Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Сучкова Нина Валерьевна

Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества
<
Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сучкова Нина Валерьевна. Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04. - Казань, 2005. - 250 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Полоролевые отношения как объект социологического анализа. 20

Раздел II Социально-культурные условия как объективная основа формирования и развития полоролевых отношений в семье 69

Раздел III Социальные представления о полоролевых отношениях в семье как субъективный фактор их устойчивости и динамики 97

Раздел IV Основные направления модернизации российской семьи и полоролевых отношений

Заключение 201

Список литературы 209

Приложение 226

Введение к работе

В условиях трансформации российского общества большую актуальность приобретает теоретико-социологическое изучение процесса модернизации семьи. Одним из аспектов его является исследование полоролевых отношений в обществе в эпоху его трансформации как основы полоролевых отношений в семье.

В настоящее время российское общество переживает длительный и неоднозначный по своему характеру процесс социальных реформ, суть которых - в реставрации класса собственников, углублении социального неравенства, которое испокон века покоилось как на экономическом фундаменте, так и на факторе пола. После распада СССР и начала социальных реформ, направленных на воссоздание в России рыночного общества, утеряны коллективистические идеалы, общество всё более дифференцируется. В ситуации аномии, политической, социальной и нравственной нестабильности именно семья должна стать опорой для каждого индивида, поскольку она несёт вековые традиции, ценности и нормы. Вместе с тем в семье как в одном из ведущих социальных институтов происходят свои заметные и закономерные в настоящих условиях изменения.

Отечественные исследователи оценивают их с противоположных позиций: с одной стороны, утверждается, что семья находится на грани кризиса, с другой, то, что семья претерпевает модернизацию в связи с происходящими социально-экономическими реформами и процессом глобализации. При этом приверженцы и той и другой позиций сходятся во мнении, что социальное взаимодействие брачных партнёров претерпевает значительную модификацию. Всё более свободной в принятии решений становится женщина. Всё с большей терпимостью к данному процессу относится мужчина. Характеристики пола выходят на первый план среди всех прочих социальных характеристик индивида. Отношения полов

4 обретают большую значимость на фоне пересмотра всех жизненных ценностей индивида, а вместе с тем и веера ролей, которые он проигрывает как в обществе, так и в одном из его основных социальных институтов - в семье.

Отношения полов в семейной сфере наполняются особым содержанием,
поскольку именно в семье социальное взаимодействие двух индивидов
обретает не только социальную или психосоциальную, но и
психофизиологическую окраску. Мужчина и женщина взаимодействуют в
совершенно несхожих сферах своей деятельности: супружеской,
родительской, хозяйственно-бытовой, социально-психологической,

родственной, информационной и т.д.

Исследователи семьи отмечают процессы, характеризующие семейный коллектив с различных позиций, однако чаще всего называют в качестве наиболее заметной метаморфозы в нём смену типа лидерства - с традиционного на эгалитарный или партнерский. При этом поведение индивидов и их оценка собственных действий могут противоречить друг другу, носить как осознанный, так и неосознанный характер, быть насколько реальными, так и нереалистичными, мифологичными.

Кроме того, очевидно, что позиции мужчины и женщины в обществе предопределяют их поведение в семье, это с одной стороны, а с другой -именно семья готовит индивида к деятельности в обществе, выступает в качестве института первичной социализации личности. Семья несёт ответственность за подготовку не только моральной личности, но и личности будущего семьянина. При этом взаимовлияние семьи и общества в сфере отношений полов представляется очевидным, хотя его проявления, механизмы, факторы, условия изучены довольно слабо. Степень научной разработанности темы

До середины XIX века семья рассматривались как исходная микромодель общества. Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни.

Среди тех, кто внёс наибольший вклад в становление социологического подхода к семье, - швейцарский историк И.Я. Бахофен, выпустивший в свет в 1861 году книгу «Материнское право». Учёный пришёл к идее изменчивости форм брака и семьи в ходе истории, а также к убеждению в том, что матриархат предшествовал патриархату. Этот труд внёс свою лепту в становление эволюционного подхода к семье.

Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Генри Моргана. Исследователь анализирует три основных системы родства - малайскую, туранскую, арийскую, чтобы выяснить возникновение различных форм семьи и брака. Таким образом, главный исследовательский метод Л.Г.Моргана - это анализ систем родства и восстановление по ним форм семьи и брака. Этнограф вводит системы родства как вспомогательный элемент при доказательстве своих гипотез относительно брачных и семейных отношений.

Современная наука полностью подтвердила правильность основных положений происхождения семьи Л.Г. Моргана, поэтому его концепцию можно считать по праву классической. Современная социология семьи становится отдельной дисциплиной лишь с развитием отраслевого уровня социологии в XX веке. В классической социологии семейные отношения анализировались в контексте общественного развития.

Основатель социологии Опост Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики (теория общественного порядка, гармонии) как универсальное общечеловеческое явление. В целом социолог определяет семью как историческую категорию, подверженную структурным изменениям.

В XIX веке начала формироваться социологическая парадигма, на основании которой семья стала рассматриваться как малая первичная группа. Акцент ставился на эмоциональной близости членов семьи, их потребностях

и влечениях, что помогало раскрыть процесс сплочения отдельных семей как института (Ле Пле, Ч.Х. Кули и др.).

Имелись и другие подходы к изучению семьи. Так, функционалистский подход направлен на поиск того общего, что присуще разным типам семей в ходе истории. Большое внимание функционализм уделял семейно-домашней жизни, взаимосвязи социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Преемником этого подхода является Т. Парсонс (1902-1979) - основатель структурного функционализма. Рассматривая главные функции нуклеарной семьи, социолог отмечает, что на «макроуровне» семья становится нефункциональной. По мнению автора, главная функция семьи -сохранение паттернов (образцов), которая заключается в хорошем воспитании детей, их социализации, равновесии в личных отношениях взрослых и т.п.

Главная идея подхода Т. Парсонса - распределение ролей в семье. Социолог отмечает, что разделение ролей в семье происходит по половому признаку, где мужчины играют инструментальную роль, а женщины -экспрессивную.

Для социологии семьи не менее важным является психологический подход к семье (К. Хорни, Э. Берн, Ш. Берн, Н. Чодороу, Т. Андреева, И. Клецина, Ю. Алешина, В. Дружинин и др.). Наиболее ярким представителем данного течения является основатель психоанализа 3. Фрейд. Психолог отмечает взаимное противоречие интересов цивилизации и семьи, а более всего - двух полов - мужского и женского. В этом ключе Фрейд демонстрирует в целом патриархальный взгляд на семью.

Социология Ф. Энгельса и К. Маркса связывала отношения между полами в будущем с единобрачием, основанным на полном социальном равенстве между мужчиной и женщиной. При этом если научные идеи Конта, Дюркгейма и других известных социологов не вышли из круга профессионалов, то учение Маркса и Энгельса стало достоянием общественности. На основании этих теорий политики стали переделывать

7 мир, что сказалось в особенности на нашей стране и в полной мере отразилось на развитии отечественной социологии семьи, о чем речь пойдет ниже.

Среди отечественной школы социологии семьи стоит особо выделить М.М. Ковалевского (1851 - 1916), так как у него существовала собственная концепция эволюции семьи. В своих научных изысканиях Ковалевский придерживался принципов генетической социологии, то есть учения об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности.

Русско-американский социолог П.А. Сорокин и его теоретические воззрения на социологию представляют своеобразный синтез учения об эволюции и прогрессе, теорий русских и западных социологов. Сорокин изучает эволюцию семьи, ее статику, функции, типологию, внешние и внутренние связи.

В советском периоде российской истории наибольший вклад в социологию семьи внес такой известный исследователь, как А.Г. Харчев. Он занимался исследованиями в области социологии семьи, демографии, этнографии и социальной психологии. Его основной заслугой является комплексный анализ состояния институтов брака и семьи в советском обществе второй половины XX века, который в современных условиях может быть назван совершенно объективным, лишённым явной и преобладающей политической ангажированности.

Еще один представитель советской социологии семьи - М.С. Мацковский. Он продолжил поиск А.Г. Харчева и исследовал проблемы методологии, теории и методики социологии семьи, показал степень изученности проблем, стоящих перед обществом и семьёй, а также социологической наукой в период 70-х-80-х годов XX века.

Одним из наиболее заметных социологов семьи девяностых годов XX века является российский фамилист А.И. Антонов. Он рассматривает семью с точки зрения её структуры и функций, видом и типов, на макро- и

8 микросоциологическом уровнях, с опорой на комплексный подход. Его позиция такова: российская семья находится в кризисе.

Заметным вкладом в социологию семьи явились работы авторов, изучающих институт семьи в различных его аспектах. Так, с позиций внутрисемейных ценностей, эмоциональных отношений в семейной группе, а также социальной работы в семье её анализирует саранский социолог Л.И.Савинов. Закономерности развития семьи, типологию ее исторических типов, идеальные модели предлагает петербургский социолог СИ. Голод. Л.В. Карцева исследует состояние современной российской семьи в условиях трансформирующегося общества, основные тенденции её развития и предлагает свою идеальную модель семьи.

Изучая исследования по социологии семьи, нельзя остаться в стороне от относительно нового её направления - тендерной социологии, существование которой оказывает заметное влияние на направление нашего исследования.

Тендер определяется совокупностью норм поведения для мужчин и женщин, связанных с их социальными ролями и социальным статусом. Тендерные исследования распространяются в России преимущественно в девяностые годы XX века. Они становятся всё менее политизированными и всё более теоретизированными, осмысляются социологической теорией.

В целом в научных кругах зародилась общая тенденция - признание социального характера пола и межполовых отношений. Они представляют собой один из видов социальной практики, к которому существует множество подходов. Среди них - теория социальных ролей и различные теории феминистского толка.

Наиболее популярна в России теория социального конструирования, которую активно развивают её основные авторы А.А. Темкина и Е.А. Здравомыслова. Эта теория строится:

- на основах структурно-функционалистского подхода Парсонса и Бэйлса, которые сформулировали положение о функциональности разделения половых ролей;

- на базе конструктивистского подхода, опирающегося на работы А. Шуца, П. Бергера, Т. Лукмана, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля, где акценты социальной теории смещаются на микроуровень и повседневные взаимодействия.

Теория социального конструирования - это вариант объединительной парадигмы, связанной с именами П. Бурдье и Э. Гидденса. Сочетание структурного и конструктивистского подходов позволяет понять взаимообусловленность структурных условий и социальных действий, предпринимаемых активными действующими лицами. В данном контексте отечественные исследователи опираются на методологические разработки известного австралийского ученого Р. Коннелла. Задачу социологии он видит в том, чтобы объединить социологические исследования на микро- и макроуровнях.

Большинство российских исследователей, исследуя проблематику тендера, используют структурно-конструктивистский подход. Здесь тендер предстает как социальный конструкт.

Стоит отметить, что тендерные исследования своей проблематикой, обязаны феминистскому дискурсу. Здесь важно выделить основоположника и идейного вдохновителя так называемой второй волны феминизма - С. де Бовуар и ее революционную работу «Второй пол».

Основная идея труда (она позже стала центральной для этого направления) такова: доминирующие социальные, экономические и идеологические структуры патриархата не допускают женщин к материальным и интеллектуальным ресурсам социума.

Выдающейся деятельницей русского феминизма марксистского толка в 20-е годы XX века была Александра Коллонтай. Она считала, что домашний труд и материнство угнетают женщину и предлагала радикальную программу всеобщего включения домашнего производства и труда в социальную инфраструктуру.

Одна их самых авторитетных представительниц феминистской перспективы в психоанализе - Нэнси Чодороу. Как теория психоанализ исходит из того, что ребенок подсознательно идентифицирует себя с родителем своего пола. Она отвергает концепцию инстинктивного женского материнского поведения или генетически закрепленного в результате эволюции. Далее, объясняя свою позицию, Н. Чодороу использует классический Фрейдизм.

Сегодня появляется множество авторов, исследующих проблематику тендера. Так, Е.Р. Ярская-Смирнова в своем сборнике-эссе «Одежда для Адама и Евы» излагает истоки и пути развития тендерных исследований за рубежом, методы феминистской критики. Особенно интересен теоретический дискурс семьи, где автор отмечает актуальность изучения проблем семьи и семейной политики. Также важен вклад социолога в изучение нетипичной семьи.

О.М. Здравомыслова изучает тендерные отношения в России и их изменения в условиях общества. Аналитический подход, используемый ею, позволил объединить комплекс проблем воедино: изменение семьи, положение женщины в обществе, тендерную идеологию и политику, возможность тендерного равенства и т.п. Исследователь использует данные различных эмпирических исследований семьи - межкультурное сравнительное и собственное авторское.

Как уже было отмечено, важный вклад в развитие тендерных исследований в России внесли Е.А. Здравомыслова и А.А.Темкина Они перевели большое количество феминистских текстов, тендерных исследований с английского языка, сделав их доступными для российских исследователей, проанализировали степень изученности тендерных стереотипов на Западе и в России.

Для нас важной является разработка методологии тендерных исследований, а также выработанный ими категориальный аппарат. Исследователи так определяют свой предмет изучения: «под тендерным

подходом в социологии мы понимаем анализ властных отношений, организованных на основании культурно-символического отношения пола. Культурно-символическое определение пола (то, что называется тендером) -это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы»1.

О.А. Воронина изучает формирование тендерного подхода в социальных науках, рассматривая традиционные теории половых ролей, феминизм и его основные течения, а также основные направления тендерных исследований.

Классические и современные научные работы по социологии семьи, а также исследования по смежным дисциплинам, связанные с анализом отношений полов в обществе и семье, труды по тендерной проблематике создают информационное поле для исследования проблем полоролевых отношений, однако не ставят их в центр научного поиска. В настоящее время отсутствуют работы, исследующие специфику полоролевых отношений в современном российском обществе, имеющих, по сути своей, социальный характер, а также особенности влияния общественных полоролевых отношений на полоролевые отношения в семье. С изучением данной проблемы, имеющей важное значение для выявления зон реально существующих и потенциальных социальных конфликтов в сфере отношений полов, связаны цели и задачи настоящего исследования.

Таким образом, целью данной работы является выявление особенностей полоролевых отношений в трансформирующемся российском обществе и их влияния на полоролевые отношения в семье.

Задачи исследования таковы:

- определить методологические и теоретические основы феномена
полоролевых отношений, существующих в современном обществе и в семье;

- дать анализ и интерпретацию основных понятий и категорий,
определяющих феномен полоролевых отношений, таких как полоролевые

Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии // Социологические исследования. - 2000. №11. - С. 17.

отношения, тендерные отношения, половые и тендерные роли, социальные представления о полоролевых отношениях, условия и факторы развития полоролевых отношений и т.д.;

показать специфику влияния социальных институтов образования, здравоохранения, экономики, государства, армии, религии, СМИ на развитие института семьи и полоролевых отношений в семье;

выявить сущность социальных представлений о мужских и женских ролях, их характер, социальный потенциал, обусловленность социальными реформами, ресурс устойчивости, факторы и условия формирования;

сконструировать модели полоролевых отношений, представленные в социальной практике и социологической науке, в целях упорядочения теоретических представлений об их природе и более целостного и критического анализа их сущности.

Гипотеза исследования состоит в том, что полоролевые отношения имеют двойственную, биосоциальную, а потому и изначально конфликтную природу, которая проявляется наиболее ярко в семейных отношениях. Формируясь в обществе, они переносятся во внутрисемейные отношения во всей своей противоречивости. Семья фокусирует все проблемы отношений полов, что делает её неустойчивой. Конструктивное развитие и совершенствование полоролевых отношений возможны на пути признания природного, естественного характера межполовых различий.

В современном российском обществе эгалитарный тип семьи снимает поведенческие проявления полоролевого конфликта, не устраняя его социальной сущности и фактически противореча глубинным социальным установкам обоих полов. Традиционный тип семьи порождает полоролевой конфликт в общественном поведении, будучи имманентно присущим российскому менталитету.

Природа полоролевого конфликта объективна: в наибольшей степени он определяется большей или меньшей степенью заинтересованности женщины в видах труда, традиционно оцениваемых как мужские и женские; выбором

13 ею приоритетов в социальной деятельности (семья, профессия, общественная деятельность и т.п.), а также доминирующей в современном обществе маскулинной ментальностью.

Таким образом, объект данного исследования — полоролевые отношения в российском обществе в условиях его трансформации.

Предмет исследования - влияние существующих в современном обществе полоролевых отношений на полоролевые отношения в семье.

Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя следующие социологические теории и подходы, необходимые для решения поставленных в нём задач:

- сравнительно-исторический подход, позволяет произвести анализ развития полоролевых отношений в обществе и семье с древнейших времен до наших дней (Л. Морган, Ф. Энгельс, М.М. Ковалевский и др.);

- системный, комплексный подходы как направление методологии
научного познания социальных процессов, способствуют выявлению
существующих классификаций (моделей) полоролевых отношений в
современной российской семье, упорядочению теоретических
представлений об их природе и более целостному и критическому анализу
их сущности (Э. Дюркгейм, К. Маркс, П. Сорокин, Т. Парсонс, Н. Луман, Я.
Штомпка и др.);

структурный функционализм, позволяет рассматривать общество и его социальные институты, в том числе и институт семьи, как объективную реальность, социальную структуру, каждая из подструктур которой обладает своими функциями и имеет дисфункции (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский и др.);

методология социального конструирования реальности, с опорой на которую можно сконструировать модели полоролевых отношений в обществе и в семье (Т. Парсонс, И. Гоффман, Е.Р. Ярская-Смирнова, О. Здравомыслова, Е. Здравомыслова, А. Темкина и др.);

институциональный подход, позволяет изучить институциональные особенности современной семьи, выявить специфику влияния социальных институтов образования, экономики, государства, армии, религии, СМИ на развитие института семьи и полоролевых отношений в семье (Р. Мертон, Т. Парсонс, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, СИ. Голод, А.И. Антонов, В.М. Медков, Л.И. Савинов, А.И. Кузьмин, Л.В. Карцева, А.А. Тараданов и др.),

тендерный подход, основан на социологических и философских теоретических подходах, где анализ строится на выделении двух основных групп - женщин и мужчин. При применении этого подхода к анализу общества используются разные аспекты: исследование иерархии ценностей, социальных статусов и поощрений, доступа к различного рода ресурсам (материальным, денежным, информационным, интеллектуальным и т.д.) для обоих полов. Таким образом, тендерный подход можно охарактеризовать как иерархию и анализ власти по признаку пола в различных сферах общества, в том числе и в сфере семьи. (Р.У. Коннелл, Дж. Батлер, Н. Чодороу, К. Пейтман, О.М. Здравомыслова, Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина, И.С. Тартаковская, Е.Р. Ярская-Смирнова, О.А. Воронина и др.) Последний из названных подходов является ведущим для данного исследования.

Эмпирическая база исследования включает в себя анализ статистических данных, вторичный анализ результатов социологических исследований, осуществлённых учёными в различных регионах России,, результатов собственного исследования автора, проведённого в 2004 г. в г. Казани на выборке п=457, включающей респондентов, представляющих различные социальные группы - половозрастные, различающиеся стажем семейной жизни, этнической принадлежностью и образовательным статусом.

В качестве генеральной совокупности рассматривается население Республики Татарстан, выборочная совокупность отвечает требованию репрезентативности, поскольку, как указывает В.А. Ядов, «требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) (подчёркнуто нами. - Н.С.) состав обследуемых должен

15 приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности»1. В соответствии с целями настоящего исследования в качестве необходимых и достаточных для доказательства выдвинутой гипотезы параметров выступают такие характеристики генеральной совокупности, как, прежде всего, пол респондентов, их возраст, этнос, образования, место жительства и социальный статус.

Говоря о необходимости репрезентативности выборки, В.А. Ядов подчеркивает: «Между тем строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных»2, что, судя по приведённым выше показателям, и было сделано в процессе выбора объекта изучения.

Объём выборки, достаточный для изучения, можно определить в соответствии с принятыми в социологии критериями. В.А. Ядов указывает: «Объём выборки определяется задачами исследования, а её репрезентативность - целевой установкой программы. Именно программа задаёт образ необходимой генеральной совокупности для проведения выборки»3. В частности, для обеспечения достоверного результата с ошибкой выборки в 4% необходимо опросить 750 респондентов, в 3% - 1500, отмечает М.М. Петровская4. В.А. Ядов называет объём подвыборки со значимой разницей в процентах при ошибке не более 5% в 1000 интервью (4,5%)5. В.И. Паниотто и B.C. Максименко подчёркивают: объём генеральной совокупности свыше ста тысяч человек при допустимой ошибке 5%

1 Ядов В.А Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Изд-во Самар. ун
та, 1995.-С. 112.

2 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной
реальности. - М.: Добросвет, 1999. - С.119.

5 Там же.-С. 117.

4 См. Петровская М.М. Общественное мнение США: опросы и политика. - М.: Изд-во «Международные
отношения», 1977.-С. 144.

5 Ядов В.А. Указ.соч. - С.117.

(доверительная вероятность - 0,954) соответствует объёму выборки в 398 единиц, при бесконечности - 400 единиц1.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

произведён анализ понятия «полоролевые отношения» как ключевого в настоящем исследовании, которое трактуется как отношение индивида к своей половой роли и половой роли партнёра;

выявлена противоречивость массового сознания и массового поведения в сфере полоролевых отношений, когда в социальном взаимодействии биологический пол доминирует над социальным, предписывая личности определённые правила и нормы, роли и статусы, при наличии социальных установок на тендерное равенство;

констатируется зависимость содержания полоролевых отношений от макро- и микрофакторов, наличие негативного по преимуществу социокультурного фона развития полоролевых отношений в современном российском обществе, определяемого социоцентрической моделью отношений полов, которая закрепляет тендерное неравенство во всех сферах социальной практики, включая семейную, и наделяет семейные статусы меньшей значимостью, чем статусы общественные;

- установлено, что социальные представления о полоролевых
отношениях в обществе, где исторически доминировали патриархально-
родовые традиции, проецируются на все социальные сферы, включая семью,
характеризуют актуальное состояние индивидуального и коллективного
сознания, являются субъективно-объективным явлением, обладают
социальным потенциалом, фокусируются вокруг проблемы пола,
способствуют устойчивости социальных отношений полов при условии их
семьецентрической направленности, сохраняют как традиционность
(патриархальность), так и современность (эгалитарность) вне зависимости от
социальной принадлежности их носителей;

1 См. Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. - Киев: Наукова думка, 1982.-С.171.

- выявлено, что модернизация семьи как социальной структуры привела к модернизации полоролевых отношений, модели которых характеризуются противоречивостью объективного и субъективного (реально существующие, объективные модели неадекватны представляемым, субъективным), вытекают из социально-экономической природы института семьи и обусловлены социально-психологической природой отношений полов в современном российском обществе.

Основные положения, выдвигаемые на защиту, состоят в следующем:

1. Полоролевые отношения следует трактовать как отношения полов,
определяемые их социальными ролями - играемыми, реальными, с одной
стороны, и ожидаемыми (представляемыми), с другой стороны. При этом
биологическая составляющая носителя половой роли является насколько
традиционной, настолько и устойчивой для выработки стратегий
социального взаимодействия между полами со стороны социальных групп,
общностей и отдельных индивидов.

2. Полоролевые отношения в семье развиваются под влиянием
макрофакторов, таких как глобализация, информатизация,
коммерциализация, модернизация, индивидуализация, которые ослабляют
социальное единство, нарушают социальные взаимосвязи, увеличивают
зависимость членов семейной группы от её социального окружения. Вместе с
тем ролевые взаимоотношения между супругами детерминируются как
социальными стандартами и нормами, так и микрофакторами, среди которых
- социальные характеристики семейной группы.

3. Процесс определения мужчинами и женщинами своего
внутрисемейного статуса, как действительного, так и желаемого, не
закончен, поскольку сохраняется конфликт между традиционными и
современными ценностями, коллективистическими и
индивидуалистическими нормами, феминными и маскулинными

18 социальными установками как у женщин, так и у мужчин, что затрудняет их половую идентификацию и межполовое взаимодействие.

4. Социальные представления как субъективное явление,
характеризующее актуальное состояние индивидуального и коллективного
сознания, выступают в качестве объективного фактора, определяющего
социальную динамику в брачно-семейной сфере, который имеет как
оптимизирующее, так и негативное влияние на полоролевые отношения.

5. Среди существующих моделей полоролевых отношений объективного
и субъективного характера в качестве наиболее распространённой в
общественном поведении модели выступает объективная, реально
существующая традиционная модель с мужем-кормильцем, а в
общественном сознании - субъективная (представляемая) эгалитарная модель
с мужем - кормильцем, что говорит о существовании противоречия между
сохраняющим свои позиции традиционным разделением ролей в семье с
социальным главенством мужчины и желаемой моделью полоролевых
отношений с социальным равенством полов.

Научно-практическая значимость результатов настоящего исследования состоит в выработке практических рекомендаций для системы социального управления, в применении полученных данных для ведения профилактической, информационной и пропагандистской работы с целью распространения семейных ценностей, идеологии родительства, материнства, отцовства, признания общественной значимости статуса женщины-матери и урегулирования противостояния полов в границах института семьи, в разработке лекционных курсов по социологии семьи, социальной психологии и социологии тендера.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и результаты диссертационной работы излагались в Федеральном центре повышения квалификации «Социология» при Санкт-Петербургском государственном университете на научном семинаре «Современная социология: исследовательские и образовательные стратегии» в июне 2004 г.;

19 на заочной научно-практической конференции «Женщина в политике и в обществе» в г. Нижний Новгород в декабре 2003 г.; на Всероссийской междисциплинарной научной конференции - Восьмые Вавиловские чтения «Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики» в г.Иошкар-Ола в ноябре 2004 г.; на республиканской научно-практической конференции «Семья Татарстана в XXI веке» в управлении ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан в мае 2004 г.; на V и VI межвузовских научно-практических конференциях «Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в условиях рыночной экономики» в Академии управления «ТИСБИ» в 2004 г. и в 2005 г.; на заседании кафедры социологии Института экономики и социальных технологий при Казанском государственном энергетическом университете, опубликованы в научной монографии, шести научных статьях и тезисах докладов.

Выводы и результаты диссертационного исследования, опубликованные в виде брошюры, направлены в администрацию города Казани и в отдел социального развития Кабинета министров Республики Татарстан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх разделов, заключения, списка литературы и приложения и включает 250 страниц компьютерного текста.

Полоролевые отношения как объект социологического анализа

Проблемы семьи, семейно-брачных и полоролевых отношений постоянно находятся в центре внимания социологической науки, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Прежде чем подойти к анализу полоролевых отношений как таковых, определим ряд понятий, раскрывающих их значение.

«Пол - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины и женщины»,1 - указывает социологический энциклопедический словарь. Иначе говоря, данное понятие, прежде всего, означает наличие целого ряда особенностей, характеризующих индивида как с биологических, так и с социальных позиций. Подразумевается, что эти позиции неодинаковы как на индивидуальном, так и на социальном уровнях, и они определяют гражданское и цивилизационное состояние личности в данном социуме.

Авторы известной в тендерной проблематике статьи «Создание («делание») тендера» определяют пол как «определенность, основанную на использовании социально принятых биологических критериев для классификации индивидов как женщин или мужчин»2.

Роль в социологии это - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию, имеющего определенный социальный статус»3. Более узко тот же словарь определяет социальную роль как совокупность требований, предъявляемым обществом к лицам, занимающим определённые социальные позиции1. Социальная роль обязательна для исполнения её носителя. При этом возможна ситуация ролевого конфликта, когда две и более роли могут быть несовместимы друг с другом, либо ролевая напряжённость, когда одна и та же роль предписывает человеку различные образцы поведения.

Иначе говоря, категория роли подчеркивает определенную заданность социального поведения индивида. Осуществляемые им действия на самом деле направляются не столько его собственной волей, сколько ожиданиями его социального окружения.

Стоит заметить, что социальные группы, в которых он находится, многочисленны, следовательно, неодинаковы и многообразны и те требования, которые предъявляются к носителю роли.

Кроме того, в данном понятии существенное значение имеет упоминание связи между поведенческими актами индивида и тем положением, которое он занимает в обществе. В общественном сознании взаимозависимость данных социальных феноменов выражена в известной пословице: Богу богово, кесарю - кесарево. В общественном поведении названный феномен проявляется в выборе вариантов действий субъектом с учетом его социокультурного статуса.

Среди многообразия ролей, исполняемых индивидом, в социологии особое значение уделяется сексуальной роли как типу поведения, предписанному обществом и диктующему границы дозволенного для представителей обоих полов. Ее понимают как разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полом2.

Социально-культурные условия как объективная основа формирования и развития полоролевых отношений в семье

В любой социальной среде существуют обстоятельства, в той или иной степени благоприятствующие выполнению определенной деятельности. В теоретической социологии их принято обозначать как условия существования (conditions of existence). Социологический словарь трактует данные условия как «совокупность условий, необходимых для существования или ведения некоторой социальной деятельности»1. Как подчеркивают авторы данного определения, в современной марксистской социологии речь идет о строгом экономическом детерминизме, который уступает место идеологии и политике как условиям существования экономики.

Словарь русского языка обозначает понятие «условие как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», «правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности», «обстановка, в которой происходит что-нибудь».

Как видим, социология делает акцент на социальном характере категории «условия», тогда как в более широком смысле она употребляется в значениях как социальном, так и социально-психологическом и даже как элемент обыденного сознания.

В контексте нашего исследования понятие «условия» следует рассматривать как сложный социальный феномен, отражающий ситуацию встречи потребности в том или ином виде деятельности, в достижении цели, в реализации той или иной ценности индивидом или социальной группой и конкретных жизненных обстоятельств, развитие которых обусловлено системой норм, правил, существующих в данном обществе. Динамизм же определяется подвижностью социальных процессов, инновационностью образа жизни современного общества.

Социокультурные условия следует рассматривать также и как объективно-субъективную категорию. Их объективность определяется конкретной жизненной ситуацией, внутри которой осуществляется та или иная социальная деятельность, а субъективность связана с носителем социальной активности. Им может быть как отдельный индивид, так и социальная группа, социальная общность, чьи интересы и потребности отличаются от интересов и потребностей других индивидов, социальных групп и социальных общностей.

Полоролевые отношения, как было установлено выше, возникают в обществе и проявляются в том или ином виде социальных взаимосвязей, в том числе и семейных.

Однако семья не функционирует в некоей изоляции от социума. Существующие в нем социокультурные условия представляют собой тот фон, на котором проистекают те или иные действия членов семейной группы и которые во многом предопределяют их результат. В данном разделе есть необходимость остановиться на социокультурной ситуации, сложившейся в современном российском обществе, посредством апелляции к институциональному и системному подходам. Институциональный уровень позволяет оценить степень влияния других социальных институтов на институт семьи, каждый из которых создает для нее более или менее благоприятные условия, что самым непосредственным образом влияет на полоролевые отношения.

Системный подход требует обязательного анализа взаимодействий и взаимовлияний, элементов структуры семьи как социальной группы с одной стороны, и семьи как социального целого и социума, с другой. Иначе говоря, социокультурный подход в данном исследовании означает изучение полоролевых отношений на групповом и общественном уровнях, где второй обусловливает первый.

Отметим, что социокультурные условия - это отправная точка в развитии того или иного процесса, что неравнозначно понятию «фактор». Как отмечает социологическая энциклопедия, «фактор (от лат.ґасіог — делающий, производящий) причина, движущая сила какого-либо явления, процесса, определяющая его характер или отдельные его черты»1. Иначе говоря, понятие «фактор» указывает на источник процесса или явления в отличие от условий, характеризующих ситуацию их протекания.

Формирование в данном контексте следует понимать как процесс создания, организации анализируемого феномена, то есть полоролевых отношений.

Факторы формирования в данном случае могут трактоваться как социальные условия, влияющие на деятельность индивида или социальной группы.

«Развитие социальное в социологической науке — это процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.д. Не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие)» .

Таким образом, полоролевые отношения претерпевают изменения с момента их возникновения. Характер этих изменений может быть двоякий: как позитивный, так и негативный, если исходить из интересов развития человечества.

Социальные представления о полоролевых отношениях в семье как субъективный фактор их устойчивости и динамики

Категория «представление» в социологии есть «1. Сохраняющийся и воспроизводящийся в сознании чувственно-наглядный образ предметов или явлений действительности. 2 Знание, понимание чего-нибудь. 3. Письменное заявление с предложением о чём-нибудь»1. Под социальными представлениями в данном контексте подразумевается некая картина мира, созданная в индивидуальном и коллективном сознании, отличающаяся определённой фрагментарностью, эмоциональностью, предметностью, здравым смыслом, а также оценочностью в связи с пониманием, объяснением и анализом фактов, событий, явлений и процессов социальной действительности.

Социальные представления связаны с потребностью человеческого сознания в ориентации среди событий и явлений окружающей действительности - как природной, естественной, так и социальной. Они возникают в процессе социализации, претерпевают известную трансформацию в связи с изменениями в индивидуальной и коллективной практике, оставаясь при этом в известной степени устойчивыми, поскольку относятся к статическим элементам общественного сознания.

Изменения социальных представлений обусловлены динамикой общественных процессов, однако они происходят вослед за данными процессами, по мере их осмысления и интериоризации,. В связи с этим анализируемые социологической наукой социальные представления могут быть в известной степени традиционными, а в определённой -инновационными, но и в первом и во втором случае сохраняют свою актуальность.

Особенность социальных представлений как явления массового сознания - их двусоставность. В них присутствуют элементы как образного, так и понятийного, логического отражения действительности. Их содержание насколько рассудочно, настолько и эмоционально. В этом корень их противоречивости, непоследовательности, внутренней конфликтности, которая может осознаваться, а может и не осознаваться их носителями.

Социальные представления - явление субъективное несмотря на то, что они детерминируются объективными факторами, такими как социально экономический, социально-политический, социокультурный, этносоциальный, конфессиональный, социоправовой, медико-социальный, территориально-географический, социально-демографический и т.д. Основа социальных представлений - знания, получаемые индивидом, группой из социальной практики, их проявления - индивидуальные и коллективные мнения, суждения, верования, фиксируемые посредством специального анализа. Их изучение становится возможным в силу того факта, что, будучи исключительно личностным образованием, возникающим в сознании индивида, представления реализуются в его поведении и деятельности, а следовательно могут быть наблюдаемыми.

Место социальных представлений в деятельности индивида в социологической и психологической науках не определено. На наш взгляд, социальные представления находятся в начале цепи осуществления деятельности. Как известно, деятельность есть последовательность психических актов, а также и психическое образование со своей структурой. Её компоненты - мотивы, цели, задачи, способы (операции и действия), результат1. К этой цепи необходимо добавить также и потребности, как естественные, так и социальные, на основе которых формируются мотивы и которыми индивид руководствуется, вырабатывая тактику и стратегию своих действий. Потребности опережают мотивы, становятся их предтечей.

Например, потребность в любви и уважении служит источником возникновения мотива вхождения в ту или иную социальную группу. При этом целью данного поведенческого акта является завоевание социального статуса, достаточного для членства в данной группе. В качестве задач индивид определяет такие процедуры, как знакомство с группой, выявление лидера, установление контакта с ним, расположение к себе остальных членов группы, укрепление завоёванных позиций. Способами решения поставленных задач становятся акты общения, как внутригруппового, так и межличностного. Результат осуществлённых операций и процедур общения определяется степенью достижения поставленных целей. Принятие индивида группой означает позитивный результат, отвержение - негативный, нейтральная реакция на его действия - отсутствие результата как такового.

Похожие диссертации на Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества