Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ Саакян, Маргарита Ваниковна

Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ
<
Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саакян, Маргарита Ваниковна. Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Саакян Маргарита Ваниковна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2010.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/375

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы социальной сущности правовой культуры 13

1.1. Понятие и сущность правовой культуры 13

1.2. Правовая культура в сфере предупреждения преступности в студенческой среде 38

1.3 Уровни правовой культуры студенческой молодежи 58

Глава II. Правовая культура в условиях модернизации российского общества 75

2.1. Воспитание и обучение как важнейшие средства формирования правовой культуры 75

2.2. Сформированность правой культуры студентов 102

2.3. Социальные перспективы студенческой молодежи в современном российском обществе 120

Заключение 139

Список использованной литературы 145

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Состояние пореформенного российского общества не случайно у многих вызывает тревогу и озабоченность. Прогрессирующее снижение уровня жизни широких масс населения, рост социальной напряженности, обусловленный резкой поляризацией общества, достигшая критических объемов коррупция свидетельствуют о глубоком всестороннем кризисе. Негативные изменения, затронув все стороны социальной жизни, коснулись и сферы правосознания и правовой культуры студенческой молодежи. С одной стороны, можно констатировать общее понижение уровня правосознания и правовой культуры даже по отношению к дореформенному периоду. Это выражается в растущей криминализации и теневизации общества, во все большем отчуждении населения от правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву. С другой стороны, смысловым центром проводимых реформ является ориентация на формирование, в России гражданского общества, неотъемлемым атрибутом которого является правовое государство. А это предполагает специфический тип и высокий уровень массового правосознания и правовой культуры, никогда не существовавших в границах России, поскольку здесь всегда, во все исторические периоды, власть доминировала над правом.

Актуальность такого исследования, на наш взгляд, обусловлена, прежде всего, кризисным состоянием правовой культуры и правосознания студентов в современной России. Происходящие трансформации в этой сфере, безусловно, имеют социальные корни и причины, и рассматриваться должны в единстве с ними как социальный процесс. Задача объективного научного исследования природы этих трансформаций и возможных путей их предупреждения является в настоящее время неотложной и требует решения. В то же время, анализируя имеющиеся научные публикации по этой проблеме, можно констатировать отсутствие единства в понимании специфики российской правовой культуры, недостаточную теоретическую

разработанность самого этого понятия, наконец, методологическую слабость в подходе к предмету изучения. Тем самым выявляется ряд факторов, теоретико-методологического порядка, определяющих актуальность социологического изучения правовой культуры у учащейся молодежи. Однако использование теоретико-методологического арсенала современной социологии применительно к изучению правовой культуры пока что остается явно недостаточным. В силу действия простой инерции и наличия некоторой междисциплинарной отчужденности правовая культура как предмет анализа остается на периферии социального знания, не получая адекватного исследовательского внимания.

Таким образом, актуальность предпринимаемого нами исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретико-методологической разработанностью понятия правовой культуры в социологическом аспекте и необходимостью выхода на адекватный запросам времени уровень, а с другой, - назревшей практической потребностью в научном осмыслении природы происходящих процессов криминализации общества методами социологического анализа.

Степень научной разработанности темы. Правовая культура является важнейшей составной частью культуры общества, ее становление, развитие и функционирование обусловлено развитием общества.

Социально-философские проблемы современного общества получили глубокий анализ в трудах П.В. Алексеева, А.С. Ахиезера, В.С. Барулина, В.В. Ильина, В.Е. Кемерова, Н.И. Лапина, К.Х. Момджяна, М.Н. Руткевича, В.И. Франчука и др.

Социологические проблемы современного общества, изучение механизмов, лежащих в основе социальных процессов, а также социологические проблемы общественной трансформации нашли освещение в работах Ю.Е. Волкова, М.К. Горшкова, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Г.В. Осипова, Д. Ритцера, П. Штомпки, А.М. Яковлева и др.

Проблемы формирования правовой культуры как составляющей процесса развития гражданского общества и социального самоуправления затрагиваются в работах таких авторов, как А.Н. Аринин, Г.В. Барабашев, Ю.А. Веденеев, З.Т. Голенкова, В.П. Любин, Л.С.Мамут, С.Л. Серебряков, С.Л. Соловьев, М.Ф. Черныш, В.И. Шмаков и др.

Современная социология также проявляет интерес к изучению феномена правовой культуры российского общества. Наиболее значимые исследования последних лет, посвященные изучению правовой культуры, проблемам ее формирования нашла свое отражение в творчестве социологов Северо-Кавказского региона, среди которых можно выделить: Т.Б. Берсирова, Н.М. Белгарокову, Ю.В. Дулина, Я.В. Зубову, М.Б. Новичкову, А.В. Куликову, И.Ю. Смоленского.

Таким образом, феномен правовой культуры представляется нам достаточно широко исследованным в рамках традиционной проблематики правоведения и в связи с конкретными политико-правовыми реалиями. В то же время он практически мало исследован как социальное явление, в частности, как нормативное, социорегулятивное образование, как конститутив социально-правового и жизненного пространства личности. Но, несмотря на повышение интереса социологов к правовой тематике, в том числе и к вопросам формирования правовой культуры молодежи, а также, несмотря на обилие теоретических подходов, в научном сообществе еще не сформировался комплексный подход к данной проблеме. Настоящее исследование представляет собой попытку восполнения этого пробела с использованием методологических средств современной социологии.

Цель работы заключается в исследовании социокультурных основ и уровней формирования правовой культуры студенческой молодежи.

Из данной цели вытекает необходимость постановки и решения конкретных исследовательских задач:

определить теоретико-методологические подходы к изучению понятия и сущности правовой культуры как меганормативного регулятора социального поведения;

рассмотреть правовую культуру в сфере предупреждения преступности в студенческой среде;

раскрыть уровни правовой культуры студенческой молодежи;

обозначить место правового воспитания и обучения как важнейших средств формирования правовой культуры студенческой молодежи в Республике Адыгея;

определить сформированность правовой культуры студентов в современном обществе;

выяснить социальные перспективы студенческой молодежи в современном российском обществе.

Объектом диссертационного исследования выступает правовая культура студенческой молодежи в современном российском обществе.

Предмет исследования – правовая культура как фактор предупреждения преступности и социализации в сфере студенческой молодежи.

Гипотеза исследования. Низкий уровень правовой культуры россиян наиболее заметно влияет на криминализацию населения. Важными причинами выступают: экономические и распределительные отношения, политическая и социальная нестабильность, недостатки культурно-бытовых условий жизни людей, низкий уровень культуры студенческой молодежи, основными характеристиками которого являются: низкий уровень духовно-нравственных ценностей, находящихся в арсенале индивида; отсутствие стремления к расширению объема нравственных и правовых знаний и представлений о жизненно важных ценностях; низкий потенциал нравственного и правового сознания и низкий образовательный уровень (интеллектуальные качества).

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды крупнейших современных социологов, таких, как П. Бурдье, Э. Гидденс, Д. Норт, П. Бергер, Т. Лукман.

Большую роль в разработке этой проблематики и в целом в исследовании сыграли идеи и концепции русских социологов, философов, теоретиков права – Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева и др.

В разработке проблем, связанных с деформациями отечественной правовой культуры в ходе развития социокультурного кризиса и в связи с негативными аспектами осуществления социально-экономических реформ, были использованы подходы Э. Дюркгейма и Т. Селлина к феномену социальной аномии и поведенческих девиаций, концепция когнитивного вакуума Г.Дилигенского, некоторые идеи Т.И. Заславской. При определении перспектив формирования в России правовой культуры, адекватной требованиям гражданского общества, использовались теоретико-методологические подходы, развиваемые в области изучения гражданского общества и социального самоуправления В.C. Нерсесянцем, З.П. Голенковой, Л.С. Мамутом и другими авторами.

Эмпирическую базу исследования составили материалы региональных научно–практических конференций по проблемам формирования правовой культуры; материалы социологических исследований, проведенных автором в 2008-2009 гг. Исследованием было охвачено 1200 студентов двух учебных заведений Республики Адыгея среди студентов юридического факультета Адыгейского государственного университета (АГУ) и учащихся филиала Московской открытой социальной академии (МОСА).

Эмпирической основой для обобщения и выводов послужили научные работы вышепредставленных авторов и данные исследования.

Научная новизна исследования. В ходе исследования были получены определенные результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:

выявлены теоретико-методологические подходы к изучению понятия и сущности правовой культуры как меганормативного регулятора социального поведения;

произведен социокультурный анализ правовой культуры в сфере предупреждения преступности в студенческой среде;

раскрыты уровни правовой культуры студенческой молодежи;

обосновано, что правовое воспитание и обучение являются важнейшими средствами формирования правовой культуры студенческой молодежи в Республике Адыгея;

изучена степень сформированности правовой культуры студентов в современном обществе;

определены социальные перспективы студенческой молодежи в современном российском обществе.

Положения, выносимые на защиту:

1. В научной литературе до настоящего времени нет достаточного единого подхода к определению понятия «правовая культура», что обусловлено сложностью и содержательным богатством указанной категории.

2. Рост преступности происходит из-за низкого уровня правовой культуры учащейся молодежи.

3. Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры граждан в социуме.

4. Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры студентов является правовое воспитание и обучение. Правовое воспитание студентов неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания».

5. Низкий уровень правой культуры студентов объясняется тем, что в настоящее время вопросы правовой культуры не находят достаточного отражения в образовательном процессе ВУЗов.

6. В XXI веке особо остро стоит проблема бережного отношения к ценнейшему ресурсу нации - ее молодому поколению, так как оно в виде массы безработной и не имеющей квалификации молодежи может превратиться в реальную угрозу социальной целостности, гармонии и стабильности развития российского общества.

Методологическую основу настоящего исследования составляют сравнительно-правовой метод и системный подход к объекту изучения, а также иные методы научного познания: исторический, логический, сравнительный.

В соответствии с целью, задачами и методологией исследования были использованы следующие методы исследования:

теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному;

различные виды анализа – сравнительный, структурный;

эмпирические: наблюдение, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в углублении и конкретизации социологических знаний в области социологии культуры в условиях модернизации российского общества. Полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретико-методологической базы для дальнейшего исследования правовой культуры общества в целом и правовой культуры молодежи в частности. Данная работа может быть использована в преподавании таких дисциплин, как социология права, социология культуры, философия права, обществознание.

Апробация результатов работы.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета. Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах и сообщениях на следующих конференциях: Всероссийская научная конференция молодых ученых и аспирантов «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп 2006, 2007, 2008, 2009); Межрегиональная научно-практическая конференция «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе» (Майкоп, 2009); IV международная научно-практическая конференция «Совершенствование правовых форм международного сотрудничества в современных условиях», (Ереван, 2009).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях, общим объемом 4,2 п.л.

Структура диссертации. Цель и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Понятие и сущность правовой культуры

Слово «культура» ведет свое происхождение от латинского глагола coleve, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально под культурой понимали процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако сейчас, в это слово принято вкладывать совершенно иное содержание. Культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение. Неотъемлемой частью общей культуры является правовая культура. В широком смысле она включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.). Главное в правовой культуре, как подчеркивает известный ученый-юрист С.С. Алексеев, «высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства».2

Правовая культура в узком смысле - это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры — социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, а активно включается в решение общественных проблем.

Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания.. Поэтому правовая культура охватывает психологические элементы (правовую психологию) идеологические элементы; (правовую идеологию), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение).

Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную. Правовая культура личности тесно связана с ее правосознанием, но представляет собой более широкое явление, так как включает в себя юридически значимое поведение человека. Правовая культура общества характеризует качественное состояние правовой жизни общества, которая зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной, правоохранительной; деятельности; от степени совершенства всей системы правовых актов; Большое: влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая-культура государственныхорганизаций и служащих.1

В; целях упорядочивания:социальной;жизни люди; издревле создавали и утверждали законы. Первые из дошедших до нас-законы: Хаммурапи (1:792— 1750 гг. до н.э;). Мы не имеем? сведений об отношении-: к: ним: живших: тогда людей, но, можно; утверждать, что законы обладали силой оружия,. силойч государства. И1 ещё - авторитетом.богов..Например, в,представлении древних египтян,, правду, справедливость и: правосудие олицетворяла богиня- Маат. Судьи считались ее жрецами. Древнеиндийские: законы-Ману, мифического бога — прародителя5 людей, представляют собой-смесь норм- обычного права, моральных норм, религиозных предписаний.

Естественно, что люди по-разному относились к праву в зависимости от того, какое место занимали на общественной лестнице. Следовательно, различной по содержанию была их правовая культура. Вместе с тем, понимая; несовершенство права, ещё в древние времена мудрые люди отмечали полезность многих законов для установления порядка, безопасности государства, развития хозяйства. Государство, в котором граждане повиновались законам, могло избежать внутренних войн.... В Элладе граждане, достигшие совершеннолетия, давали клятву в единомыслии: «И я буду слушаться властей... и повиноваться установленным законам... И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми».1 Всё это свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древних цивилизаций.

Правовая культура феодального общества формировалась под влиянием религии, обычаев и ритуалов. Библейские тексты имели силу закона. Средневековое население было безграмотно. Люди верили в различные знамения, чудесные исцеления, видения. В судопроизводстве часто применялся «божий суд», который в действительности означал победу сильного над тем, кто послабее. Право основывалось на силе. Убийство на поединке, во время турнира, не считалось преступлением. Правым оказывался не тот, кто поступил справедливо, а тот, кто выходил победителем.

Правовая культура средневековья допускала жестокость как средство обеспечения законопослушания. Иногда насилие принимало обличив закона. «В самом деле, - писал французский просветитель Ж.-Ж. Руссо, - первый из законов - это лишь бесполезное средство, придуманное неглубокими умами, чтобы заменить страхом то уважение, которого они не могут добиться иным путём». В буржуазный период правоведы поднимали вопрос о расхождении в самом содержании права. По их мнению, право должно было включать в себя правду, справедливость и свободу не только во внешних проявлениях, но и во внутренних, т.е. народ должен не только выполнять свои обязанности, но и понимать их необходимость, признавать их. В России правовая антикультура имеет давние и глубокие корни. Трудно было внедрить- веру в непогрешимость и справедливость права. Русский народ понимал свои обязанности лишь по отношению к общине. Вне её он видел насилие над собой, принуждение. «Вопиющая несправедливость одной части законов вызывала в нём презрение к другой. Полное неравенство перед судом убивало в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же поступает правительство. Это тяжело и печально для нашего времени...».

К проблеме формирования правовой культуры обращались Р.Ф. Иеринг, К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, С.А Муромцев, Л.И. Петражицкии. Праву отводилась важная воспитательная роль. «Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематические упражнения воли.... Право — по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создаётся только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия».2

Уровни правовой культуры студенческой молодежи

Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культурьі, работников правоохранительных органов и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры и включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности). Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно, считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат. деятельности в правовой сфере. Не следует относить, к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является профессиональным долгом юриста и заключается? в обязанности безупречно служить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность имеет" три уровня:

пассивный субъект права, при самой добросовестной и энергичной работе остается в, рамках заданного или первоначально найденного способа действия;

эвристический субъект права, имея достаточно надежный способ решения1 своей задачи, продолжает анализировать состав структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели, и задачи; что приводит его1к открытию- новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;

творческий субъект права, здесь обнаруженная закономерность становится не эвристическим - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности.1

В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры обыденную, профессиональную и доктринальную.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер.

Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоприменительных органов. Практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.2 Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма і правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается. коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический І источник права.

Правовая культура вьутолняет три основные функции: познавательную. (заключается в освоении правового наследия и достижении отечественного и зарубежного права), регулятивную (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка) и нормативно-аксеологическую (состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства).

Анализ состояния правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым надо стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние4 дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и формирования гражданского общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому, политическому и духовно-культурному строю права и свободы человека и гражданина.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

психологический элемент (правовая психология);

идеологический элемент (правовая идеология);

поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность, включая правосознание, умение и навыки подчинения своего поведения требованиям юридических норм.

Правовая культура общества - это уровень правосознания и активности общества, степень прогрессивности юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из:

1) степени правосознания и правовой активности общества;

2) степени прогрессивности юридических норм (уровень развития общества, юридической техники и т.п.);

3) степени прогрессивности юридической деятельности (культуру правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью общей культуры и характеризуется следующими факторами:

1) реальной потребностью в праве,

2) состоянием законности и правопорядка в стране;

3) степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.1

Культура общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении многих веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические, а также моральные ценности.

Правовая культура является составной частью общечеловеческой і культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и І действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности, обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как. непреложные культурные ценности.

Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в4себя прогрессивные достижения правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, а именно право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества ри судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корна:, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловлены е социальным, экономическим и духовным строем общества внутренш состояние его правовой жизни.

Воспитание и обучение как важнейшие средства формирования правовой культуры

Модернизация отечественного образования актуализировала проблемы правовоспитательного процесса в России. Не случайно В.В. Путин, выступая на заседании Госсовета РФ 29 августа 2001г., .заметил: «Развитие образования в стране - это далеко не только престиж нашего государства, хотя и это важно. Развитие образования - это задача общенациональной значимости».1 Выстраивание новой системы модернизации общества столкнулось с необходимостью определить сущность таких важных юридических конструкций, как «правовая культура», «правовое сознание», «правовое образование», «правовое воспитание».

Следует заметить, что они не являются чисто юридическими и заключают в себе первоначальный смысл, заложенный в них другими науками, в частности педагогикой, психологией, социологией, культурологией.

Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.2

Выступая на Гражданском форуме 29 января 2008 года, Д.А. Медведев затронул правовые аспекти сегодняшней России. В частности, он назвал Россию страной правового нигилизма.

«Главное в правовом государстве - это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес»1, отметил Д.Медведев. Для повышения этого уровня, уверен он, необходимо отладить систему правового просвещения таким образом, чтобы к ней были подключены школы, клубы, СМИ.

Особые надежды Д.А. Медведев возлагает на общественные объединения, в том числе и на Ассоциацию юристов России (АЮР). «Общественные объединения, включающие и Ассоциацию юристов России, должны уходить от восприятия себя как исключительного профессионально закрытого сообщества, - подчеркнул он. - Задача общественных объединений юристов - быть ближе к реальным потребностям наших людей». Среди плюсов работы АЮР - развитие региональной сети и открытие бесплатных консультаций для граждан.

Наконец, требуется совершенствовать систему правового образования. «Дело не должно ограничиваться повышением качества профессионального обучения потому, что наша страна нуждается не только в профессионально подготовленных кадрах, - отметил Д.А.Медведев. - Нужны и просто творчески мыслящие самостоятельные люди, способные взять на себя ответственность за судьбу страны. Уверен, что все это в максимальной степени относится и к молодым юристам, к тем, кто будет законодательно участвовать в их реализации».2

«Стержень правового государства - это организация исполнения законов, - заявил Дмитрий Медведев. - Для этого мы должны иметь людей, которые способны качественно эти законы применять». Подобный замысел осуществим только при условии эффективной организации правового воспитания.

Выделяют следующие формы правового воспитания:

а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы знакомство-с текстами нормативно-правовых, актов и др.);.

б) формирование правосознания и правовой культуры в семье;

в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику;

г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях; .

д); профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи; гимназии ишр.) и высших учебных заведениях;

е): популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение" публичных лекций; выпуск книг и брошюр);

ж) система юридической учебы (курсы» повышения, квалификации; подготовки и переподготовки кадров)- должностных: лиц; органов государственной власти- и- управления (особенно правоохранительных органов);1

Однако, не менее важна, для правового- воспитания? и: юридическая? практика . Если- жизненный опыт человека, расходится? с; официальными? просветительскими установками; то- приоритет неизбежно будет, за жизненным опытом; Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от" качества законодательства, практики и форм правоприменения; состояния судебной защиты прав и свобод, человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы; чем от усилий правовой пропаганды.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном российском обществе, что правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации1.

Укрепление норм воспитанности. в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание как процесс — это средство, а сознание как результат — цель.

Обратимся к определениям правового воспитания отдельных авторов.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.2

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности4 многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения3.

А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда - продолжает автор - возникает «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во-внутреннюю потребность соблюдать закон» .

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»2. Каждое1 из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но. все они объединены общим- пониманием необходимости формирования в человеке идеи-права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание- есть, формирование. уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие-чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции..

Правоведы-практики, указывают на юридический аспект понятия «правовое- воспитание» как особой разновидности юридической практики . связанной со становлением в. России правовой государственности3. В современную действительность- входят такие понятия, как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», это говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности. Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общуюправовую культуру граждан.

Социальные перспективы студенческой молодежи в современном российском обществе

Молодость - это определенный этап созревания и развития индивида между детством и взрослостью. Студенческой молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в будущем будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы.

Современное российское общество находится на сложном противоречивом этапе развития. Совершенствование всех сторон жизни общества во многом зависит от человеческого фактора, непосредственного участия личности в процессах трансформации. Оно обусловлено взаимоотношениями личности и общества на данный момент, характером их взаимодействия, изменением личности и адекватностью, стабильностью, динамизмом общественных отношений.

Российское общество в условиях всесторонней структурной ломки, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на молодежь. Меняется ее положение в обществе, происходит кардинальная смена ценностных приоритетов и ориентиров.

Не так давно студенчество России вступило в XXI век, который предстает перед нами в координатах модернизации, глобализации , и доминирования информационных технологий - век «глобальных инноваций» во всех сферах общественной жизни: в образовании, культуре, экономике, политике.

Вековая история развития мировой цивилизации показала, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является система образования как один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Особая роль при этом принадлежит высшему образованию, которое обеспечивает подготовку специалистов-профессионалов, представляющих «интеллектуальный портрет» той или иной страны.

В настоящее время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистах нового типа, соответствующих условиям современного развивающегося мира, обладающих высоким профессионализмом, повышать который, в первую очередь, должны университеты и другие высшие школы.

Сегодня остро стоит вопрос - каким должен быть университет в XXI веке? Прежде всего, ВУЗ должен выполнять функцию формирования гармонично развитой, социально активной, творческой, целеустремленной и ответственной личности, способной уметь реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию-и идентифицировать себя в социальном пространстве.

Основные цели и задачи российского высшего образования вХХЬвеке видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении и развитии национальной культуры, культуры межэтнических отношений. Необходимо также обеспечить условия для успешного воспитания патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью, уважающих права и свободы людей. И, наконец, особо важной задачей становится формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

В1 эпоху глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамики становятся информация, наука и образование. Таким образом, конкурентоспособным будет человек, освоивший основы наук, владеющий і-новейшими способами восприятия и передачи информации, образованный И практически подготовленный; прежде всего в профессиональном, языковоми мировоззренческом контекстах. В условиях быстро меняющегося мира необходимо! развивать у студентов способность к самостоятельному освоению новых знаний, умение пользоваться новыми средствами получения и обработки информации, позволяющих постоянно повышать уровень своего образования и интеллектуального потенциала.

XXI век признается веком информационных технологий, широкое распространение которых поставило новые проблемы и открыло новые перспективы перед системой образования в целом и перед высшим образованием в частности.

Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением- самосознания молодых людей, их самоопределением,-самоактуализацией, самоутверждением и, саморазвитием: На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения- являются-объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации;

Однако нужноиметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития1 личности, делать его неполноценным. Осмысление такойї ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это нестрашно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое- некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации. I

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой - обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.1

В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации Другими словами, многое зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Похожие диссертации на Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : социологический анализ