Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период Карамчакова Илона Романовна

Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период
<
Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карамчакова Илона Романовна. Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Карамчакова Илона Романовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2010.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/356

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования этносоциальных процессов 13

1.1. Анализ основных теоретических подходов к исследованию этничности 13

1.2. Этносоциальный процесс как объект социологического исследования 42

Глава II. Современные этносоциальные процессы в Хакасии 66

2.1. Методологические и методические основы прикладного исследования 66

2.2. Процессы этносоциальной стратификации: масштабы и восприятие 76

2.3. Динамика межэтнических отношений в Хакасии 105

2.4. Состояние этнического самосознания населения Хакасии 119

Заключение 137

Список использованной литературы 142

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В течение многих десятилетий существования СССР в научных кругах и в обыденном сознании граждан утверждалось мнение о достаточно успешно проводимой национальной политике, об активных процессах интеграции различных этнических групп в надэтническую общность - единый советский народ. Но с распадом СССР проявились новые и не раскрытые стороны межэтнического взаимодействия. В первую очередь это вызванные в результате провозглашенного «парада суверенитетов» различные этномобилизационные процессы, параллельно протекающие с процессами этнокультурного возрождения. «Взрыв» этничности переживается всеми народами России и прямо влияет на состояние их этнического самосознания, которое посредством этнически обусловленных ценностных ориентации воздействует на изменение всей социальной среды. Особенно остро воспринимаются этносами не только собственное культурное, но и социальное развитие.

Таким образом, актуальным становится исследование социального развития народов России, так как его восприятие может влиять на динамику межэтнических отношений в стране, на существование и развитие этнической напряженности и даже конфликтов. Исследование этносоциальных процессов приобретает особую актуальность в условиях российских регионов, каждый из которых характеризуется сложившейся системой межэтнических взаимодействий. Республика Хакасия - субъект Российской Федерации с собственной спецификой политической, социально-экономической и духовной жизни, где представлены многие этносоциальные процессы, происходящие в сибирских регионах, а также различные порождаемые этими процессами противоречия. Поэтому для успешного управления этносоциальным развитием в Хакасии требуется исследование процессов этносоциальной стратификации населения (их масштабы и восприятие), динамики межэтнических отношений и состояния этнического самосознания,

тем более что они освещены в основном историками, философами, антропологами, социолингвистами, но должного социологического рассмотрения и объяснения пока не получили. В данной работе представлена попытка изучения обозначенных этносоциальных процессов в Хакасии именно с точки зрения социологической теории.

Степень научной разработанности проблемы. Основательные традиции как в зарубежной, так и в отечественной науках по проблемам исследования этничности представлены трудами: Б. Андерсона, Ю.В. Арутюняна, Ф. Барта, Ю.В. Бромлея, Ван ден Берга, М. Вебера, Э. Геллнера, Л.Н. Гумилева, В.И. Козлова, Э. Смита, В.А. Тишкова, Э. Дж. Хобсбаума. Рассмотрению теоретических основ понимания этничности посвящены также современные работы российских ученых: Б.Е. Винера, Л.М. Дробижевой, В.В. Коротеевой, Л.Р. Низамовой, СЕ. Рыбакова, Н.Г. Скворцова и др.

Состояние этнического самосознания народов России и динамика межэтнических отношений в полиэтническом государстве, проблемы их развития, регулирования являются одними из самых сложных. Решению этих проблем посвящены работы ученых: А.В. Авксентьева и В.А. Шаповалова, М.Г. Губогло, Т.С. Гузенковой, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, А.И. Куропятника, М.О. Мнацаканяна, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой, О.В. Паченкова, Е.В. Петровой, Е.А. Окладниковой, Л.В. Остапенко и др.

Разработка теоретических основ этносоциальной стратификации изложена в работах: Б. Барбер, P.P. Галлямова и Л.Ф. Зайнетдиновой, В.И. Ильина, Т.Р. Калимуллина, В.И. Козлова, Г.Г. Котожекова, Л.В. Остапенко, З.В. Сикевич.

Изучением этносоциальных процессов в Хакасии занимаются в историческом и этнологическом аспектах: В.Ф. Буров, В.Я. Бутанаев, В.И. Кривоногов, К.М. Торбостаев, В.И. Тугужекова и др.

Философские и культурологические аспекты этносоциальных процессов в Хакасии рассмотрены: Ю.М. Аксютиным, Л.В. Анжигановой, Г.В. Грошевой, Е.А. Ерохиной, А.С. Логачевой, Т.Н. Медведевой, Ю.В. Попковым и др.

Антропологическое изучение этносоциальных процессов представлено трудами сотрудников Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая и касается процессов социокультурной, экономической, политической адаптации этносов Хакасии к постсоветским преобразованиям в стране: П.М. Алексеева, З.В. Анайбан, Л.В. Остапенко, А.В. Юракова.

Социально-демографическим особенностям развития населения Хакасии посвящены работы: Г.С. Гончаровой и Л.Я. Савельева, Е.Е. Ивандаевой, В.А. Кышпанакова, С.К. Смоктунович, И.Н. Трошкиной. Социальными аспектами функционирования хакасского языка занимаются социолингвисты: Т.Г. Боргоякова, В.Г. Карпов, Е.К. Побызакова.

Объект исследования - этносоциальные процессы в Хакасии.

Предмет исследования - специфика этносоциальных процессов у хакасов и русских, рассматриваемая на примере: процессов этносоциальной стратификации, динамики межэтнических отношений, состояния этнического самосознания.

Цель диссертационного исследования - выявить специфику современных этносоциальных процессов Хакасии.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

  1. проанализировать основные теоретические подходы к исследованию этничности;

  2. уточнить понятие этносоциального процесса как объекта социологического изучения;

  3. обобщить методологические и методические основы исследования этносоциальных процессов;

4) рассмотреть процессы этносоциальной стратификации населения
Хакасии (их масштабы и восприятие);

5) выявить специфику межэтнических отношений;

6) определить состояние этнического самосознания хакасов и русских. Теоретической основой диссертационного исследования являются:

  1. труды ученых, заложивших основы изучения теоретических проблем этничности (Б. Андерсона, Ф. Барта, Ю.В. Бромлея, Ван ден Берга, М. Вебера, Э. Геллнера, Л.Н. Гумилева, Э. Смита, В.А. Тишкова, Э. Дж. Хобсбаума);

  2. основные работы современных отечественных этносоциологов (Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, В.В. Коротеевой, М.О. Мнацаканяна, З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцова);

  3. важнейшие положения современной социологии, позволяющие рассматривать процессы социальной стратификации, этносоциальной стратификации и межэтнические отношения (Т. Парсонс, P.P. Галлямова и Л.Ф. Зайнетдиновой, В.И. Ильина, Г.Г. Котожекова, Л.В. Остапенко).

Методологическая база исследования основана на принципах современных гуманитарных наук - исторического, сравнительного и диалектического подхода. Автор также опирается на системную и структурно-функциональную парадигмы рассмотрения этносоциальных процессов в Хакасии. При сборе и обработке эмпирического материала использованы анкетный и экспертный опросы, дана социологическая интерпретация полученных результатов. Количественный анализ эмпирического материала проведен с помощью применения пакета программ SPSS.

Эмпирическую базу исследования составляют:

  1. статистические данные, опубликованные в период с 2004 по 2009 г.: а) федеральной службы государственной статистики; б) территориального органа федеральной службы государственной статистики по республике Хакасия;

  2. результаты социологического исследования, проведенного РАН, Центром по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая в 2003 году - «Этнорегиональные

модели адаптации к условиям трансформирующегося общества (постсоветский опыт)»;

3) результаты социологических исследований, проведенных автором

в 2009 - 2010 годах при организационной поддержке Учебно-экспериментальной лаборатории социологических исследований (УЭЛСИ) Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: а) данные массового опроса населения (639 чел.) по программе «Этносоциальные процессы в современной Хакасии»; б) данные экспертного опроса, в качестве экспертов выступили 8 человек (ученые, политики, деятели культуры).

Научная новизна работы состоит в следующем:

  1. впервые проанализированы различные проблемы и факторы этносоциальной стратификации населения, особенности их восприятия (оценки): демографические, миграционные проблемы, факторы расселенческий, образовательный, уровень дохода, социально-профессиональные ориентации и представительство во властных структурах;

  2. выявлена специфика протекания межэтнических отношений в республике на современном этапе;

  3. определены особенности современного состояния этнического самосознания хакасов и русских.

Основные положения, выносимые на защиту: 1) исследование демографических, расселенческих и миграционных аспектов этносоциальной стратификации в Хакасии показало: нулевой порог хакасами преодолен (не наблюдается депопуляции), русские же находятся в общероссийском русле превышения смертности над рождаемостью, хакасская и русская молодежь ориентирована на рождение двоих детей, данный факт может зависеть от изменений социокультурных ориентиров населения, особенно молодежи, социализация которой проходит в период радикальных социальных трансформаций, соответственно, в ближайшее время в Хакасии не ожидается увеличения численности населения; уровень

урбанизированности русских выше данного уровня хакасов; большинство опрошенных хакасов и русских не собираются покидать республику в ближайшие год-два.

  1. хакасы имеют более высокий уровень образования, чем русские, как в советское время, так и в постсоветский период. Предполагается, что в современных условиях (при преобладании платного образования) доступ к нему в большей степени будет зависеть от уровня материального достатка населения, в отличие от советского периода, когда нередко выделялись квоты на получение бесплатного качественного образования.

  2. социально-профессиональное развитие этносов достигло высокого уровня, ими заняты определенные производственные ниши. Важную роль играет степень престижности профессии родителей, чем она выше, тем больше прослеживается преемственность в видении профессионального будущего детей. Во властном аспекте стратификационные различия проявляются наиболее рельефно: процент представительства хакасов в органах государственной власти снижается, заметна конкуренция за политические ресурсы.

  3. степень внутриэтнического социального неравенства у русских и у хакасов примерно одинакова. Разница в уровне материального достатка проявляется у хакасов и русских в возможности приобрести автомобиль и квартиру, русских, имеющих такую возможность больше, чем хакасов.

  4. особенности восприятия процессов этносоциальной стратификации прослеживаются в том, что хакасами они воспринимаются как межэтнические, русскими как внутриэтнические.

  5. динамику межэтнических отношений в Хакасии можно охарактеризовать как стабильную.

  6. хакасы и русские имеют позитивную этническую идентификацию. В наибольшей степени хакасов сближают этнокультурные признаки (культура, традиции, обычаи, язык, общая территория проживания), русских также

(язык, культура, традиции, обычаи), в меньшей степени психологические особенности и антропологические признаки. Среди этнодифференцирующих признаков у хакасов - культура, традиции, обычаи, внешний облик, язык, у русских - язык, культура, традиции, обычаи, внешний облик, т.е. на первом плане также этнокультурные различия, затем антропологические и меньше психологические. Русским характерна общероссийская идентификация больше чем региональная, у хакасов наоборот.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы:

- в работе органов государственной власти, занимающихся вопросами
этносоциального и этнокультурного развития народов Хакасии;

- в дальнейшей теоретической разработке исследований этносоциальных процессов в Хакасии;

- при составлении программ спецкурсов по этносоциологии, регионологии.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного

исследования были представлены на международных научно-практических и научных конференциях: «Третьи Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург, 2008 г.), «Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии» (Санкт-Петербург, 2009 г.), «Четвертые Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург, 2009 г.), «Регионы России: экономика, культура, история» (Березники, 2009 г.), «Общество потребления и современные проблемы сферы услуг» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая глава состоит из двух параграфов, вторая - из четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Анализ основных теоретических подходов к исследованию этничности

В социальных науках общество традиционно рассматривается как система, при анализе которой внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. По аналогии с названием работы Г. Зиммеля «Как возможно общество?» главный вопрос этнической социологии - как возможна этническая группа (этнос)? Каким образом у социального субъекта формируется чувство «сопричастности» к судьбе своей этнической группы, как формируется, и что есть «этничность»? Насколько свободен человек, реализуя то или иное этническое поведение? Ответить на все эти вопросы позволяет выяснение содержания понятия «этничность». Научным проблемам в определении феномена этничности в этнологии, антропологии и социологии посвящены работы ученых: Б. Андерсона, Ю.В. Арутюняна, Ф. Барта, Ю.В. Бромлея, Ван ден Берга, М. Вебера, К. Вердери, Э. Геллнера, Л.Н. Гумилева, В.И. Козлова, Э. Смита, В.А. Тишкова, Э. Дж. Хобсбаума, М. Хроха10и др. Следует отметить и работы российских ученых, активно занимающихся данной проблематикой: Б.Е. Винера, Л.М. Дробижевой, В.В. Коротеевой, Л.Р. Низамовой, СЕ. Рыбакова, Н.Г. Скворцова1 и многих других.

Все существующие на сегодняшний день теории и концепции могут быть сведены к трем основным подходам к пониманию феномена этничности -примордиализму, инструментализму и конструктивизму.

Прежде чем разобраться со своеобразием подходов к этничности, следует определить, что понимается под «этничностью».

В научной литературе (социологии, социальной/культурной антропологии, политологии) выделяются три основных аспекта проявления этничности12:

а) интеракционный аспект — этничность как форма межгруппового взаимодействия, т.е. как сторона социального взаимодействия между группами, члены которых рассматривают себя («мы») как культурно отличающиеся от членов других групп («они»), с которыми они имеют какие-либо отношения;

б) атрибутивный аспект - этничность как качество группы, т.е. набор характеристик, или атрибутов, конституирующих этническую группу в качестве единой общности: территория, язык, историческая память в форме этноистории, общие культурные черты, самосознание, этноним и др.;

в) субъективно-символический аспект - этничность как этническая идентичность, т.е. специфическая форма идентификации, заключающаяся в соотнесении индивидом некоторых составляющих собственной определенности с рядом характеристик группы, к которой он себя причисляет.

Следует более подробно рассмотреть сущность выделяемых аспектов.

Интеракционный аспект: этничность как форма межгруппового взаимодействия.

З.В. Сикевич полагает, что этничность - это «групповая характеристика, которая обнаруживается в сравнении «нас» с «не-нами» . Если такого отношения не существует, то невозможно говорить об этничности, так как она предполагает отношения между группами людей, члены которых рассматривают друг друга как различающихся по каким-либо культурным характеристикам. Следует подчеркнуть, что именно тогда, когда культурные различия воспринимаются как значимые, важные и социально релевантные, межгрупповые социальные отношения приобретают этническую окраску .

«Этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации, только в ходе взаимодействия с иной этнической группой может проявляться своя «этническая индивидуальность»15. Основное проявление этничности сводится к тому, что дихотомия между членами определенной общности (то есть «нами») и членами других общностей (то есть «не нами») должна сохраняться, даже если различные традиции, культурные характеристики групп подвержены трансформации. Существенны именно границы, которыми этническая группа очерчивает свое специфическое культурное содержание. По мнению Ф. Барта, «этнические группы сохраняются как значимые единицы лишь постольку, поскольку существует маркированное отличие в поведении, то есть, поскольку существуют постоянные культурные различия»16. Этничность — это такой аспект социального взаимодействия между группами, когда члены одной группы рассматривают себя в качестве культурно отличных от членов других групп, с которыми они вступают в определенные отношения. Культурные различия постоянно влияют на отношения между членами различных групп, поэтому этничность проявляется в различных социальных взаимодействиях. Следовательно, этничность является продуктом межгруппового взаимодействия, в процессе которых существенную роль выполняют постоянные культурные различия групп.

Атрибутивный аспект: этничность как качество группы.

Этничность как атрибутивный аспект рассматривает Ю.В. Бромлей в своем определении этноса в узком смысле: «Исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание, фиксированное в самоназвании (этнониме)» .

Энтони Смит обращает внимание на необходимость сосредоточиться на более постоянных «субъективных» моментах человеческого взаимодействия, которые «запечатлеваются именно в искусстве, языке, науке, юридических кодах и т.д. Речь идет о символах, мифах, памяти и ценностях. Он доказывает, что «ядро» этничности, как она отражается в исторических записях и обуславливает индивидуальный опыт, заключается именно в этих компонентах культуры»18.

Соответственно можно выделить набор характеристик или атрибутов, которые создают этническую группу как целостную общность. Прежде всего, этносом становится только та группа людей, которая сознает себя особым объединением, отличающим себя от других общностей. Это и есть осознание своего группового единства — этническое самосознание, внешним выразителем которого является самоназвание. Наличие самоназвания служит для идентификации другими. Самоназвание является интегративным показателем этноса, который включает представления об общности происхождения и общности территории членов группы.

Этничность опирается на «веру» в общее происхождение, которая фиксируется в форме мифов (исторических мифов), благодаря им передается из поколения в поколение. Исторические мифы могут указывать на происхождение группы, на ее будущее и современное состояние. Отвечают на вопрос «Кто мы?»

Историческая память или этнопамять, этноистория проявляется в способности людей сохранять информацию о событиях прошлого, сыгравших важную роль в их судьбе, воспроизводить их при необходимости и тем самым конструировать свое поведение.

Общность территории, наряду с общностью языка и культуры относится большинством исследователей к числу важнейших компонентов определения этноса и нации. Например, в теории этноса и теории нации «территория»:

1) естественно-географическая часть поверхности Земного шара с определенными условиями, в которых живут люди, образующие этнос;

2) социально организованное пространство, в котором эти люди вырабатывают систему своего жизнеобеспечения, развивают материальную и духовную культуру, а контактируя с людьми, принадлежащими к другим этносам, так или иначе трансформируют свое этническое бытие19.

Этносоциальный процесс как объект социологического исследования

Глубокие изменения, произошедшие в российском обществе в конце XX в., способствуют новому углубленному изучению его развития, где особое внимание уделяется динамическим аспектам социальной жизни и протекающими в ней социальным и этносоциальным процессам.

В данном параграфе рассмотрены теоретико-методологические основы, посвященные понятию этносоциального процесса как объекта социологического исследования. Для определения этносоциального процесса, его роли и места в социальной системе, следует последовательно рассмотреть важнейшие социологические понятия такие, как социальная система, социальный процесс.

СИ. Росенко отмечает, что в настоящее время в современной социологической науке отсутствует единое понимание дефиниций социальная система, социальная структура и социальная дифференциация .

Под социальной системой обычно понимают структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной социальной общности (социальная группа, социальная организация и т.д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.). В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные элементы (верования, представления и т.д.). В процессе взаимодействия как люди, так и социальная среда оказывают систематическое воздействие на индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная социальная общность становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности63.

СИ. Росенко считает, что социальная система, в отличие от социальной структуры и социальной дифференциации, является более широким понятием и включает в себя как совокупность существующих в обществе социальных групп и слоев, так и взаимодействие между ними66. «Элементами социальной системы являются классы (страты), профессиональные и отраслевые, этнические общности - нации, народности, демографические группы, территориальные общности, семейные и производственные коллективы и др.» .

Согласно Т. ГТарсонсу любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняется четыре условия :

1) система должна быть адаптирована к окружающей среде, то есть приспособлена к особенностям: а) природы человека как биологического организма и как личности; б) физико-органической среды обитания людей, жизнедеятельность которых она организует и упорядочивает; в) культуры как системы ценностей;

2) система должна быть саморегулируемой, то есть при изменении в окружающей среде в ней должны вырабатываться цели (направления изменения структуры) и функционировать механизмы реализации этих целей;

3) система должна быть внутренне интегрирована, то есть между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи и функционирование элементов должно быть скоординированным;

4) система должна быть структурно стабильной, то есть в достигнутом системой состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время. Эти четыре требования обусловливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Т. Парсонс назвал «адаптация», «целедостижение», «интеграция», «поддержание латентного образца».

Следовательно, специфика социальной системы состоит в следующем:

1) она формируется на базе той или иной социальной общности -социальная группа, социальная организация и т.д.;

2) элементами социальной системы могут являться люди (их социальный статус и роль, их социальные нормы и ценности и индивидуальные качества), идеальные и случайные элементы.

3) Социальная система имеет собственные условия стабильного существования, при которых должны выполняться функции «адаптации», «целедостижения», «интеграции», «поддержания латентного образца». Любой процесс (от лат. processus - продвижение) связан с последовательным изменением явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо69.

Особой разновидностью являются социальные процессы :

1) последовательное изменение состояний или элементов социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта.

Различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизводство качественного состояния объекта; социальные процессы развития, обуславливающие переход объекта к качественно новому состоянию, развитие может быть прогрессивным, эволюционным и революционным; социальные процессы различают также по объекту -человечество, класс, организация, малая группа, по степени управления -стихийные, естественно-исторические, целенаправленные.

2) любая поддающаяся идентификации, повторяющаяся модель социальных взаимодействий: конфликт, кооперация, конференция, дифференциация и т.д.

Социальный процесс - «совокупность человеческих действий, обуславливающие воспроизводство и развитие общества, определяющие сохранение и трансформации связей социального бытия» . В целом понятие «социального процесса» является одной из важнейших социологических категорий. Понятие социального процесса является достаточно разработанным, но его применение требует конкретизации. Под социальным процессом в работе понимается любой тип социального взаимодействия, который порождает последовательное изменение социальной системы или ее подсистемы, любого социального объекта.

История человечества свидетельствует о том, что взаимодействие, частые контакты различных этнических групп нередко стимулировали социальные изменения, новации, увеличивали разнообразие и число исторических альтернатив. Можно предположить, что подобную роль могут играть и современные этносоциальные процессы, то есть участвующие в них социальные актеры - этнические группы. Важно также выяснять характер и направление подобных преобразований. События постсоветского периода истории России продемонстрировали актуальность проявления этнических аспектов социальной, экономической и политической жизни страны, в связи с этим многие социальные процессы могут быть рассмотрены как этносоциальные процессы. Их исследование предполагает определение понятия «этносоциального процесса».

Прежде чем определить, что представляет данное понятие, нужно выделить функции различных аспектов проявления этничности в современном обществе, т.е. как этничность влияет на изменение элементов социальной системы. Отечественные этносоциологи как на индивидуально-личностном, так и на групповом уровне выделяют следующие функции этничности в обществе :

1) регулятивная;

2) информационная;

3) защитная;

4) инструментальная или мобилизационная;

5) мотивационная.

Для каждого члена одной общности этничность, опосредуя институциональные нормы, выступает регулятором социального поведения. Так как любой человек выполняет целый набор социальных ролей, входит во множество слабо связанных между собою групп, причем каждая роль и каждая группа предъявляют к нему собственные требования, которые зачастую не согласуются, а напротив противоречат друг другу. Этничность же регулирует межличностное и межгрупповое общение на основе традиций, обычаев, общепризнанных устойчивых ценностей. В этом состоит регулятивная функция этничности.

Процессы этносоциальной стратификации: масштабы и восприятие

В данном параграфе проанализированы процессы социального неравенства основных контактирующих этнических групп Хакасии - хакасов и русских. В работе предполагается, что данные этнические группы изначально несут в себе этнокультурные различия, которые не могут рассматриваться как факторы, содержащие в себе потенцию конфликта или конкуренции, так как воспринимаются населением толерантно.

В республике Хакасия, как и во многих других республиках Российской Федерации, существует социальная дифференциация контактирующих этнических групп, по различным показателям, а этносоциальная стратификация населения является своеобразным результатом социального развития этих групп в постсоветский период, которое во многом обусловлено наступившими в 1990-е годы социальными трансформациями и проводимой еще в советские годы социальной политикой.

Демографические и расселенческие характеристики населения Хакасии.

Расселенческие и демографические характеристики населения составляют территориально-демографическую основу этносоциальной иерархии этнических групп. Расселенческие аспекты этносоциальной стратификации основаны на неравенстве этнических групп по типу расселения (большей частью сельского или городского), а демографические аспекты - нахождении на определенной стадии демографического перехода.

По материалам Всероссийской переписи населения 2002 г. численность населения Хакасии составляет 546 тыс. человек, из них русские - 80% (436,8 тыс. чел.), хакасы — 12% (65,4 тыс. чел). В сравнении с 1989 г. доля хакасов в республике увеличилась с 11,1% до 12%, в основном за счет миграционного оттока нехакасского населения из Хакасии. Однако численность хакасов в России сократилась с 80,3 тыс. человек в 1989 году до 75,6 тыс. Общая численность этнических меньшинств снизилась с 9,5% до 8%, но их полиэтничность сохраняется: по данным 1989 года в Хакасии проживали представители 107 народов, по данным 2002 года - представители 118.

По статистическим данным численность населения республики была в 1989 году - 566,9 тыс., в 2002 году - 546 тыс., в 2005 году - 538,2 тыс. человек . Вплоть до 1989 года население Хакасии формировалось за счет естественного прироста и значительного миграционного притока (в результате освоения целины, формирования Саянского территориально-производственного комплекса). Миграция до середины 1980-х годов играла важную роль одного из источников формирования населения юга Красноярского края и Хакасии. С конца 1980-х годов, наметился спад производства, впервые за многие годы произошло абсолютное сокращение численности работающих в народном хозяйстве. Появилась безработица. Но в целом тенденция роста численности населения сохранялась до 1989 года. Далее рост численности населения Хакасии сменился убылью.

В 1990 году естественный прирост хакасского населения составлял 867 чел., этот показатель был гораздо выше, чем у других народов республики. В 1993-1994 года хакасы перешли роковую нулевую отметку, и начался процесс убывания титульного этноса на фоне общероссийского процесса депопуляции. Если в 1990 году естественный прирост всего населения в республике на 1000 чел. составил 4,7, в том числе хакасов — 13,8%о чел., то в 1992 году общий прирост составил только 0,5%о, в 1994 году уже была убыль численности: -0,5 %о у всего населения, -2,4%о у хакасов. К 1995 году ситуация несколько улучшилась: у хакасов прирост составил +0,06%о при убыли всего населения республики в -4,1%о. В 1996 году на 1000 хакасов родилось 162, умерло - 118, в 1997 году соответственно 175 и 112". В настоящее время у хакасов не наблюдается процессов депопуляции, в отличие от русского населения.

Уровень урбанизированности среди хакасов ниже в сравнении с русским: если в 1989 году 35,6% хакасов проживало в городах республики, а русских -77,9%, то по переписи 2002 года доля городских хакасов составила 31,2%, русских соответственно - 55,3%. Несмотря на то, что хакасы являются вторым по численности этносом Хакасии, доля горожан среди них ниже в сравнении с другими народами, проживающими в республике составляет 6,6%.

Из восьми сельских районов Хакасии максимальный удельный вес хакасов в Аскизском районе составляет 40,6%, в Таштыпском районе 20%, в остальных сельских районах численность хакасов составляет от 2500 чел. (в Алтайском районе) до 4290 чел. (в Бейском районе). Нужно отметить, что с 1990 по 2001 года население четырех сельских районов сократилось от 1 тыс. чел. до 5,4 тыс. чел " . Что, конечно же, не могло отразиться на генофонде всей республики.

Есть различия в средней продолжительности жизни: у хакасов - 64 года, у русских - 69 лет . Но хакасское население моложе по возрастным показателям, чем русское. По переписи 2002 года медианный возраст хакасов составил 29,7 лет, у мужчин — 27,9 лет, у женщин - 31,5 лет; у русского населения республики медианный возраст составил 34,3 года, у мужчин -31,5, у женщин - 37,3 года. Наблюдается значительный перевес женщин в старших возрастных группах, как у хакасского населения, так и у русского населения. Доля лиц моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте у русских меньше, чем у хакасов. А вот пожилых людей среди русских, наоборот, больше. Следовательно, потенциал трудовых ресурсов у хакасского населения значительно выше, чем у русского. Об этом свидетельствуют результаты переписи 2002 года. Среди русских: удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста - 20,2%, удельный вес лиц трудоспособного возраста — 62%, удельный вес лиц старше трудоспособного возраста — 17,8%. Среди хакасов: моложе трудоспособного возраста - 26,3%, трудоспособного - 61,4%, старше трудоспособного возраста - 12,3%. В целом, можно отметить, что у хакасов, в сравнении с русскими, на современном этапе представлена более прогрессивная возрастная структура населения. Демографическая ситуация русских в Хакасии в целом неблагоприятна и находится в общероссийском русле превышения смертности над рождаемостью. Исследователи расходятся в определении причин депопуляции русского народа и в целом для населения России. Большинство полагает, что в ближайшее время не следует надеяться на кардинальное изменение ситуации. ;

Весьма важным является рассмотрение таких значимых вопросов, касающихся причин, влияющих на демографическую ситуацию в республике, как сохранение хакасов - народа с уникальной историей и культурой. Можно выделить несколько точек зрения известных исследователей по этим вопросам. Например, Тугужекова В.Н. считает, что именно экономические реформы 1990-х годов негативно отразились на демографическом развитии республики. Исследовав этноадаптационные процессы среди населения, приходит к следующим результатам: в 1990-е годы, как хакасы, так и русские отмечали ухудшение показателей социально-экономического и духовного развития социума. Была выявлена социальная напряженность в республике, которая не приобрела национальной окраски и проявлялась в основном по линии «бедные-богатые». Исследования середины 2000-х годов показывают некоторый прогресс в адаптации населения Хакасии к новым условиям, порожденным реформированием общества 24.

Л.В. Анжиганова утверждает, что изменения традиционного мировоззрения хакасов могут отражаться на популяции этноса. Она пишет: «Отличительной чертой традиционного мировоззрения хакасов за последние триста лет является доминирование идеологии (и психологии) выживания: ассимилирование инокультурного опыта с акцентированным сохранением собственного, превращением его в самоцель развития» " . Рассматривая процессы этнического и национального возрождения вместе с проблемой выживания этноса, полагает, что «... в процессе этнического возрождения необходимо использовать механизмы выживания для оптимизации процесса развития народа» .

В данном исследовании представлена попытка рассмотреть репродуктивные установки респондентов — хакасов и русских, был предложен вопрос «Сколько бы Вы хотели иметь детей? (Ответьте, пожалуйста, независимо от того есть у Вас дети или нет)». Получены следующие результаты: большинство респондентов и русские и хакасы ориентированы иметь двоих детей - 55,4 % и 52 %. Только 23,8 % русских и 21,7% хакасы хотели бы иметь троих детей, четверых и больше детей - 4 % русских и 7 % хакасов. В зависимости от возраста имеются следующие данные: в желании иметь двоих детей нет особых возрастных и этнических различий, а вот троих, четверых больше детей в основном хотели бы иметь респонденты в возрасте 31 - 44 лет и 45 - 59, 60 и старше, как русские, так и хакасы.

Состояние этнического самосознания населения Хакасии

О происходящих этносоциальных процессах в регионе можно судить не только по развитию этносоциальной стратификации, динамике межэтнических отношений, но и процессам интеграции и дезинтеграции, которые определяют развитие общества на макро- и микроуровнях. Главным критерием этих процессов в этнических общностях можно назвать состояние этнического самосознания и этнической идентичности. Состояние этнического самосознания является важнейшим фактором, определяющих специфику этносоциальных процессов.

Одна из гипотез исследования состояла в том положении, что важнейшей характеристикой этносоциальных процессов в регионе является рост самосознания основных этнических групп Хакасии. Этническое самосознание выступает в качестве показателя, по которому можно судить о степени единства этнической группы в пределах определенной территории (консолидации), о ее отношении к своему окружению, к собственному социальному статусу на современном историческом этапе.

Главной составляющей этнического самосознания, как правило, является этническая самоидентификация. Результаты данного исследования показали, что для хакасов и для русских не характерна смена этнической принадлежности, все респонденты хакасы идентифицируют себя хакасами, русские — русскими.

Для них характерна позитивность этнической идентичности, об этом свидетельствует тот факт, что почти все респонденты хакасы и русские не стали бы менять свою этническую принадлежность.

1 % среди хакасов ответили, что поменяли бы свою этническую принадлежность на русскую, 0,5 % опрошенных русских - на «американскую».

Негативное восприятие собственной этнической идентичности, также как и гипервосприятие ее может свидетельствовать о низком статусе этнических групп в обществе или о маргинальности (пограничности) этнической идентичности. По результатам данного исследования видно, что своей этнической принадлежностью гордятся и русские и хакасы примерно в одинаковом числе - 27,7 % русских и 28,3 % хакасов. Относятся безразлично к своей этнической принадлежности - 11,9 % русских и 8,6 % хакасов. Для небольшого числа хакасов (2 %) и русских (1 %) в республике характерно негативное восприятие своей этнической идентичности, т.е. они стесняются ее. Для большинства населения характерно спокойное отношение к собственной этнической принадлежности. Данные факты косвенно свидетельствуют о том, что хакасы и русские в республике возможно удовлетворены социальным статусом своих этнических групп.

Причем с гордостью относятся к собственной этнической принадлежности среди хакасов и русских в основном молодежь до 29 лет. Это показывает, что в современной Хакасии именно молодежь наиболее подвержена восприятию и отражению происходящих процессов этнического возрождения (в системе различных аспектов этнокультурного развития). Люди среднего и старшего возраста более последовательны в определении своей этнической принадлежности и относятся в большинстве к ней спокойно. Половая принадлежность в процессе этнической идентификации не играет важной роли.

Основными признаками этнической идентификации выступают у хакасов (по убыванию):

1) все мои предки были этой национальности -71 %;

2) это национальность моей матери - 36,6 %;

3) это национальность моего отца — 33 %;

4) говорю на этом языке —21 %;

5) живу среди людей этой национальности - 20 %;

6) следую традициям, обычаям этого народа — 19 %;

7) исповедую религию этого народа - 0 %;

8) затруднились с ответом — 0 %.

У русских основными признаками этнической идентификации являются (по убыванию):

1) все мои предки были этой национальности - 60 %;

2) говорю на этом языке - 37,6 %;

3) это национальность моей матери — 30 %;

4) это национальность моего отца - 25 %;

5) живу среди людей этой национальности - 18 %;

6) следую традициям, обычаям этого народа — 16 %;

7) исповедую религию этого народа — 8,4 %;

8) затруднились с ответом - 0,5 %.

У большинства русских и хакасов определяющим признаком этнической идентификации является представление о том, что все их предки были этой этничности, т.е. важную роль играет этногенетический фактор (происхождение). В зависимости от возраста прослеживается следующая закономерность: среди хакасов так считают в основном люди среднего возраста от 30 до 44 лет, среди русских от 45 до 59 лет. Это можно объяснить тем, что этап их социализации пришелся на советский период или период распада СССР, когда основным этноидентифицирующим признаком признавалось именно этническое происхождение человека (графа «национальность» в паспорте), другие важные факторы не были столь актуальны как в постсоветское время. Основные различия наблюдается в том, что для русских «свой» язык стоит на втором месте, у хакасов - на четвертом, русские указали религию, как этноидентификатор, у хакасов данный признак не является этноидентификационным. Последнее связано с принятием христианства предками хакасов от русских в еще в XIX веке (1876 г.) русскими. «Свой» язык как этноидентификатор у русских стоит на втором месте, у хакасов на четвертом, т.к. почти все уровни владения хакасами этническим языком снижается.

Для хакасов и русских важным этноидентификационным признаком является этническая принадлежность матери и отца, его отмечает в основном и хакасская и русская молодежь (также хакасы в возрасте от 30 до 44 лет). Это можно объяснить тем, что в процессе социализации детей родители уделяют внимание формированию положительного восприятия этнической идентификации. Следование традициям, обычаям стоит у хакасов и русских на шестом месте, причем это отмечают люди нижнего среднего возраста (от 30 до 44 лет). Следовательно, молодежь недостаточно оценивает традиции собственного народа или не знает их.

В исследовании также предпринята попытка проследить иерархию этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаков.

У хакасов этноконсолидирующими (этнообъединяющими) признаками являются (по убыванию):

1) культура, традиции, обычаи — 60 %;

2) язык-40,4%;

3) общая территория проживания - 34,8 %;

4) общая история - 33 %;

5) внешний облик - 14 %;

6) общее будущее — 14 %;

7) черты характера, психология - 13 %;

8) ничего - 9 %;

9) религия - 3,5 %;

10) затруднились с ответом - 2 %.

Похожие диссертации на Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период