Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Боронникова Галина Александровна

Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества
<
Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Боронникова Галина Александровна. Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Пермь, 2003.- 264 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/348-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования инновации... 14

1.1. Категории инноваций в социологической науке 15

1.2. Инновация в социально-культурной сфере 30

1.3. Методика эмпирического исследования инноваций в социально-культурной сфере 57

Глава 2. Содержание и формы инновационной деятельности в социально-культурной сфере 73

2.1. Характер и содержание инновационной деятельности в социально-культурной сфере 73

2.2. Формы инновационной деятельности организаций социально-культурной сферы 101

2.3. Управление и регулирование инновационной деятельности в социально-культурной сфере 135

Заключение 167

Библиографический список 177

Приложения 201

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях трансформации
российского общества иные подходы потребовались в решении
финансовых, правовых, хозяйственных, социальных проблем

функционирования организаций социально - культурной сферы.

За последние годы в организациях социально - культурной сферы произошли глубокие организационные, производственные, социальные, технические и технологические изменения.

Современная социально - культурная ситуация обусловила целый ряд преобразований в социально - культурной сфере.

Преобразование институтов социальной сферы: здравоохранения,
образования, науки, культуры, социальной защиты и др. является одной из
сфер социально - инновационной активности [60;с.4]. Необходимость
разработки и внедрения новшеств в современных организациях не
вызывает сомнения. Принятые за последние годы Законы Российской
Федерации " Об аренде", "О собственности", "Основы Российского
законодательства о культуре" и другие документы создали нормативно -
правовую базу для коренных преобразований экономических,
организационно- управленческих форм функционирования объектов
социально - культурной сферы. В этих условиях все большее значение
приобретает инновационная деятельность организаций, развивается
предпринимательство, маркетинговая деятельность, проявляется
инициатива и творчество работников социально - культурной сферы,
основанные на многообразии форм собственности и хозяйствования,
происходит становление нового экономического мышления. В

социально - культурной сфере формируется сеть новых типов предприятий: арендных, частных, семейных; акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, творческих объединений, ассоциаций, союзов, центров и т.п. Стали развиваться негосударственные

формы хозяйствования, основанные на коллективной / групповой / или частной собственности.

Объективные потребности общественного развития порождают прогрессивные перемены в функционировании социально - культурной сферы: снижение роли централизованного контроля, наделение управленческого персонала правом самостоятельного принятия решений как оперативного, так и стратегического характера, создание новых организационных и экономических моделей предприятий социально -культурной сферы.

Демократизация и децентрализация управления, расширение полномочий местных органов власти, переход от административно -командных к экономическим методам управления создали внешние предпосылки и стимулы инновационной деятельности организаций социально - культурной сферы. С другой стороны, возникающие и существующие проблемы в деятельности организаций являются внутренними стимулами нововведений в организациях, вызывают к жизни инновационные проекты и программы.

Необходимость и актуальность исследования нововведений в социально - культурной сфере обусловлена прежде всего причинами объективного характера. Во-первых, главное внимание в инновационной деятельности уделяется выработке стратегии организаций и мер, направленных на ее реализацию. Во- вторых, инновационной деятельностью занимаются все организации социально - культурной сферы, так как для разрешения проблем, возникших в деятельности организаций, необходим поиск новых направлений развития, изменение содержания и форм производственной деятельности. В - третьих, в ходе инновационной деятельности в организациях разрабатываются мероприятия, имеющие важное социальное значение, принимаются инновационные решения, связанные с улучшением условий и организации

труда работников, стимулированием их труда, что способствует формированию более благоприятного социально - психологического климата в организациях. Процесс нововведений оказывает влияние и на неформальные отношения, традиции, ценности, мотивы поведения людей. В - четвертых, инновационная деятельность тесно связана с творческой деятельностью организаций социально - культурной сферы. Именно в процессе инновационного поиска обогащается содержание творческой деятельности организаций, рождаются новые формы социально -культурных услуг, отвечающие потребностям различных социальных групп населения. В- пятых, в инновационной деятельности проявляются лучшие профессиональные, деловые и личные качества работников, раскрываются их творческие способности, инициативность, творческий подход к решению проблем функционирования организации.

Степень разработанности проблемы. Для практического решения задач инновационной деятельности организаций социально - культурной сферы необходима научная основа, творческое исследование данного процесса. В последние годы издано большое количество работ, в которых исследуется инновационная деятельность организаций, выясняются причины и характер нововведений, разрабатываются критерии оценки нововведений.

Нововведения являются объектом изучения многих наук.

Впервые описание инновационных процессов ввел в науку Й.Шумпетер в работе " Теория экономического развития" (1911г.). Н.Д.Кондратьев в своей теории " длинных волн" установил влияние радикальных новшеств на мировое промышленное производство.

Экономические аспекты инновационной деятельности предприятий исследовали И.Л.Борисенко, А.А.Гордиенко, В.Н.Гунин, Н.И.Иванова, М.Ионов, Г.Ю.Силкина, М.А.Слюсарянский, Л.Ф.Шайбакова, Е.С.Шайдарова, З.И.Файнбург и др. Пути повышения эффективности

6 инновационной деятельности и ее активизации разрабатывались Г.Д.Ковалевым, И.Я.Лужинским.

Зарубежные экономисты Гарсией Е., Боуг Д., Бонасорси А., ЗандлерИ., Лингвист М., Маскителли Р., Солвелл О., Цвиг Т. изучали экономические проблемы осуществления технологических нововведений. Среди зарубежных ученых, рассматривавших экономические аспекты нововведений, можно отметить также Б.Санто, Р.Фостера, Л.Водачек и Л.Водачкову.

Философский аспект нововведений исследовали А.Н.Аверьянов, Э.де Боно, В.Н.Горелова, Е.С.Громов, Г.М.Елфимов, Калашникова, Н.И.Лапин, Н.М.Мончев, Н.К.Оконская, В.Н.Пушкин, Ж.П.Сартр, П.А.Сорокин.

Определенный вклад в развитии социологического понимания социальных нововведений внесли М.Вебер, Э.Дюркгейм, О.Конт, Т.Парсонс, изучая социальные изменения, смену социальных явлений, направленность общественного прогресса.

Социологические аспекты инновационной деятельности исследовали И.В.Бестужев - Лада, Кан ен Бон, В.Н.Иванов, Л.Я.Косалс, Б.И.Кретов, В.А.Куприянов, Е.И.Кушелевич, В.Т.Лисовский, В.А.Лопатин, Е.А.Неретина, В.И.Патрушев, В.Н.Стегний, В.П.Шалунов и др. В 90-х годах XX века в связи с демократическими преобразованиями в России усиливается интерес к проблеме нововведений в условиях происходящих перемен. В этом плане Л.А.Беляева, А.Н.Вольский, Р.А.Зобов, О.Л.Лейбович, В.П.Мохов, В.И.Пантин, В.Цапф анализируют проблемы социальной модернизации в России и стратегии обновления российского социума.

Социально - культурные аспекты нововведений частично исследовали В.В.Жилкин, Ю.Р.Вишневский, В.П.Иванченко, С.П.Парамонова, А.Г.Фонотов. Изучали инновационные процессы в сфере образования

Д.В.Бирюков, В.А.Грешков, Т.Е.Зерчанинова, О.С.Ефимова, Л.В.Илюхина, Л.Н.Курбатова, О.В.Лысенко, Л.В.Намруева, Т.Х.Оганесова, К.А.Чащухин, А.А.Ченцов и др. Проблемы социально - культурного прогнозирования и проектирования исследовали О.И.Генитаретский, Г.М.Кузицын, И.В.Горшков.

Проблема нововведений изучается и в современной зарубежной социологии. Зарубежные социологи Дж.Хэйдж, М.Айкен, Х.Шепард, Э.М.Роджерс, Р.Данкан, Дж. Залтмен, Дж. Холбек, С.Беккер исследовали нововведения как созидательный процесс, направленный на решение проблемы и практическое применение нового явления.

Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что уже достигнуты определенные успехи в исследовании нововведений. Однако непосредственно в социологической науке, проблема инновационной деятельности в организациях социально -культурной сферы одновременно на теоретическом и эмпирическом уровне еще не исследовалась. Нет пока работ, в которых бы эта проблема анализировалась в условиях кризиса и переходного состояния общества.

Совокупностью указанных обстоятельств объясняется выбор объекта и предмета исследования. Объектом исследования являются нововведения как элемент социального процесса. Предмет исследования -инновационная деятельность организаций социально - культурной сферы в условиях трансформации российского общества.

На основе теоретического анализа сущности нововведений, актуальности поставленной проблемы нами поставлена цель: провести социологическое исследование инновационной деятельности организаций социально - культурной сферы. Этот анализ включает исследование содержания, форм, места инновационной деятельности в социально -культурной сфере в кризиса и переходного состояния общества.

Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью общества в инновационных преобразованиях в социально -культурной сфере и низкой активностью организаций по разработке и внедрению новшеств, направленных на совершенствование деятельности организаций и повышение качества обслуживания населения.

Гипотезы исследования:

Разработка и внедрение новшеств является неотъемлемой частью деятельности организаций. В социально - культурной сфере инновационная деятельность осуществляется достаточно медленно. Наиболее быстрому изменению подвержено содержание и формы творческой деятельности организаций, ассортимент предоставляемых услуг; труднее всего поддаются изменению организационно -управленческие основы функционирования организаций.

Инновационная деятельность в социально - культурной сфере заключается в проектировании и программировании социально -культурного развития территорий, организаций, которое позволяет учесть возможность и необходимость изменений, ценностные ориентации на традиции и обновление. В этом процессе проявляется различная степень инновационной активности органов управления и организаций социально -культурной сферы.

В практике инновационной деятельности в социально - культурной сфере преобладает установка на приспособление персонала и социальной организации к особенностям вводимых изменений. Правильнее может оказаться подход к внедрению новшеств как процессу взаимоадаптации новшества и социальной среды.

Для успешного внедрения новшеств необходимо управление, учитывающее степень готовности работников организации к инновационной деятельности, их инновационную активность, и направленное на преодоление сопротивления инновациям.

Достижение поставленной цели исследования, проверка сформулированных гипотез требуют решения следующих задач:

рассмотрение теоретических основ социологического подхода к исследованию нововведений в социально - культурной сфере в условиях трансформации российского общества;

проведение социологического анализа понятий "нововведение", "инновация", "инновационный процесс", "инновационная деятельность", раскрывающих предмет исследования;

обоснование методики исследования нововведений в социально -культурной сфере;

анализ современного состояния и основных социальных проблем инновационной деятельности в организациях социально -культурной сферы; отношения разных социальных групп к инновационным процессам;

иследование факторов, способствующих успешному внедрению новшеств в организациях;

изучение и обобщение опыта внедрения инноваций в социально -культурной сфере;

разработка рекомендаций по организации управления нововведениями в организациях социально - культурной сферы.

Каждая задача должна решаться с учетом необходимости поиска общего и специфического, т.е. иметь целью определение как универсальных закономерностей нововведений, свойственных всем или многим случаям, так и частных особенностей проявления общих закономерностей нововведений, свойственных всем или многим случаям, так и частных особенностей проявления общих закономерностей, или локальных закономерностей, характерных для отдельных групп случаев.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются:

1) структурно - функциональный метод (Т.Парсонс, М.Вебер,
П.Сорокин);

2) индивидуально - ориентированный и организационно -
ориентированный подходы к нововведениям;

3) теории социальных изменений;

3/ концепция социальных нововведений (И.В.Бестужев - Лада); 4/ научные труды отечественных и зарубежных ученых. В подходе к анализу проблем нововведений автор руководствовался диалектическ5им подходом к изучению социальных прпоцессов. При анализе теоретических проблем использовался структурно -функциональный метод. В ходе исследования практических проблем использовались методы анализа и нонтент -анализа документов.

К нововведениям, как и к любому социальному явлению, необходим комплексный и системный подход. Это определяющий методологический принцип, который также был положен в основу исследования. Эмпирической базой диссертационного исследования является: конкретное социологическое исследование, проведенное автором в ноябре 2001 - марте 2002 года среди работников учреждений культуры и искусства г.Перми и Пермской области ( выборочная совокупность - 694 чел.);

В качестве основных методов сбора социологической информации: - изучение научной литературы, в том числе диссертационных работ, монографий, сборников научных статей, раскрывающих теоретические и практические подходы к пониманию сущности и проблем инновационной деятельности организаций социально -культурной сферы в современных условиях;

-изучение документов / Законов, Указов и Постановлений государственных органов Российской Федерации, служебных документов Министерства культуры Российской Федерации;

11 -анкетирование и экспертный опрос работников организаций социально - культурной сферы;

-метод вторичного анализа результатов опросов, проведенных НИИ культуры в 90-х годах XX века, эмпирического исследования социальных нововведений в 1981 - 85 г.г., проведенного И.В.Бестужевым - Ладой, сравнительных социологических исследований российской молодежи, проведенных В.Т.Лисовским (1998г.);

-анализ отчетов о научно - исследовательской работе Пермского государственного института искусства и культуры;

анализ статистических и информационных материалов департамента культуры и искусства Администрации Пермской области за 1996 -2001г.г.;

анализ отчетов о работе учреждений культуры и искусства г.Перми и Пермской области за 1995 - 2001 г.г.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-выведены новые дефиниции и уточнено содержание уже

существующих понятий: новое, нововведение, инновация, инновация в

социально - культурной сфере;

-проведено теоретическое и эмпирическое обоснование сущности

нововведений в социально - культурной сфере в условиях

трансформации российского общества;

-исследовано реальное состояние инновационной деятельности

современных организаций социально - культурной сферы;

-в систему инновационной деятельности организаций социально -

культурной сферы включен новый элемент - управление

инновационной деятельностью, обоснованы его сущность и механизм

практического действия;

- разработана методика по управлению инновационной деятельностью
в организациях социально - культурной сферы.

Научно - практическая значимость работы заключается:

в методологическом плане - выявлены причины возникновения социальных нововведений и критерии их отбора в условиях социальных преобразований, изучены направления и формы инновационной деятельности организаций социально - культурной сферы;

в прикладном - определены пути повышения эффективности управления инновационной деятельностью, предложены рекомендации по управлению инновационными процессами в организациях социально - культурной сферы. В анализе проблемы инноваций в социально - культурной сферевыводы, к которым приходит диссертантб обладают принципиальной новизной и являются определенным вкладом в прирост научного социологического знания.

Апробация работы. Предложения по организации инновационной деятельности организаций социально - культурной сферы рекомендованы учреждениям культуры и искусства Краснокамского, Чусовского, Кишертского, Осинского , Нытвенского районов Пермской области в период проведения в 1998-2002 г.г. районных семинаров работников культуры и искусства, в которых принимал участие автор. В Култаевском сельском Доме культуры Пермского района Пермской области реализуется инновационный проект "Дом добра и согласия", разработанный с участием автора.

Отдельные положения по организации управления инновационными процессами в социально - культурной сфере применяются департаментами культуры Осинского, Чусовского и Пермского районов Пермской области.

Материалы исследования были представлены в научных докладах на Международных научных конференциях "Время культуры и культурное пространство" (г.Москва, 2000г.), "Наука - индустрии сервиса"( г.Москва, 2002 г.). Ряд идей изложен в докладах и сообщениях на научных конференциях в г.Перми, в Пермском государственном институте искусства и культуры (1998 - 2000 г.г.), Всероссийской научно -практической конференции в г.Кирове (май 2002г.), заочной межрегиональной научно - практической конференции "Проблемы дистанционного образования и пути их решения в условиях системно организованного образовательного пространства" (2002г.).

Материалы исследования использовались при проведении лекционных и практических занятий в Пермском государственном институте искусства и культуры, Московском государственном университете сервиса, Пермском филиале Современного гуманитарного университета (1999-2002г.г.)

Структура диссертации обусловлена методологией, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Общий объем диссертации составляет 175 машинописных страниц, библиографический список из 235 наименований и приложений на 64 страницах.

Категории инноваций в социологической науке

Социальное (от лат. "socialis" - товарищеский, общностный, общественный) - центральная категория социологии, служащая для выявления и отражения: а) сущности общественной жизни людей (теоретические и прикладные проблемы взаимодействия природы и общества); б) специфики высшей (социальной) формы движения материи, отличия общества от объединений животных; в) противоречивого единства человека как общественного существа и вместе с тем биологического организма (соотношение биологического и социального); г) структуры общественных систем с точки зрения оптимизации их функционирования и развития [177;с.274]. В данном случае социальное рассматривается как синоним термина общественные отношения. Социальное в узком смысле охватывает только одну социальную сферу общества, в отличие от других сфер деятельности общества (экономической, политической и др.)

Социальный процесс рассматривается как совокупность устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни большой группы людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами,общностями).

Социальное развитие - процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере, общественной жизни или отдельных компонентах - социальных отношениях, общностях, организациях, институтах, возникает новое качественное состояние материальных или идеальных объектов. Общая восходящая линия развития есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов.

В социальных процессах, участниками которых являются коллективные субъекты, развитие происходит не по одной и более ветвей, а по всем ветвям сразу. Но одна ветвь актуализируется как реальный процесс, остальные же остаются возможными путями его развития. В зависимости от того, по какому пути развития пошел социальный процесс, меняется практическое и теоретическое осмысление и оценка предшествующих социальных событий.

Социальное развитие имеет определенную направленность, суть которой состоит в том, что в ней всегда есть остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. В данном случае нас интересует социальное будущее.

Определение сущности и тенденций развития дает возможность точно оценить роль и значение тех или иных отдельных исторических событий, выделить те прогрессивные явления, которые представляют собой предпосылки будущего и способствуют их развитию.

Под будущим понимают то, чего нет еще в реальности, в настоящем. Будущее рассматривается как состояние, вытекающее из настоящего и имеющее корни в прошлом. Социальное будущее формируется в результате активности людей. Будущее как результат этой деятельности возникает закономерно [185;с.11-13].

Элементом социального будущего является новое. Социологический смысл категории новое определяется через категорию возникновение, суть которого состоит в том, что каждое явление имеет свое начало, т.е. возникает на базе предшествующего, в недрах предшествующего, и проявляется при благоприятных условиях [55].

Возникновение теснейшим образом связано с категорией новое. Появление нового и есть нововведение. Процесс возникновения делится на два этапа: 1) скрытый - когда в недрах старого появляются новые элементы, идет их количественный рост; 2) явный - когда новые элементы образуют новую структуру, т.е. новое качество. Здесь основной упор делается на новую структуру, как целостность, и переход количественных изменений в качественные [1;с.29].

Социологический подход к интерпретации нового связан с характеристикой будущего общества.

Будущее общество - это прежде всего новое общество. Без осмысления природы нового, его становления и утверждения невозможно не только социальное предвидение, но и последовательно научное, целостное, плодотворное представление о развитии вообще. Будущее человечества нельзя представить себе иначе, как переход количественных изменений в качественные, как диалектическое отрицание старого и утверждение нового, беспрецендентного в различных сферах жизни общества.

Понятие абсолютно нового в социологическом значении обусловливает уникальность, неповторимость существования какого - либо объекта, оно связано с его качественной определенностью и во временном отношении выступает как содержание деятельности. Новое - это качественные различия связанных во времени явлений. В этом смысле новое принадлежит либо настоящему (и прошлому при условии своей непрерывности), либо будущему (при возможности прерывности). В последнем случае это возможность возникновения в будущем явления качественно иного по сравнению с прошлым и настоящим. Новое определяется как передовое, прогрессивное, растущее, имеющее возможность развития [185; с.136-140].

Элементом социального нового является нововведение, с чем связана инновация. Инновация (от лат. Innovatio - нововведение) - изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Категория инновация вошла в научный оборот в XIX веке как антоним термина традиция. Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание -комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл [119; с. 99].

Нововведение - это идея, предмет, процедура, впервые внедряемые в практику. Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Нововведение трактуется как новое правило, вновь установленный порядок [130; с. 419].

Инновация в социально-культурной сфере

Социальный прогресс возможен только на основе высокой гуманистической культуры, использующей и развивающей культурные достижения мира в интересах лучшего будущего человечества. Невозможно и развитие человека вне культуры, ибо культура - это процесс познания и преобразования человеком природы, самого себя и общества, процесс реализации его сущностных сил в целях поддержания и улучшения своей жизни и деятельности. Социологический анализ, опирающийся на достижения и методы социологии, культурологии, искусствознания, философии, этнографии и других наук, показывает, что высокая духовная культура - ключ к решению многих человеческих проблем, основа национальной безопасности и благосостояния. Это единственный путь к спасению, развитию и процветанию человека и общества. Культура является и мерилом ценности человека. Только через духовную культуру лежит путь в будущее человека, общества и всего человечества.

Границы сферы культуры трудно определить, поскольку и сам объект - культура - многоуровневый, сверхсложный, не поддается сколько-нибудь точному структурированию и ограничению. Определение культуры должно быть всеохватывающим, способным на абстрактном уровне отразить все разнообразие видов культурной деятельности, имеющих общую основу. Культура представляет собой открытую многоуровневую систему без четких границ, в которой процессы развиваются под воздействием неупорядоченных отношений субъектов культурной деятельности. Культура может быть представлена как сложноорганизованная система с множеством формализованных и неформализованных внешних и внутренних "диффузных" связей [209; с.2].

О культуре в данном исследовании говорится в двух планах: во-первых, в широком смысле как способе бытия человека в качестве социального существа, как о системе внегенетического наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека. Во-вторых, в узком смысле ("отраслевом"), как о конкретной сфере жизни общества (сфера культуры), включающей сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, архивное и библиотечное дело, национальные и местные традиции, праздники и т.д.), искусство, художественное образование, детское творчество, творческую деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, народное творчество и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающая (экономическая, финансовая, хозяйственная деятельность, развитие материально-технической базы, подготовка и переподготовка кадров и др.).

В современной социологической научной литературе имеются такие понятия, как социально-культурная сфера, отрасль культуры, отрасль культуры и искусства, сфера досуга, культурно-досуговая сфера, сфера социально-культурных услуг, сфера культурной деятельности, духовная сфера. По сути, эти понятия отражают сущность одного и того же явления и относятся к одному этимологическому ряду.

Понятие социально-культурная сфера используется, как правило, для характеристики деятельности тех структур общества, в рамках которых осуществляется социально-культурное воспроизводство, т.е. в нее включаются разнообразные социальные институты, специализирующиеся на данной функции. Иначе говоря, это совокупность предприятий, учреждений и организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения. Социально-культурная сфера - это органическая составная часть единого народно-хозяйственного комплекса, крупная многоотраслевая сфера человеческой деятельности, включающая в себя культуру и искусство, образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, средства массовой информации и коммуникации и другие сферы деятельности по развитию человеческого потенциала, имеющих общую основу. В социально-культурной сфере создаются специфические, нематериальные блага, услуги, увеличивающие совокупный фонд потребления. Деятельность отраслей, образующих социально-культурную сферу, направлена на обеспечение интеллектуального, духовного и физического развития человека. В основу объединения в социально-культурную сферу таких отраслей, как образование, культура, искусство, здравоохранение и других, нами положены такие признаки, как участие этих отраслей в воспроизводстве трудовых ресурсов, их важная роль в удовлетворении растущих культурных потребностей членов общества и рациональном использовании свободного времени, опосредованное участие в производстве национального дохода страны, в решении коренных проблем социального, экономического и культурного развития общества.

Социально-культурная сфера выполняет важную роль в росте образовательного, культурного, духовного потенциалов общества, в повышении квалификации, поддержании здоровья и трудоспособности людей, оказывает долговременное воздействие на ход экономического развития страны, на ускорение темпов научно-технического прогресса.

Отрасль культуры в социально-культурной сфере занимает особое место. Процесс, при котором культура становится предметом относительно самостоятельного внимания со стороны социальных и экономических наук - отражение объективной реальности в социально-культурной сфере, связанной с разделением труда и выделением видов деятельности, имеющих свою специфику. В настоящее время сфера культурной деятельности достигла уровня развития, позволяющего ей отделиться от близких сфер деятельности. Она постепенно приобрела самостоятельность в рамках разделения труда и превратилась в отрасль народного хозяйства. Рассматривая культуру как особую часть социально культурной сферы, выделим ее особенности: 1) продукт культуры как отрасли удовлетворяет специальную группу человеческих потребностей (культурные потребности). Ее отличие от других отраслей (которые также могут прямо или косвенно способствовать удовлетворению культурных потребностей) состоит в том, что определенные подсистемы духовных и культурных потребностей удовлетворяются особым образом, который является основным критерием для выделения специфики трудового процесса в отрасли культуры, связан с особым характером труда работников этой сферы; 2) культурная деятельность осуществляется людьми и для людей. Культура интегрирует самую образованную и самую одаренную часть членов общества; 3) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения культурных потребностей других людей, может иметь непосредственное отношение к формированию и удовлетворению культурных потребностей самого субъекта деятельности; 4) социально-культурная деятельность может осуществляться на профессиональной, полупрофессиональной, и даже непрофессиональной (любительской) основе; 5) уникальность, нематериальность результатов труда, а в ряде случаев и невоспроизводимость в классическом смысле; 6) материально-техническая база, а также уровень и масштабы потребляемых материальных ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях народного хозяйства; 7) результаты деятельности организаций культуры могут проявиться в обществе не сразу, могут быть ощутимы через 2-3 поколения.

Характер и содержание инновационной деятельности в социально-культурной сфере

Под содержанием инновационной деятельности в социально-культурной сфере мы будем понимать основные направления этой деятельности.

Любые перемены требуют определенных предпосылок, обеспечивающих успех этого процесса. Эти предпосылки могут быть идеологическими, организационными, кадровыми и прочими. Идеологические предпосылки связаны с внедрением в сознание работников организации социально-культурной сферы понимания необходимости преобразований в организации, с формированием и совершенствованием новой системы общих ценностей, с признанием уникальности личности каждого члена организации и формированием отношения к людям как главной творческой силе.

Организационные предпосылки успешной инновационной деятельности связаны с совершенствованием организационной структуры, повышением ее гибкости, усилением децентрализации, умением адаптироваться к меняющимся условиям жизнедеятельности организации в условиях меняющейся социально-культурной среды.

Кадровые предпосылки связаны с формированием действенной системы мотивации поведения сотрудников, их заинтересованности в социально-культурных преобразованиях, позволяющей своевременно и справедливо вознаградить за успех и достижения, продемонстрировать внимание к ним руководства, обеспечить широкую известность и общественное признание. Кадровые предпосылки успешной инновационной деятельности в социально-культурной сфере могут быть также связаны с гарантированием занятости всем сторонникам, активным участникам социально-культурных преобразований, высококлассным специалистам, мастерам своего дела.

Динамика и результаты создания и реализации социально-культурных новшеств зависят в первую очередь от самих участников инноваций и их взаимодействия. Начиная с 80-х годов, главным в нововведениях становятся не столько новые технологии, сколько "предпринимательский менеджеризм". Его принципы - достижение конкретного превосходства, поиск новшеств. И здесь личность новатора имеет чрезвычайно большое значение [50]. Можно утверждать, что инновационным менеджером может считаться тот, кто владеет технологией перевода оргсистемы из исходного состояния в желаемое. Специфика инноваций как объекта управления предопределяет особенности труда новатора, к которому, помимо общих требований (творческий характер, разносторонние знания и аналитические способности) предъявляются и специфические, в том числе умение мотивировать свои решения перед многочисленными участниками инновации. Для синтезирования идей и замыслов определенного уровня значимости человек должен обладать соответствующим творческим потенциалом в сочетании со способностью к разумному научному риску [213; с.56].

Инновационная активность в настоящее время настолько высока, что может привести к глобальным изменениям на Земле. Осознание этого явления заставляет увидеть социальную сторону феномена инноваций, поскольку технологическая революция позволила рассматривать инновационные коммуникации как особые связи, сложившиеся в социально-культурной среде. При этом глобальный характер инновационной деятельности приводит к образованию многочисленных социально-экономических систем, в которых человеческий фактор сказывается специфически: не только через количественные факторы, сколько через отношения, т.е. формирование нового качества [82;141].

Прежде чем раскрыть основные направления инновационной деятельности в социально-культурной сфере, выявим причины возникновения социально-культурных нововведений. Эти причины разобьем на 2 группы: внешние и внутренние причины. К внешним причинам отнесем: 1) запросы потребителей социально-культурных услуг; 2) конкурентную борьбу на рынке; 3) поддержание или повышение престижа организации социально-культурной сферы; 4) подражание другим организациям. К внутренним причинам отнесем: 1) поиск решения проблем, возникших в деятельности социально-культурной организации; 2) желание улучшить свое мастерство в конкретной деятельности; 3) реализация новых знаний сотрудников; 4) удовлетворение потребности людей во внедренческой деятельности; 5) советы консультантов в период проведения каких-либо реорганизаций.

Важнейшей внешней причиной возникновения социально-культурных нововведений в настоящее время респонденты считают культурные запросы потребителей (45,5%) (см. таб. 1,2 в Приложении №2). В условиях рыночной экономики и трансформации российского общества ориентация организаций социально-культурной сферы на интересы и социально-культурные потребности различных категорий населения становится важнейшим фактором успешной инновационной деятельности.

Значение изучения культурных запросов потребителей и их учет в инновационной деятельности признают и руководители учреждений культуры и искусства, и управляемая подсистема в этих организациях. Для каждой из выделенных социальных групп в зависимости от занимаемой должности эта причина является наиболее важной. Однако для управляющей подсистемы в целом значение культурных запросов потребителей выше, чем для управляемой подсистемы.

На мнение респондентов оказывает большое значение место жительства. Для сельских учреждений культуры и искусства запросы жителей имеют большее значение, чем для городских. 55,0% работников культуры в селах Пермской области, отмечают в качестве главной причины социально-культурных нововведений запросы потребителей социально-культурных услуг. Для работников культуры г. Перми этот показатель ниже (42,0%). На мнение респондентов оказывает влияние стаж работы по специальности. Ориентация на запросы потребителей при осуществлении социально-культурных нововведений характерна в большей степени для работников, имеющих большой стаж работы (от 15 и выше лет). В большей мере склонны учитывать запросы потребителей работники культуры старшего возраста (63,8% в возрасте 50-55 лет). Молодые работники культуры и искусства, имеющие относительно небольшой стаж работы по специальности в организациях культуры и искусства, недооценивают роль культурных запросов потребителей в инновационной деятельности. Здесь возникает противоречие между управляющей и управляемой подсистемами в организациях, возможно возникновение социальной напряженности и конфликтов.

Другой внешней причиной возникновения социально-культурных нововведений респонденты считают конкурентную борьбу на рынке. Эта причина имеет большое значение и для управляющей, и для управляемой подсистемы. Причем руководители высшего уровня управления в организациях социально-культурной сферы оценивают влияние конкурентной борьбы на инновационную деятельность своих организаций гораздо выше, чем, например, руководители низового уровня управления (соответственно 42,4% и 21,9%).

Похожие диссертации на Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества