Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация религии как социального института в постсоветской России Чемикосова Татьяна Александровна

Трансформация религии как социального института в постсоветской России
<
Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России Трансформация религии как социального института в постсоветской России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чемикосова Татьяна Александровна. Трансформация религии как социального института в постсоветской России : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Чемикосова Татьяна Александровна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т].- Казань, 2007.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/723

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения религии как социального института

Эволюция социологических взглядов на функционирование религии как социального института 18

Толерантность как нормативная составляющая религиозного института: современные концепции 35

Глава 2. Взаимодействие религии с основными социальными институтами общества в постсоветской России

Трансформация взаимоотношения религии с государством в постсоветской России 63

Взаимодействие религии с социализирующими институтами общества в постсоветской России 101

Глава 3. Специфика трансформации религии как социального института в республике Татарстан в постсоветский период

Изменение религиозной ситуации в РТ в 90-е - 2006 годы: особенности религиозного диалога 123

Толерантность как фактор развития этно-конфессиональных отношений в РТ 145

Заключение 174

Приложение № 1 187

Приложение №2 210

Список литературы 237

Введение к работе

Актуальность исследования

На протяжении трех последних десятилетий в российском обществе осуществляется всесторонний процесс его модернизации. Изменения затронули все сферы жизнедеятельности - от экономики до мировоззрения россиян. Реформы конца XX века привели к тому, что общество оказалось в глубоком кризисе. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности: отказ от официальной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты. Таким образом, стремительный процесс модернизации российского общества на рубеже XX-XXI веков привел к своеобразному «религиозному ренессансу». Однако и сама религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций. К 2004 году кроме Русской Православной Церкви, исламских и иудейских организаций - как традиционных конфессий на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регистрации. Процесс роста религиозности происходит на фоне изменения статуса, роли, функций религии и религиозного поведения верующих. Вместе с тем, все более

заметным становится активное зарождение профцессов клерикализации, которое осуществляется несколькими путями: посредством сращивания государственной и церковной идеологии, характерной для традиционных религий (православия и ислама); средствами массовой информации (телевизионные передачи, ангажированные статьи); включением в образовательные стандарты дисциплин конфессиональной направленности (истории православия, мусульманства, закона Божьего). Однако навязываемая идея клерикализации часто не находит отклика в общественном сознании и поведении, хотя некоторая привлекательность религии все же существует, так как она дает возможность определенной части населения заполнить мировоззренческий вакуум и решить проблему самоидентификации. Низкая методологическая культура тиражируемых средствами массовой информации публикаций, несомненная порой предвзятость их содержания, отсутствие единого подхода к традиционным и новым религиям среди специалистов, представителей государственных структур и самих конфессии порождает проблему синтеза противостоящих точек зрения и актуализирует научное изучение сложившейся к началу XXI века религиозной ситуации в России, чему и посвящена данная диссертационная работа.

Особое внимание стоит обратить, что последние изменения в общественной и религиозной жизни страны происходят в период трансформации общества и его секуляризации. Процесс трансформации религии как социального института мы будем определять по следующим значимым аспектам:

Снижение/наращивание структурно-институционального потенциала религии в лице определенных конфессий.

Изменение роли, места, статуса религии в системе властных (политико-административных) отношений.

Изменение отношения к религии и толерантности как ее нормативной составляющей в общественном мнении и в государственных структурах.

Мировоззренческие изменения, вызывающие сокращение/рост социальной базы религии и религиозной терпимости / нетерпимости. Соответственно, социологическое исследование трансформации религии как социального института предполагает:

  1. Теоретический и эмпирический анализ каждого из перечисленных аспектов применительно к постсоветской России.

  2. Концептуальную проработку структурных и функциональных связей между указанными аспектами.

  3. Построение целостной картины в динамике соответствующих процессов.

Для многонациональной и многоконфессиональной России особое значение имеет поддержание взвешенных отношений между разными этносами и религиями. Это тем более важно, что общество столкнулось в последнее время с проявлениями национальных распрей, этнического эгоизма с использованием в той или иной мере религии националистическими, экстремистскими группировками в своих утилитарных целях.

Зачастую религиозный экстремизм - это протест против тяжелых социально-экономических условий в том или ином регионе, против трудностей, вызванных непродуманными формами утверждения рыночных отношений, резким расслоением общества.

Для тех людей, которые не смогли адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, не могут реализовывать свои возможности, ординарные распри на «бытовой почве» легко становятся детонатором межнациональной розни.

Наибольшую опасность представляют возможные столкновения между двумя наиболее крупными этно-конфессиональными общностями,

определившими цивилизационное своеобразие евразийской России -православно-христианской и мусульманской.

Поэтому не последнее место в нашем исследовании занимает обсуждение проблемы толерантности, в том числе и в республике Татарстан, а так же трансформация отношений государство-религия в условиях трансформирующегося общества. Обращается внимание, что эти отношения в эпоху постсоветской России вступили на новый уровень развития, что связано как с глобалистскими тенденциями развития нашей цивилизации, так с внутренними процессами в нашей стране и республике в частности.

Толерантность как социокультурное явление, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, в нашей работе имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Основой этой парадигмы поведения должен выступать «универсальный» (термин американских социологов) менталитет общества, в котором социокультурная толерантность с ее структурной компонентой -межконфессиональной толерантностью, занимают доминирующее положение.

Идеи толерантности в целом, и религиозной толерантности в частности, являются не только условием и фактором развития демократического общества, но требуют также от этого общества разработки механизмов своей материализации или «опредмечивания». Механизмы материализации религиозной толерантности закладываются государственно-церковными отношениями и межконфессиональной культурой общества.

Центральное положение проблемы толерантности в научном исследовании системы демократических ценностей современных обществ объясняется во многом теми представлениями о базовых критериях высоты организации системы ценностей (политической культуры) и уровня ее взаимосвязи с традиционной системой ценностей (религией).

Первый критерий отражает специфику организации системы социальных отношений и системы традиционных, в том числе религиозных, ценностей как основы этих отношений, а также их взаимодействия с системой демократических ценностей. В данном случае критерием высоты организации политической культуры выступает уровень иерархичности социально-политических отношений, степени подчинения верховной власти. Политические культуры, базовой традиционной ценностью которых является верховная власть и соответствующая ей иерархия социально-политических отношений, рассматривается как имеющие меньший потенциал для укрепления системы демократических ценностей. Иерархический традиционализм в политической культуре и в соответствующей ей системе ценностей - не единственный критерий, используемый для концептуализации общей системы ценностей, включающей в себя и традиционную, и демократическую компоненты. Второй критерий отражает специфику не вертикальных, а горизонтальных взаимоотношений в обществе. В этом случае критерием высоты организации системы ценностей выступает степень взаимного доверия в межличностных отношениях. Доверие, как традиционная норма и ценность в межличностных отношениях, рассматривается в качестве основы укрепления взаимосвязи традиционной и демократической систем ценностей, а значит и повышения стабильности политической культуры в целом.

Третий критерий также фиксирует специфику социальных межличностных отношений, выражающуюся в толерантности и неконфликтности социально взаимодействия в обществе, прежде всего на

уровне групп и личностей. Толерантность, как ценностный норматив предполагает признание легитимности компромисса, а также терпимость к различиям и противоречиям, существующим в отношениях между социальными, религиозными и политическими группами. Толерантность — показатель демократичности политической культуры.

Поэтому особое внимание в нашем исследовании уделено специфики межконфессиональных отношений в республике Татарстан, как примеру успешного поликонфессионального региона. По нашему мнению, толерантность должна стать основой межконфессиональной стабильности в мультикультурном обществе. В нашей диссертационной работе мы основываемся на данные собственного исследования толерантности населения РТ.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен религии стал предметом изучения в различных отраслях знания. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной и общественной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности общества. В рамках данного подхода особое место отводится теориям таких ученых как У. Джеймс и 3. Фрейд. Философия интерпретирует религию на основе конкретного субординирующего принципа, который определяет гносеологические, аксиологические и онтологические особенности религии (А. Бирс, Р. Отто, М. Мюллер, М. Элиаде). Социология рассматривает религию, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей, в единстве с их ценностями показывает естественные социокультурные предпосылки появления религии как сложного, открытого, динамичного социокультурного явления (Д. Боукер, М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер). Исследование трансформации культуры и религии как

составной части нового постиндустриального общества осуществлялось в социальных теориях Дж.Гэлбрейта, П.Друкера, Э.Тоффлера, Д.Белла, М.Кастельса и концепциях позднего или радикализованного модерна Ю. Хабермаса и Э. Гидденса. Анализ роли религиозного фактора в общественной жизни различных стран осуществлен в работах таких ученых как Р.Белла, П. Бергер, М. Вебер, П.П. Гайденко, Т. Н. Глебова, Ю. А. Левада, Т. Лукман, Т. Парсонс. Осмысление процесса изменения роли религии осуществляется в концепциях религиозного модернизма в работах таких исследователей как А.С. Ваторопин, Ю.В. Рыжов, Д.М. Угринович, Д. Бонхёффер, Э. Пикеринг, Л. Туроу. Функции религии рассматриваются такими учеными как К. Маркс, М.Е. Добрускин, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Белла, П. Бергер, Р. Мертон. Следует выделить концепции, в которых религиозность является одним из главных предметов при изучении религии (В.И. Гараджа, Ю.А. Левада, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, Д.М. Угринович, И.К. Яблоков). Религиозное поведение как отражение религиозности, причины ее роста представлены в работах Л.С.Астаховой, Т.И. Варзановой, Ю.А. Гаврилова, Н.А Селиверстовой, К. Каариайнен, Б.А. Лобовика, М.П. Мчедлова, А. А. Панкова, Э. Хоффера, Д.Е. Фурмана, А.Г. Шевченко и других. Перечисленные работы заложили основы для теоретического изучения религии как социокультурного явления. Однако, несмотря на обилие литературы, огромное разнообразие точек зрения и суждений, теоретические аспекты изучения религии как социокультурного явления современной России и (ее процессной составляющей -религиозности), еще не получили достаточно подробных исследований и не удовлетворяют в полной мере потребность в глубоком освоении социальной сущности религии. Современное состояние религии характеризуется противоречиями развивающегося постиндустриального общества.

Вторым центральным понятием в нашем исследовании выступает толерантность как социокультурное явление.

Поиск адекватных подходов к концептуализации и операционализации такого абстрактного понятия, как «толерантность», еще более извилист и противоречив. Многосложность этого пути символизируют три главные фигуры: С. Стоуффер, Д. Салливан и П. Снидерман.

Первые эмпирические исследования толерантности 50-60-х гг. акцентировали внимание на соотношении параметров «толерантность»-чувство «угрозы», страха. Социолого-психологический подход к концептуализации толерантности отличался фокусом на аффективном восприятии субъектом тех или иных социально-политических групп, представляющих для него определенную угрозу. У С. Стоуффера к этой категории отнесены коммунисты, социалисты, атеисты. Одна из ключевых концепций модели- концепция страха. Толерантность здесь определяется как способность субъекта приспосабливаться и ладить с теми, кого человек не одобряет, или к кому не испытывает симпатии. С опорой на данный подход в 50-60-е годы проведены исследования С. Стоуффера, Дж. Протро, Ч. Грига.

В конце 70-х гг. Дж. Салливан и его коллеги Дж. Пиерсон и Дж. Маркус, поддерживая в целом подход С. Стоуффера к концептуализации толерантности, вносят коррективы и уточнения в операционализацию этой концепции. У С. Стоуффера операционализация толерантности предполагала, что объекты интолерантного отношения универсальны и эмоционально воспринимаются как угроза значительным большинством людей. С целью выявить уровни нонконформистского отношения Дж. Салливан вводит:

персонализированное измерение толерантности, включающее
некоторые социально-демографические характеристики

опрашиваемого;

понятие «наименее эмоционально воспринимаемой группы»,
позволяющее конкретизировать объект индивидуального
интолерантного отношения личности.

Социальный психологизм и аффективная линия в концептуализации толерантности получила развитие и в последующих, в том числе, компаративных работах Дж. Салливана и его коллег.

Существенный вклад в концептуальную, и главным образом, эмпирическую разработку проблемы толерантности в 70-80-е годы внесли Л. Бобо, Д. Барнум, Ф. Флетчер, Д. Лоуренс, М. Пеффли и Л. Сигелман, М. Шамир, разрабатывавшие, во-первых, проблемы внешних детерминирующих факторов толерантности, прежде всего, связи толерантности и образования, а также, во-вторых, исследовавшие внутренние аспекты толерантности, связанных с изучением ее на уровне отношений индивида, и, наконец, проводивших эмпирическую разработку проблемы в межнациональном и национальном срезах.

Практически все наметившиеся в 80-е годы линии концептуализации толерантности имели свое продолжение и развитие в 90-е годы, включая следующие аспекты:

связи с образованием;

национальной специфики политической толерантности отдельных стран;

компаративный срез на глобальном уровне;

когнитивно-рационалистический аспект;

бихевиористско-аффективный подход.

В последнее время проблемы толерантности/интолерантности стали предметом пристального научного внимания отечественных ученых. В научном сообществе идут дискуссии о сущностном наполнении категории «толерантность», выделены направления исследования проявлений толерантности/интолернатности в современном российском обществе. В

частности, укажем на изучение проблемы толерантности как основы социальной безопасности (Н.С. Ладыжец, Т.Пичугина, С.Кардинская, И.Семакина, О Борисова, А.Борисов и другие); исследование толернтности/интолерантности в дискурсе СМИ (С.К. Шайхитдинова, Л.В. Сагитова, Е.А. Ходжаева, Е.А. Шумилова, В.К. Малькова, Т.Х. Керимов), исследованиях политического аспекта толерантности (С. Мендус, А.В. Перцев, Л..М. Дробижева, А.П. Садохин, И.П. Чернобровкин, М.Б. Хомяков, В.В. Шалин).

Объектом исследования данной работы является религия как социальный институт.

Предмет исследования - трансформация религии как социального института в постсоветской России.

Цель исследования - выявить особенности трансформации религии как социального института и религиозной толерантности в условиях модернизации российского общества на рубеже ХХ-ХХІ веков по сравнению с другими периодами.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

  1. проанализировать развитие социологических взглядов о религии как социальном институте;

  2. раскрыть сущность толерантности, в том числе и религиозной, как социокультурного явления;

3) выявить специфику функционирования института религии в современном
российском обществе в период конца двадцатого - начала двадцать первого
веков по сравнению с советским периодом;

  1. проанализировать структуру отношений религии с государством в постсоветской России;

  2. охарактеризовать основные черты взаимодействия религии с другими институтами современного российского общества (армия, СМИ, образование);

6) рассмотреть особенности религиозного сознания населения с точки зрения толерантности / интолерантности в условиях модернизации российского общества на примере РТ.

Гипотезы диссертационного исследования.

В современном российском обществе, которое характеризуется как модернизирующееся, религия, как социальный институт изменяет свой статус и роли.

В российской федерации не ведется комплексной политики, направленной на соблюдение действующих норм и законов гражданского и демократического общества, регулирующих взаимодействие религиозных и светских институтов.

Республика Татарстан характеризуется высокой степенью стабильности межконфессиональных отношений, что выражается в высокой степени толерантности населения и продуманной политике руководства республики.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретико-методологической базой для диссертации послужили труды представителей системного и структурно-функционального подхода в гуманитарном знании.

Диссертационное исследование базируется на принципах историзма, логического анализа и синтеза. В работе использовались методы систематизации, классификации и теоретического обобщения. Теоретико-методологической основой послужили теории и концептуальные подходы в методологии анализа религии, разработанные А. Баркером, Д. Боукером, В. И. Гараджей, Ю. А. Левадой, Л. Н. Митрохиным, М. П. Мчедловым, Д. М. Угриновичем, И. Яблоковым.

Эмпирическую базу исследования составили прежде всего результаты социологического исследования, проведённого автором на территории республики Татарстан в сентябре 2006 года. В опросе приняло

участие 1 508 человек. Выбор респондентов строился по квотному принципу согласно представительству социально-демографических групп в структуре населения республики Татарстан по данным Госкомстата. В рамках выделенных квот опрос проводился на основе случайной выборки с последующей коррекцией по социально-демографическим показателям. Метод сбора первичной информации - анкетирование. Обработка данных производилась в операционной системе Windows ХР с применением аналитической программы Statistica 5.0.

В работе использованы также данные, подвергнутые вторичному анализу, некоторых других социологических исследований, проведенных российскими исследователями по религиозной проблематике (Е.Г.Балагушкин, В. И. Гараджа, Ю. А. Левада, Л. Н. Митрохин, М. П. Мчедлов).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

выявлено, что в современных условиях модернизации российского общества статус религии определяется процессами секуляризации, религиозной деконструкции, десакрализации и индивидуализации религии;

выделены специфические особенности взаимодействия государственных, светских (армия, образование, СМИ) и религиозных институтов;

получены результаты исследования толерантности в РТ, и ее характеристик в зависимости от социально-демографических характеристик.

Научно-практическая значимость работы состоит в следующем:

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах по социологии, культурологии, философии, психологии и религиоведению в разделах, посвященных религии как социокультурному явлению.

Выводы диссертационной работы могут быть использованы органами местной власти для анализа межконфессиональных отношений.

- Разработанная автором анкета социологического исследования может быть использована для сравнительного анализа или выявления тенденций, происходящих в сфере религиозного поведения и общественного сознания в целом.

Апробация работы.

Некоторые теоретические аспекты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на итоговых научных конференциях КГУ (январь 2000 г., январь 2001 г., январь 2002 г., январь 2004 г.). Отдельные положения в виде докладов были представлены на научно-теоретических конференциях: «Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века» (Москва, 2003), «Стирая грани» (Ульяновск, 2004 г., 2005 г.) и на Всероссийском семинаре-тренинге «Структура локального мифа», который проводится Ульяновским государственным университетом и АНО «Образовательно-исследовательский центр Con-text»« в рамках проекта «Научное сообщество» (май 2006 г.). Тезисы докладов и статьи, отражающие положения диссертации, опубливоаны в собрниках научных трудов Москвы, Ульяновска, Казани. По теме диссертационного исследования автором опубликовано десять работ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и нескольких приложений. Содержание работы изложено на 262 страницах.

Эволюция социологических взглядов на функционирование религии как социального института

Термин «религия» происходит от латинского «religio» - совестливость, благочестие, набожность, предмет культа (178, с Л 2).

Рассмотрение религии как социокультурного явления имеет множество подходов и вытекающих из них дефиниций. Можно различать определения, выделяемые по главным способам и методам, используемым исследователями. Тогда определения предстают как дескриптивные (через перечисление эмпирических признаков), генетические (через выявление факторов «порождения» и «воспроизводства»), семантические (путем указания на знаковые выражения и значения), структуралистские (через раскрытие инвариантных структур) и т.д.

Имеется класс определений, построенных с учетом какого-то аспекта, компонента религиозного комплекса. Интеракционные «модели» характеризуют религию как определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-то объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно на пути описания ее функций, выявления «специфической функции». Бихевиориальное объяснение «первичным» в религии считает ритуал (например, «почитания», «умилостивления», «жертвоприношения», «очищения» и др.), определенные виды символических действий, некоторые формы поведения. Консестивные определения строятся на основе гносеолого-рационалистического анализа, исходят из тех или иных явлений сознания («анимизм», «вера в мана», «вера в сверхъестественное», «святое», «смыслополагание», «чувствование бесконечного», «опыт иррационального», «фантастическое» и т. д.), признают религию одной из форм сознания (общественного или индивидуального), а эти формы отличают прежде всего по предмету и характеру отражения (82, с. 14-18).

Определения религии создаются и по линии человек - общество Вселенная. В этом случае определения оказываются «эгоцентрическими» (через выявление различных вариантов религиозного опыта в микрокосме индивида), «социоцентрическими» (путем уподобления различных религиозных форм некоторым общественным явлениям), «космоцентрическими» (которые интерпретируют религию как отражение макрокосма, реализующееся в контексте связи с микрокосмом индивида).

В нашей работе под религией мы будем понимать набор верований, символов и практик, которые опираются на идею сакрального и объединяют верующих в социально-религиозную группу.

Основы социологической концепции религии заложили Э.Дюркгейм (97) и М.Вебер (61,62,63). Исходным пунктом социологического анализа религии является ее понимание как социального института. Такой подход к пониманию религии, который совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории и в жизни современного общества.

Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при исследовании ее функций как социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурным аспектам общества, то есть, связаны с ценностно-нормативными аспектами. И, наконец, третья методологическая особенность состоит в том, чтобы учитывать точку зрения актора, самого действующего лица, без чего сложно уяснить в полной мере значение религиозного опыта и религиозных чувств.

Необходимо отметить, что рассмотренная классификация подходов к религии и вытекающих из них дефиниций не является единственной. Можно различать определения, выделяемые по главным способам и методам, используемым исследователями. Тогда определения предстают как дескриптивные (через перечисление эмпирических признаков), генетические (через выявление факторов «порождения» и «воспроизводства»), семантические (путем указания на знаковые выражения и значения), структуралистские (через раскрытие инвариантных структур) и т.д.

Трансформация взаимоотношения религии с государством в постсоветской России

Прежде, чем обратиться к российскому опыту взаимодействия религиозных институтов с государственными и социокультурными, необходимо выделить некоторые черты глобализации и ее влияния на процессу межинституционального и межрелигиозного взаимодействия.

Формирующаяся глобальная цивилизация в значительной степени безрелигиозна (по крайней мере, на начальных этапах своего возникновения). Религиозным институтам нужно не только во всей полноте осознать неустранимость пространства безрелигиозной культуры и дать этому обстоятельству религиозную оценку, но и установить постоянный диалог с безрелигиозным сознанием.

Глобальный миропорядок в качестве ценности и реального положения дел включает в себя религиозный плюрализм. Это значит, что ни одна религия не может рассматривать себя как доминирующую вероучительную систему и любой из них необходимо выстраивать диалоговые взаимоотношения с другими.

Становление глобальной цивилизации сопровождается унификацией и стандартизацией моделей культуры. Реакцией на унификацию стала забота о защите религиозных и национальных меньшинств от исчезновения под напором глобальной массовой культуры, стремление в рамках глобальной сверхцивилизации выделить и обустроить ниши для их самобытного развития. Внимательное отношение к позиции и правам религиозных меньшинств, отказ от их прямой ассимиляции (обращения) - одно из требований, объективно предъявляемых глобальной цивилизацией к традиционным конфессиям. Это существенно отличается от стратегий активной и настойчивой миссионерской работы, практиковавшихся некоторыми традиционными конфессиями на протяжении столетий (к проблеме соотношения между миссионерством и диалогом мы еще вернемся), а иногда даже заставляет вносить коррективы в традиционные системы вероучительной практики.

Интернационализация и глобализация региональных и локальных конфликтов и кризисов. Мировое сообщество сегодня гораздо легче и быстрее вовлекается в локальные конфликты. А так как многие из них включают религиозную составляющую, - религиозные институты постоянно втягиваются в межрелигиозные войны и конфликты или в напряженное выяснение отношений между светскими и религиозными властями. Возникает непривычная для традиционных конфессий коллизия: во-первых, внутриконфессиональные действия становятся событиями публичной политики, во-вторых, светские власти постоянно обращаются к религиозным институтам за миротворческими инициативами. Это создает серьезную угрозу для внутренней стабильности самих религиозных институтов: включившись в международный конфликт и не разрешив его, религиозная организация как бы впускает этот неразрешенный конфликт во внутреннее пространство своей собственной религиозной системы, что таит в себе опасность религиозных расколов.

Религиозные организации, включаясь в инфраструктуру международных институтов, вынуждены по их примеру создавать специальные аппаратные структуры, которым поручается рассматривать стратегию организации в глобальной перспективе. Если религиозная организация не имеет традиции глобальных проектов миссионерского, экуменического характера, - подобная глобализация ее внутренней деятельности вызывает весьма серьезные проблемы. Те церкви, которые традиционно видели себя как миссионерские и считали своим полем всю территорию Земли, а объектом духовного попечительства - все население, получают дополнительный стимул к миссионерской деятельности и активному участию в строительстве нового миропорядка.

Изменение религиозной ситуации в РТ в 90-е - 2006 годы: особенности религиозного диалога

Республика Татарстан многонациональна по составу населения. Этим обстоятельством в значительной степени объясняется многообразие конфессий и религиозных объединений на ее территории. Религиозная обстановка в Республике Татарстан в целом оценивается как стабильная и отражает последствия тех изменений, которые произошли за последние десятилетия и существенным образом затронули сферу государственно-церковных отношений, деятельности религиозных организаций на всей территории Российской Федерации.

Республика Татарстан является одним из важнейших регионов России с точки зрения обоих определяющих всемирные политические и исторические процессы факторов - и геополитического, и религиозного. В геополитическом смысле территория Татарстана является регионом, обеспечивающим связь европейской и азиатской частей России. Именно в нашем регионе расположена центральная часть Волги - основная торговая, а, прежде всего, жизнеобеспечивающая артерия европейской части России. Именно наша республика имеет серьезное геополитическое воздействие на прилежащие к нему области - прежде всего Нижегородскую область, Удмуртскую республику, республику Марий Эл и республику Башкортостан. В религиозном смысле Татарстан также является регионом повышенного значения, поскольку его конфессиональное содержание непосредственно отражается на конфессиональном содержании всех прилегающих к нему областей, а, значит, на конфессиональном содержании всей России.

Государственно-конфессиональные отношения в Татарстан развиваются в соответствии с логикой переживаемого этапа религиозного возрождения.

Государственная политика в республике направлена на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства всех религий перед законом. Формирование культуры терпимости на основе соблюдения прав человека и уважения религиозного многообразия в последнее десятилетие осуществляется в диалоговом режиме на государственном, общественном, научном конфессиональном и межконфессиональном уровне.

Основополагающими религиозными конфессиями в РТ являются православие и ислам. Своеобразием последних лет явилась выработка религиозными организациями документов, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы их взаимоотношений с государством, обществом в целом. («Основы социальной концепции Русской православной церкви» и «Основы социальной программы российских мусульман», принятые Советом муфтиев России.). Потребности развития общественных отношений вызвали научный интерес к созданию проектов концепции государственно-конфессиональных отношениях.

28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как уже отмечалось во второй части, посвященной религиозной ситуации в РФ, для регулирования деятельности религиозных объединений в 1997 г. был принят закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Однако он мало способствовал нормализации религиозной обстановки в России и упорядочению отношений между государством и религиозными объединениями (213).

Закон не привел к снижению проявлений религиозного экстремизма и не предоставил никаких льгот традиционным конфессиям. И хотя в нем подчеркивается наличие в России традиционных конфессий, фактически их преимущественные права там не прописаны. Вместе с тем, закон не способствует пресечению противоправной деятельности религиозных объединений, которые в России и за рубежом называют деструктивными, и не учитывает специфику конфессиональных особенностей отдельных регионов, в частности - Татарстана. Для закрепления веротерпимости и недопущения проявления в Республике религиозного экстремизма и политизации деятельности религиозных организаций в 1999 г. был принят республиканский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Между этими двумя законодательными актами имеется ряд несоответствий. В частности, в преамбуле закона РТ подчеркивается особая роль ислама и православия при учете специфики других религий и течений (124).

Похожие диссертации на Трансформация религии как социального института в постсоветской России