Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Немов Дмитрий Анатольевич

Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе
<
Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Немов Дмитрий Анатольевич. Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2004 143 c. РГБ ОД, 61:04-22/435

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Историческое сознание населения как объект социологического исследования. 18- 62

Раздел 2. Состояние массового исторического сознания в Российском обществе на рубеже XX- XXI веков. 63- 94

Раздел 3. Социальные институты формирования исторического сознания. 95- 119

Заключение. 120-125

Введение к работе

Актуальность исследования. В «эпохи потрясений и катастроф», переломные периоды жизни- общества, как правило, происходят интенсивные процессы переоценки? существующих ценностей и исторического прошлого. Неудовлетворенность сегодняшним днем побуждает людей искать причины бедствий в минувшем, осмысливать прошлое, делать выводы на будущее. Именно это обуславливает, в частности, повышение роли исторического сознания. Оно становится фактором, непосредственно влияющим на все сферы бытия общества, социально-политическую обстановку в стране. Недооценка, проблем формирования исторического сознания может, и нередко приводит к негативным последствиям. Достаточно отметить, что в условиях распада СССР, попытки переосмысления истории государства, повлекли за,собой снижение уровня патриотизма и дестабилизировали отношения между народами, составлявшими единое государство.

Актуальность исследования исторического сознания диктуется и тем, что оно обладает большой потенциальной силой. С одной стороны, может повысить уровень патриотизма, гордости за свою страну, с другой стороны, как это происходит в настоящее время, взгляд на историю, который* превалирует последние десять, пятнадцать лет, описывающий путь, пройденный страной, не только нетипичным, но и зачастую не правильным, приводит к негативному отношению к своему государству. Стабильное и поступательное развитие общества достигается не только тотальным сломом; старого, но и реформированием, адаптацией идей и институтов прошлого к современности. Традиция и новаторство должны сопутствовать друг другу постоянно.

Важность исследования данного явления определяется также и заключенным в нем большим воспитательным потенциалом. Без него невозможно формирование у людей бережного, гуманистического отношения к культурно - историческому наследию своего народа. В

4 современном тесно взаимосвязанном мире неизмеримо повышается роль компетентных решений на основе прошлого* опыта, а познание исторической реальности > — важная предпосылка углубленного понимания современности и одна из основ прогноза перспектив общественного развития.

Следует отметить, что историческое сознание у каждого из народов имеет свои особенности. Неодинаково оно и у населения Российской Федерации. Главной его особенностью является огромное количество социальных групп имеющих свои традиции, свои ценности, свою культуру, свои исторические особенности, при чем группы следует выделять не только по вертикальной (на экономической основе, уровне интеллекта) или горизонтальной (принадлежность к определенному этносу, региональные: особенности) структуре, а по перекрестной, учитывающей множество факторов и особенностей- конкретной социальной группы. Очень важным является определение путей і формирования и корректировки исторического сознания Российского населения. Каждая социальная группа, постоянно получая определенный объем, информации по истории; своей страны,, истории: народа проживающего на территории государства или за его пределами, а так же другой! исторической информации интерпретирует её, пропуская, через призму особенностей собственного представления об истории того или иного явления, вследствие чего восприятие не может быть однозначным. Наиболее актуальной проблемой на; сегодняшний день является определение путей корректировки исторического сознания, и выявление наиболее эффективных из них.

С одной стороны, основной путь формирования исторического сознания, исторических представлении происходит совместно с этапом социализации и основными агентами формирования выступают, социальные группы, окружающие индивида, такие как семья, школа, «улица», и др. Необходимо отметить, что школа в большинстве случаев, является основным институтом формирования исторического сознания.

5 Однако агенты- преподаватели истории; как правило, при; подаче исторического материала, слабо учитывают особенности регионов, национальные особенности, а так же индивидуальные особенности: Появившиеся і в; последнее время учебные курсы * по краеведению проходят стадию апробации, не имеют высокой эффективности.

Анализируя учебники по истории; сталкиваешься.с проблемой;..что, несмотря на і появление многовариантности рекомендованных учебниковпо истории; они \ практически не учитывают, на обучение индивидов из каких социальных групп они? направлены. О.Е.Барклаева проводя- исследование методом контент- анализа выявила, что «всё отличие современных учебников по истории заключается в том к каким из событий автор уделяет: больше, а к каким; меньше внимания»1. Обозначенное разнообразие показывает, что авторы учебников совершенно не учитывают многообразие путей формирования исторического сознания! тех на кого направлены их учебники.

Необходимость выявления основных источников? формирования: исторического сознания, обусловлено так же тем, что наряду с формальными институтами; формирующими? и корректирующими; историческое сознание, существует огромное: количество неформальных, таких как молодежные организации; религиозные' организации, клубы по интересам, политические объединения и множество других. Зачастую такие неформальные объединения, освещая? исторические события; преподносят их с выгодной: для! организации^ позиции; что? может привести к возникновению кризиса* не только у индивида, а в і окружающих его-социальных группах и как следствие в обществе в ; целом; Следовательно, выявление- механизмов; формирования m корректировки исторического сознания, является основным этапом, для определения; неформальной цели воздействия того или иного социального института:

1 О.Е.Барклаева. Безвариантный выбор новоявленных учебников.// Сборник образовательных программ для средней школы. Воронеж 2000. С.7-8

Актуальность выявления средств формирования и корректировки исторического сознания связана с необходимостью усиления формирования положительного отношения к государству в настоящее время. Для стабильного функционирования любого государства, необходимо наличие общих идей, ценностей, цели для каждой социальной группы составляющей государства. Основой для формирования таких категорий выступает историческое сознание. В России на переходном этапе, в силу изменении во всех структурах общества такие категории были утрачены, а создание новых возможно только через корректировку исторического сознания. Следовательно, выявление основных социальных институтов, формирования и корректировки исторического сознания так же является важным этапом формирования общегосударственной идеи, цели и ценностей.

2. Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема исторического сознания имеет огромную историю. Ещё первые летописцы, описывая какое- либо историческое событие заметили, что разные авторы интерпретируют один и тот же факт по- разному. Как правило, среди нескольких описаний одного исторического события выбиралось одно, которое признавалось верным, все остальные считались ложными. К осмыслению исторического сознания общественная; мысль обращается только вместе с изучением сущности исторического процесса и его движущих сил. Интерес в этом плане представляют взгляды античных философов на прошлое и будущее,, исследование проблем человеческой памяти философами средневековья, постановка проблемы «человек и история» в эпоху Возрождения; и Просвещения, а также в немецкой классической философии!. Подход к истории как процессу смены, общественно — исторических формаций был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом2. Различные аспекты проблемы особенно активно

Герье В.И. Философия истории от Августина до Гегеля. -М.1915 2 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. // Соч. 2-е. изд. Т.2. -С.3-230

7 подвергались осмыслению российскими мыслителями и исследователями і на рубеже прошлого и нынешнего столетий.

В отечественной философии одним из первых употребил понятие «историческое сознание» А.И.Герцен1. Большое значение для; изучения проблемы имеют труды и работы Н.Г.Чернышевского и В.О.Ключевского. Вопросы философии истории разрабатывали К. Д.Кавелин и С.М.Соловьев, проблемы «наций и национальностей и их истории» - Н.Я. Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А. Ильин и другие .

Историческое сознание как духовное явление стало целенаправленно исследоваться отечественными учеными с шестидесятых годов і XX века. Современный этап* ( с середины восьмидесятых; годов), несмотря на всю своюj противоречивость, характеризуется- устойчивым вниманием к данному явлению и более глубокой теоретической проработкой некоторых аспектов проблемы. Так в последнее время появились работы, посвященные анализу структуры- исторического сознания?. В ряде работ была предпринята попытка проанализировать национальный и религиозный его компоненты4. Однако преждевременно говорить о единой системе, постоянном* и комплексном изучении исторического сознания. Исследование этого феномена проходит ещё стадию становления; решения общих концептуальных задач.5

Существенный интерес для изучения данной проблемы представляют также работы западных социологов, философов и историков; для многих из которых характерен системный подход к методологии исторического познания, осмыслению проблем прошлого.6

1 Герцен А.И; Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. -М.,1946

2 Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3 т. -М., 1950

3 Каменев СВ. Вопросы методологии исследования структуры исторического сознания.// Современная
наука и закономерности её развития. Вып.4. - Томск, 1987; Самиев А.Х. Структура исторического сознания.
-Душанбе, 1988; Французова Н.П. Историческое сознание и его структура.// Историзм и творчество:
Материалы Всесоюзной Научно- теоретической конференции. Часть 1. -М., 1990. -С.6-17

4 Ельчанинов В.О содержании и сущности исторического сознания. // Диалектика форм и уровней
общественного сознания. -Барнаул, 1988.

3 Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск, 1987; Барг М.А. Эпохи и идеи.

Становление патриотизма. -М.1987

6 Brelssford V. Historical sociology. An Introduction to Societal Evolution and Culture. -L. 1944

Одно из первых целостных социологических исследований изучающих историческое сознание было проведено в 1990- году под руководством Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойкова, В.Иі Меркушина, А.И Афанасьевой. Исследование проводилось по общероссийской выборке.1 В проведённом исследовании; оценивались такие критерии і исторического сознания, как отношение к историческим событиям, ценностям, личностям. Рассматривалась проблема «белых пятен» и негативизма в историческом; сознании, а так же их истоки. Исследование так же затронуло такой феномен, как противоречия исторического сознания^. В исследовании был подробно изучен факт «Отчуждения в истории»3 и значимости действительной основы, как главной задачи всякого исследования социальных вопросов4. Проведен анализ данных оценивающих «десятилетие реформ в памяти российского народа»5. В последнее время появились работы, посвященные анализу тенденций изменения исторического сознания, а так же влияющим на него факторам, исследовались особенности исторического сознания в зависимости от социальной группы носителя памяти, религиозной принадлежности и другим характеристикам6.

В настоящее время проходящая в России реформа образования определила как одну из ключевых задач разработку программы преподавания исторических дисциплин в учреждениях среднего, среднего специального и высшего образования. Обозначенная проблема обусловлена тремя і факторами. С одной стороны историческое сознание преподавателей очень часто отличается от предлагаемого системой; образования курса истории: Они, транслируя теорию, дополняют её своими индивидуальными

1 Ж.Т. Тощенко, В.Э.Бойков, В.И.Меркушин, А.И.Афанасьева. «Историческая память.»//Информационный
бюллетень №1(10),М1991

2 В.И. Меркушшин «Противоречия исторического сознания»// Информационный бюллетень №1(10), М1991

3 Ю.А. Прозоров «Отчуждение в истории и историческое сознание // Информационный билллютень №1(10),
M1991.

4 Маркс К, Энгельс Ф, Сочинения, Т.2, С.581

5 В.Э. Бойков «Десятилетие реформ в памяти российского населения»//Социология власти №5-6, M2001

6 Материалы «круглого стола» по теме: «Историческая память населения России: состояние и тенденции
развития»// Социология власти, М2002

9 оценками. С другой стороны проблема осложняется отсутствием единых утвержденных учебных пособий. Отсутствие утвержденной литературы, связано с низкой степенью изученности реального исторического сознания, неопределенностью оптимального исторического сознания и механизмов его формирования. Третий фактор обусловлен тем, что система образования является одним из институтов формирования исторического сознания. „ Оно так же формируется под воздействием семьи; СМИ; системы дополнительного образования; религиозных, международных организаций и множеством других социальных институтов. В настоящее время не построена единая система, учитывающая степень и направленность, влияния социальных институтов на формирование и корректировку исторического сознания.

Следует отметить, что практически все из проведенных ранее исследований изучали; либо содержание исторического сознания, либо результаты его воздействия, либо другие его компоненты. Однако нет ни одного специального исследования, которое рассматривало пути (механизмы) и основные социальные институты формирования и корректировки исторического сознания.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования - выявление состояния и тенденций формирования исторического сознания в современном российском обществе.

Задачи исследования:

определить теоретико-методологические подходы к изучению исторического сознания;

дать социологическую интерпретацию понятия «историческое сознание», определить его структуру и функции;

выявить в массовом сознании ценности и социальные оценки, выражающие отношение различных групп населения к историческому прошлому;

определить степень влияния различных социальных институтов на формирование исторического сознания;

разработать рекомендации по оптимизации работы различных учреждений, направленной на развитие исторического сознания.

Объект исследования: историческое сознание населения России.

Предмет исследования: особенности исторического сознания россиян, пути и способы его формирования на современном этапе развития общества;

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Теоретико-методологическая и методическая база исследования.

Исследование основано на работах отечественных и зарубежных философов, социологов, историков, политологов по проблемам диалектики общественного бытия и общественного сознания. Фундаментальные труды западных ученых (Гегеля, И.Г. Гердера, Р.Риккерта, П.А.Сорокина, А.Дж.Тойнби, О.Шпенглера) по философии истории позволили сопоставить различные точки зрения на восприятие субъектом исторического t процесса и исторического времени. Теоретические исследования отечественных ученных (Г.М.Гака, В.Ж.Келле, М:Я.Ковальзона, В.И.Толстых, Ж.Т.Тощенко, А.К.Уледова) выделившие основные критерии структурирования общественного сознания, позволили применить их для определения структуры исторического сознания. Работы М.А.Барга, П.В.Волобуева, А.В.Гулыги, В.К.Егорова, И.С.Кона, Ю.А.Левады, А.И.Ракитова, Н.П.Французовой посвященные феномену исторического

сознания, его особенностям, месту и роли в жизни общества, послужили основой для уточнения данного понятия, анализа его сущности, структуры и функций.

Методический аппарат исследования представляет собой сочетание качественных и количественных методов анализа полученной эмпирической информации, а так же результатов проведенного аспирантом социологического исследования методом экспертного опроса. Качественному вторичному анализу подверглись статистические и отчетные материалы, материалы опубликованных исследований.

Эмпирическую базу диссертации составили:

результаты социологического исследования «Историческое сознание российского населения: состояние, тенденции развития» проведенного Социологическим центром РАГС в июне 2001 года (с участием автора). Опрошены 2401 человек в 12 субъектах РФ по квотной выборке;

результаты социологического исследования «Историческая память российского населения: этнические и социокультурные особенности формирования», проведенного Социологическим центром РАГС в январе-феврале 2003 г. (с участием автора). Опрошены 1945 человек по однотипной методике. Выборка многоступенчатая, квотная с вероятностным отбором респондентов;

результаты социологического исследования «Консолидация российского общества» проведенного Социологическим центром РАГС в декабре 2001 года (с участием автора). Опрошены12400 человек в 25 субъектах РФ по репрезентативной общероссийской выборке;

результаты экспертного опроса, проведенного автором в декабре 2003 г. - январе 2004г. Общая численность экспертной группы составила 65 человек. В группу вошли: ученные, профессионально изучающие

12 историческое сознание, учителя школ и преподаватели ВУЗов, специалисты по PR, лидеры региональных отделений партий;

результаты вторичного анализа социологического исследования «Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки», проведенного АОН при ЦК КПСС 28 мая-5 июня 1990 года в 15 областях и городах СССР по репрезентативной выборке;

доклады Государственного комитета по делам молодежи Правительства Российской Федерации;

аналитические статьи и результаты социологических исследований, опубликованные в информационном бюллетене ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» (2000-2003 гг.); а так же других научных изданиях.

Научная новизна диссертации заключается в следующем.

1. Дана социологическая интерпретация понятия «историческое
сознание». Историческое сознание- это совокупность транслируемых
от поколения к поколению исторических знаний и представлений,
ценностей и символов, идей и убеждений, традиций, норм и стандартов
поведения. Оно образует ядро социально-культурной
самоидентификации индивидов, социальных групп, этносов.

2. Диссертант уточняет понятия необходимые для изучения
исторического сознания, прямо или косвенно связанные с ним.
Исторические знания- результат познавательной, мыслительной
деятельности людей, включенный в процесс общественно-
политической и трудовой жизни людей и означающий усвоение
исторических фактов, хронологии, понятий законов науки,
отражающих объективные закономерности исторического процесса.
Историческое мышление- рационально- логическая ступень познания
исторической действительности, существенных, прежде всего

13
причинно- следственных связей и отношений, исторических процессов
и явлений; в творческом продуцировании идей, теорий, в
прогнозировании событий и действий. Историческое мышление
предполагает преемственность приобретаемых от поколения к
поколению знаний, сохраняемых памятью и фиксируемых средствами
языка, с которыми историческое мышление находится в неразрывной
связи. Историческая память- способность индивида сохранять и
воспроизводить в словесно- логической (устной и письменной),
образной; эмоциональной, предметной форме исторические знания,
полученные в системе образования и; культуре, в результате усвоения
опыта старших поколений; путем самообразования и общения, через
аудио, видео средства, а так же события, участником и свидетелем
которых был ее обладатель. Коллективная память- память
«совокупного субъекта»- историческая; память нации, народа,
общества. Традиции- определенные элементы социального и
культурного наследия, являющиеся продуктом общественных
отношений, человеческой деятельности и образа жизни людей,
возникающие исторически и передающиеся от поколения к поколению,
и. которые сохраняются в определенных обществах или социальных
группах на протяжении долгого времени;
3. Для анализа исторической памяти, как определенной формы массового
сознания использовались как общие, так и частные методы познания-
гносеологический,, социологический; аксиологический;

психологический, семантический и эстетический:

- гносеологический^ подход позволил выявить в данном феномене теоретический и обыденный уровни,. исторические знания и мышление;

- социологический аспект позволил выявить его субъектов,
носителей идей, знаний, представлений, проанализировать

общественную значимость данного феномена, его функции;

аксиологический подход показал в данном феномене такие структурные образования; как ценностные ориентации и идеалы;

психологический подход- обозначил наличие исторических чувств и социальных в том числе этнических, авто- и гетеростереотипов. Обосновывал, что важным элементом исторического сознания выступает историческая (социальная) память;

семантический аспект анализа- позволил выявить различные компоненты, такие как общезначимые символы: национальный язык, обряды, обычаи, традиции и т.д.;

- на основе эстетического подхода были выделены в
историческом сознании художественные образы.

  1. Определены функции исторического сознания: познавательная, интегративная, коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, (содержание функций раскрывается в дальнейшем изложении).

  2. Обоснованы и разработаны показатели и индикаторы изучения исторического сознания, наиболее общие из них: «ценностное отношение к историческим событиям», «отношение к образам власти и народа», «отношение к историческим личностям», «глубина интереса к истории», «уровень исторических знаний», «культурно-историческая идентификация», «отношение к переломным этапам в истории страны» и др.

  3. Выявлено, что в реальном историческом сознании населения России на рубеже веков противоборствует старое и новое, разрушаются одни стереотипы и идеологемы, привносятся другие, не всегда свободные от искажений, иллюзорных представлений.

  4. Изучено влияние социальных институтов на формирование исторического сознания. Наибольшее влияние на формирование и корректировку исторического сознания оказывают система образования и средства массовой информации. Школа - это, прежде

15 всего, социальный институт, формирующий основы: исторического сознания (даёт исторические знания в; системе, последовательности; учит подрастающее:поколение анализировать исторические явления и: факты, вскрывать причинно-следственные связи, ориентироваться в, историческом пространстве и времени). Средства массовой информации вооружают людей новыми фактами, оценками исторических событий; порой субъективного характера. Определены характерные черты современного исторического сознания россиян. 1.Радикальная переоценка ценностей, факггов и событий прошлого, оказавших решающее влияние1 на историческую судьбу страны, её? населения! и і связанных с восприятием своего будущего; 2. Идеологизированность исторического сознания россиян, субъективизм в і оценках прошлого. ЗЛротиворечивость исторического сознания; проявляющаяся в переплетении, научных знаний- и- мифов с: легендами; оптимизма и і пессимизма во- взглядах на судьбу станы ш её социума. 41.. Поляризированность исторического сознания заключается в том, что восприятие m оценка исторических фактов и событий, а также перспектив относительно будущего>страны. неоднозначна среди различных социальных групп населения России; 5. Политизированность исторического сознания, проявляется в том; что восприятие и оценка прошлого и будущего страны, образа власти и народа координальным? образом различаются у социальных групп: с высоким и низким уровнем дохода.

Выявлены* тенденции; в: развитии и формировании исторического сознания в современных условиях:

- одной из главных тенденций остается противоречивость исторического сознания, которая: выражается с одной стороны в стремлении освободиться от идеологической лакировки, украшения истории і России; с другой1 стороны происходит пополнение новыми знаниями, которые не всегда получены из достоверных источников,

именно на их основе происходит изменение отношения к войне, Сталину, коллективизации и другим' значимым историческим событиям и эпохам.

- для последних 15 — 20 лет характерна стихийность в формировании исторического сознания российского народа, неоднородное влияние всех социальных институтов на данную форму общественного сознания;

- возрастает роль исторического сознания как одного из ведущих консолидирующих факторов. Именно на его основе достигается толерантность всех российских народов. 10. Предложены рекомендации по формированию и корректировке исторического сознания населения РФ для органов государственной власти. 1. Необходимо определить позицию официальной власти по отношению к узловым, поворотным историческим событиям- разных эпох. 2. Разработать единую программу преподавания исторических дисциплин в системе школьного, специального и вузовского образования. 3. Ограничить негативизм в оценках исторического прошлого России, особенно в школьных курсах, в средствах массовой информации.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена:

теоретической проработкой проблемы, широкой

источниковедческой базой;

опорой на научно - апробированную концепцию системного анализа, принципом преемственности знаний в социальных науках;

применением надежной, научно-обоснованной социологической методики сбора данных;

репрезентативностью выборки социологических исследований, являющихся эмпирической базой;

17 - корректным применением статистических и логических методов обработки и анализа данных социологических исследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические выводы диссертации являются определенным приращением знаний в области исследования формирования исторического сознания, способствуют более глубокому пониманию сущности исторического сознания населения России.

Основные положения диссертации могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы для продолжения изучения проблем исторического сознания; в деятельности институтов государственной власти и самоуправления при разработке комплекса мер, направленных на корректировку исторического сознания индивидов, коллективов, социальных групп, социально-территориальных общностей, этносов и общества в целом.

Результаты диссертационного исследования доведены до практических рекомендаций при разработке программы патриотического воспитания молодежи Самарской области на 2004-2008 г.г.; использовались для консультирования представительных органов власти города Самары. Методика и категориальная база исследования могут представлять основу для дальнейших социологических исследований данной проблемы.

Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.

Историческое сознание населения как объект социологического исследования

В настоящее время существуют различные интерпретации термина историческое сознание. Наиболее полное определение, включает в категорию историческое сознание: совокупность накопленных наукой знаний, идей, теорий, концепций и сложившихся стихийных взглядов, восприятий, верований, традиций, обрядов, символов, художественных образов в которых индивиды, социальные группы, народы, человечество в целом осознают свое прошлое, воспроизводят свое движение в пространстве и времени.

Историческое сознание, является составляющим элементом массового сознания. Следовательно, для; наиболее полного раскрытия г понятия; историческое сознание необходимо рассмотреть такую категорию, как общественное сознание.

Общественное сознание является продуктом общественного бытия и является осознанием, отражением бытия людей как реального процесса их жизни.1 В тоже время, сознание играет активную творческую роль по отношению к общественному бытию. Оно также влияет и на разнообразные общественные отношения. Поэтому, изменяя структуру общества, формируя! новую идеологию, изменяя бытие людей, необходимо учитывать такой фактор, как реальное состояние, тенденции развития и противоречия исторического сознания. Несоблюдение данного фактора может привести не только) к непониманию новой идеологии, нового государственного и общественного устройства, но и даже к полному социальному отторжению , социальному неприятию, подсознательному разрушению предлагаемых нововведений. Социальное отторжение новой идеологии; ведет не только к развитию, но так же может привести к регрессии общества, отбрасыванию на несколько этапов назад.

Наличием фактов І такого отбрасывания полна как мировая, так и в большей степени отечественная І история. Примером могут послужить изменения общества связанные с отменой крепостного права, трансформации связанные с приходом к власти большевиков. Практически все общественные трансформации; были; отягощены фактором; социального отторжения, связанным- с отсутствием: координирования как общественного, так и исторического сознания.

К общественному сознанию, как к сложному и многогранному явлению, необходим многоплановый? подход. Детерминируется ОН многообразием его связей и отношений; с другими явлениями, такими как объект отражения, социальные условия, в которых осуществляется отражение, исторические условия выражения и функционирования сознания.1

В настоящее время г в отечественной науке наиболее разработанным является; гносеологический аспект анализа общественного сознания. Он предполагает анализ связей; и отношений общественного сознания, прежде всего с объектом отражения; выяснение того, как совершается общественное познание, в І чем состоит специфика его форм в зависимости от способа отражения, каков путь познания истины и т.д.

В; гносеологическом плане общественное сознание выступает как отражение общественного бытия. Историческое сознание, являясь элементом общественного, выступает как отражение истории развития общественного бытия, а так же: как основа: для построения перспектив, общественного бытия.

Рассматривая, сознание, необходимо учитывать его социальную природу, обусловленность общественным бытием, относительную развитии. Данные особенности показывают отсутствие комплексности гносеологического подхода.

Целесообразным является дополнение гносеологического анализа сознания социологическим, при чем необходимо взаимодополнение этих двух подходов в анализе.

Социологический аспект предполагает анализ общественного сознания, занимающего определенное место в системе общества и выполняющего специфические функции в его жизнедеятельности.

В социологическом плане общественное сознание понимается, как система (рационально- логических, эмоциональных, связанным с воображением, иррациональных) способов отношения людей к миру и самим себе, возникающая в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и «обслуживающая» ее.

Своим происхождением и функционированием общественное сознание обязано активности конкретных людей. Но так как всякая общность является не просто множеством, а множеством взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом личностей, действительными субъектами общественного сознания! выступают не отдельные: индивиды, а их обладающие специфическими интересами и потребностями совокупности в виде разнообразных больших и малых социальных групп. Таким образом, общественное сознание есть понимание действительности; определенной социальной общностью или группой, обществом в целом, а так же отношение к ней.

Кроме гносеологического и социологического анализа, общественное сознание исходит из конкретно- исторического подхода, позволяющего выяснить то реальное сознание, которое определяет стимулы к деятельности различных социальных общностей и групп. Данный подход ориентирует исследователя на изучение сознания определенного общества, определенной социальной общности или группы, находящейся на определенной ступени своего развития. Специфика форм общественного сознания выясняется в зависимости как от предмета и способов отражения (гносеологический аспект), так и от роли в общественной жизни, от содержания тех общественных потребностей, с которыми связано существование каждой из них (социологический аспект);1

На основании изучения форм общественного сознания как способов отражения различных особенностей, различных сторон объективной действительности были выделены основные критерии, по которым эти формы можно было бы разграничить: это прежде всего, объект, предмет, который они отражают; социальная основа их появления, общественные потребности; а так же особенности развития и роль в обществе.

Кроме приведенных подходов, так же существует философский подход. В соответствии с ним общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как. сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание

Состояние массового исторического сознания в Российском обществе на рубеже XX- XXI веков

Общефилософский (гносеологический) аспект анализа

исторического сознания позволил выделить два его уровня: теоретический и обыденный. Однако в «чистом» виде ни теоретического, ни обыденного сознания не существует. «В повседневности они взаимосвязаны, образуют некую целостность, некое единство, то есть реальное, практически; функционирующее сознание».1 Оно отражает как случайные, стихийные связи и отношения, так и улавливает (хотя; и в несовершенном виде) закономерности и устойчивые тенденции развития общества.

Реальное сознание не является результатом специализированной: -научной и- просветительной - деятельности, а возникает в процессе повседневной жизнедеятельности, и на её основе достигает определенной степени развитости, в том числе научности и не научности. В свою очередь, его связь с конкретными видами деятельности человека позволяет вычленить формы реального сознания, в том числе исследовать реальное, практически функционирующее историческое сознание.

Современное состояние реального исторического сознания характеризуется как его способностью, непосредственно отражать окружающую историческую действительность, то есть всё материальное и духовное наследие, так и проникать в сущность исторического процесса, то есть осознавать связь «прошлого», «настоящего» и «будущего», их преемственность. Оно воспроизводит некоторые устойчиво сложившиеся тенденции; и закономерности исторического развития. Таким образом; никак нельзя принижать его значения для жизнедеятельности! современного общества.

В реально функционирующем историческом; сознании можно выделить эмоциональный и рациональный компоненты.

1 Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т., Общественное сознание и перестройка. -М, 1990.-С.12 Эмоциональный компонент- преимущественно связан с непосредственными впечатлениями людей, воздействием на них исторических чувств и социальных стереотипов, что делает его более подвижным и изменчивым, подверженным политическому влиянию и манипулированию.

Рациональный компонент- интегрирует прошлый социальный опыт, уроки личной и общественной жизни,, что дает возможность человеку, общности ориентироваться в историческом пространстве и времени. Для него характерно историческое мышление, что роднит реальное сознание с теоретическим. Именно рациональный компонент, в конечном счете, определяет направленность и зрелость исторического сознания.

«Реальное, живое сознание представляет собой наиболее богатое по содержанию специфическое состояние и практическое функционирование общественного сознания; в котором переплетаются как научно обоснованные знания, суждения и умозаключения,, так и стихийные, продиктованные жизненным опытом мысли и другие субъективные побуждения».1

Реальное историческое сознание- это не сознание отдельной» личности или случайных, стихийно сложившихся групп людей, а продукт коллективной жизнедеятельности, характерной как для? всего общества, так и для социальных общностей и групп. Будучи результатом селекции непосредственного опыта, конкретных людей, оно,, тем не менее, не является5 механической совокупностью их взглядов і и мнений, а образует новую специфическую сущность, творцами которой являются нации и? национальности,, социальные группы и слои, и в которой проявляются устойчивые черты и тенденции.

Под историческим сознанием Российского народа понимается реальное, практически функционирующее историческое сознание данного

1 Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т., Общественное сознание и перестройка. -М, 1990.-С.15-16. этноса, благодаря которому и посредством которого он осознает свое прошлое и место в историческом процессе, воспроизводит своё движение в пространстве и времени, на основе которого оценивает настоящее и «прогнозирует» будущее.

Основой исторического сознания являются исторические знания; В них сконцентрированы мудрость веков, социальный опыт предшествующих поколений, отражены наиболее значимые события прошлого того или иного народа. Опираясь на них и на опыт предков, люди продолжают свою деятельность уже; в новых исторических условиях.

Для определения реального исторического сознания народа России, необходимо определить его место в системе мирового исторического сознания. Так например, А.Н.Семенов проводя исследование исторического сознания отмечает, что существует два типа восприятия исторических событий: восточный и западный.1 Человек с западным типом исторического сознания выстраивает некую линейную модель исторического прогресса, восточный- тип исторического сознания? рассматривает историю как некую горизонталь, не как смену одной культуры (цивилизации, формации) другой, а как определенные разрозненные факты не связанные друг другом временными ограничениями. Схожего мнения придерживался и Н;А. Бердяев. В своей работе он отмечает: "Индусское сознание есть самое антиисторическое из всех сознаний мира, и судьба индусская есть самая не историческая из всех судеб. Всё; что было наиболее глубокого в Индии, не было связано с историей; там не было настоящей; истории, не было» настоящего исторического процесса...". Совершенно очевидно, что историю, весь мировой исторический процесс Бердяев рассматривает только с точки зрения христианизированной западноевропейской парадигмы. Для него

Семёнов А.Н. Восток и Запад: два образа исторического сознания. Ростов 1999.С.-76 история - это на всех парах мчащееся к своему апокалипсическому концу всемирное время. Поэтому для него все народы, не участвующие в этой гонке, просто выпадают из истории: "И вот христианство переносит центр тяжести истории с Востока на Запад... Всемирная история окончательно переносится с Востока на Запад, и народы Востока, которые дали первые страницы истории человечества, создали первые великие культуры и были колыбелью всех культур и религий, как бы выпадают из всемирной истории. Восток делается всё более и более статичен. Динамическая сила истории целиком переносится на Запад; Те народы Востока, которые не принимают христианства, не входят в поток всемирной истории. Это ещё раз, опытным путём, подтверждает ту истину, что христианство является величайшей динамической силой и что те народы, которые окончательно уходят от христианства и не идут за христианством, перестают быть историческими народами".

Социальные институты формирования исторического сознания

Историческое сознание, являясь как элементом массового, так и индивидуального сознания, формируется в процессе социализации личности.

Социализация- это»процесс формирования сознания, приобретение индивидом социально значимых качеств.

Ж.Т. Тощенко характеризует социализацию как процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом!.

Л.ВЛсная определяет социализацию, как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация1 по ее мнению, охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни2.

С.С. Фролов рассматривает социализацию с точки зрения социальной психологии. Индивид, считает он усваивает нормы; его группы таким образом, что через формирование собственного я проявляется уникальность данного индивида как личности 3

Л:Я. Аверьянов считает, что социализация включает в себя образование и культуру в самом широком смысле. К социализации относится; огромная область социальной жизни.4

На процесс социализации индивида влияют такие факторы, как социальная и политическая: структура общества, характер общественных отношений, особенности национальной психологии, культура общества.

Главную роль в социализации играют социальные институты функционирование которых направленно на формирование личности ее развитие, образование и воспитание.

Социальные институты (от лат. Institutum- установление, учреждение)- исторически сложившиеся на основе традиций или правовых норм устойчивые формы социальной практики, по средствам которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Можно согласиться с Г.Вебленом, который; пишет «Социальные институты не только сами выступают результатом: процесса естественно-исторического отбора, но и являют собой способ существования общества с его системой общественных отношений».

В учебнике «Социология труда» социальные институты определяются как специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль над поведением

Приведенные определения позволяют нам рассматривать социализацию с одной стороны, как освоение членами общества определенной суммы общепринятых знаний, норм, ценностей, элементов культуры, выработку на этой основе собственных ориентации, установок, потребностей, а с другой стороны, как включение индивидов в реальный социально-исторический процесс, активное определение своей позиции, своего поведения.

Энциклопедический социологический словарь.-М.:1995, С.227

2 Соколова Г.Н. Экономическая социология. М.2000 С.25

3 Социология труда. Учебник.-М.: Изд.МГУ.,1993.СЛ81: Социологи выделяют четыре стадии социализации:

1. ранняя социализация (от рождения до поступления в школу),

2. обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего непрофессионального обучения),

3. стадия зрелости,

4. завершение активного жизненного цикла (прекращение постоянной трудовой деятельности в рамках социальных организаций).

В соответствии с этими стадиями определяются и группы институтов социализации:1

В первую группу входят институты первоначального развития природных свойств человека: семья и дошкольные детские учреждения (от рождения до 6-7 лет).

Вторую1 группу институтов; социализации образуют институты образования и воспитания (с 6-7 лет до, примерно, 18-25 лет). За это время люди достигают умственной зрелости, приобретают основные социальные качества, и в связи с этим признаются полностью дееспособными. Это подготовительная фаза жизненного1 пути. Поскольку основным; видом предметной деятельности является учение, постольку индивид в процессе общеобразовательного и; профессионального обучения, а так же сопутствующего этому нравственного воспитания, выступает пока в значительной степени в качестве объекта социализационного воздействия, и в меньшей степени в качестве субъекта творческой «деятельности.

Третья; группа- институтов социализации охватывает период жизни зрелых людей; субъектов! социальной І деятельности. Границами: этого этапа! можно считать, с одной стороны, начало практической деятельности, с другой - ее окончание. В эту группу входят трудовые и общественные

Похожие диссертации на Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе