Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнорелигиозная специфика моды в полиэтническом обществе: социокультурный анализ Позднякова Татьяна Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Позднякова Татьяна Сергеевна. Этнорелигиозная специфика моды в полиэтническом обществе: социокультурный анализ : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Позднякова Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2010.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-7/3452

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях трансформации общества и нарастающего процесса глобализации немаловажной остается актуализация ситуаций, происходящих в полиэтничном обществе.

Наряду с возродившейся тенденцией, направленной на сохранение традиций различных этносов, проявляется и другая направленность, которая выражается в создании единого общества с едиными социокультурными институтами. Одним из элементов создания такого общества является мода, которая представляет собой сложный многофункциональный и неоднозначный социальный феномен. Попадая в условия полиэтничного региона, происходит своеобразный взаимообмен между собственно модой и этнической культурой. Мода, насаждая определенные образцы внешнего вида, поведения, привычек и т.п., вбирает в себя специфику региона, что в последующем приводит к появлению новых преобразованных образцов, декларируемых модой, но уже с этническим подтекстом. Смена таких образцов сейчас происходит достаточно часто, что связано с быстрым ритмом развития индустрии моды. Так, если раньше одежда разных народов была одним из отличительных признаков, то теперь для современного человека стал приемлемым этнический стиль в одежде с мотивами культур разных народов мира.

В современном обществе становится возможным появление такого взаимодействия, как мода и религия. Внешняя атрибутика традиционных религиозных институтов незначительно подвержена модификациям. Индустрия моды активно использует элементы религиозного одеяния, атрибуты и символы разных религий в коллекциях одежды, которые становятся актуальны и востребованы. В последние десятилетия можно отметить появление так называемой «моды на религию», когда выбор человеком религии не всегда обусловлен культурными традициями его предков, его этноса. Новые религиозные движения строятся по принципу коммерческой корпорации, но, как только религия превращается в бренд, она становится частью моды.

В связи с тем, что молодежь является наиболее активной и восприимчивой в вопросах моды частью общества, было решено провести исследование именно в этой возрастной группе.

Таким образом, в исследовательском поле современной культуры актуальным остается изучение различных аспектов моды, в том числе и ее рассмотрение в качестве индикатора изменений этнических и религиозных ценностей.

Степень разработанности проблемы. Социокультурный анализ моды предполагает междисциплинарный характер исследования.

Философские и культурологические теории моды. Такие интенции, как вкус, стиль, одежда, престиж обозначили возникновение философского

дискурса моды. Над проблемой развития моды размышляли философы Г. Гегель, И. Кант, Э.Э. Шефтсбери, А. Смит, Ф. Ницше, Ф. Вольтер, Дж. Леопарди1. В XX веке представили свои теории философы-постмодернисты Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Липовецки2, разработавшие семиотический подход к изучению моды и обозначившие явление полистилизма. Для постмодернизма в целом характерна трактовка моды как . системообразующего ядра социокультурной системы. Игра как атрибутивная ценность моды всесторонне рассмотрена в работах Й. Хейзинги3.

Социологические теории моды. Концепции моды в социологическом контексте отмечены в трудах таких ученых, как Г. Тард, Г. Спенсер, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Т. Веблен, Г. Блумер, П. Бурдье4. До начала XX века основной концепцией моды была теория подражания, в частности, подражания высшему классу. В своих исследованиях Г. Тард считал моду основным видом подражания, причину которого видел в силе инстинкта и довлеющем желании экономии сил. Г. Спенсер отмечал, что мода - это не только процесс подражания, но и процесс общественного регулирования поведения людей. Г. Зиммель, исследуя феномен моды, представлял ее как подражание какому-то образцу поведения, принятому в данном социуме, и как отражение дифференциации. До середины XX века в социологии преобладала теория демонстративного потребления. В. Зомбарт описывал механизм создания модных образцов в индустрии, Т. Веблен выявил принцип демонстративной праздности, проанализировал роль престижа и «показного потребления» в функционировании моды. Г. Блумер стремился описать процесс моды как род коллективного поведения, делая акцент на функциональном значении моды. П. Бурдье в исследовании моды использовал понятие «поля», которое, наравне с понятием «габитус», является центральным в его теории действий.

В социально-гуманитарных исследованиях отечественных авторов хотелось бы обратить внимание на исследования В.И.Толстых,

1 Гегель, В.Ф. Философия духа // Гегель, В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3 / В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1977; Кант, И. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8. Статьи. Лекции. Избранные письма / И. Кант; под общ. ред. А.Г. Гулыги. - М.: ЧОРО, 1994; Шефтсбери А. Эстетические опыты / А. Шефтсбери. - М.: Искусство, 1975; Смит, А. Теория принесенных чувств / А. Смит; вступ, ст. Б.В. Мееровского; подгот. текста, коммент. А.Ф. Грязнова. - М.: Республика, 1997; Ницше, Ф. Странник и его тень / Ф. Ницше. - М.: REFL-book, 1994. - 400 с; Вольтер. Вкус. История эстетики: в 5 т. Т. 2 / Вольтер. — М.: Искусство, 1961; Леопарди, Д. Этика и эстетика: нравственные очерки. Рассуждения итальянца о романтической поэзии: из дневника размышлений: пер. с итал. / Д. Леопарди. - М.: Искусство,1978.

Барт, Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; сост., пер. с фр., вступ, ст. С. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003; Бодрийар, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар. - М., 1995; Липовецки, Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. - СПб.: Владимир Даль, 2001. 3 Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хейзикга; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М.: Прогресс, 1992.

43иммель, Г. Избранное: в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни: пер. с нем. / Г. Зиммель. - М.: Юристь, 1996.; Зомбарт, В. Народное хозяйство и мода / В. Зомбарт. - СПб., 1904.; Блумер, Г. Коллективное поведение / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренького. - М., 1994. - С. 168-215.; Спенсер, Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер. - Киев: Ника-центр,1997.; Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен; пер. с англ., вступ, ст. С.Г. Сорокина; ред. В.В. Мотылева. - М.: Прогресс, 1984.

Т.Б. Любимовой, К.М. Кантор, В.А. Крючковой и др.1, одними из первых обративших внимание на научное осмысление моды в социально-экономическом и аксиологическом контексте. Л.В. Петров2 определял моду как массовое явление, обусловленное специфическими закономерностями, возникающими при определенном сочетании социальных, эстетических, психологических и физических воздействий. Г.Г. Шубин3 рассматривал моду как культурное и эстетическое явление. В 90-е годы XX века появляются комплексные исследования моды с точки зрения социологии и социальной психологии (А.Б. Гофман, Л.И. Ятина, Б.Г. Парыгин)4.

Обзор диссертационных исследований позволил выделить следующие
аспекты социологии моды: мода как фактор формирования стиля жизни
(Л.И. Ятина), специфика влияния моды на социализацию человека
(Е.В. Колесникова), эволюция социологических концепций моды
(Р.Б. Курдюмова), основные факторы институализации моды в современном
обществе (Е.В. Нестеренко), влияние моды на социальное поведение
студенчества, вопросы молодежной моды (Н.Ю. Масленцева,

С.А. Вангородская, И.Г. Добросмыслова, О.Б. Подольская)5.

Мода как феномен в условиях массовой культуры, глобализации культуры, социокультурных и тендерных трансформаций проанализирована в работах М.И. Галитбаровой, Л.А. Дергуновой, СИ. Волошиной, Д.М. Раевой, Е.А. Аброзе, Е.Б. Нешиной, Д.Д. Родионовой, СВ. Комовой, Я.В. Быстровой, Т.А. Гришаевой6.

1 Толстых В.И. Мода как социальный феномен; Любимова Т.Б. Мода и ценность; Кантор КМ. Мода как стиль жизни; Крючкова В.А. Мода как форма потребления // Мода: за и против. - М., 1973.

Петров, Л.В. Мода как общественное явление / Л.В.Петров. - Л.: Знание, 1974. 3 Шубин, Г.Г. Мода и эстетическая культура/Г.Г. Шубин.-М.: Знание, 1987.

4Гофман, А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман; РАН, Ин-т социологии. -М.: Наука, 1994; Ятина, Л.И. Мода глазами социолога. Результаты эмпирического исследования / Л.И. Ятина // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998; Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999.

s Ятина, Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: дис. ... канд. социол. наук / Л.И. Ятина. - СПб., 2001; Колесникова, Е.В. Влияние моды на социализацию личности: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е.В. Колесникова. - Курск, 2004; Курдюмова, Р.Б. Эволюция концепций моды как социокультурного явления: историко-критический анализ: дис. ... канд. социол. наук / Р.Б. Курдюмова. - М.,2005; Нестеренко, Е.В. Мода как способ символизации социальных изменений и тенденции ее институциализации в современном обществе: (на примере моды на женскую одежду): дис. ... канд. социол. наук / Е.В. Нестеренко. - М., 2005; Масленцева, Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России: (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук / Н.Ю. Масленцева. - Екатеринбург, 2003; Вангородская, С.А. Мода как фактор социализации студенческой молодежи: автореф. дис... канд.социол.н. / С.А. Вангородская. - Белгород, 2002.; Добросмыслова, И.Г. Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX века: автореф. дис...канд.филос.н./ И.Г Добросмыслова. - М, 2002..; Подольская, О.Б. Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества: автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.Б. Подольская. - Новочеркасск, 2007.

6 Галитбарова, М.И. Мода как феномен культуры: автореф. дис. ... канд культурол. наук/ М.И. Галитбарова. -Челябинск, 2004.; Дергунова, Л.А. Мода в условиях массовой культуры: дис. ... канд. филос. наук /Л.А. Дергунова. - Ростов н/Д, 1998.; Волошина, СИ. Идейно-политические предпосылки моды в отечественной культуре XX века: автореф. дис...канд. культурол. наук / СИ. Волошина. - Нижневартовск,

2004.; Раева, Д.М. Социокультурный анализ советской моды 20-30х гг. XX века: автореф. дис. ... канд. филос.

Несмотря на большой спектр вопросов, плодотворно обсуждаемых в литературе и прямо или косвенно относящихся к теме диссертации, такие факторы влияния на моду в молодежной среде, как этническая культура и религия, до сих пор не были предметом специального научного изучения.

Объектом исследования является мода как социокультурный феномен.

Предметом исследования выступают этнические и религиозные аспекты моды.

Целью диссертационной работы является анализ влияния этнической культуры и религии на социокультурный феномен моды в полиэтничном российском регионе.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

раскрыть содержание понятия «мода» в философско-культурологических и социологических теориях;

выявить место моды в системе социокультурных институтов;

проанализировать функциональную специфику моды на современном этапе;

определить влияние этнической культуры на моду в полиэтничном регионе;

выявить специфику воздействия религии на формирование модных тенденций;

- раскрыть роль процессов культурной глобализации в развитии моды.
Методологические основы исследования обусловлены спецификой

поставленных задач. Соответственно методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, а также сравнительно-исторического, аксиологического, диалектического подходов. Принцип системного анализа использовался при выявлении взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между религиозным и этническим аспектом моды. Принцип сравнительно-исторического анализа позволил раскрыть динамику моды во времени. Деятельностный подход был применен при анализе специфики функционирования моды в современном обществе. Применение аксиологического подхода позволило рассмотреть место религиозных ценностей в молодежной субкультуре. Теоретической базой диссертации также являются труды профессора А.Б. Гофмана по теории моды и модного поведения.

наук / Д.М. Раева. - Н. Новгород, 2007.; Аброзе, Е.А. Индустрия моды в условиях глобализации культуры: автореф. дис. ... канд. культурол. наук / Е.А. Аброзе. - СПб., 2006.; Нешина, Е.Б. Феномен моды в условиях социокультурных трансформаций: от XVIII к XXI веку: дис.... канд. культурол. наук / Е.Б. Нешина. - Саранск, 2007.; Родионова, Д.Д. Роль и функции моды в репрезентации тендерной трансформации культуры эпохи постмодерна: дис. ... канд. филос. наук/ Д.Д. Родионова. - Кемерово, 2004.; Комова, СВ. Дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием: автореф. дис. ... канд. филос. наук / СВ. Комова. - Краснодар, 2004.; Быстрова, Я. В. Символические функции костюма в культуре: дис. ... канд. филос. наук / Я.В. Быстрова. - Великий Новгород, 2003.; Гришаева, Т. А. Мода как феномен современной культуры: автореф. дис...канд. филос. наук/Т.А. Гришаева. -Ростов н/Д, 2008.

В ходе исследования проблемы диссертации также были использованы такие эмпирические методы, как анализ статистических данных, анкетирование, интервьюирование, пилотный опрос, контент-анализ и др.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1. Вторичный анализ социологических исследований:

«Российская повседневность в условиях кризиса» (Институт социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда им. Эберта в РФ, 2009 г.; 1750 респондентов);

«Религия в жизни россиян» и «Актуальные сферы жизни россиян» (ВЦИОМ, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.; 1600 респондентов в 140 населенных пунктах, 42 областях, краях, республиках России).

2.Результаты собственных исследований автора диссертационной работы:

пилотный опрос «Отношение молодежи к этническим и религиозным мотивам в современной одежде» среди студентов Адыгейского государственного университета (2008 г.), который позволил проверить гипотезу исследования и скорректировать содержание анкеты;

развернутое анкетирование «Влияние этнической культуры и религии на моду» среди школьников старших классов, студентов, аспирантов вузов г. Майкопа Республики Адыгея (2009-2010 гг.), в ходе которого было опрошено 1050 человек.

- опрос девушек-мусульманок, обучающихся в АГУ по вопросам,
связанным с мусульманской одеждой (хиджабом). Объем выборки 15 человек,
время опроса - март-апрель 2010 г., метод опроса - полуструктурированное
интервью, выборка произведена методом типичных представителей;

- контент-анализ газет «Советская Адыгея» (август - декабрь 2009 г.),
газеты духовного управления мусульман РА и Краснодарского края «Свет»
(январь-апрель 2010 г.) и общественно-просветительской газеты РА «Свет
истины» (январь-июнь 2010 г.), а также газеты Тахтамукайской мусульманской
общины «Читай!» (№ 1, № 3-6 от 2004 г.; № 3, № 4, № 7, № 10 от 2007 г.) и
газеты «Да'уа» (№ 6, № 7, № 10 от 2005 г.).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- осуществлена социологическая экспликация понятия моды как
социокультурного феномена на современном этапе;

определено место моды в системе социокультурных приоритетов молодежи;

рассмотрены особенности функционирования моды в условиях современного общества;

выявлено взаимовлияние этнической культуры и модных тенденций в полиэтничном регионе;

определена специфика воздействия религии на проявления моды в молодежной среде;

- рассмотрены стилистические аспекты моды в контексте процессов глобализации и интеграции ценностей различных культур.

Гипотеза исследования состоит в следующем: в полиэтничном регионе на восприятие моды оказывают влияние как мировые модные тенденции (например, модные тенденции в одежде, предлагаемые известными модельерами), так и ценности и нормы этнических культур и религий. Чем сильнее влияние традиционной культуры и религиозных установок, тем ниже уровень восприятия современных требований моды. При отсутствии устойчивых этнорелигиозных традиций уровень восприятия моды значительно возрастает.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Мода представляет собой социокультурный феномен, который играет важную роль во всех основных сферах общества: экономической, культурной, политической и др. В ней находят отражение основные тенденции развития общества, касающиеся развития массового сознания, культуры в целом и массовой культуры в частности, производства и потребления.

  2. Мода является социокультурным феноменом, обусловленным, с одной стороны, общими этическими, правовыми и этнокультурными нормами, а, с другой стороны, такими специфическими характеристиками, как современность, мобильность, универсальность и игра. При этом мода демонстрирует циклический характер и периодическую смену культурных образцов и ориентиров, образующих ее ядро.

  3. Мода выполняет функции социализации и идентификации личности, являясь одной из основных форм приобщения индивида к социокультурному опыту. Она выделяется своим экономическим значением, может рассматриваться с позиции специфического проявления ценностного отношения человека к миру, а также как сфера художественной деятельности людей; участвует в утверждении и распространении идеологии той или иной социальной группы, в популяризации определенных идейно-политических событий. Кроме того она выполняет функцию сохранения элементов этнической культуры народов мира.

  4. В полиэтничном регионе этнические традиции оказывают существенное влияние на восприятие молодежью модных тенденций, специфику распространения моды среди молодежи, стилистические предпочтения, степень открытости молодежи к проявлениям внешней коммуникации посредством моды. Это касается, например, определенных ограничений в поведении, одежде и т.п., продиктованных обычаями и, установками этнокультуры. Однако в последнее время влияние этнических культур снижается.

5. Мода на ту или иную религию приводит к тому, что формируется
религиозная мода, которую можно охарактеризовать с позиций как внутренних
убеждений, так и внешней атрибутики. Внешняя атрибутика может сочетаться,

а в последнее время во многом соотносится с тенденциями в современной светской среде. В свою очередь элементы религиозного одеяния, атрибуты различных религий активно вливаются в современную индустрию моды.

6. Несмотря на процессы глобализации и интеграции ценностей различных культур, влияние традиционных ценностей все же остается весьма ощутимым и проявляется как на уровне сознания и самосознания, так и в повседневной жизни. Одним из отражений облика культуры выступает одежда как информативная знаковая система, в которой присутствуют и базовые, и подвижные, постоянно меняющиеся элементы. Это позволяет рассматривать одежду и как отличительный признак этнической культуры, и как атрибут современной моды. Последнее время происходит взаимопроникновение этих уровней, что выражается в появлении так называемого «этнического» модного стиля.

Теоретическая значимость работы состоит в системном социологическом рассмотрении феномена моды в контексте современной социокультурной ситуации и состояния научного знания.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов по социологии, социологии культуры, социологии молодежи, социологии моды, теории и истории костюма, теоретических и прикладных аспектов моды и модного поведения. Они также могут быть полезны в практической деятельности профессиональных дизайнеров.

Апробация работы. Результаты данного исследования обсуждались на
Всероссийской научной конференции молодых учёных «Наука. Образование.
Молодежь» (Майкоп, 2008, 2009 гг.), Международной научной конференции
«Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2010 г.), в ходе работы Второй
школы молодого социолога «Актуальные проблемы социологии» при участии
Института социологии РАН, ИППК ЮФУ, КБГУ им.Х.М. Бербекова (Нальчик,
2009 г.), Международной научной конференции «Перспектива» (Нальчик,
2009 г.), Межрегиональной научно-практической конференции

«Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе» (Майкоп, 2009 г.), а также на интернет-форуме Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2010 г.).

Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии АГУ, основные положения работы отражены в 8 публикациях, в том числе в 1 статье в журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из б параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертации на Этнорелигиозная специфика моды в полиэтническом обществе: социокультурный анализ