С. Нарский [99]. «Ценности, - подчеркивает он, - идеалы общественной и на этой основе и личной деятельности. В таком случае ориентация личности в социальной среде состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае поступать опреде ленным образом, соизмеряя свое поведение с принятыми «образцами» поведения» [99, С.216].

Хотя в вопросе о сущности понятия «ценностные ориентации» имеется много неясного, все исследователи указывают на то, что они являются важнейшим компонентом структуры личности, в них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Как элемент структуры личности, ценностные ориентации представляют собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального; мыслей, чувств и практического поведения.

Ценностные ориентации определяют направленность волевых усилий, внимания, интеллекта, существенно влияют на восприятие человеком окружающей среды (что он замечает, что предпочитает в данных условиях), систематизируют и направляют мысли и чувства, обусловливают выбор целей и средств деятельности.

В ценностных ориентациях отражаются представления человека о самом себе, т.е. они являются необходимым элементом самосознания личности. В связи с этим представляются интересными исследования в области самосознания личности, выделившие показатель силы «Я»- меру совпадения идеального «Я» (система представлений личности, какой ей хотелось бы себя видеть) и реального «Я» (какой личность видит себя в данный момент). Значительный разрыв между реальным и идеальным «Я» резко ослабляет поведенческий компонент ценностных ориентации. Сильное «Я» видит окружающую среду более реалистично, более верно оценивает свои возможности и действует конструктивнее, чем слабое «Я».

Посредством системы ценностных ориентиров человек судит не только о своих прежних поступках, но и избирает вариант действия. Действенная функция ценностных ориентации больше всего проявляется в выборе будущего поведения. Ценностные ориентации являются основой возможного будущего, которое опосредует настоящую деятельность человека. В ходе освоения окружающей действительности человек непременно вступает в ценностно-нормативные отношения с ней. Однако содержание ценностей, которыми овладевает личность, для разных людей различно, что и определяет разнообразие индивидуальных систем ценностей.

При анализе ценности как регулятора поведения и деятельности имеет смысл обратиться к пониманию психологической природы ценностей с точки зрения их функционального места и роли в структуре мотивации личности.

Один из подходов, раскрывающий регулятивную функцию ценностей, -это подход, трактующий ценностные ориентации как разновидность или подобие социальных установок или интересов. Так, в первых исследованиях В.А. Ядова понятие ценностных ориентации определялось как система установок личности на те или другие ценности общества. Со временем В.А.Ядов конкретизировал понятие ценностных ориентации, стал рассматривать их как особый вид социальных базовых установок, формирующихся на основе высших социальных потребностей и проявляющихся в деятельности человека. В своей дис-позиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядов выделил четыре уровня [173]. К первому уровню он относит элементарные фиксированные установки (по Д.Н. Узнадзе), их формирование происходит на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Второй уровень - это уже сложные социальные диспозиции, формирующиеся на основе потребности человека в общении в малой группе, и ситуации деятельности в этой группе. Диспозиции этого уровня соответствуют фиксированным социальным установкам, аттитюдам или отношению (по В.Н. Мясищеву). Данные социальные установки содержат когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, они подразделяются на «объектные» и «ситуационные». Третий уровень диспозиций - общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности. Они направляют личность на какую-то определенную сферу деятельности: по специальности, в быту, досуге. Общая направленность интересов имеет трехкомпонентную структуру, но в ней уже проявляется отношение не к отдельному объекту, а к значимым социальным областям. Высший четвертый уровень в системе диспозиций занимают ценностные ориентации. Они регулируют деятельность личности в наиболее значимых для нее ситуациях.

Однако ценностные ориентации, как и социальные установки, могут не проявляться в действии, а лишь свидетельствовать о предпочтении той или иной деятельности, ее потенциальном мотиве. Ценностные ориентации раскрывают причину не отдельного поступка, а последовательной совокупности поступков, определяя цели и средства деятельности в целом.

С позиции социальных установок эффект ценностной регуляции сводится к направляющей или структурирующей функции. Эта трактовка достаточно продуктивна, но, вместе с тем, она унаследовала от изучения социальных установок такие проблемы, как расхождение между декларируемыми и реальными ценностями и неопределенность взаимосвязи ценностей с реальным поведением человека [86].

Описание выборки и методов исследования ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению

Объектом эмпирического исследования стали жители Саратовской области, принадлежащие к четырем этническим группам. Три из них представлены мигрантами из Кавказского региона - азербайджанцами, армянами, чеченцами. Данные этнические группы имеют крупные диаспоры на территории Саратовской области. Четвертая исследуемая группа представлена русским местным населением.

Актуальность исследования для такого поликультурного региона, как Саратовская область обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, Саратовская область выделяется среди регионов РФ высокими показателями миграционного притока. Так, за 6 лет (1996-2001 гг.), по официальным сведениям, в Саратовскую область прибыло 131,4 тыс. чел. В общей массе прибывших в 2001 году 57,4 % чел. составили граждане республик Средней Азии и Казахстана, 31,6% - республик Кавказа [115].

Во-вторых, в Саратовской области, где проживают представители 112 этнических групп, накоплен определенный опыт социального и межэтнического партнерства и прилагается немало усилий для межэтнической консолидации общества. По мнению представителей областного правительства, Саратовская губерния может с полным правом претендовать на звание одного из самых толерантных субъектов Российской Федерации. Вот уже 8 лет в области действует договор об общественном согласии, в котором участвуют все этнические общины, международные организации и органы исполнительной власти. В регионе осуществляется целевая программа этнокультурного развития области, на реализацию которой в течение трех лет из областного бюджета было выделено 13 млн. рублей. Саратовская область является одним из немногих субъектов РФ, где создаются благоприятные условия для тех, кто избрал этот регион своей новой родиной. Это достигается благодаря грамотной этноконфессио-нальной и миграционной политике. Особой гордостью Саратовской области является разместившаяся в районе парка Победы г.Саратова Национальная деревня - этнографический музей под открытым небом, созданный общими усилиями центров национальных культур.

В-третьих, в Саратовской области живет и работает сам исследователь, что наряду с экспедиционными выездами по области расширяет возможности более длительного изучения ситуации и проникновения «вглубь» проблемы.

Исследование проводилось в населенных пунктах, отличающихся компактным и дисперсным поселением выходцев из Кавказа: в г.Аркадак и селах Софьино, Натальино Аркадакского района, г.Балашов и селах Пинеровка, Тростянка Балашовского района, селах Святославка, Краснознаменское Самойлов-ского района Саратовской области.

Выборка представителей четырех исследуемых групп уравновешена по основным социально-демографическим показателям: полу, возрасту, типу поселения. Общее число опрошенных составило 263 человека. Среди них 67 -азербайджанцев, 71 - армян, 58 - чеченцев и 67 - русских.

Несмотря на то, что в целом выборки представителей исследуемых этнических групп были выровнены по основным социально-демографическим показателям (полу, возрасту, типу поселения), в силу объективных причин нам не удалось выровнять выборки респондентов по роду деятельности и, как следствие, социальному статусу. Так, среди чеченцев самым высоким оказался процент безработных (55%), что является свидетельством вынужденного и временного пребывания их на территории Саратовской области; среди азербайджанцев - частных предпринимателей (32%), что подчеркивает экономический характер их миграции в Россию; среди русских - преобладание работающих в госсекторе (59%). Несомненно, этот факт должен внести определенные коррективы в экстраполяцию полученных в ходе исследования данных.

Характеристика методического подхода. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению и выдвинутые гипотезы определили методологию исследования и состав инструментария.

Для доказательства гипотез первоначально необходимо было выявить ценностные предпочтения и произвести измерение показателей склонности к девиантному поведению.

Чтобы получить более полную и объективную картину структуры ценностных предпочтений, изучение ценностных ориентации осуществлялось с позиций двух подходов.

В рамках первого подхода ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни [186, 189]. Им отводится одно из центральных мест в структуре мотивации деятельности человека и роль регуляторов поведения. Поэтому одной из задач исследования ценностных ориентации стало определение ценностно-мотивационных личностных типов.

Исследование личностных мотивационных типов проводилось на основе теоретической концепции С. Шварца и У. Билски.

Напомним, что ценности в данной концепции рассматриваются как представления о целях, которые служат руководящими принципами в жизни человека. Основным аспектом содержания ценности является мотивационное отношение, которое она выражает. Каждому типу мотивации соответствует своя ведущая мотивационная цель, в соответствии с которой определяется направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности. С. Шварц и У. Билски выводят 10 основных типов человеческой мотивации, которые образуются определенными ценностями личности. Более подробное описание теоретической концепции С. Шварца и У. Билски приводилось в теоретической главе.

Второй подход к изучению ценностей более традиционен: под ценностями понимается значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности [94, 175, 184]. При таком подходе выявление ценностных ориентации происходило путем традиционного ранжирования списка ценностей по степени важности.

Исследование личностных ценностно-мотивационных типов

Например, этнические мигранты значительно выше местного населения оценивают такие мотивационные типы как традиция, стимулирование, достижения, гедонизм и власть.

Мотивационная цель традиции - уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности её картины мира. Для выходцев из Кавказа более высокие показатели приверженности этому типу мотивации свидетельствуют об усилении этнокультурной идентичности в условиях миграции.

Среди мигрантов - представителей трех этносов - ценности традиции наряду с ценностями конформности более предпочитаемы армянами и чеченцами, по сравнению с азербайджанцами. Ценность конформности выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию, а также из потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности, ограничивая действия и побуждения, причиняющие вред другим или нарушающие социальную гармонию. Согласно теории динамических отношений между ведущими типами человеческой мотивации С.Шварца и У.Билски, ценности конформности и традиции находятся в непротиворечивых отношениях между собой, и в совокупности подчеркивают возможность сохранения стабильности за счет добровольного самоограничения и подчинения.

Особая актуальность ценностей традиции и конформности для армян и чеченцев, на наш взгляд, не случайна. Согласно данным интервьюирования, чеченцы демонстрируют выраженную установку на возвращение в Чечню, а свое пребывание в Саратовской области считают вынужденным и временным, тогда как армяне в меньшей степени связывают свое будущее с возвращением на родину. Для первых приверженность групповым ценностям традиции и конформности обусловлена равнением на идеал, искренним желанием скорейшего воссоединения со своим народом; для вторых - стремлением к сохранению своего этноса, его самобытности и уникальности в условиях длительного пребывания в среде инокультурного окружения.

Ценность стимулирование (как стремление к полноте жизненных ощущений через новизну и состязательность в жизни) по среднегрупповым значениям оказывается более значимой для выходцев из Кавказа (а именно для армян) по сравнению с русскими, обусловливая их большую тягу к позитивным эмоциональным переживаниям.

Достаточно интересным является тот факт, что представители всех групп кавказского региона обнаруживают существенные расхождения с представителями местного русского населения в оценке значимости для себя таких мотивационых типов, как власть (мотивационная цель - достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей, продиктованные потребностью в доминировании, господстве, лидерстве), гедонизм (стремление к удовольствию, чувственному наслаждению, испытываемому при удовлетворении биологических потребностей) и достижение (мотивационная цель - достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого - получение социального одобрения). С. Шварц относит названные ценности к ценностям самовозвышения - акцентирования «самости».

В основе выявленного различия как минимум два объяснения. Первое выводимо из теории селективной миграции, согласно которой в миграционный поток вовлекаются люди определенных личностных типов. По мнению Р.Кочрейна, существуют две группы мигрантов из одной культуры: стабильные, экономически заинтересованные, которые переселяются вследствие связанных с работой причин, и нестабильные, имеющие потенциальные проблемы и мигрирующие в призрачной надежде решить их на новом месте [180]. Возможно, представители этнических групп Северного Кавказа и Зкавказья мигрировали в Россию, чтобы удовлетворить потребности, обусловливающие наличие мотивационных типов достижение, гедонизм, власть, и нереализованные на родине.

Другим объяснением выбора мигрантами ценностей, служащих самовозвышению, усилению Я-идентичности может послужить то, что в нестабильных социальных условиях именно личностная идентичность становится ведущей и определяющей в адаптации человека к изменившейся реальности. То есть, на личностном уровне социальная нестабильность (и усиливающийся момент со стязательности) способствует активизации индивидуальных целей и потребностей - личного продвижения, личного успеха, личного благосостояния [30, 80].

Среди выходцев из Кавказа обнаружены значимые различия между армянами и азербайджанцами в оценках мотивационных типов универсализм (мо-тивационный тип, целью которого является понимание, терпимость, поддержание благополучия всех людей и природы), благожелательность (мотивационная цель - поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте) и саморегуляция (мотивационная цель - свобода мысли и действия, выбор, творчество, познание, обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым). Ценности универсализма и благожелательности в совокупности определяются С. Шварцем и У. Билски, как ценности самопреодоления (выхода за пределы собственного эго и отказа от эгоистических устремлений), связанные с необходимостью существования во внешнем мире. Армяне, по сравнению с азербайджанцами, указанные типы оценивают более высоко. На наш взгляд, более выраженная ориентация армян на контактность, терпимость, поддержание благополучия окружающих наряду с потребностями в автономности и самостоятельности может быть показателем того, что армяне в большей мере нацелены на интеграцию в российское общество.

Похожие диссертации на Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению