Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи Пенькова, Екатерина Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пенькова, Екатерина Александровна. Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Пенькова Екатерина Александровна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2012.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/221

Введение к работе

Актуальность исследования. Начало XXI века в российском обществе ознаменовалось значительными изменениями во всех сферах социальной жизни. Сложился устойчивый интерес к общественной дискуссии, социальной и политической рефлексии по вопросам российской и русской идентичности, новых возможностей и сценариев развития русского этноса и российского государства. В значительной мере влияние этих процессов распространилось на самоидентификацию нации, в первую очередь, российской молодежи. Так, по данным эмпирических исследований Института социологии РАН, идею о том, что Россия является общим домом многих народов, поддерживает почти половина россиян (47%). В то же время за последнее десятилетие значительно возросло число сторонников мнения о том, что русские, являясь государствообразующим этносом, должны пользоваться преимущественным положением и правами (с 11% до 31%).

Появление идеи русского мира как единого пространства русской культуры, русского языка, цивилизационного развития представляется на фоне текущих процессов фактором консолидирующего и прогрессивного начала новой России. Представляется значимым влияние русского мира на формирование социальной идентификации молодежи, которая подвергается негативным трансформациям вследствие динамичности и сложности современных социальных процессов. В частности, исследователи фиксируют снижение духовного потенциала молодежи, приоритет материальных ценностей и гедонистических установок в ее повседневных практиках, наблюдается деформация семейных практик. Отмечается снижение грамотности российской молодежи. Российские старшеклассники в 2011 г., по результатам международного тестирования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), программа PISA, продемонстрировали результаты ниже среднего по навыкам чтения, математическим навыкам, естествознанию. По данным переписи населения 2010 г., по сравнению

с 2002 г., сократилось число молодых людей, имеющих основное и начальное общее образование.

Молодежь - мобильная, динамичная социальная группа с формирующейся или уже сформированной гражданской позицией, которая активно взаимодействует со средой и включена во все виды повседневных практик россиян. Она представляет собой значительный социальный инновационный ресурс страны, будущее России во многом зависит от устойчивости социальной идентификации молодежи. Важно, чтобы ее формирование происходило на основе общекультурных, универсальных ценностей, разделяемых представителями разной этнической принадлежности. Обозначенные позиции реализуются в феномене русского мира, что подчеркивает его перспективу успешно интегрироваться в идентификационную структуру современной российской молодежи.

Полемика вокруг русского мира отчетливо присутствует в научном и общественном дискурсе. Однако, значимого научного анализа по содержанию, развитию идеи русского мира пока нет. На теоретическом уровне понятие русский мир остается практически не разработанным. В содержательном смысле понятие по-прежнему метафорично, является скорее речевым оборотом, нежели конкретной научной категорией, обладающей четким понятийным статусом. Вместе с тем, социологический анализ русского мира обладает значительной когнитивной ценностью для понимания характера социокультурных изменений, вектора развития, построения модели гражданской и этнической идентичности современной российской молодежи.

Степень научной разработанности проблемы.

Широкий дискурс в изучении русского мира прослеживается в исследованиях российских ученых. Рефлексия на тему специфики русской истории, русского «пути», «русской идеи» наблюдается у представителей разных направлений общественно-политической мысли России. В частности, у представителей славянофильского направления: И.В. Киреевского,

Н.С. Хомякова, Н.С. Аксакова, Ю.Ф. Еморина. Их традиционалистские взгляды, основанные на идее самобытности России, развили представители неославянофильского направления. B.C. Соловьев развивал идею «богочеловеческого союза» и «свободной теократии», создания всемирной монархии на основе российского самодержавия. Идеи приоритета духовно-нравственных идеалов в русском пути высказывали также Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, В.О. Ключевский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, О.С. Мережковский, Л.Н. Толстой. Западническое направление - В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, П.П. Огарев, К.Т. Кавелин - связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации.

Значительную роль в освещении русского вопроса играют коллективные научные труды, изданные в 1990-х гг. Особая роль принадлежит Ассоциации по коллективному изучению русской нации (АКИРН). Опубликованы значимые труды по обновлению русской нации, современной русской идеи, в том числе классических традиционалистов И. Киреевского, Вл. Соловьева, Л. Карсавина, Н. Бердяева, И. Ильина, идеи консерваторов-монархистов В. Кожинова и М. Назарова.

Социологическая традиция исследования русского мира определена научными разработками российских ученых: С.А. Арутюнова, Е.М. Арутюновой, Ю.В. Арутюняна, М.К. Горшкова, А.Б. Гофмана, Л.М. Дробижевой, В.И. Жукова, Т.И. Заславской, В.В. Локосова, И.Б. Орловой, Г.И. Осадчей, Г.В. Осипова, З.В. Сикевича, СВ. Чешко, Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова и др. Ими анализируется проблема несоответствия государственно-правового статуса русского народа, его исторически обусловленной государствообразующей роли, рассматриваются особенности идентичности в современной России, ее этносоциальной структуры, межэтнических отношений, анализируется проблема социальной консолидации.

Методологическое значение для исследования русского мира как социокультурного феномена имеет антропологический подход в социологии, разработанный Д.К. Танатовой.

Среди этнологов вопросу русского мира уделяет значительное внимание В.А. Тишков, который исследует исторические истоки русского мира, роль русскоязычных диаспор в формировании и функционировании русского мира, значение русского языка и русской культуры, включение русского мира в идентификационный дискурс современного россиянина. Его идеи широко распространены в международном научном сообществе.

Значимыми в рамках исследуемой проблемы являются исследования когнитивной лингвистики. Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Г.Г. Слышкин, В.А. Маслова, В.И. Абаев, рассматривая русский мир как культурологический концепт, раскрывают этимологию и семантическую наполненность понятия русский мир, уточняют понятийно-категориальный аппарат для описания русского мира как концепта.

Русский мир в критериях геоэкономического, геополитического и геокультурного знания представлены у П.Г. Щедровицкого, А.И. Неклесса, И. Валлерстайна, В.Л. Цымбурского. Русский мир рассматривается как глобальный проект России, который имеет возможность влиять на расстановку сил в мировом пространстве. Русский язык представляется основным инструментом в решении экономических, политических, социальных и др. вопросов.

Особый вклад в развитие научных представлений о русском мире принадлежит авторским концепциям русского мира последнего десятилетия (В.Н. Иванов, В.К. Сергеев, П.Г. Щедровицкий, Н.А. Нарочницкая, В.А. Тишков). В данных научных разработках содержится богатый фактический материал для развития понятийно-категориального аппарата социологии, выделения институциональных основ, места и роли русского мира в идентификационном дискурсе современного российского человека.

Значительное влияние на развитие исследуемой проблемы оказывает появление глобальных сетевых проектов, объединивших ученых, политиков, общественных деятелей. К их числу относятся фонд «Русский мир», сетевой проект «Русский архипелаг», сетевой журнал «Русский журнал» и др. Эти проекты существуют при государственной поддержке, объединяют правительственные, научно-исследовательские и образовательные учреждения, библиотеки и другие учреждения культуры и обладают широкими ресурсами для исследовательской деятельности.

Особенности формирования социальной идентификации в современном российском обществе в условиях социокультурных изменений рассмотрены в работах Л.Г. Ионина, Н.К. Иконниковой, И.В. Лесковой, Ю.В. Шарова, социальная идентичность, социальное развитие, социальная интеграция молодежи исследуются Ю.А. Зубок, В.И. Чупровым и др. Исследования, выявляющие изменения ценностных ориентации личности в современной России, проводились Г.В. Осиповым, Н.И. Лапиным и др.

Зарубежная социологическая традиция в исследовании идентичности представлена научной рефлексией в рамках символического интеракционизма, феноменологического направления, этнометодологии (Г. Гарфинкель) и структурно-функциональной парадигмы, в рамках которых идентификация рассматривается как результат социального взаимодействия (Д. Хоманс, Н. Смелзер Э. Гофман, Ч. Кули, Д. Мид и др.), результат процесса социализации индивида в течение всей его жизни (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Э. Гуссерль и др.), механизм адаптации личности к формам социальной действительности и взаимодействия (Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Зиммель и др.) и др.

Объект исследования: социальная идентификация российской молодежи.

Предмет исследования: русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи.

Цель исследования: на основе социологического анализа русского мира выявить его особенности, влияющие на социальную идентификацию российской молодежи, а также факторы укрепления статуса русского мира.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Разработать концептуальную модель социологического анализа русского мира.

  2. Определить институциональные основы русского мира.

  3. Выявить установки современной российской молодежи по отношению к образу русского мира, его содержанию, символам.

  4. Дать социологическую оценку места и роли русского мира в формировании социальной идентификации российской молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования. Выбор
методологии обусловлен поставленной в диссертации целью и задачами
исследования. В работе были использованы структурно-функциональный,
институциональный, социокультурный, аксиологический,

антропологический подходы. Концептуальную базу составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых, в частности, представителей классической социологии, символического интеракционизма, феноменологии, этнометодологии, этносоциологии, теории этносов, этнической и гражданской идентификации.

Эмпирической базой исследования послужили:

Результаты социологических исследований, проведенных под руководством автора:

1. «Русский мир и современная российская молодежь». (2010-2011 гг.).
Руководитель: ПеньковаЕ.А. Выборка N=650.

Результаты социологических исследований, проведенных с участием автора:

2. «Этносоциальное будущее Москвы». (2009-2010 гг.). Руководитель:
Академик РАН Жуков В.И. Ответственный исполнитель:
д.с.н., проф. ОсадчаяГ.И. Члены ВТК: д.с.н., проф. Танатова Д.К.,

д.с.н., проф. Юдина Т.Н., д.с.н., проф. ЛесковаИ.В., ПеньковаЕ.А. и др. Выборка N=1200.

  1. «Положение молодежи современного московского мегаполиса: потенциал и риски стабильного развития города». (2010 гг.). Руководитель: к.с.н., доц. Сазонов А.А. Члены ВТК: к.с.н., доц. Сазонова А.Л., ПеньковаЕ.А. и др. Выборка N=1200.

  2. «Региональная модель социальной сплоченности в контексте преодоления глобального кризиса». (2011г.). Руководитель: д.с.н., проф. ОсадчаяГ.И. Члены ВТК: д.с.н., проф. Танатова Д.К., д.с.н., проф. Лескова И.В., ПеньковаЕ.А. и др. ВыборкаN=1200.

5. «Разработка фундаментальной модели адаптации провинциальных
жителей в российских мегаполисах» (2009-2011 гг.) Руководитель: д.с.н.,
проф. Танатова Д.К. Члены ВТК: д.с.н., проф. ЛесковаИ.В., ПеньковаЕ.А. и
др. Выборка N=2200.

Информационную базу исследования составили:

1. Нормативно-правовые документы в сфере культуры,
государственного языка РФ, защиты соотечественников за рубежом и др. (в
частности, Федеральный закон от 01 июня 2005 г. «О государственном языке
Российской Федерации» №53-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25
октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» №1807-1 (с
изменениями от 24 июля 1998 г. и 11 декабря 2002 г.), Федеральный закон от
24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации
в отношении соотечественников за рубежом» (с изменениями от 31 мая
2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г.,
23 июля 2008 г., 25 июля 2009 г. и 23 июля 2010 г.)) и др.

2. Документы и материалы органов федеральной власти
(Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы, 2012-
2018 годы (проект) и др.)», Федеральная целевая программа «Русский язык»
на 2006-2010 годы, на 2011-2015 годы) и др.

  1. Стенограммы выступлений, программные статьи представителей высшего руководства Российской Федерации (в частности, Послание президента Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации в 2008-2010 гг., Послание президента В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации в 2000-2007 гг., программная статья В.В.Путина «Россия: национальный вопрос» от 23.01.2012 г., материалы с рабочих встреч президента РФ) и др.

  2. Статистические источники: данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ, Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства внутренних дел, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и др.

  3. Материалы средств массовой информации: данные Фонда «Русский мир» (в частности, информация об Ассамблеях Русского мира), программы федеральных телеканалов, освещающие проблемы идентичности, этнические вопросы и проч., информация на сайтах русскоязычного населения (в различных странах мира) и др.

  4. Европейская социальная Хартия (принята в 1996 г., ратифицирована в 1999 г. СДСЕ№163 (пересмотренная).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Разработана концептуальная модель социологического анализа русского мира.

  2. Представлены институциональные основы русского мира.

  3. Выявлены установки современной российской молодежи по отношению к русскому миру, его содержанию, символам на основе авторского социологического исследования.

  4. Дана социологическая оценка места и роли русского мира в формировании социальной идентификации молодежи.

  5. Сформулированы меры по укреплению статуса русского мира.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Русский мир определяется как социокультурная общность людей,
объединенная определенным набором консолидирующих факторов. К числу
объективных факторов относятся: принадлежность к этнической группе
«русские»; знание русского языка, свободное владение им; знание истории и
русской культуры. Субъективными факторами принадлежности к русскому
миру являются: самоидентификация с русским миром, чувство
сопричастности к русской истории, культуре, разделяемым нормам и
ценностям, готовность их трансляции в пространственно-временном
континууме; толерантность; историческая память; чувство солидарности,
стремление к объединению представителей любой этнической
принадлежности на базе фундаментальных ценностей.

Модель социологического анализа русского мира в первую очередь предполагает изучение понятийно-категориального аппарата русского мира. Следующим элементом анализа являются институциональные основы русского мира. Ключевыми аспектами изучения русского мира являются: идеология, интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал русского мира. Значимым направлением социологического анализа русского мира как социального института является изучение перспектив его развития.

2. Русский мир обладает основными признаками социального
института. Его институциональные основы содержательно базируются на
системе разделяемых базовых социокультурных ценностей.
Организационным и концептуальным фундаментом русского мира являются:
православие, русская история, культура, русский язык. Значительная роль
отводится агентам русского мира, т.е. сообществу активно и
целенаправленно действующих субъектов, которые идентифицируют себя с
Россией, испытывают чувство сопричастности к ней, ее культуре, истории,
разделяют и транслируют идеологию, базовые ценности русского мира. К
числу институциональных признаков относятся: средства массовой
коммуникации (СМК) русского мира, сеть интернет-сайтов русского мира.

Институциональное значение имеют символы русского мира: исторические личности, географические территории, исторические события и др.

3. Установки российской молодежи по отношению к русскому миру
в целом позитивны. Молодежь идентифицирует русский мир с православием,
русской культурой, историей, менталитетом русских людей, ценностями,
идеалами, менталитетом русского человека. Ключевыми символами русского
мира признаются такие исторические личности, как Петр I, А.С. Пушкин,
В.В. Путин, историческое событие - победа в Великой Отечественной войне.
Географическими символами являются Россия, Москва и Сибирь. В целом
русский мир представляется российской молодежи дружелюбным,
толерантным, способным объединить и примирить людей разных
национальностей.

При этом не все молодые люди продемонстрировали понимание сущности русского мира, более двух третей респондентов никогда не задумывались над смыслом понятия русский мир. Институциональные основы русского мира, на основе которых формируется социальная идентификация российской молодежи, в силу многовековой истории и широкого распространения не только в России, но и за ее пределами, признаются общекультурными. Их содержание не противоречит ценностным системам многообразных национальных культур народов, проживающих на территории Российской Федерации. На основании этого можно утверждать, что русский мир обладает интеграционным потенциалом и является фактором социальной консолидации на основе его базовых ценностей.

4. Русский мир - значимый фактор социальной идентификации
молодежи. С русским миром отождествляет себя абсолютное большинство
молодых людей вне зависимости от их этнической принадлежности.
Основаниями для идентификации с русским миром служат «русские корни»,
факт рождения и/или длительного проживании в России, трансляция русской
культуры, знание истории России, традиций, ценностей, способность
«мыслить по-русски», быть носителем «русского духа», менталитета, а также

моральные качества: «быть добрым», «быть честным», «быть отзывчивым», «гостеприимность», «патриотизм», «душа», «душевность», «добродушие», «высокая духовность», «терпение», «работоспособность», «способность и желание помочь другому (русскому или представителю другой национальности)», «сплоченность», «терпимость», «ум» и т.п.

Выбор большинством респондентов мнения о том, что представителем русского мира может стать человек любой этнической принадлежности, свидетельствует о том, что русский мир статусно выше этнического измерения современного общества. В этом заключается ключевое значение русского мира как социокультурной общности, которая обеспечивает равные возможности доступа к собственному масштабному потенциалу.

Русский мир обладает значительным человеческим капиталом, мощным интеллектуальным ресурсом, не ограниченным пределами России. Он включает широкую сеть соотечественников во всех странах мира, действующих в интересах России, и способен обеспечить ее лидерские позиции на мировом уровне.

5. Основными мерами по укреплению статуса русского мира являются: установление конструктивного диалога между институтами власти, представителями научной среды и общественности по вопросам русского мира; осуществление системных фундаментальных исследований всех форм социального взаимодействия субъектов, которые включены в систему отношений русского мира; системное и последовательное осуществление деятельности российской власти по институционализации русского мира; создание условий для успешного функционирования и координированной деятельности социальных институтов общества с целью формирования механизмов конструирования положительного образа русского мира. Среди социальных институтов образование имеет ключевое значение для воспитания патриотических чувств, формирования активной гражданской позиции российской молодежи, повышения ее духовного и нравственного потенциала.

С учетом реализации сформулированных мер русский мир может стать значимым социальным институтом, способствующим формированию устойчивой социальной идентификации молодежи и в целом консолидации и социальной интеграции российского общества.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены актуальностью социологического анализа русского мира как фактора социальной идентификации российской молодежи. Полученные в результате проведенного диссертационного исследования выводы позволяют понять содержание и характер современных социальных процессов, которые оказывают влияние на социальную идентификацию российской молодежи, определить статус русского мира в процессе социальной идентификации молодежи. Значимые положения работы позволяют углубить научные представления о потенциале русского мира для формирования толерантной среды в многонациональном российском обществе, гармонизации общественных отношений.

Содержащиеся в диссертации результаты могут найти применение в учебно-педагогической и научно-методической деятельности, могут быть использованы в качестве отправных положений при подготовке и принятии решений в области практической деятельности органов власти по решению национального вопроса, патриотического воспитания молодежи и др. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при подготовке учебных курсов «Социология культуры», «Этносоциология», «Социолингвистика» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования апробированы в выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях и конгрессах: XIV социологические чтения Российского государственного социального университета «Социальные ресурсы гражданского общества в России: от конфликта к консолидации» (Руза, 2007 г.); VIII Всероссийский социально-педагогический конгресс «Инновационные подходы к подготовке кадров

высшей научной квалификации для социальной сферы в послевузовском профессиональном образовании» (Москва, 2008); XVI социологические чтения «Социальные изменения и человек: социологический дискурс» (Руза,

2008 г.); IX Международный научно-педагогический конгресс «Глобальный
кризис и социальная сплоченность российского общества» (Москва, 2009 г.);

IX Международный социальный конгресс «Страны БРИК в условиях выхода
из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва,

2009 г.); V Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения»
«Социальная и культурная динамика России в условиях глобального кризиса:
к 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина» (Москва, 2009), XVII
социологические чтения «Социальная политика регионов в условиях
преодоления кризиса: социологическая оценка» (Москва, 2010 г.);

X Международный социальный конгресс «Россия и современный мир:
социальные вызовы и стратегия инновационного социального развития»
(Москва, 2010); XI Международный социальный конгресс «Стратегии
инновационного развития России и социальная сплоченность общества»
(Москва, 2011); IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в
системе научного управления обществом» (Москва, 2012).

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 научных работах. Среди них 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертации на Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи