Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей Краснова Людмила Владимировна (1983-)

Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей
<
Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Краснова Людмила Владимировна (1983-). Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Тамбов, 2007.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/294

Введение к работе

Актуальность исследования. Кластеризация может рассматриваться как специализированная форма, выражающая особую плотность корпоративной сопричастности групп экономического объединения предприятий (холдинги, тресты, картели и др.), в том числе и характеризовать тамбовских предпринимателей. Возникновение новых, достаточно причудливых по тендерному и профессиональному составу социальные страт, демонстрирует все большее взаимовлияние экономических и социальных факторов человеческого общежития. В них происходит коренное трансформирование мотивов участия не только внутри социальных групп, но и в тех процессах, которые предшествуют их появлению. Исследование таких общностей и процессов их формирования подчеркивает актуальность возможной дискуссии о социальной кластеризации как относительно новой категории современной социологии

Сегодня подходы к изучению процессов кластеризации, в век колоссальных, быстротекущих, неумолимо происходящих экономических, политических, социокультурных трансформаций, серьезно меняются. Вследствие этого меняется и статус социологии — она все чаще обращается к изучению нетипичных для нее объектов, явлений и процессов современной реальности. Кризис научного рационализма, трансформация традиционной со времен О.Конта позитивистской модели познания, синтез гуманитарного и естественнонаучного знания, использование мультипарадигмальных подходов и методов неизбежно ведут к устранению междисциплинарных границ и развитию междисциплинарного подхода к анализу духовной жизни общества.

Все новые формы экономических объединений, мультипарадигмаль-ность современных управленческих реформ, напряженный поиск духовной сверхзадачи единства жизни нашего общества показывает, что понятийная

база современной социологии может и должна расширяться за счет междисциплинарных и заимствованных из других областей научного знания категорий. Во всяком случае, трудно признать нормальной ситуацию, когда заведомо новая реальность, масштабные, хотя и предсистемные объединения людей в социальные кластеры практически не находят своего отражения в категориальном аппарате современной социологии.

Думается, что социальная кластеризация - одна из любопытнейших проблем теоретической социологии, где именно тенденции духовного единства, сопричастности и общности духовных ценностей являются наиболее важными, необходимыми условиями социогенеза и проявляются наиболее ярко. В последних ежегодных Посланиях Президента РФ к Государственной думе, в ряде региональных программ, в том числе в перспективной программе развития Тамбовского края постоянно встречается идея «точек прорыва», - своеобразных бифуркационных периодов движения регионального народного хозяйства, где учет новых, непривычных факторов есть, по сути, важнейший критерий взвешенности управленческих решений.

Учет сложнейших процессов социальной кластеризации - одно из важнейших направлений роста такого управленческого искусства.

Отметим, наконец, что изучение реальных процессов социальной кластеризации, - это еще и методологически очень удобный «полигон» для верификации методов неклассической социологии в изучении все более сложных феноменов духовной жизни современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Термин «кластер» появился первоначально в естественных науках, и служил для обозначения особой связи элементов (молекул, частиц, астрономических объектов), где собственно системное качество таких связей лишь начинает проявляться (Б. Смирнов, Ю. Петров, С. Губин). Однако история формулировки проблемы социальной кластеризации начинается задолго до возникновения самого термина. Поэтому в работе выделяется несколько фокусов компа-

ративного исторического анализа: проблемы природы групповой сопричастности, природы и форм догруппового коллективизма, что объясняется спецификой целей и задач работы. При этом изложение исторического материала было подчинено единому методологическому и классификационному принципу описания материала не по хронологии, а по методологическим подходам, резко отличающимся по взглядам на природу социальной кластеризации и духовной сопричастности. Назовем лишь некоторые из них.

Например, в рамках «естественнонаучного» подхода глобальные закономерности коллективизма должны являться частным случаем общих законов живой и неживой материи. Здесь любопытны биологизаторские концепции Г. Спенсера, в соответствии с которыми между биоценозами и социогенезом отсутствует принципиальная разница, и идеи У. Мак-Дугалла о «социальных рефлексах». «Субстанциональный» подход трактует формы социальной интеграции и сопричастности как частный случай некой духовной программы, действие принципиально абстрактного метафизического начала (конфуцианское «Дао», «Абсолютная идея» Г. Гегеля, «Мировая воля» А. Шопенгауэра, «соборность» русской мистической философии, гомеостатическое равновесие в антропной теории). Особой разновидностью такого подхода является система концепций циклического движения цивилизаций («эйдетические миры» Платона, «восмеричный путь» в буддизме, работы Д.Вико, СШпенглера, П.Сорокина, Л.Гумилева), где упоминавшаяся метапрограмма является еще и повторяющейся, фатально цикличной.

Представители «экзистенциального» подхода считают важнейшим атрибутом социальных общностей, включая кластерные их морфемы, социально-психологические факторы (А. Камю, Ж.-П. Сартр, С. Кьеркегор, А. Мерло-Понти). Они не раз высказывали мысль о существовании своеобразного «психологического кластера», изначально основанного на боязни признаков социальности и самого желания людей входить в социальные общности.

В необихевиористской традиции обосновывается тезис о наличии своеобразного социального рефлекса к интеграции и сопричастности посредством некоей таинственной совокупности «медиаторов» (А.Скиннер, И. Павлов, Э. Толмен, К. Халл). Отметим, что многие общие, «сквозные» для таких подходов проблемы рассматривались через: бытописание жизни разных по ментальносте социальных общностей в античной историографии (Плутарх, Г. Светоний, Т. Ливии, Геродот); попытки сформировать некий глобальный тип личности («советский человек», «истинный немец»), который постулируется как изначально коллективистский (М. Вебер, О. Шпенглер, М. Розенберг, П. Берк, П. Бергер, Т. Лукман, И. Гофман, М. Хогг, Д. Абраме, Дж. Тернер, Л. Дробижева, Э.Александренков, Н.Шматко); идеи «коллективного бессознательного» в неофрейдизме, которое является собственно «изначальным кластером общежития» (К.Юнг); попытки выделить особые матрицы коллективизма, которые, собственно, и объявляются «геном» совместного социального бытия людей, и др.

Во второй главе работы подробно приводятся и основные разработки теорий собственно групповой сопричастности Природу такого феномена духовной жизни разрабатывали Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Майерс, Л. Фес-тингер, М. Дуглас, В. Ядов, Г. Андреева, трактуя ее либо как меру самостоятельно выработанной причастности к духовным групповым ценностям, либо как объективно необходимо заданный фрагмент социальных групповых ролей. Сопричастность как духовная интегрирующая компонента описывается и в русских средневековых работах («Поучение» В. Мономаха, произведения Д. Заточника, Иллариона, «Слово...», «Задон-щина»), и в работах славянофилов (И. Аксаков, К. Аксаков, А. Хомяков, Ю. Самарин, В. Черкасский), и в русской историографии (Н. Карамзин, В. Ключевский, Н. Костомаров, В. Соловьев).

В целом же приходится констатировать, что проблематика собственно социальной кластеризации и сопричастности, как одного из главных ее

атрибутов, разрабатывалась в истории гуманитарного знания довольно фрагментарно, как своеобразная периферийная проблема социогенеза общежития, причем, чаще всего, на очень абстрактном уровне, что еще раз подчеркивает актуальность избранной проблематики.

Целью исследования является формирование общетеоретической модели социальной кластеризации и апробирование ее для выявления степени и роли групповой сопричастности тамбовских предпринимателей в современном бытии региональных социальных кластеров.

Достижение такой цели подразумевало решения ряда конкретных задач:

проведение классического компаративного анализа имеющихся банков концепций, идей, мыслей и идеологем относительно природы кластеров и групповой сопричастности в истории не только гуманитарного, но и естественнонаучного знания;

формирование сравнительно замкнутой и обоснованной системы социологических характеристик, меток и индикаторов социального кластера и духовных ценностей групповой сопричастности предпринимателей, как его атрибута;

установление обнаруживаемых социологическими методами корреляций групповой сопричастности и социальной кластеризации;

подготовка инструментария, проведение собственно полевого социологического исследования и анализ полученных данных;

апробация принятой авторской теоретической модели на эмпирическом материале.

Объектом исследования была диалектика формирования и бытия духовной сопричастности тамбовских предпринимателей как атрибута процессов региональной социальной кластеризации. Предметом же были закономерности и качественные особенности взаимосвязей такой сопричастности с социальной кластеризацией.

Гипотеза исследования может быть пояснена с помощью следующих общих теоретических положений: все известные классические формы социальных общностей имеют скрытую стадию стартового формирования - социальную кластеризацию; основные предпосылки самих процессов такой стартовой слаборегламентированной кластеризации известны в живой и неживой природе (феномены звездных ассоциаций, пылевой аккреции, дисперсных смесей и др.); степень кластеризации вполне возможно исследовать социологическими методами, в том числе через степень групповой сопричастности предпринимателей, что является не единственным, но достаточно надежным ее критерием.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы послужили идеи:

основоположников социологической науки О.Конта, Э.Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина о предмете социологии, а также концепция социального действия Т. Парсонса и русская деятельностная психологическая школа (работы Л. Выготского, Д. Узнадзе, А. Леонтьева, П. Гальперина и других), касающиеся неизбежности стадийного оформления форм коллективизма в любом известном обществе;

основные принципы естественно-исторического подхода к анализу социальных явлений (материалистическое понимание истории Г. Плеханова, теория общественно-экономических формаций в марксизме, идея ноосферы В. Вернадского);

признаваемые базовыми принципы диалектической связи и отрицания живой и неживой природы (теория абиогенеза, теория «радиальной и тангенциальной энергии» развития общества и человека Т. де Шардена, антропная теория); экзистенциальные и новейшие социологические идеи приоритета человеческого выбора, несводимого полностью к любым социальным условиям.

Кроме того, на формирование интеллектуальной позиции автора прямо повлияли идеи философии русского патриотизма Н. Бердяева, современной социологии духовных коммуникаций.

Эмпирическая база исследования представлена авторским социологическим исследованием «Проблемы региональной социальной кластеризации предпринимателей, студентов и экспертов», проведенного в один этап осенью 2006 года. Генеральная совокупность испытуемых была представлена студентами и преподавателями ТГУ им. Г.Р. Державина, негосударственными предприятиями и фирмами, специализирующимися по 5 ведущим направлениям в г. Тамбове. Такая стратификация генеральной совокупности связана со спецификой фокусной проблематики. Общий объем выборки — 342 человека.

Кроме того, в эмпирическую базу работы вошли данные авторского социологического исследования «Студенты ТГУ им. Г.Р. Державина о мещанстве», проведенного в ноябре 2004 - феврале 2005 г. в один этап, с простой механической выборкой 370 чел.; данные эмпирических исследований, проведенных социально-политическим центром «АПТАЙМ» ТГУ им. Г.Р. Державина («Имидж и брэнд ТГУ им. Г.Р. Державина», «Проблемы оптимизации воспитательной работы в ТГУ им. Г.Р. Державина»), а также эмпирические данные более 10 социологических исследований, осуществленных социологической исследовательской группой под руководством проф. И.А. Федорова в 2000-2006 гг., в которых автор принимал личное участие.

Научная новизна выражена в:

уточнении денотата понятий групповой сопричастности и социального кластера через выделение системы их социологических характеристик, включая функциональную определенность; описании специфики их взаимосвязей;

получении, систематизации и анализе эмпирических данных о духовных ценностях групповой сопричастности тамбовских предпринимате-

лей как об одном из важнейших индикаторов состояния региональной социальной кластеризации;

уточнении классических социологических моделей динамики социальных общностей и обосновании роли предпринимательских кластеров как надежного социологического показателя развития групповой сопричастности;

описании возможностей и социальных технологий современного управления движением социальных кластеров («кластеринга»).

Теоретическая значимость работы выражена в:

описании предпосылок социальной кластеризации, используя данные современных естественных наук;

уточнении и описании процессов догрупповой социальной сопричастности как прямого пути образования социального кластера; определении сходства и различий социальных кластеров и внешне похожих на них форм экономического объединения предприятий (холдинги, тресты, картели и др.); выделении базовых противоречий и социологических индикаторов духовных ценностей групповой сопричастности как атрибута социальной кластеризации;

выделении возможных сценариев формирования социального кластера, в том числе для социальной страты предпринимателей.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов работы в социологии духовной жизни, социально-экономической диагностике и прогностике, в современном менеджменте и маркетинге, логистике, а также в подготовке соответствующих разделов обучающих курсов по общей социологии, групповой социологии, социологии лидерства, элитологии, экономике, экономической социологии, социологии организаций, практическому менеджменту и маркетингу, регионо-ведению, социальной психологии, имиджмейкингу и брэндингу. Кроме того, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы

в управлении малыми предприятиями в вопросах реструктуризации, кластеризации и развития региона.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Духовная сопричастность - естественное условие формирования любой формы социальной общности; особенно трудно и стихийно идет такое формирование в предпринимательском кластере. При этом социальная кластеризация связана отношениями наследования и диалектического отрицания с рядом процессов, которые давно изучают естественные науки.

  2. Сам факт постепенного становления духовной сопричастности, в том числе для страты предпринимателей, показывает, что социальный кластер не копирует природные процессы, но объединен с ними главным признаком: он представляет собой, в первом приближении, предсистемные объединения (но не простую совокупность) социальных элементов, чаще всего социальных страт, групп, отдельных предприятий и фирм. Таким образом, главным социологическим индикатором предпринимательского кластера является именно предсистемность объединения духовных ценностей.

  3. Именно движение ценностей духовной сопричастности является сквозным, универсальным процессом объединения в любое организационное целое ранее разрозненных элементов, в том числе и в ходе образования предпринимательских кластеров. Такое движение показывает, что любая классическая социальная группа всегда была (или является) элементом кластера; но не всегда кластеризация непременно ведет к образованию социальных групп.

  4. Основными характеристиками социальной кластеризации, помимо предсистемности и постепенного углубления духовной сопричастности, являются: межгрупповое лидерство; унификация некоторых функций (например, рекламных, маркетинговых, представительских) элементов кластера; опробование уже духовных ценностей уже известных форм экономического объединения (холдинги, синдикаты, картели); осознание необ-

ходимости групповой сопричастности, корпоративной этики и общего брэнда у заметной части руководителей и управленцев.

  1. Базовым противоречием всей сложнейшей системы процессов формирования кластеров является противоречие между постепенно формирующейся необходимостью вхождения в кластер и нежеланием образовывать классическую социальную группу.

  2. Многие современные формы объединения предпринимателей показывают факт активного, но во многом стихийного поиска приспособления современного менеджмента к реалиям социальной кластеризации, показывают масштаб попыток приспособления к преимуществам последней во всех развитых странах. Примером может служить программа изучения проблем социальной кластеризации Администрации области и программа деятельности научно-исследовательской группы под руководством д.э.н., проф. В.М. Юрьева на базе ТГУ им. Г.Р. Державина.

Апробация результатов исследования. Материалы работы апробированы в авторских публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях («Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» Материалы всероссийской Интернет-конференции 22 марта 2004 г., «Современная политология о современном развитии российского общества», Тамбов, ноябрь 2006 г., «Глобальные проблемы современного регионального управления», Тамбов, май 2006 г., в работе и дискуссиях научно-исследовательской группы по изучению проблем социально-экономической кластеризации под руководством ректора ТГУ им. Г.Р. Державина, проф. В.М. Юрьева, в выступлениях на заседаниях городского дискуссионного клуба «Диалогос», в плановой работе социально-политического центра «АПТАЙМ» при ректоре ТГУ им. Г.Р. Державина проф. В.М. Юрьеве, в выступлениях на заседаниях аспирантско-преподавательского клуба кафедры теоретической и прикладной социологии под руководством д.с.н., проф. И.А. Федорова, в чтении авторских

обучающих курсов по социологии, менеджменту, в консультационной работе по бизнес-планированию с рядом фирм, в обучающих курсах для слушателей Тамбовского колледжа социокультурных технологий по бизнес-планированию, в оргдеятельностных играх и тренингах по имиджело-гии, брэндингу и социопсиходиагностике под руководством д.с.н., проф. И.А. Федорова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, заключения и приложений; иллюстрирована схемами, таблицами, гистограммами.

Похожие диссертации на Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности : на примере тамбовских предпринимателей