Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование патриотизма у российского студенчества Никова Марина Александровна

Формирование патриотизма у российского студенчества
<
Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества Формирование патриотизма у российского студенчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2004 147 c. РГБ ОД, 61:04-22/559

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Патриотизм как социальное явление 16-50

Глава II. Роль и влияние средств массовой ин формации на формирование чувства патриотизма у молодежи 51-69

Глава III. Уровни и механизмы формирования личности студента как патриота России 70-106

Заключение 107-116

Литература 117-124

Введение к работе

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание разных социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Особенно это касается молодежи, в среде которой происходит усиление аморальности и преступности. Современное состояние России, конечно же, очень мало способствует проявлению высоких патриотических порывов у молодежи в целом, и студенчества в частности. Нынешнее социально-психологическое состояние российского общества и его молодой генерации может быть охарактеризовано понятием "фрустрация". Это и потеря перспективы, и растущие растерянность, и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, обойденности, и обесценивание стимулов и мотивов созидательной деятельности, и доминирующие установки жить одним днем. Проявляется устойчивая тенденция падения среди молодежи престижа военной и государственной службы.

Незыблемые в недавнем пропілом высокие духовные ценности рушатся. Любовь к своему отечеству, гордость за него, готовность защищать его постепенно вытесняются более рациональными принципами типа "Родина там, где мне хорошо". Рационализация духовной жизни молодого поколения бросает вызов таким фундаментальным духовным понятиям, как гражданственность, долг и патриотизм.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших теоретических и практических проблем воспитания патриотизма молодежи, в том числе и студенчества, как основы консолидации общества и укрепления государства. Особенно важно сейчас помочь молодежи и студенчеству и уделить как можно больше внимания воспитанию и формированию у них духовности, культуры личности, патриотизма

Будущее любой страны - ее молодое поколение. Любая нация вьвревает из воспитанных или невоспитанных детей. Давно известна следующая истина: какая молодежь, такой потом и народ; какой народ, такие потом и правители, такие при них и дети. Но необходимо отметить, что никогда патриотизм в России не будет привит каждому ее гражданину, если государство само не займется этим делом.

При всем этом не следует забывать, что молодежь в России неоднородна и ее жизненные ориентиры разные. На основе проведенных исследований данных опроса старшеклассников средних школ Московской и Владимирской областей - будущих абитуриентов высшей школы - можно констатировать следующее: выделяются группы юношей и девушек, характеризующиеся своим сложившимся типом мышления и самоидентификации; группы с ярко выражен-

ной индивидуалистической направленностью; промежуточная, недостаточно определившаяся группа; группа с социально активной гражданской позицией.

К первой группе, более или менее осознанно принявшей "либеральные" ценности, можно отнести примерно 20% опрошенных. Как правило, это дети материально хорошо обеспеченных родителей, так называемых "новых русских". Объединяет их яркая установка на потребительские ценности: стремление не стать кем-либо (специалистом, личностью), а иметь (деньги, власть).

Вторую группу (до 50% опрошенных) составляют не до конца определившиеся в своей социально-политической ориентации юноши и девушки. Многие из них хотели бы продолжить образование после школы. Представители этой группы не собираются участвовать в общественно-политической деятельности (в том числе в молодежных организациях). У них в целом нет чувства сопричастности за судьбу страны. Многие из них хотели бы уехать за границу.

Третья группа молодежи - это коллективисты, деятельные гуманисты и активные сторонники социальной справедливости. Она составляет около 30% опрошенных. Эту группу респондентов отличает четко выраженная любовь к Родине, гуманизм, патриотизм, обостренное чувство ответственности за все, что происходит в стране. Именно эта категория молодежи в дальнейшем станет интеллектуальным, духовным лидером XXI века. И это говорит о том, что у России, несомненно, есть будущее.

Никогда еще во времена XX века решать задачу формирования патриотизма у молодого поколения не было так трудно, как сегодня. В сознании молодежи, как и многих взрослых, девальвировано само понятие "патриотизм". После того как наши литера-

турные и творческие авторитеты так лихо называли патриотизм последним прибежищем негодяев, что транслировалось всеми телеканалами и средствами массовой информации, добиваться понимания, а тем более, винить молодежь в отсутствии этого святого чувства, просто, неуместно.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретическая разработка проблемы формирования патриотизма у молодежи очень хорошо осуществлялась и была на высоком уровне в годы социализма в бывшем СССР. Мы полагаем, что нельзя отметать одним махом тот ценный опыт и глубокие знания, которые были накоплены за тот период времени. Мы все (старшее и среднее поколение) вышли оттуда. Из теоретического наследия по этому вопросу того периода нашей истории можно взять все самое ценное для решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Бездумное отрицание прошлого приводит к разрушению исторического сознания молодого поколения, к ценностно-нормативной неопределенности, превращению его в "Иванов, не помнящих родства". Историческое беспамятство лишает молодых людей самого главного - отечественных корней, патриотизма в лучшем его смысле. Проблема формирования чувства патриотизма у молодежи, в том числе и у современных студентов, является предметом исследования ряда наук: социологии, социальной философии, политологии, психологии, социальной психологии, культурологии, педагогики и других, каждая из которых изучает тот или иной аспект этого сложного процесса. Научные труды по исследуемой проблеме можно объединить в следующие группы.

Первую группу составили труды, посвященные теоретическим основам понятия «патриотизм» и его составляющих. Чувство пат-

риотгома у нас определяется онтологией целостной самобытности русского самосознания, складывающейся из единства генофонда, православного вероисповедания, оригинальной традиционной культуры и нравственности. Для определения понятия «патриотизм» были привлечены разного рода словари: русского языка, философские, энциклопедические и социологические таких авторов, как СИ.Ожегов, С.С.Аверинцев, В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов, Тони Ло-усон, Джоан Гэррод, Дидье Жюлиа, Е.Ф. Губский1.

Вторую группу - труды В.И.Ленина, Н.О.Лосского, И.А.Ильина, размышления по этому вопросу Л.Н.Толстого, ИСТургенева, В.И.Вернадского, ІССимонова, В.А.Сухомлинского, Ф.Тютчева, АЗиновьева, Н.А.Бердяева2.

Третью группу - работы, посвященные проблеме формирования и воспитания у молодежи чувства патриотизма. Большое значение для осмысления темы имеют работы Э.В.Соколова, Л.Я.Рубиной, Г.МШтаркса, И.П.Иваненко3.

С 1990 по 2000 год к проблеме патриотизма, как уже упоминалось выше, не обращались вообще. Да и само слово рассматрива-

Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.,1989; Философский энциклопедический словарь / С.С.Аверинцев. М.: Советская энциклопедия, 1989; Соц. философия: Словарь / В.Е.Кемеров и Т.Х.Керимов. М., 1999; Социология: Словарь-справочник / Тони Лоусон и Джоан Гэррод. М., 2000; Философский словарь / Дидье Жюлиа. М.: Международные отношения, 2000; Краткая философская энциклопедия / Е.Ф.Губский. М: Прогресс, 1994.; Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991.

2 Ленин В.И. ПСС. Т.35,37; Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики.
М.: Прогресс — Традиция, 1998; Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах ду
ховного характера. Новосибирск.1991; Ильин И.А. О русском национализме: Что сулит миру
расчленение России: Сб. ст. Новосибирск, 1991; Толстой Л.Н. Путь жизни. М: Республика,
1993; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли. М, 1990; Сухомлин-
ский В.А. Рождение гражданина. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979 и др.

3 Рубина Л.Я. Советское студенчество. М: Мысль, 1981; Штаркс Г.М. Студенты. Становление
личности. М: Прогресс, 1982; Иваненко И.П. Воспитание убежденных патриотов-
нтернационалистов. Киев, 1986 и др.

лось как ругательное. Совсем недавно, после десятилетнего безверия и разброда, вспомнили о ней, осознали "куда же мы катимся, во что верим?" В связи с этим громадное значение имеют работы современных авторов, составившие четвертую группу литературных источников'. В .И.Ильичева, И.М. Ильинского, А.А.Козлова, В.Т.Лисовского, Б.А.Ручкина, Э.Фаустовой, А.В. Русецкого, Л.А.Гащенко, НДНикандрова1.

В особую пятую группу следует выделить различные государственные постановления,, региональные и государственные программы: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», указ о мероприятиях по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

При написании диссертации автор опирался на названные выше документы и публикации. Методологическая их значимость весьма важна, но многие из них, к сожалению, попросту не востребованы современной практикой. Однако, обращаясь к названным исследованиям, следует подчеркнуть, что некоторые из них и в постановке проблемы, и в социальных результатах несколько устарели.

По данным социологических обследований, в современной России две трети молодежи не включает духовность в число качеств, которые нужны молодому человеку в условиях рынка. В пятерку самых важных жизненных ценностей у молодежи сейчас входят здоровье, безопасность, карьера, семья, любовь.

Социология молодежи / Под ред. В.Т.Лисовского. СПб.,1996; Молодежь - будущее России. М., 1996; Фаустова Э. О патриотических чувствах молодежи // Высшее образование в России. М.,1997; Мазыкина H.B., Монахов А.А. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков сегодня. М.: Проф. образование, 2001 и др.

Объектом исследования является такое понятие, как «патриотизм», его роль и значимость для современного общества.

Предметом исследования - формирование чувства патриотизма у молодого поколения в общем, и студенчества в частности, в период постперестроечного времени, начиная с 1990 года по нынешнее время.

Цель настоящей работы - в рамках социологической методологии выявить влияние объективных условий и субъективных факторов на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота Родины, способной успешно выполнять свои патриотические обязанности в мирное и военное время.

В рамках этой цели ставятся следующие задачи:

уточнить понятие «сущность патриотизма», вскрыть объективные и субъективные факторы, материальные и идеальные детерминанты, влияющие на процесс формирования чувства патриотизма у молодежи, и в частности у российских студентов;

выявить особенности формирования чувства патриотизма в условиях переходного периода российского общества;

проанализировать все плюсы и минусы, унаследованные из прошлого «советского» подхода к формированию и воспитанию патриотических качеств, и возникающие в связи с решением этого вопроса проблемы в современный переходный период;

выявить влияние изменений в системе образования на формирование и воспитание патриотизма студентов;

раскрыть сущность государственной политики по формированию у молодого поколения духовных и патриотических ценностей;

сформировать выводы и рекомендации, имеющие научно-практическое значение для решения данной важной проблемы.

Патриотизм включает в себя любовь к отечеству. Ведь в переводе с греческого языка "patris" - это родина, отечество. А отечество - это сочетание многих слагаемых. Это и родная земля, город, в котором ты родился, или деревенька, а для кого-то она - это речка с цветущим лугом, ароматом трав или жаркое солнце, просвечивающееся сквозь макушки высоких берез, и напоенный пением птиц лес. Отечество - это и твое государство, в конце концов. Но не надо путать государство с режимом. Есть режимы славные, внесшие вклад в процветание государства, а есть режимы бесславные, много разрушившие. Это очень важно различать, когда мы говорим о любви к своей Родине, отечеству и родной земле. Трагедия в том, что, как уже упоминалось выше, любовь к родной земле сохраняется на всю жизнь, а вопрос о любви к государству стал проблематичным. Чтобы восстановить эту любовь, и прежде всего доверие к государству, видимо, много надо потрудиться. Ведь без доверия не может быть ни любви, ни патриотизма в отношении государства.

Теоретическая и методологическая база исследования. Основу исследования образуют положения, выработанные в рамках социологической науки. В основе работы лежит социологический подход. Специфика его заключается прежде всего в том, что в центре внимания находятся механизмы взаимодействия молодых людей и общества, возникающие в социальной сфере общественной жизни. Исследование опирается на системный метод анализа, который содействует раскрытию сущности качества патриотизма как социального явления. В работе также широко используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение изучаемого явления в исторической связи и развитии.

Эмпирическая база работы. В работе по избранной проблеме использованы труды философов, экономистов, политологов, психологов, филологов, культурологов и социологов. В своем исследовании автор опирался на объективные данные, содержащиеся в официальной статистике. Эти данные характеризуют количественную сторону объекта изучения. Для обеспечения полноты и целостности исследования автор дополняет его анализом социальной информации, полученной на основе результатов своего собственного и ряда других социологических исследований разных авторов в период с 1999 по 2002 год. Это, прежде всего, материалы исследований:

  1. «Жизненные планы старшеклассников школ», проведенного в 1999 году социологической лабораторией АТиСО под руководством В.Ф.Исаева. По квотной выборке опрошено 850 школьников 9-10-х классов средних школ Московской и Владимирской областей. Индекс - ЖПС -1999.

  2. «Ценностные ориентации студентов», проведенного в 2001 году социологической лабораторией Владимирского государственного университета. Квотная выборка вузов г. Владимира и Владимирской области составила 1750 студентов, то есть 5% от всей генеральной совокупности. Основная часть опрошенных (85%) относится к той категории молодых, чье детство, отрочество и юность совпали со временем становления постсоветской России. Это — первое поколение несоветской молодежи, у которой в целом весьма неопределенное представление о прошлом страны. Индекс — ЦОС - 2001.

  3. «Положение молодежи в Белоруссии, России и на Украине», осуществленное НИЦ при ИМ в 1999 году. Индекс - ПМБРУ - 1999.

  4. «Определение сформированности патриотизма молодежи», проведенного автором диссертации. По квотной выборке было оп-

рошено 93 студента 1-2-го курсов АТиСО г. Москвы. Индекс — ОСПМ-2002.

Применялся также вторичный анализ эмпирических исследований, ранее проводившихся в разных областях социальной науки. Это, прежде всего, результаты исследований, проведенных социологами МГУ им. MB .Ломоносова, Российского независимого института социальных проблем, Института молодежи РАН, данные Центра социологии молодежи ИСПИ РАН - 2001 год.

На защиту выносятся следующие положения: L В диссертации патриотизм определяется как любовь к своему отечеству, своему народу. Патриотизм - нравственный и политический принцип, глубокое социальное чувство, содержанием которого является гордость за прошлое и настоящее Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах, поступках и стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

  1. От патриотизма молодого поколения в целом зависит будущее нашей страны. Наблюдаемые жизненные факты, статистические данные, результаты социологических опросов говорят не только о серьезных деформациях и противоречиях в ценностных ориентирах молодежи, но и свидетельствуют о необходимости укрепления системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности государства, корректирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых россиян.

  2. Ценностные ориентации постсоветского поколения в духовной сфере складываются не только в сфере столкновения старых базовых стереотипов советской культуры и нового образа жизни, воплотившихся в новых цивилизованньгх приоритетах; но и в процессах их взаимопроникновения и взаимовлияния; ценностные ориента-

ции, признаваемые современным молодым поколением, находятся в процессе становления, идет процесс их закрепления в качестве норм жизни.

4. Известно, что чувство патриотизма прививается человеку еще в раннем детстве. Основным воспитателем являются семья, затем - школа, различные организации либо вуз, а потом молодой человек самовоспитывается под влиянием внешних факторов. Процесс самовоспитания непрерывен и осуществляется на протяжении уже всей жизни.

Новизна исследования определяется самой постановкой проблемы формирования патриотизма у современного студенчества на данном этапе развития нашего государства в условиях перехода страны к рынку, изменения жизненных ориентиров, соотношения национального и глобального.

Новое поколение не видело трудностей (войны, голода). Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие. Меняется само поколение, ориентирующееся на систему зарубежных ценностей. В свою очередь, именно эта система ценностей в большей степени создает общественную атмосферу недовольства, раздражения, агрессивности.

Далее в работе исследуется нестабильность ценностных ориентации поколений в постсоветской России, многократно усиливающаяся противоречивостью объективного положения большинства населения сегодня. Обоснована целесообразность усиления влияния и роли государства, государственных учреждений, различных социальных институтов на процесс формирования чувства патриотизма у российского студенчества.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация может послужить основой для дальнейшего глубокого изучения процесса формирования чувства патриотизма у молодежи, и студентов в частности. Положения и выводы могут быть использованы и как теоретические разработки, и в качестве методики при разработке программ социологических исследований по проблемам молодежи, а также по теме «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Материалы исследования могут быть использованы для обоснования управленческой деятельности вузов, определяющей содержание учебного процесса и его организационные формы, могут способствовать более эффективному решению актуальных проблем студенческой молодежи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены на заседании кафедры социального партнерства и профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. Результаты диссертационного исследования отражены в ряде публикаций автора: в спецвыпуске научного журнала «Труд и социальные отношения» «Соискатель», 2003, №1, №2, объемом 0,4 п.л. и 0,5 п.л. соответственно.

Некоторые положения и выводы из диссертационного исследования легли в основу рекомендаций для подготовки докладов к заседанию круглого стола, проведенного в АТиСО (г. Москва) 4 апреля 2003 года, где обсуждалась тема «Морально-нравственное и патриотическое воспитание молодежи», для материалов Межрегиональной конференции по проблемам молодежи (Москва, АТиСО, ноябрь 2003 г.), к восьмому Всероссийскому научно-промышленному форуму «Россия единая», Ниж. Новгород, 10-15 сентября 2003 года, а также к Межрегиональной конференции по

проблемам молодого поколения, состоявшейся 23 октября 2003 г. в АТиСО в г. Москве.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы по теме диссертации и четырех Приложений. Общий объем - 147 страниц.

Патриотизм как социальное явление

Взаимосвязь понятий «молодежь» и «будущее» очевидна. Однако сегодня уже недостаточно воспринимать молодежь в традиционном смысле - только в качестве будущего нашего общества. Она -неотъемлемый элемент настоящего и ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую ответственность за будущее России. Уровень развития молодежи, ее культура, образованность - все это является стратегическим ресурсом XXI века, ресурсом гораздо более ценным, нежели природный или иной потенциал. Поэтому молодежные проблемы - это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в успешном развитии настоящего и будущего.

Нынешнее социально-психологическое состояние российского общества может быть охарактеризовано понятием «фрустрация». Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обману-тости, обойденности и обесценивание стимулов и мотивов созидательной деятельности, и доминирующие установки жить одним днем. В стране резко упал интерес молодежи к общественным делам, возросли скептицизм, гражданская пассивность, социальная инфантильность.

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание разных социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

В средствах массовой информации замелькали слова «патриот», «патриотизм». Чем это вызвано? Совсем в недавнем прошлом эти термины применялись чуть ли не как бранные.

Но, как говорил в свое время один из известных философов Рене Декарт: «Определимся в терминах и половина человеческих споров исчезнет».

Патриотизм в переводе с греческого языка «patris» - это родина, отечество. Да, родина есть у нас у каждого: большая или маленькая, город или деревенька, а для кого-то она — это речка с цветущим лугом, ароматом трав или жаркое солнце, просвечивающееся сквозь макушки высоких берез, и напоенный пением птиц лес. У всех по-разному, но это все очень дорого сердцу, это на всю жизнь.

Для России такая привязанность человека к малой родине, а далее и к Родине, всегда носила особый философский, нравственный и даже религиозно-мистический смысл.

Попытаемся разобраться - так что же включает в себя чувство патриотизма и с какими качествами оно соотносится, близко по содержанию.

Чувство патриотизма у нас предопределяется онтологией целостной самобытности русского самосознания, складывающейся из единства славянского генофонда, православного вероисповедания, оригинальной традиционной культуры и нравственности.

«Нравственность» - слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) - обычай, нрав и греческого «этика» (ethos) - обычай, нрав, характер.

В словаре русского языка С.И.Ожегова «нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, не 18

обходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»1.

Словарь по этике дает следующее толкование: «нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов...сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечело-веческие требования совпадают с внутренними мотивами...» .

Итак, можно сделать вывод, что только высокоморальный, высоконравственный человек руководствуется такими правилами поведения, которые совпадают как с общественными и общечеловеческими, так и с его внутренними мотивами.

Особая российская ментальность является специфическим социально-психологическим феноменом, основой которого выступают трудноопределимые «русский дух», духовность и «соборное сознание», имеющие значение объединяющего начала.

По СИ. Ожегову «дух» - внутренняя моральная сила; сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает! к действиям, к деятельности; начало, определяющее поведение, действия3.

Категория духа включает в себя такие качества личности, которые представляют неоспоримую социальную ценность.

В первую очередь - это свободная потребность познания (или стремление к истине), которая не довольствуется простым присвоением имеющихся знаний, но стремится раздвинуть существующие нормы, освоить новые сферы действительности и деятельность «для других» (или стремление к добру). Например, В.И.Вернадский писал, что жизнь для него определяется любовью к людям и свободным исканием истины4.

Роль и влияние средств массовой ин формации на формирование чувства патриотизма у молодежи

Прямое отношение к культуре и образованию, а значит, к социализации и воспитанию молодежи имеет деятельность современных СМИ. Здесь ситуация просто критическая. Они вносят немалый вклад в воспитание человека-индивидуалиста, жадного, жестокого, безразличного к своей стране и окружающим или, во всяком случае, рассматривающего их (страну тоже) только как средство достижения своих (благих или нет) целей. Тема эта очень большая; но здесь даже примеры приводить не нужно. Каждый может составить собственный набор, раскрыв газету, например "Московский комсомолец" (порнографические, рекламные и иные специздания брать даже не будем, в них, по крайней мере, пакости публикуются открыто и, понятно, за деньги и ради них).

Когда-то римский император, введя налог на общественные туалеты, вполне серьезно сказал: "Pecunia поп olet" (деньги не пахнут).

"Массовая культура, выражающаяся в широком распространении развлекательной литературы, кинофильмов и телепрограмм легкого содержания, приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентации, заменяя их новыми мифами и фетишами, привязанными к запросам того рынка, на котором местному населению часто нечего продать."1

Патриотизм, любовь к Родине - казалось бы, незыблемая ценность. Увы, сейчас сложилась ситуация - или, точнее, сейчас мы, россияне, создали ситуацию, когда это чувство многими утрачивается, когда возникает количество людей, особенно молодежи, уже не связывающих свое будущее с Россией. Поиск лучшей жизни понятен, поговорка "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" сложилась не сейчас.

Но хотелось бы все-таки отметить как дополнительно разрушающую роль многих радио- и телепередач. Применительно к патриотизму - еще один, казалось бы, частный пример. По одной из программ российского телевидения транслировался вечер, посвященный дню рождения известного эстрадного артиста Г.Хазанова. Среди приветствовавших был и не менее известный, безусловно, талантливый артист В.Невинный, который спел юбиляру и присутствовавшим песню "композитора Вано Мурадели" под названием "Песня о родинах": "Когда иду я по Подмосковью, где пахнет мятою травой"... и дальше "Россия, Россия, Россия, Родина моя!" В данном варианте были, однако, коррективы. Второй куплет - "Когда иду по Тель-Авиву... Израиль, Израиль, Израиль, Родина моя"(это было особенно выразительно, так как исполнитель вышел на сцену в черной шляпе и пальто по моде израильского фундаменталиста). А дальше - "Когда иду я по Берлину... Германия, Германия, здесь будет Родина моя". Потом автор перемещается в Гвинею с подобным же припевом и т.д. Не так важно, чьим гражданином считает себя Г.Хазанов - России, Израиля или Гвинеи; сейчас по закону возможно и совмещение того, и другого, и третьего. Но вот шуточная перемена родин (во множественном числе и с маленькой буквы) Конечно, говоря абстрактно, можно рассказать и анекдот о смерти

Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 2000. 592 с. близкого человека; но не будет ли это гнусным кощунством? Ведь не все можно осмеивать, есть вещи неприкосновенные.

Характерно, что в тот же вечер по другой программе передавался праздник, посвященный 80-летнему юбилею американского певца Ф.Синатры. Его поздравляли известные певцы, актеры, политические и общественные деятели со всего мира Там тоже пелись песни; и понятно, что ничего подобного "Песне о родинах" там быть не могло. Наоборот - известная джазовая певица спела песню "Что значит для меня Америка", и зал в едином порыве встал, приветствуя ее и Фрэнка и отдавая должное тому, что дала Америка каждому, в том числе американцу итальянского происхождения Фрэнку Синат-ре. Какое воспитательное значение этот маленький эпизод имел для десятков миллионов американских телезрителей, особенно молодых! И отнюдь не риторический вопрос: какой воспитательный эффект имел эпизод с "Песней о родинах"?1 Понятно - самый отрицательный, самый антипатриотичный. Это частный эпизод, но все-таки...

Но если добавить к этому высказывания многих политических деятелей, что они - западники, что с полок магазинов исчезают российские товары, что на экранах почти нет российских фильмов, а те, что есть, обычно повторяют худшие западные образцы, создается уже довольно целостная картина, которая воспринимается молодежью однозначно: Россия ничего не может, у нее нет будущего. Уж как тут воспитать патриота своей Родины! Это — вполне четкое политико-идеологическое воздействие. Пока большинство россиян, в том числе молодых, все же не настроены на то, чтобы, урвав кусок побольше плохо охраняемого российского пирога, построить себе на них виллу за кордоном и перебраться туда на постоянное место жительства. Пока..., но пропаганда и реклама работают...

Итак, ясно следующее: реклама в средствах массовой информации превысила в России все допустимые или признанные в цивилизованном мире нормы. Ни в одной из европейских стран она не носит столь назойливого, агрессивного характера В погоне за прибылью фирмы, рекламирующие свои товары, и средства массовой информации (особенно телевидение) преступают все рамки дозволенного. Ведется неприкрытое массированное оболванивание потребителей информационного продукта, навязывание им за их же счет (стоимость печатного издания, теле- или радиоприемника, электроэнергии и т.п.) ненужной, а зачастую вредной рекламной информации.

Уровни и механизмы формирования личности студента как патриота России

Сегодня нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, но в первую очередь на молодежь. Чтобы избежать и оградить от них молодое поколение мы должны руководствоваться принципами, которыми руководствовались наши великие предки: любовь к ближнему, любовь к Родине, мудрость и усвоение многовекового опыта нравственного просвещения и процветания народа

Любое государство, если оно намерено продвигаться вперед, нуждается в надежных, проверенных временем ориентирах. Одно из самых больших зол современного российского общества - это невежество, соединенное с агрессивностью и отрицанием традиционных ценностей. Без культурной и исторической памяти народ обречен на зависимое положение и духовную нищету. Мы живем в такое время, когда люди, особенно молодые, нуждаются в помощи при выборе правильного жизненного пути. Сейчас им очень важно помочь и уделить как можно больше внимания воспитанию и формированию духовности, культуры личности, патриотизма Ведущую роль в этом играют семья, учебные и культурные заведения, государство, профсоюзные организации, различные военно-патриотические коллективы, СМИ и, естественно, армия.

Современная молодежь вместе со взрослыми испытывает те же радости и горести, формирует себя и облик страны, быстро политизируется и, как выяснилось, неплохо разбирается в социально-экономических вопросах.

Чтобы подтвердить вышесказанное, выяснить, как обстоят дела у наших студентов с чувством патриотизма, сопричастности, переживания за судьбу Родины, и узнать их размышления по этому поводу, спросить совета, как улучшить положение в 2002 году в рамках нашей академии (АТиСО), нами было проведено исследование. Респондентами стали студенты дневной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов первого и второго курсов. Возраст опрашиваемых колебался от 17 лет до 21 года, В анкету были включены 16 вопросов. Так выглядят ответы в процентном отношении

- мы имеем то, что заслужили. Значительно ослабло внимание к формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов;

- во многом утрачены традиции проведения различных конкурсов, олимпиад, фестивалей, смотров, интеллектуальных и военно-спортивных игр, слетов, спартакиад, соревнований, встреч, посещения воинских частей, организации музеев, выставок боевой и трудовой славы, автопробегов;

- из данных опроса 30% молодежи считает, что в первую очередь для возрождения патриотизма в нашем обществе необходимо повернуться лицом к деятельности школ и детских дошкольных учреждений. «Устами младенца глаголет истина». Только 10% респондентов признается, что знания, полученные от учителей, составляют основу понимания патриотизма. Это когда ж такое было? Вспомните, ведь учитель, особенно, словесник, всегда был вроде духовного наставника, радетеля за Отечество. Сейчас педагоги нередко даже не могут раскрыть духовный потенциал, заключенный в предметах школьной и вузовской программ - особенно это относится к отечественной истории и литературе, так как именно здесь современная система образования только приступила к освоению богатейшего наследия мировой культуры, в том числе - наследия православной педагогики;

- к привлечению опыта отцов Церкви предлагают прибегнуть 12% респондентов. Церковь теперь осознает, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе всю нашу образовательную систему. Тесное взаимодействие с Русской православной церковью необходимо всемерно укреплять.

Святитель Филарет еще в XIX веке писал, что «воспитывать нужно прежде всего учителей. Притом наставниками и педагогами должны быть у нас не иностранные учителя, а свои, отличающиеся чистотой нравов, благородством, пламенной любовью к Отечеству»1;

- большая роль сегодня отводится педагогам в средней и в высшей школах. Педагоги сегодня имеют все необходимые концептуальные основания для работы в области духовно-нравственного воспитания. Но вместе с тем зачастую препятствием является неготовность самих педагогов духовно воспитывать подрастающее поколение. Этому сейчас еще недостаточно учат в институтах и на курсах повышения квалификации — разрушив старую коммунистическую идеологию, мы не смогли системно предложить нового.

Итак, состояние сознания российского общества начиная с 90-х годов можно охарактеризовать как переходное. Общество разочаровалось во многих политических проектах и конструкциях, поэтому идут процессы активного поиска доминант, которые, возможно, способны частично восстановить утраченную идентичность. Однако процесс пересмотра системы ценностей, действовавших в течение 90-х годов, только начинается.

На отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей указывают и наши респонденты (около 50%). Это, по их мнению, ведет к отрицательному влиянию на формирование у их сверстников нравственно-патриотических качеств. 48% опрошенных нами студентов подтверждают, что уровень понимания роли и значения патриотизма в современных условиях

Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Военно-патриотическое воспитание сегодня // Профобразование. 2001. №2. С.17-19. низкий, не очень высоким его считают - 25%, а всего лишь 15% полагают, что он высокий.

Социально-политические установки молодежи постперестроечного периода можно охарактеризовать следующими словами Н.Бердяева: «Массы молодежи требуют во что бы то ни стало быстрой организации общества, единства, хотя бы принудительно... Вкус современной молодежи к насилию есть выражение духовной слабости»1.

Выполняя Постановление Правительства РФ, в котором рекомендовано всем органам исполнительной власти субъектов Федерации разработать региональные программы патриотического воспитания гражданина, предусмотрев в них в том числе реализацию мероприятий, определенных Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», в Москве была разработана программа гражданско-патриотического воспитания москвичей2. Видное место в ней занимает патриотическое воспитание московских школьников с учетом всего спектра постсоветских задач.

Студенты - это вчерашние школьники, а сегодня студентом вуза можно стать еще будучи школьником, одновременно обучаясь и в школе, заканчивая среднее образование, и в вузе, параллельно приобретая знания в высшей школе. Поэтому и студенты, и старшеклассники имеют вполне взрослые, сформировавшиеся суждения, мнения по важным экономическим, политическим вопросам, касающимся нынешней жизни, обстановки в стране.

Похожие диссертации на Формирование патриотизма у российского студенчества