Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Гучетль Зухра Хачмафовна

Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи
<
Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гучетль Зухра Хачмафовна. Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи : 22.00.06 Гучетль, Зухра Хачмафовна Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи (На примере Республики Адыгея) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Майкоп, 2006 171 с. РГБ ОД, 61:06-22/251

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиции и ценности адыгских народов 14

1.1. Теоретические основы и истоки традиций и ценностных ориентации адыгских народов на современном этапе 14

1.2. Виды и содержание адыгских народных традиций 42

1.3. Роль традиции адыгских народов в социализации молодёжи 62

Глава II Отражение социальных традиций общества в адыгской прозе 80

2.1. Отражение преемственности традиций как социального процесса в творчестве Т.М. Керашева 80

2.2. Социальные процессы и традиции в произведениях Т.М. Керашева «Одинокий всадник», «Дочь шапсугов» и «Абрек» 103

2.3. Художественная литература, досуговые традиции как факторы социализации молодежи 126

Заключение 149

Список литературы 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современный период жизни российского общества, когда возникает необходимость осмысления путей его прошлого и дальнейшего развития, представляется актуальным теоретическое рассмотрение механизмов поддержания целостности общественного организма, социальной стабилизации, процессов преемственности, при этом к важнейшим ценностям начинают относиться традиции и ценностные ориентации.

Нестабильность российской истории XX века на протяжении противоположных по своей социально-экономической, политической и идеологической направленности этапов развития и, как следствие, различное толкование фундаментальных проблем человеческого бытия, привели общество к отходу от социально-экономической идентификации в пользу этносоциальной. Этому способствовали процессы национально-государственного самоопределения субъектов бывшего СССР, а также развитие национального самосознания. Результатом этих процессов стала постановка вопросов о сохранении национальной самобытности, аутентичности современной национальной культуры, о национальных традициях, ценностных ориентациях, обычаях и т.п. В современном общественном сознании национальным традициям и ценностям отводится практически ведущая роль в сохранении специфики национального бытия.

Сложнейшие процессы, происходящие в современном обществе и во многом определяющие социальную обстановку в стране, существенно повышают актуальность исследования вопросов отражения социальных традиций и ценностных ориентации, социальных процессов, социализации личности, социально-педагогических проблем, а также изучения их отражения в художественной адыгейской литературе. Одним из главных направлений таких исследований является рассмотрение влияния духовной культуры, неотъемлемой ее составной части - художественной литературы на формирование личности, т.е. социализация подрастающего поколения как социокультурнный процесс.

Социальные зарождения молодой адыгейской литературы имеют теснейшую связь с важнейшими историческими этапами начала XX века, с эпохой развития государства и общества. Провозглашение единственно правильным классового подхода к объяснению всех существующих явлений не могло не привести к вульгарной социологии в молодой зарождающейся адыгейской литературе.

Каждый человек с раннего детства усваивает принятые нормы поведения и образцы мышления, причем процесс продолжается до тех пор, пока большинство из них не становится привычным. Подобное вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, традиций и ценностных ориентации, образцов и навыков поведения, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина данного процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и потому постоянно он вынужден практически заново обучаться тому, как понимать окружающий мир.

В связи с подобным подходом возникает необходимость разобраться в понятиях «социальный процесс», «социокультурный процесс» и «социальный институт». Исходя из диалектической взаимосвязи, можно указать на то, что рассмотрение социальных процессов, в частности, социализации личности как социокультурного процесса, требует определенного знания вышеназванных социологических категорий с условием, что процесс социализации проходит в определенной социальной сфере. Поэтому лучше в первую очередь дать определение этой важной категории. Объективными факторами, детерминирующими сознание и поведение человека, как правило, являются, с одной стороны, материально -производственные, а с другой - политико-правовые и нравственно-идеологические отношения, которые складываются в обществе; в целом

именно они определяют уровень социализации личности. В совокупности же они и составляют среду. Таким образом, если исходить из такого понимания категории «среда», то социальная среда есть вся совокупность общественных условий (факторов, отношений и т.д.), в которых пребывает личность, которые ее окружают, оказывают воздействие на ее сознание и поведение в обществе. Такое определение социальной среды не противоречит дефинициям, существующим в отечественной литературе (78, с. 138-166) Значима роль социальных институтов в социализации подрастающего поколения, данный важный процесс не обходится без их участия. В узком понимании «социальный институт» - это объединение людей для удовлетворения какой-либо конкретной и существенной потребности, а также для достижения определенной цели личностью, группой и обществом. Общество посредством своих социальных институтов не только утверждает, но и закрепляет конкретные виды социального взаимодействия в важнейших сферах жизнедеятельности. Они являются, с одной стороны, постоянными, а с другой - обязательными для членов общества в целом или определенной социальной группы. В качестве подобных социальных институтов выступают семья, система образования, научные, культурные организации, СМИ, религия и т.д. Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что социальные институты - это высокоорганизованные социальные системы образования, имеющие устойчивую структуру, высокую интегрированность элементов, отличающиеся многообразием и динамичностью их функций. С социальными институтами тесно связаны социальные процессы, выступающие в качестве основы и источника жизнедеятельности общества, его социальных изменений, социальной динамики.

Основные вопросы, составляющие ядро проблемы исследования, следующие: «В какой степени художественная литература способствует реализации этой цели воспитания и как реализовать ее в жизни? Какую роль играют традиции и ценности в социализации подрастающего поколения?»

Целью социализации личности является включение человека в систему общественных отношений, вживание индивидов в существующую социальную структуру, то есть воспитание человеческого в человеке. Достигается это путем формирования духовной близости с другими людьми в процессе социализации личности. Данный процесс ведет к совершенствованию, как самих индивидов, так и условий их общественной жизни.

В качестве особого средства отражения социальной действительности художественная литература на протяжении всей своей истории играла и сегодня играет серьезную роль в духовной жизни человека. Но в роли науки художественная литература стремится к изображению, следовательно, писатель отражает объективную реальность посредством художественного словесного образа, созданного его творческим воображением и содержащего субъективную оценку явления, события.

Мастер художественного слова, основоположник адыгейской литературы Тембот Магаметович Керашев в ходе своей деятельности способствует формированию нового человека - продукта всей эпохи. Он осмысливает разнообразные общественные явления, вследствие чего художественная литература как форма сознания и осуществляет определенные функции. Этим объясняется тот факт что при решении многих современных социальных проблем в сферу социологических исследований вовлекается художественная литература, которая дает художественную концепцию социального развития личности. Это тем более важно в современных условиях, когда пересматривается проблема соотношения общественного и личного, когда на первый план выдвигается саморазвитие личности, приоритет «Я». Данный подход имеет прямое отношение и к другой проблеме, в частности, к необходимости социально-экономического и культурного возрождения каждого народа.

Необустроенность российской жизни 90-х годов общественное сознание во многом связывает с практикой революционных преобразований,

проводившихся как коммунистическим руководством, так и пришедшим ему на смену демократическим. Усталость народа от постоянных социальных экспериментов также способствует возникновению позитивного образа общества, основой которого являются традиционные социальные ценности: благосостояние, свобода личности, ответственность человека за свое собственное благополучие и т.д. На смену революционному идеалу постепенно приходит традиционный идеал.

В связи с этим становится актуальным исследование социокультурного аспекта феномена традиционности, традиции как элемента социокультурной динамики общественной системы, механизма накопления и передачи культурных концептов и их отражение в исторических произведениях Т.М. Керашева.

Проблема анализа традиций и ценностных ориентации как феномена культуры многоаспектна. Она включает в себя осмысление социального «видения» традиций и ценностных ориентации на разных этапах развития социального знания; разработку понятийного аппарата, адекватного современному уровню развития социологии культуры; выбор методологии исследования, позволяющей получить нетривиальные результаты, имеющие необходимые характеристики новизны и вписывающиеся в общую «ткань» современной социологии культуры.

К числу рассматриваемых проблем следует также отнести выявление сущностных характеристик традиций и ценностей, исторических форм их бытия, места и роли традиций и ценностей на разных этапах развития социокультурной системы, рассмотрение связи традиций с другими составляющими процесса социодинамики культуры, осмысление способов культурного наследия и ряд других.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме традиций и ценностных ориентации как одному из способов социальной преемственности уделялось и уделяется значительное внимание в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей.

Методологические положения, применяемые при изучении проблемы традиций, концептуальные взгляды и подходы разработанны зарубежными авторами: Г. Гадамером, И. Гоульдом, А. Грамши, К. Добровольским, В. Кольбом, К. Поппером, Б. Суходольский, М. Радиным, Р. Рэдфильдом, Э. Шилзом, К. Ясперсом.

Мы ставим своей задачей рассмотреть традиции и ценностные ориентации в социальном плане. В философско-социологической литературе нет единых определений традиций и ценностных ориентации как социокультурных феноменов. Зарубежные и отечественные авторы дают разные определения.

И. Гоульд, В. Кольб, К. Добровольский, Г. Гадамер, К. Ясперс и др. пишут, что «традиции» в точном значении — термин нейтральный, используется для обозначения «трансмиссии», преимущественно устной, посредством которой способы поведения, оценок и верований передаются от поколения к поколению и таким образом закрепляются.

К. Ясперс считал, что традиция делает нас людьми: «Она охватывает всё то, что не является биологически наследуемым, а составляет историческую субстанцию человеческого бытия» (224, с. 45).

«Понимаем ли мы свою зависимость от традиции и возможное будущее, которое предначертывает..., - задается вопросом крупный западный мыслитель Г.Г. Гадамер и сам же отвечает. - Конечно, традиция не просто сохраняет, а передача, переложение. Она перелагает, что ничто не остаётся неизменным, законсервированным, а господствует стремление понять и вызвать старое по-новому. Так и слово «переложение» может быть использовано для обозначения перевода. Феномен перевода, и правда, может служить моделью того, чем в действительности является традиция. То, что было застывшим языком литературного произведения, необходимо превратить в свой собственный язык» (2).

В социально-философском аспекте культуры проблему традиции рассматривают и отечественные ученые: В.В. Аверьянов, С.А Арутюнов,

Д.Д. Благой, А. Бердяев, Б.С. Ерасов, В.М. Каиров, К. Крылов, Э.С. Маркарян, Ю.А. Левада, В.Д. Плахов, И.В. Суханов, К.В. Чистов, Е. Шацкий, С.С. Флоров и др. Традиции рассматриваются ими как социальный феномен, как система, отдельными элементами которой являются социальное окружение, ценности и ценностные ориентации, традиции, потребности, интересы, поведение и т.д.

Структуру ценностей и ценностных ориентации рассматривают ученые: Аристотель, В.Г. Алексеев, С.Ф. Анисимова, А.Г. Архангельский, Э.Дюркгейм, А.Г. Здравомыслов, Н. Смелзер, В.П. Тугаринов и др.

Огромное внимание влиянию традиций и ценностных ориентации уделялось в работах разных лет ученых социологов, философов, этнографов Северо-Кавказского региона: Т.И. Афасижева К.И. Ашхамафова Б.Х. Бгажнокова, С.А. Ляушевой, С.Х. Мафедза, Х.К. Казанова, А.И., Мусукаева, В.М Зумакулова, А.И Першица, К.Х. Унежева, Р.А., Ханаху, А.Ю Шадже.

Цель исследования - выявить роль этнических традиций и социальных институтов в социализации современной молодежи в адыгском обществе.

В процессе достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

1. Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования, выявить адыгские народные традиции и ценностные ориентации в современном обществе.

2. Показать отражение преемственности традиций как социального фактора на примере исторических произведений Т.М. Керашева.

3. Определить условия позитивного влияния этнических традиций и ценностных ориентации на подрастающее поколение.

Объект исследования - процесс социализации молодежи. Предмет исследования - роль этнических традиций в социализации молодежи.

Гипотеза исследования состоит в том, что, поскольку в юношеском возрасте одновременно, взаимосвязано и интенсивно развиваются потребности в общении и самоопределении, то в воспитательном процессе они, вероятно, создают оптимальные предпосылки для социализации личности. Этим, по-видимому, обусловлена опережающая ориентация молодежи на ценности народных традиций, в значительной мере раскрывающие социальный опыт общения поколений и создающие основу субъектной позиции молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования. В работе над проблемой автор использовал теоретические разработки отечественных и зарубежных социологов в области социологических концепций личности: Е.А. Ануфриева, Д.Д. Благой, Н.М. Заковича, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левада, А.Н. Леонтьева, 3. Фрейда, М. Дюфрена.

Методологическими основами исследования явились общенаучные методы исследования, цивилизационный подход к явлениям культуры, социокультурный и культурноантропологический подход к -проблеме традиций и ценностных ориентации, системный анализ социодинамики культуры, структурно-функциональный и сравнительный анализ; принцип восхождения от абстрактного к конкретному, в отдельные случаях дескриптивный метод.

Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, этнографов.

Автором, с опорой на методологии, разработанные В.А. Ядовым, в 2004-2005 годах в Республике Адыгея (Тахтамукайский район, г. Майкоп), было проведено социологическое исследование, ставшее практическим подтверждением теоретических выводов диссертационного исследования. Объем выборочного исследования составил 500 респондентов, среди которых студенты вузов -38%, студенты колледжа - 24%, учащиеся школ - 19%, представители других социальных слоев - 19%.

Научная новизна произведенного исследования состоит следующем:

- выявлены различные концепции традиций и ценностных ориентации, существующих в социально-философской литературе, в литературе по социологии культуры, что позволило определить направления дальнейшего исследования проблемы;

- проанализированы социальные процессы и их отражение в исторических произведениях Т.М. Керашева;

- обоснована возрастающая роль досуга в современных условиях в качестве фактора социализации молодежи в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современном обществе недостаточно функционируют этнические традиции в социализации молодежи.

2. Исторические произведения Т.М. Керашева отражают преемственность адыгских народных традиций.

3. Знание и понимание подрастающим поколением этнических традиций и ценностных ориентации оказывают позитивное влияние на социализацию молодежи.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении глубинных процессов социологических и социально-педагогических проблем общественной жизни в такой специфической не большой, но многонациональной республике, как Адыгея; в углублении знаний и представлений об отражении в адыгской литературе этнических традиций и ценностей. Весьма важно было проследить характер социального развития молодой республики, становление человека в новых условиях через адыгейскую художественную литературу.

Практическая значимость данного исследования состоит в возможностях формирования у адыгского этноса исторической памяти и понимания самобытности сознания культуры адыгов, внесших свой вклад в

общечеловеческую культуру. Исследование может оказать помощь педагогам в процессе преподавания истории, художественной литературы. Положения диссертации могут быть использованы в практике формирования этнических традиций и ценностей, восстановления утраченных традиций национальной культуры адыгов.

Методы исследования. При сборе и анализе эмпирических данных автор использует методы системного анализа, метод сравнения аналогий. Контент-анализ документов использовался для обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из общей генеральной совокупности. Достоверность и обоснованность полученной информации обеспечивались путем применения конкретных социологических данных (в том числе и исследования, проведенного автором диссертации в 2004 году).

Апробация работы. Основные положения данного диссертационного исследования прошли апробацию на международных, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, в которых принимала участие автор диссертации.

Основное положения диссертационного исследования нашли отражения в девяти научных публикациях, общим объемом 2.35 п.л.

1. Гучетль З.Х. Адыгэ шэн-зэхэтык1эхэмрэ тхзкіошхом игупшысэрэ (Адыгские традиции поведения в творчестве писателя)// Зэкъошыныгъ - (Дружба) - № 4 - Майкоп, 2002,-С.102-103.-0,1п.л.

2. Кубашичева Л.Н. Гучетль З.Х Преемственность традиций в творчестве Т.М.Ккрашева //Адыгейский язык. Учебник для 9 класса русскоязычной школы. (Соавтор) Майкоп, 2002. С.21, 26, 27, 41-42, 45-46, 81,91, 116-117. - 1п.л.

3. Гучетль З.Х. Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения у адыгов //Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона. Материалы

региональной научно-практической конференции. - Краснодар, 2002. -С.142-144.- 0.2 п.л.

4. Гучетль З.Х. Социальные традиции адыгов в воспитании молодежи //Россия на пути к демократии и устойчивому развитию: характер общества и его способность к модернизации. Материалы международной научной конференции. - Тула, 2003. -С.337-339.-0.2П.Л.

5. Гучетль З.Х. О традициях социализации молодежи у адыгов // Молодые голоса в науке. - Выпуск второй.- Майкоп 2003. -С.19-20.-0.2П.Л.

6. Гучетль З.Х. Преемственность традиций как социальная потребность общества// Молодые голоса в науке. - Выпуск третий.- Майкоп 2004. - С.22-23. - 0.1 п.л.

7. Гучетль З.Х. Роль двуязычия в социализации подрастающего поколения «Билингвизм в теории и практике». - /Под. ред. З.У. Блягоза. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. - С. 186-187. - 0.1 п.л.

8. Гучетль З.Х. Социокультурные ценности адыгов в повести Т. Керашева «Дочь шапсугов» // Молодые голоса в науке. - Выпуск четвертый.- Майкоп, 2005. - С.29-33. 0.25п.л.

9. Гучетль З.Х. Молодежный досуг как социальный феномен /Перспектива - 2005. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных. - Нальчик, - 2005. С 268-270. - 0.2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы. Диссертационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммами, отражающими результаты проведенного

социологического опроса.

Теоретические основы и истоки традиций и ценностных ориентации адыгских народов на современном этапе

В современную эпоху реформирования российского общества вопросы национальных традиций и ценностных ориентации людей приобретает большое значение. «Традиция - (от латинского слова traditio в переводе на русский язык - передача) как социальный феномен присуща человеку и сопровождает его на протяжении всей жизни, передает социальный опыт, поведение от старших к младшим, от поколения к поколению»(149, с.626-627). Стержнем культуры формирования традиций в науке считается художественная литература, основным содержанием которой являются духовные ценности.

Адыгейская, как и русская литература, накопила много ценных традиций, связанных с уважительным отношением к женщине, к старшим, к детям. В современной социально-философской науке изучению проблемы социологии отводится существенное место.

Традиции и ценностные ориентации. В прошлой и современной литературе встречается множество определений данных понятий. Так, в социологическом словаре сказано: «Традиция обозначает элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени»(150, с. 145).

Польский ученый Казимеж Добровольский пользуется другим термином в значении «традиции» - «передача общественного наследия». Это понятие, по мнению автора, многозначнее термина «традиция» и представляется вполне оправданным, хотя исследователи проблем общественной жизни привыкли к функциональному пониманию традиции и чаще всего употребляют термин «устная традиция»(227, с.77). Традиция - это положительное преемство, то есть определенный порядок наследования, состояние, в котором находится положительный восприемник.

Смысл традиции - соблюдение необходимых мер, чтобы наследство не утратило тех устойчивых свойств, которые обуславливают его естественное предназначение. Существуют разные пути развития наследства: можно задействовать его естественные свойства по «заниженному» предназначению или же загубить наследство, используя его для тяжелых нагрузок, на которые оно не рассчитано. Все это не есть традиция. Хотя все это может быть названо наследством и во всем этом можно усмотреть отвлеченную преемственность, то есть некоторую связь во времени между звеньями, составляющими процесс наследования, между его исходной ситуацией и его результатом. Все сказанное о традиции и наследовании с полным правом относится и к духовной культуре вообще.

Примером может послужить известное деление, ученым К.Левистросом культур сна на «холодное» (ограничивающееся воспроизводством себя) и «горячее» (развивающееся). Значительное большинство ученых XX века называют как «холодное», так и «горячее» -«культуры», а также разноречивые тенденции, из которых сплетается становление этих культур, «традициями». Смысл категории «традиция» стирается до такой степени, что переходит в свою противоположность» (2).

Бронислав Малиновский пишет: «Знание первобытного человека, структура, социальная основа общества, обычай и верования - всё это добытые большими усилиями бесценные плоды опыта предков, которые следует сохранить любой ценой. Из всех черт наибольшее значение имеет верность традиции. Общество, которое свои традиции считает священными, добивается не поддающихся оценке выгод, становится сильным и прочным» (228,с.414)

Один из крупнейших теоретиков американской культурной антропологии Р. Рэдфильд выделил два вида традиций (и одновременно традиции) - большую и малую. Большая традиция - официальная письменная традиция цивилизованных, т.е. классовых обществ, поддерживаемая господствующей верхушкой и принятая в городской среде. Малая традиция - неофициальная устная традиция, бытующая в крестьянской среде этих же обществ. Оба вида не изолированы друг от друга: элементы большой традиции проникают в малую, элементы малой традиции - в большую, что ведёт к постепенной универсализации традиционной деятельности. В то же время в процессе диффузии обоих видов происходит их приспособление к новым условиям. В целом диффузия большой традиции с ее реинтерпретациеи применительно к малой традиции выражена сильнее(230, с. 215).

Западный социолог Э. Шилз определял традицию «как субстанцию, внутри которой зарождается развитие». Однако Шилзу с трудом удаётся примерить понимание, таким образом, традиции к тем, что принято называть афро-азиатским традиционализмом. «Традиционализм, - признаёт Шилз, -это сознательное, преднамеренное утверждение традиционных норм при полном сознании их традиционной природы и убеждение в том, что их ценность обуславливается традиционной передачей из некоего священного источника» (235, с. 154).

«Каждая социальная группа, - писал А.Грамши, - имеет свою собственную традицию, своё собственное прошлое и считает это прошлое уникальным и без остатка целостным» (2).

«Если термин «традиция», - пишет Макс Радин, - понимать в его буквальном значении, то традиционными будут все элементы общественной жизни за исключением тех, относительно немногих новшеств, которые каждое столетие создаёт само для себя, и тех прямых заимствований из других обществ, которое можно наблюдать тогда, когда имеет место процесс диффузии» (231, с. 62).

В одной из своих работ Рене Генон предельно жёстко определил «традицию» как термин, имеющий отношение только к сакральной области: «Всё, к чему приложило название традиции, если не во внешних проявлениях, то хотя бы по своей сути, осталось таким же, каким было передано, если можно так сказать, от предыдущего состояния человечества его нынешнему состоянию». «Всё остальное, лишенное традиционного характера (....) подвластно изменениям настолько, что любая передача становится здесь скорее простым «анахронизмом» или «предрассудком» в этимологическом смысле этого слова и не несёт в себе более ничего реального и стоящего» (2).

Традиция как «переедание», как «сказание» будет нас интересовать лишь постольку, так как является частью более широкой категории -традиции, понимаемой как «то, что подлежит передаче».

«Можно, - писал Мосс, - говорить о всяких традициях, принимая исходным пунктом религиозность или нравственность. Но рассматривать традицию таким образом - значит принимать цвет вещи за вещи»(232, с.31-34).

Мосс доказывал в цитируемой работе, что, главным образом, применительно к архаическим обществам, можно говорить о традициях во всех сферах жизни: в технике, экономике, искусстве, причём традиции можно проследить в сфере социальной морфологии. Из поколения в поколение передаются не только выраженные словами религиозные или нравственные принципы, но и движения, жесты, рефлексы, чувства. Все социальные явления могут быть исследованы с точки зрения их «традиционности» (232, с.31-34).

Традиция, - пишет французский исследователь М. Дюфрен, - это не просто социальный факт, объективированный в общественных институтах и обычаях, которому мы подчиняемся. Традиция - это присутствие прошлого в нас самих, делающее чувствительными к влиянию этого социального факта» (212, с. 123).

Н.С Саринбаев считает: «Традиция - это исторически сложившиеся и наиболее обобщенные нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения»(212, с.231).

К.Р Поппер: «Некие единые и постоянные формы поведения человека, общность позиции, ценностей и вкусов» (233, с. 868).

Чарновский пишет: «Бесформенная масса представлений, норм поведения, формаций существования, которые мы объединяем, называем традицией»(234, с.84).

Прогрессивный греческий философ К. Вариалис пишет, что нынешняя жизнь движется и изменяется намного быстрее, чем жизнь предыдущих общественных формаций, и то, что мы называем традицией, не сохраняется надолго(212, с.245).

Роль традиции адыгских народов в социализации молодёжи

Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств (151,с.211)

Средствами передачи опыта являются язык и опредмеченные результаты человеческой деятельности, прежде всего, орудие труда. Освобождение от биологической ограниченности открыло перед человечеством возможность его универсального развития, ускорения темпов его гуманизации; при этом биологические свойства человека функционируют в процессе социализации во взаимодействии и интеграции с его социальными качествами.

Говоря о становлении личности творческой молодёжи в процессе социализации необходимо помнить, что данному этапу присуща психологическая зрелость личности, т.е. личности, достигшей определенно достаточно высокого уровня психического развития. Основная черта такого развития - возникновение у человека способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств, руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными и обоснованными целями. Такая способность обуславливает активный характер поведения человека. Именно это обстоятельство свидетельствует о том, что личность выступает в качестве «хозяина» над внешними обстоятельствами.

На личностное развитие творческой молодёжи оказывает большое влияние возрастно-временной показатель. С.Н. Иконникова считает, что «понимание значимости времени связано с ростом самосознания личности, когда человек рассматривает время как перспективу развития и раскрытия своих возможностей, когда обретает чувство ценности времени, когда возникает психологическое ощущение его «бега», безвозвратной утраты, упущения времени, давления возрастающего ритма жизни» (68, с. 13-14).

Но главное - социокультурные ориентации. Они зависят от сознания личности, её социального опыта и системы ценностей. Как отмечают зарубежные и отечественные психологи, философы, формируются социокультурные ориентации через воздействие усвоенных в процессе социализации знаний, норм, традиций и ценностей, значимых для общества и составляющих его совокупный, обобщенный и осмысленный опыт, с одной стороны, посредством участия индивида в реальной социальной жизни, усвоения им определенных форм и способов жизнедеятельности, - с другой. Если эти две стороны не противоречат друг другу, то образуется определенная целостность формирования социокультурных ориентации. В противном случае может возникнуть конфликт между личностью и обществом, между тем или иным социальным сообществом и обществом.

Социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, который в силу особенностей молодёжного возраста часто сопровождается кризисами. Именно поэтому направленность социализации может быть как по восходящей, так и по нисходящей линии.

Изначально формирование личности молодого человека, стремящегося к профессиональному занятию творчеством, связано с определенными референтами, группами, на ценности и нормы которых он ориентируется. И пока эта группа (или приближенная к ней по ценностно-нормативной системе) не станет реальной, молодой человек будет заниматься имитацией поведения, т.е. осознанно будет копировать присущую ей (т.е. группе) модель поведения. Н. Смелзер считает имитацию и идентификацию позитивными механизмами социализации, способствующими формированию определенного типа поведения (148, с Л19).

В процессе социализации большое значение имеют национальные традиции и ценности. Именно традиции и ценности являются предметом социализации молодежи в конкретной культуре, и они различны в разных обществах. Каждый человек разделяет систему определённых традиций и ценностей с другими людьми, принадлежащими к той же культуре и обществу: ценности влияют на выбор того или иного социального поведения.

Нынешняя этнополитическая ситуация способствует возрастанию роли этнических ценностей в жизнедеятельности общества. Осмысление своей этничности необходимо для полноценного социального и культурного развития человека, поскольку восприятие чужой культуры возможно только при понимании уникальности своей эмоциональной и этнокультурной вовлеченности в проблемы собственной этничности. Каждое поколение, усваивая культурные традиции и ценности, одновременно осуществляет выбор тех или иных элементов социально -культурного наследия, которые ему ближе. Жизнеспособность этнических элементов культуры коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях. Слепое преклонение перед старым порождает застой в общественной жизни: пренебрежительное отношение к традициям и обычаям, фольклору приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений.

Отражение преемственности традиций как социального процесса в творчестве Т.М. Керашева

Важной функцией традиций и ценностей в обществе является преемственность поколений. Духовные качества, сформированные через них, регулируют и воспроизводят в жизни новых поколений сложные общественные, в первую очередь, значимые для общества нравственные ценности. Проблемы преемственности в обществе всегда зависят от степени различий в общественных условиях жизни старых и новых поколений, которые, в конечном счёте, вызываются изменениями в материально-производственной деятельности. В процессе наследственной смены отдельных поколений каждое их них использует производственные силы, созданные предшествующими поколениями. Поэтому каждое новое поколение продолжает унаследованную деятельность в изменившихся условиях, а также характер деятельности, на что указывали К. Маркс и Ф. Энгельс( 108, с.273).

Историческую связь элементов развития осуществляет преемственность, которая сохраняет и переносит элементы развития из прошлого в настоящее и будущее. В обществе преемственность означает особое социальное отношение, выражающие историческую логику. И так как традиция - объективное, устойчивое и повторяющееся социальное отношение, то можно сказать, что она является особым знаком, реализующимся в общественных отношениях.

Программа «социального наследования» воплощается во внешних для каждого нового поколения общественных явлениях, развитых предшествующими поколениями: в средствах производства, в общественных формах его организации, в социальных институтах - государстве, политических партиях, системе народного образования и идеологического воспитания, - в произведениях искусства, в знаковой системе науки и т.д. Каждый отдельный человек, каждое новое поколение имеет дело с массой этих обстоятельств, «которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определенное развитие, особый характер» (108, с.ЗП).

Главное содержание процесса «социального наследования» - это формирование духовных качеств новых поколений, необходимых для того, чтобы эти поколения могли включиться в систему общественных отношений, сложившуюся в систему общественных отношений в предшествующем историческом развитии, и изменить, совершенствовать её дальше или же осуществить её революционное преобразование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития. Вследствие этого исследование социальных механизмов, осуществляющих преемственность поколений, необходимо предполагает и анализ общественных отношений.

Система общественных отношений, сложившаяся в жизни прежних поколений, - это своего рода лабиринт, по которому проходят новые поколения, формируясь духовно под его воздействием и вместе с тем изменяя его. Тысячи тысяч людей включаются в созданные прошлым развитием контуры общественных отношений, обретают запрограммированные в них духовные качества, совершенствуют в труде и в борьбе, шлифуют потоком своего движения эти контуры и, уходя из жизни, оставляют для новых поколений воплощенный в них более высокий уровень духовного развития личности. Независимо от того, сколь долго система общественных отношений сохраняет свои культуры и сколь резко новая система отличается от старой, процесс преемственности поколений не прерывается никогда.

По мнению отечественных учёных, традиции воплощают социальное прошлое, но при этом не являются препятствием на пути социального прогресса. Старые элементы в меняющихся общественных отношениях сохраняются в двух формах: в экстенсивной (не продуцирующейся в целом неизменном виде) и в интенсивной (161, с. 146-147).

Преемственность поколений - важное и необходимое условие общественного прогресса, и протекает она в его границах, разделяясь на ряд потоков. Существует преемственность в области нравственных, правовых эстетических отношений, а также в сфере социальных отношений. В каждом из этих потоков преемственности поколений действуют свои особые социальные механизмы, научные исследования которых есть первая предпосылка сознательного управления процессом преемственности.

Рассмотрение традиции в художественной культуре отечественными исследователями обычно приходило с позиции понимания преемственности как «диалектического снятия» (128, с.14-15).

Традиции при таком подходе к проблеме преемственности в художественной культуре мыслились следующим образом: ломка развития профессиональных традиций в сфере творчества, в организации на отдельные значительные элементы художественно-стилистических схем.

Определяя традиции в качестве закона исторической преемственности, мы имеем в виду специфическое социальное выражение общего закона, т.е. преемственность в развитии, реализующаяся в данном случае в общественных отношениях. Затем, будучи законом исторической преемственности общественных отношений, традиция отличается от других видов, также имеющих место в системах общественных отношений, скажем иерархичностью.

История развития как прогрессивных народных обычаев и традиций, . так и революционных традиций рабочего класса с достаточной определённостью показывает, что общественное отношение и требуемые им духовные качества существуют в неразрывной связи. Эту существенную связь легко увидеть в любом обычае, в любой традиции. Так, в революционных традициях нашего народа совершенно отчетливо виден процесс воспроизводства в ряду поколений борьбы против всех форм социального угнетения трудящихся эксплуататорами, против оправдывающей это угнетение реакционной эксплуататорской и религиозной идеологии. Такая борьба требует определенных духовных качеств - качеств революционера. В равной мере и в народном обычае гостеприимства с очевидностью просматривается передача молодым поколениям от старых уважения к гостю, детально разработанной практики реализации этого отношения и соответственно таких качеств, как гостеприимство, доброжелательность и т.п.

Для того, чтобы люди могли реализовать экономические отношения, требуемые данным состоянием средств производства, им еще необходимо иметь ряд духовных качеств, которые непосредственно воплощены в этих средствах, но объективно требуются сложившейся на их основе системой экономических отношений. Для этого, например, чтобы крепостной крестьянин исправно исполнял барщину или оброк в денежной форме, он должен был обладать такими духовными качествами, как покорность, непритязательность, постоянная готовность отдать продукты своего труда господину. Эти духовные качества не воплощены в тех средствах производства, с помощью которых крестьянин совершил труд, но они требовались системой феодальных экономических отношений, и последние не могли нормально функционировать без того, чтобы эти качества не были присущи большинству крепостных (164). Поэтому возникает необходимость сознательного формирования этих качеств у крепостных, что осуществляется прежде всего религией, получавшей энергичную поддержку со стороны политической власти.

Художественная литература, досуговые традиции как факторы социализации молодежи

Образ жизни - это присущая определенной социальной общности совокупность форм жизнедеятельности, это способ удовлетворения и развития индивидами материальных и духовных потребностей, это характер общения и ценностных ориентации людей. Он формируется под воздействием определенных социально-экономических, политических и культурных условий, порожденных тем или иным общественным строем.

Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми и другими социально-психологическими свойствами. Среди прочих возрастных групп молодежь выделяется достаточно сильно, проблема её социологического исследования представляется наиболее актуальной, поскольку именно эта группа в наибольшей степени подвергается социализации и представляет собой инновационный потенциал общественного развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества, ибо молодежь - главная ценность общества. Посредством успешного решения социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Структура и содержание досуговой деятельности молодого поколения обусловливаются целым рядом объективных и субъективных факторов, учет которых необходим для построения модели досугового поведения современной российской молодежи. При этом под объективными факторами понимаются внешние, независящие от данного человека обстоятельства, а под субъективными - внутренние, личностные особенности того или иного индивида.

По справедливому замечанию Б.А. Трегубова, особенности культурной деятельности молодежи во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях нарастающей модернизации, развития научно-технической революции, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физической зрелостью молодого поколения, удлинения сроков обучения. Мы полагаем, что помимо вышеперечисленного на досуг молодежи оказывают влияние психофизические особенности, специфика становления самосознания в данный возрастной период, а также свойственный этой группе неопределенный, а во многом и маргинальный статус. Как видим, особенности социокультурного статуса молодежи определяются, прежде всего, возрастным периодом (170; с.ЗЗ).

В юношеский период происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом отношении (интерес к путешествиям и т.п.), так и в социальном (большое количество групп, куда включается подросток, появление у него интереса к литературе, политике, экономике). Но самая существенная трансформация жизненного мира происходит во временном измерении. Ее отчасти можно охарактеризовать как изменение масштаба времени: вместо дней, недель или месяцев теперь оперируют годами. Смутные представления о будущем сменяют план действий, учитывающий не только идеальные ценности, но и их осуществимость.

Характерными чертами поведения молодых людей являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Особенности молодежи сложным образом преломляются в ее досуге, который, по сравнению с досугом других возрастных групп, отличается наибольшей мобильностью, активностью и разнообразием. Как отмечают психологи, поведение молодежи обусловлено зачастую ее впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком и т.д. (59; с.21). Юноши и девушки открыты новым идеям, а поэтому в сфере свободного времени молодежь отличается наибольшей чувствительностью и потребностью в инновациях. Молодежь, как правило, имеет гораздо больше свободного времени, чем взрослые люди. К тому же, молодые люди меньше ограничены в свободе выбора способов использования свободного времени наличием семьи, детей. Однако необходимо учитывать и то, что невозможно характеризовать молодежный досуг в целом, не отмечая, что внутри этой социально-демографической группы существует множество своих социальных и возрастных различий. Даже короткая временная дистанция (4-5 лет) обнаруживает заметные различия в досуговых предпочтениях.

Стоит отметить, что делать выводы о специфике досугового поведения, молодежи исключительно исходя из её психофизических и биологических особенностей, нельзя, естественно, что на досуговые предпочтения личности влияют обстоятельства, соответствующие этапу жизненного цикла человека. Тем не менее, как показывают исследования, не столько биологический, сколько социальный возраст людей, характеризующий этапы их социализации и участия в демографическом воспроизводстве, обуславливает особенности быта и образа жизни вообще (136; с.5-6). Более того, при изучении молодёжи как особой социальной группы не следует забывать о том, что возрастная структура не является единственной, но существует вместе с другими. Молодежь в любом обществе, а в современном - тем более, не является однородной. Социальная, имущественная, этнокультурная, религиозная и поселенческая дифференциации позволяют говорить о гетерогенности данной группы. Зачастую не возраст, а иные факторы оказываются причинами предпочтения той или иной модели поведения. Молодежь является частью целого общества и, следовательно, несет на себе отпечатки этого общества, разделяя ценности, установки, стереотипы, характерные для него.

В отечественной социологической науке существуют многочисленные исследования, нацеленные на анализ факторов, детерминирующих типы досугового поведения личности. Во многих из них демонстрируется зависимость досугового времяпровождения от материального дохода. Следует отметить, что долгое время в отечественной социологии превалировала точка зрения об экономической обусловленности любой сферы жизнедеятельности, в том числе и досуговой. Данной позиции придерживается и канадский социолог Д. Меркюра, заявляющий, что «возраст, семейное положение, половые развлечения играют самую несущественную роль при организации досуга» (237; с. 123). Однако, подобные выводы не соответствуют действительному положению дел. Можно обнаружить, что наряду с материально-экономическими факторами на выбор варианта досуговой деятельности влияют пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д. К примеру, Г.Н. Минц выявляет влияние семейного положения на структуру свободного времени человека (113; с.40). Л.А. Гусейнова и Л.Ф. Боженко уточняют взаимосвязь между тендерными характеристиками и структурой досуга (23; с.34-38). Г.С. Широкалова формулирует выводы о зависимости моделей досугового поведения от места поселения. Влияние национальности и состояния здоровья на досуговые предпочтения зафиксировали А. Френхем и П. Хейвен (213; с.71-72). При этом необходимо подчеркнуть, что влияние всех факторов нужно рассматривать во взаимосвязи и с учетом конкретного периода развития общества.

Похожие диссертации на Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи