Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Горшкова Оксана Владимировна

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона)
<
Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горшкова Оксана Владимировна. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Москва, 2003 207 c. РГБ ОД, 61:04-22/63-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы изучения ценностных ориентации . 13-63

1.1. Ценности как регулятор поведения молодежи: методологический подход 15-43

1.2. Понятие «ценностные ориентации» как социокультурологическая категория . 43-51

1.3 .Ценностные ориентации студенческой молодежи: классификация и содержание. 51-63

ГЛАВА 2. Влияние ценностных ориентации студентов на процесс культурной социализации . 64-159

2.1. Факторы формирования ценностных ориентации студенческой молодежи и современная образовательная среда . 64-128

2.2. Специфика студенческой молодежи региональный аспект 128-139

2.3. Система ценностных ориентации студенческой молодежи на примере Дальневосточного региона. 139-159

Заключение. 160-165

Литература. 166-187

Приложения. 188-207

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Социокультурная ситуация современной России характеризуется высокой степенью сложности ее процессов и форм. Когда социокультурная система находится в состоянии неустойчивости, то есть проходит точку бифуркации, принципиальное значение имеет выбор, который делает каждая личность, поскольку совокупность этих выборов как раз и определяет направление развития системы. Принципиальное значение для выбора личностью той или иной поведенческой стратегии имеют ценностные ориентации личности, а также ценностные ориентации того сообщества, в котором личность существует. В устойчивом состоянии социокультурной системы ценностные ориентации сообщества преобладают над ценностными ориентациями личности, поскольку работают механизмы, приводящие мировоззрение большинства членов сообщества в социомерную форму, и, прежде всего путем культурной социализации. Однако в ситуации социкультурного полураспада, характерного для двух последних десятилетий жизни нашего общества, дезориентация одних и исчезновение других механизмов воздействия системы, делают ценностные ориентации личности первичными.

В этих условиях принципиальное значение приобретает культурная социализация личности и всего сообщества (в масштабах человечества), поскольку только она позволяет, сохраняя различие ценностных ориентации, избежать серьезных конфликтов, организовать диалогическое взаимодействие носителей противоположных ценностных установок.

Интерес к ценностной проблематике в социологии обусловлен нормативно-регулирующим характером функций, которые выполняет система ценностей в обществе. Являясь результатом развития культуры общества, ценности обладают способностью влиять на процессы формирования и изменения культуры. Социальное пространство и время выстраивают определенную иерархию ценностей, которая находится в

диалектическом единстве с конкретным этапом развития общества.

Динамику ценностей всего общества необходимо рассматривать как результат изменений ценностей и ценностных ориентации составляющих данное общество социально - демографических групп, классов, страт и отдельных личностей, которые могут иметь отличающиеся, а зачастую и приходящие в противоречия, системы ценностей. Поэтому особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и, прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов.

Социологический интерес к ценностным ориентациям студентов обусловлен следующими причинами: во-первых, ценностные ориентации молодых людей находятся в процессе формирования, а, сформировавшись, требуют еще некоторого времени для обретения устойчивости, в связи, с чем испытывают большую зависимость от различных внешних факторов. Во-вторых, в прогностических целях молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной общественной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества.

В связи с этим исследование ценностных ориентации студенчества в процессе культурной социализации на примере Дальневосточного региона способствует пониманию принципов формирования системы ценностных ориентации современной молодежи и создает предпосылки для теоретических обобщений, касающихся особенностей современной социокультурной ситуации в России.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Внимание отечественных исследователей обращено к системе ценностей общества начиная с 60-х гг. прошлого века. Теоретическую основу российской аксиологии составляют работы таких авторов, как Анисимов

5 С.Ф., Антонович И.И., Архангельский Л.М., Бакурадзе К.С, Блюмкин В.А., Василенко В.А., Гречаный В.В., Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г., Каган М.С., Кислов Б.А., Кон И.С., Коршунов A.M., Любимова Т.Б., Любутин К.Н., Майзель И.А., Нарский И.С., Прозерский В.В., Ручка А.А., Тугаринов В.П., Харчев А.Г., Шердаков В.Н., и др. В трудах этих исследователей рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с онтологическими вопросами теории ценностей, исследовались исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии этике и эстетике, объяснялось отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследовались формы и способы существования ценностей.

С начала 70-х гг. объектом исследования в работах Верецкой А.И., Груздовой Е.М., Здравомыслова А.Г., Золотухиной Е.В., Пенькова Е.М., Соколовой Е.Ф., Ядова В.А. и др. становятся структура и содержание систем общественных и личных ценностей, иерархическое строение системы ценностей, влияние различных факторов на формирование и изменение системы ценностей.

В последние годы внимание отечественных исследователей обращено преимущественно на анализ кризиса системы ценностей и тех конкретных изменений, которые происходят с ценностными ориентциями различных групп российского общества. Появилась возможность обратиться и к мировому опыту в деле анализа системы ценностей, стали доступны фундаментальные исследования западных авторов в области аксиологии, а также ранее недоступные работы отечественных авторов.

Поисковая функция в области исследования системы ценностей определяется при работе с классическими трудами русских мыслителей Осипова Г.В., Ильина И.А., Федорова Н.Ф., Хомякова А.С., Лосева А.Ф., Кабыща А.В., Лукова В.А., Тощенко Ж.Т., Ядова В.Д., и др. Из более современных авторов необходимо упомянуть Девятко И.Ф., Вавилину Н.Д., Толстову Ю.Н., Курбатова В.И. и др. Западные теоретико-методологические

6 разработки прежде всего представлены трудами Парсонса Т., Инглехарта Р., Дюркгейма Э., Томаса У., Знанецкого Ф.

Значительную часть исследований в области аксиологии составляют специализированные работы по изучению ценностных ориентации различных социально-демографических групп. При этом в качестве объекта изучения выступают социальные, политические, нравственные, профессиональные ценностные ориентации. Рассмотрение столь специфической социологической категории, как молодежь, проводится в целом ряде исследований отечественных и зарубежных авторов. Молодежь с точки зрения особенностей сознания и поведения, социального статуса ее представителей исследуется в работах Бобневой Н.И., Бехтерева В.Н., Волкова Ю.Г.,Ильинского И.М., Катульского Е.Д., Ковалевой А.И., Лапина Н.И., Староверова В., Кона И.С., Парсонса Т, Мунье Э., и др.

Ряд авторов непосредственно обращаются к проблеме ценностных ориентации российской молодежи, прежде всего это Алещенок СВ., Бабочкина П.И., Бестужев - Лада И.В., Бунич В.А., Зубок Ю.А., Здравомыслов А.Г., Ксенофонтов В.Н., Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Руткевич М.Н., Родионов В., Ужегова ЗА., Чупров В.И., а также ряд других исследователей.

Особенности молодежи как социальной, экономической и поколенческой группы описаны в трудах Быковой С.Н., Чупрова В.И. Гурвич Г, Журавлева Г.Т., Зубок Ю.А., Иванова В.Н., Куприяновой З.В., Кухтевич Т.Н., Ручкина Б.А., Барбера Б., Вебера М., Гидденса Э, Мертона Р., и др.

Проблеме особенностей профессиональных и социальных ориентации студенческой молодежи посвящены исследования Дмитриева А.Н., Добрыниной В.И., Иконниковой С.Н., Кона И.С., Крыштановской О.В., Кухтевич Т.Н., Рубиной Л.Я., Саара Л.А., Титмы М.Х., Топчинского Л.В., Шубкина В.Н., Чупрова В.И. Основные тенденции изменения ценностных ориентации студентов в области образования проанализированы Ветошкиным А.П., Журавлевой Л.А., Ильинским И.М., Калинкиной И.В.,

7 Матуленисом А.А., Мордковичем В.Г., Немировским В.Г., Овсянниковым А.А., Филипповым Ф.Р., Якубовой Е.А., и др.

Однако региональная специфика динамики ценностных ориентации студенчества остается еще слабо освещенной в отечественной социологической литературе. В последнее время появился ряд работ, посвященных вопросам динамики ценностных ориентации в условиях социальных трансформаций на примере регионов. Можно отметить работы Чичаевой И.И., Ерошиной Т.А.ДІолутина СВ., Чудиновой И.М., Шакурова З.А., Иоголевича Н.И. и др. Обращает на себя внимание возникший интерес к данной проблематике со стороны китайских исследователей. Отметим работы Лун Ичжоу., Чжу Бин.,Цзюэ Жунфан., Ли Чжэн. Тенденции изменения ценностных ориентации обучающихся в провинциальных вузах молодых людей тесно связаны с особенностями провинциального мировозрения в целом, а также с конкретной социально-демографической, экономической и культурной ситуацией в определенном регионе. Рассмотрение подобных тенденций - задача, прежде всего исследователей «на местах», лучше представляющих специфику своего региона и мировоззрение живущих в нем людей. Связь между динамикой ценностных ориентации студенчества и процессом культурной социализации в пространстве университета также не привлекает пока пристального внимания отечественных социологов. Недостаточная изученность исследуемой проблемы позволила нам выбрать объект, предмет исследования, его цели и задачи.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является студенческая молодежь различных форм обучения высших учебных заведений города Владивостока Приморского края.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют ценностные ориентации студенческой молодежи в процессе современной культурной социализации, их сущность, содержание и специфика в сфере образования, культуры,, морали.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Ценностные ориентации студенческой молодежи Дальневосточного региона ориентированы как в онтологическом, так и в практическом плане на общегуманистические человеческие ценности, имея при этом ярко выраженный характер региональной привязанности.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Основной целью исследования является изучение ценностных ориентации студенческой молодежи на примере Дальневосточного региона, влияние особенностей современного высшего образования на формирование ценностного сознания и возможность учета ценностных ориентации в проектировании образовательного процесса. Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

Определить природу ценностных ориентации и основные факторы их динамики;

Выявить особенности студенчества как субъекта культурной социализации и университета как пространства культурной социализации;

Провести анализ общей специфики формирования ценностных ориентации в регионе;

Выявить особенности современной студенческой молодежи как поколенческой, профессиональной и культурной социальной группы;

Исследовать содержание системы ценностных ориентации студенческой молодежи и направление ее динамики в условиях современной образовательной среды на примере Дальневосточного региона;

Показать типологические особенности ценностного и морального сознания студенчества Дальнего Востока.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит реализации концепции формирования ценностных ориентации студенческой молодежи в процессе современной культурной социализации на

9 основе проведенного социологического исследования по Дальневосточному региону. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач, были получены имеющие научную новизну результаты:

Определена на основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов природа ценностных ориентации, основ их становления и динамики под влиянием различных социокультурных факторов;

Выявлены особенности современного российского студенчества как субъекта культурной социализации в многообразии ее форм и взаимовлияния особенностей культурной социализации и ценностных ориентации для данной социокультурной группы;

Исследована ситуация современного российского университета как пространства культурной социализации и в этом контексте -проблемы высшей школы на данном этапе ее развития;

Охарактеризована общая специфика формирования системы ценностных ориентации общества в регионе и конкретно - в Дальневосточном регионе, выявлении особенностей ценностного сознания населения российского Дальнего Востока;

Описаны особенности современной студенческой молодежи как поколенческой, профессиональной, культурной и социальной группы на основе предпринятых нами практических исследований;

Рассмотрено содержание содержания системы ценностных ориентации и типологических особенностей ценностного и морального сознания студенчества Дальнего Востока.

ЭМПИРИЧЕСКУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют данные социологических исследований:

Региональное социологическое исследование «Ценностные ориентации студентов Владивостока», проведенное под

руководством автора (2002-2003 гг.). Выборка -многоступенчатая, квотная. Объем выборки - 450 человек.

Контент-анализ материалов местной прессы, касающихся особенностей молодежи Дальнего Востока, проведенный автором (2002-2003 гг.)

Результаты социологических исследований, проведенных другими авторами в различных регионах Российской Федерации.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование опирается на системный, междисциплинарный, исторический, научные подходы. Используются понятийный аппарат, концепции, типологии ценностных систем, разработанные автором на основании анализа современных аксиологических работ. Теоретические положения диссертационного исследования подтверждаются результатами конкретных социологических исследований студенческой молодежи, проведенных автором. Автор в своем анализе исследуемых проблем опирался на современные философские воззрения в области антропологии, аксиологии и культурологии, социологии, психологии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется возможностью использования достигнутых результатов при формировании средне- и долгосрочных программ, разработке образовательной, молодежной и культурной политики на региональном и муниципальном уровне.

Результаты исследования ценностных ориентации студенчества в области высшего образования могут быть использованы на уровне руководства высших учебных заведений при планировании структурных преобразований и стратегии развития вуза.

Выявленная динамика и типология ценностных ориентации студенчества позволяет более успешно планировать и осуществлять образовательную и воспитательную работу в вузе, повышать значимость вуза в сфере культурной и профессиональной социализации.

Теоретические и практические результаты данной диссертации могут быть использованы при проведении дальнешпих исследований в области ценностных ориентации студенческой молодежи.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи представляют собой сложную, дифференцированную систему. Динамика системы ценностных ориентации определяется особенностями социальной, экономической, политической и культурной ситуации в России.

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи имеют выраженную поколенческую специфику, состоящую в преобладании прагматических и гедонистических ценностных установок, развитии постмодернистского ценностного сознания.

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи складываются в процессе культурной социализации, первичным фактором которой являются особенности высшей школы как пространства культурной социализации, проблемы системы современного российского высшего образования.

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи имеют выраженную региональную специфику. Дальневосточная специфика системы ценностных ориентации студенчества выражена в большем удельном весе культурных и социальных установок Востока в молодежном мировоззрении.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ - Диссертация была обсуждена на кафедре «Социологии, психологии и педагогики» МГТУ «Станкин» г.Москва. Основные идеи диссертанта были апробированы: на международной конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал ов на развитие Дальневосточного региона России» (Владивосток 2003), на Всероссийской научно-практической конференции « Социальные технологии в менеджменте

12 человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт (Пенза,2003). Основные положения и результаты исследования отражены в четырех публикациях автора. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Ценности как регулятор поведения молодежи: методологический подход

Категория ценности - одна из самых сложных в философии, социологии и психологии. Ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и, в тоже время, детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также самого себя. В тоже время, ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а, следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, то есть ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Кроме этого ценности выступают как образования мотивационно -потребностной сферы и регулируют социальное поведение людей. Ценности представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид. Они дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека. В этой ипостаси ценности реализуются в ценностных ориентациях и представляют собой элемент диспозиционной структуры личности. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым, в определенной мере, детерминируют особенности ее поведения.1 Иначе говоря, ценностные ориентации осуществляют психическую регуляцию социальной деятельности и поведения субъекта в социальной среде.

Условием существования и развития любого общества является наличие некоего набора непреложных идеальных образований, рассматриваемых в виде системы ценностей. Ценности, согласно Т.Парсонсу, есть высшие принципы, которые «вырабатывает» всякая социальная система . для сохранения своего единства и целостности, обеспечение саморегуляции и консенсуса как в различных подсистемах, так и в системе в целом. Общество как целостная система, «в наши дни организованная в виде единого политического коллектива и является институционализирующей единой, более-менее интегрированной системой ценностей».3 Они определяют принципы организации и структуры общества, являются фактором стабилизации всего общественного организма, обуславливают саму возможность его успешного функционирования.

Ценностную структуру общества схематично можно представить в виде усеченной многослойной пирамиды, составляющими которой являются общечеловеческие гуманистические ценности, ценности цивилизаций, ценности конкретных обществ, ценности различных социальных слоев, групп и, наконец, системы ценностных ориентации индивидов, каждый последующий слой такой иерархической структуры во многом определяется предыдущими слоями, служащими для них фундаментом формирования ценностей, их обоснованием и императивом.

Общечеловеческие гуманистические ценности венчают эту сложную и многоярусную структуру ценностей. Они воспринимаются как нечто естественное, носят принципиально не инструментальный характер и составляют определенное смысловое пространство, в котором приобретают значимость и наполнение все остальные ценности. Роль гуманистических ценностей особенно велика в переломные, кризисные периоды развития общества. Это та нравственная основа, которая связывает любое общество со всем человечеством, которая позволяет проследить преемственность в развитии общества даже в самые невероятные перипетии его истории.

Жизнь - как высшая ценность, мир, добро, красота, а также ценности повседневного гуманизма (семья, интересная работа, хорошие отношения с друзьями и т.д.) всегда занимали верхние позиции в шкале жизненных ориентации у многих людей. Это ярко продемонстрировало исследование, проведенное в 70-х годах под руководством В.А. Ядова.1

Современные социологические исследования также показывают, что и в наше жестокое время люди сохраняют приверженность гуманистическим ценностям, что позволяет говорить об их универсальности.

Понятие «ценностные ориентации» как социокультурологическая категория

Понятие «ориентация» возникло в физиологии, которая изучает ориентировочную деятельность людей в качестве основного средства человеческого выживания. Понятие «ориентировочный рефлекс» впервые был введен И.П. Павловым, который охарактеризовал данное явление как совокупность действий индивида, направленных на ориентировку в ситуации, выделив в качестве особой формы активности организма, -ориентировочный рефлекс (сложная реакция животных и человека на новизну стимула) из ряда других рефлексов, указав на его специфическую функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биологической осторожности».В отечественной науке понятие «ориентация» исследуется с разных сторон: как в философии, претендующей на выработку наиболее общего определения данного понятия, так и социальными, гуманитарными и естественным науками, дающими ее сущность и структуру.

Так, многие физиологи и биологи (Бернштейн Н.А., Гиппенрейтер Ю.Б., Кебриков О.В., Личко А.Е., Мечников И.И., Небылицин В.Д., Русалов В.М.,Сеченов И.М., Сухарев Г.Е. и др.) вкладывают в понятие «ориентация» следующий смысл: создание условий для лучшего восприятия раздражителя.

Это достигается за счет появления комплекса соматических, вегетативных реакций и изменения уровня активации центральной нервной системы при общем торможении или нарушении текущей деятельности организма.

Выделяют три основные группы компонентов ориентировочного рефлекса: 1) двигательные; 2) вегетативные; 3) изменение уровня активизации центральной нервной системы. К двигательным компонентам ориентировочного рефлекса относятся: 1) реакции, обеспечивающие поворот глаз в направлении зрительного раздражителя, настораживание ушей, принюхивание; 2) реакции, обеспечивающие поддержание позы и приближение к стимулу. К вегетативным компонентам ориентировочногот рефлекса относятся сосудистые реакции в виде сужения сосудов конечностей и расширения сосудов головы, обеспечивающие увеличение кровоснабжения и мозга, кожно-гальваническую реакцию, изменение частоты сердцебиения и дыхания. В качестве возбудителей ориентировочного рефлекса помимо новизны стимула выделяют такие его свойства, как изменение стимула, его сложность, двусмысленность, удивительность. В том случае, когда стимул и след, оставленный ранее предъявленными раздражителями, совпадают, ориентировочный рефлекс не возникает. По мере повторения нового стимула, вызывающего ориентировочный рефлекс, происходит его ослабление, угасание. В зависимости от широты распространения возбуждения в нервной системе различают генерализованную и локальную формы ориентировочного рефлекса. В зависимости от длительности выделяют долго длящийся тонический и быстро завершающийся физический ориентировочный рефлекс.

В психологии проблема ориентации рассматривается, в основном, в психологической теории деятельности. Эта теория была создана в отечественной психологии и развивается уже на протяжении многих лет. Она обязана работой отечественных психологов: Л.В.Выготского, С.Л.Рубенштейна, Л.Н. Леонтьева, А.Р.Лурии, А.В. Запорожца, П.Я.Гальперина и многих других.

В отличие от физиологического и биологического подходов, в данной теории различают собственно ориентировочный рефлекс (настройка анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности) и ориентировочную (ориентировочно -исследовательскую) деятельность.

Факторы формирования ценностных ориентации студенческой молодежи и современная образовательная среда

Студенчество как особая социально-демографическая группа является наиболее сензитивной к происходящим в обществе изменениям. Динамика общественного сознания, в том числе и ценностного в первую очередь связана именно с этой социально-демографической группой. Ценности и ценностные ориентации студенчества составляют объект многочисленных исследований. Анализу подвергаются различные стороны ценностного сознания студентов: экономические ориентации, политические предпочтения, духовно-нравственный выбор.

Социально-экономические трансформации российского общества последних десятилетий оказывают свое влияние на динамику ценностных ориентации, и как следствие- выбор стиля жизни и поведенческих стратегий молодежи.

Вызывает интерес анализ изменения структуры терминальных и инструментальных ценностей у российских студентов. Поскольку отличительной чертой студенчества как социальной группы является его принадлежность к системе образования и необходимость осуществлять свой профессиональный выбор, спецификой исследования ценностного сознания студентов является определение в нем места образования и профессиональных ориентации. Кроме того, несомненный интерес представляет региональная специфика ценностного сознания студентов Дальневосточного региона.

В нашей стране существуют давние традиции изучения студенчества. Еще в дореволюционной России начала изучаться проблематика студенческой молодежи. В проведенном в 1912г. исследовании в Санкт-Петербурге сами студенты изучали экономическое, правовое, материально-бытовое положение студенчества, сословный состав культурные запросы, политические ориентации, вероисповедание. Результаты исследования были отражены в работе Радина Е.П. «Душевное настроение современной студенческой молодежи по данным Петербургской общестуденческой анкеты 1912г.»1

Возрождение интереса к ценностным предпочтениям студенчества в России можно отнести к 60 гг. XX века. Исследование студенчества происходило в рамках социологии молодежи и социологии образования. Наибольший вклад в изучение особенностей российского студенчества внесли три отечественные научные школы: Новосибирская (рук. В.Н Шубкин), Свердловская (Ф.Р. Филлипов, М.Н Руткевич, Л.Я Рубина). Ленинградская (В.Т Лисовский). Представители Новосибирской научной школы отдавали приоритет изучению жизненных планов, профессиональных устремлений студенчества в сравнении с другими категориями советской молодежи. Исследования проводились и в странах социалистического лагеря : Болгарии,

Чехословакии, Венгрии. В Свердловской научной школе акцент был сделан на изучении высшей школы как фактора социальной мобильности. Эмпирической базой исследования явилась отечественная высшая школа и международное сравнительное исследование по проблеме воздействия высшего образования на социальную структуру общества. Ленинградская научная школа предметом исследования выбрала социализацию и становление студенчества в системе высшей школы. Начиная с 1980-х годов, проблема студенчества изучается почти во всех вузовских центрах страны. Вызывает интерес ценностно-смысловая сфера наиболее мобильной части молодежи-студенчества. Обращение к ценностной проблематике дает ответ на вопрос будущего общества: ждет ли его прогресс или стагнация. Наличие единой системы ценностей в обществе является показателем эффективности, выполнением обществом своей интегрирующей функции. Кроме того, ценности являются фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности системы. Наконец, ценности представляют собой своеобразный культурный код, каждая культура порождает свою систему ценностей. По ней можно судить о том, насколько успешно протекает процесс культурной идентификации нации, происходит усиление или разрушение национального самосознания.

За последние десятилетия заметно изменилась социально-экономическая ситуация в стране и в том числе в академической сфере. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должна освоить современная молодежь, чтобы «разместиться» в социальной реальности.

Специфика студенческой молодежи региональный аспект

Традиционные российские ценности «генетически» наследуются общественным сознанием и сохраняют относительную стабильность. Этому во многом способствует существование такого феномена российской культуры как интеллигенция. Представители ее на протяжении всей истории выступали подвижниками духовного развития общества. Анализ феномена российской интеллигенции был сделан П.Н Милюковым. Гарантией развития культуры является духовная самостоятельность интеллигенции, ее свобода в отношениях с религией, государством, национальностью. «Разрыв интеллигенции с традиционными верованиями массы есть постоянный закон для всякой интеллигенции, если только интеллигенция действительно является передовой частью нации, выполняющей принадлежащие ей функции критики и интеллектуальной инициативы»1. В России интеллигентность традиционно ассоциировалась с образованностью, которая понималась гораздо шире, чем обладание формальным образованием. Особый статус занимала интеллигенция провинциальная как носитель «истинной духовности». Слово «провинция» появилось в русском языке в 1711 г., когда страна была разделена на отдельные территории - провинции. Впоследствии это деление было упразднено, а слово «провинция» приобрело иной смысл. «О провинция! Ты растлеваешь людей, ты истребляешь всякую самодеятельность Ума, охлаждаешь порывы сердца, уничтожаешь все, даже самую способность желать!... Какая возможность мыслить, когда кругом нет ничего, вызывающего мысль?» — писал М.Е. Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках» в 1856 г.. Об узости и скуке провинциальной жизни в начале нашего века говорили М. Горький, А. Куприн, Г. Успенский, А. Чехов. Провинция рассматривалась ими не просто как территория, а как определенный образ и стиль жизни. Отсюда и «провинциал», соответственно, воспринимается не как любой житель провинции, а носитель этого образа жизни. То есть это человек низкого культурного развития; обыватель, лишенный высоких гражданских идеалов; типичный конформист, боящийся сильных мира сего, преклоняющийся перед всем столичным .

Таким образом, «провинциал» - далеко не всякий житель провинции, а специфический тип личности.

Степень «провинциальности» региона зависела не только от его удаленности от столиц, но и от ряда других факторов: от величины города и его статуса; от уровня экономического развития региона, а главное - от наличия в нем культурного слоя, определявшего его духовный потенциал. !До середины XIX в. этими носителями культуры являлись в первую очередь дворяне, которые составляли около 1,2% всего населения России. К концу XIX - началу XX вв. определяющую роль в этом слое стали играть интеллигенция и образованная буржуазия. Развитие крупной промышленности, строительство железных дорог, создание мощных акционерных обществ и пр. во многом изменило специфику российской провинциальной жизни, но отнюдь не ликвидировало ее..

Проблема соотношения центра и окраин в той или иной мере есть, вероятно, везде, но нигде в Европе она не стоит так остро, как в России. Причина этого — отнюдь не только в гигантских масштабах страны. Централизованное государство в борьбе против иноземных захватчиков сложилось вокруг Москвы еще в эпоху Ивана III, Василия I и Ивана IV. С тех пор столицы прежних самостоятельных княжеств оказались всецело подчиненными центру и развивались как второстепенные провинциальные города. 1 В России при Петре I столица поменялась, но централизация усилилась. Именно в эту эпоху и вводится в официальный политический лексикон понятие «провинция».

В начале XIX в. (1809 г.) на 39 губерний России приходилось всего 26 гимназий, на 436 уездных городов - 72 уездных училища. В середине века (1851 г.) во всей «коренной России» (включая столицы) работала 61 мужская и женская гимназия. В Харьковской губернии, например, в 1891 ґ. из 426 школ только в 233 были библиотеки, причем только 73 из них в какой-то мере соответствовали своему назначению. Количество подобных фактов можно сколько угодно умножать. Во всей провинции (в границах современной России) имелось два университета -Казанский и Томский.

Только перед самой революцией начали создаваться еще три — Пермский, Новочеркасский и восточных языков во Владивостоке.

Еще недавно аксиомой было утверждение, будто бы революция навсегда разрушила старую провинцию, что ушли в прошлое «городки Окуровы», с их мещанским «идиотизмом провинциальной жизни». Сегодня такое суждение, безусловно, является односторонним.

Мы никоим образом не склонны преуменьшать заслуги Советской власти в деле развития культуры провинции. На территории современной России было создано свыше 30 классических университетов, десятки педагогических, медицинских, сельскохозяйственных, технических институтов, институтов искусства и культуры.

Похожие диссертации на Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации (На примере Дальневосточного региона)