Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Василенко Наталья Николаевна

Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса
<
Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Василенко Наталья Николаевна. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Ростов н/Д, 2004 136 c. РГБ ОД, 61:04-22/595

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы анализа социализации в кризисном обществе 14

1.1. Макросоциальные условия социализации по нормативному типу - 14

1.2. Кризисность социетальности российского общества как фактор социализации 30

Глава II. Кризисная социализации молодежи в теоретическом дискурсе - 44

2.1. Интерпретация кризисности социализации молодежи в стабильно функционирующем обществе 44

2.2. Интерпретация социальных позиций молодежи в уеловиях социальной аномии - 68

Глава III. Молодежь как субъект кризисной социализации: межпоколенческое дистанцирование и культурные смыслы 87

3.1. Самоидентификация субъекта в культуре: индикаторы качественного анализа 90

3.2. Рок-текст западной молодежной субкультуры: активность как доминанта социальной рефлексии - 98

3.3. Рок-текст российской молодежной субкультуры: рефлексия как саморазрушающая пассивность - 111

Заключение 122

Список литературы 126

Введение к работе

Актуальность темы. Нынешнее состояние российского социума определяется кардинальными реформами, которые направлены на преобразование социальной системы в целом. Их реализация не просто трансформирует институты экономической- и политической подсистем общества, но переопределяет базовые ценности российского общества, вводит в ценностную (социетальную) подсистему общества принципиально иные установки, которые задают кардинально иные смыслы жизненной деятельности людей.\ Крупный

j,. социолог XX в. Т. Парсонс, разработавший теорию функционирования

социальных систем, показал системообразующую роль- в них ценностей. Подчеркивая эту роль, он ввел специальное понятие — «социетальное сообщество», которое формируется благодаря тому, что члены общества! поддерживают и передают через поколения определенные ценности. Этот аспект функционирования характерен для любой социальной системы и обеспечивает ее самосохранение: «Ядром общества как разновидности социальной системы является ... его интегративная подсистема, которая ... обеспечивает или не обеспечивает различные порядки ш уровни внутренней интеграции. Эта интегративная подсистема будет называться социетальным сообществом»'.

Системные реформы, которые определяют изменение принципов функционирования экономических, социальных и политических институтов, приводят к трансформации социальных норм, регулировавших

v жизнедеятельность в прошлом стабильного социума. Следствием данных

процессов становится существенное ослабление* ранее: общепризнанных ценностей и нормативных стандартов поведения. Это состояние общества в социологической теории определяется понятием аномии . Российские реформы 90-х г., которые декларировали отказ от базовых ценностных оснований советского общества, вызвали состояние аномии. В настоящее время вступает в период социальной зрелости поколение постсоветского общества, первичная

к

Парсонс Т. Система современных обществ. М, 1998. С. 23.
t. Впервые данное понятие было введено Э. Дюркгеймом.

гражданская социализация; (формирование базовых социокультурных ценностей и норм) і которого осуществлялась в первой половине 90-х гг., т.е. именно в годы аномии.

Это поколение в современной отечественной социологической литературе характеризуется как: кризисное;, острое переживающее: безработицу m трудно адаптирующееся: к современной социально-профессиональной; структуре. В> пореформенное: десятилетие в <, России ? (90-е гг.)! параллельно с кардинальными і сдвигами ? в организации - экономики и * системе* политико-правового > управления обществом наблюдались дезорганизация и разрушение сложившихся в советское время t институтов социализации. Наиболее; ярко * это проявилось в свертывании системы, подготовки профессиональных кадров; для< работы* с молодежью,1, разрушении системы внешкольной работы с детьми и подростками, спортивных школ, детских и юношеских организаций; Тенденция постепенной стабилизации* функционирования і социальной і системы, наблюдающаяся: в; последние годы,, проявляется, В! частности,' в открытии специального» направления» подготовки? профессиональных кадров в вузах страны по специальности «Организация работы с молодежью». Сегодня наблюдается активизация управленческой деятельности в сфере- работы с: молодежью, которая: актуализирует потребность в анализе: проблем современного состояния і молодежи и, особенно ее самосознания.. Эта социальная потребность формирует практический аспект диссертационного* исследования.

Вместе с: тем* заявленная: проблематика обладает также теоретической: актуальностью. В современной отечественной ювенологии, имеющей глубокие: традиции В} отечественной? социологии, проблемы: молодежи: раскрываются л преимущественно- в рамках социоструктурногсн анализа.. В- частности,, рассматривается!! положение: молодежи: на ірынке:труда,. изучаются* динамика* уровня образования, качественных показателей; состояния здоровья,, степень вовлечения молодежи в спорт и т.д.

Однако« фиксирование и і подробное: описание структурных изменений, вызывающих трансформацию статусных позиций социальных групп, в том числе

и демографических, является необходимым, но недостаточным элементом социального анализа. Известный отечественный< социолог и демограф? A.F. Вишневский очень точно отметил в этой связи: «Конфликты и кризисы переломных эпох имеют иную природу и иную глубину. По инерции: их часто пытаются описывать с помощью привычных клише («богатые: стали, богаче; бедные беднее» и т.п.), и это действует на толпу, но ничего не объясняет. Ибо в такие эпохи; главный і источник неудовлетворенности, недовольства, напряженности - утрата старых богов, потеря ценностных ориентиров, которые переносятся гораздо более болезненно, чем і самая острая материальная і нужда, особенно если приходится, как это и бывает при догоняющем развитии, усваивать , не просто.новое, но «чужие» ценности»?. Поэтому социоструктурный: анализ статусных позиций российской молодежи г должен быть дополнен качественным ? анализом; ее: самосознания, в; котором выражено переживание кризисного; состояния социума, и направлен на выявление субъектной позиции; молодежи в обществе; из всего многообразия социальной разноголосицы интересов различных групп требуется вычленить ее «голос». Стремление проникнуть в более глубокие пласты = социальной, реальности, обусловливающие сегодняшнее состояние: российской; молодежи, требует выявления: специфики, кризиса: социализации, вызванного системными реформами 90-х гг.

Аналогичные процессы были характерны и для молодежи западных стран, которая переживала периоды структурного преобразования экономики; или подвижки; важных мировоззренческих; установок. Они изучались, в частности, социологами США. Соотнесение проблем социализации молодежи в современной і российской ситуации с опытом разрешения аналогичных проблем;развитыми странами Европы и> США позволит выявить культурную специфику этого: процесса и некоторые его: универсальные характеристики. Обращение к социальным сравнениям, проведение параллелей; позволяют четче выделить

Вишневский А.Г. Историческая эволюция России: догоняющее развитие или особый путь? // Мир < России. 2002. №3. С. 17.

особенности переживаемого периода, и, наряду с этим - выстроить возможные сценарии перспективной трансформации изучаемого феномена.

Степень разработанности проблемы. Изучение поставленной проблемы в настоящее время является возможным благодаря сложившейся традиции исследований в отечественной ювенологии. Так, общие проблемы социализации молодежи, сущность и содержание этого процесса анализируются в работах И.С. Кона, В.Т. Лисовского, B.HL Чупрова и др. Анализу положения молодежи* в современном обществе, характеризуемом как общество риска, посвящена работа В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок, К. Уильямса4. Постановка проблемы социализации в обществе риска опирается1 на известное исследование У. Бэка5. Острота- и? масштабность проблем включения молодежи; в современные социетальные: изменения в России и целесообразность социологического анализа динамики ее социокультурных ориентации нашли* свое отражение у H.Mf Ильинского, В.Т. Лисовского, В.И. Чупрова и др.

Молодежное движение 60-х гг. на: Западе в рамках контркультурного подхода анализируется в работах отечественных авторов А.М. Байчорова, Ю.Н. Давыдова, К.Г. Мяло, И.Б. Роднянской и др.6 Автором концепции контркультуры является американский; социолог Т. Роззак, который* интерпретировал нонконформистский бунт 60-х гг. как поиск молодежью среднего класса способа «достойного повзросления» в мире, который она презирает . Рассмотрение проблемы социализации молодежи через призму теории і «конфликта поколений» принадлежит К. Мангейму8, С. Айзенштадту, К. Дэвис9, Мі Мид10 и др. В? рамках теории классовой борьбы трактовал

4 Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

5 Бэк У. Общество риска; На пути к другому модерну. М, 2000."

6 Байчоров А.М; От «разбитого поколения» к контркультуре. Минск, 1982; Давыдов Ю.Н., Роднян-
ская И.Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь).
М., 1980; Мяло КГ. Под знаменем бунта. М., 1985.

7 Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the technocratic society and its youthful opposi
tion. New York, 1969.

8 Мангейм К. Проблема поколений II Новое литературное обозрение. 1998.№ 2.

9 Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Glencoe, 1964; Davis K. The Sociology of Parent Youth
Conflict II American Sociology Review. 1940. V.5.

10 Мид M. Культура и мир детства. II Мид М. Избранные произведения. М., 1988.

студенческую революцию Г. Маркузе . Подход к данной проблеме через

1 "5 1Ч

«теорию индустриализации» находим у А. Тоффлера , Д. Белла ,. К. Кенистона14.

Социальному значению рок-музыки посвящены немногочисленные статьи Т. Голубевой; И. Кузьминой, Н., Мейнерта15. Среди авторов, изучавших проблематику эстетической и идеологической специфики рок-музыки, можно назвать П.С. Гуревича, А.Н. Сохора, И. Л. Набока16.

Приведенные исследовательские работы, представляющие целые направления в изучении; тех или иных аспектов социализации, выступают фундаментом для изучения проблемы социализации: молодежи в кризисном социуме. Они дают возможность рассмотреть специфику современного статуса: российской молодежи в контексте трансформации социальной системы, а также: применить наработанные методы качественного эмпирического анализа к выявлению особенностей самосознания молодежи.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы выступают

выявление и; анализ особенностей социализации молодежи в России в период

системных реформ, вызвавших кризис социетальной сферы общества. Она

реализуется в процессе достижения следующих исследовательских задач:

1. обосновать выбор методологии анализа социализации молодежи в

условиях системного кризиса; 2: проанализировать влияние состояния аномии российского > общества на;

специфику социализации молодежи;

11 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1989.

12 Тоффлер А. Футуршок. СПб., 1997.

13 Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. New York, 1976.

14 Keniston K. Values and Ideals of American Youth. New York, 1962.

Голубева Т.Л. О феномене рок-культуры II Духовные ценности советской молодежи. М;,1988; Кузьмина И. Социокультурные основания изучения альтернативных культур // Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Л., 1990. С.5-12; Мейнерт Н. Рок-музыка и кино в системе социальных и культурных ценностей молодежи // Развитие социальной структуры и образ жизни. Таллин, 1984. С. И 0-118.

Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М., 1984; Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. М., 1992; Сохор А.Н. О массовой музыке // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980.4.1. С. 234-264.

  1. выделить модели социализации молодежи в ситуации системного кризиса и определить их социокультурный смысл для воспроизводства целостности социума;

  2. осуществить сравнение оценок «молодежного бунта» в западном теоретическом дискурсе и кризисного состояния молодежи в отечественной науке;

  3. провести сравнительный анализ субъективного переживания молодежью западных стран 60-х гг. и России конца 80-х — первой половины 90-х гг. кризиса общества на основе изучения наиболее популярных у молодежи художественных текстов (рок-песен). .

Объектом исследования является процесс социализации молодежи; в период системного кризиса российского общества (90-е гг.). Предметом исследования выступают особенности социализации российской молодежи в ситуации аномии социальной структуры общества.

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды крупнейших социологов структурно-функционального анализа: Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, которые заложили основы изучения целостности общества и аномии как проявления его ? деформации. Т. Парсонс ввел: в научный: обиход понятие социетальности как консолидации и координации всех институтов общества на основе интегрирующих ценностей. В рамках теории срединного радиуса действия Р. Мертон применил понятие аномии для описания ситуации разбалансированности социальной системы общества и разработал типы адаптации индивида к аномичному обществу. Эти идеи получили свое развитие в теории институциональных матриц СВ. Кирдиной, где показаны пределы, институциональньк заимствований различных социальных систем, выход за которые может привести общество к кризису. В работах А.С. Панарина рассматривается проблема специфики социализации молодежи в условиях кризисного российского социума. Важным методологическим источником для анализа ситуации молодежного бунта 60-х гг. на Западе являются труды советских

социологов A.M. Байчорова, Ю.Н. Давыдова, К.Г. Мяло, И.В. Роднянской, Э.М: Розенталя и др. Использование методов сравнительного анализа, разработанных французским социологом М. Доганом, позволило провести сравнительный анализ влияния на молодежь кризисной ситуации в странах западного мира в 60-х г, с одной стороны, 90-х гг. в России с другой стороны. Диссертационное исследование опирается на качественные методы прикладных социологических исследований (контент- и интент-анализ текстов песен и интервью), приложение которых к анализу содержания рок-песен дается в работах В.В. Куркина ...

Основы качественных методов исследования письменных текстов почерпнуты из обобщающей монографии А. Ротлиб, а также из периодических публикаций в отечественных изданиях (в частности, о возможностях использования контент-анализа для исследования).

Научная новизна исследования. Принципиально новым является анализ моделей социальной интеграции- российской; молодежи через< выявление ее субъективного; переживания кризисного состояния социума. В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:

разработан методологический конструкт, совмещающий структурно-функциональный подход, концепцию неоинституционализма (институциональных матриц) и теорию социальной аномии, который позволил включить в теорию социализации спецификацию этого процесса в кризисном социуме;

конкретизировано понятие «аномия» для характеристики состояния социетальной подсистемы современного российского общества и определено содержание понятия «кризисная- социализация», которым описывается* специфика интеграции молодежи в общество при отсутствии социально одобряемого нормативного образца личности;

выявлен социальный вектор социализации молодежи в современном

См., например: КуркинВ.В. О возможности социологического контент-анализа содержания рок-песен // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М., 1990.

российском: обществе, который усиливает тенденцию его аномичного состояния;

проанализированы: различные подходы в западной; социологии: к интерпретации специфики молодежного бунта 60-х гг. и выявлено их общее бесспорное содержание - утверждение активности и преобразовательной по > отношению к обществу роли молодежной протестной субкультуры;,

установлено, доминирование, в отечественной социологии оценки социальной позиции молодежи,, акцентирующей? ее: пассивность, ш не: способность к консолидированным действиям;.

показано * различие субъективных переживаний! молодежью Запада» и і России; кризисностиг общества, отраженных в наиболее популярных молодежных музыкальных текстах (рок-песен) и \ выявлен индикатор * этого» различия - демонстрация установки на социальную активность / пассивность.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Для исследования процесса социализации молодежи в условиях системного социально-политического? кризисам адекватной: является методология: структурно-функционального анализа, применение которой позволяет высветить этот процесс в контексте исследования социокультурных последствий институциональных заимствований, что открывает возможности для введения в научный оборот понятия «кризисность социализации».

  2. Аномия; социетальной подсистемы современного- российского; общества, вызванная системными реформами; 90-х гг., проявляется в одновременном; присутствии: противоположных ценностей: - «коммунитарности» и «субсидиарное» (в терминологии * теории і институциональных матриц: С. Кирдиной), претендующих на генерализирующую роль во всей подсистеме.. При этом ценность субсидиарности, характерная для западно-европейского и американского обществ, не обеспечена институциональными, механизмами реализации и поэтому является декларативной; а ценность коммунитарности, которая укоренена в историко-культурной традиции России, игнорируется организующими структурами общества. Эта ситуация вызывает девальвацию

социально-нормативного личностного образца и определяет деградацию нормативно-регулятивных функций культуры. Социализацию в этих условиях можно определить как кризисную: она не ориентирована на нормативный образец (отсутствует тип «конформиста») и проявляется в формировании многообразия равнозначных модальных типов личности. 3; Социализация молодежи в условиях системного кризиса реализуется по двум альтернативным моделям: интегративной и дифференцирующей. При этом интеграция посредством конформистского типа поведения воспроизводит все многообразие негативных проявлений кризисного общества, поэтому конформизм (как нормативный тип поведения) преобразуется в девиантный тип — «ритуализм». Попытка интеграции молодежи посредством дифференцирующей модели, которая предполагает социальную инновацию, приводит к усилению дезинтеграционных процессов, так как в кризисных условиях инновация преобразуется в такие типы поведения, как «ретритизм» и «мятеж», ведущие к социальному и экономическому отчуждению молодежи. Обе модели социализации стихийно воспроизводят социальную аномию.

  1. Сравнение западного и российского социологического дискурсов по проблемам молодежи выявляет различие подходов: западные социологи подчеркивают активистскую позицию молодежи, создающей альтернативные субкультуры как способ адаптации к социальной реальности и «инструмент» ее изменения. В современной российской социологии молодежь, рассматривается не как активный участник социальных отношений, а как социально-демографическая группа, являющаяся объектом социального воздействия, главная цель которого адаптировать ее к кардинально-меняющимся социальным условиям.

  1. На основе качественного анализа музыкальных текстов популярных в исследуемые периоды на Западе и в России рок-групп показано, что кризисность политической или экономической сферы общества вызывает в западной молодежной среде активную» социальную позицию,

манифестирование собственного видения оптимального устройства социума,

в то время как кризис социетальной сферы формирует у российской

молодёжи в: качестве доминирующего состояния ощущение одиночества,

невостребованности обществом, непонимания происходящего, перманентной

агрессивности (желание борьбы) наряду с ощущением бессилия,

невозможности победить.

Практическая значимость работы определяется потребностью анализа

сложившейся в российском обществе кризисной ситуации в области социализации

«постсоветского» поколения молодежи.

Теоретическое значение работы состоит в; дальнейшей разработке и конкретизации ряда ключевых категорий социологии культуры. В частности, результаты исследования позволяют углубить теоретические знания о процессе социализации^ выделив его специфику в условиях кризисности социальной системы. Достигнутый результат позволяет обосновать комплекс мер по воссозданию и корректировке воспитательных задач, актуальных для современных институтов социализации молодежи.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при разработке лекционных курсов в? высшей школе: «Социология молодежи», «Социология семьи», «Социология культуры». Их чтение ориентировано на подготовку специалистов по квалификации «Социальная работа», «Специалист по работе с молодежью», «Социальный педагог».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладьгоались и обсуждались на научно-теоретических конференциях разного уровня: межвузовской научно-практической конференции «Россия на* пути к; правовому государству» (Краснодар, 13 мая 2002 г.); всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти, гражданского общества» (Ставрополь, 21-22 мая 2003 г.).

По теме диссертации было опубликовано 5 научных статей общим объемом около 2,5 п.л. Одна из работ была также размещена на сайте

«Лаборатории этноконфликтологии» Ставропольского государственного университета по адресу: http: //

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включая 7 параграфов), заключения и списка литературы. Объем текста диссертации — 136 машинописных страниц.

Макросоциальные условия социализации по нормативному типу

Проблема стабильного функционирования общества всегда была в центре внимания теоретической социологии. Значительный вклад в ее разработку внесла теория социального действия, разработанная современным американским социологом Толкоттом Парсонсом. Его теоретический анализ показывает необходимые условия стабильного функционирования І целостного; общества: слаженное взаимодействие всех его институтов, их функциональная конгруэнтность. Так, экономика обеспечивает удовлетворение потребности общества в«адаптации, политика выполняет функцию целедостижения, культура реализует функцию поддержания«нормативного образца. При»этом все институты общества интегрированы друг с другом, обеспечивая тем самым внутреннюю и внешнюю консолидацию и координацию частей целого, что образует тем самым социетальную подсистему общества; Социеталь-ность выполняет роль интегративного ядра социальной системы через поддержание и передачу системы ценностей, норм, правил. Посредством социе-тальной сферы в обществе поддерживается целостность как на горизонтальном (между институтами), так и на вертикальном (наследование культурного образца) уровнях.

Рассогласование и несовместимость исходных принципов и норм регуляции« основных социальных институтов, (экономики, политики; идеологии) приводит к:их взаимному торможению. Так, если система образования- (институт социализации) направлена;на формирование в сознании поколения ценностей послушания и безынициативности, то успешность этой деятельности блокирует развитие демократических политических институтов. Какие-либо кардинальные; преобразования в политической системе с: необходимостью вызывают трансформацию экономической системы; в противном случае консервативные взаимосвязи; в экономике заблокируют развитие новых импульсов в политической системе. Идея социетальности объясняет, таким образом, как исходные принципы и ценностные приоритеты, единые для всего общества, являются-регулятивным стержнем деятельности всех социальных институтов данного общества и обеспечивают его целостность и высокую интегрированность.

Понятие «социетальной сферы общества» («социетальной подсистемы», «социетального сообщества») было введено Т. Парсонсом для описания функциональных требований, наличных в любой социальной системе, обеспечивающих ее самосохранение. В этой сфере воспроизводятся социальные связи, значимые для общества в целом: «Ядром общества как разновидности социальной системы, является ... его интегративная подсистема, которая ...обеспечивает или не;обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции»18. Социетально-функциональную структуру общества составляет «большое множество одновременно и последовательно осуществляемых институциональных действий и взаимодействий, в которых одна и та же функция выражена достаточно: определенно, а их совокупность значима для осуществления этой функции в масштабе общества в целом»19.

К социетальным функциям Т. Парсонс относил: - функцию адаптации к изменяющейся окружающей среде; - функцию целедостижения, которая проявляется в способности общества поддерживать свою целостность; - функцию поддержания образца, т.е. способность системы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру; - функцию интеграции, т.е. способность системы интегрировать новообразования, возникающие по мере развития системы, подчинять эти новообразования логике функционирования самой системы.

Применяя методологическую концепцию Т. Парсонса к анализу общества можно говорить о том, что условием самосохранения этой социальной системы является умение адаптироваться к окружающей среде, реагировать на ее изменения. При этом приспособление не должно быть пассивным, оно должно осуществляться на основе обратной связи, т.е. система должна обладать способностью мобилизовать внутренние ресурсы и самостоятельно воздействовать на окружающую среду. Для? этого система должна; выполнять вторую: функцию - целедостижение, которая как бы уравновешивает функцию адаптации и заключается в наличии у любой системы объективной способности поддерживать свою целостность, влияя на окружение. Посредством третьей функции - поддержания образца — системе обеспечивается возможность воспроизводить свои элементы, сохраняя внутреннюю структуру и индивидуальность. Если: общество утрачивает механизмы, обеспечивающие воспроизводство в действиях людей институализированных отношений и солидарных связей; оно перестает существовать. Осуществляя функцию интеграции, система способна вбирать в себя новообразования, неизбежно возникающие по мере ее развития, подчинять их своей логике - в противном случае может нарушиться равновесие системы, разорваться ранее сложившиеся связи и отношения:

Социетальная сфера формируется- посредством взаимодействия социальных групп, общностей и функционирования институтов в сфере культуры,, политики и экономики. Важную роль при этом играет культура, поскольку на основании і воспроизведения общих культурных образцов в сознании и поведении людей; укрепляются солидарные связи в обществе и адаптируются новации. Поэтому, выполняя те или иные роли, взаимодействуя друг с другом, люди воспроизводят не только! специфические нормы; поведения, характерные для конкретного социального института; но и общие принципы и нормы, характерные для культуры конкретного общества.

Кризисность социетальности российского общества как фактор социализации

Ситуация разбалансирования институциональной системы составляет специфику состояния сегодняшнего российского общества. В условиях трансформации базовых структур общественного устройства претерпевает изменение сам институт социализации. Институциональный уровень системы перестает нормально функционировать при рассогласованности статусно-ролевого и социетального уровней общества. В сегодняшней России можно констатировать данное положение вещей, что позволяет говорить об аномии общественного устройства, в терминологии структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), обозначающей дезорганизацию социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок перестает выполнять свою роль.

Термин «аномия» (от греч. - неуправляемость, беззаконность, непорядок во всем) встречается уже в текстах Еврипида и книгах Ветхого Завета. В качестве социологического понятия был выдвинут Э; Дюркгеймом (в работах «Разделение общественного труда» и «Самоубийство») для описания переходного периода, характеризующегося потерей ощущения нормативности и вакуумом ценностей как на уровне общества; так и на уровне индивида. Таким образом, изначально аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать общество,. в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Так, Н; Смелзер описывает аномию как «отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей: перестает соответствовать идеальным общественным нормам» . Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества.. «Аномия — это состояние дезорганизации личности; возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречи-выми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют» .

То есть проблема аномии преломляется как на микроуровне в масштабе личности/малых групп (в терминах: отклоняющееся поведение, девиация, устойчивое разочарование, дезориентированность, тревожность и т.п.), так и на макроуровне в масштабе общества/социальной системы (в терминах: дезорганизация общества, разбалансированность системы, кризис: ценностей и т.п.). В.; последнем случае оно применимо к характеристике социальной ситуации в современной России.

Дюркгейм впервые уделил серьезное внимание концепции аномии, разрабатывая идею социальной солидарности. В соответствии с этой концепцией «механическая солидарность» преобразуется с развитием общества в «органическую солидарность», которая проявляется в рациональной ориентации индивидов на социально значимые ценности и! их поддержание. При переходе от одного типа общества к другому, в ситуации дезорганизации общества, т.е. аномии, люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться (адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей. То есть аномия существует и приводит к общественному беспорядку и несчастьям, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм.

Неустойчивость нормативной системы общества вызывает болезненное психологическое состояние массового сознания, одним из значимых проявлений которого выступает рост числа самоубийств. Типологизирование самоубийств, которое осуществил Э. Дюркгейм, опираясь на обширный статистический материал34,, позволило выделить тип аномического самоубийства, для которого свойственно убеждение, что мир вокруг человека распадается и сам он вследствие этого становится склонен к суицидальному или преступному поведению.

Интерпретация кризисности социализации молодежи в стабильно функционирующем обществе

Стабильность функционирования общества поддерживается институтом социализации, обеспечивающим наследование новыми; поколениями опыта предыдущих, передачу и сохранение культурных норм и стандартов. Процесс социализации призван обеспечить устойчивость общественного устройства через осуществление функции поддержания социального образца. В кризисном обществе, переживающем системную реформацию, происходит социокультурный слом и, соответственно, появляются проблемы функционирования института социализации. Но и в стабильном обществе могут про изойти процессы, ведущие к кризису социализации. Вариантом такого кризиса, продемонстрировавшего невозможность и нежелание молодого поколения наследовать прежние нормы, стандарты и правила, были события 60-х гг. в США, так называемая «молодежная революция». Это был прецедент, продемонстрировавший возможность кризиса социализации в стабильной социальной системе. Ситуация не была предвидена учеными, поэтому предстала неким парадоксом общественного развития. Так, в конце 50-х гг. американские социологи, исследовавшие обстановку, сложившуюся в США в то время, писали, что это «инертное общество, обреченное на полнейшую социальную пассивность, из которой, кажется, нет никакого выхода. Она (Америка - автор) является управляемым миром, воспроизводящим в массовом масштабе авторитарную личность, склонную к конформизму, к безоговорочному приятию всякой власти уже по одному тому только, что она - власть».40 У социолога молодежи К. Кенистона в работе 1962 года «Ценности и идеалы американской молодежи» находим: «Нынешние молодые люди обеспечат весьма устойчивый политический и общественный порядок, потому что лишь немногие из них будут связаны с политикой настолько, чтобы допустить возможность революции, подрыва строя или хотя бы его радикального изменения». Толкотт Парсонс, особое внимание уделявший проблеме социализации молодежи, в работе «Молодежь в контексте американского общества» (1965)42 констатирует: ослабление: напряженности в отношениях молодежи из «средних классов» к своим родителям; большую интегрированность молодежи в область культуры, находящую свое -. наиболее яркое выражение в серьезности культурных запросов студентов из элитарных колледжей; распространение среди молодых положительной оценки «хорошей школы труда» и осознание важности таковой для их профессионального будущего; умеренность в употреблении алкоголя и серьезность в сфере сексуальных отношений; «политическую апатичность» студенческой молодежи; позитивную ориентированность молодежи на существующее обще ство. Однако к тому времени процесс противостояния уже набрал силу, и его нельзя было не заметить. Так, источники свидетельствуют о наличии конфликта (из статьи в журнале «Look» за 1961 г.): «Молодежь повсеместно начинает бунтовать. Представители нового поколения посмотрели на мир, созданный старшими. Им не понравилось то, что они увидели..Они начали быстро и активно действовать, чтобы изменить его. Более образованные и менее стесненные рамками традиций, чем предыдущие поколения, они чувствуют себя отделенными от своих родителей веками. И в определенном смысле, это так и есть: темп истории удвоился и даже утроился, и те социальные изменения, на которые когда-то требовались декады, сейчас происходят за однуНОЧЬ

Самоидентификация субъекта в культуре: индикаторы качественного анализа

Черпать информацию о субъективных представлениях молодежи об обществе, которое их:окружает, возможно через обращение к различным видам текстов, содержащим рефлексию по этому поводу, т.е. к письмам, личным дневникам, интервью, а также анализируя тексты и контексты наиболее популярных массовых видов искусства (кинофильмы, музыка).

Мы избираем в качестве объекта для анализа тексты одного из наиболее популярных среди молодежи в; изучаемые нами периоды музыкальных жанров - рок-энд-ролла («rock&roll»).

Говоря і о контексте, предварительно необходимо обосновать возможность рассмотрения; рок-музыки в качестве индикатора субъективных переживаний молодежью происходящих в обществе изменений:.

Рок-энд-ролл изначально явление многоплановое. По мнению как ис-полнителещ так и исследователей этого явления -это и культура (в том числе музыкальная), и философия, и социальная позиция, и стиль жизни. Именно поэтому рок-музыка, как выразительница идей, может выступать материалом для исследования саморефлексии эпохи.

Рок-музыка изначально, по сути, являлась частью контркультурных выступлений молодежи и свойственна именно молодежной аудитории, т.к. появилась как продукт собственно молодежной субкультуры и отражала содержание бунта, начавшегося в 50-е гг. с движения битников и хиппи и достигшего пика в 1968-69 гг. в студенческих волнениях по всему западному миру. Поэтому основной экзистенциальной характеристикой рока выступал и выступает протест.. Рок-музыка является частью «культуры протеста» как символ «другого» невзрослого мира, причастность к ней дает возможность идентифицировать себя со «своими» (в данном случае - молодежной аудиторией) и обособиться от «чужих» (взрослых). Будучи «мерой противопоставления», рок-музыка является символическим разграничением двух культур — «старой» культуры отцов и «новой» культуры детей.,Так, консультант по вопросам музыки Сидней Фокс (США) пишет: «Музыка «рок», простая по ф орме, с четко выраженным ритмом, стала музыкальным выражением бунтующей молодежи, отвергающей не только музыку прошлого, но и ценности общества».99

Изначально року присущ безличный мотив противостояния, устанавливавший, что «они» противостоят «нам». «Я не очень знаю, - признается известный западный рок-музыкант, - кто такие «они», ни, по правде говоря, кто такие «мы», но я уверен, что есть «они» и есть «мы» и что я против них, кто бы они ни; были».100 Уже из этого высказывания явствует, что музыка не единственное и не главное содержание рока. Главное в роке - нравственная позиция и тип существования, «неписаный кодекс чести», основанный на мотиве противостояния: «я против них, кто бы они ни были», который определяет нравственную позицию и чувство среды: «есть «они» и есть «мы». Это; противостояние носит не социальный и не политический, а экзистенциальный характер: «я не очень знаю, кто такие «они», ни; по правде говоря, кто; такие «мы». Рок - это особый вид нравственного протеста, в котором: сам факт противостояния, сама атмосфера протеста важнее результата.

Необходимость противостояния вызывает потребность в объединении с себе подобными, поэтому року присущ дух коллективизма, формирование особого вида сообщества. Американская певица Патти Смит следующим образом выразила эту сущность рока: «Рок-н-ролл - это не только ансамбль, исполняющий песни, это сообщность, интегрируемая звуками, взаимодействием энергии и ритма. Нечто, на чем зиждется взаимопонимание. Чувство общности с людьми, вместе стремящимися к одной цели. Я убеждена, что рок-н-ролл: — самая универсальная форма общения со времен христианст-ва». Таким образом, в качестве специфических характеристик рок-музыки выступают: ярко выраженная принадлежность к молодежной аудитории и культуре; экзистенциальный мотив противостояния как образ жизни и нравственная позиция; создание атмосферы единения, духовного сообщества (что, по мнению многих исследователей и исполнителей, является едва ли не основной характеристикой рока, более значимой, чем музыка или текст).

В таком случае можно констатировать, что рок-музыка способна выступить духовной средой социализации подрастающего поколения в ситуации ценностной дезинтеграции общества, когда социальные институты в силу дезориентации в необычайно усложнившейся обстановке оказываются неспособными к созданию условий для нормальной социальной адаптации подрастающего поколения. Атмосфера сообщества и единения, создаваемая рок-музыкой, способна восполнить тот вакуум личностно-эмоционального общения, который обостряется в кризисном обществе, усиливая разобщенность (поколенческую, личностную) социума, но эмоциональность необходима молодежи в период формирования социальной идентичности. Возможность соучастия в процессе освоения социальных ролей, предоставляемая рок-культурой как открытой системой, также необходима субъекту социализации для адаптации к среде, в которую он стремиться быть включенным.

Похожие диссертации на Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса